Принцип субъективности: Принцип субъектности это

Принцип субъективности в психологии человека

Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности выступает сознание, развивающееся по ступеням: бытийное сознание — самосознание — рефлексивное сознание — трансцендирующее сознание.

Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушевляет человека и превращает его в субъекта действия, одухотворяет личную, индивидуальную и универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках человека мы находим проявление человеческой субъективности.

Задача психологической антропологии состоит в описании явлений субъективного мира человека, в поиске оснований и условий возникновения и развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека в пределах его индивидуальной жизни, в определении психолого-педагогических условий становления субъективной реальности в образовании.

Вопрос о природе и источниках субъективности не решается на путях построения ее структурных моделей, где элементами структуры («строительным материалом») выступают многообразные, разноплановые психические явления. Нужен другой подход к пониманию феномена субъективности и другой ее образ в пространстве человеческой реальности. Современная научная психология стоит перед необходимостью получения подлинного знания о реальных психологических процессах, сущность которых обусловлена самой человеческой жизнью, самой спецификой именно человеческого способа жизни (а не до — и не вне собственно человеческого). Такая постановка вопроса вполне адекватна и для поиска источников субъективности.

Сам этот источник связан с изменением механизмов жизнедеятельности человека, и самое главное — с возникновением у него

способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это тот фундаментальный поворот в живой природе, на котором общее свойство самоорганизации живых систем уступает место механизму самоконтроля. Здесь впервые возникает «отношение» к самому себе, становится самость, субъективность с ее имманентной способностью быть «для себя» (Иванов В. П.), позволяющая человеку быть Объектом (автором, хозяином) своей собственной жизни.

В задаче раскрытия природы субъективности, условий ее происхождения категория «практического отношения» является центральной. Можно прямо сказать, что в человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизни, к самому себе.

Мерой объективности субъективных явлений и действий человека оказывается их включенность в реальную практику его жизни.

В замечательном созвучии со сказанным находятся слова Т. де Шардена, который писал, что до сих пор между психологами существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отличается ли специфически (по природе) психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественнонаучная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому возможно было говорить о «психике вообще», о «мировом психизме» и т.п. Однако природа человеческой субъективности оставалась и продолжает оставаться таинственной и практически непознаваемой.

Для окончательного решения этого вопроса Т. де Шарден видел только одно средство: решительно и бесповоротно устранить из совокупности человеческих поступков, его поведения и действий все второстепенные, двусмысленные, животнообразные проявления внутренней активности и рассмотреть самый главный, центральный феномен человеческой субъективности —

феномен рефлексии. По самому общему определению, рефлексия — это такая специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти «за други своя»).

Итак, по своей главной сути природа человеческой субъективности находит свое высшее выражение в способности к рефлексии, уровни развития которой в онтогенезе существенно различаются между собой. Именно рефлексия составляет существо самого принципа субъективности, который центрирует наши представления о психологии человека и ее специфике. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения.

Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека.

Принцип субъективности в психологии человека — Студопедия

Поделись  

Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности выступает сознание, развивающееся по ступеням: бытийное сознание – самосознание – рефлексивное сознание – трансцендирующее сознание.

Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушевляет человека и превращает его в субъекта действия, одухотворяет личную, индивидуальную и универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках человека мы находим проявление человеческой субъективности.

Задача психологической антропологии состоит в описании явлений субъективного мира человека, в поиске оснований и условий возникновения и развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека в пределах его индивидуальной жизни, в определении психолого-педагогических условий становления субъективной реальности в образовании.

Вопрос о природе и источниках субъективности не решается на путях построения ее структурных моделей, где элементами структуры («строительным материалом») выступают многообразные, разноплановые психические явления. Нужен другой подход к пониманию феномена субъективности и другой ее образ в пространстве человеческой реальности. Современная научная психология стоит перед необходимостью получения подлинного знания о реальных психологических процессах, сущность которых обусловлена самой человеческой жизнью, самой спецификой именно человеческого способа жизни (а не до – и не вне собственно человеческого). Такая постановка вопроса вполне адекватна и для поиска источников субъективности.

Сам этот источник связан с изменением механизмов жизнедеятельности человека, и самое главное – с возникновением у него способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это тот фундаментальный поворот в живой природе, на котором общее свойство самоорганизации живых систем уступает место механизму самоконтроля. Здесь впервые возникает «отношение» к самому себе, становится самость, субъективность с ее имманентной способно-стью быть «для себя» (Иванов В.

П.), позволяющая человеку быть субъектом (автором, хозяином) своей собственной жизни.

В задаче раскрытия природы субъективности, условий ее происхождения категория «практического отношения» является центральной. Можно прямо сказать, что в человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизни, к самому себе. Мерой объективности субъективных явлений и действий человека оказывается их включенность в реальную практику его жизни,

В замечательном созвучии со сказанным находятся слова Т. де Шардена, который писал, что до сих пор между психологами существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отличается ли специфически (по природе) психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественнонаучная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому возможно было говорить о «психике вообще», о «мировом психизме» и т.п. Однако природа человеческой субъективности оставалась и продолжает оставаться таинственной и практически непознаваемой.

Для окончательного решения этого вопроса Т, де Шарден видел только одно средство: решительно и бесповоротно устранить из совокупности человеческих поступков, его поведения и действий все второстепенные, двусмысленные, животнообразные проявления внутренней активности и рассмотреть самый главный, центральный феномен человеческой субъективности – феномен рефлексии. По самому общему определению, рефлексия – это такая специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования

(вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти «за други своя»).

Итак, по своей главной сути природа человеческой субъективности находит свое высшее выражение в способности к рефлексии, уровни развития которой в онтогенезе существенно различаются между собой. Именно рефлексия составляет существо самого принципа субъективности, который центрирует наши представления о психологии человека и ее специфике, И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека.



Субъективная теория определения ценности

По

Юлия Каган

Полная биография

Юлия Каган пишет о личных финансах более 25 лет, а для Investopedia с 2014 года. Бывший редактор Consumer Reports , она является экспертом в области кредитов и долгов, пенсионного планирования, домовладения, вопросов занятости, и страхование. Она окончила Брин-Мор-колледж (бакалавр истории) и имеет степень магистра искусств в области документальной литературы в Беннингтон-колледже.

Узнайте о нашем редакционная политика

Обновлено 31 октября 2021 г.

Рассмотрено

Шарлин Райнхарт

Рассмотрено Шарлин Райнхарт

Полная биография

Шарлин Райнхарт является экспертом в области бухгалтерского учета, банковского дела, инвестиций, недвижимости и личных финансов. Она является CPA, CFE, председателем индивидуального налогового комитета Illinois CPA Society и была признана одной из 50 лучших женщин-бухгалтеров по версии Practice Ignition. Она является основателем Wealth Women Daily и автором.

Узнайте о нашем Совет финансового контроля

Факт проверен

Кирстен Рорс Шмитт

Факт проверен Кирстен Рорс Шмитт

Полная биография

Кирстен Рорс Шмитт — опытный профессиональный редактор, писатель, корректор и специалист по проверке фактов. У нее есть опыт в области финансов, инвестиций, недвижимости и всемирной истории. На протяжении всей своей карьеры она писала и редактировала контент для многочисленных потребительских журналов и веб-сайтов, составляла резюме и контент для социальных сетей для владельцев бизнеса, а также создавала материалы для академических кругов и некоммерческих организаций. Кирстен также является основателем и директором Your Best Edit; найдите ее на LinkedIn и Facebook.

Узнайте о нашем редакционная политика

Что такое субъективная теория стоимости?

Субъективная теория стоимости утверждает, что стоимость объекта не определяется количеством ресурсов и часов труда, затраченных на его создание, а варьируется в зависимости от его контекста и точки зрения его пользователей. На самом деле, утверждает теория, стоимость любого объекта определяется тем, кто его покупает или продает.

Эта экономическая теория предполагает, что ценность продукта определяется тем, насколько он редок или полезен для человека.

Субъективная теория стоимости была разработана в конце 19 века экономистами и мыслителями того времени, в том числе Карлом Менгером и Ойгеном фон Бём-Баверком.

  • Традиционная теория стоимости утверждает, что стоимость объекта определяется количеством труда и стоимостью ресурсов, затраченных на его изготовление.
  • Субъективная теория ценности предполагает, что ценность объекта не является внутренней, а изменяется в зависимости от его контекста.
  • Дефицит товара относится к числу факторов, которые могут изменить его стоимость на рынке.

Понимание субъективной теории ценности

Субъективная теория стоимости была резким отходом от предположения более ранних экономистов, включая Карла Маркса, о том, что стоимость объекта представляет собой сумму затрат на труд и ресурсы, необходимые для его производства.

Представление о том, что стоимость субъективна, предполагает, что ее нельзя последовательно измерить.

Например, допустим, у вас есть одно шерстяное пальто, а на улице очень холодно. Вы захотите надеть это пальто, чтобы не замерзнуть. В этот момент шерстяное пальто может стоить вам больше, чем бриллиантовое колье.

Если, с другой стороны, температура теплая, ценность, которую вы придаете этому пальто, снизится. По сути, ценность пальто основана на вашем желании и потребности в нем, а также на ценности, которую вы придаете ему, а не на какой-либо внутренней ценности пальто.

Как применяется субъективная теория стоимости

Следуя субъективной теории стоимости, можно создать или увеличить стоимость объекта, передав право собственности на него владельцу, который считает объект более ценным. Это может быть правдой, даже если объект никак не изменяется.

Ситуационные обстоятельства, культурное значение, сентиментальность, ностальгия и редкость — все это влияет на ценность объектов. Например, коллекционные предметы, такие как классические автомобили, бейсбольные карточки и комиксы, могут быть оценены по гораздо более высокой цене, чем их первоначальная продажная цена. Стоимость предметов определяется спросом.

Когда предметы выставляются на аукцион, участники торгов указывают, какую ценность, по их мнению, имеет объект. Каждая ставка увеличивает стоимость, хотя сам предмет не изменился ни по функции, ни по форме.

Однако это значение может не сохраниться с течением времени. Произведение искусства или мастерство, которое высоко ценилось в викторианские времена, сегодня может мало стоить. Современный продукт может потерять свою актуальность, если его переместят в регион, контекст которого неизвестен или представляет непопулярную точку зрения.

Источники статей

Investopedia требует, чтобы авторы использовали первоисточники для поддержки своей работы. К ним относятся официальные документы, правительственные данные, оригинальные отчеты и интервью с отраслевыми экспертами. Мы также при необходимости ссылаемся на оригинальные исследования других авторитетных издателей. Вы можете узнать больше о стандартах, которым мы следуем при создании точного и беспристрастного контента, в нашем редакционная политика.

  1. Британика. «Австрийская школа экономики». По состоянию на 3 сентября 2021 г.

Субъективность — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • контент заблокирован

    1

    Различие между субъективным и объективным

  • содержание заблокировано

    2

    Субъективность и сознание: субъективный, качественный и феноменальный характер

  • содержание заблокировано

    3

    Субъективность и пробел в объяснении

  • содержание заблокировано

    4

    Субъективность и описания сознания более высокого порядка

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • По
  • Франческотти, Роберт

DOI

10. 4324/9780415249126-V045-1

Опубликовано

2017

DOI: 10.4324/9780415249126-V045-1
Версия: V1, опубликовано: 2017 97 979.0177 Получено 26 октября 2022 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/subjectivity/v-1.


Рассмотрим те аспекты мира, которые являются такими, какие они есть, благодаря тому, как мы думаем о них, или как мы относимся к ним, или как мы их рассматриваем. Это субъективных аспекта мира. Что делает их субъективными, можно понять через понятие интенционального состояния. Ярлык «интенциональное состояние» часто используется для обозначения психических состояний, обладающих интенциональностью. Эти психические состояния (включая, помимо прочего, мысли, убеждения, желания и перцептивные образы) являются репрезентативными; они представляют мир определенным образом. Это ментальные состояния с «преданностью»; их о объектах, особенностях и/или положениях дел. Используя «интенциональное состояние» для обозначения ментальных состояний с интенциональностью, субъективный факт относительно некоторого объекта x можно определить как факт, который достигается благодаря чьим-либо интенциональным состояниям относительно x . Объективные факты — это те, которые не являются субъективными. Таким образом, объективный факт относительно х может быть определен как факт, который не достигается благодаря чьему-либо интенциональному состоянию относительно x 9.0094 .

Субъективность часто упоминается в философии разума, потому что очень многое в ментальности субъективно, с особой разновидностью субъективности, присутствующей в случае сознательного опыта. Всякий раз, когда кто-то имеет намеренное состояние, сознательно или бессознательно, существует субъективный факт. Предположим, что индивидуум s имеет интенциональное состояние, направленное на какой-то объект x . Тогда тот факт, что s представляет x , очевидно, является функцией s намеренное состояние относительно x , что делает тот факт, что s представляет x , субъективным фактом. Предполагая также, что интенциональное состояние является сознательным, возникает дополнительный элемент субъективности. Предположим, вы зрительно воспринимаете дерево, и ваше зрительное восприятие является сознательным психическим состоянием. Тогда вы не только представляете себе дерево; также кажется, что вы каким-то образом осознаете свое представление о дереве. То, что этот дополнительный элемент субъективности, по-видимому, присутствует в случае сознательного опыта, является частью причины, по которой описания сознания «высшего порядка» так привлекательны. Отчеты более высокого порядка отражают интуицию, согласно которой, если психическое состояние находится в сознании, то его хозяин осознает это психическое состояние каким-то подходящим образом (при этом добавляется, что правильного типа осознания более высокого порядка также достаточно для того, чтобы целевое состояние было сознательным) .

Возможно, объяснение более высокого порядка отражает уникальный способ, которым сознательный опыт является субъективным. Существует субъективный, перспективный элемент, характерный для интенциональных состояний вообще, в том числе и бессознательных. И есть особая разновидность субъективности, обнаруживаемая в сознательном опыте, когда интенциональность направлена ​​на собственные ментальные состояния. Теперь предположим, что мысленное представление может быть понято чисто физически; предположим, что имеется верное и полное объяснение в чисто физических терминах того, что значит для ментального состояния иметь то содержание, которое оно имеет. Тогда, можно подумать, с помощью теории более высокого порядка мы сможем закрыть печально известную девятку.0093 объяснительный разрыв между физическим и феноменальным компонентами сознания.

Некоторые, однако, отмечают, что в области феноменального мы должны различать субъективный характер сознательного состояния и его качественный характер, где последний представляет собой то, как ментальное состояние ощущает , а первый — его ощущение определенным образом для субъекта . Есть основания сомневаться в том, что какое-либо объяснение более высокого порядка может объяснить, почему психическое состояние имеет такой качественный характер или вообще какой-либо качественный характер.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts