Примеры концепции я: Я концепция примеры на людях. Понятие я-концепции

Содержание

Я-концепция и концепция другого человека.

Материалы семинара knjazna
а теперь от защит перейдем к вопросу, что, собственно мы защищаем. себя, конечно!

Я-концепция — фундаментальный конструкт в теории Роджерса. Согласно взглядам Роджерса, поведение человека можно понять и объяснить, если принять его субъективный опыт, личные переживания и особенности восприятия себя в окружающем мире. Наиболее существенная часть личного опыта человека отражается в его Я-концепции.

Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе в окружающем мире. Ситуация, когда человек воспринимает себя в целом положительно (я — сильный, веселый, способный, привлекательный) — называется положительной Я-концепцией. Ситуация, когда человек видит в себе много отрицательного и лишь незначительное количество положительного, соответствует отрицательной Я-концепции.

По Р. Бернсу, положительная Я-концепция включает 3 компонента:
1. уверенность в своих способностях к какому-либо виду деятельности
2. уверенность в принятии другими людьми
З. чувство собственной значимости, являющееся производным от первых двух компонентов.

Проявлениями положительной Я-концепции являются уверенность в себе, самоуважение, принятие себя, высокая самооценка. проявления отрицательной Я-концепции — неуверенность в себе, неприятие себя, ощущение своей некомпетентности, неспособности, низкая самооценка. Человек с положительной Я-концепцией более уверен в результатах своей деятельности, повышает или сохраняет успешность в ситуации риска или ответственности, менее тревожен, более успешен в межличностных отношениях.

Доказано существенное влияние Я-концепции на успеваемость в школе: при сходных показателях интеллекта, успевающие дети — это те, которые имеют в целом положительную Я-концепцию. неуспевающие — те, которые имеют те или иные проявления отрицательной Я-концепции: чувство неадекватности, вины, отверженности, защитный тип поведения. В целом, можно сказать, что положительная Я-концепция — то, что способствует проявлению способностей и большей уверенности, а также успешности в межличностных отношениях. Считается, что я-концепция формируется у ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Р Бернс обозначает 4 фактора формирования Я-концепции
1) Обратная связь — мнения других людей о наших поступках, действиях, которые побуждают нас видеть их в определенном свете. Положительная обратная связь в вербальной или невербальной форме сообщает ребенку, что его действия правильны и полезны, тем самым свидетельствуя о его компетентности и достоинстве, способствуя формированию положительной Я-концепции отрицательная обратная связь, вербальная и невербальная, заставляет ребенка чувствовать свою некомпетентность, малоценность, и этим способствуют формированию отрицательной Я-концепции.
2) Значимые другие. Это люди, которые, как чувствует ребенок, могут оказывать непосредственное влияние а его жизнь. В процессе онтогенеза в число значимых других последовательно входят: родители, педагоги, сверстники, супруги и руководители. выбирая значимых других, человек также проявляет свою активность: одних принимает в круг значимых других и прислушивается к их мнению, других отвергает и их мнение оказывается несущественным. Во время дошкольного детства особое место среди значимых других занимают мать ребенка, отец, воспитатель, во время обучения в начальной школе — учитель.
3) Собственные достижения и неудачи. Наши достижения, успехи, особенно если они так осознаются, дают чувство гордости, ощущение компетентности. Неудачи, соответственно — чувство горечи, ощущение неспособности.
4) Сама Я-концепция. Я-концепция — единство стабильности и динамичности. Достаточно сформированная к подростковому возрасту, Я-концепция способна оказывать сопротивление тем обратным связям, которые не соответствуют уже имеющемуся образу Я. Иными словами, сама Я-концепция становится регулятором дальнейшего развития образа Я.

Концепция другого человека (КДЧ), как понятие введена Г. С. Абрамовой и позволяет более точно объяснять общую тенденцию поведения человека по отношению к другим людям, рассмотрев соотношение Я-концепции и КДЧ. Известно достаточное количество исследований, подтверждающих существование взаимосвязи и взаимовлияния между Я-концепцией и КДЧ (самопринятием и принятием других, отношением к себе, и отношением к другим): чем более положительна Я-концепция у человека, тем более положительна КДЧ (и обратно). Так, оперируя более конкретными характеристиками, Р. Бернс пишет, что ребенок, доверяющий своему окружению, приобретает такие качества, как открытость, склонность положительно реагировать на других людей, самостоятельность, исследовательский подход к действительности. Благодаря поведению, в котором реализуются эти качества, возрастает уверенность ребенка в себе, чувство компетентности, позитивное самовосприятие. Ребенок, который не доверяет своему окружению, склонен ограничивать свою активность и в деятельности и в межличностнык отношениях. Результатом этого становятся некомпетентность, ощущение неспособности, ненужности.

Соответствие Я-концепции и КДЧ- только ведущая тенденция. Наблюдаются, и достаточно часто, случаи их несоответствия, дисбаланса. Это подтверждает значимый, но невысокий коэффициент корреляции между этими показателями феномены, наблюдаемые в жизни. Среди них феномен завышенной самооценки (самомнения, заносчивости), когда человек ценит и уважает себя и не уважает других (либо уважает гораздо меньше, чем себя) и феномен заниженной самооценки (неуверенности в себе), когда человек недооценивает себя по сравнению с другими. Все это говорит о необходимости в процессе социально-психологического обучения создавать условия для развития не только положительной Я-концепции, но и положительной КДЧ, определенного баланса между ними. Л. А. Петровская подчеркивает глубокую взаимосвязь между представлениями о себе и представлениями о другом человеке. Эта взаимосвязь просматривается в своеобразной симметрии выделяемых ею пяти источников развития и коррекции самовосприятия и источников восприятия другого человека. Среди источников формирования образа другого обычно называется:
1. Восприятие другого через соотнесение (идентификацию — различие) другого с собой.
2. Восприятие другого через восприятие его другим.
3. Восприятие другого через восприятие результатов его деятельности.
4. Непосредственное восприятие внешнего облика другого.
5. Восприятие другого через экспликацию им своих внутренних состояний Среди источников развития и коррекции самовосприятия обычно перечисляют:
1. Восприятие себя через соотнесение (идентификацию — различие) себя с другим
2. Восприятие себя через восприятие себя другими
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности
4. Непосредственное восприятие собственного внешнего облика
5. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.

Реферат на тему «Я — концепция личности»

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание».

Содержание

1. Понятие «Я» — концепции
2. Формирование «Я» — концепции
3. Структура Я-концепции
4. Роль Я-концепции в жизни личности
5. Самооценка как центр личности
6. Угроза Я — концепции
Список использованных источников

1. Понятие «Я — концепции»

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание».

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me).  В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 1).

Таблица 1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

СоставляющаяОписание
«Духовное Я»

 

 

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

 

«Материальное Я»

 

 

 

«Социальное Я»

 

 

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

«Физическое Я»

 

 

Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок

 

То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр. )

 

Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль

 

Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

2. Формирование Я-концепции индивида

Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

3. Структура Я-концепции

Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

4. Роль Я-концепции в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 2). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности.Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта.«Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности.«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 3). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
  • чувством личной адекватности индивида;
  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

5. Самооценка как центр личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Са­мооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отда­вать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализа­ции, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в зна­чительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе от­ношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важ­ное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о само­оценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанны­ми являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка.

Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или зани­женный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что не­адекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспери­ментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовер­шеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные резуль­таты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некор­ректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «труд­ными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь по­лучить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нару­шениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

  1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.
  2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие моло­дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
  3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной само­оценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

6. Угроза Я — концепции

Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я — концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я — структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате Я — структура невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.

По Роджерсу, если между «Я» и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита «Я» может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я — концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют «психотиками». Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным». Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я — концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его Я — образа, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.

Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между «Я» и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я — структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Список использованных источников

1. «Я-концепция» У. Джеймса
2. «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Берне
3. Теория К. Роджерса о Я-концепции
4. Электронный источник — https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1029-ya-koncepciya-lichnosti.html
5. Электронный источник — https://psyera.ru/ya-koncepciya-2109.htm

12 Примеров Я-концепции (2022)

Я-концепция — это ваше представление о себе. Это ваше самоопределение.

Наше представление о себе исходит из внутренних рассказов о себе, но на него также влияет то, что другие люди говорят нам о том, кто мы есть. Например, постоянные оскорбления со стороны родителей могут привести к плохой самооценке ребенка.

Примеры Я-концепции включают восприятие себя как интроверта, экстраверта, спортивного фанатика, семьянина или члена политической партии.

Определение Я-концепции

Я-концепция — это набор представлений о себе и о том, кто мы есть. Это наше собственное определение; наш образ себя.

Поведано-Диас, Мунис-Риваз и Вера-Переа (2019, стр. 2) предлагают нам научное определение:

«Восприятие себя из сознательного осознания».

Мы формируем это восприятие себя, или самооценку, на основе нашего опыта, самооценки и наблюдений за тем, что нам нравится и не нравится. Он формируется другими людьми и обществом. Мы не можем определить себя как нечто, что не подтверждается окружающей средой.

Такие сигналы, как то, как люди говорят с нами, избегают ли нас люди, и даже сравнение себя с социальными идеалами — все это влияет на то, как мы формируем нашу самооценку.

Примеры Я-концепции

1. Этическая Я-концепция (например, я эколог)

Люди часто считают себя прежде всего этическими существами. Они гордятся своей способностью применять моральное мышление к ситуациям, и у них есть красные линии, которые они определяют, что они будут и чего не будут делать в своей жизни.

Многие люди, например, считают себя защитниками окружающей среды, веганами или просто «хорошими людьми». Эта самооценка может определять многие решения, которые вы принимаете в своей жизни. В частности, это может повлиять на товары, которые вы потребляете. Экологи могут потратить дополнительные деньги на покупку электромобиля; Точно так же веганы будут выбирать только продукты неживотного происхождения.

Эта самооценка может также повлиять на ваш выбор профессии. Вы можете подумать, что некоторые работы не соответствуют вашей этике, и вы можете избегать их (например, вы можете найти продажи «непристойными»). Вы также можете сделать карьеру в неправительственной организации или благотворительной организации, например, если ваша этика занимает центральное место в вашем самоощущении.

2. Религиозная Я-концепция

Многие люди также считают религию основой своей Я-концепции. На самом деле глубокая религиозная вера является сильной стороной гордости за себя для людей многих религий.

Человек с сильным религиозным представлением о себе может постоянно носить с собой напоминания о своей вере. Например, христиане могут носить крест на шее, мужчины-евреи могут носить ермолку, а сикхи могут носить головной убор «дастар».

Точно так же вы можете молиться через равные промежутки времени из-за своей глубокой веры в бога.

Ваша религиозная самооценка может также повлиять на ваш выбор партнера, если вы чувствуете, что хотите быть партнером человека, который может пройти с вами через ваш путь веры.

3. Я-концепция, основанная на личности (например, интроверт или экстраверт)

Вообще говоря, личность определяется как характерное поведение и чувства, которые отличают людей друг от друга.

Например, некоторые люди общительны и очень дружелюбны, а другие более сдержанны и менее разговорчивы. Некоторые люди очень целеустремленные и целеустремленные, в то время как другие легкомысленны и идут по жизни медленнее. В то время как один человек очень покладистый и любит пробовать новое, другой человек может вообще не любить перемен и сопротивляться новым идеям.

Каждый человек определенно индивидуален. Когда дело доходит до самооценки человека, многие из нас определяют себя с точки зрения своих личностных характеристик. Кто-то может сказать о себе: «Я люблю приключения и пробовать что-то новое». Другой может сказать: «Я люблю рутину и стабильность».

Конечно, нет правильного или неправильного образа жизни, просто разные цвета личности в радуге жизни.

4. Принадлежность к спортивной команде

Во многих культурах спорт является огромным приоритетом. В Центральной и Южной Америке футбол — это жизнь. Люди сходят с ума по своим командам.

В дни, когда национальная сборная проводит важный матч, правительство закрывает этот день и объявляет его неофициальным праздником.

Празднества могут даже начаться за день до большого матча, а затем продолжиться на следующий день (если победит местная команда). Это неотъемлемая часть культуры. Горожане связывают свою самооценку с достижениями своей команды, и результаты матча являются предметом гордости.

Если вы попросите представителей некоторых из этих культур заполнить анкету самооценки и не укажете название команды из их страны, они напишут ее за вас.

5. Идентификация с профессией (например, я профессор)

В некоторых экономически развитых странах работа – это жизнь. Люди полностью преданы своей профессии, иногда до одержимости. Они идут на большие жертвы в личной жизни, чтобы добиться успеха в карьере.

Когда люди отбрасывают личные амбиции, такие как женитьба и создание семьи, у них остается пустота, которую нужно заполнить. Работа часто заполняет эту пустоту. Со временем профессия может стать единственным приоритетом существования человека. Даже если они женаты и имеют детей, некоторые по-прежнему ставят карьеру на первое место.

В этих случаях самооценка является синонимом профессионального звания. Если вы спросите: «Кто вы?», они, скорее всего, ответят: «Я _____». Просто заполните поле названием их должности, и вы сразу узнаете, как они определяют свою самооценку.

6. Сильная и независимая женщина (например, я феминистка)

Сегодня многие женщины считают себя «сильными и независимыми», отвергая старые представления о женственности в обществе.

Во многих западных культурах было время, когда у женщин был очень ограниченный выбор в жизни. Предписание общества заключалось в том, чтобы сначала жениться, потом завести детей, а затем заботиться обо всех членах семьи каждый день, семь дней в неделю, 365 дней в году… навсегда.

Единственным возможным выбором Я-концепции были «жена и мать». Вот оно. Однако за последние несколько десятилетий женщины упорно боролись за то, чтобы создать для себя больше возможностей. Это было нелегко.

Сегодня многие женщины определяют себя на основе своей карьеры или увлечений. Многие также включают в это определение понятие силы и независимости. Вместо послушной и зависимой от мужчины современная женщина может существовать как единое целое, способное позаботиться о себе и твердо стоять в этом процессе.

7. Символическая ассоциация (что мы покупаем)

В маркетинге есть термин, который проливает свет на то, как многие потребители определяют свою самооценку. Этот термин звучит так: «символическое покупательское поведение». Это относится к тому факту, что многие продукты и услуги покупаются за то, что они означают в обществе.

Люди могут настолько привязаться к бренду, что он частично определяет их личность. Если человек считает себя утонченным и современным, он будет искать предметы и действия, которые помогут подтвердить эту идентичность.

Предметы роскоши придают изысканность. Синие джинсы и футболка говорят о приземленности. Вождение большого грузовика или спортивного автомобиля посылает другим сообщение о том, кто вы есть. Ассоциируясь с определенными продуктами или посещая определенные мероприятия, они укрепляют свою самооценку.

8. Политическая самооценка (например, я демократ)

В стране с многопартийной политической системой легко увидеть, насколько распространено то, что люди становятся «едины» с выбранной ими партией. Люди могут быть невероятно увлечены своими социально-политическими идеалами.

Логично. Политические взгляды затрагивают одни из самых серьезных и насущных проблем современного общества.

Например, дебаты о государственной власти и индивидуальных правах кажутся нескончаемой борьбой. Или производственные цели корпораций по сравнению с потребностями защиты окружающей среды, кажется, уравновешивают здоровье планеты.

Это вопросы, которые разделяют людей на совершенно разные лагеря. Для тех, кто так привержен той или иной стороне, их социально-политические взгляды и самооценка — одно и то же.

9. Я-концепция «Других людей»

Средства массовой информации постоянно показывают нам примеры ультрауспешных людей. Нас засыпают историями о величии и исключительности.

Однако реальность совсем другая. На каждую обложку журнала для предпринимателей, рассказывающего историю одного человека, который основал компанию в гараже и в итоге стал самым богатым человеком в истории, приходится десятки тысяч других потерпевших неудачу.

Что еще хуже, люди в очень бедных странах также видят эти истории. Социальные сети повсюду. Тем не менее, шансы кого-то в стране третьего мира достичь богатства, которое они видят в Интернете, практически равны нулю.

Через некоторое время это может создать я-концепцию «других людей»; успех и величие предназначены для других, а не для меня. Это обескураживающее состояние. Усвоение мысли о том, что вы навсегда останетесь неудачником, может привести к чувству беспомощности и отчаяния.

10. Телосложение (например, я мускулистый)

Трудно не уделять слишком много внимания своей внешности. Мы видим изображения красивых мужчин и красивых женщин каждый день.

Мы видим их в социальных сетях, в рекламе на телевидении, в кино… везде. На самом деле, наверное, невозможно прожить целый день, не увидев изображения ненормально привлекательных людей.

Он настолько силен, что многие из нас формируют личность, напрямую связанную с нашей внешностью. Мы тратим много времени и усилий, пытаясь улучшить себя физически: ходим в спортзал, укладываем волосы, покупаем правильную одежду.

Некоторые люди даже доходят до того, что нанимают кого-нибудь, чтобы тот взял большой пылесос и высосал жир из их живота. Или имплантируйте синтетический мусор в их заднюю часть, чтобы их задница выглядела более округлой.

Многие люди усваивают свой внешний вид, чтобы сформировать свою самооценку. Образ тела становится Я-концепцией.

11. Школьные клики (например, «Я спортсмен»)

Школьная столовая похожа на живой коллаж представлений о себе. Существует снимок каждого типа на полном дисплее.

Вы можете легко увидеть каждый тип самооценки, проявляющийся в одежде и манерах каждого. Конечно, есть крутые дети. Их легко заметить, потому что они хорошо одеты и сплетничают о других (и друг о друге, когда отвернутся).

Рядом сидят спортсмены. Кроме того, легко заметить. Постоянно пытаются излучать уверенность в себе и обычно бьют друг друга или выпячивают грудь, когда идут в класс.

А еще есть разношерстная компания бунтарей и нонконформистов. Некоторые вычурные, одетые в негабаритную винтажную одежду и источающие ауру мрачности и беспокойства. Хотя вы не можете увидеть их сегодня, потому что они прогуливают школу, повстанцы предпочитают безобразную одежду и взлохмаченные волосы, чтобы все знали, что им все равно.

12. Я-концепция, основанная на семье (например, я семьянин)

Семья находится в центре я-концепции многих людей. Женщина может определять себя как «мать», а муж говорит, что он «семьянин».

Глядя на их повседневную жизнь, становится понятно, почему. Они очень преданы потребностям и приоритетам семьи, особенно детей.

Выбор дома может основываться на наличии хороших школ. С понедельника по пятницу дети могут возить детей на различные внеклассные мероприятия и обратно. По вечерам в будние дни семья может сидеть за кухонным столом и играть в настольные игры, а выходные состоят из экскурсий в кемпинге или посещения детских спортивных мероприятий.

Мы — это то, что мы делаем, и это легко может стать основным компонентом нашей самооценки.

Я-концепция и самооценка

Я-концепция очень похожа на самооценку. Основное различие между ними заключается в том, что самооценка носит описательный характер, тогда как самооценка носит оценочный характер.

Самоэффективность, с другой стороны, является мерой того, насколько хорошо вы справляетесь с конкретной задачей.

Я-концепция Самоуважение
Я учитель. Я хороший учитель.
Я демократ. Я хороший человек, потому что я демократ.
Я урод. Я в депрессии, потому что я некрасивая.
Я папа. Я веселый папа.
Я болею за «Бостон Брюинз». Мне нравится быть болельщиком «Бостон Брюинз».

Заключение

Итак, мы видели множество я-концепций. Есть много других. На самом деле, вероятно, существует столько же различных версий я-концепций, сколько людей.

Поскольку жизнь стала такой динамичной, она предлагает бесконечные возможности самоопределения. Мы можем быть кем захотим. Конечно, другие могут не согласиться, и общество может захлопнуть дверь перед нашими идеальными представлениями о себе, но это нормально. За углом есть еще один. Когда закрывается одна дверь я-концепции, открывается другая.

На самом деле, в течение жизни наша самооценка меняется. По мере того, как меняются наши интересы и приоритеты, меняется и наше представление о себе. Это хорошая вещь. В конце концов, кто-нибудь действительно хочет быть тем же человеком, которым он был в старшей школе?

Ссылки

Baumeister, RF (1999). Природа и структура личности: обзор. В Р. Баумайстер (ред.), Самость в социальной психологии (стр. 1-20). Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press (Тейлор и Фрэнсис).

Поведано-Диас, А., Муньис-Ривас, М., и Вера-Переа, М. (2020). Удовлетворенность жизнью подростков: роль класса, семьи, самооценки и пола. International Journal of Environmental Research and Public Health , 17 (1), 19. Doi: https://doi.org/10.3390%2Fijerph27010019

Leigh, J. & Terrance, G. (1992). Символический интеракционизм: его влияние на поведение потребителей и последствия для маркетинговой стратегии. Журнал потребительского маркетинга, 9, 27-38. Doi: https://doi.org/10.1108/EUM0000000002594

Маляр, Л., Кромер, Х., Хойер, В. Д., и Ниффенеггер, Б. (2011). Эмоциональная привязанность к бренду и индивидуальность бренда: относительная важность реального и идеального «я». Журнал маркетинга, 75, 35-52. Doi: https://doi.org/10.1509%2Fjmkg.75.4.35

Тессер, А., Миллар, М. и Мур, Дж. (1988). Некоторые аффективные последствия процессов социального сравнения и рефлексии: Боль и удовольствие от близости. Журнал личности и социальной психологии, 54 , 49-61. Дой: http://dx.doi.org/10.1037//0022-3514.54.1.49

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ посты

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Формирование понятий: типы и примеры понятий

Осмысление природы человеческих понятий

Вы видите объекты, движущиеся по дороге, и мысленно представляете их в своем уме с помощью таких категорий, как «грузовики» и «автомобили». Грузовики и легковые автомобили — это примеры понятий, ментальных категорий, которые мы используем для группировки объектов, событий и идей в соответствии с их общими чертами.

Понятие — это просто категория или класс объектов, событий, качеств или отношений, которые имеют одну или несколько общих определяющих характеристик. Определяющий признак позволяет нам отличать членов одной категории от членов другой категории (или класса).

Формирование понятий помогает нам осмысливать мир и готовит нас к более успешному предвидению или предсказанию будущих событий. Например, классификация ползающих в лесу существ как змей побуждает нас держаться на почтительном расстоянии — реакция, которая может спасти жизнь.

Подумайте, насколько иначе вы бы отреагировали на приближающееся животное, если бы назвали его скунсом, а не кроликом. Любой вид, который не мог отличить что-то ядовитое от чего-то питательного или между безобидным существом и хищником, быстро вымер бы (Ashby & Maddox, 2005).

Представьте также, что было бы, если бы вы не могли формировать понятия. Каждый раз, когда вы сталкивались с четвероногим пушистым существом, которое кричало «гав», вы не знали, погладить его или убежать от него. Вы также не узнаете, является ли сферический предмет, поставленный перед вами, предметом для еды (фрикаделька) или игрой с ним (бейсбольный мяч).

Концепции

также помогают нам быстрее реагировать на события, уменьшая потребность в новом обучении каждый раз, когда мы сталкиваемся со знакомым объектом или событием.

Получив концепцию скорой помощи , ​​, мы сразу знаем, как реагировать, когда видим, что она останавливается позади нас на дороге.

Классификация понятий

Понятия принято классифицировать на два основных типа: логические понятия и естественные понятия.

Логическое понятие формируется путем определения специфических черт всего, к чему относится это понятие. Таким образом, логические понятия имеют четко определенные правила определения принадлежности.

Школьники, например, узнают, что понятие треугольника применимо к любой трехсторонней форме или фигуре. Если у фигуры три стороны, то она должна быть треугольником.

В то время как мы формируем строго логические понятия, когда нам это необходимо, например, в логических рассуждениях или в математике, в повседневной жизни мы обычно формируем «нечеткие понятия», которые не имеют четко определяемых границ, правила которых определяют, как они применяются слабо выражены. Такие понятия были названы естественными понятиями.

Абстрактные сущности, такие как справедливость, честь, любовь и свобода, классифицируются как естественные понятия, потому что люди обычно используют их без применения строгого набора правил, определяющих, как их следует применять.

Из-за трудностей, часто возникающих при определении природных понятий, Элеонора Рош (1975) предложила, чтобы люди концептуализировали мир в терминах дискретных прототипов.

Рош считал прототип идеальным экземпляром концепции, которая, таким образом, включает в себя признаки, в разной степени общие для большинства экземпляров концепции. Таким образом, понятие птицы позволяет включить в него таких нептицеобразных птиц, как страусы, пингвины, куры.

Они не обладают самой определяющей чертой птиц, а именно способностью летать, но каждая из них обладает определенными чертами птиц, хотя и не одинаковыми друг с другом.

Согласно Рошу, чем больше сходство между экземпляром и прототипом, тем более вероятно, что мы будем рассматривать экземпляр как член понятия, которое представляет прототип. Таким образом, малиновку следует воспринимать как более типичную птицу (т. е. прототип), чем курицу, потому что, хотя у обеих есть перья и крылья, малиновка может летать.

Идеи Роша о природе человеческих понятий произвели революцию в экспериментальном изучении образования понятий. Хотя с ее теориями связаны определенные трудности, которые здесь не упоминались, ее работа и работа ее сотрудников способствовали осознанию того, что наше мышление не является синонимом чисто логической обработки. Ее теория также помогла нам понять различия в мыслительных процессах, которые наблюдаются между отдельными людьми, группами и культурами.

Иерархии понятий

Обычно мы организуем понятия, которые используем, в иерархии, которая варьируется от более широких до более узких категорий. Например, одна широко используемая модель основана на трехуровневой иерархии, состоящей из вышестоящих понятий, понятий базового уровня и подчиненных понятий.

Высшие понятия — это широкие категории, такие как транспортное средство, животное и мебель. Внутри этих категорий находятся более узкие понятия базового уровня, такие как автомобиль, собака и кресло, а внутри этих категорий находятся еще более узкие подчиненные понятия, такие как седан, стандартный пудель и кресло-качалка.

Мы склонны использовать понятия базового уровня при описании объектов, а не вышестоящих или подчиненных (например, называя объект «автомобиль», а не «транспортное средство» или «седан») (Rosch et al., 1976). Дети также с большей готовностью усваивают слова, представляющие эти понятия базового уровня, чем те, которые представляют понятия высшего или подчиненного уровня.

Вы можете спросить, почему мы, люди, тяготеем к концепциям базового уровня?

Одной из причин может быть то, что концепции базового уровня предоставляют наиболее полезную информацию об объектах, с которыми мы сталкиваемся.

Отнесение объекта к предмету мебели (вышестоящее понятие) мало что говорит нам о его специфических свойствах. (Это что-то, на чем можно сидеть? Лежать? На чем есть?) Функции, связанные с понятием базового уровня, таким как «стул», дают нам больше полезной информации.

Подчиненные понятия, такие как «кресло-качалка», более конкретны и ограничены по диапазону. Они могут быть полезны в определенных ситуациях, но они также могут дать нам больше информации, чем нам нужно.

Дети учатся сужать и определять свои понятия, подвергаясь воздействию как положительных, так и отрицательных примеров понятий. Положительный пример иллюстрирует концепцию, тогда как отрицательный пример не соответствует концепции.

Родитель малыша идентифицирует уличных собак как «гав-вау», положительный пример. Поначалу ребенок может чрезмерно расширять понятие «собака» (или гав-вау), называя «гав-гав» всех животных, даже кошек.

Но после повторного опыта с положительными и отрицательными примерами «собак», «кошек» и т. п. дети учатся тонко настраивать свои понятия. Они определяют признаки, которые отличают разные понятия, и начинают звать собак собак и кошек кошек.

С другой стороны, логические понятия обычно приобретаются путем изучения формальных определений, а не посредством непосредственного опыта.

Мы можем сказать ребенку каждый раз, когда видим квадратную фигуру: «Эй, посмотри, здесь квадрат. И смотри, там есть еще один». Но ребенок усвоит это понятие быстрее, если усвоит правило, что любая четырехсторонняя фигура со сторонами равной длины классифицируется как квадрат.

Цитаты

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts