Примеры кейса в психологии: Кейсы по психологии. Примеры кейсов. Решение кейсов по психологии

Содержание

Метод тренинга: кейсы. Примеры кейсов. Как составить кейс на трениге

Опубликовано 26.10.2019 автор Надежда Бондаренко в категории Блог 114547

 

Описание: Группе передают информацию в виде фактов, основывающихся на реальной ситуации и просят обсудить проблемы, проанализировать вопросы и дать рекомен­дации. Кейс обучает принимать решения или отрабатывать новый навык на основе анализа вводной информации. Кейс создается тренером заранее на основе информации, полученной при подготовке тренинга. Также можно использовать готовые кейсы. Или адаптировать готовый кейс под потребности тренинга. 

Влияние на групповую динамику:

Повышает: непонятная инструкция, наличие правильного ответа и его поиск, “подстегивание” временем», сравнение с другими, неправильно выбранное время для кейса (когда нет лидера), тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации.

Снижает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.

Количество участников: группа не более 10 человек

Как создать кейс на тренинге с помощью участников? 

Группа делиться на подгруппы по 5 – 10 человек.

 

Шаг 1 – Группе дается задание

Задание: Опишите случай из вашего опыта, относительно данной темы. ( Например: месяц назад, у нас в отделе, случилась такая ситуация…”)

Требования к случаю: 

  • должен быть основан на реальной ситуации
  • четко определена задача (проблема), вокруг которой строится анализ. Например тема: “ Способы нематериальной мотивация персонала

Случай должен содержать следующие пункты:

  • места, позиции и роли основных действующих лиц. Например: директор, сотрудник, и т.п.
  • краткое описание — только факты — основных этапов развития событий и действий действующих лиц. Например: “Вы новый директор по развитию в компании. Компания выходит на новый рынок, перед вами поставлена задача…Сотрудники реагируют так то»

Шаг 2 – Группы меняются описанием ситуаций

Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

Шаг 3  — Презентация решений и оценка решений по группам

Так группа, которая создавала кейс, дает обратную связь по предложенному решению.

Однажды, я проводила тренинг «Креативность в бизнесе», для компании Ингосстрах. И там я использовала метод кейсов. Попробуйте решить его и вы, только без этого «гугл помоги».

Сможете решить кейс за 1 минуту? 

Итак, называется кейс «Галерея Lafayette», и основан он на реальных событиях.
Молодой предпринимательнице на начальном этапе становления ее бизнеса не хватало средств на традиционные методы продвижения товара на рынок, она творчески подходила к решению проблем и добивалась своего очень дешевыми способами. Однажды она приехала завоевывать Европу, а управляющий парижской Галереи Lafayette отказался покупать ее продукцию – новые духи. Но она никогда не сдавалась. Когда наша героиня чего-то хотела, она была очень изобретательна в стремлении добиться своего. Женщина все таки нашла способ за 5 минут доказать управляющему, что ее духи могут занять достойное место в престижной галерее Lafayette.
Что сделала женщина? Ваши варианты?

А сделала оно вот что. Дама открыла вдруг сумочку, достала оттуда большой флакон с какой-то желтоватой жидкостью и с размаху грохнула его об пол. Через уже через несколько минут не могла отбиться от вопросов: «Да, это мои новые духи,- сияя улыбкой, повторяла она.- Это Youth Dew, а меня зовут Эсте Лаудер. Вы никогда не слышали моего имени»

Пример кейса по продажам «Профиль клиента» для тренинга продаж здесь

Кейс №1  «Разработка способов воздействия на сотрудника»

На основании анализа ситуации проанализировать причины изменения поведения Ю. Малевина. Разработать способы воздействия на Малевина для изменения его поведения. Заполните таблицу «Оценка причин поведения» 

Описание ситуации:

Ю. Малевин работает в ООО «Три кита» с 2019 г. в должности техника-технолога холодильного оборудования. За время работы его три раза отмечали за высокое качество работы и регулярно выплачивали премии по итогам года. Однако за последний год отношения Ю. Малевина с коллегами стали натянутыми. Он вообще никогда не был особенно разговорчивым, но сейчас потребовал от коллег держаться подальше от его рабочего места. Ю. Малевин дал понять, что у него пропадают инструменты, и он хочет обезопасить свое рабочее место. Ухудшилось и качество его работы. Примерно год назад производимые им аппараты оценивались как полностью бездефектная продукция. В настоящее время при выборочном контроле оказалось, что его изделия требуют переделки в трех случаях из ста. Таким образом, уровень брака в его работе вырос с нулевого до 3 %. У его коллег брак не превышает 1,5 %.

Поведение Ю. Малевина вызвало беспокойство у руководителей подразделения. Хороший работник превратился в середняка. Что могло стать причиной изменения поведения Ю. Малевина?

Используя табл. 2. выберите из списка возможные причины изменения поведения, оцените их по 7-балльной шкале и прокомментируйте свои оценки.

Таблица 2. Оценка причин поведения

Прокомментируйте каждую из своих оценок.

Что можно предпринять менеджеру? Заполните табл. 3

Таблица 3.  Способы воздействия для изменения поведения

Источник: «Организационное поведение»  Г. Р. Латифуллина 

Кейс № 2 «Выбор сотрудника»

Описание ситуации: Вы являетесь Управляющим пяти АЗС компании «Лесной город» в городе N. Одной из Ваших АЗС является «Зеленый Кедр». У нее максимальная проходимость среди других Ваших АЗС. В связи с этим нагрузка на персонал достаточно большая. Если заправщики у Вас еще удерживаются, так как суммарно получают хорошие чаевые, то текучка кассиров у Вас достаточно высокая. Так что перед Вами стоит задача поиска и оценки кандидата на должность кассира, поскольку их Вам не хватает. Ситуация еще осложняется тем, что АЗС «Зеленый Кедр» имеет мини-маркет с открытой выкладкой, так что задач у кассиров много, а чаевые они не получают. К тому же и функционал у кассиров шире, чем в других топливных компаниях, поэтому найти хорошего кандидата бывает трудно.

В функциональные обязанности кассиров компании «Лесной город» входит:

  • Обслуживание клиентов на кассе;
  • Приемка товаров;
  • Контроль сроков годности товаров;
  • Участие в проведении инвентаризации товара;
  • Выполнение плана продаж по промо продукции;
  • Уборка помещений (полы, полки, туалет и т.д.)

Условия работы: график 2/2 месяц в день с 9 до 21, месяц в ночь с 21 до 9 (по
договоренности с управляющим АЗС можно только в день или только ночь). Вам как управляющему удобнее, чтобы кассир мог выходить как в день, так и в ночь.

Задача: Подумайте, пожалуйста, и напишите профиль кандидата на вакансию кассира на АЗС «Зеленый Кедр» в компании «Лесной город». Какими характеристиками и компетенциями (знаниями, навыками, особенностями личности он должен обладать), чтобы успешно работать кассиром на Вашей АЗС

Кейс № 3 “Розничный магазин”

Описание ситуации: Продавец Петрова А. К. работает в отделе один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент отдела, установить доброжелательные отношения с коллективом сотрудников. По характеру спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью занимается расстановкой товара, поддержанием чистоты и порядка в торговом зале, в связи с чем потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца и уходят.

Задание: продумайте и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Петровой А.К. на проявление инициативы в общении с покупателями.

Кейс № 4  “Аптека”.

Описание ситуации: Провизор Васильева Н.Н. работает в аптеке давно.  Прекрасно разбирается в ассортименте, активна в общении с покупателями. Наиболее часто занимает позицию «советчика». Имеет свое представление о том, какие препараты предпочтительны для детей, настаивает на своем мнении, оценивает выбор покупателя.

Задание: продумайте  и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Васильевой Н.Н. на реализацию основной своей функции – продавать товар исходя из запросов покупателя.

Кейс  № 5 “Новый сотрудник”

Продавец Ильина М.К., 19 лет. В компании на испытательном сроке. В работе нравится возможность общения с людьми, заинтересована в получении опыта работы продавцом, инициативна в работе с покупателями.

Систематически нарушает требования к внешнему виду продавца (молодежный стиль, открытые части тела) мотивируя это тем, что не имеет средств на обновление гардероба, ссылается на невысокую зарплату.

Задание: продумайте  и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Ильиной М.К. на соответствие требованиям к стандартам внешнего вида. Кейсы для тренинга продаж можно посмотреть здесь

Получи больше практических инструментов на базовом курсе «Школа бизнес-тренеров». Изучай самостоятельно или с куратором. Узнать подробности здесь 

Автор Надежда Бондаренко

Метод кейса в психологическом консультировании (на примере психологического консультирования мусульман) | Александрова

Введение

Психологическое консультирование мусульман (как и более общая тенденция к конфессионально ориентированному консультированию) представляет собой новое, активно развивающееся направление в современной российской и международной психологии. Более того, полагаем, что можно говорить о начале формирования комбинированного междисциплинарного дискурса. Таким образом, актуальность изучаемой проблемы определяет научную новизну, состоящую в описании и обосновании метода решения и представления кейсов для достижения поставленной цели, а также в создании междисциплинарного поля для углубленной подготовки специалистов по конфессионально ориентированному психологическому консультированию, в том числе мусульман.

Статья структурирована с учетом поставленной цели и задач. Текст состоит из введения, двух частей, заключения и списка цитируемой литературы. Первая часть раскрывает общие характеристики метода кейса и его особенности в социальной эпистемологии, описывает метод кейса как инструмент подготовки к межкультурной коммуникации и к конфессионально ориентированному психологическому консультированию. Завершается первая часть представлением структуры записи решения кейса в контексте поставленных задач. Вторая часть содержит общие сведения по психологическому консультированию мусульман, пример кейса в психологическом консультировании мусульман, а также примеры решения данного кейса студентами-психологами. В заключении дан анализ особенностей решений, связанных с восприятием и культурными установками учащихся, представлены выводы и рекомендации. Заключение содержит общие выводы по теории метода кейса в социальной эпистемологии и практикоориентированные рекомендации на основе проведенного анализа теории и эмпирических данных.

Общая характеристика метода кейса

Прежде чем говорить о специфике метода кейса в социальной эпистемологии, необходимо дать общую характеристику понятия. Самое широкое определение кейса – описание конкретной ситуации в социальной, экономической, политической, медицинской и других сферах. Кейс (случай) – это не просто рассказ, а проблема, противоречие, построенное на реальных фактах. Проблема и/или противоречие могут быть явными и скрытыми.

Решить кейс означает выделить указанные проблемы и предложить выход из ситуации. Метод кейса используется в разных сферах практической деятельности. Начав свою историю в медицине, метод перешел в экономику, политику, социологию, образование и психологию. Интересно, что у этого метода изначально есть ряд ограничений, в том числе связанных и с особенностями клинической медицины. Метод кейса, или доказательная медицина (evidence-based medicine), во врачебной практике – это использование отдельных иллюстративных случаев, о которых докладывают эксперты1. И если в клинической медицине в соответствии со шкалой доказательности эти сообщения имеют низкий статус, то в консультативной психологии [1]; [2]; [3], при паллиативной [4]; [5] помощи или работе с онкобольными значимость кейсов и основанных на них экспертных заключениях резко возрастает.

В рамках данной статьи интересно рассмотреть особенности применения метода кейса в первую очередь в широкой социально-психологической сфере. Классическая схема решения кейса проста [6]. Сначала внимательно изучаются условия, данные в кейсе. Затем собирается и анализируется недостающая информация. Все полученные данные обсуждаются, и выносится наиболее эффективное решение. Часто упоминается, что не существует правильного решения или его реализация невозможна [6]. При этом грамотных или применимых решений может быть несколько. В случаях медицинских и бизнес-ситуаций [4] также важен фактор времени: часто решения принимаются за считанные минуты, что сокращает все описанные в стандартах стадии работы. Крайне важно, чтобы у каждого случая была заранее определенная граница, четко понимаемый внутри этой границы характер и обозначенный исторический период тематического исследования, включая объем и рамки; указание на социальную группу, регион или организацию; на приоритеты в сборе данных, критерии и единицы анализа [3].

В образовании фактор времени, например, не так существенен. Однако его роль повышается в психологии. В отличие от бизнес-тренингов2, в использовании кейса в образовательном процессе на первый план выходит вопрос о саморазвитии обучающегося (школьника, студента, магистранта), о применении творческого потенциала, драматизме ситуаций и необходимости делать выбор. Интересно, что при общем требовании к использованию реальных ситуаций кейсы часто разрабатываются на основе не только событий или фактов, но и с использованием фольклора, литературы и других художественных произведений, в том числе кинофильмов. Фольклор тесно связан с базовыми характеристиками этнической группы, понимание которых может стать чрезвычайно важным при работе в поликультурной и полирелигиозной среде. Анализ внешне схожих фольклорных героев из разных традиций помогает в осознании собственных культурных границ, а также учит узнавать границы Другого [7]. Помимо художественных произведений, которые удобно использовать в первую очередь как основу для сценария, в разработке обучающих кейсов используются данные статистики, различных наук, публицистика и новостные программы, образовательные стандарты. Использование, например, новостей или новейших фактов из области научных достижений обеспечивает связь с реальной жизнью; публицистики и статистики – драматизм. Любой кейс, используемый для обучения, сначала подготавливается: подбирается или прописывается сам случай, очерчивается круг вопросов и проблем, вырабатывается система оценивания. Важным элементом кейса как обучающего инструмента стал способ написания ситуации, когда реальные чувства, мотивы, интенции участников скрыты так, что сложно сразу выделить проблему кейса. Это приближает учебный кейс к реальным событиям и ситуациям, в которых оказывается специалист в процессе осуществления профессиональной деятельности: будь то межкультурная коммуникация или психологическое консультирование. Решения кейса в образовании обязательно должны содержать альтернативные варианты, общее коллегиальное мнение и резюме, что также способствует формированию слаженного коллектива и навыков совместной работы.

Для более полной картины в завершении общей характеристики метода кейса необходимо вновь обратить внимание и сказать несколько слов о том, что метод кейса используется не только как обучающий, но и как исследовательский метод. Как пишет американский ученый Роберт Йин, существуют условия, когда использовать метод кейса необходимо. Во-первых, когда исследователь хочет описать («что произошло») либо объяснить («почему произошло») некий феномен или факт. Во-вторых, когда исследователь считает необходимым собирать данные в реальных условиях, а не опираться на документы (этнография, культурная и психологическая антропология) [8]; [9]; [3].

Метод кейса в социальной эпистемологии и конфессионально ориентированном психологическом консультировании

Метод кейса или ситуационные исследования давно стали значительной частью социальной эпистемологии. Интерес представляет то, как в коммуникативно ориентированной теории знания основное внимание уделяется анализу понятия «ситуация» (кейс), применительно к изучению феномена восприятия. Понятие ситуации или кейса в статье, таким образом, также рассматривается как один из способов фиксирования взаимодействия индивида со средой. Несмотря на то, что классический эпистемологический дискурс не уделяет особого внимания ситуациям (кейсам), современная междисциплинарность, взаимодействие философии с культурной антропологией, социологией и психологией не просто повышает статус ситуационных исследований, а переводит их в дополнительную плоскость практического применения. Карл Ясперс говорил о ситуации как о «смысловой действительности», сочетающей физическую и психологическую реальности бытования конкретного человека. Также он выделил ситуации однократные, всеобщие, типические или исторически определенные [10]. Суть такого подхода, по мнению И.Т. Касавина, в том, что за философской абстракцией стандартной или типической ситуации просматривается уникальность взаимодействия людей как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Ситуации в рамках социальной эпистемологии могут быть рассмотрены как специфические «в том смысле, что они всегда обусловлены различающимися совокупностями условий, даже если эти различия оказываются невидимыми или несущественными» [11, с. 386].

В контексте межкультурной коммуникации «невидимые различия» приобретают порой первостепенное значение. Коммуникативный акт происходит в точке пересечения культурных, личностных, конкретно контекстуальных условий. Уникальную конфигурацию каждого акта коммуникации составляют время, место, тип культуры, язык взаимодействия, эмоциональный фон, характеристики участников.

В случае решения кейса необходимо добавить особенности восприятия и языка того, кто производит анализ. Таким образом, ситуация превращается в культурный объект, состоящий из кейса и всех возможных его интерпретаций, что и делает возможным применение метода кейса не только для описания, но и для обучения и углубленной подготовки специалистов по коммуникативному взаимодействию.

Данный подход, очевидно, имеет свои ограничения, может быть применен для решения ряда конкретных теоретических и практических задач не универсального характера. Предлагаемый метод субъективен, направлен в сторону сознания человека (специалиста по межкультурной коммуникации или психолога-консультанта), может быть использован как стимул для саморефлексии, как инструмент, позволяющий перейти на более высокую ступень осознанности. Такой путь приводит к пониманию и навыку удерживания собственных границ, что необходимо и в межкультурной коммуникации, и в конфессионально ориентированном психологическом консультировании.

Религиозная принадлежность и связанная с ней религиозная идентичность представляют собой сложный феномен, при изучении и работе с которым необходимо учитывать когнитивные и аффективные особенности всех участников взаимодействия. При высоком уровне эмоциональной вовлеченности осознание собственных границ и границ участников коммуникации (например, психологического консультирования) становится обязательным условием для грамотного и безопасного взаимодействия.

Конфессионально ориентированное психологическое консультирование можно описать как особую экологическую среду, первоначально сформированную сочетанием культурных (объективных по отношению к субъектам) и личностных элементов. В процессе коммуникации первоначальные экологические составляющие становятся плодородной почвой для взаимодействия клиента и психолога, а впоследствии при переводе в записанный и представленный для решения кейс, могут применяться как «лакмусовая бумажка», показывающая культурные и часто личностные черты того, кто учится, решая кейс.

Согласимся с Т.М. Дридзе, который говорит о необходимости учитывать и понимать условия зарождения и условия распространения образцов поведения, правил взаимодействия между людьми и с окружающей их средой, а именно локальных социокультурных ситуаций. То есть человек рассматривается как динамическая система, опосредующая окружающую среду с помощью интерпретации и выражающая итог в ситуации [12]. На этом этапе рассуждения немаловажным будет заметить, что предложенное в цитируемой работе Т.М. Дридзе «новое научно-исследовательское поле» уже существовало в рамках культурологии и культурной антропологии, а в современных условиях всё большей легитимизации в социальных науках культурно-специфического (emic) подхода и, в частности, индигенной психологии естественным образом стало одним из проявлений междисциплинарности гуманитарного знания постиндустриальной эпохи [13, с. 54–65]. Однако данное замечание не снижает ценности диалогичности и текстуальности в рассмотрении кейса (ситуации), о которых пишет ученый.

Анализируя кейс, не нужно выносить за скобки личности участников и аналитиков, следует продуктивно учитывать исторический период, эпоху, социальный слой, вероисповедание, принадлежность к профессиональному сообществу и другие особенности. Говоря о конфессионально ориентированном психологическом консультировании, также важно помнить о диалогичности процесса: «…человеческий поступок есть потенциальный текст и может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система мотивов)» [14, с. 102–103].

Использовать метод кейса в подготовке к конфессионально ориентированному консультированию сложно, но эффективно. Субъект не безгласен, «познание его может быть только диалогическим» [15]; [11, с. 383]. Вслед за М.М. Бахтиным, используя кейс (ситуацию) для самопознания в процессе подготовки к конфессионально ориентированному психологическому консультированию, специалист работает со всем разнообразием явленного субъекта: «как чужое Я, своё-чужое, Я-для-себя, Другой-для-меня, Я-для-Другого» [11, с.  541]. Применение принципа диалогичности снимает вопрос каузальности и дает возможность взглянуть на ситуацию, помещаясь в широком мыслительном пространстве [16].

В заключение первой части представим схему, по которой можно решать и анализировать кейсы в обозначенном исследовательском поле, а также опишем полученные результаты. Структура записи трехчленная, состоит из самого кейса (в форме любого текста – вербального, видео, и т.д.), таблицы и списка. В таблицу (табл. 1) заносятся характеристики времени и места, участники и их описание. По мере решения кейса таблица может дополняться или сокращаться. Списком фиксируются категории анализа, их обсуждение и интерпретация.

Таблица 1. / Table 1.

Представление данных при подготовке решения кейса
Data presentation for case solution

Место, где разворачивается ситуация

 

Характеристика места

 

Время (исторический период, эпоха)

 

Характеристика времени

 

Участники

 

Характеристики участников

 

Метод кейса в подготовке к конфессионально ориентированному консультированию на примере психологического консультирования мусульман

Психологическое консультирование мусульман – активно развивающаяся отрасль не только прикладной, но и фундаментальной психологии. Как указывает руководитель Ассоциации психологической помощи мусульманам3 О.С. Павлова, вопрос о конфессионально ориентированной психологической помощи, в том числе и помощи мусульманам, нуждается в теоретическом обосновании, которое можно почерпнуть, с одной стороны, из теории и практики кросс-культурного психологического консультирования и, с другой, из исламской теологии. Президент Международной ассоциации исламской психологии Малик Бадри [17], рассуждая о роли и эффективности западноевропейских психологических практик применительно к мусульманскому миру, пишет, что «…мусульманские психологи должны применять объективный, эмпирически подтвержденный подход и отвергать теории и практики, выработанные под влиянием западной культуры и не имеющие опоры в эмпирической практике» [5, с. 14].

Специалисты по психологическому консультированию мусульман уделяют особое внимание вопросам истории психологического знания в исламе. [18]; [19]. Речь идет как о раннем периоде существования мусульманской науки [20], так и о современных подходах [21].

Одна из самых востребованных категорий исламской мысли – это категория души, без понимания и всестороннего изучения которой психологическое консультирование мусульман не представляется возможным, следовательно, консультант должен не просто опираться на это знание, но и очень хорошо ориентироваться в нюансах понимания данного аспекта мусульманской мысли и повседневной религиозной практики каждого из клиентов-мусульман [22, с. 20–40]; [23].

Немаловажным в свете вышесказанного является также общее положение кросс-культурной психологии, согласно которому близость клиента и консультанта по религиозному признаку в конфессионально ориентированной работе необходима для повышения уровня доверия между психологом и клиентом. Если говорить о психологе и клиенте как об участниках коммуникативного взаимодействия, обладающих целым рядом общекультурных, личностных и профессиональных характеристик, метод кейса может быть использовании и как обучающий, и как иллюстративный.

Для примера рассмотрим один из кейсов. При этом предлагается анализировать кейс как самостоятельный объект для изучения и как реальный случай.

История происходит в одном из городов России. На прием к психологу приходит женщина, возраст которой 30 лет, русская, не мусульманка. Прием у психолога платный. Так как профессиональный уровень данного психолога и время его работы в профессии очень значительны, то и оплата услуг соответствующая. Вся информация о психологе есть на специализированном сайте. Там же можно прочесть отзывы других клиентов.

Психолог – женщина, этнически принадлежит к крымскотатарскому народу, соблюдающая все религиозные предписания мусульманка. Клиентка, о которой идет речь, пришла, внимательно ознакомившись с информацией и отзывами.

Всю клиентскую сессию женщины беседуют на те темы, которые озвучивает клиент. Они касаются каких-то неизвестных нам тем, в общем связанных с семейными проблемами, не выбивающихся из общестатистических вопросов, обычно разбираемых на приеме у психолога.

Сеанс заканчивается. Клиентка расплачивается, поднимается из кресла, доходит до дверей и задает вопрос: «Помогите мне понять, кто я». Выясняется, что отец девушки, о котором она ничего не знает, – турок. Русская мама рассказала только это. А женщина хочет больше узнать о турках, об исламе, о том, как лично ей быть мусульманкой и возможно ли это, нужно ли это, будучи дочерью отца-турка и матери-русской (из архива специалиста Ассоциации психологической помощи мусульманам).

Таблица 2. / Table 2.

Возможное решение кейса
Рossible case solution

Место действия

Россия, кабинет психолога

Время

Наши дни, современность

Участники

Клиентка, психолог; отец клиентки, мама клиентки

Характеристики участников

Клиентка

Женщина, возраст 30 лет, то есть не совсем юная, но и не пожилая. Смешанная этническая идентичность, связанная с происхождением родителей, мусульманка (?)

Мама клиентки

Русская, женщина, возраст неизвестен, вероисповедание неизвестно

Отец клиентки

Турок, мужчина, возраст неизвестен, мусульманин (?)

Психолог

Женщина, принадлежит к крымскотатарскому народу, возраст неизвестен, мусульманка, психолог-консультант

Категории для анализа

  1. Идентичность.
    • Идентичность не является формальным признаком, однако большинство людей этого не понимают.
    • Клиентка по информации и отзывам точно знала о том, что психолог, к которому она идет, – соблюдающая все религиозные предписания мусульманка и крымская татарка по этнической принадлежности.
    • Придя на консультацию по семейным отношениям, на самом деле клиент хотел получить консультацию по вопросам этнической и религиозной идентичности.
    • Более того, не понимая сути феномена идентичности, его неформальности, большой доли субъективности и необходимости внутренней работы по постановке проблемы, выделению подсознательных, сознательных, личностных и социальных факторов этнической и религиозной идентичностей, клиент, по сути, приходит к психологу за разрешением быть мусульманкой и турчанкой.
  2. Экспертность.
    • Экспертность психолога в первую очередь заключается в принадлежности к Исламу, а также в этничности, приближающей к желанной для клиентки турецкой идентичности.
    • Психолог для клиентки в данном кейсе также выступает как тот, у кого есть право разрешить, указать (культура с высокой дистанцией власти, вертикаль власти).
  3. Легитимизация.
    • Речь именно о разрешении, об обращении за легитимизацией собственного положения.
    • Психолог в данном случае – в первую очередь мусульманка, во вторую очередь важна принадлежность к крымскотатарскому народу, то есть представитель этнической группы, очень близкой к туркам, в отличие от русских или иных мусульман, которые по данным клиентки осуществляют психологическое консультирование в ее регионе и к кому она может действительно прийти на прием.
  4. Практическое применение.
    • Психолог должен понимать, что озвученный вопрос может не совпадать с реальным запросом.
    • Психолог должен обладать навыком выявления вопросов, связанных с этнической и/или религиозной идентичностью, и выделения этих вопросов в особую категорию.
    • Психолог должен владеть знаниями о своей религиозной и этнической идентичности, уметь распознать и работать с этничностью и религиозностью клиента.
    • Психолог должен владеть общими и относящимися к индигенным Я-концепциями, понимать, что клиент не различает ядро и периферию «Я», что работа психолога состоит в том, чтобы это выявить, объяснить клиенту их наличие и научить работать с ними (находить баланс и ресурс).

Осознавая многовариантность и особенности внутренних и внешних границ кейса, рассмотрим другие варианты решения ситуации. Данные получены в процессе обучения студентов-психологов второго курса дневного отделения. Число участников – 46 человек, в основном женщины (что отражает общую гендерную ситуацию в профессии). Место проживания студентов, решавших кейс, – Республика Казахстан, вероисповедание различное, по этнической принадлежности группа гетерогенная. Студенты в случайном порядке с помощью системы ZOOM разделены на 15 групп, в которых они анализировали кейс и принимали коллегиальное решение по финальным формулировкам.

Можно выделить несколько основных линий рассуждения.

  1. В характеристике участников клиентке приписываются черты, в кейсе не обозначенные. Таким образом, не соблюдаются внутренние границы кейса, что приводит к частичным ошибкам в интерпретации.
  2. Решение сконцентрировано на профессиональном психологическом кодексе и особенностях консультативной деятельности.
  3. Неточное представление о том, что такое этническая принадлежность и каковы характеристики этнических групп, встреченных в кейсе.
  4. Случай прочитывается как свершившийся факт принятия ислама. Очень интересен следующий поворот в рассуждении: «Клиентка обдумала все, в итоге стала мусульманкой. Она нашла себя в исламе, решила проблемы с семьей, простила своего отца и поняла, кто она на самом деле».
  5. Присутствует стремление наделять участников мыслями, идеями, прошлым, характеризовать их жизнь и мотивацию.
  6. Рассуждение концентрируется на недопустимости навязывания религии или, наоборот, смещается в сторону психотерапевтического воздействия религии.

Можно заметить, что склонность к додумыванию ситуации и наделение участников своими собственными личными и культурными смыслами, проявляется достаточно явно. У студентов-психологов уже есть некоторое представление о профессиональном кодексе и правилах поведения на сеансе. Следующую особенность назовем «маятником»: если группа предпочитает опираться на этические нормы и правила сообщества, то утрачивается ощущение этнорелигиозных характеристик, они уходят на периферию сознания. Если группа концентрируется на религиозной идентичности, то собственная религиозность становится дополнительным множителем, усиливающим эмоциональный фон, аффективную составляющую, и тогда ислам становится «рукой помощи» клиенту. Удержание баланса, то есть осознание границ кейса и собственных границ (этнических, гендерных, конфессиональных, региональных) – самое сложное для психолога, особенно в сфере конфессионально ориентированного консультирования. Важным также является значительная роль аффективной составляющей в религиозной идентичности мусульманина (религиозный фокус), что увеличивает сложность внутренней работы для психолога в рассматриваемом контексте.

Таким образом, самый важный вывод состоит в том, что для подготовки специалиста в области конфессионально ориентированного психологического консультирования, в частности для мусульман, необходимо не просто более широкое поле, включающее этнографию, антропологию и религиоведение, но и специализированные курсы и/или тренинги по интеграции полученных в этих областях знаний с сугубо профессиональными навыками.

Заключение

Подводя итоги теоретического исследования, можно заключить, что в применении метода кейса (ситуации) необходимо придерживаться диалогического подхода, предложенного М. М. Бахтиным и ставшего основой гуманитарного знания для российской и мировой науки. Несмотря на ограничения общей методологии ситуационных исследований, они могут применяться в качестве выработки подхода к человеку как точки пересечения физических, психологических факторов и характеристик окружающей среды и/или культуры в целом. Понимая культуру как специфически человеческий способ жизнедеятельности, как сбалансированную, единую, неразрывную, живую систему, функционирующую по принципу взаимопорождения, мы закладываем основу для базового понимания между людьми и группами, в которые они объединяются в соответствии с комбинацией внешних и внутренних условий. Психосоциальный гомеостазис – условие для грамотного осуществления конфессионально ориентированного психологического консультирования. С практической точки зрения в подготовке специалистов по конфессионально ориентированному консультированию, в частности психологическому консультированию мусульман, необходим комплексный подход. Его специфика в первую очередь состоит в истинной междисциплинарности, глубоком понимании фундаментальных гуманитарных оснований психологического консультирования, в балансе религиоведения и теологии, в грамотном подходе к этике. На первый план выходит искреннее стремление к самосовершенствованию, повышение уровня осознанности психолога-консультанта. Только при соблюдении обозначенных условий конфессионально ориентированное консультирование будет соответствовать профессиональным требованиям и станет дополнительным аспектом духовного роста клиента.

1. BMC Medical Research Methodology. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biomedcentral.com/1471-2288/11/100 (дата обращения: 17.05.2022).

2. Школа бизнес-тренеров Молоканова и Сикирина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.molokanov-school.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).

3. Ассоциация психологической помощи мусульманам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islampsiholog.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).

10 величайших тематических исследований по психологии – обзор

Все эти десять персонажей оказали огромное влияние на психологию, и их истории продолжают интриговать каждое новое поколение студентов. Что особенно увлекательно, так это то, что многие из их историй продолжают развиваться — появляются новые доказательства или внедряются новые технологии, меняя то, как дела интерпретируются и понимаются. Общим для многих из этих 10 также является то, что они затрагивают некоторые из вечных споров в психологии, о личности и идентичности, природе и воспитании, а также о связях между разумом и телом.

Финеас Гейдж

Однажды в 1848 году в Центральном Вермонте Финеас Гейдж закладывал взрывчатку в землю, чтобы подготовить путь для новой железнодорожной линии, когда с ним произошел ужасный несчастный случай. Детонация сработала преждевременно, и его трамбовочное железо попало ему в лицо, пронзило мозг и вылетело из макушки. Примечательно, что Гейдж выжил, хотя его друзья и семья, как сообщается, чувствовали, что он изменился настолько глубоко (стал вялым и агрессивным), что «он больше не был Гейджем». На этом история заканчивалась — классический пример повреждения лобной части мозга, влияющего на личность. Однако в последние годы произошла радикальная переоценка истории Гейджа в свете новых доказательств. Сейчас считается, что он прошел значительную реабилитацию и фактически начал работать водителем в Чили. Моделирование его травм показало, что большая часть его правой лобной коры, вероятно, не пострадала, и были обнаружены фотографические свидетельства, показывающие щеголеватого Гейджа после аварии. Не то чтобы вы найдете это исправленное описание во многих учебниках по психологии: недавний анализ показал, что лишь немногие из них соответствуют новым данным.

Х.М.

У Генри Густава Молисона (в течение многих лет известного в литературе как Х. М. для защиты своей частной жизни), который умер в 2008 году, развилась тяжелая амнезия в возрасте 27 лет после операции на головном мозге в качестве формы лечения эпилепсии, которой он страдал с детства. Впоследствии он был в центре внимания более 100 психологов и нейробиологов, и он был упомянут в более чем 12 000 журнальных статей! Операция Молисона заключалась в удалении больших частей гиппокампа с обеих сторон его мозга, в результате чего он был почти полностью неспособен хранить новую информацию в долговременной памяти (были некоторые исключения — например, после 19 лет). 63 он знал, что в Далласе был убит президент США). Экстремальные недостатки Молесона стали неожиданностью для экспертов того времени, поскольку многие из них считали, что память распределена по всей коре головного мозга. Сегодня наследие Молисона живет: его мозг был тщательно срезан, сохранен и превращен в трехмерный цифровой атлас, а история его жизни, как сообщается, должна быть превращена в художественный фильм, основанный на книге, написанной исследователем Сюзанной Коркин о нем: Постоянное настоящее время , Человек без памяти и чему он научил мир .

Виктор Леборн (прозвище «Загар»)

Тот факт, что у большинства людей языковая функция обслуживается преимущественно левой лобной корой, сегодня стал почти общеизвестным, по крайней мере, среди студентов-психологов. Однако еще в начале девятнадцатого века все считали, что языковая функция (например, память, см. статью для H.M.) распределяется по мозгу. Пациент девятнадцатого века, который помог изменить это, был Виктор Леборн, француз, которого прозвали «Тан», потому что это был единственный звук, который он мог произнести (помимо ругательной фразы «sacre nom de Dieu»). В 1861 году в возрасте 51 года Леборн был направлен к известному неврологу Полю Брока, но вскоре умер. Брока исследовал мозг Леборна и заметил поражение в его левой лобной доле — сегмент ткани, теперь известный как зона Брока. Учитывая нарушенную речь Леборна, но сохранное понимание, Брока пришел к выводу, что эта область мозга отвечает за производство речи, и приступил к убеждению своих сверстников в этом факте, признанном теперь ключевым моментом в истории психологии. На протяжении десятилетий о Леборне мало что было известно, кроме его важного вклада в науку. Однако в статье, опубликованной в 2013 году, Цезарий Домански из Университета Марии Кюри-Склодовской в ​​Польше раскрыл новые биографические детали, в том числе возможность того, что Леборн пробормотал слово «Тан», потому что на его родине Море находится несколько кожевенных заводов.

Дикий мальчик из Аверона

«Дикий мальчик из Аверона», которого врач Жан-Марк Итар назвал Виктором, был найден выходящим из леса Аверона на юго-западе Франции в 1800 году в возрасте 11 или 12 лет, где, как считается, он находился. живет в дикой природе несколько лет. Для психологов и философов Виктор стал своего рода «естественным экспериментом» в вопросе о природе и воспитании. Как на него повлияет отсутствие человеческого участия в начале его жизни? Те, кто надеялся, что Виктор поддержит идею «благородного дикаря», не испорченного современной цивилизацией, были в значительной степени разочарованы: мальчик был грязным и взлохмаченным, испражнялся на месте и, по-видимому, главным мотивом был голод. Виктор приобрел статус знаменитости после того, как его перевезли в Париж, и Итар начал миссию по обучению и социализации «дикого ребенка». Эта программа увенчалась переменным успехом: Виктор так и не научился бегло говорить, но он одевался, научился гражданским туалетным привычкам, мог написать несколько писем и приобрел базовые знания языка. Эксперт по аутизму Ута Фрит считает, что Виктора, возможно, бросили из-за того, что он был аутистом, но она признает, что мы никогда не узнаем правду о его происхождении. История Виктора легла в основу романа 2004 года  The Wild Boy и был экранизирован во французском фильме 1970 года The Wild Child.

Ким Пик

Прозванный друзьями «Ким-Путер», Пик, который умер в 2010 году в возрасте 58 лет, был источником вдохновения для персонажа Дастина Хоффмана, страдающего аутизмом, в фильме «Человек дождя », получившем несколько «Оскаров». До этого фильма, который был выпущен в 1988 году, мало кто слышал об аутизме, поэтому можно считать, что Peek через фильм помог привлечь внимание к этому заболеванию. Однако, возможно, фильм также способствовал распространению популярного заблуждения о том, что одаренность является отличительной чертой аутизма (в одной примечательной сцене персонаж Хоффмана мгновенно вычисляет точное количество палочек для коктейля — 246 — которые официантка роняет на пол). Сам Пик на самом деле не был аутичным ученым, рожденным с аномалиями мозга, включая деформированный мозжечок и отсутствие мозолистого тела (массивный пучок ткани, который обычно соединяет два полушария). Его умственные способности были поразительны и включали расчет календаря, а также энциклопедические знания истории, литературы, классической музыки, почтовых индексов США и маршрутов путешествий. Было подсчитано, что за свою жизнь он прочитал более 12 000 книг, и все они были посвящены безупречной памяти. Несмотря на общительность и общительность, Пик имел проблемы с координацией и боролся с абстрактным или концептуальным мышлением.

Анна О.

«Анна О.» это псевдоним Берты Паппенгейм, новаторской немецкой еврейской феминистки и социального работника, которая умерла в 1936 году в возрасте 77 лет. Как Анна О. она известна как одна из первых пациентов, подвергшихся психоанализу, и ее случай во многом вдохновил Фрейда на размышления о психических заболеваниях. . Впервые Паппенгейм привлек внимание другого психоаналитика, Йозефа Брейера, в 1880 году, когда его вызвали к ней домой в Вене, где она лежала в постели, почти полностью парализованная. Другие ее симптомы включают галлюцинации, изменения личности и бессвязную речь, но врачи не смогли найти никакой физической причины. В течение 18 месяцев Брейер навещал ее почти ежедневно и говорил с ней о ее мыслях и чувствах, в том числе о ее горе по отцу, и чем больше она говорила, тем больше исчезали ее симптомы — по-видимому, это был один из первых случаев психоанализ или «лечение разговорами», хотя степень успеха Брейера оспаривается, и некоторые историки утверждают, что у Паппенгейма действительно было органическое заболевание, такое как эпилепсия. Хотя Фрейд никогда не встречался с Паппенгеймом, он написал о ее случае, в том числе о том, что у нее была истерическая беременность, хотя это тоже оспаривается. Последняя часть жизни Паппенгейма в Германии после 1888 года так же примечательна, как и ее время, когда она была Анной О. Она стала плодовитым писателем и пионером в социальной сфере, в том числе писала рассказы, пьесы и переводила оригинальные тексты, а также она основала социальные клубы для еврейских женщин, работала в детских домах и основал Германскую федерацию еврейских женщин.

Китти Дженовезе

К сожалению, не Китти Дженовезе стала одним из классических примеров психологии, а ужасная судьба, которая ее постигла. В 1964 году в Нью-Йорке Дженовезе возвращалась домой с работы горничной в баре, когда на нее напал и в конце концов убил Уинстон Мозли. Что сделало эту трагедию настолько влиятельной для психологии, так это то, что она вдохновила на исследование того, что стало известно как Феномен свидетеля — ныне хорошо зарекомендовавший себя вывод о том, что наше чувство личной ответственности ослабляется присутствием других людей. Согласно фольклору, 38 человек наблюдали за кончиной Дженовезе, но ни один из них не сделал ничего, чтобы помочь, по-видимому, ужасный пример эффекта свидетеля в реальной жизни. Однако на этом история не заканчивается, поскольку историки с тех пор установили, что реальность была намного сложнее — как минимум два человека действительно пытались вызвать помощь, а на самом деле был только один свидетель второго и смертельного нападения. В то время как основной принцип эффекта свидетеля выдержал испытание временем, понимание современной психологией того, как он работает, стало намного более тонким. Например, есть свидетельства того, что в некоторых ситуациях люди с большей вероятностью будут действовать, когда они являются частью большей группы, например, когда они и другие члены группы принадлежат к той же социальной категории (например, все женщины), что и остальные. жертва.

 

Маленький Альберт

«Маленький Альберт» — это прозвище, которое психолог-первопроходец-бихевиорист Джон Уотсон дал 11-месячному ребенку, которому он вместе со своей коллегой и будущей женой Розалинд Рейнер преднамеренно пытался привить определенные страхи через процесс кондиционирования. Исследование сомнительного научного качества было проведено в 1920 году и стало печально известным своей неэтичностью (такая процедура никогда не будет одобрена в современных университетских условиях). Интерес к Маленькому Альберту возродился в последние годы, когда разгорелся академический спор по поводу его истинной личности. Группа во главе с Холлом Беком из Аппалачского университета объявила в 2011 году, что, по их мнению, Маленький Альберт на самом деле был Дугласом Мерриттом, сыном кормилицы из Университета Джона Хопкинса, где базировались Уотсон и Рейнер. Согласно этому печальному отчету, у маленького Альберта были неврологические нарушения, что усугубляло неэтичный характер исследования Уотсона и Рейнера, и он умер в возрасте шести лет от гидроцефалии (жидкости в мозгу). Однако эта версия была оспорена другой группой ученых во главе с Расселом Пауэллом из Университета Макьюэна в 2014 году. Они установили, что Маленький Альберт, скорее всего, был Уильямом А. Баргером (записанным в его медицинской карте как Альберт Баргер), сыном другого мокрого человека. медсестра. Ранее в этом году автор учебников Ричард Григгс взвесил все доказательства и пришел к выводу, что история Баргера более правдоподобна, а это означает, что Маленький Альберт на самом деле умер в 2007 году в возрасте 87 лет9.0003

Крис Сайзмор

Крис Костнер Сайзмор — один из самых известных пациентов, которому поставили противоречивый диагноз множественного расстройства личности, известного сегодня как диссоциативное расстройство личности. Среди альтер-эго Сайзмора, по-видимому, были Ева Уайт, Ева Блэк, Джейн и многие другие. По некоторым сведениям, Сайзмор выразила эти личности как механизм выживания перед лицом травм, которые она пережила в детстве, в том числе увидела, как ее мать тяжело ранена, и человека, распиленного пополам на лесопилке. В последние годы Сайзмор описывала, как ее альтер-эго объединялись в одну единую личность на протяжении многих десятилетий, но она по-прежнему считает разные аспекты своего прошлого принадлежащими ее разным личностям. Например, она заявила, что ее муж был женат на Еве Уайт (а не на ней) и что Ева Уайт является матерью ее первой дочери. Ее история была превращена в фильм в 1957 под названием Три лица Евы (на основе одноименной книги, написанной ее психиатрами). Джоанн Вудворд получила «Оскар» за лучшую женскую роль за роль Сайзмор и ее разных личностей в этом фильме. Сайзмор опубликовала свою автобиографию в 1977 году под названием I’m Eve . В 2009 году она появилась в шоу-интервью BBC Hard Talk .

Дэвид Реймер

Один из самых известных пациентов в психологии, Реймер потерял свой пенис в результате неудачной операции по обрезанию, когда ему было всего 8 месяцев. Впоследствии психолог Джон Мани посоветовал его родителям вырастить Реймера девочкой, «Брендой», и чтобы он прошел дальнейшую операцию и гормональное лечение, чтобы помочь ему изменить пол. Первоначально Мани описал эксперимент (никто раньше не пробовал ничего подобного) как огромный успех, который, по-видимому, подкреплял его веру в важную роль социализации, а не врожденных факторов, в гендерной идентичности детей. На самом деле, переназначение было серьезно проблематичным, и мальчишество Реймера никогда не скрывалось. Когда ему было 14 лет, Реймеру рассказали правду о его прошлом, и он решил обратить вспять процесс смены пола, чтобы снова стать мужчиной. Позже он провел кампанию против изменения пола других детей с травмами половых органов, как это было у него. Его история вошла в книгу Как его создала природа, Мальчик, которого вырастили как девочку  , снятый Джоном Колапинто, и он является героем двух документальных фильмов BBC Horizon. К сожалению, Реймер покончил с собой в 2004 году, когда ему было всего 38 лет. Большинство этих исследований помогли сформировать наше нынешнее понимание человеческих мыслей, поведения и чувств.

Тематические исследования психологии в этом списке считаются классическими примерами психологических исследований и экспериментов, которые до сих пор преподаются на вводных курсах психологии.

Некоторые исследования, тем не менее, были откровенно шокирующими и противоречивыми, поэтому вы, вероятно, удивитесь, почему такие исследования проводились в те времена. Представьте, что вы участвуете в эксперименте за небольшую награду или дополнительный классовый балл, а потом получаете шрамы на всю жизнь. Однако такого рода исследования проложили путь к более этичному подходу к изучению психологии.

Кейс против эксперимента

Прежде чем мы углубимся в список самых известных исследований в психологии, давайте сначала рассмотрим разницу между кейсами и экспериментами.

Case Study

  • Это углубленное изучение и анализ личности, группы, сообщества или явления. Результаты тематического исследования не могут быть применены ко всей популяции, но они могут дать информацию для дальнейших исследований.
  • Часто используются качественные методы исследования, такие как наблюдения, опросы и интервью.
  • Это часто проводится в реальных условиях, а не в контролируемой среде.

Эксперимент

  • Эксперимент – это тип исследования, проводимого на выборке или группе случайных участников, результаты которого могут быть распространены на все население.
  • Он часто использует количественные методы исследования, основанные на цифрах и статистике.
  • Проводится в контролируемой среде, где манипулируют некоторыми вещами или ситуациями.

Получить PDF-файл этой статьи для класса

Доступ только для подписчиков к PDF-файлу этой статьи

Известные эксперименты в психологии

1. Эксперимент с зефиром

Психолог Уолтер Мишель провел эксперимент с зефиром в Стэнфордском университете в 1960-х — начале 1970-х годов. Это был простой тест, целью которого было определить связь между отсроченным удовлетворением и успехом в жизни.

Инструкции были довольно простыми: детям 4-6 лет давали на столе кусочек зефира и говорили, что они получат второй кусочек, если смогут подождать 15 минут, не съев первый зефир.

Примерно одной трети из 600 участников удалось отсрочить удовлетворение, чтобы получить второй зефир. Мишель и его команда продолжили работу с этими участниками в 1990-х годах и узнали, что те, у кого была сила воли ждать большего вознаграждения, добивались большего успеха в жизни с точки зрения результатов SAT и других показателей.

Это тематическое исследование также поддерживает теорию самоконтроля, теорию криминологии, которая утверждает, что люди с большим самоконтролем с меньшей вероятностью попадут в неприятности с законом!

Однако классический эксперимент с зефиром был разоблачен в ходе повторного исследования 2018 года, проведенного Тайлером Уоттсом и его коллегами.

В этом недавнем эксперименте участвовала большая группа (900 человек) и было лучше представлено население в целом, когда речь шла о расе и этнической принадлежности. В этом исследовании ученые выяснили, что способность дождаться второго зефира зависит не только от силы воли, но и в большей степени от экономического положения и социального статуса участников.

2.

Эффект свидетеля

В 1694 году Китти Дженовезе была убита в районе Кью Гарденс, Нью-Йорк. Сообщалось, что в непосредственной близости от места преступления находилось до 38 свидетелей и зевак, но никто ничего не сделал, чтобы остановить убийство или позвать на помощь.

Такая трагедия послужила катализатором, вдохновившим социальных психологов Бибба Латана и Джона Дарли на формулировку явления, называемого эффектом свидетеля или апатией свидетеля.

Последующие расследования показали, что эта история была преувеличена и недостоверна, так как на самом деле было всего около дюжины свидетелей, как минимум двое из которых вызвали полицию. Но случай с Китти Дженовезе привел к различным исследованиям, направленным на то, чтобы пролить свет на феномен свидетеля.

Латане и Дарли проверили вмешательство посторонних в ходе экспериментального исследования. Участников просили заполнить анкету в комнате, и они были либо одни, либо с двумя другими участниками (которые на самом деле были актерами или сообщниками в исследовании). Потом из-под двери шел дым. Проверялось время реакции участников — сколько времени им понадобится, чтобы сообщить о дыме властям или экспериментаторам?

Результаты показали, что участники, которые были одни в комнате, сообщали о дыме быстрее, чем участники, которые были с двумя пассивными другими. Исследование показывает, что чем больше наблюдателей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше вероятность того, что кто-то придет на помощь, социальное явление, которое сейчас обычно называют эффектом наблюдателя.

3. Исследование соответствия Asch

Принимали ли вы когда-нибудь решение вопреки своему здравому смыслу, просто чтобы соответствовать своим друзьям или семье? Исследования соответствия Asch помогут вам лучше понять такую ​​ситуацию.

В этом эксперименте группе участников показали три пронумерованных линии разной длины и попросили определить самую длинную из них. Однако в каждой группе присутствовал только один настоящий участник, а остальные были актерами, большинство из которых ответили неправильно.

Результаты показали, что участники выбрали неправильный ответ, хотя заранее знали, какая строка самая длинная. Когда участников спросили, почему они ошиблись, они ответили, что не хотят, чтобы их заклеймили как странных или странных.

Это исследование показывает, что в жизни бывают ситуации, когда люди предпочитают приспособиться, чем быть правыми. Это также говорит о том, что сила в количестве — решение группы может ошеломить человека и заставить его усомниться в своих суждениях.

4.

Эксперимент с куклой Бобо

Эксперимент с куклой Бобо был проведен доктором Альбертом Бандурой, сторонником теории социального обучения.

Еще в 1960-х годах споры о природе и воспитании были популярной темой среди психологов. Бандура внес свой вклад в эту дискуссию, предположив, что на поведение человека больше всего влияют факторы окружающей среды, а не генетические факторы.

В эксперименте с куклой Бобо дети были разделены на три группы: одной группе показывали видео, в котором взрослый ведет себя агрессивно по отношению к кукле Бобо, второй группе показывали видео, в котором взрослый играет с куклой Бобо, и третья группа служила контрольной группой, где видео не демонстрировалось.

Затем детей отвели в комнату с разными игрушками, включая куклу Бобо, которую они видели в видео. Результаты показали, что дети склонны подражать взрослым в видео. Те, кому была представлена ​​агрессивная модель, действовали агрессивно по отношению к кукле Бобо, в то время как те, кому была представлена ​​пассивная модель, проявляли меньшую агрессию.

Хотя эксперимент с куклой Бобо больше нельзя повторить из-за этических соображений, он заложил основы теории социального обучения и помог нам понять степень влияния поведения взрослых на детей.

5. Эксперимент с голубыми/карими глазами

После убийства Мартина Лютера Кинга-младшего в 1968 году учительница третьего класса Джейн Эллиот провела эксперимент в своем классе. Хотя это и не формальный эксперимент в контролируемых условиях, «Разделенный класс» является хорошим примером социального эксперимента, призванного помочь детям понять концепцию расизма и дискриминации.

Класс был разделен на две группы: голубоглазые дети и кареглазые дети. На один день Эллиот отдала предпочтение своим голубоглазым ученикам, уделяя им больше внимания и балуя их наградами. На следующий день настала очередь кареглазых студентов получить дополнительные услуги и привилегии.

В результате, какая бы группа учащихся ни получала привилегированное отношение, она исключительно хорошо училась в классе, получала более высокие баллы за контрольные и чаще читала; учащиеся, подвергшиеся дискриминации, чувствовали себя униженными, плохо отвечали на контрольные и неуверенно давали ответы в классе.

6. Стэнфордский тюремный эксперимент

Одним из самых противоречивых и широко цитируемых исследований в психологии является Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Филипом Зимбардо в подвале Стэнфордского здания психологии в 1919 году.71. Гипотеза заключалась в том, что на оскорбительное поведение в тюрьмах влияют личностные качества заключенных и тюремных надзирателей.

Участниками эксперимента были студенты колледжа, которых случайным образом распределили либо в качестве заключенного, либо в качестве тюремного охранника. Затем тюремным охранникам приказали управлять имитацией тюрьмы в течение двух недель. Однако эксперимент пришлось остановить всего через 6 дней.

Тюремные охранники злоупотребляли своими полномочиями и притесняли заключенных словесно и физически. Заключенные, с другой стороны, демонстрировали покорное поведение. Зимбардо решил прекратить эксперимент, потому что заключенные демонстрировали признаки эмоционального и физического срыва.

Хотя эксперимент не был завершен, его результаты убедительно показали, что люди могут легко войти в социальную роль, когда другие ожидают от них этого, особенно когда она сильно стереотипна.

7.

Эффект ореола

Вы когда-нибудь задумывались, почему зубные пасты и другие стоматологические товары рекламируются знаменитостями чаще, чем стоматологами? Эффект ореола — одна из причин!

Эффект ореола показывает, как одно благоприятное качество человека может вызвать положительное восприятие других качеств. В случае рекламы продуктов привлекательные знаменитости также воспринимаются как умные и знающие определенный предмет, даже если они не являются техническими экспертами.

Эффект ореола возник в результате классического исследования, проведенного Эдвардом Торндайком в начале 1900-х годов. Он попросил военного командования оценить своих подчиненных на основе различных качеств, таких как внешний вид, лидерские качества, надежность и интеллект.

Результаты показали, что высокие оценки определенного качества влияют на оценки других качеств, создавая эффект ореола общих высоких оценок. Применяется и обратное, что означает, что отрицательная оценка по одному качеству также коррелирует с отрицательными оценками по другим качествам.

Эксперименты с эффектом ореола также проводились в различных форматах, подтверждая первоначальную теорию Торндайка. Это явление предполагает, что наше восприятие личности других людей в целом сильно зависит от качества, на котором мы фокусируемся.

8. Когнитивный диссонанс

В нашей жизни бывают случаи, когда наши убеждения и поведение не совпадают друг с другом, и мы пытаемся оправдать их в своем уме. Это когнитивный диссонанс, который изучали в эксперименте Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит еще в 19 веке.59.

В этом эксперименте участники должны были выполнить ряд скучных и повторяющихся заданий, например, в течение часа поворачивать колышки в деревянной ручке. После выполнения заданий им платили либо 1, либо 20 долларов, чтобы они сказали следующим участникам, что задания были очень веселыми и приятными. После этого участников попросили оценить эксперимент. Те, кому дали 1 доллар, оценили эксперимент как более интересный и веселый, чем те, кто получил 20 долларов.

Результаты показали, что те, кто получил меньший стимул лгать, испытали когнитивный диссонанс — 1 доллар не был достаточным стимулом для этого одного часа кропотливой скучной деятельности, поэтому участникам пришлось оправдываться тем, что им все равно было весело.

Известные психологические исследования

9. Маленький Альберт

В 1920 году бихевиористы-теоретики Джон Уотсон и Розали Рейнер провели эксперименты на 9-месячном ребенке, чтобы проверить влияние классического обусловливания на внушение страха людям.

Это было настолько противоречивое исследование, что оно стало популярным в учебниках и программах психологии, поскольку является классическим примером неэтичных исследований, проводимых во имя науки.

В одном из экспериментов Маленькому Альберту предъявляли безобидный раздражитель или предмет — белую крысу, которую он сначала не испугался. Но каждый раз, когда Маленький Альберт видел белую крысу, исследователи издавали страшный звук молота и стали. Примерно через 6 пар Маленький Альберт научился бояться крыс даже без устрашающего звука.

У маленького Альберта появились признаки страха перед различными объектами, представленными ему с помощью классического обусловливания. Он даже обобщал свой страх на другие раздражители, отсутствовавшие в ходе эксперимента.

10. Финеас Гейдж

Финеас Гейдж – настоящая знаменитость на курсах психологии 101, несмотря на то, что его путь к популярности начался с трагической случайности. Он был жителем Центрального Вермонта и работал на строительстве новой железнодорожной линии в середине 1800-х годов. Однажды взрывное устройство взорвалось преждевременно, ударив его прямо в лицо и пробив его мозг.

Гейдж пережил аварию, к счастью, что и по сей день считается подвигом. После аварии ему удалось найти работу дилижанса. Однако его семья и друзья сообщили, что его личность изменилась настолько, что «он больше не был Гейджем» (Harlow, 1868).

Новые улики по делу Финеаса Гейджа стали известны благодаря современным научным исследованиям и медицинским тестам. Тем не менее, вокруг его повреждения мозга и последующего выздоровления все еще остается много загадок.

11. Анна О.

Анна О., социальный работник и феминистка немецкого еврейского происхождения, была одной из первых пациенток, прошедших курс психоаналитического лечения.

Ее настоящее имя было Берта Паппенгейм, и она вдохновила Зигмунда Фрейда на создание многих работ и книг по психоаналитической теории, хотя лично они не встречались. Их связь была через Йозефа Брейера, наставника Фрейда, когда он только начинал свою клиническую практику.

Анна О. страдала параличом, изменением личности, галлюцинациями, бессвязной речью, но врачи не могли найти причину. Затем Йозефа Брейера вызвали к ней домой для вмешательства, и он провел с ней психоанализ, также называемый «лечением разговором».

Брейер просил Анну О. говорить все, что приходило ей в голову, например, о ее мыслях, чувствах и детских переживаниях. Было отмечено, что ее симптомы исчезли после того, как она выговорила ситуацию.

Однако позже Брейер направил Анну О. в санаторий Бельвю, где она выздоровела и стала известным писателем и защитником прав женщин и детей.

12. Пациент Х.М.

Х.М., или Генри Густав Молейсон, страдал тяжелой амнезией, подвергался бесчисленным психологическим и неврологическим исследованиям.

Генри было 27 лет, когда ему сделали операцию на головном мозге, чтобы вылечить эпилепсию, которой он страдал с детства. По несчастливому стечению обстоятельств, он потерял память из-за операции, и его мозг также не смог хранить долгосрочные воспоминания.

Тогда его считали человеком, живущим исключительно в настоящем, забывающим события, как только они происходят, и вспоминающими только обрывки своего прошлого. На протяжении многих лет его амнезия и структура его мозга помогли нейропсихологам узнать больше о когнитивных функциях.

Сюзанна Коркин, исследователь, писатель и хороший друг Г. М., недавно опубликовала книгу о его жизни. Эта книга, озаглавленная « Permanent Present Tense », представляет собой одновременно и мемуары, и тематическое исследование, рассказывающее о трудностях и радостях Генри Густава Молисона.

13.

Крис Сайзмор

Крис Сайзмор приобрела статус знаменитости в психологическом сообществе, когда у нее диагностировали множественное расстройство личности, теперь известное как диссоциативное расстройство личности.

У Сайзмора есть несколько альтер-эго, в том числе Ева Блэк, Ева Уайт и Джейн. В различных документах о ней говорилось, что эти альтер-эго были сформированы как механизм преодоления травмирующих переживаний, которые она пережила в детстве.

Сайзмор сказал, что, хотя ей удалось объединить свои альтер-эго в одну доминирующую личность, в прошлом были периоды, когда только одно из ее альтер-эго переживало. Например, ее муж женился на ее альтер-эго Еве Уайт, а не на ней.

Ее история вдохновила психиатров на написание книги о ней под названием Три лица Евы , по которой в 1957 году был снят одноименный фильм.

14. Дэвид Реймер

Когда Дэвиду было всего 8 месяцев, он потерял пенис из-за неудачной операции по обрезанию.

Психолог Джон Мани посоветовал родителям Реймера вместо этого вырастить его девочкой, назвав его Брендой. Его смена пола была поддержана последующей операцией и гормональной терапией.

Мани описал изменение пола Реймера как успех, но проблемы начали возникать, когда Реймер рос. Его мальчишество не было полностью подавлено гормональной терапией. Когда ему было 14 лет, он узнал о секретах своего прошлого и подвергся смене пола, чтобы снова стать мужчиной.

Реймер стал защитником детей, попавших в такую ​​же трудную ситуацию, как и он сам. История его жизни закончилась, когда ему было 38 лет, когда он покончил с собой.

15. Ким Пик

Ким Пик был вдохновителем « Человек дождя », оскароносного фильма об ученом-аутисте, которого играет Дастин Хоффман.

Фильм был выпущен в 1988 году, когда аутизм еще не был широко известен и признан. Так что это было откровением для многих людей, которые смотрели фильм.

На самом деле Ким Пик не был аутичным ученым. Он был исключительно умен, несмотря на аномалии мозга, с которыми он родился. Он был похож на ходячую энциклопедию, знающую маршруты путешествий, почтовые индексы США, исторические факты и классическую музыку. Он также прочитал и запомнил около 12 000 книг за свою жизнь.

Заключение

Этот список экспериментов и тематических исследований в области психологии — лишь верхушка айсберга! Есть еще бесчисленное множество интересных психологических исследований, которые вы можете изучить, если хотите узнать больше о человеческом поведении и динамике.

Вы также можете провести свой собственный мини-эксперимент или принять участие в исследовании, проводимом в вашей школе или районе. Просто помните, что существуют этические стандарты, которым необходимо следовать, чтобы не повторить необратимый физический и эмоциональный вред, причиненный Маленькому Альберту или участникам Стэнфордского тюремного эксперимента.

Ссылки

Asch, SE (1956). Исследования независимости и соответствия: I. Меньшинство одного против единодушного большинства. Психологические монографии: общие и прикладные, 70 (9), 1–70. https://doi.org/10.1037/h0093718

Бандура, А., Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63 (3), 575–582. https://doi.org/10.1037/h0045925

Эллиотт, Дж., Йельский университет, WGBH (телевизионная станция: Бостон, Массачусетс) и PBS DVD (фирма). (2003). Разделенный класс. Нью-Хейвен, Коннектикут: Фильмы Йельского университета.

Фестингер, Л., и Карлсмит, Дж. М. (1959). Когнитивные последствия принудительного подчинения. Журнал ненормальной и социальной психологии, 58 (2), 203–210. https://doi.org/10.1037/h0041593

Хейни, К., Бэнкс, В.К., и Зимбардо, П.Г. (1973). Исследование заключенных и охранников в смоделированной тюрьме. Naval Research Review , 30 , 4–17.

Латане, Б., и Дарли, Дж. М. (1968). Групповое торможение вмешательства посторонних в аварийных ситуациях. Журнал личности и социальной психологии, 10 (3), 215–221. https://doi.org/10.1037/h0026570

Мишель, В. (2014). Зефирный тест: овладение самоконтролем. Литтл, Браун и Ко.

Торндайк, Э. (1920) Постоянная ошибка в психологических рейтингах. Журнал прикладной психологии , 4 , 25-29. http://dx.doi.org/10.1037/h0071663

Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии , 3 (1), 1.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts