Свобода и ответственность в жизни человека
Часто люди, испытывая неудачи, совершая ошибки, винят в этом судьбу, окружение, родителей, которые их «неправильно» воспитали, или ссылаются на банальное «невезение». Однако, нередко происходит так, что, оказавшись в похожих обстоятельствах, другие люди получают от жизни все, что им нужно и умудряются быть счастливыми.
И те, и другие, изначально свободны и ответственны в своем выборе и, следовательно, имеют одинаковые шансы на успех. Проблема первых в том, что они не хотят понимать этой простой истины, и вместо того, чтобы задуматься об этом, продолжают жить с верой в собственную невезучесть.
О том, какую роль играют свобода и ответственность в жизни человека, можно прочитать в художественных произведениях многих писателей.
В произведении Н.В. Гоголя, повести «Тарас Бульба», представлена ситуация свободы и ответственности в жизни человека. Младший сын Тараса Бульбы, Андрий, выбирая между любовью к полячке и чувством долга перед Родиной, выбрал чувства к женщине и перешел в стан врага.
И Андрий, и Остап изначально имели схожий набор качеств: оба были умными, сильными, мужественными, с одинаковым образованием, из одной семьи. Оба юноши были свободны в своем выборе, и тот, и другой понимали, какая расплата последует за их выбор. Остап погибает за Родину, расплачиваясь таким образом, за верность и преданность Отчизне, а Андрий погибает от руки отца как предатель. Один стал героем и навсегда остался в памяти своего народа, другой сгинул как предатель и подлец.
Оба брата имели равную долю свободы и ответственности, и если бы изначально Андрий выбрал долг перед Родиной, он бы не погиб в бесславии и позоре, а умер героем, увековеченным в памяти благодарных потомков. Таким образом, можно сказать, что свобода и ответственность в жизни человека решают все, они – та движущая сила, которая определяет судьбу каждого.
В другом произведении, повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина также отображена ситуация свободы и ответственности. Молодой дворянин, Эраст влюбляется в юную крестьянку по имени Лиза. Молодой человек был свободен в своем выборе: он вполне мог заполучить сердце девушки более высокого сословия, но предпочел простую крестьянку. Нагулявшись, он исчезает и предает девушку, забывая, что свобода подразумевает и ответственность. Далее, наделав долгов, он жалуется на злодейку-судьбу, пребывая в уверенности, что именно она толкает его на брак с пожилой, но состоятельной дамой.
При этом он забывает, что только его собственный выбор становится определяющей силой, и этот выбор – безответственность. Если бы с самого начала Эраст задумался, к чему может привести хоть один из его необдуманных поступков, он бы сумел избежать многих коварных превратностей судьбы, в том числе смерти своей возлюбленной.
Таким образом, свобода и ответственность в жизни человека являются той точкой отсчета, которая определяет дальнейшие поступки и судьбу.
Понравилось сочинение? А вот еще:
«Что такое свобода» (ЕГЭ по русскому языку)
Автор Алёна Базан На чтение 14 мин Просмотров 64.1к. Обновлено
На вопрос «Что такое свобода» у каждого человека свой ответ, поэтому для сочинения ЕГЭ по русскому языку необходимы аргументы из литературы и жизни, чтобы подтвердить собственную точку зрения мнением людей с большим опытом и багажом знаний. Во все времена люди стремились к свободе, но у каждого поколения формируется свой взгляд на то, в чём она заключается.
Нельзя утверждать, кто прав, а кто нет. Все имеют право на личное мнение.Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Эпитеты к слову «свобода»
- Синонимы к слову «свобода»
- Примеры из художественной литературы
- Примеры из жизни
- Народная мудрость
- Афоризмы
Что такое свобода и как она проявляется?
Отношение автора к проблемеПонятие свободы подразумевает возможность поступать в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями. Во все времена свобода очень высоко ценилась, люди были готовы даже расстаться со своей жизнью ради идеи всеобщей свободы. Большинство войн и революций начиналось именно из-за желания свободы, которая притеснялась. Современному обществу повезло больше своих предков: человек имеет гражданские права, может свободно передвигаться по миру, свободен в выборе веры, у него есть возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни в целом. В прошлом люди могли только мечтать об этом. Но всё же абсолютной свободы не существует, у человека есть не только права, но и обязанности. Его свобода заканчивается там, где начинаются права другого человека.
Аргументы- Свобода – это важнейшее условие для самовыражения человека.
- Часто свободу символизирует образ птицы.
- В современном мире основными понятиями являются «свобода выбора» и «свобода слова».
- Свобода каждого человека должна ограничиваться ответственностью.
- Полной свободы быть не может, для всего есть свои ограничения.
- Свобода – это жизнь.
- Все люди стремятся к свободе, но иногда, получив её, не знают, что с ней делать.
- Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
- Свобода – это возможность самому принимать решения.
- Внутренняя свобода гораздо важнее физической.
Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная, бесконтрольная, благоденственная, бродяжническая, благотворная, вечная, временная, всемирная, всеобщая, всесильная, гордая, действительная, дорогая, драгоценная, желанная, заветная, золотая, исключительная, истинная, ложная, любимая, мимолетная, мнимая, настоящая, неограниченная, неприкосновенная, нерушимая, ограниченная, подлинная, полная, полноправная, полноценная, постылая, прекрасная, призрачная, разумная, святая, священная, совершенная, угнетенная, тайная, фальшивая, веселая, новорожденная, просвещенная, убогая, буржуазная, внутренняя, гражданская, демократическая, душевная, интеллектуальная, крестьянская, литературная, личная, моральная, народная, национальная, нравственная, общественная, политическая, социалистическая, творческая, физическая, экономическая, великая, гордая, громадная, железная, закаленная, каменная, крепкая, могучая, монолитная, настойчивая, неколебимая, необоримая, непоколебимая, непреклонная, несгибаемая, несокрушимая, неукротимая, огромная, сильная, слабая, смелая, стальная, стойкая, страстная, сумасбродная, твердая, твердокаменная, титаническая, упорная, упрямая, фанатическая, холодная, целеустремленная, безукоризненная, безупречная, блестящая, высокая, громкая, добрая, заслуженная, идеальная, исключительная, кристальная, незапятнанная, непогрешимая, общепризнанная, отличная, отменная, превосходная, прекрасная, признанная, прочная, святая, солидная, упроченная, хорошая, чистая, чудесная.
Синонимы к слову «свобода»Независимость, освобождение, вольность, право, суверенитет, выбор, воля, непринуждённость, доступность, непосредственность, простота, простор, приволье, раздолье, развязность, беспрепятственность, раскованность.
Примеры из художественной литературы- М.Ю. Лермонтов «Мцыри».
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – это образ человека, который стал рабом поневоле и больше всего в жизни мечтал о свободе. Ещё ребёнком он попал в плен, а сжалившийся над ним монах забрал ребёнка в монастырь. Однако монастырские стены не стали ему домом, они были для Мцыри тюрьмой. Он не был монахом по своей натуре, в его венах текла горячая кровь горца. Юношу безумно влекла свобода, и поэтому он совершил побег.
Мцыри хотел повидать родные места, мечтал ступить на землю, где был его дом. Однако этой мечте не было суждено исполниться. Три дня он скитался, рисковал собственной жизнью, но ни на минуту не пожалел о содеянном. Перед смертью Мцыри с гордостью рассказывает во время исповеди о том, что ему всё же удалось увидеть свободную жизнь. Эти несколько дней на свободе стоили целой жизни в неволе для него. Молодой горец вдохнул горный воздух, увидел живописные пейзажи лесов и рек, наслаждался женской красотой. Юноша любовался бушующей природой, такой же мятежной, как и он сам. Буря, гроза, горящее от удара молнии дерево – всё это символизировало внутреннюю борьбу главного героя. Мцыри был по своей натуре истинным бойцом, поэтому, не раздумывая, вступил в смертельную схватку с барсом, в которой победил дикого зверя ценой собственной жизни.
В конце поэмы главный герой погибает, но он умирает свободным и непобеждённым. М.Ю. Лермонтов показал на его примере, на что способен человек ради своей свободы.
- М. Горький «Старуха Изергиль».
Тема свободы является одной из основных в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Во всех трёх частях поднимается данная проблема. Старуха Изергиль, Ларра и Данко понимают свободу по-разному, хотя для всех них она является неотъемлемой частью жизни.
Ларра желает своей личной свободы, он рос вдали от общества и не признавал человеческие законы. Он осуждал и презирал старейшин, отрицал общественные порядки и правила. Единственное, что имело значение в его жизни – это собственные интересы и нужды, чужие чувства сыну орла были безразличны. Получив отказ от понравившейся девушки, Ларра жестоко её убивает, даже не задумываясь о том, что нарушил чужую свободу. Он не понимает, что не имел права посягнуть на чужую жизнь. Выходит, что свобода для Ларры заключается только в вольности поступать, как ему вздумается. Поэтому она же и стала его наказанием: после убийства невинной девушки он обрёл полную свободу, но, не выдержав полнейшего одиночества, стал мечтать о смерти. Такая свобода была ему не под силу, ведь Ларра был человеком, а не орлом, как его отец.
Понимание свободы старухой Изергиль было в чём-то схоже с позицией Ларры. В отличие от него она не отказывается от общества, но живёт только ради собственного удовольствия, не считаясь с чужими чувствами и желаниями. Она делает всё, что ей захочется. Свобода для неё заключается в независимости от мужчин. Однако подобный образ жизни не сделал главную героиню счастливой, она не смогла стать свободной внутренне, чувство невыполненного предназначения тяжким грузом легло в её душе.
Совсем в другом смысле представлялась свобода Данко. Он мечтал не о собственной свободе, а о свободе своего народа. Данко пожертвовал собой ради счастья других, он отдал сердце, чтобы вывести из тьмы своё племя. Он оказался свободным душой, что намного важнее физической независимости.
М. Горький в своём рассказе противопоставил свободу Ларры свободе Данко, а отношение к этому понятию самой старухи Изергиль оказалось смешанным.
- Легенда о Дедале и Икаре.
Ещё в давние времена люди мечтали о безграничной свободе, эта мечта отразилась в древнегреческой легенде о Дедале и его сыне Икаре. Афинянин Дедал был самым талантливым скульптором и строителем своего времени. В каждом городе были его творения, статуи Дедала называли живыми. Его единственным учеником был родной племянник Тал, который даже превзошёл своего учителя. Ещё в юности он изобрёл гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и множество других строительных инструментов, упрощающих жизнь человека.
Дедал завидовал Талу, не хотел оставаться в тени своего ученика, поэтому в порыве злости столкнул его с городской стены. Чувство вины и стыда за содеянное убийство заставили его сбежать из родного города на остров Крит, где царь Минос дал известному скульптору сложное задание. Ему нужно было построить лабиринт для Минотавра, в котором бы он смог скрыться от человеческих глаз. Дедал блестяще справился с заданием, создав целую сеть извилистых ходов, из которых было невозможно найти выход.
Каждые девять лет народ Крита должен был отдавать в жертву Минотавру семь красивых юношей и девушек. Их приводили в лабиринт и отпускали навстречу чудовищу. Дедалу были не по нраву такие жестокие обычаи, и он начал безумно тосковать по своей родине. Однако Минос не хотел отпускать от себя такого талантливого мастера, поэтому о возвращении домой не было и речи.
Поразмыслив, Дедал пришёл к выводу, что раз не получается сбежать по морю, он это сделает по воздуху. И начал создавать искусственные крылья, связывая короткие и длинные перья нитками и воском. Маленький сын Дедала Икар с удовольствием помогал своему отцу, поэтому работа была быстро окончена. После испытания собственных крыльев, греческий скульптор сделал такие же для своего сына.
В день, когда Дедал и Икар собрались бежать, отец дал своему сыну наставление, чтобы он летел прямо за ним, опустившись слишком низко, он намочит крылья в морской воде, а поднявшись слишком высоко – пострадает от солнца, которое расплавит воск, скрепляющий перья. Их полёт начался прекрасно, они словно две большие птицы летели в родные края, и вот, когда уже был виден берег Греции, Икар, опьянённый безграничной свободой, отстал от отца и полетел вверх к солнцу. Жаркие лучи мгновенно растопили воск и крылья распались за считанные секунды. Мальчик упал в морские волны, так и не успев позвать отца на помощь. Когда Дедал обернулся, уже никого не увидел, лишь заметил остатки крыльев на морских волнах.
Этот миф является напоминанием о том, что у любой свободы есть ограничения, которых необходимо придерживаться.
Примеры из жизни- Ф.М. Достоевский признан классиком русской литературы и лучшим создателем романов на мировом уровне. Его судьбу трудно назвать лёгкой и безоблачной, чего стоил хотя бы арест. Писатель имел в числе своих приятелей М.В. Петрашевского, который устраивал пятничные встречи, где обсуждались запрещённые темы: отмена крепостного права, изменения в политике, свобода книгопечатания. На одном из этих вечеров Ф.М. Достоевский познакомился со Спешневым, который создал тайное общество с целью переворота в стране и создания противозаконной типографии. 23 апреля 1849 года Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали. Писатель отрицал свою вину и причастность к революционной деятельности, но власти были хорошо осведомлены и даже приговорили его к смертной казни. На долгих восемь месяцев забыл Фёдор Михайлович о свободе, ожидая своей смерти. К счастью, смертную казнь заменили восьмилетней ссылкой, а позже Николай I лично распорядился сократить срок ссылки в Сибирь до четырёх лет. Кроме свободы, Достоевский лишился чина и своего состояния, а по истечении срока отбытия наказания был произведён в рядовые солдаты. Император пожалел молодого писателя, не лишая полностью его гражданских прав. Годы, проведённые на каторге, произвели на Фёдора Михайловича неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал одиночество, не мог принять происходящие события. Лишь в 1856 году всем петрашевцам было даровано помилование новым императором Александром II, а спустя год Достоевский получил полную амнистию и обрёл возможность снова публиковать свои произведения. Каторга сформировала личность Достоевского, он стал глубоко религиозным человеком и построил собственную систему жизненных принципов. Иногда отсутствие свободы оказывает на человека необходимое действие.
- Статуя Свободы – это один из самых величественных и значимых монументов США. Идея создания статуи приписывается французского мыслителю, писателю и политическому деятелю Эдуарду Рене Леферву де Лабулэ. Он возглавлял антирабовладельческое общество во Франции. Находясь под впечатлением от победы над рабством в результате гражданской войны США, он представил скульптору Фредерику Батольди свою идею, который давно мечтал о создании подобного монумента на входе в Суэцкий канал. Статуя была задумана как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости. По договорённости Америка должна была подготовить пьедестал, а Франция построить саму статую. В первый же год создания будущего шедевра Батольди отправился в США на выставку, представив там публике руку статуи Свободы с факелом. Экспозиция имела ошеломительный успех, что помогло с финансированием проекта в будущем. Готовая статуя была разобрана на 350 частей и отправлена на французском фрегате к берегам Нью-Йорка. Там она пробыла в коробках почти год, потому что пьедестал оказался неготовым. Начало его строительства откладывалось из-за недостатка средств и только после напечатанной просьбы родоначальника жанра жёлтой прессы Джозефа Пулитцера в самой популярной газете страны эта проблема решилась. Статую собрали на новом постаменте за четыре месяца, и на торжественном открытии президент Гровер Кливленд сказал, что этот монумент является воплощением духа свободы всего американского народа.
- «Свободный человек ничего не боится». Наши мудрые предки считали, что свободному человеку нечего бояться. Страхи не дают быть по-настоящему свободными.
- «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка». В данной пословице говорится о том, что никакая золотая клетка не заменит свободы. Богатство не главное в жизни, оно не позволяет человеку быть самим собой.
- «В чистом поле четыре воли». Наши предки говорили о том, что свободный человек волен идти, куда ему угодно, на все четыре стороны.
- «Воля велика, да тюрьма крепка». В данной пословице говорится о том, что человек может лишиться своей свободы, совершив преступление. Нет худшего наказания, чем быть заключённым в тесных тюремных стенах.
- «Была бы шея, а хомут найдётся». В этой пословице идёт речь о подчинении чужой воли. Всегда найдётся тот, кто захочет ограничить свободу другого человека для своей выгоды.
- «Вольному воробью и соловей в клетке завидует». Смысл данной пословицы заключается в том, что свобода ценится превыше всего. Лучше иметь низкое происхождение и быть свободным, чем находиться в золотой клетке.
- «И медведь в неволе пляшет». В данной пословице говорится о том, что ограничив чужую свободу, можно заставить человека делать то, что нужно другим. Даже медведя можно заставить танцевать.
- «Плохая воля лучше неволи». Наши мудрые предки знали, что лучше трудная свобода, чем её отсутствие.
- «Своя воля всего дороже». В этой пословице говорится о том, что человеку всего в жизни дороже его свобода.
- «И золотые удила коню не милы». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку не приносит радость богатство, если оно ограничивает его свободу.
- «Нет рабства более позорного, чем рабство духа». Римский философ Луций Анней Сенека считал, что важнее всего внутренняя свобода.
- «Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться». Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди говорил о том, что каждый человек имеет право на ошибки, в этом и заключается его истинная свобода выбора.
- «Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным». Французский философ Вольтер писал о настоящей свободе, которая заключается в том, что человек волен делать то, что приносит ему удовольствие.
- «Невозможно быть свободным о того, от чего убегаешь». Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что человеку для истинной свободы необходимо избавиться от своих страхов. Убегая, человек не может чувствовать себя свободным.
- «Вот это и есть свобода — чувствовать то, чего желает сердце, не заботясь о чужом мнения». Бразильский писатель и поэт Паоло Коэльо считал, что человек может быть по-настоящему свободным, только если избавиться от влияния чужого мнения.
- «Власть – это долг, свобода – ответственность». Австрийская писательница Мария фон Эбнер-Эшенбах говорила, что власть – это долг человека перед теми, чья судьба от него зависит, а свобода должна ограничиваться ответственностью, чтобы не навредить окружающим.
- «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится». Древнегреческий философ Демокрит считал истинно свободным человеком только того, кто избавился от своих страхов и не оставил надежды на лучшее.
- «Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее». Древнеримский оратор и философ Цицерон говорил, что человек способен ощутить весь вкус свободы, только познав неволю. Только в сравнении познаётся истина.
- «Свобода обозначает ответственность. Вот почему большинство людей боится её». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу считал, что большинство людей боится свободы, потому что для неё необходима ответственность, которая будет ограничивать человека в его действиях.
- «То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью». Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан говорил о том, что свободу часто путают с вседозволенностью. Распущенное поведение не означает проявление свободы, у свободного человека должна быть ответственность за свои поступки.
Свобода в пределах ответственности
Статья размещена с разрешения Марен Шмидт.
Свобода и ответственность связаны друг с другом.
Мы свободны действовать, когда имеем на это право, а также берем на себя ответственность.
Например, в нашем обществе мы имеем право водить машину. Мы пользуемся этой привилегией водить, беря на себя ответственность научиться водить, получить права, иметь машину и взять на себя финансовые обязательства, которые вытекают из этого. Тогда у нас есть свобода передвижения.
Понимание взаимосвязи между свободой и ответственностью может быть трудным. Когда нам 14 лет, свобода мечтает о том, чтобы ехать по дороге на красном кабриолете «Мерседес» со скоростью 190 миль в час, подгоняемый ветром. К 30 годам мы точно знаем цену этой свободы с точки зрения ответственности. Свобода управлять автомобилем нашей мечты требует значительной ответственности.
Осуществление нашего права на вождение, принимая на себя ответственность за эту привилегию, дает нам свободу вождения. Может быть, не двухдверный родстер, но свобода вождения.
В нашей стране у нас много прав. В Америке в 16 лет мы имеем право водить машину. Мы должны взять на себя соответствующие обязанности по уходу за автомобилем, получению прав, осторожному вождению, чтобы не навредить другим или себе, и быть готовыми заплатить, если мы причиним ущерб.
С точки зрения математики: Права + Обязанности = Свободы.
Как родители и учителя, мы подводим наших детей, когда мы позволяем им свободы, не требуя необходимых обязанностей для получения этой свободы. Когда мы путаем права и свободы, мы пренебрегаем обучением наших детей тому, как получать и сохранять свободы.
Как эффективные родители, мы ограничиваем свободы, которые мы даем нашим детям, расширяя их по мере того, как наши дети становятся более ответственными. Если свобода предоставляется до того, как в жизни ребенка установлена соответствующая ответственность, мы подвергаем ребенка высокому риску неудачи. Если мы даем детям автомобили до того, как они умеют водить, до того, как они осознают цену денег, до того, как они осознают, как их действия могут повлиять на других, мы провоцируем неудачи, дорогостоящие аварии, серьезные травмы и смерть.
Мы хотим обеспечить успех нашим детям. Чтобы быть ответственными, нам нужно помочь нашим детям научиться «отвечать со способностями». Наблюдая за развитием способностей наших детей, мы можем предложить им соответствующие свободы.
Для маленького ребенка, мы ограничиваем его свободу, например, не позволяя ему выходить на улицу одному. Как только наши дети покажут нам, что они будут оставаться во дворе, носить соответствующую одежду и не будут подвергать себя опасности, перелезая через забор и т. д., тогда мы можем расширить их свободы, включив в них выход на улицу с нашего разрешения.
Когда ребенок старше шести лет начинает исследовать окружающий мир, вопросы свободы и ответственности часто оказываются в центре борьбы за власть; ребенок желает свободы, но ему не хватает ответственных навыков, чтобы иметь возможность иметь свободу. Обучая навыкам, необходимым для свободы, мы можем помочь ребенку. В других случаях ребенок может быть ответственным, и мы не допускаем свободы, потому что считаем ребенка слишком маленьким. Начинается борьба за власть. Конфликт возникает из-за того, что ответственность и свобода не следуют друг за другом.
Для подростка бывают моменты, когда ему дарована свобода, а ответственность снята. Например, может быть подросток, который заработал право водить машину, но получил штраф за превышение скорости или оставил бензобак пустым. Свободу нужно отнять, а потом снова заслужить.
Последствие пренебрежения ответственностью должно соответствовать вытекающей из нее свободе. Свобода приглашать друзей на ночь может соответствовать обязанности помогать по дому или выполнять школьные задания.
Свобода играть с игрушками заключается в том, чтобы играть с ними безопасно и правильно или правильно убирать их.
Свобода от десерта зависит от помощи во время ужина, чистки зубов без предупреждения или правильного питания.
Свобода пойти в кино зависит от выполнения домашних дел и уважения к другим.
Если у вас конфликт с ребенком из-за желаемых свобод, определите, соответствуют ли обязанности требуемым свободам. Если нет, сядьте и спланируйте вместе со своим ребенком (даже трехлетним), как развивать обязанности, ведущие к свободе.
Свобода ограничена возможностью реагировать на право или привилегию. Мудрые родители ограничивают и дают свободу, исходя из наблюдаемых способностей своих детей. Когда мы поймем права, обязанности и свободы, наши дети научатся реагировать со способностями, зарабатывая свободы, ведущие к независимости.
Марен Шмидт – отмеченный наградами преподаватель и автор. Марен использует свой талант в написании и создании онлайн-семинаров. Школьным сообществам Монтессори нравятся ее еженедельные информационные бюллетени Kids Talk, а также ее семинары, полные практических советов о детях. Марен — проводник Монтессори, прошедший начальную подготовку в AMI. Она основала школу Монтессори, и ее роли Монтессори включают родителя, учителя и школьного администратора. Посетите MarenSchmidt.com.
Свободы и обязанности | Education World
Советник для новых учителей
Вы знаете, что вам нужна сбалансированная среда в классе. Вы хотите, чтобы у студентов был голос, но вы не хотите, чтобы они воспользовались вашей доброй волей. Цель – создать атмосферу взаимного уважения. Но как вы можете это сделать?
Берите пример с наших предков, которые разработали уникальное правительство для новообразованных Соединенных Штатов Америки. Эти великие люди предусмотрительно наделили людей свободами и смягчили эти свободы обязанностями. Это же решение будет работать для вас в классе.
Когда люди угнетены, они склонны быть угрюмыми, пока, наконец, не восстанут. Говорим ли мы о стране или классе, это простой факт человеческой природы. Если вы решите управлять своим классом как диктатура, управляя со страхом и угнетая учеников, вы создадите в классе атмосферу негодования. Будут ли ученики слушаться? Неохотно, да, но только из страха возмездия. В конце концов, студенты начнут бунтовать в мелочах. Эти маленькие бунты усилят их, и вскоре вы обнаружите, что контроль ускользает из ваших рук.
С другой стороны, когда людям предоставляется полная свобода действий, возникает хаос.
Без ответственности любое поведение становится приемлемым. К лидеру относятся так же, как к любому другому члену группы. На самом деле любое первоначальное уважение вскоре теряется, поскольку люди видят, что их лидер не может сохранять контроль. Это происходит слишком часто в классе, когда ученики устанавливают все правила или учитель не требует от учеников ответственности за свои действия. Какими бы веселыми и интересными ни были ваши уроки, без структуры ваш класс будет в постоянном хаосе. Вы даже можете умолять студентов вести себя прилично. Будьте в курсе; в этот момент они несут ответственность за ваш класс.Ваша цель должна заключаться в том, чтобы дать учащимся возможность принимать участие в собственном обучении, неся ответственность за свое поведение и результаты работы. Это можно развить с помощью системы последовательности и гибкости в классе.
Вы можете задаться вопросом: какими должны быть эти свободы? Какие обязанности я должен возложить на своих учеников? И Последовательность, и Гибкость должны естественным образом развиваться из ваших ожиданий (см. «Закладка фундамента»). Кроме того, подумайте о том, как вы ожидает лечения — например, на семинаре по повышению квалификации персонала. Вы бы обиделись, если бы вам пришлось спрашивать разрешения на посещение туалета у другого взрослого? Насколько бы вы разозлились, если бы забыли ручку и были вынуждены сидеть за пределами комнаты в качестве наказания за свою забывчивость? Запомните золотое правило: относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.
В моем классе учащиеся могут свободно пользоваться туалетом (с пропуском), получать материалы, советоваться с другими учащимися, делать небольшой перерыв и пить воду или перекусывать по мере необходимости. В их обязанности входит своевременное и аккуратное выполнение своей работы, уважение к другим и поддержание чистоты на своем участке.
Теперь вы можете задаться вопросом, как вы удерживаете студентов на своих местах для обучения, если у них есть такие свободы. Я использую концепцию, которую я называю «Мое время/Ваше время», которая обеспечивает структуру для взаимного уважения.
Во-первых, я проявляю уважение к ученикам, предоставляя им возможность заботиться о своих потребностях, не чувствуя себя в тюрьме. В свою очередь, я ожидаю, что они будут уважать мое время в качестве учителя. Мое время — это любое время, когда я даю прямые инструкции, даю указания или обращаюсь к классу в целом. (Это относится к любому взрослому в комнате.) В течение
|
Ваше время — это любое время, когда учащиеся индивидуально или вместе работают над заданием или заданием в классе.
В это время учащиеся могут выйти в туалет (по одному), выпить воды, перекусить, если необходимо, получить материалы, посоветоваться с другими учащимися (по поводу работы в классе) и т. д.В свою очередь, каждый учащийся несет ответственность за своевременное выполнение задания/задания, уважение к другим и поддержание чистоты в своих помещениях, чтобы класс оставался таким, каким он его видел.
В моем классе мы подробно обсуждаем концепцию «Мое/Ваше время» и обсуждаем, что она значит для меня и для учеников. Я не тороплюсь, чтобы объяснить студентам, что наличие свободы не означает, что ею можно воспользоваться. Если свободой злоупотребляют, то последствием является то, что свободу отнимут на день или два. По истечении этого времени мы попробуем еще раз.
Мы также говорим о том, что каждый ученик индивидуален и что иногда то, что нужно одному ученику, не нужно другому. Справедливость не всегда одинакова, вот что я говорю своим ученикам. Если один ученик не позавтракал перед приходом в школу, ему или ей, вероятно, понадобится перекусить в самом начале.
Любая свобода, которую вы предлагаете студентам, должна сопровождаться соответствующей ответственностью. И убедитесь, что вы предоставляете некоторую структуру этим свободам. Например, у вас может быть процедура выхода из класса на время посещения туалета и разрешение покидать класс только одному учащемуся за раз.
Со структурой приходит ответственность. Что произойдет, если студенты злоупотребят своими свободами? Сразу сообщайте о последствиях, чтобы учащиеся заранее знали, чего ожидать. Как только следствие будет выполнено, снова разрешите свободы. Это помогает учащимся учиться на своих ошибках и позволяет им демонстрировать рост своей зрелости и ответственности.
Благодаря балансу свобод и обязанностей у вас есть возможность развить уважение между собой и вашими учениками. Вы также обучаете их навыкам, которые им понадобятся в рабочем мире, когда они взаимодействуют со своими коллегами, начальниками и сообществом.