Принципы детерминизма: Принцип детерминизма в психологии

Раздел 3. Основные принципы психологии.

Тема 3.1. Принцип детерминизма в психологии.

Детерминизм — причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.

Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Этапы развития детерминистских представлений в науке.

1) Предмеханический детерминизм.

Античность.

Понятия «причина»и «начало» не разведены.

Ум – порядок мира, он же им движет.

Первой вехой на этом пути стало возникшее в древнегреческой философии учение – гилозоизм. Природа представлялась в виде единого материального целого, наделенного жизнью.

В учении Демокрита – атомистический детерминизм.

Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята как способ организации любых живых тел. Растения также имеют душу (являются одушевленными). Будучи формой тела, душа не может рассматриваться независимо от него. Он разделил причины для природных тел и для живого.

Виды причин:

Каждая из причин по-своему определяет суть вещей, и ни одна не является воздействующей.

Средние века

Августин: индетерминизм души в материальном мире.

Причина – Божественное провидение.

Наиболее значительными достижениями предмеханического детерминизма были:

I) пред­ставления об ощущениях как результатах прямого кон­такта органов чувств с внешними объектами;

2) уче­ние о темпераменте как результате преобладания в организме одной из четырех жидкостей.

2) Механический детерминизм.

М.Г. Ярошевский называет Декарта основоположником механистиче­ского детерминизма и выделяет в истории механи­стического детерминизма несколько фаз.

1. Собственно картезианство — характеризуется тем, что свойства души выводятся из свойств материальной системы.

Первая фаза наиболее типично представлена психологическим учением Декарта. Он отделил душу от тела, преобразовав понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства. носительницей любых психических свойств, какими только может быть наделен человек.

2. Эпоха французско­го Просветительства (XVIII в.) — связана с именами Ламетри, Гольбаха, Гельвеция во Франции, Гартли — в Англии.

На смену Декартовой формуле «человек — полумашина» при­ходит формула «человек — машина», сформулиро­ванная Ламетри и вынесенная им в заглавие его глав­ного философского труда.

Представители механисти­ческого детерминизма находили прообра­зы своих теоретических моделей среди технических устройств того времени.

Для Декарта таким прооб­разом стали фонтаны в Фонтенбло, украшенные ме­таллическими фигурами людей, приводимыми в движение струями воды.

Для представителей меха­нистического детерминизма эпохи французского Просветительства таким прообразом стали завод­ные игрушки-автоматы, расцвет которых пришелся на XVIII в.

Постепенно причинные объяснения приобретают организмический оттенок. Под влиянием успехов ес­тествознания в первой половине XIX в. распростра­няются новые объяснительные модели (рефлектор­ная дуга, закон специфических энергий органов чувств).

Заключительной фазой в развитии механи­стического детерминизма стали 60-е гг. XIX в., когда вульгарно-материалистическая трактовка успехов ес­тествознания породила представление о психофизи­ческом параллелизме (Л. Бюхнер, Я. Молешотт, К. Фохт, в России — Д. И. Писарев).

Новое время.

Механистический детерминизм сменяется биологическим

Используется понятие линейной детерминации.

В основе классической картины мира – физикалистская причинность (влияние одних материальных факторов на другие исходя из предположения о законах. Причинность разделяется закон (логическую организацию) и причинно-действенное условие (в реализации)

Вероятностный детерминизм

В теории вероятности Лапласа – всё детерминировано, подчинено действию динамических законов. Вероятность связывалась с неполнотой знания, а не характеристикой мира.

Пастор Зюсмильх первым использовал статистич. материал для описания соц. явлений, статистика как

средство выявления причинных связей.

Социолог Кетле. Понимание статистического закона как проявляемого только в совокупности явлений. Закон стал пониматься как тенденция.

Принципы развития

К оглавлению

Из книги: Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001 (стр.25-28)

 В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы детерминизма, системности и развития. Принцип развития — ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратиться к анализу роли и способов влияния принципа развития, необходимо кратко остановиться на описании двух других методологических принципов и их места в психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механической природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя ассоциативной психологии Д.

Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например в теории энергетизма, которую признавали многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет.

Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психологическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет его стремление к самовыражению и самореализации — в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности.

Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологический детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет длительную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других (например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «хоризма», так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к принципу развития, который утвержает, что тсихика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространенных психологических методов относится именно генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо-югию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяется вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Английский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития психики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни — ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

сознание – поведение,

ощущение – рефлекс,

чувства – инстинкт,

память – навык,

разум – волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психологии развития в первой половине XX в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики — филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживаемое при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э.Клапаред, П.П.Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческого рода и развитии отдельного человека.

К оглавлению

Определение и примеры — Концептуально

Что такое детерминизм?

Определение и пояснение

Как много вы действительно можете сказать о своих действиях? У вас когда-нибудь было такое чувство, что независимо от того, что вы делаете, ситуация всегда будет заканчиваться так, как она закончилась?

Детерминизм — это идея о том, что все, что происходит в мире, полностью определяется ранее существовавшими причинами. Все мы знаем, что мир держится на причинно-следственных связях. Представьте себе бросок в снукере (или «пуле» для вас, американцев). Вы ударяете по битку, который затем ударяет по другому, а движение шаров определяется законами физики.

Но как только вы попали по мячу, ни вы, ни мячи не имеют права голоса, как все обернется! Как только первоначальная причина (вы ударяете по битку) установлена ​​на место, все просто следует законам физики.

Но давайте обобщим этот пример снукера; если мир действительно движется по незыблемым законам причин и следствий, то, по-видимому, раз установлены начальные условия Вселенной, то каждое последующее событие в истории неизбежно следует за через причинно-следственную связь. Начало Вселенной, Большой взрыв, является первопричиной (биток), и вся история до наших дней (для вас, читающих это письмо) только что неизбежно следовала за ним, как шары, движущиеся по столу.

Теперь кажется, что мы не знаем, что произойдет в будущем. Поэтому мы можем подумать, что будущее не предопределено. Однако наша неуверенность связана не с тем, что будущее открыто, а с нашим ограниченным человеческим знанием сетей причин и следствий, управляющих нашим миром. Если бы вы обладали совершенными знаниями абсолютно обо всем и точно знали, как устроен каждый крошечный атом в мире, вы могли бы полностью предсказывать будущее.

Другие виды детерминизма

Выше мы обсуждали понятие «каузального детерминизма», когда все полностью предопределено ранее существовавшими цепочками причин и следствий. Однако есть и другие интересные способы взглянуть на мир с более детерминистским уклоном.

Экологический детерминизм

Экологический детерминизм — это изучение того, как физическая среда влияет на развитие общества. Идея состоит в том, что физическая география может направить общества на определенные траектории политического и экономического развития. Экологический детерминизм был возрожден в конце 20 века социологами, такими как Джаред Даймонд. В своей книге Ружья, микробы и сталь , Даймонд пытается объяснить, как географические факторы давали преимущества цивилизациям Евразии и Северной Африки, а не какое-либо врожденное расовое превосходство, которое позволяло им побеждать другие общества.

Например, как мы можем объяснить первоначальное преимущество Европы в технологическом развитии над Америкой? Что ж, распространение и развитие земледелия в Европе происходило быстрее из-за ориентации Евразии с востока на запад.

Как? Ну, места на одинаковых широтах имеют похожий климат. Поскольку Евразия имеет схожий климат на обширных пространствах, это означало, что методы одомашнивания животных и растений, разработанные для одной области, могли легко распространяться по всему континенту.

Но Америка ориентирована с севера на юг. Климат сильно меняется по мере продвижения с севера на юг. Это означало, что цивилизации в Америке боролись с адаптацией сельскохозяйственных культур, одомашненных на одной широте, для использования на другой широте. Это замедлило распространение и развитие их земледелия.

В свою очередь, фора в сельском хозяйстве привела к увеличению запасов продовольствия и увеличению плотности населения, что означало, что люди могли искать работу, не связанную с сельским хозяйством. Появление специалистов, не являющихся фермерами, ускорило технологическое развитие, которое еще больше ускорило экономическое развитие общества в цикле положительной обратной связи. Таким образом, исходные географические условия могут иметь глубокое влияние на развитие общества.

Детерминизм

Детерминизм

Детерминизм — это философская идея о том, что каждое событие или положение дел, включая каждое человеческое решение и действие, является неизбежным и необходимым следствием предшествующего положения дел.

В физике также существует идея, что законы природы, такие как законы движения Исаака Ньютона, являются причинными законами. Законы Ньютона — это математические уравнения, функции времени. Как только вы узнаете положения и скорости всех частиц во Вселенной, вы можете указать любое время в прошлом или будущем, и эти дифференциальные уравнения расскажут вам обо всем, что произошло и когда-либо может произойти.

В этой идее классической механики у Вселенной есть только одно прошлое, реальное прошлое, но также и только одно будущее, единственно возможное будущее. Он полностью определяется этими математическими уравнениями. Это механический взгляд, материалистический взгляд.

Вселенная — это машина. Наши тела — это машины. Наш разум — это компьютер.

Строго говоря, детерминизм включает преддетерминизм от начала, идею о том, что все прошлое (как и будущее) было полностью определено при происхождении вселенной.

С точки зрения информации информационное содержание вселенной является фиксированной величиной. Информация сохраняется, как и сохранение материи и энергии.

Если преддетерминизм звучит как концепция предопределения, то это потому, что они тесно связаны. Они оба убеждений . неподтвержденный доказательствами., всеведение. всемогущество

Детерминизм не следует путать с детерминированностью, идеей о том, что события (включая действия человека) могут быть адекватно определены непосредственно предшествующими событиями (такими как причины, мотивы, желания агента), не будучи pre — определяется назад до рождения агента или даже назад к происхождению вселенной.

Поскольку современная квантовая физика показывает, что Вселенная недетерминистична и оказывает сильное влияние на микроскопические процессы в атомном масштабе, нам будет полезно отличать до -детерминизм от адекватного детерминизма, который мы имеем в реальном мире. Адекватный детерминизм лежит в основе классических физических законов, действующих в макрокосме.

Детерминизм — это современное название (придуманное в девятнадцатом веке) древней идеи Демокрита о том, что причинно-следственные детерминистические законы управляют движением атомов и что все, включая человеческий разум, состоит просто из атомов в пустоте.

Как выразился наставник Демокрита и коллега-материалист Левкипп, абсолютная необходимость не оставляет места в космосе для случая.

«Ничто не происходит случайно, но все происходит по причине и по необходимости». 1 οὐδὲν χρῆμα μάτην γίνεται, ἀλλὰ πάντα ἐκ λόγου τε καὶ ὑπ’ ἀνάγκης

Детерминизм, особенно разновидность «мягкого» детерминизма (см. Уильяма Джеймса) или компатибилизма, поддерживается как теория свободы воли большинством философов, каждый из которых имеет особые интересы в одном или нескольких из множества детерминизмов.

Компатибилисты принимают детерминизм, но утверждают, что человек свободен до тех пор, пока его собственная воля является одним из шагов в причинно-следственной цепи, даже если его выбор полностью предопределен физическими причинами или предопределен Богом.

А Фатализм — это особая форма детерминизма, где каждому событию в будущем суждено произойти. Фатализм обычно не требует участия каких-либо причинно-следственных законов или высших сил. Сыворотка, сыворотка .

Основная идея детерминизма тесно связана с идеей причинности. Но мы можем иметь причинность без детерминизма, особенно «мягкую» причинность, которая следует за «беспричинным» событием ( causa sui ), которое невозможно предсказать на основе предшествующих событий.

Аристотель называл такие события архаи (ἀρχαί) — отправными точками или «новыми стартами» в новых причинно-следственных цепях, разрывающих узы детерминизма.

Несмотря на критическую атаку Дэвида Юма на необходимость причин, многие философы твердо придерживаются причинности и детерминизма. Некоторые даже связывают это с самой возможностью логики и разума. И сам Юм твердо, хотя и непоследовательно, верил в необходимость. «Невозможно допустить посредника между случайностью и необходимостью, — сказал он.

Бертран Рассел сказал: «Закон причинности, согласно которому более поздние события теоретически могут быть предсказаны посредством более ранних событий, часто считался априорным , необходимостью мысли, категорией, без которой наука не могла бы существовать. быть невозможным». (Рассел, Внешний мир, стр. 179)

Идея индетерминизма, кажется, угрожает причинности и основной идее причинного закона. Но это не так.

Для некоторых индетерминизм — это просто случайное событие без причины. Мы можем иметь адекватную причинность без строгого детерминизма. Строгий детерминизм означает полную предсказуемость (в принципе, если не на практике) событий и только одно возможное будущее. Адекватный детерминизм обеспечивает статистическую предсказуемость, которая в обычных ситуациях для физических объектов приближается к статистической достоверности.

Примером события, которое строго не обусловлено, является событие, зависящее от случайности, например подбрасывание монеты. Если результат является только вероятным, а не определенным, то можно сказать, что событие было вызвано подбрасыванием монеты, но сам результат «орел» или «решка» нельзя было предсказать. Таким образом, эта причинность, признающая предшествующие события в качестве причин, не определена и является результатом только случая.

Мы называем это «мягкой» причинностью. События вызываются предшествующими (беспричинными) событиями, но не определяются событиями, предшествующими в причинной цепи, которая была прервана беспричинной причиной.

Детерминизм имеет решающее значение для вопроса о свободе воли. Строгий детерминизм предполагает только одно возможное будущее. Случай означает, что будущее непредсказуемо. Случай допускает альтернативные варианты будущего, и возникает вопрос, как из этих альтернативных возможностей реализуется единственное актуальное настоящее.

Требуемый отход от строгого детерминизма очень незначителен по сравнению с представлениями о чудесах, связанными с «causa sui» (самообусловленной причиной) древних.

Даже в мире, содержащем квантовую неопределенность, макроскопические объекты чрезвычайно детерминированы. Но макроскопические «законы природы» — это просто статистические законы, которые «возникают», когда большое количество атомов или молекул собирается вместе. Для достаточно больших чисел вероятностные законы приближаются к практической достоверности.

Детерминизм — это эмерджентное свойство.

Ньютоновские законы движения достаточно детерминистичны, чтобы отправлять людей на Луну и обратно. Наша Когито-модель Макроразума достаточно велика, чтобы игнорировать квантовую неопределенность в целях рассуждения. Нервная система достаточно надежна, чтобы гарантировать надежную передачу мысленных решений нашим конечностям.

мы видим мир
мягкой причинности и адекватного детерминизма

Мы называем этот детерминизм, неэффективный только для очень малых структур, «адекватным детерминизмом». Этого достаточно, чтобы предсказывать затмения на следующую тысячу или более лет с необычайной точностью.

Вера в строгий детерминизм, несмотря на физические доказательства индетерминизма, только сегодня является приемлемой для догматической философии. Мы рассматриваем десять современных догм детерминизма.

Филиппа Фут утверждала, что, поскольку наши действия определяются нашими мотивами, нашим характером и ценностями, нашими чувствами и желаниями, это никоим образом не приводит к выводу, что они пред- -определены с самого начала вселенной.

Наличие квантовой неопределенности заставляет некоторых философов называть мир неопределенным. Но индетерминизм несколько вводит в заблуждение, имея сильный негативный оттенок, когда большинство событий в подавляющем большинстве случаев «адекватно детерминированы». Тем не менее, говоря логически, если одно событие не определено, то индетерминизм истинен, а детерминизм ложен. 1

Нетрудно представить, что три традиционные умственные способности разума — восприятие, представление и понимание — более или менее детерминистически осуществляются в физическом мозгу, где квантовые события не мешают нормальным операциям.

Также несложно представить себе роль случайности в мозге в виде шума квантового уровня. Шум может внести случайные ошибки в сохраненную память. Шум может создавать случайные ассоциации идей во время воспоминаний. Эта случайность может быть вызвана микроскопическими флуктуациями, которые усиливаются до макроскопического уровня.

Наш Макро-Разум нуждается в Микро-Разуме для свободных действий и мыслей в Повестке дня альтернативных возможностей, которые должны быть обдуманы волей. Случайный Микро-Разум является «свободным» в свободной воле и источником человеческого творчества. Адекватно определенный Макро-Разум — это «воля» в свободной воле, которая освобождает , выбирая действия, за которые мы можем нести моральную ответственность.

Детерминизм необходимо отделить от его близких родственников причинности, определенности, необходимости и предсказуемости.

Возникновение детерминизма

Поскольку физический мир неустранимо индетерминирован на базовом уровне атомов и молекул, строгого детерминизма на самом деле нет ни на одном «уровне» физического мира.

Что касается случайных движений на базовом уровне, то на более высоком уровне макроскопического физического мира и человеческого разума возникает адекватный детерминизм. Детерминизм — это абстрактная теоретическая идея, которая настолько упрощает физические системы, что позволяет использовать логические и математические методы для идеализированных абстрактных «объектов» и «событий». Кажущийся «детерминизм» классической физики является следствием усреднения чрезвычайно большого числа микроскопических частиц.

Адекватный детерминизм «появляется», когда у нас есть достаточно большие объекты, которые можно усреднить по огромному количеству атомов и молекул.

Детерминизм — это эмерджентное свойство.

Этимология детерминизма

Термин ( sic ) детерминизм впервые засвидетельствован в конце четырнадцатого века, «приходить к концу», также «решать, решать» от о.Фр. определитель (12с.), из л. определитель «установить пределы до», от de- «выключить» + terminare «отметить конец или границу», от endus «конец, предел.»

Значение «прийти к твердому решению» (что-то сделать) от 1450.

Решительность как «качество решительности» датируется 1822 годом.

До девятнадцатого века детерминистов называли нецессарианцами. Уильям Белшем противопоставил их (выгодно) непоследовательным либертарианцам в 1789 году., первое использование либертарианца. Либертарианцев считали непоследовательными, потому что свобода считалась непослушной, случайной, незаконной и, говоря родственным языком того времени, развратной.

Детерминизм появляется в 1846 году в издании сэра Уильяма Гамильтона работ Томаса Рида в виде примечания на стр. 87.

Есть две схемы Необходимости — Необходимость по действию — Необходимость по конечным причинам. Первая — грубая или слепая Судьба; последний рациональный детерминизм.

Примерно в то же время богословы используют его для описания отсутствия свободы воли.

В 1855 году Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) писал:

Теория детерминизма, в которой воля определяется или направляется в определенное русло внешними побуждениями и вынужденными привычками, так что сознание свободы покоится главным образом на забвении предпосылок нашего выбора.

Эрнст Кассирер утверждал (ошибочно?), что детерминизм в философском смысле «учения о том, что все, что происходит, определяется необходимой цепью причинно-следственных связей», восходит к работе Эмиля дю Буа-Реймона в 1876 году.

Обратите внимание, что античные философы беспокоились об этой причинно-следственной цепи (ἄλυσις), но те философы, которые допускали существование случайности (Аристотель, Эпикур, Лукреций и Александр Афродисийский), отрицали такую ​​причинно-следственную связь, утверждая, что человеческие решения были вызваны не случайность и не необходимость, а tertium quid — наше автономное человеческое агентство.

Прилагательное детерминист впервые появилось в «Современном обозрении» за октябрь 1874 г. — «Возражения наших современных детерминистов». В «Современном обозрении» за март 1885 г. Р. Х. Хаттон описал «необходимую или детерминистскую теорию человеческого действия».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts