Примеры наблюдение в психологии: «Семья и Школа» | Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Содержание

Отчет №1 определение (здесь указывается психологическая переменная, которая является предметом наблюдения) методом наблюдения


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Отчет №1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (здесь указывается психологическая переменная, которая является предметом наблюдения) МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ

Название индивидуальной работы каждого студента должно отражать ее содержание. Название будет модифицироваться в зависимости от предмета наблюдения и проблемы, решаемой в работе. Например, «Определение доминантности/ конформности методом наблюдения», «Сравнение эффективности стандартизованного и нестнадартизованного наблюдения», «Сравнение экспрессивности у экстравертов и интровертов» и т.д.
1. Введение

Прежде чем приступать к описанию проделанной работы, необходимо определить основные понятия, используемые в работе. Например, если работа посвящена определению экстраверсии и интроверсии или стратегий поведения в конфликте, нужно написать, что это такое, какие индивидуальные особенности стоят за этими психологическими квалификациями, к каким психологическим характеристикам человека они относятся – способностям, чертам характера, установкам и т.

д. Для чего может быть полезно умение выявлять эти психологические особенности? (Ответ на этот вопрос зависит от того, какая проблема решается в работе.) Если работа посвящена исследованию взаимодействия экстраверсии/ интроверсии с другими психологическими процессами – необходимо рассмотреть возможности и особенности такого взаимодействия.

После этого необходимо:

охарактеризовать замысел и проблему работы

сформулировать цели и задачи работы

обосновать гипотезу наблюдения


Пример формулировки проблемы и цели исследования

В рамках одного и того же наблюдения могут решаться разные проблемы. В качестве примера будут разобраны две формулировки, хотя в действительности можно сформулировать намного больше. Проблема работы может быть исследовательской, например, сравнение особенностей эмоциональной экспрессии у экстравертов и интровертов. Эта проблема – исследовательская, потому что изучается то, как связано функционирование психологического процесса (эмоциональной экспрессии) с проявлением таких личностных черт, как экстраверсия или интроверсия.

В результате исследователь узнает больше о взаимодействии психологических характеристик человека.

Проблема работы может быть прикладной, если целью исследователя является не выяснение закономерностей функционирования или взаимодействия каких-то психических функций, а применение имеющихся знаний к конкретной задаче. Прикладная проблема данной работы, например, может быть такой: сравнить частоту проявлений экстравертированного/ интровертированного поведения в ситуации навязывания. Исследование по такой проблеме позволит ответить на вопрос, способствует ли ситуация навязывания проявлению одной из этих форм поведения. С учетом результатов можно, например, скорректировать поведение продавца или его отношение к покупателям, т.е. решить прикладную, практическую задачу.

Замысел работы представляет собой краткое описание того, как и что будет исследоваться. Пример 1: мы сравним количество проявлений эмоциональной экспрессии у экстравертов и интровертов в нескольких ситуациях. Пример 2: мы сравним количество проявлений экстраверсии и интроверсии у одних и тех же людей в ситуации, когда им навязывалось некоторое действие.

Самостоятельно сформулируйте замысел Вашей собственной работы в соответствии с проблемой и особенностями вашего исследования. Для этого конкретизируйте цель, параметры или/и ситуации наблюдения.

Замысел, цели и задачи работы будут сформулированы по-разному, в зависимости от проблемы работы. В первом случае (исследовательской проблемы) целью может быть сравнение количества экспрессии у экстравертов и интровертов. Другой целью исследования в рамках той же проблемы может быть выяв­ление особенностей экспрессии у экстравертов и интровертов. Если разделить экспрессию на позитивную и негативную, то сравнение позитивной и негативной экспрессии у экстравертов и интровертов может выступить еще одной целью исследования по той же проблеме. Во втором случае (прикладной проблемы) цель может состоять в том, чтобы разработать рекомендации продавцу по общению с покупателями, другой вариант цели – установить факторы, содержащиеся в экстравертированном или интровертированном поведении, обеспечивающие сопротивляемость или повышенную подчиняемость навязыванию.


Каждая цель требует для своего достижения решения специфических задач, в которых она конкретизируется. Сформулируйте эти задачи самостоятельно.
Если проблема работы связана со сравнением разных методов наблюдения (например, разных видов наблюдения), то примерная
гипотеза
может касаться тех критериев, по которым различаются методы, например, большая полнота наблюдения или легкость в применении.

Если же проблема работы исследовательская или прикладная, то гипотеза строится в соответствии с ожидаемым результатом. Например, экстраверты продемонстрируют большее (меньшее) количество экспрессии, чем интроверты. Или: интровертированное поведение в ситуации навязывания проявляется чаще, чем экстравертированное.

Любую гипотезу необходимо обосновать, т.е. ответить на вопрос, почему предполагается, что по названным критериям метод такой-то эффективнее, чем метод такой-то; почему экстраверты должны быть более экспрессивными; за счет чего интровертированное поведение в ситуациях навязывания предпочитается.

2. Методика

Раздел содержит конкретное описание этапов проведенной работы. Основная цель этого раздела состоит в том, чтобы описать процесс наблюдения так, что любой другой человек, воспользовавшись этим описанием смог бы точно повторить это наблюдение. Критерием полноты описания методики наблюдения является объяснение того, как исследователь преодолевал 6 основных проблем, с которыми сопряжено использование метода наблюдения. Для этого:

Опишите ситуации, в которой проводилось стандартизованное наблюдение и их контекст (продолжительность наблюдения, количество наблюдений, были ли все ситуации рядовыми или чем-то отличались от обычных и т.д.). Как осуществлялся выбор ситуаций наблюдения? Каков временной интервал между наблюдениями (разные наблюдения не должны непосредственно следовать друг за другом во времени в соответствии с требованием репрезентативности ситуации наблюдения). Были ли дополнительные условия наблюдения, связанные с проблемой репрезентативности ситуаций наблюдения? Если да, то какие?

В каком состоянии находился сам наблюдатель, было ли это обычное состояние и если нет, чем оно отличалось от обычного (был ли наблюдатель усталым, рассеянным, раздраженным, находился в приподнятом настроении и т. д.)

Подробно опишите все серии наблюдения: какие виды наблюдения использовались на каждом из них? Какими формами отчетов пользовались наблюдатели? Опишите их, кратко охарактеризуйте систему категорий наблюдения. Что входило в задачи наблюдателя? Если целью исследования выступало сравнение эффективности действий испытуемых или разных методов наблюдения, не забудьте описать критерии эффективности.

Для чего проводилась оценка согласия наблюдений? Каким способом оценки пользовались? Опишите процедуру оценки, т.е. что и как считали (все расчеты проводились с помощью статистической программы SPSS 14.0).

Под конец описывается выборка испытуемых – сколько их было, каковы их особенности, существенные для проводимого исследования. Обязательно среди этих особенностей всегда указывается пол и возраст испытуемых, а также те особенности, которые могут повлиять на достоверность результатов исследования (например, эмоциональные нарушения, если речь идет об исследовании экспрессии).

3. Результаты исследования

Нужно представить 3 блока результатов: по данным стандартизованного наблюдения, по итогам оценки согласованности результатов наблюдений и по значимости различий или согласованности между сравниваемыми параметрами наблюдения.

Результаты стандартизованного наблюдения нужно представить в виде таблицы средних значений частоты категорий:
Таблица 1 Средние значения частоты встречаемости категорий наблюдения


Название категории





















Средняя частота

Для каждого условия наблюдения делается отдельная таблица. Если сравниваются две группы испытуемых, например, мужчины и женщины в ситуации навязывания – то для каждой группы делается по таблице. Если сравнивается количество проявлений экстраверсии и интроверсии у одного и того же человека в ситуации навязывания, то делается таблица, содержащая проявления экстраверсии, и таблица, содержащая проявления интроверсии, и один и тот же человек (закодированный номером), обозначается в двух таблицах.

Чтобы вычислить средние частоты встречаемости категории, нужно сложить частоты какой-либо категории, собранные во всех ситуациях наблюдения, и эту сумму разделить на число ситуаций наблюдений. По Таблицам нужно прокомментировать в тексте, поясняющем содержимое таблицы:



  • наиболее часто встречающиеся категории;

  • наименее часто встречающиеся категории;

  • категории со средними значениями частот;

Какие действия, судя по этим трем пунктам, преобладают и, наоборот, не характерны для испытуемых в исследуемых условиях?

Представляя данные о согласии наблюдений, укажите величину коэффициента α Кронбаха.

Если согласованность наблюдений низка, подсчитайте коэффициенты корреляции между всеми наблюдениями. При подсчете корреляций укажите, сколько имеется значимых коэффициентов корреляции, а сколько – средних и низких. (Не пропустите отрицательный коэффициент корреляции.) Каково соотношение значимых коэффициентов и их общего числа?

Результаты подсчета коэффициентов корреляции необходимо представить в виде таблицы (которую можно скопировать из программы SPSS):

Таблица 2. Коэффициенты корреляции между четырьмя наблюдениями и уровень их значимости



наблюдение 1

наблюдение 2

наблюдение 3

наблюдение 4

наблюдение 1

наблюдение 2

наблюдение 3

наблюдение 4

Обратите внимание, что все таблицы должны содержать заголовки, объясняющие читателю, что за данные приведены в таблице. В таблице не должно быть чисел и значков, не имеющих пояснения.

С помощью статистических критериев Манна-Уитни, Вилкоксона, хи-квадрата оцените уровень значимости полученных результатов.

4. Интерпретация результатов и выводы

Сформулируйте заключение о том, можно ли считать согласованность наблюдений высоким, а полученные данные, соответственно, надежными? Обоснуйте. Если да, то какие условия наблюдения способствовали получению надежных данных и как? Если нет, то в каком из наблюдений и почему были получены недостоверные данные наблюдения?

Далее проинтерпретируйте данные стандартизованного наблюдения. О чем говорят высокие частоты категорий? Низкие? Средние? Проанализируйте важные сочетания категорий. На основании данных о наибольшей и наименьшей частоте встречаемости и о сочетании категорий сформулируйте заключение о наличии (и возможно, выраженности) у испытуемого или у группы испытуемых исследуемой в работе психологической черты. Обоснуйте каждый из сформулированных тезисов данными нестандартизованного наблюдения. (Условный пример: тезис – «Испытуемый в ситуациях группового взаимодействия ведет себя замкнуто», обоснование – «При общении в компании испытуемый произносил меньше реплик, чем другие участники разговора. При обращении к нему отвечал короткими фразами (2-3 слова) и односложно. Никогда не задавал встречных вопросов. Сам инициировал разговор 2 раза, в обоих случаях обращался не к группе, а к конкретному человеку. В обоих случаях после получения содержательного ответа на свой вопрос не инициировал продолжение разговора и в спровоцированном им обсуждении (в случае, когда оно продолжалось) далее не участвовал. Тот факт, что испытуемый не поддерживает общий разговор, включается в него только с целью получения содержательного ответа на интересующий его вопрос и адресует этот вопрос не группе, а конкретному человеку, подкрепляет вывод о его замкнутости в ситуации группового взаимодействия»).

Интерпретация результатов должна дать ответы на следующие вопросы:



  1. Подтвердилась или не подтвердилась гипотеза? Какие данные свидетельствуют в пользу гипотезы, а какие против нее? Подтвердилась гипотеза полностью или частично? Если частично, то в каких аспектах гипотеза подтвердилась, а в каких – нет? Почему?

  2. Какое решение получила проблема исследования, заявленная во введении?

  3. Какие преимущества и недостатки обсуждаемых видов наблюдения вы заметили, выполняя эту работу?

  4. Какие дополнения, с вашей точки зрения, требуется внести в использованную систему категорий?

Эти вопросы необходимо подробно обсудить в разделе Интерпретации, они же должны быть кратко освещены в выводах. Выводы могут быть выделены в отдельный подраздел работы или представлять собой заключительный абзац (или несколько абзацев) в разделе Интерпретация результатов. Выводы могут отчасти повторять то, что уже было написано в разделе Интерпретации. Основная задача выводов – подвести краткий итог по всем результатам, полученным в работе, относительно достижения цели и проверки гипотезы.

5. Приложения

В этот раздел работы попадают:



  • Заполненный лично вами в ходе стандартизованного наблюдения протокол наблюдения, включающий наблюдение за испытуемым как минимум в 4 ситуациях.

  • Таблица для подсчета коэффициента α Кронбаха или коэффициентов корреляции, составленная на основе протокола наблюдения.

Каталог: 0809
0809 -> Программа развития межшкольного учебного комбината г. Липецка на период с 2005 по 2007 год г. Липецк 2005г
0809 -> Отчет №6 Редукция эффекта (какого? ) посредством
0809 -> Вопросы к экзамену по общей психологии
0809 -> Вопросы к экзамену по общей психологии (2 курс, 1 семестр)


Скачать 98. 39 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

Browse the Site


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по тематическому исследованию

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Writing Ride

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts