Публицистический стиль речи.
Работу выполнил: ученик 10 класса Огурной.И.
Руководитель: Бобровская.Л.В
Цель.
Цель работы: изучение публицистического стиля ;
Задачи: рассмотрение особенностей публицистики; жанровая классификация стиля; рассмотрение морфологических, лексических и синтаксических средств; определение основных функций; найти материал об истории возникновения публицистики.
Стили речи
Разговорный
Книжные :
1)художественный;
2)официально-деловой;
3)научный;
5)публицистический
Введение
- Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь — на её эмоциональное отражение.
Особенности публицистического стиля
- широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.
- возможность выхода за рамки литературного языка и используя в своей речи жаргонные слова
Информативная
насыщенность
речи
Конкретность
Экспрессивность
Факто-
графичность
Наличие
стандарта
в выражении
Основные
черты
Лаконичность
Побудительность
изложения
Эмоциональность
Лексические средства в публицистическом стиле
Многочисленны примеры так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сокращение вооружений, локальные споры, сила диктата, президентская кампания, механизмы торможения, позитивные перемены, межгосударственное соглашение, пакет предложений, вопросы безопасности, пути прогресса, политический авангард, ратификация договора и др. В рамках этого стиля много таких слов и словосочетаний, которые выступают как публицистически окрашенные только в переносном значении. Например, слова шаги, сигнал, стряпня, школа, пакет в прямом значении (тихие шаги, сигнал тревоги, домашняя стряпня, знание школы, пакет молока)
.
Морфологические средства
Употребление единственного числа
существительных в значении множественного
(Русский человек своей понятливостью)
Частность глаголов повелительного наклонения:
они являются стилеобразующей чертой
в воззваниях, призывах(Люди планеты)
Самые частотные частицы: отрицательные не и
ни ,частица же в усилительной функции ,
разговорные ведь, вот, даже, лишь
Часто употребление родительного падежа в
публицистике 36%(в художественной литературе,
согласно исследованиям Б.Н. Головина 13%)
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
-много экспрессивных конструкций, отсутствующих в официально-деловой речи и крайне редких в научной, например, риторические вопросы: В эту решительную минуту выдержит ли, выдюжит ли русская рука? (Л. Леонов)
-частое использование инверсивного порядка слов, например , новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели совместно с руководством управления исправительно –трудовых учреждений
— повторы, синтаксический параллелизм
— присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения
— вводные слова и предложения
— причастные и деепричастные обороты
— распространённые обращения
РЕАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
Из истории публицистики
История зарождения русского публицистического стиля давняя 16 век ознаменовался 1-ми публицистическими текстами. Например: переписка царя Ивана
Дальнейшее развитие публицистический стиль получил в 18 веке, когда появилась 1-ая газета «Ведомости» (1702 г), был создан ряд журналов, во главе, которых стоял И. А. Крылов 1769-1844, писатель Н.И. Новиков 1744 -1818 — русский просветитель ,особо известный, издаваемый им журнал «Трутень», А.П. Сумароков 1717-1777 — русский писатель, Д.И. Фонвизин 1745-1792 — просветитель.
Значительные элементы публицистического стиля содержаться в «Путешествии из Питера в Москву», написанного А.Н. Радищевым 1749-1802.
Оформился Публицистический стиль в 19 веке и в этом не малую роль сыграла деятельность В.Г. Белинского 1811-1848, А.И. Герцен 1812-1870 — теоретик,
Н.Г. Чернышевский 1828-1889.
Н.А. Добролюбов 1836-1861.Заметка
Фельетон
Репортаж
Жанры
газетной
публицистики
Памфлет
Обзор
Очерк
РОЛЬ ГАЗЕТЫ
- Передавать сообщение, новости
- Разъяснять, комментировать события
- Убеждать в правильности того или иного мнения и воздействовать на волю и чувства читателя
- Побуждать читателя к определенным действиям, поступкам, формировать общественное мнение
ПРИЗНАКИ ГАЗЕТНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
- Простота синтаксических конструкций
- Упорядочение строя предложения
- Частая инверсия членов предложения, являющихся логическим центром фразы
- Использованием элементов поэтического синтаксиса(риторический вопрос, анафора, эпифора, градация и т.
- Использование элементов разговорного синтаксиса(эллипсис, присоединение, вопросо — ответная форма и т.д.)
Статья- сочинение небольшого размера, содержащее важнейший в идеологическом и политическом отношении материал ,в котором ставятся проблемы государственного и международного значения.
Передовая
Пропаган-
дистская
Научно-
популярная
Виды
Проблемная
Литературно-
критическая
Очерк — небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий, в котором ощутимо присутствие авторского «я»
Разновидности
Политический
Бытовой
Производственный
Из истории публицистики
Радио
Регулярное радиовещание началось в России с 1924 г. В советское время радиовещание осуществлялось «Всесоюзным радио», с 1990 г. стали появляться частные радиостанции, большая часть которых занимается музыкальным вещанием.
Телевидение
Телевизионное вещание началось в России с 1939 г., однако широкое распространение оно получило только в 60-е гг. XX в. Речевые особенности телепередач советского времени определялись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ И РАДИО
РЕПОРТАЖ-
— жанр публицистики, который соединяет в себе строгую документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живописностью изображения(эффект присутствия автора)
Интервью-
жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо концептуальным вопросам
Из истории публицистики
Публичная политическая речь восходит к политическим кружкам XIX в. , звучит на улицах во время революции 1905 г., получает легальные права в Государственной думе, созданной на основании манифеста от 17 октября 1905 г. Первая Дума начинает работу 27.04. 1906 г. Свободные политические дискуссии прерываются гражданской войной, когда берет слово «товарищ маузер», литературные и научные дискуссии еще продолжаются примерно до 1929 г. С этого времени публичные политические тексты носят не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развивается не по законам естественного языка, а по законам искусственной знаковой системы. С 1988 г. обстановка в стране меняется, публицистический стиль вновь оказывается востребованным в естественной социальной коммуникации.
Политические выступления. Дебаты (англ. debate или debating) — это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.)
ОТЛИЧИЯ:
- Дебаты, как форма ведения спора, отличается от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой посредством представления более качественного «смысла» и/или структуры рассмотрения проблемы.
В формальном состязании по дебатам существуют особые правила ведения дискуссии:
- принятия решения о победившей/проигравшей стороне
- процедуры/формат проведения.
ЛОЗУНГ — призыв или обращение в лаконичной форме краткая формула, содержащая в себе одну- две фразы и выражающая содержание тех или иных задач и целей различных борющихся между собой классов в политике, экономике, философии
Реализация
как средство для
выяснения
позиций
для начала дискуссии о
средствах достижения
высказанного
пожелания.
- для начала дискуссии о средствах достижения высказанного пожелания.
- для начала дискуссии о средствах достижения высказанного пожелания.
Призыв — желание обратить внимание на своё присутствие или возбудить внимание других. Процесс распространения и доведения до людей каких-либо идей , целей .
Заключение
Итак, публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.
Публицистический стиль, примеры текстов мини сочинений рассуждений по русскому языку в публицистическом стиле
Мы подготовили для Вас несколько сочинений про публицистический стиль речи. Используйте наш материал для написания своего сочинения на эту тему по русскому языку.
Сочинение 1 (кратко)Содержание:
- 1 Сочинение 1 (кратко)
- 2 Сочинение 2
- 3 Сочинение 3
Публицистический стиль — один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической деятельности, в средствах массовой информации, в газетах, в ситуации публичных выступлений.
Задача этого стиля — воздействие на массовое сознание, стремление навязать аудитории свое видение ситуации. Характерные черты публицистического стиля — образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В публичных выступлениях часто употребляются различные средства художественной выразительности: эпитеты, гиперболы, сравнения, метафоры, «крылатые выражения». Также используются элементы языковой игры, каламбуры, обращения к аудитории, призывы, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы. В речи оратора, всегда эмоционально окрашенной, напряженной, звучит личная оценка ситуации, поэтому в качестве языковых средств часто употребляются местоимения первого лица обоих чисел.
Таким образом, в публицистическом стиле используются языковые средства, которые позволяют влиять на эмоциональное состояние аудитории, формировать у слушающих отношение к отдельным событиям и к миру в целом.
Сочинение 2Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Функции публицистического стиля:
Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей
Задача речи:
• воздействовать на массовое сознание
• призывать к действию
• сообщать информацию
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Сочинение 3Газетно-публицистический стиль (публицистический стиль, стиль массовой коммуникации) — это одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу политико-идеологических, экономических и культурных отношений в обществе. В публицистическом стиле реализуются две основные функции языка: информационная и воздействующая. На основании этих функций выделяются два подстиля: информационный и собственно публицистический.
Каждый подстиль обладает развитой системой жанров. Традиционно различают информационные (новость, репортаж, интервью, анонс и др.), аналитические (статья, рецензия, комментарий и др.), художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет и др. ) жанры. Информационные жанры лежат в основе информационного подстиля, аналитические и художественно-публицистические — собственно публицистического. В постсоветской журналистике устоявшаяся система жанров трансформировалась. Исследователи говорят о смешении жанров, явлении гибридизации, разрушении жанровых границ, транспонировании жанровых форм, появлении новых жанров в СМИ (Г. Я. Солганик, В. И. Коньков, Н. И. Клушина и др.). Тем не менее, активное перераспределение жанровых форм происходит все же в границах данного стиля.
Публицистический стиль — один из самых «открытых» функциональных стилей современного русского литературного языка. «Незамкнутость» словаря публицистики определяется прежде всего экстралингвистическими факторами, главным из которых является разнообразие попадающих в фокус журналистского внимания тем, среди которых можно выделить базовые: политическую, экономическую, социальную, спортивную, шоу-бизнес. Каждая из них имеет свои строевые лексемы (терминологию), которые делают словарный состав публицистики максимально широким. Помимо разнообразной терминологической лексики (например, инвестиции, инфляция, кредиты, капитализация, акционеры, топ-менеджер и т.п.) словарный состав публицистики включает концептуальную лексику (например, модернизация, реформы, коррупция, социальное государство и т.п.), которая «отражает идеологию, политику газеты, ее социальные устремления»1. Концептуальной публицистической лексике принадлежит ведущая роль в формировании общественных стереотипов, или идеологем. Словарь публицистического стиля также включает прецедентные имена (Сколково) и высказывания (Россия — вперед!), которые и становятся прецедентными за счет их тиражирования в СМИ.
Неоднородна и синтаксическая структура публицистического стиля. Для информационного подстиля характерны стилистически нейтральные синтаксические конструкции (с прямым порядком слов, преобладанием объективной модальности, четко выраженной логико-грамматической связью), тяготеющие к синтаксической норме официальноделового стиля, поскольку в информационном подстиле доминирует факт, и все речевые средства призваны подчеркнуть фактологичность, объективность, нейтральность изложения. В публицистическом подстиле используется экспрессивный синтаксис (парцелляция, инверсия и другие риторико-синтаксические средства воздействующей речи), поскольку основная коммуникативная цель (интенция) адресанта публицистической речи, т.е. журналиста, — воздействие в заданном направлении на адресата, и все речевые средства подчинены этой интенции.
Общие закономерности публицистического стиля обусловлены такими конституирующими стиль категориями, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеоло- гема, социальная оценочность, стилистическая тональность, образ адресата. Эксплицитность, открытое проявление этих категорий свойственны текстам собственно публицистического подстиля. Для текстов информационного подстиля характерна имплицитность данных категорий, т.е. их скрытый характер.
Рассмотрим пример публицистического стиля речи
Публицистический стиль речи зародился еще на просторах Римской империи. Тогда воззвания, которые правители произносили перед своим народом, назывались публичными. В переводе это означает «общественный» или «государственный», ведь жизнь каждого гражданина тогда зависела от малейших колебаний законов. Найти такой давний пример публицистического стиля речи можно в исторических источниках, документах и протоколах. Пересказывать эти длинные тексты не имеет смысла, так как в них много отступлений и вспомогательных фраз. Однако именно на их основе вырос современный «публичный» тип речи, которым пользуются наши политики и патриархи.
Зачем нужен этот стиль
Современным примером журналистского стиля речи является любое высказывание политика в новостях, в дебатах. Суть этого высказывания в том, чтобы донести до людей любую информацию, которая важна для них и в будущем может повлиять на их жизнь. Выступления, «проталкиваемые» властью, наполнены призывами, носят познавательный характер, подчеркивают важную мысль, но лишены творческой (художественной) окраски. Также целью такого высказывания может быть побуждение масс к действию. Ярким примером журналистского стиля выступления является агитационная программа любого кандидата в депутаты, а также оглашение новых законов.
Особенности стиля речи
Парадоксально, но высказывание, построенное по законам социального типа речи, часто носит противоречивый характер. Многие выступления публичных людей невозможно понять до конца, они не однозначны, завуалированы, полны обобщающих фраз и статистики. Докладчик сравнивает, приводит в пример некоторые факты (часто «перевёрнутые»).
Теперь приведем пример публицистического стиля речи, и станет понятнее, как с помощью ораторского искусства можно кардинально изменить его характер. Возьмем поле биологических экспериментов и представим, что нам удалось скрестить кошку мейн-куна и собаку — кокер-спаниеля.
Публицистический стиль речи. Примеры
№1
Ученому лаборатории X удалось кое-что сделать! После долгих усилий они все-таки вывели животное, сочетающее в себе черты внешности и характера как кошек, так и собак. Этот зверь одновременно верный и своенравный. Он способен защитить своего хозяина, но сделает это не открыто, а хитро, выжидая подходящий момент. С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут лучшими друзьями в каждой семье.
№2
В лаборатории X зафиксирован акт жестокого обращения с животными. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми кошками и собаками, в результате чего появился мутант, ранее невиданный миром. Трудно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «учёные» попытаются захватить власть в государстве!
И в первом случае, и во втором использовался публицистический стиль речи. Примеры текстов показывают, что с его помощью можно представить явление как чудо или как настоящий ад.
Простота «сказал» | Журналистское письмо
Учителя тратят огромные усилия, пытаясь заставить детей придумывать слова, отличные от «сказал», когда они используют речь в своем творческом письме. Такие слова, как умолял, задыхался, спорил, огрызался, шептал, помогут сделать ваш диалог более интересным, говорят они; они раскрывают характер и создают настроение. И все же, когда дело доходит до написания новостей, оказывается, что дело обстоит наоборот.
Для журналистов простое слово «сказал» и его варианты являются предпочтительным выбором для сообщения речи.
Вот несколько примеров из First News .
«Ученики лучше всего учатся в среде, где нет оправданий плохому поведению», — сказал министр образования Гэвин Уильямсон.
«Я всегда искал ее», сказала Розалина на эмоциональном воссоединении.
Компания Sainsbury’s говорит, что не отстанет от нее и намерена к апрелю 2020 года продавать только яйца свободного выгула. момент, чтобы отсканировать статью с крупного новостного сайта, чтобы доказать свою точку зрения. Это полезное занятие и для детей.
Вы найдете очень мало случаев, когда журналист приписывал прямую или косвенную речь чему-либо, кроме «сказал». На самом деле, только что просмотрев последние пять выпусков First News для этого блога, я изо всех сил пытался найти вообще много примеров!
Итак, почему это? Журналисты пытаются рассказать новости, позволяя фактам говорить самим за себя. Они не высказывают собственного мнения о новостях, которые сообщают; это сохраняется для таких столбцов, как «Комментарий редактора» в Первая новость , где читателю ясно указано, что статья будет содержать личное мнение.
«Сказал» просто, незаметно и нейтрально. Как только журналист начинает заменять слово «сказал» синонимом, в него вкрадывается определенная степень суждения.
Возьмем простую цитату:
«Мы должны предпринять все необходимые шаги, чтобы сохранить наш город в безопасности», — сказал советник Пол. Древесина.
Если вы замените «сказал» на «аргументировал», «признал» или «пожаловался», например, значение слов советника изменилось. Эти варианты дают дополнительную информацию, которая окрашивает интерпретацию слов советника: в игру вступает субъективность.
Если есть аргумент или различие во мнениях, лучшим способом продемонстрировать это будет другая цитата, представляющая альтернативную точку зрения, позволяя читателю сделать свой собственный вывод. Опытный журналист должен быть незаметен.
Обсуждая это с учащимися, вы можете подчеркнуть этот момент, попросив их также представить себе добавление наречий.
«Мы должны сделать все возможное, чтобы наш город был в безопасности», — сказал советник Пол Вуд жутко/тревожно/саркастически .
Здесь наречия придают тексту почти вымышленный тон, и правдивость всего сообщения ставится под сомнение.
Есть, конечно, и другие нейтральные синонимы для слова «сказал», например, «высказал» или «сказал», но даже они начинают звучать неуклюже и ненужно по сравнению с простотой слова «сказал».
Итак, «сказал» — безусловно, самая распространенная форма атрибуции, но могут пригодиться и некоторые другие.
ОписаниеЧасто используется для коротких цитат и для обозначения мнения:
«Ведущий исследователь Джеймс Тур назвал находку «большой проблемой».
17-летняя активистка климатических кампаний и 22-летняя правозащитница были названы телеведущим Пирсом Морганом «двумя самыми влиятельными молодыми женщинами в моей жизни».
ОбъяснениеБудучи детской газетой, мы, возможно, делаем немного больше объяснений, чем большинство других, так что это происходит довольно часто.
Аквариумист Сэм Уортингтон объясняет : «Омары линяют свои защитные внешние панцири, чтобы расти».
Хранительница Джоди объясняет : «Отцы обычно не принимают участия в воспитании детей и не будут иметь с ними ничего общего, пока они не станут старше».
РассказанныйТермин «рассказанный» используется, чтобы дать понять, что человек говорил исключительно с конкретным выпуском новостей или с определенной аудиторией.
Заместитель директора Музея науки, д-р Джулия Найтс, сказала First News : «Изменение климата — самая неотложная проблема, стоящая перед нами».
Трамп сказал толпе: «Америка любит Индию, уважает Индию».
Социальные сети«Твиттер» и «опубликовано» теперь являются важными формами атрибуции для объяснения письменного источника цитаты.