Примеры апперцепция: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

Содержание

17. Апперцепция и ее характеристика. Перцептивные действия.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта.

Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности.

Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.

Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых, восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечива­ющих данный акт восприятия.

Перцептивные действия — основные, структурные единицы про­цесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Осмысление состоит из этапов:

  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом.

Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И. М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия — результат рефлекторной деятельности анализаторов.

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении

проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений).

2. Константность — окружающие объекты воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Мы отвлекаемся от помех, сосредоточиваясь на главном, не замечая мелких изменений, которые впоследствии могут накопиться и, проявившись, привести нас в состояние шока. Например, родители могут внезапно обнаружить взросление сына, директор может обнаружить, что его заместитель как профессионал его давно перерос. Эта тенденция к стабилизации образа может привести к тому, что руководитель не замечает наличия конфликтной ситуации в коллективе, пока не возник соответствующий инцидент.

4. Осмысленность —

восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Понимая, мы называем предметы и определяем значимость их для нас. Каждый предмет относится к соответствующей категории предметов, имеющих свои свойства и выполняющих определенные функции. Если мы, осмысливая какой-либо объект, ошиблись в чем-то основном, то можем неправильно интерпретировать и детали. Возможно на основании оговорки сделать далеко идущие выводы. Например, рабочий оговорился и назвал руководителя вместо Николая Николаевича Николаем Владимировичем. Начальник может это расценить как неуважение к нему и приписать работнику цель сменить работу.

5. Избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. То, что при восприятии находится в центре внимания человека, называется объектом (фигурой) восприятия, все остальное — фоном.

Для того, кто аккуратно посещает занятия в отделе технического обучения с целью получения высшего разряда, доказательства, формулы, выводы преподавателя будут объектом, а приводимые им иллюстрации — фоном восприятия. Объект содержательнее, богаче, чем фон. Он лучше усваивается и запоминается. Человек мыслит об объекте, но не о фоне. Но объект может перейти в фон, а фон обычно стремится стать объектом восприятия. Вот почему на собрании, инструктаже, серьезной беседе с подчиненными следует очень осторожно приводить яркие примеры, рассказывать об интересных случаях, фактах. Чтобы они оставались фоном, на них не следует задерживать внимание, а говорить о них быстрее и тише. А объект восприятия необходимо выделять интонацией, неоднократным повторением, постановкой вопросов и диалогом с подчиненными.

восприятия, трансцендентальная, временная, общая, Вундта

Апперцепция – это одно из фундаментальных свойств человеческого восприятия. Как наши глаза фокусируются на определенном предмете, обеспечивая отчетливое изображение, так и мозг фокусируется на определенном образе, фиксируя его в нашем восприятии. Апперцепция не является врожденной, а формируется у человека по мере накопления жизненного опыта. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, какой бывает, как проявляется и какое значение имеет для нашей жизни.

История понятия

Апперцепцию впервые описал ученый Лейбниц. В своих работах он рассказал про рефлекторные акты и восприятие. Следом за Лейбницем апперцепцию изучал Кант, который этим термином обозначил самосознание.

Каждый ученый трактовал способ восприятия по-своему:

  • Лейбниц утверждал, что апперцепция – это ощущения, которые человек осознает.
  • Для Канта апперцепция представляла собой врожденную способность сознания, которая сопровождается естественным процессом познания окружающего мира и себя изнутри.
  • По мнению Гербарта восприятие является слиянием новых идей с теми, что отложились в сознании из прошлого.
  • Альфред Адлер создал такое понятие, как схема апперцепции. Речь идет о совокупности индивидуальных представлений личности, которые касаются окружающего мира и людей. По его словам поведение индивида в большинстве случаев определяется психологическим процессом.
  • Ученый Вундт склонялся к тому, что апперцепция представляет собой психический процесс, используя который человек осознает свои мысли и восприятие.

В 19-20 веке разные ученые стали развивать понятие восприятия. С его помощью специалисты объясняли новые факты, используя прошлый опыт.

Особенности

Восприятие обладает определенными свойствами. Их можно обозначить как осмысленность, константность и предметность. Первое свойство заключается в различном восприятии разными людьми одного и того же предмета. Причина такого феномена в том, что у каждой личности свой накопленный опыт, на который она опирается. Второе — несмотря на меняющиеся условия, восприятие свойств предмета остается относительно независимым. Третье свойство говорит о том, что все впечатления окружающего мира люди относят к различным предметам и явлениям (синее небо, звук человеческого голоса и так далее). С предметностью связана осмысленность. К полученным новым впечатлениям всегда примешиваются прошлый опыт, знания, на их основе человек узнает предмет.

Виды апперцепции

Апперцепция в психологии – это состояние человека, которое зависит от восприятия и содержания психологической жизни индивида, особенностей отдельной личности, также имеющегося опыта. Люди запоминают наиболее важные моменты для себя, которые связаны с личными интересами или увлечениями.

Существуют следующие виды апперцепции:

НазваниеОписание
Трансцендентальная апперцепцияСложный термин, который предложил ученый Кант. Он уверен был, что апперцепция у человека присутствует с рождения, как субъект самосознания. Явление больше выступает основой для новых данных и количество опыта совершенно не имеет значения. Трансцендентальная апперцепция является частью человеческой личности, независимо от накопленных знаний за всю жизнь. a b c Руны, Дагоберт Д. (ред.), Философский словарь
, Littlefield, Adams, and Company, Totowa, NJ, 1972.
  • Липпс, Теодор. Vom Fuehlen, Wollen und Denken.
    Лейпциг, Verlag von Johann Ambrosius Barth, 1902. См. Страницы 6-7.
  • Суждение и истина в ранней аналитической философии и феноменологии
    . изд. Марк Textor. Springer, 2013. С. 14f.
  • Адлер, Альфред (2011). «Наука о жизни»
    . CS1 maint: обескураженный параметр ( ссылка )
  • Отт, Кристофер, Эволюция восприятия и космология вещества
    , iUniverse, 2004.
  • Классификация апперцепции в психологии

    Существует определенная классификация апперцепции, учитывая современные психологические учения:

    Название Описание
    Временная апперцепцияЭмоциональное восприятие окружающего мира. Временная апперцепция формируется за счет эмоций, чувств, настроения и ощущений у человека, которые преобладают в определенной ситуации. Восприятие окружающего мира происходит ситуативно под влиянием эмоциональных установок. Изменение временной апперцепции наблюдается по мере смены настроения человека.
    Устойчивая апперцепцияФормирование восприятия происходит в каждом случае индивидуально. Устойчивая апперцепция строится за счет привычек, мировоззрения, образованности и взглядов человека. То же самое касается образования, личного мнения и интеллектуального развития.
    Социальная апперцепцияОтдельный вид апперцепции, который формируется в ходе восприятия окружающего мира. Это различного рода явления или предметы. При помощи социальной апперцепции анализируются большие группы людей. У каждого человека формируется более пристрастное и субъективное мнение по сравнению с восприятием предметов или явлений.

    Апперцепция является сложным психологическим процессом, который помогает человеку воспринимать окружающий мир, различные явления, предметы, людей. Он способен выдвигать определенные гипотезы в отношении всех этих объектов, руководствуясь старыми знаниями и навыками, получая новые.

    Законы и факторы

    Факторы, законы и эффекты:

    1. Фактор замкнутости. Человек лучше воспринимает замкнутые фигуры.
    2. Фактор «общая судьба». Предметы объединяются зависимо от происходящих изменений.
    3. Закон «хорошего продолжения». Восприятие протекает по линии, искривленной меньше других.
    4. Фактор группировки без остатка. Предметы делятся на отдельные группы.
    5. Эффект сходства. Предметы группируются по цветам, размерам, форме.
    6. Эффект близости. Находящиеся рядом фигуры объединяются.

    Шесть основных законов восприятия вывел М. Вертгеймер — основатель гештальтпсихологии.

    Механизмы перцепции

    Апперцепция в психологии – это восприятие у человека, которое формируется на протяжении всей его жизни. Происходит накопление опыта, появляется внутреннее состояние, определенные установки.

    Чтобы понять механизм апперцепции, необходимо рассматривать ее применение в реальной жизни. Если не опытному человеку представить документы с намеренными ошибками, он их не заметит. Профессионал же в свою очередь сразу определит недочеты.

    Перцепция в психологии формируется по определенному механизму, в котором принимают участие следующие способности человека:

    • мышление с помощью некоторых стереотипов;
    • идентификация окружающих людей, используя определенный тип личности;
    • применение рефлексивных механизмов.


    Для восприятия окружающих человек также использует эмпатию. Явление, которое характеризуется проектировочными способностями. Индивид, формируя свое восприятие, переносит чувства других на себя.

    Диагностика апперцепции

    Исследование восприятия личности осуществляется при помощи специальных тестов:

    Название Описание
    Тест апперцепции символовЧеловеку показывают специфические карточки с изображениями. Специалист уточняет, что все символы взяты из сказок и мифов. Человеку необходимо карточки классифицировать максимально удобным ему способом. Дальше дополнить символы и разделить их по категориям (любовь, игра, власть). Тест позволяет выявить у человека приоритеты, ценность и смысловую направленность личности.
    Исследование тематической апперцепцииВ этой ситуации специалист показывает черно-белые фотографии, таблицы, изображения. Карточки подбираются с учетом особенностей испытуемого (возраст, пол). Человеку необходимо составить сюжеты, глядя на изображения.

    Диагностика апперцепции проводится, если необходимо дифференцировать состояние человека или он проходит проверку перед назначением на важный пост. Тестирование также необходимо, чтобы установить депрессию у пациента или возможные суицидальные наклонности.

    Перцепция и апперцепция

    Перцепция и апперцепция отличаются между собой механизмом восприятия окружающего мира. В первом случае человек просто видит, слышит и чувствует. Информация воспринимается, но осмысление ее не происходит.

    При апперцепции наблюдается формирование сознания и восприимчивости вещей, явлений, объектов, людей. Полученная информация осмысливается при помощи органов чувств, эмоций, желаний, идей и мыслей.

    Через апперцепцию индивид может также познать свой собственный внутренний мир, руководствуясь взглядами, желаниями и интересами. Многочисленные психические составляющие характеризуют личность человека.


    Апперцепция в психологии

    Познание мира и жизни происходит через призму своего собственного опыта. Это может быть страх, комплексы или неудачи. Сюда же относятся различные ситуации в жизни, которые человек больше не желает вспоминать, переживания, возникшие на фоне негативных или положительных обстоятельств. То же самое касается понятия добра и зла.

    В большинстве случаев перцепция и апперцепция являются двумя составляющими, которые дополняют друг друга. Полноценная картинка складывается благодаря тому, что все пережитые моменты сохраняются в памяти, важные они или нет. И при необходимости, человек может снова вернуться к ним, чтобы провести полноценный анализ.

    Примеры влияния прошлого на настоящее

    Предшествующее знание о мире и его объектах обнаруживается всегда. Это не так просто проиллюстрировать. Допустим, вы сидите в кресле, а рядом ребенок собирает какое-нибудь сооружение из кубиков «лего». Если вы задремали, уже увидев, какой бастион возник под его рукой, и пока вы спали, он его разобрал на мелкие, но все же связанные части, то практически без труда, проснувшись, вы сможете вспомнить, к чему относилась та или иная часть.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Рекомендуем: Абстракции и абстрактное мышление

    Апперцепция – это прямое следствие научения. Если бы мы не обладали этим свойством, вряд ли мы смогли бы быстро проводить параллели и понимать, как работать с новым стимулом. Один раз с трудом прочитав предложение, мы бы каждый раз заново учились, что буквы складываются в слова, а каждое слово несет свой смысл. Нам вновь и вновь пришлось бы давать внешним и внутренним стимулам значение.

    Научившись значениям сигналов от органов чувств, мы приобретаем сеть ассоциаций, благодаря которым нам легче интерпретировать стимулы внешнего мира. К примеру, когда вы слышите балалайку, вы можете сразу же провести параллель с традициями славян, их культурой, а конкретно – с их танцами и развлечениями. Проще говоря, на наше представление о мире влияет взаимодействие двух структур:

    • Знаний.
    • Ощущений.

    То, что мы знаем об объекте, накладывается на то, что мы ощущаем в процессе его непосредственного восприятия, и мы получаем образ объекта в данный момент. Это помогает нам читать, писать, относить людей и явления к той или иной группе, но это и приводит к множественным заблуждениям и проблемам.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Примеры апперцепции восприятия

    У каждого человека присутствует способность апперцепции. Все люди индивидуально воспринимают окружающий мир, используя свои собственные навыки и знания.

    Примеры апперцепции восприятия:

    • Когда человек смотрит определенную передачу, которая рассказывает о новинках кино, он запоминает картину, которая должна выйти в кинотеатрах на днях. При этом ведущий этой программы может также дополнительно рассказывать про главных героев или отдельных сценах. Однако для зрителя оказалась важной информацией время выхода кино.
    • Мастер, который занимается изготовлением лыж, будет оценивать изделие для катания в горах, учитывая свои профессиональные навыки и знания. Это касается качества материала и его обработки. Лыжник, который собирается купить лыжи для отпуска, в первую очередь оценивает упругость, прочность изделия и другие аналогичные характеристики.
    • В процессе движения на работу человек не обращает внимания на окружающие детали, вещи и людей. Ему важен номер маршрутки, на которой необходимо добраться до работы и все сопутствующие моменты, связанные с поездкой.
    • Многие люди, чтобы отвечать на поставленные вопросы, используют знания и опыт, полученные в прошлом. Если, например, от женщины ушел мужчина, чтобы вернуть его, она будет искать всевозможные средства и полезную информацию в себе.
    • Недоверчивый человек будет всегда видеть в своих собеседниках обман, подвох или тягу к манипуляциям.
    • Во время прослушивания любой музыки индивид выделяет для себя знакомые и приятные звуки, которые он уже слышал раньше.

    Многие люди часто выбирают место для отдыха, руководствуясь своими эмоциями и ощущениями, которые переживали на предыдущих выходных. В большинстве случаев, концентрация на ощущениях, убеждениях или эмоциях заставляет человека принимать ограниченные решения.

    То же самое касается вывода, выбора. Человек будет больше отдавать предпочтение тем моментам, которые ассоциируются у него с положительными событиями, избегая негатива и отрицательных эмоций.

    Апперцептивное искажение

    Апперцепция в психологии – это сложный процесс, который требует тщательного изучения.

    А чтобы тесты получились максимально результативными, специалисты используют следующие формы искажения:

    Название Описание
    Простая проекцияСостояние аффекта, которое возникает в определенных условиях и обстоятельствах, сильно влияет на формирование апперцепции, может даже менять ее. У человека возникают чувства по отношению к окружающим людям, качества и эмоции. Он может их перекладывать на собеседника. Простыми словами, чувствуя ненависть по отношению к одному человеку, думает, что его также не любят, как и он сам.
    СентизацияОпределенное направление в психологическом лечении индивида. Основная цель терапии заключается в том, чтобы изменить поведение подопечного.
    ЭкстернализацияСостояние, при котором анализируется внутренний мир личности с использованием его индивидуальных характеристик.
    Обратная проекцияЧеловек приписывает себе многочисленные качества, которыми не владеет, но очень хочет их получить. Контакт с окружающими людьми в этой ситуации плохой. Человек приписывает им негативные качества.

    Апперцептивные искажения могут привести к появлению галлюцинаций, отличимых между собой. Это объясняется тем, что человек прилагает волевые усилия. Он неосознанно их провоцирует, при этом получает большое удовольствие.

    Рациональная психология и паралогизмы разума

    Первая из трех идей разума — душа как первое безусловное. Рациональная психология обычно ищет безусловное (метаэмпирическое и трансцендентное) в абсолютном субъекте, чтобы вывести из него прочие внутренние феномены. Но тут возникает «трансцендентальная иллюзия», и претенциозная теория впадает в паралогизмы, т.е. порочные умозаключения. Речь идет об ошибке, которую традиционная логика называет quaternio terminorum (учетверение терминов). Умозаключение включает в себя три термина, но если один из них — средний, обманно употреблен в двух посылках по-разному, то вместо трех образуются четыре термина. В традиционной психологии, по Канту, этот паралогизм случается, когда отталкиваются от самосознания, то есть синтетического единства апперцепции, а затем

    трансформируют его в субстанциональное онтологическое единство.

    Очевидно, тем не менее, что субстанцию как категорию можно применить к данным интуиции, никак не к самосознанию. «Я мыслю» — форма и чистая активность, от которой зависят сами категории, она — субъект, а не объект категорий. Итак, рациональная психология родилась из недоразумения. Единство сознания в качестве основы категорий принято за интуицию субъекта, взятого как объект, а затем к нему неверно применена категория субстанции. Но ведь интуиция характеризует единство мыслящего субъекта, и категория субстанции здесь неприменима. Субъект категорий не связан напрямую с предметом: чтобы их помыслить, следует принять в качестве основания чистое самосознание, которое еще предстоит объяснить. Короче, мы думаем о себе как о мыслящих существах, но о ноуменальном нам ничего не известно. Мы осознаем себя феноменами, детерминированными в пространстве и во времени, но онтологический субстрат каждого из нас — душа как метафизическое «Я» — ускользает. Попытки вырваться за пределы феноменального мира почти всегда заканчиваются паралогизмами.

    Апперцептивные галлюцинации

    Апперцепция в психологии – это не всегда идеальное восприятие. Иногда происходит искажение познания окружающего мира, возникают сопутствующие проблемы, среди которых галлюцинации. В большинстве случаев основной причиной являются психологические отклонения личности.

    Апперцептивные галлюцинации представляют собой расстройства восприятия, при котором перед глазами человека всплывают многочисленные образы без реальных объектов. Они различаются по органам чувств, могут быть зрительные, слуховые, тактильные или обонятельные.

    Отличительной особенностью апперцептивных галлюцинаций является механизм их возникновения. Несуществующие образы или звуки появляются тогда, когда этого хочет сам человек. Он заставляет испытывать себя эти чувства, получая от сложившейся ситуации наслаждение.

    Многие пациенты с диагнозом шизофрения находятся в такой ситуации. В первое время развития заболевания больной заставляет себя испытывать слуховые галлюцинации, которые через время становятся для него реальностью. Он слышит звуки в голове и вокруг себя.

    Существуют следующие типы апперцептивных галлюцинаций:

    НазваниеОписание
    Абстрактная фонторемияУ человека отнимают свои собственные мысли, на месте которых появляется чужое восприятие.
    КонкретнаяСостояние, которое возникает в результате собственных воспоминаний человека, всплывающих ранее у него в период появления галлюцинаций.

    Существует также классификация апперцептивных галлюцинаций по степени сложности:


    НазваниеОписание
    ЭлементарныеПростые проявления, среди которых стук, щелчок или вспышка света.
    ПростыеСостояние сопровождается единичным нарушением восприятия. Например, человеку кажется, что он слышит запах цветов.
    СложныеГаллюцинации проявляются комплексными расстройствами. Больной отчетливо видит несуществующего объекта, чувствует его прикосновения и слышит.
    СценоподобныеГаллюцинации в этом состоянии меняют полностью всю окружающую обстановку. Часто сценоподобные расстройства сопровождаются помутнением сознания.

    Учитывая также особенные условия возникновения, апперцептивные галлюцинации классифицируют на гипнагогические, функциональные, психогенные и возникающие при сенсорной депривации.

    Развитие перцептивных навыков

    Большая часть психологов склоняются к тому мнению, что для взаимных отношений и дружеского общения одному человеку достаточно улыбнуться окружающим. Улыбка является одним из важных критериев для развития перцептивных навыков.

    При помощи мимики можно получить огромное количество информации о чувствах человека. Если научиться правильно улыбаться и контролировать эмоции, можно значительно улучшить перцептивные навыки.

    Методика Экмана помогает максимально точно отличить эмоциональные проявления и научиться развивать способности восприятия. У каждого человека есть определенные зоны, где проявляются основные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, злость). Речь идее про лоб, глаза, рот, подбородок и нос.

    Тест для исследования детей

    Апперцепция у детей тестируется при помощи специальных исследований, которые подходят для возраста 3-10 лет. Методика в психологии создана ученым Беллаком. В ходе тестирования ребенку показывают различные изображения, на которых нарисованы животные, занятые определенной деятельностью.

    Ему необходимо рассказать историю, которая приходит в голову при просматривании этих карточек. Какие животные нарисованы на картинке, что они делают, чем заняты и с кем. После рассказа психолог задает уточняющие вопросы ребенку, чтобы сложилась полноценная картина. Важно во время тестирования изображения детям показывать в определенной последовательности.

    Такая методика обследования позволяет выявить у ребенка способности восприятия окружающего мира, а именно:

    • существующие потребности и мотивы;
    • внутренние конфликты, если они присутствуют;
    • страхи, фобии;
    • фантазии;
    • отношение к сверстникам, методы поведения;
    • присутствие защитных механизмов;
    • связь с близкими родственниками (брат, сестра, мать, отец, бабушка, дедушка).

    Апперцепция помогает осознать, осмыслить, задуматься над происходящей реальностью, используя навыки и знания из прошлого. В случае с детьми эти восприятия необходимо корректировать, чтобы в будущем у них появились правильные понятия об окружающем мире.

    Благодаря апперцепции человек наполняется опытом, который в будущей жизни ему пригодится. В психологии явление формируется в зависимости от оценки, которую индивид дает сложившийся ситуации. Итоговое мнение, конечно, будет отличаться от восприятия других людей. Именно поэтому окружающий мир настолько разнообразен для каждого индивида.

    Итог

    Через какую призму вы смотрите на мир? Люди смотрят на мир каждый через свою призму. При слове «яблоко» одни представляют себе зеленое яблоко, а другие – красное. Смотря в одно окно, кто-то видит звезды, а другой – решетки. Таким образом, убеждения, верования, принципы «что хорошо и что плохо» — это та призма, через которую смотрит на мир человек, что и характеризует явление апперцепции. Итог – некоторое ограниченное восприятие мира, игнорирование всего остального.

    Эта призма заставляет человека действовать тем или иным образом. Смотря через нее, человек совершает те или иные поступки. Соответственно, есть люди, которые считают нормальным сморкаться в общественных местах, и те, кто будет терпеть, пока не попадет в уборную, чтобы освободить свой нос. Есть люди, которые считают себя достойными стать богатыми, несмотря на то, что сейчас они живут на вокзале в картонной коробке, и те, кто считает себя недостойным богатства, даже если он закончил высшее образование и имеет крышу над головой.

    В зависимости от того, через какой набор убеждений, принципов, правил, разрешений и запретов человек смотрит на окружающий его мир, он позволяет себе тот или иной образ жизни. Можно сказать, что многие люди не достигают своих целей и желаний только потому, что считают себя недостойными их иметь или неспособными достигнуть. Конечно, если человек считает себя недостойным и неспособным, то он ничего не будет делать ради достижения целей. И здесь уже не имеет значения, у кого какие возможности имеются. Есть люди без рук и без ног, зарабатывающие больше денег, чем те, кто физически полностью здоров.

    Все зависит от того, во что вы верите, чем руководствуетесь и что сами себе разрешаете и запрещаете. Прогноз жизни при апперцепции может быть как счастливым, так и несчастным. Все зависит от глаз смотрящего человека, который выделяет из всей информации то, что ему хочется знать, видеть и слышать.

    Но если человек изменит свою привычную призму, то меняются и его поступки, образ жизни, отношения и даже круг общения. Если хотите изменить свою жизнь, измените свои убеждения, принципы, «разрешаю» и «не позволяю». Все это неизбежно приведет к изменению вашего поведения и совершению новых поступков, а они уже в свою очередь приведут к получению новых последствий. И в зависимости от того, что и в какую сторону вы будете менять, ваша жизнь будет меняться в том или ином направлении.

    Восприятие человека: определение и примеры

    «Никогда не судите о книге по ее обложке».

    Это расхожая фраза, но большинству из нас трудно с ней жить! Мы часто предполагаем что-то о других людях, даже если мы только что встретились с ними или даже не разговаривали с ними. В социальной психологии эти непосредственные и первичные восприятия других людей обозначаются как перцепции человека .

    • Что такое восприятие человека?
    • Какие эксперименты изучают восприятие человека?
    • Какие существуют типы восприятия человека?

    Восприятие личности в социальной психологии

    Теория восприятия личности в социальной психологии — это исследование того, как мы когнитивно классифицируем людей и их поведение. Восприятие человека трудно объяснить; это сложно и невероятно субъективно. На ваши впечатления о других людях может влиять ваш контекст или окружение, характеристики другого человека, а также ваши собственные качества и опыт.

    Восприятие людей часто основано на социальных нормах или стандартах . Они также могут быть основаны на стереотипах или обобщениях . Даже при наличии всех этих факторов вашему уму требуется всего мгновение, чтобы сформировать восприятие или интерпретацию другого человека! Почему наш разум делает это автоматически? Почему мы мысленно классифицируем других людей, которых встречаем, на основе социальных норм или нашего прошлого опыта?

    Рис. 1 Стереотипы и предположения, pexels.com

    Не пользоваться мобильным телефоном в кинотеатре — социальная норма. Когда кто-то нарушает это социальное правило, у вас может сложиться впечатление об этом человеке, даже если вы никогда его не встречали. Возьмем другой пример: стереотип о том, что подростки непокорны, неприятны и безответственны. Не все подростки такие! Однако мы склонны думать о подростках именно так и можем даже предположить, что подростки, которых мы встречаем, соответствуют этому стереотипу, прежде чем познакомиться с ними поближе.

    Теория восприятия личности

    Восприятие формирует то, как мы взаимодействуем с миром и нашим обществом. Почему важны эти первоначальные автоматические наблюдения и предположения? Теория восприятия личности объясняет, почему мы пытаемся понять окружающий мир, автоматически распределяя информацию по ментальным категориям. Мы можем классифицировать восприятие людей, чтобы выяснить, кто готов помочь и какие роли исполняют другие люди.

    Вы новичок в школе и ищете учителя, который поможет вам найти класс. Какие качества вы ищете, исходя из вашего представления о том, как должен выглядеть учитель? Они мужчины или женщины? Они молодые или старые? Как они одеваются? Кто, по вашему мнению, НЕ является учителем?

    Некоторые представления помогают нам оставаться в безопасности. Может быть, вы идете по новому району и обнаруживаете, что вы оказались в плохой части города. Почему вы пришли к такому выводу? Что такого в этом районе, что говорит вам о том, что часть города менее безопасна, чем другие? Какие решения вы принимаете на основе вашего первоначального восприятия?

    Есть несколько факторов или принципов, которые мы используем для формирования нашего первоначального восприятия других людей. Социальная категоризация, имплицитная теория личности и физическая привлекательность — некоторые из этих принципов.

    Социальная категоризация

    Социальная категоризация — это естественный процесс мысленного разделения людей на социальные группы. Мы склонны группировать людей по полу или возрасту. К сожалению, социальная категоризация может иметь негативные последствия, такие как стереотипы людей, основанные на расе, этнической принадлежности и культуре.

    Но каковы некоторые положительные аспекты социальной категоризации? Если вы находитесь в чужом для вас городе и вам нужна помощь, вы можете выбрать кого-то, кто выглядит как полицейский, основываясь на том, во что он одет. Ваша ментальная категория «полицейские» становится вам очень кстати!

    Имплицитная теория личности

    Мы также мысленно полагаемся на то, что считаем типичным поведением и характеристиками людей. Это называется неявной теорией личности . Это предположения других, основанные на их поведении и личностях. Такое поведение, как громкое и энергичное поведение, часто неявно считается связанным с «неразумностью».

    Что, если вы встретите очень маленького, худого и тихого человека? Что бы вы предположили об этом человеке?

    Физическая привлекательность

    Внешний вид человека и воспринимаемая физическая привлекательность также играют роль в том, как мы воспринимаем этого человека. Почему внешний вид имеет значение? В обществе к тем, кого считают более привлекательными, часто относятся иначе, чем к тем, кто выглядит бедным и захудалым. В одном исследовании исследователи обнаружили, что мы склонны идентифицировать людей с болезнью, генетической аномалией или другим недостатком, основываясь на качествах внешности, особенно чертах лица. Мы склонны чрезмерно обобщать эти черты лица и делать предположения о людях. Если вы встретите человека с очень большим носом, что вы думаете об этом человеке?

    Некоторые люди оценивают себя и других по шкале от 1 до 10 на основе физической привлекательности. «Ей 8, а ему 7», возможно, вы слышали. Люди часто решают, с кем встречаться, основываясь на внешности, прежде чем они начнут узнавать другого человека!

    Эксперимент по восприятию человека

    Существует так много исследований, которые помогают нам лучше понять, как работает восприятие человека и как оно влияет на определенные ситуации и события в нашей жизни. Один эксперимент изучает, как раса влияет на наше восприятие людей. Он заключался в том, чтобы попросить группу белых женщин описать своего идеального романтического партнера. После этого этим женщинам показали видео двух разных баскетбольных команд, которые передавали баскетбольный мяч вперед и назад. Исследователи попросили женщин подсчитать количество пасов, сделанных одной командой. В середине видео по двору идет мужчина. Мужчина был либо афроамериканцем, либо кавказцем.

    Исследователи также отобрали участников контрольной группы, которых не спрашивали об их идеальном романтическом партнере, а просто показывали видео. В контрольной группе женщины чаще замечали афроамериканского игрока, чем женщины из другой группы. Исследователи объяснили это стереотипом о том, что афроамериканские мужчины страшны или агрессивны.

    Некоторые женщины из другой группы даже не заметили афроамериканского игрока! Их разум все еще обдумывал своего идеального романтического партнера, поэтому они с большей вероятностью заметили белого мужчину, который шел через двор. Исследователи объяснили эти ответы социальным восприятием афроамериканцев кавказцами в контексте реального мира.

    Различные типы восприятия человека

    Наблюдения и первые впечатления подобны необработанным данным, которые мы используем для формирования восприятия других людей. Замечание внешности человека является частью стадии наблюдения восприятия. Какая одежда на человеке, цвет его волос и кожи и даже то, как он выражает эмоции, может повлиять на наше первоначальное восприятие.

    Используя всю эту информацию, мы интегрируем эти данные с нашими предвзятыми представлениями о благоприятных и неблагоприятных атрибутах. На них сильно влияют культурных и субъективных факторов . Мы можем думать, что такие качества, как умный, громкий или популярный, являются положительными, а низкий рост, большой или странный — отрицательными. Это как если бы мы составили мысленный список атрибутов человека (как мы их воспринимаем, а не обязательно такими, какие они есть на самом деле!), чтобы увидеть, какая сторона перевешивает другую.

    Часто, если мы можем проводить больше времени с этим человеком или больше узнать о нем, мы можем подтвердить или изменить наши ранее существовавшие представления о нем. Однако есть проблема с подтверждением наших предвзятых представлений о человеке; это называется первичный эффект в социальной психологии. Это означает, что наши первоначальные предположения, как правило, остаются с нами, даже когда мы узнаем больше о человеке. Бывает очень трудно бросить вызов и изменить предвзятое мнение людей, особенно если мы придерживаемся его в течение очень долгого времени!

    Нейробиологи хотели узнать почему это происходит на биологическом уровне. Благодаря исследованиям они узнали, что мы определяем определенные аспекты человека (такие как черты лица и форма тела) с помощью определенных областей мозга. Эти области были ограничены до веретенообразные извилины и затылочно-височной коры. Эти области мозга сосредоточены на обработке физических атрибутов.

    А как насчет личных качеств, таких как черты характера? Когда мы воспринимаем характер или личность человека, эту информацию обрабатывают разные области мозга. Этими областями являются медиальная префронтальная кора, предклинье, височные полюса и височно-теменное соединение.

    Рис. 2 Первичные впечатления, pexels.com

    Примеры восприятия личности в психологии

    Множество личных качеств делают нас уникальными, как снежинки. Мы называем уникальное сочетание наших атрибутов нашей идентичностью как личности.

    Убеждения, которых придерживаетесь вы или кто-то другой, являются примерами глубоко подтвержденных или укоренившихся личных представлений. Эти верования могут быть религиозными по своей природе, но они не обязательно должны быть таковыми; они также могут быть моральными и этическими убеждениями, не связанными явно с религией.

    Черты характера составляют большую часть наших личных качеств и идентичности. Вы застенчивый человек? Этот друг в школе очень шумный? Твой брат любит читать или играть в видеоигры? Что насчет внешности? Вы бы подружились с кем-то, кто любит красить волосы в синий цвет? Что бы вы подумали о человеке с большим количеством татуировок? То, как мы воспринимаем других и выражаем себя, во многом зависит от наших личностных качеств!

    То, что делает нас уникальными и интересными, также может сделать нас странными и неприступными для других. Наше собственное восприятие других людей также может формировать то, как мы видим себя и как затем ведем себя в обществе. Вот как концепция восприятия человека в социальной психологии влияет на то, как мы относимся к себе и другим!

    Восприятие человека – основные выводы

    • В социальной психологии непосредственное и первоначальное восприятие других людей называется восприятием человека .
      • Теория восприятия человека объясняет, почему мы пытаемся понять окружающий мир, автоматически распределяя информацию по ментальным категориям.
    • Социальная категоризация — это естественный процесс мысленного разделения людей на социальные группы.
    • Имплицитная теория личности описывает наши предположения о других на основе их поведения и личности.
    • Наблюдения и первые впечатления подобны необработанным данным, которые мы используем для восприятия других людей.
    • Мы объединяем эти данные с нашими предвзятыми представлениями о благоприятных и неблагоприятных атрибутах. Затем мы можем подтвердить или изменить наши ранее существовавшие представления о других людях.
    • Первичный эффект означает, что наши первоначальные предположения о других людях, как правило, остаются с нами, даже когда мы узнаем больше о человеке.

    Язык и восприятие: значения и примеры

    Некоторые печально известные иллюзионисты, о которых вы, возможно, слышали, включают имена Гудини и Деррена Брауна. Для тех, кто не в курсе их трюков, им удается сделать невозможное. Многие трюки иллюзионистов работают, воздействуя на то, как мы воспринимаем вещи, и играя на безотказном способе мозга осмысливать мир, когда реальность кажется не такой, какой кажется.

    Язык — это фактор, влияющий на то, как мы воспринимаем мир, и наоборот. Когда Деррен Браун проводит чтения, он использует силу языка, чтобы влиять на наше восприятие. Давайте посмотрим на связь между языком и восприятием.

    • Мы начнем с рассмотрения значения языка и восприятия.
    • Чтобы обеспечить ваше понимание темы, мы рассмотрим примеры того, как язык влияет на восприятие, а восприятие влияет на развитие речи.
    • Далее мы рассмотрим исследование языка и восприятия, проведенное Кармайклом, Хоганом и Уолтером (1932). Исследование поможет нам изучить предлагаемый язык и теорию восприятия, а также то, как они это исследовали.

    Иллюзионисты используют силу языка, чтобы обманом заставить наш разум воспринимать их действия как магию, freepik.com/pch.vector.

    Значение языка и восприятие

    Восприятие — это обработка информации, которую мы получаем от наших органов чувств.

    Перцептивная информация, которая обрабатывается, исходит от наших пяти органов чувств, freepik.com/macrovector.

    Различные факторы влияют на то, как мы воспринимаем информацию, например:

    • Схемы; схемы — это организованные ментальные структуры воспоминаний и полученной информации, которые мы используем, чтобы понять мир.
    • Личность: то, на чем вы решите сосредоточиться и с чем взаимодействовать, зависит от вашей личности и личного выбора
    • Язык: мы используем язык, чтобы выражать свои мысли и чувства, чтобы помочь себе и другим понять, что мы пытаемся сообщить.

    Примеры того, как восприятие влияет на язык

    Язык и восприятие включают деятельность различных когнитивных систем, которые работают вместе.

    Восприятие влияет на речь, т.е. если бы вы увидели человека, выгуливающего собаку, и рассказали эту историю другу, вы бы рассказали эту историю, используя прошедшее время.

    Кроме того, когда мы хотим передать информацию о том, что мы воспринимаем, т.е. видеть, обонять, слышать, пробовать на вкус и осязать, нам нужно использовать язык, чтобы выразить это другим.

    Влияние восприятия на развитие речи

    Из описаний становится ясно, что и язык, и восприятие являются важными когнитивными системами. Давайте посмотрим, как восприятие влияет на языковое развитие, чтобы определить его важность.

    На ранних стадиях развития дети могут издавать бессмысленные звуки. Со временем, по мере развития детей, развиваются их когнитивные процессы, такие как восприятие, а также их способность общаться на более сложные темы. Родители могут способствовать изучению языка.

    Когда ребенок рождается, он со временем учится лепетать, что не имеет большого значения, поскольку он исследует звуки, которые может издавать.

    По мере развития навыков восприятия младенец может понимать, что его мать говорит «мама» и указывает на себя. Ребенок будет пытаться имитировать звук и, в конце концов, научится произносить слово и понимать его значение.

    Исследование взаимосвязи языка и восприятия

    Давайте рассмотрим исследование Кармайкла, Хогана и Уолтера, посвященное взаимосвязи языка и восприятия (19).32).

    Теория языка и восприятия (Carmichael, Hogan & Walter, 1932)

    Исследование было направлено на определение того, влияют ли словесные ярлыки и изображения неоднозначных фигур, показанные вместе, на восприятие участников и на то, как они позже вспоминали и описывали изображения.

    Язык и восприятие: процедура Кармайкла, Хогана и Уолтера (1932)

    В исследовании приняли участие 95 студентов и преподавателей колледжей в лабораторных условиях. В ходе исследования участники были разделены на три группы:

    • Группа 1 — слышал словесные метки из первого списка с картинками.
    • Группа 2 — слышал словесные обозначения из второго списка с картинками.
    • Группа 3 — показаны только картинки без словесных надписей (9 участников).

    В исследовании использовался независимый групповой дизайн, означающий, что все участники видели одни и те же изображения (всего 12).

    Исследование включало представление неоднозначных цифр. Неоднозначные фигуры — это форма иллюзии, которая заставляет людей видеть разные вещи в зависимости от их восприятия. Цифры обычно могли быть одним из двух вариантов, и каждый вариант давался в каждом списке слов.

    Вот некоторые примеры неоднозначных фигур и списков слов, использованных в исследовании:

    • Показанное изображение можно рассматривать как очки или гантели, и первая группа услышит слово «очки» перед изображением из списка слов 1. Вторая группа услышит слово «гантели», прежде чем увидит изображение из списка слов 2.
    • Другим примером может быть фигура или полумесяц, который можно рассматривать как букву «С». Список слов 1 — полумесяц; Список слов 2 — буква «С».

    Инструкции включали, что после просмотра всех 12 фигурок в произвольном порядке каждую фигурку следует снова нарисовать по памяти.

    Помните, контрольная группа не получала словесных ярлыков.

    Независимая переменная заключалась в том, сообщали ли участникам словесный ярлык из первого или второго списка. И зависимая переменная заключалась в том, соответствует ли имитируемая фигура словесному ярлыку, описанному исследователем.

    Кармайкл, Хоган и Уолтер (1932) использовали двусмысленные цифры, чтобы определить, влияют ли словесные ярлыки на восприятие, StudySmarter Original; созданный в Канве.

    Если участники не могли воспроизвести все 12 фигурок, им снова показывали все картинки и просили нарисовать каждую. Картинки не должны были быть точными, но узнаваемыми. Эксперимент повторялся до тех пор, пока они не смогли это сделать.

    Язык и восприятие: результаты Кармайкла, Хогана и Уолтера (1932)

    В таблице ниже приведены средние результаты каждой группы.

    Группа

    % рисунков, похожих на слова, приведенные в соответствующих списках

    1

    74

    2

    73

    Control

    45

    Language and perception: Carmichael, Hogan and Заключение Уолтера (1932)

    Поскольку результаты участников, получивших и не получивших словесную метку, резко различались, можно с уверенностью предположить, что язык влияет на запоминание фигур.

    Из результатов мы можем сделать вывод, что память о неоднозначных фигурах восстанавливается в контексте словесных обозначений. Таким образом, мы с большей вероятностью вспомним неоднозначную фигуру, чтобы она выглядела так, как мы ее воспринимаем с точки зрения словесной метки.

    В группе 1 участники с большей вероятностью нарисуют одну из фигур в виде полумесяца, а другая группа — в виде буквы «С».

    Язык и восприятие: Кармайкл, Хоган и Уолтер (1932) оценка

    Давайте теперь посмотрим на сильные и слабые стороны исследования!

    Сильные стороны

    Сильная сторона исследования заключается в том, что оно проводилось в лабораторных условиях. Это преимущество заключается в том, что исследователь имеет высокий контроль над мешающими переменными, которые могут повлиять на исследование и снизить его достоверность.

    Еще одним преимуществом исследования было то, что качество имитированных изображений проверялось двумя исследователями. Если два исследователя не могли определиться с качеством изображений, то вызывали третьего исследователя. Проверка несколькими исследователями означает, что результаты исследования имеют высокую внутреннюю надежность.

    Высокая внутренняя надежность означает, что исследование последовательно измеряет то, что оно намеревается сделать, т. е. согласны ли оба с тем, что имитированные цифры соответствуют словам.

    В исследовании также использовалась контрольная группа для сравнения результатов с экспериментальными группами. Сила этого метода в том, что он позволил исследователям определить, как словесные ярлыки в сравнении с отсутствием словесных ярлыков влияли на восприятие.

    Слабые стороны

    Однако слабостью исследования является то, что, поскольку оно проводилось в лаборатории, ему не хватало экологической достоверности. Проблема с искусственной обстановкой заключается в том, что она может заставить участников действовать неестественно и снизить достоверность исследования.

    Кроме того, исследование можно критиковать за непрактичность, поскольку в исследовании использовались неоднозначные цифры, которые мы обычно не видим в нашей повседневной жизни. Были бы получены аналогичные результаты, если бы в исследовании изучалось, как язык влияет на восприятие с использованием общепринятых стандартных материалов? Итак, насколько полезно это исследование?

    Язык и восприятие — основные выводы