Примеры межгрупповых конфликтов: межгруппового, группового, между личностью и группой

Содержание

Межгрупповые конфликты | BookOnLime

* * *

Там, где имеет место межгрупповое взаимодействие, могут возникать и реально возникают межгрупповые конфликты. Но так как межгрупповое взаимодействие присутствует во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной, во всех социальных институтах и в большинстве организаций, – следовательно, и межгрупповые конфликты могут возникать повсюду. Диапазон таких конфликтов почти безграничен: от стычек между спортсменами (болельщиками) соперничающих команд до кровавых межнациональных баталий.

Разумеется, межгрупповые конфликты могут быть и не столь масштабными: это и ссоры между группами сослуживцев, родственников, соседей, и соперничество за власть между различными группировками внутри руководства (предприятия, региона, страны), и вражда соперничающих групп в театральном коллективе, приводящая к его расколу на два театра, и борьба структурных подразделений за ограниченные ресурсы, и т. д. и т. п.

Межгрупповой конфликт – это «тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими (в частности, религиозными, классовыми, этническими и др.), формальными, неформальными и тому подобными группами. В строгом смысле к межгрупповым конфликтам относятся и те конфликты между отдельными людьми (например, лидерами, руководителями), в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп».

СОЦИОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА

Социологический подход к изучению меж­групповых конфликтов отличает несколько иной ракурс видения проблемы. Для клас­сической социологии исходной абстракци­ей всегда был не «индивид» и даже не «группа», а «общество» в целом. Эта наука выстраивает модель общества как некоей цело­стности, внутренне расчлененной на составные части (социальные группы). Взаимодействие между ними обязательно должно обес­печить единство, устойчивость и эволюцию всей общественной системы. Поэтому взгляд социолога на проблему межгрупповых взаимодействий всегда был этаким «отстраненным», объективис­тским, как если бы он смотрел на коллизии социальной жизни со стороны, с позиций бесстрастного наблюдателя.

Если принять распространенное определение конфликта как воспринимаемой несовместимости действий и целей, то психолог в этой фразе всегда сделает ударение на слове «воспринимаемой», социолог же обязательно сделает упор на слово «несовместимость». Оттого в социологии группы предстают объективно реальными образованиями, имеющими не менее объективные (то есть суще­ствующие как бы сами по себе, как природные явления) интере­сы и цели, взаимоналожение которых и обеспечивает неповто­римость рисунка общественной жизни.

Исследованиям проблемы конфликта в социологическом зна­нии в XX в. посвящены наиболее влиятельные теории и концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса и др.

Исходной посылкой всех этих теорий является признание абсолютной неизбежности межгрупповых конфликтов (классовых, национальных, религиозных и т. д.). Это сомнению не подлежит. Не вызывает особых затруднений и обнаружение основы или источника межгрупповой конфликтности: это, конечно, опреде­ляемая развитием общества социальная дифференциация, воз­никающая на базе разделения труда, приводящего к появлению все новых и новых социальных групп.

ПОЧЕМУ НЕИЗБЕЖНА МЕЖГРУППОВАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ?

Социально-групповая дифференциация об­щества — объективно необходимый элемент его развития. С этим никто не спорит. Но почему же эта дифференциация непремен­но приводит к конфликтам? Разве это обязательно? Ведь можно привести массу примеров групповой дифференциации людей, которая ни к каким конфликтам не ведет. В футбольной, напри­мер, команде тоже существует «разделение труда»: вратари, за­щитники, нападающие; но они же не конфликтуют между собой. Они — единая команда, которую разделение труда лишь сплачи­вает, делает более эффективной. Или взять отношения в семье — разделение женских и мужских ролей, случается, и приводит к конфликтам, но совсем не автоматически. Есть масса семей, живущих в полной гармонии, любви и согласии. Почему же об­щество не может быть единой командой или дружной семьей? Ведь у него сегодня столько общих проблем, требующих совмес­тных, согласованных действий (экология, космос и пр.). Зачем же непременно конфликтовать?

Приходится констатировать, что сущест­вующее общество пре­красно «понимает» свою выгоду и действует в соответствии с ней. Только смысл слова «понимает» в данном случае несколько иной, чем в обычном сло­воупотреблении. Общество «понимает» оптимальную направленность своего развития и, будучи весьма сложной социо–природной системой, всегда интуитивно находило удобное «рус­ло» своего саморазвития. Это совсем не означает, что каждый член общества или хотя бы какие-то группы людей ясно пред­ставляют себе и четко осознают достоинства этого самого «рус­ла». Совсем не обязательно. Они просто вовлечены в некий зако­номерный поток общественных событий, направляющийся по одному из разрешенных законами эволюции путей.

Так в чем же заключается социальная «выгода» конфликтного способа развития межгрупповых отношений? Интуитивно оптимизируя прогресс, общество применяло чуть ли не сегодняшнюю управленческую тактику: если средств мало, то не нужно их распылять, раздавая всем се­страм по серьгам. Гораздо эффективнее аккумулировать имею­щиеся средства на каком-то одном направлении (и в одних ру­ках), сулящем быстрый выигрыш. А добившись успеха и получив выгоду на этом направлении, можно ее использовать и на разви­тие остальных. Пусть лучше сегодня кому-то не достанется де­фицитных средств, зато завтра они их смогут получить в нор­мальном объеме. «Проигрывает часть — выигрывает целое» — таков стихийно найденный обществом способ развития, которо­му оно следовало не одну тысячу лет.

При таком способе развития общество и не мо­жет быть «единой командой» или «дружной семьей». Если член семьи в принципе и может сознательно «принести себя в жертву» общим семейным интересам, то уговорить на такие «осознан­ные» жертвы во имя общества в целом большую социальную груп­пу уже невозможно. Остается — конфликтовать. Итак, неизбежность межгрупповых конфликтов обусловлена самим способом общественного развития, существовавшим до сего времени типом исторического прогресса.

ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Выяснив общесоциологическую природу межгрупповых конфликтов, посмотрим на конкретные механизмы их возникновения. Прежде чем начать конфликтовать, группа, естественно, должна возникнуть. Причины обособления части людей в особые общ­ности многочисленны:

1) это общественное разделение труда, распределяющее людей по различным профессиям и разнообраз­ным функциям;

2) это пространственно-географические грани­цы среды обитания и возможности использования ее ресурсов;

3) это также биологические различия людей (по расовым, поло­вым, возрастным и прочим основаниям) и, наконец,

4) многочис­ленные этнические (языковые, поведенческие и пр.) факторы.

Таковы те объективные основания дифференциации людей, которые естественно-историческим ходом общественного разви­тия превращаются в социальные барьеры, отгораживающие одни социальные группы от других. Социальную группу равно рождают как противопоставле­ние другим, так и общность социальных связей, отношений, черт внутри самой группы.

Чисто механически способы возникновения социальных групп можно разделить на два вида; биполярный и многополюсный. В первом случае какое-либо социальное разделение порождает пар­ную структуру, состоящую из двух взаимосвязанных, но изначаль­но неравных элементов: буржуа и пролетарии, управленцы и ис­полнители, элиты и массы, горожане и селяне и т.д. Стороны этих пар связаны меж собою неразрывно, и имеют смысл только в про­тивопоставлении друг другу. Нет элиты без массы, а буржуа — без пролетария, как нет севера без юга или правого без левого.

Другое дело — так называемый многополюсный способ образования социальных групп. Так возни­кают профессиональные группы, нации, различные территори­альные общности. Общество в данном случае «дробится» не на две. а на сотни различных частей. Этот «биполярный» способ образования социальных групп изначально «заряжен» конфликтом, т. к. сам факт суще­ствования различных групп подразумевает неравное распределение ресурсов, вла­сти, навязывание чужеродных ценностей и т.д. Одна из противо­стоящих групп всегда живет как бы «за счет» другой.

Механизм возникновения конфликтов при «многополюсном» варианте несколько иной. Он напоминает отклонение от равновесия в изначально равновесной системе. Как в рыночной экономике колебания цен вокруг стоимости направ­лены на восстановление равновесия между спросом и предложением, так и конфликты между профессиональными группами возникают из необходимости «выправить крен» соци­альной сферы. Такие конф­ликты — элемент колебаний вокруг социального равновесия.

Система отношений между «биполярными» социальными группа­ми неравновесна изначально, и на поддержание ее в равновесии (то есть на сдерживание конфликта) нужно потра­тить колоссальные усилия. А если их не хватает, то система не колеблется вокруг равновесия, а просто рушится. Конечно, со­циальное равновесие через некоторое время восстанавливается, но уже в «другой системе», на ином социальном уровне.

Таким образом, сам способ образования социальной группы во многом определяет ее место в системе «социальных коорди­нат» и характер будущих действий.

ГРУППОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

Основой образования социальной группы является общность условий существования людей. Но сама по себе общность положе­ния индивидов не может заставить их действовать совместно, как единое целое, ведь «оди­наковость» социальных позиций еще не означает единства. Последнее рождается тогда, когда группа осознает общность своих потребностей и интересов.

Но групповая потребность это не совсем механичес­кая сумма потребностей входящих в нее людей. По­требности индивида ныне принято классифицировать по А. Маслоу, разделявшего их на пять уровней; физиологические, безо­пасности, принадлежности и любви, уважения и самореализации. Исходными являются, безусловно, физиологические потребнос­ти—в пище, воде, здоровье и т.п. Но можно ли такие потребно­сти приписывать социальной группе? Впрямую, конечно, нет, но в условиях сложившегося разделения труда, люди, входящие, например, в группу ремесленников, смогут что-нибудь поесть, только если обменяются продуктами своего труда с группой земледельцев или охотников. Значит, нужны гарантии, что такой обмен состоится и будет по возможности эквивалент­ным. Вот это-то и есть групповая потребность — не в еде как таковой, а в таком способе организации социальной жизни (распре­деления пищевых и прочих ресурсов), который гарантировал бы каж­дому члену группы «и стол, и дом».

Та же история и с прочими потребностями: в безопасности, идентичности и пр. Так что потребности групповые отличны от индивидуальных, хотя по структуре своей в принципе те же са­мые. Групповые потребности как бы надстраиваются над инди­видуальными, подчиняя их себе: удовлетворение индивидуаль­ных потребностей оказывается возможным только в том случае, если удовлетворены потребности групповые. Проще говоря, ин­дивид выживет, если выживет род. Но не наоборот.

Удовлетворение своих потребностей и составляет смысл дея­тельности социальной группы. Здесь же коренится и самый глу­бинный источник межгрупповых конфликтов: неудовлетворенная потребность (физиологическая, безопасности, идентичности и пр. ).

Однако потребность сама по себе — это всего лишь состояние нужды в чем-либо., и чтобы стать источником действия (в том числе и конфлик­тного), она должна быть осознана. Кроме того, должен быть об­наружен и способ удовлетворения потребности. При соблюдении этих условий у группы формируетс соци­альный интерес — направленность на осуществление определен­ной цели, реализация которой приведет к удовлетворению по­требности. Именно интерес социальной группы и становится движущей си­лой ее действий, а столкновение интересов — видимой пружиной межгруппового конфликта.

ИСТОЧНИКИ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ

З. Фрейд объяснил истоки межгрупповой враждебности к «чужим» как главное средство поддержания сплоченности группы. Поэтому конфликт между группами в силу указанных обстоятельств возникает чаще, чем между индивидами. В ряде исследований установлено, что главным условием развития межгруппового конфликта является появление чувства общей принадлежности к группе (идентичность), то есть восприятие себя и других как членов одной группы. Исследования по вопросу о взаимосвязи этого феномена и этноцентризма – тенденции предпочитать членов своей группы остальным и умалять достоинства других групп выявили. что людям больше нравятся те, с кем они связаны. Они думают о них лучше, чем о других, действуют в их пользу – и все это независимо от того, что их объединяет. Это определяется как эффект «минимальной группы», который объясняет, почему этноцентризм является столь универсальной человеческой характеристикой. Итак, межгрупповой конфликт возникает скорее в тех случаях, когда в группах существует групповая идентичность.

Групповая идентичность усиливает групповые притязания. Само существование своей и чужой группы приводит к тому, что чужие становятся объектом негативных предрассудков и дискриминации, и к более жесткой конкуренции за недостающие ресурсы. Это создает предпосылки для социальной депривации (неравенство доступа к социальным благам) – у группы появляется чувство, что она обделена, что, как эмпирически установлено, является основным источником межгрупповых конфликтов. Было так же показано, что, в сравнении с индивидами, группы более жестко реагируют на постоянные необоснованные провокации и с большей готовностью выбирают отказ от сотрудничества.

Таким образом, источником межгрупповых конфликтов являются, с одной стороны, объективный конфликт интересов, а с другой – социально-психологические феномены, присущие групповым процессам.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МЕЖГУППОВЫМ КОНФЛИКТАМ

К этому методу экспериментаторы обратились совсем недавно. Этот подход был изложен М.В. Ивановым. Естественно, что первоначально привлек внимание конфликт в наиболее острой форме – так называемый конфликт с суммарным нулевым результатом. В этом виде конфликта выигрыш одной стороны (+1) формируется за счет проигрыша другой (–1), и сумма выигрыша и проигрыша дает нуль.

Эксперимент Лемэна

Определенное предостережение содержали результаты эксперимента, в котором была создана не только конкурирующая среда, но и неравные условия.

В начале 1960-х годов Г. Лемэн организовал в летнем детском лагере соревнования, в которых двум командам давались задания разной сложности, оказывалась разная помощь и состав по квалификации был неравный. Все три преимущества были даны одной группе. В группе «обездоленных» появился лишь один позитивный феномен: ее члены быстрее, чем соперники, поняли, что они поставлены в невыгодное положение. В остальном дела складывались у них хуже: было больше бестолковости, недовольства, пассивности. Но что самое главное, в группе фаворитов господствовал более демократичный дух. Там не было закрытости от посторонних наблюдателей и не складывались отношения неравенства. В группе же обездоленных выделялись авторитарные лидеры и стали формироваться отношения эксплуатации как форма конфликтного поведения.

Описанный эксперимент проводился психологом, поэтому эффект реального взаимодействия групп людей был особенно ярким. Когнитивистов же интересовали в большей степени процессы решения проблем личностью, поставленной в ситуацию межгруппового конфликта. Для них важно не участие в межгрупповых контактах, а сознание того, что таковые имеются. Особенную известность получили эксперименты Г. Тэшфела, проведенные в конце 1960-х годов .

Эксперимент Тэшфела

Тэшфел создал экспериментальную группу из учеников одной школы, знавших друг друга. Сначала школьникам предлагали пройти тестирование, на основе которого их якобы разделили на две партии. Ни характер тестирования, ни принципы отбора участникам не были ясны. Мало того, ни один из них не знал, кто принадлежит к «его» группе. Но каждому школьнику предлагали распределить возможную награду за участие в эксперименте между двумя другими школьниками, один из которых «принадлежал» к группе распределяющего, а другой – ко второй группе. Причем имена награждаемых не назывались – только условные номера. Чтобы определить вознаграждение, школьник должен был пользоваться специальной таблицей парных цифр. Она была так сконструирована, что при увеличении размера приза «противник» получал больше, чем «сторонник» распределяющего. Испытуемый предпочитал дать «своему» меньше по абсолютной величине из возможных наград, но так, чтобы «чужой» получил меньше «своего». Парадокс ситуации состоял в том, что распределяющий не знал ни кто этот «свой», ни за что награждают, ни по каким критериям. Но при всем том предпочитал «своего», определяя награду не наибольшую по абсолютной величине, но превосходящую награду «чужому». «Своего» награждали не как абстрактного ближнего, которому нужно дать по возможности больше, а как члена «своей» группы, которого следует наградить так, чтобы «своя» группа получала суммарный выигрыш больший, чем «чужая».

Этот феномен стал именоваться групповым фаворитизмом: предпочтением своей группы и ее членов только по факту осознанной принадлежности к этой группе.

Эффект группового фаворитизма действует даже тогда, когда реальной группы и не существует, но человек полагает, что он к ней принадлежит. Реальная же группа через систему наград и наказаний способна групповой фаворитизм существенно усилить.

Эксперимент Агеева

Исследование поведенческого и когнитивного моментов было произведено в эксперименте В. С. Агеева. Работа велась со студентами одного московского технического вуза (12 студенческих групп общей численностью более трехсот человек). Студентам объявили, что будет проводиться сравнение знаний двух групп, причем более подготовленная группа получит зачет в полном составе, а студенты второй группы будут потом сдавать зачет в индивидуальном порядке. После проведения проверки, но до объявления ее результатов студенты заполняли анкету, в которой оценивали членов своей и конкурирующей группы, ход состязания, его возможный исход и другие моменты пережитой ими ситуации.

Преподаватель по ходу соревнования объявлял, какая группа идет впереди, не обосновывая свое решение и не объявляя критериев оценки. В одних случаях выделялась одна группа-победительница, которая все время шла впереди, в других – группы «вырывались вперед» попеременно.

Основные результаты исследования свелись к следующему. Во всех случаях проявился групповой фаворитизм: участники в большинстве предпочитали свою группу и сулили ей победу. Успех своей группы приписывался «внутренним» причинам: хорошей подготовке группы, ее старанию, активности. Неуспех объяснялся «внешними» факторами: мешали соперники, экзаменатор был необъективен, не хватало времени на подготовку. Группы-аутсайдеры («неудачники») демонстрировали большую активность и поддержку своих членов, а также больший групповой фаворитизм. Так как это была игра с нулевой суммой да еще с использованием неясных критериев победы, то конфликт между группами усиливался. В результате значительно снижалась адекватность межгруппового восприятия. Стабильная неудача порождала в группе рост отчужденности и конфликтности. В группах-«неудачниках» студенты точнее понимали межличностные отношения, чем в группах-лидерах, но это было связано с поиском ответственных за неуспех. Была установлена и связь между типом лидерства в группе и характером межгруппового соревнования .

В. С. Агеев пришел также к следующему выводу: «Чем более жестким (авторитарным) является стиль формального и неформального лидерства, тем ярче выражены отношения межгруппового соперничества».

Источник: Шейнов В.П., Управление конфликтами (Фрагмент книги)

ISBN: 978-5-496-00472-5, Год издания: 2014, Издательство: Харвест

https://bookap.info/book/sheynov_upravlenie_konfliktami/

Межгрупповой конфликт – виды, примеры, причины, разрешение

  • Рекомендуется к полному прочтению:
  • Что такое межгрупповой конфликт?
  • Причины межгрупповых конфликтов
  • Разрешение межгрупповых конфликтов
  • Итог

ВходРегистрация

Конфликты известны всем людям, которые точно хотя бы раз в своей жизни сталкивались с неприятием их точки зрения или они сами были не согласны с чьей-то позицией. Однако конфликты возникают не только на уровне между отдельными индивидами, но и между коллективами, группами, организациями, даже целыми странами. Это позволяет выделить виды межгрупповых конфликтов, причины их возникновения и способы разрешения. Примеры межгрупповых конфликтов порой становятся историей человечества.

Самым ярким примером межгруппового конфликта становятся войны. Все люди изучали в школе историю, которая рассказывает о том, как часто люди воевали с целью завоевать земли, отобрать богатства и прочее имущество, заполучить женщин и по другим причинам. На сегодняшний день войны на физическом уровне не ведутся, однако они обретают другую форму, например, информационную.

Информационной войной называется внедрение в массы людей информации, которая не будет подвергаться сомнению и критике, при этом она сделает их более слабыми, инфантильными, больными и т. д. Информационная война ведется одной группой людей против других.

Однако при межгрупповых конфликтах речь идет о малых коллективах, например, состоящих из 3-5 человек. Когда позиция одной группы противоречит позиции другой, при этом никто не желает уступать и идти на компромиссы, тогда возникает конфликт.

Не ведите войну, и тогда вас не будет задевать то, что в ней происходит. Довольно часто люди задаются такими вопросами, как:

  • Как не обращать внимания на критику своего начальника?
  • Как не раздражаться из-за того, что муж храпит?
  • Как научиться спокойно реагировать на то, что дети шумят?
  • Как не обижаться на поступки других людей? И т. д.

Человека постоянно что-то раздражает, обижает, гнетет и пр. Почему? Потому что он пытается побороть мир (а точнее, тех людей, с которыми он сосуществует).

Перестаньте вести войну за право быть правыми, и тогда вас уже не будет волновать, насколько верно ведут себя другие люди. Они могут вас критиковать, плохие мысли о вас думать, шуметь, бегать, прыгать перед вами. Но вам все равно.  Вы не ведете с ними войну. Вы не стараетесь их каким-либо образом изменить.

Вы позволяете им делать все, что они захотят (до тех пор, пока они не залазят на вашу личную территорию). Именно такая позиция позволяет вам не раздражаться, не обижаться и не беспокоиться по любому поводу.

Перестаньте вести войну за право быть правыми. Многие люди ведут подобную войну. Они постоянно кому-то что-то доказывают, поучают, читают нравоучения. Естественно, в ответ они слышат оскорбления, нравоучения и слово «отстань», что обижает и еще больше злит. Пока человек пытается на кого-то воздействовать, он естественным образом получает отпор. А как иначе? Вы ведь тоже даете отпор всем, кто лезет на вашу личную территорию (каким человеком вам быть, как жить, как себя вести и пр.). Вы сами себе выдаете указания, как и другие люди вправе слушаться только самих себя. Поэтому перестаньте вести войну, кого-либо пытаться изменить, наставить на «путь истинный». Это не ваше дело. Когда вам дают отпор, вы естественным образом раздражаетесь.

Обижает и волнует только то, за что вы боритесь. Если вы не ведете войну, то вам все равно, в каком углу лежат носки и как шумно играются дети. Вы просто на это все не обращаете внимания. Вы можете выразить свое желание, но не настаивать на нем. другие люди вправе слушаться только себя, как и вы вправе подчиняться только сами себе.

Что такое межгрупповой конфликт?

Межгрупповым конфликтом сайт психологической помощи psymedcare.ru называет противоборство интересов, взглядов, принципов и даже правил двух и более групп, которые не согласуются между собой. Здесь нет личного и индивидуального, здесь идет речь о противостоянии целой группы против другого коллектива.

Вестись спор может на различных уровнях:

  1. За право обладания ограниченными ресурсами.
  2. За право владеть какими-то благами.
  3. За право влиять на жизнь другого коллектива.
  4. За право считаться главными в какой-либо деятельности.

Яркими конфликтами на уровне группы называются споры между неформальными группировками, которые пытаются владеть определенной территорией или настаивают на своем видении мира.

Конфронтации известны всем людям. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с недовольством или противоположной позицией другого индивида. Можно сказать, что конфликт – это нежелание принимать чужую точку зрения и настаивание на своей позиции. Таким образом, конфликты бывают:

  • Межличностными – когда конфликтуют два и более человек между собой.
  • Межгрупповыми – когда конфликт затрагивает интересы целой группы. Причем конфликт на данном уровне может происходить между коллективами, между одним человеком и целым коллективом.

Когда происходит межгрупповой конфликт, здесь отсутствует личностное. Спор ведется на уровне интересов целой группы, где каждый человек отстаивает позицию своей команды, а не самого себя. Однако чтобы стать частью группы, человеку приходится смиряться или соглашаться с правилами и позицией коллектива. В противном случае ему нет необходимости вливаться в коллектив. Вот почему человек из группы может яростно отстаивать позицию своего коллектива, поскольку он полностью с ней согласен (нередко победа целой группы дает определенные успехи каждому ее участнику).

Выделяют такие виды межгруппового конфликта:

  1. Групповое сравнение, когда коллектив ставит себя выше другой группы.
  2. Деиндивидуализация взаимного восприятия, когда отношение группы к другому коллективу выстраивается по принципу «мы – они».
  3. Групповая атрибуция.

На каком уровне происходит конфликт?

  1. Между руководителем и подчиненными.
  2. Между неформальными группами.
  3. Между администрацией и профсоюзными организациями.
  4. Между микрогруппами одной большой организации.
  5. Между разными организациями.

Межгрупповые конфликты обретают следующие формы:

  • Соперничество – когда коллективы соревнуются между собой за получение трофея и звание лучших.
  • Столкновение – нанесение друг другу вреда.
  • Избегание – уход одной группы от столкновения с другой.
  • Уклонение – когда одна или обе группы избегают столкновения.
  • Господство – когда у одной группы есть больше возможностей или преимуществ, из-за чего она доминирует над другой.
  • Ассимиляция – усвоение одной группой уклада, правил, законов другой.
  • Аккомодация – когда одна группа привыкает и приспосабливается к постоянному давлению другой.

Причины межгрупповых конфликтов

Межгрупповые конфликты могут возникать по различным причинам. Существуют организации, которые зависят от деятельности друг друга, поэтому они будут постоянно вмешиваться и контролировать процессы, которые ими не осуществляются, однако влияют на их деятельность. Если организации существуют рядом, но ни коим образом не влияют друг на друга, то между ними конфликты будут минимальными.

Спор может возникать по причине вознаграждения одной группы, в то время как другая тоже принимала участие в процессе достижения успеха. Если происходит неравноправное вознаграждение, тогда «ущемленные» будут воевать.

Ограниченность ресурсов практически всегда была причиной конфликтов между группами людей. Каждый коллектив отстаивает свою необходимость получения конкретных ресурсов, что предполагает ущемление интересов других групп.

Поскольку организации состоят из людей, то некоторые коллективы могут становиться конфликтными по причине того, что они слишком завышают собственную значимость и пользу окружающим.

Разность статусов групп также может стать причиной конфликта. Обычно низшие по статусу группы считают себя ущемленными, а высшие – возвышенными и не нуждающимися в других.

Когда человек начинает работать, он перестает конфликтовать. Но если между подчиненными возникают конфликты – значит, они плохо загружены работой.  У человека не остается времени на конфликты, когда у него есть работа. Пока человек работает, он полностью погружен в то, чем занимается. Но совсем по-другому разворачиваются события, когда человек не имеет работы, скучает. От ничегонеделания он начинает искать себе работу, которая выражается в склоках, сплетнях и конфликтах на рабочем месте. Это следует понимать каждому руководителю, который желает, чтобы атмосфера на рабочем месте была трудовой, а не конфликтной.

Загрузите своих подчиненных работой, за которую они и получают деньги. Это избавит вас от ненужных скандалов между сотрудниками. От того, что людям свойственно скучать на рабочем месте, когда нет работы, они начинают создавать себе дополнительные хлопоты. Если не вы дадите им работу, тогда они ее сами себе придумают. И поскольку люди идут по самому легкому пути, то не требующее усилий занятие – это конфликты. Становится сразу интересным кого-то обсудить, за кем-то проследить, кого-то в чем-то обвинить.

Люди без работы всегда найдут, чем себя занять. И одно дело, когда такие ситуации происходят у подчиненных дома. Но когда речь идет о работе, то конфликтные ситуации только вредят рабочему процессу.

Разрешение межгрупповых конфликтов

Конфликты естественны между людьми и группами. Однако важным здесь остается их разрешение. Если коллектив видит наличие конфликта с другими организациями, тогда он должен приложить силы по устранению спора. И поможет в этом желание сотрудничать.

Поскольку организации нередко борются за одно и то же либо находятся в непосредственной зависимости друг от друга, им следует помнить о том, что сохранность деятельности оппонентов позволит продолжать существовать им лично. Таким образом, нужно сотрудничать – это учитывать мнение оппонентов, заботиться об их интересах, не отказываясь при этом от своей позиции.

Все люди на собственном опыте знают, что такое ссоры. Но очень мало людей умеет вести эти самые споры. Зачастую люди используют крик, брань, оскорбления в адрес оппонентов. Нередкими являются случаи, когда люди, решая спор, учитывают лишь одно мнение, полностью отвергая второе. Также ссоры нередко заканчиваются обидами и разлукой с любимыми. Все это заставляет людей отрицательно относиться к спорам, хотя они просто являются частью любых отношений, где встречаются два человека и даже целые группы. Ведь, по сути, конфликт – это столкновение двух точек зрения, которые в чем-то противоречат друг другу. И лишь тот, кто умеет правильно вести спор, спокойно относится к очередной ситуации, когда его мнение находит свое опровержение во мнении другого человека.

Ссоры и споры – это неотъемлемая часть жизни любой группы. Поэтому следует научиться общаться друг с другом в подобных ситуациях, чтобы тратить время не на доказывание своей правоты, а не нахождение компромиссного решения.

Первое, что требуется от групп, — это желание слушать. В спорных ситуациях люди грешат тем, что не слышат никого, кроме самих себя. Именно это приводит к еще большему запалу конфликтной ситуации, потому что участники переходят на крик, чтобы их наконец-то услышали. Следует научиться понимать не только свои желания, но и слышать мнение своего собеседника.

Второе – общение на уровне «Мы-предложений». Другими словами, вы говорите все, что касается вас, а не ваших оппонентов. Выстраивайте свои предложения таким образом, чтобы ваши собеседники слышали о ваших желаниях и чувствах, которые вас переполняют. Например, «Мы чувствуем себя раздраженно, когда вы не предупреждаете нас об изменениях» или «Мы испытываем усталость, когда вы на нас кричите». Говорите о себе, а не о недостатках своего оппонента. Именно то, что вы пытаетесь указать оппонентам на их ошибки, заставляет их занимать оборонительную позицию и не слушать вас. Поэтому не ищите недостатков в других, просто расскажите о себе и своих чувствах, которые вас одолевают в тех или иных ситуациях.

Третье – доброжелательный и спокойный тон. Криком проблему не решить. Повышенный тон лишь заставляет оппонентов повысить свою громкость речи. А это снова приводит к тому, что вы слышите только себя и не слышите собеседников. Поэтому старайтесь вести любые споры доброжелательным и спокойным тоном. Даже если ваши оппоненты переходят на крик, не позволяйте себе кричать. Говорите спокойно и уважительно, потому что вы преследуете лишь одну цель…

Ваша цель любого спора и конфликтной ситуации — найти решение. Не делайте из ссоры перебранку, где каждый может покричать и пообвинять друг друга. Преследуйте цель — найти компромиссное решение, которое будет устраивать обоих. А для этого нужно соблюсти все три вышеописанных правила – слушать и говорить только о своих желаниях и чувствах спокойным и доброжелательным тоном. Тогда любые споры, которые неизбежны во взаимоотношениях между людьми, будут проходить быстро, без лишних нервов и в дружеской форме без каких-либо потерь.

Итог

Межгрупповые конфликты решать намного сложнее, чем личностные, поскольку на примирение и решение спора должны быть согласны все участники группы. Если кто-то не желает мириться и уступать, тогда он будет саботировать деятельность остальных участников, а это не позволит в дальнейшем наладить контакты с противоборствующей стороной.

 

Другие записи журнала

  • Как снять стресс
  • Амнезия
  • Психология успеха
  • Интроспекция в психологии, метод интроспекции сознания
  • Катарсис
  • Рефлексия
  • Как избавиться от одиночества?

Идентификационные (межгрупповые) конфликты | За пределами неразрешимости

Проблема гиперполяризации в области разрешения конфликтов: совместное обсуждение BI/CRQ
BI и Ежеквартальный выпуск разрешения конфликтов приглашают вас принять участие в онлайн-исследовании того, что могут сделать те, кто обладает опытом в области конфликтов и миростроительства, чтобы помочь защищать либеральные демократии и поощрять их жить в соответствии со своими идеалами.


Следите за BI и обсуждением гиперполяризации в информационном бюллетене BI New Substack.

по
Cate Malek

на основе более длинного эссе по вопросам идентичности, написанного Луи Крисбергом для непрерывного проекта знаний о неразрешивании конфликта

9001 .

Для возникновения «идентичности» или межгруппового конфликта противники должны присвоить личность себе и своим противникам, при этом каждая сторона считает, что битва происходит между «нами» и «ними». Конфликты, в которых антагонисты, кажется, борются за свою идентичность, называются конфликтами на основе идентичности или межгрупповыми конфликтами.

Примеры:

Примеры таких конфликтов включают конфликты между черными и белыми, арабами или латиноамериканцами по расовым вопросам; конфликты между различными этническими или религиозными группами, конфликты по поводу сексуальной ориентации и даже гендерные конфликты. Однако следует отметить, что не все конфликты между чернокожим и белым человеком являются расовыми конфликтами, точно так же, как не все конфликты между католиком и протестантом являются религиозными конфликтами, а все конфликты между мужчиной и женщиной — гендерными конфликтами. Конфликт может быть полностью связан с какой-то другой проблемой или (что более проблематично) один человек может рассматривать конфликт как основанный на расе, религии или поле, а другой — нет.

Описание:

Развитие чувства собственного достоинства необходимо для того, чтобы стать зрелым человеком. Самовосприятие каждого человека представляет собой уникальное сочетание многих идентичностей (например, пола, религии и семьи). Идентичности применимы к отдельным лицам, но также могут быть коллективными, распространяющимися на страны и этнические сообщества. В таких случаях люди чувствуют себя обиженными, когда обижаются другие люди, разделяющие их идентичность.

Источники идентичности
Личности создаются из различных черт и переживаний, многие из которых подлежат интерпретации. Например, раса является важной идентичностью в одних обществах, но не в других. Некоторые аналитики говорят об этничности как о древнем и неизменном явлении. Другие подчеркивают, что этническая принадлежность социально сконструирована, когда люди выбирают историю и происхождение и создают, а также обнаруживают отличия от других. Многие другие идентичности основаны на общих ценностях, убеждениях или заботах. Это включает в себя религию, политические идеологии, национальность или культуру. Поскольку у каждого есть несколько личностей, их относительная важность и совместимость различаются в разное время и при различных обстоятельствах.

Деструктивная идентичность
Некоторые аспекты идентичности могут создавать интенсивные разрушительные конфликты. Если идентичность была сильно усилена или имеет большое значение для кого-то, например, этническая или национальная принадлежность, то угрозы этой идентичности трудно игнорировать. Культурные модели в группе могут создавать конфликты. Эти паттерны включают тенденцию не доверять другим группам или принижать их.

Идеологии также создают конфликты. Таким образом, группа с расистской идентичностью будет склонна рассматривать другие расы как низшие по своей сути. Иногда, если группа чувствует, что она стала жертвой другой группы, она может чувствовать постоянную угрозу. Опасаясь нападений, они могут действовать, чтобы предотвратить их, но способами, которые угрожают другой стороне. Результатом может быть самовоспроизводящаяся разрушительная борьба. Кроме того, лидеры могут извлечь выгоду из создания эксклюзивной идентичности, обретая власть, возбуждая эмоции против других групп 9.0006

Личность часто создается прошлыми взаимодействиями. Если группа привыкла к насильственным, принудительным взаимодействиям, ее идентичность будет склонна прославлять членов группы, которые действуют жестко, и одновременно видеть врагов жестокими и ненавистными. Наконец, личности редко бывают симметричными. Могущественные группы попытаются определить другие группы. Жестокое навязывание нацистами своих характеристик того, кто и что такое евреи, является гротескным примером этой тенденции.

Конструктивные элементы
Быть мирным и любящим — это тоже личность. Родители, религиозные лидеры, художники и т. д. могут воспитывать эти качества в других. Средства массовой информации могут передать человечность и положительные перспективы «врага». НПО «Поиск точек соприкосновения» долгое время запускала мыльные оперы на радио в Африке, а теперь и в более широком смысле, пытаясь представить гуманизированный взгляд на все стороны конфликта и показать, как можно сформировать совместную идентичность и добиться большего успеха. чем враждебные личности.

Есть также несколько мощных методов деконструкции негативных личностей. Например, одна сторона может обратиться к другой, чтобы попытаться облегчить их страдания или ответить мирным жестом. Кроме того, конкурирующие лидеры низовых организаций могут восстать против бескомпромиссного лидера, организовав движение за мир. Например, Голландская реформатская церковь, церковь африканеров Южной Африки, прекратила поддержку апартеида, что в значительной степени способствовало его ликвидации. Если одна из сторон признает правду о прошлых несправедливостях и злодеяниях, это может изменить их самоидентификацию и трансформировать конфликт в целом.

Наконец, некоторые члены противоположных сторон обычно взаимодействуют позитивно, даже если их группы в целом этого не делают. Например, прибыльный бизнес или сотрудничество в культурной или исследовательской деятельности могут противодействовать разрушительному действию конфликта.

Заявки:

Всякий раз, когда одна или все стороны конфликта определяют конфликт с точки зрения членства в группе, его следует рассматривать, по крайней мере частично, как конфликт, основанный на идентичности. Поскольку идентичности, как правило, имеют очень глубокие корни, это затрудняет разрешение такого рода конфликтов и требует применения различных методов разрешения конфликтов. Вместо того, чтобы просто использовать интегративный торг для разделения материальных интересов, люди, вовлеченные в конфликты на основе идентичности, должны распознавать проблемы идентичности и решать их напрямую. Это может включать в себя большее признание личности других и работу с ними, чтобы они чувствовали, что их личность уважают и защищают. Это часто требует методов, которые больше сосредоточены на построении отношений с помощью таких процессов, как диалог или преобразующее посредничество, в отличие от попыток использовать простое посредничество на основе интересов для успешного решения этих проблем.

Ссылки на статьи по теме:

Согласование

Межгрупповой конфликт: определение и примеры

Конфликт является обычным явлением в большинстве обществ. Но много ли мы понимаем о различных типах конфликтов?

Вероятно, вы слышали как о межгрупповом конфликте, так и о внутригрупповом конфликте. В этой статье мы подробно рассмотрим межгрупповой конфликт .

Мы рассмотрим следующее:

  • Теория межгрупповых конфликтов,
  • Примеры межгрупповых конфликтов,
  • Типы межгрупповых конфликтов,
  • Источники межгрупповых конфликтов,
  • И, наконец, разрешение межгрупповых конфликтов!

Итак, давайте начнем с понимания того, что мы подразумеваем под межгрупповым конфликтом!

Теория межгруппового конфликта

Межгрупповой и внутригрупповой конфликт не одно и то же!

Межгрупповой конфликт относится к конфликту между двумя или более группами.

Это отличается от внутригруппового конфликта, который фокусируется на конфликте внутри группы.

Подробнее о «внутригрупповом конфликте» здесь!

Межгрупповой конфликт впервые упоминается в книге « Левиафан » (1651) Томаса Гоббса. В своей работе он отметил, что люди вынуждены конфликтовать друг с другом, чтобы выжить.

Однако этот конфликт может иметь очень разрушительные последствия для сообществ. Если несколько групп расходятся во мнениях, сообщество может прекратить сотрудничество и эффективную работу. Межгрупповой конфликт также может часто влиять на групповые движения или паттерны. Когда несколько групп спорят друг с другом, это создает более сложную ситуацию для жизни.

Часто причины возникновения межгрупповых конфликтов могут быть такими же простыми, как динамика группы. Некоторые группы более подвержены возникновению конфликтов, чем другие, из-за их характера, разнообразия или ценностей.

Примеры межгрупповых конфликтов

Давайте рассмотрим реальный пример межгруппового конфликта, чтобы глубже понять эту тему.

Менеджеры складской компании вызывают ремонтников, чтобы починить сломанную конвейерную ленту. Когда они прибывают, ремонтники видят оборванный ремень и просят тех, кто работает на складе, быть осторожнее, так как они причинили ущерб. Работники склада встревожены и говорят ремонтникам, что на самом деле этот ущерб нанесла предыдущая группа рабочих.

Рис. 1. Межгрупповой конфликт может часто возникать в рабочей среде.

Следовательно, этот аргумент привел к малому сотрудничеству между группами, в результате чего конвейерная лента заняла больше времени, чтобы починить. Этот межгрупповой конфликт означал, что группы противостояли друг другу, хотя их основная цель была одной и той же — починить конвейер.

Возможно, это ситуация, с которой вы можете столкнуться или признать ее похожей на ситуацию в вашей собственной жизни. На рабочем месте часто возникают межгрупповые конфликты. В таких ситуациях слишком много конфликтов может быть разрушительным для группы. Для борьбы с этим необходимо эффективное руководство. Такие люди, как менеджеры, правительственные чиновники или лидеры организаций, принимают участие в попытках разрешить межгрупповой конфликт. Чем меньше конфликтов, тем лучше будет работать группа.

Типы межгрупповых конфликтов

Социологи определили несколько типов моделей межгрупповых конфликтов. Модель спирали конфликта, модель структурных изменений и модель агрессора-защитника — все это компоненты межгрупповых конфликтов.

Модель спирали конфликта

Модель спирали конфликта использует подход, согласно которому конфликт порождает еще больший конфликт. Если одна группа или человек начинает конфликт, то наиболее вероятной реакцией другой стороны будет возвращение этого конфликта. Часто это происходит из-за защиты. Следствием этого является цикл конфликта, который продолжает разворачиваться.

Модель спирали конфликта демонстрирует, как, оказавшись в ловушке цикла конфликта, отдельные лица или группы продолжают движение по спирали, которая уходит от первоначальной проблемы. Также важно отметить, что деэскалация конфликта происходит по спирали, часто шаг за шагом.

Модель структурных изменений

Модель структурных изменений исследует поведение каждой группы или отдельного человека в случае конфликта. В этой модели точка зрения состоит в том, что во время конфликта происходят различные поведенческие изменения. Эти изменения часто обостряют или увековечивают конфликт, заставляя его продолжаться дольше.

Модель «Агрессор-защитник»

Модель «Агрессор-защитник» — это модель, которую можно увидеть во многих случаях конфликта высокого уровня. Это когда одна группа или человек видят в другой агрессора или преступника. Они часто относятся к ним негативно — как к злым, неправильным или неправильным. Тем не менее, они видят себя действующими надлежащим образом и правильно.

Мы можем видеть это в политических баталиях. Часто противники считают другую группу совершенно неправильной, а самих себя — правильными, тогда как противоположная группа думает о себе так же.

Источники межгруппового конфликта

Межгрупповой конфликт может возникать из нескольких различных источников или убеждений. Давайте изучим их здесь!

Рис. 2- Есть пять общих источников межгрупповых конфликтов.

Пять источников межгрупповых конфликтов

Пять основных источников межгрупповых конфликтов: несправедливость, беспомощность, недоверие, превосходство и уязвимость.

Несправедливость как источник конфликта

Несправедливость — это убеждение в том, что с группой или отдельным лицом обращаются несправедливо и не обеспечивают справедливости, и может привести к межгрупповому конфликту. Это часто происходит на групповом уровне, когда группа подвергается дискриминации. Например, многие создают конфликты, чтобы добиться справедливости для преследуемых беженцев.

Беспомощность

Беспомощность может привести к межгрупповому конфликту, когда люди чувствуют себя бессильными или их не слышат. Часто это чувство беспомощности может перейти в чувство отчаяния, что в результате может привести к еще большему конфликту.

Недоверие

Недоверие часто может привести к межгрупповому конфликту, когда человек или группа обнаруживаются или подозреваются в том, что они не заслуживают доверия. Недоверие может означать, что люди создают конфликт, чтобы скрыть свои истинные чувства. Например, одна страна может не доверять действиям или словам другой, вызывая конфликт.

Превосходство

Когда человек или группа людей испытывают чувство превосходства над другими, это часто может создавать напряженность или конфликты. Это чувство превосходства, вероятно, может привести к тому, что другие группы или люди будут чувствовать себя неполноценными. Например, у нацистов был комплекс превосходства над теми, кто не принадлежал к арийской расе, что стало причиной одного из самых страшных конфликтов в современной истории.

Уязвимость

Уязвимость может привести к межгрупповому конфликту, когда есть опасение, что группа или отдельный человек уязвим или находится в опасности со стороны другого. Конфликт используется в этом случае, чтобы помочь защитить уязвимых. Например, в сценарии войны страны могут сражаться, чтобы защитить менее сильные страны.

Но как разрешаются эти конфликты? Давайте рассмотрим это ниже.

Разрешение межгрупповых конфликтов

Конфликт бывает трудно разрешить, и никогда не бывает единственного выигрышного решения. Однако существуют некоторые общие способы разрешения межгрупповых конфликтов. Согласно словарю Merriam-Webster, резолюция — это:

действие или процесс разрешения чего-либо, то есть успешное решение проблемы». Не каждый конфликт может быть разрешен, и не все участники конфликта хотят его разрешить!0006

Рис. 3. Конфликты можно разрешать, но некоторые разрешить легче, чем другие!

Поиск решения конфликта может варьироваться от решения спора на рабочем месте до прекращения войны между странами. Как вы понимаете, они сильно различаются, и одну решить гораздо легче, чем другую.

Общие способы разрешения межгрупповых конфликтов

Основными используемыми способами разрешения межгрупповых конфликтов являются авторитет, торг и посредничество.

Власть

Утверждение власти может быть эффективным способом прекращения конфликта. Представление кого-то из высших сил может означать, что группы слушают его и решают свой конфликт по запросу либо посредством запугивания, либо уважения. Это может быть применено ко многим ситуациям, но особенно хорошо работает в конфликтах, которые начались из-за превосходства.

Переговоры

Переговоры включают поиск общего компромисса между группами или отдельными лицами в конфликте. Это означает найти золотую середину, на которой смогут договориться все участники, тем самым остановив конфликт. Этот метод хорошо работает для конфликтов, которые возникают из-за несправедливости.

Посредничество

Посредничество — это когда третья сторона вовлекается в попытку обеспечить нейтральную точку зрения на проблему. Часто это может помочь другим участникам более эффективно общаться, а также прийти к выводу о том, как действовать дальше. Это может хорошо работать в конфликтах, которые начинаются с недоверия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts