Психология маслоу: Гуманистическая психология А. Маслоу

Содержание

Абрахам Маслоу — Психологос

01 октября 2022 г., 21:23

Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970) — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии.

Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей и др. В противовес господствующим тогда бихевиоризму и психоанализу Маслоу полагал, что сущность человека исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. В этом случае цель психологии заключается в том, чтобы «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено», помочь его самоактуализации. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (Пирамида потребностей Маслоу), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение человека лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Его идеи послужили созданию гуманистической психологии, предметом которой является целостный человек в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода, ответственность и др.

Оценка деятельности

Вклад А. Маслоу в современную ему психологию огромен. Психологи должны быть благодарны ему за переориентацию внимания с изучения неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. С другой стороны, представление о «саморазвивающемся семечке» стало догмой для огромного количества специалистов-психологов на многие десятки лет. См.→

Биография А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере — Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет.

Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка. См.→

Публикации

  • «Дальние пределы человеческой психики»
  • «Мотивация и личность»
  • «Психология Бытия»
  • «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья»
  • «Новые рубежи человеческой природы»
  • Автор А. Маслоу
  • Гуманистический подход
  • Гуманистическая психология
  • Персоналии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Биография А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере — Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет. Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Оценка деятельности А. Маслоу

Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал.

0Подробнее

01 янв. 2005 г.

Пирамида потребностей Маслоу

Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности. В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

45Подробнее

01 янв. 2013 г.

Самоактуализация

Самоактуализация — процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Самоактуализация по А.Маслоу

;;

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Служение по А. Маслоу

Мы выявили еще одну особенность исследованных нами лю­дей. Я говорю о присущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого человек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело, которым он чувствует себя обязанным за­ниматься. Именно поэтому я говорю о служении, о жизненной миссии, а не просто о “любимом” деле. Эти люди, как правило, не озабочены проблемами личного, эгоистического характера, они в большинстве своем думают о благе других людей — всего человечества, своих сограждан или же о благе близких и доро­гих им людей.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Семь нот счастья. Офицеры.
  • Установить ребенку границы
  • Я покупаю много лишнего
  • Культура жалости и культура благотворительности
  • Современный гуманизм порождает больное общество

Популярные статьи:

  • Интерактивная игра «Дорогой, давай поженимся!»
  • Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
  • Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
  • Дорога к морю
  • Волшебный душ

Хиты недели:

  • Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
  • Лучшие мультики в духе синтон-подхода
  • Воспитание — легкое дело, или Золотые правила для родителей
  • Благодарность
  • Что делать, чтобы родительская требовательность не вызывала у ребенка протест?

Гуманистическая психология и теория личности А.

Маслоу
Содержание:
  • Психология с точки зрения Маслоу
  • Практическое применение и выводы из теории Маслоу
  • Вызов, брошенный  традиционной науке
  • Теория Маслоу — кратко
  • Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии А. Маслоу
Читайте также:
  • Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу
  • Самоактуализация

Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу считал, что люди проходят в своем развитии ряд уровней, стремясь к полной реализации своего потенциала. Высшего уровня развития достигают немногие; такие люди называются самоактуализирующимися. Большинство, однако, останавливается на более низком уровне. Маслоу проявлял огромный интерес не к большинству, а к тем немногим, кто достиг наивысшего развития. Он видел в них маяки, указывающие человечеству путь к полноценной реализации своего потенциала.

Предварительный обзор  теории личности А. Маслоу

Как показано в табл. 1, гуманистическая психология Маслоу затрагивает основные теоретические вопросы.

Таблица 1

Индивидуальные различия Об индивидах можно сказать, что они различаются по своему положению в иерархии потребностей, то есть уровнем развития в направлении самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди полностью реализуют свой уникальный потенциал
Адаптация и приспособляемость Лишь немногие достигают высшей стадии развития, самоактуализации. Маслоу детально описывает таких индивидов
Когнитивные процессы Самоактуализирующиеся люди с точностью воспринимаю мир и отличаются креативностью
Общество Можно представить себе более совершенное общество (Эупсихею). Необходимо вызвать изменения в учебных заведи пнях, на рабочих местах и в религиозных институтах.
Для стимуляции развития можно организовать центры роста
Биологические влияния Биологические мотивации являются основой личности, но они теряют значение, как только удовлетворяются. Биология влияет на половые различия
Детское развитие Необходимо удовлетворять физиологическую потребность детей, а также потребности в любви, безопасности и само уважении. Изменения в школьной системе могли бы способствовать развитию
Взрослое развитие Лишь немногие взрослые достигают в своем развитии пол ной реализации потенциала. Такое положение можно было бы изменить путем производственных и других преобразований

Психология с точки зрения Маслоу

Абрахам Маслоу (Maslow, 1966) не доверял методам господствующей психологии. По его словам, традиционные научные методы не просвещают нас, а препятствуют полноценному познанию человеческой природы. Психологические теория и исследование не сосредоточиваются на важнейших аспектах человеческой природы — высших функциях, которые отличают нас от животных. Разумеется, мы, как и животные, питаемся, размножаемся и учимся. Однако развитие людей позволяет им выйти за рамки этих примитивных процессов. Теория, которая ограничивается этими уровнями, не может объяснить здоровую личность — не больше, чем теория цветового зрения способна объяснить то, что мы видим на картинах Пикассо. Вдобавок к этому, Маслоу критиковал теории, основанные на опыте клинической работы с невротичными индивидами, не реализовавшими полностью человеческий потенциал. Здоровье есть нечто большее, чем простое отсутствие болезни или расстройства.

Психология стремилась принять окостенелые научные формы, и Маслоу утверждал, что такие старания подорвали самую цель психологической науки. Строгая паука могла рассматривать только определенные феномены, оставляя за бортом много интересного. Традиционная научная методология является центрированной на методе. Те человеческие переживания, которые нельзя изучить традиционным образом, объявляются «ненаучными». Взамен этого Маслоу рекомендовал подход, центрированный на проблеме, при котором приоритет отдается не методам, а подлежащим изучению вопросам. Эту точку зрения разделяли и другие гуманисты — например, Карл Роджерс. Гордон Оллпорт, которого хотя и относили к теоретикам черт личности, тоже ратовал за акцент, центрированный на проблеме. Маслоу выражал свое неприятие центрированного на методе подхода в следующем положении: «Не надо хорошо делать то, что вообще не стоит делать» (Maslow, 1966).

Как и философии науки, ни научному детерминизму, ни логическому позитивизму не удалось развернуть психологию к уникальным человеческим переживаниям, с которыми сталкиваются теоретики личности и клиницисты. В качестве альтернативной философии Маслоу (Maslow, 1968b) предложил экзистенциализм из-за его акцента на опытном знании и поиске идентичности. Если психология стремится понять глубокую осмысленность жизни, «предельное одиночество индивида» и подлинную неопределенность будущего, то она должна выйти за рамки более ограниченных детерминистских теорий, существующих в бихевиоризме и психоанализе. Рождалась психология третьей силы, во многом находившаяся под влиянием экзистенциализма. Маслоу получил широкое признание как духовный отец этой новой третьей силы, американского гуманизма.

Маслоу не хотел полностью отбросить традиционные научные методы. Скорее он хотел дополнить их более честным признанием опытной основы исследуемых проблем. Вместо того чтобы фокусироваться на тех симптомах и поведении, которые наблюдаются извне, Маслоу интересовался субъективными переживаниями людей. Затем на основе этого опытного знания должны быть построены эмпирические методы проверки гипотез. Любой акцент, взятый отдельно, оказывается неадекватным: методологией без «души» или опытным знанием без перекрестной валидизации научного метода. По мнению Маслоу (Maslow, 1966), оба эти подхода менее антагонистичны, чем принято считать. Он замечал, что «эмоция не всегда выступает врагом истины и объективности».

Коль скоро традиционная методология оказывается неадекватной, для понимания нормальной личности необходимо разработать инновационные методы. Маслоу (Maslow, 1966) бился над определением такого нового подхода. Он описывал свои представления как Даосскую науку, которую противопоставлял «контролирующей науке». Даосская наука должна быть субъективной и базирующейся на жизненном опыте, а не объективной и абстрактной. Она должна почитать и даже любить объект изучения, вместо того чтобы относиться к нему с холодным безразличием. Она должна быть межличностной (в духе «я — ты» — подхода Мартина Бубера), подлинно участвующей в межличностном взаимодействии с объектом исследования. Она не должна настаивать на ложном разделении наблюдателя и субъекта. По-другому ее можно было бы назвать «сплавом знания». Более того — она должна открыто затрагивать ценности. Все эти соображения попирают традиционные взгляды на научные методы, которыми, по утверждению Маслоу, нельзя адекватно изучать здоровые личности.

Единственное препятствие к развитию такой науки — ограниченное развитие ученых как человеческих существ. Традиционная наука порой функционирует как механизм защиты, суля безопасность и предсказуемость. При изучении высших людских возможностей ученые склонны испытывать сопротивление истине, поскольку эта тема бросает вызов им лично, тогда как с внечеловеческими или клиническими темами этого не происходит (Maslow, 1966).

Практическое применение и выводы из теории личности Маслоу

Поскольку теоретические построения Маслоу имели целью улучшение условий человеческого существования, постольку справедливо, что его идеи нашли применение в различных областях. Взятые вместе, эти пути применения являются частью движения за человеческий потенциал, которое стремится улучшить жизнь людей, стимулируя развитие индивидов до полной реализации их потенциала при помощи специальных центров тренинга и трансформацию социальных институтов типа мест занятости и школ.

Терапия

В пределах психологии из теории Маслоу следуют выводы для психотерапии. Согласно Маслоу, многие люди обращаются за психотерапевтической помощью из- за неудовлетворенности их потребности в любви и принадлежности. Терапевтический прогресс требует удовлетворения этих потребностей. Маслоу считал, что терапевтический подход должен учитывать данного конкретного пациента. Тяжелым невротикам мог бы помочь традиционный фрейдистский подход. Более здоровым индивидам могли бы больше подойти групповая психотерапия и группы встреч.

Центры развития

Идеи Маслоу используются в центрах развития, занятых развитием человеческого потенциала. Самым известным является Институт Исален в Биг-Шур (штат Калифорния). В этих центрах человеческий потенциал повышаются благодаря групповым переживаниям наряду с изменением стиля жизни, часто предполагающим совместное проживание.

Рабочее место

Иерархия потребностей Маслоу стала главной концепцией для индустриально организационных психологов (Massarik, 1992). Те, кто помогает людям выбран, карьеру, могут консультировать эффективнее и даже их помощь людям становится в процессе этого более действенной, если они учтут уровень иерархии потребностей, на котором находятся клиенты (Sackett, 1998). Рабочее место — главная арена для развития самоактуализации, а работники оказываются более эффективными, когда функционируют на уровне высших потребностей.

В 1962 году Маслоу был внештатным сотрудником калифорнийской корпорации NonLinear Systems, занимавшейся высокими технологиями. Он обнаружил, что самоактуализирующиеся менеджеры установили с подчиненными позитивные, поддерживающие межличностные отношения, а их деятельность была более продуктивной и творческой. К сожалению, многие менеджеры не являются самоактуализирующимся, но мотивируются невротическими потребностями во власти. Задача бизнеса — укомплектовать административные должности наиболее высоко развитыми индивидами, несмотря на тот факт, что самоактуализирующиеся люди могут не слишком интересоваться этими постами (Schott, 1992).

Рекламное дело

Стремясь продать товары или услуги, рекламные деятели подают свои сообщения так, чтобы привлечь потенциальных заказчиков. Иерархия потребностей Маслоу обеспечивает структурную основу, позволяющую достучаться до возможных потребителей (Kahle & Chiagouris, 1997). Многие товары можно рассматривать с различных уровней потребностей. Продукты, например, удовлетворяют физиологические потребности, по также затрагивают потребности самоуважения, как признала моя приятельница, беря в магазине консервированные грибы более изысканной марки вместо ножек и шляпок, которые стоили дешевле, но были такими же питательными.

Религия

Маслоу обстоятельно размышлял над вопросами религии, сравнивая ценности, выведенные из его теории, с религиозными традициями. При схожести их заботы об исцелении и росте, самоактуализация и духовность понятия не взаимозаменяемые (Benjamin & Looby, 1998; DeHoff, 1998). Те клинические и консультирующие психологи, разделяющие христианские верования, обычно предпочитают в терапии другие (когнитивно-бихевиоральные) направления гуманистическим или экзистенциальным подходам, которым, в свою очередь, отдают предпочтение те, кто больше склонен к мистицизму и восточным религиям (Bilgrave & Deluty, 1998). Религиозные традиции, оказавшие наибольшее влияние на гуманизм и экзистенциализм, по сути мистические (Martinez, 1998). Как неоднократно показывала история, религия зачастую оказывалась инициатором преследований всех, кто находился вне их группы, хотя ей не следовало выступать в такой форме (Burris & Tarpley, 1998). В религии, как и в других сферах, Маслоу решительно выступал против догматических взглядов. Он интерпретировал переживания религиозных пророков как вершинные переживания. Такие мгновения порождают важные откровения, полезные не только для индивида, но и для человечества вообще. Задача религии — передавать эти откровения своим приверженцам. К сожалению, часто случается гак, что узаконенные религии привлекают лиц, неспособных подняться к вершинам, передать пророческие переживания и заменяющих прозрение догматической косностью (Maslow, 1970). Отчасти это неизбежно из-за трудности перевода правополушарного трансцендентального переживания на язык, который является функцией левого полушария (Frank, 1977).

Хотя Маслоу не поддерживал традиционную узаконенную религию, он сетовал на десакрализацию человеческого опыта как профессионалами (включая психологов и врачей), так и обществом. Устранение чувства святости — высочайших человеческих ценностей благоговения — и обращение с людьми как с животными или роботами явилось тяжелой потерей. Он надеялся, что психология будет способствовать «ресакрализации» человеческого опыта, даже если это будет означать экспериментирование с новыми формами — такими как публикация поэзии и личных характеристик в научных журналах.

Образование

Маслоу (Maslow, 1976) видел задачу образования в «самоактуализации человека, в становлении полноценной человечности, в достижении максимальной высоты, на которую может подняться человеческий род или отдельный индивид». Конечно, эта цель отличается от простого приобретения технических навыков. Маслоу сознавал, что его теория подразумевает коренные изменения в образовательной практике, аналогичные тем, что были выдвинуты Карлом Роджерсом. Гуманистическое образование должно стимулировать, а не притуплять естественное детское любопытство. В большинстве школ детей не побуждают к творческому мышлению, а приучают вести себя так, как нравится учителю.

В идеальном колледже обучение должно быть гораздо больше направлено на себя. Студенты должны следовать своими собственными путями, подсказанными изнутри, ведя осмысленный и честный диалог с преподавателями. «Там не будет ни регалий, ни степеней, ни обязательных курсов» (Maslow, 1976). Конечно, для успеха такой системы студентам и преподавателям придется быть самоактуализирующимися, чтобы их выборы были по-настоящему направлены к росту.

Гендер

Маслоу (Maslow, 1954/1987) побуждал и женщин и мужчин соответствовать их полноценному потенциалу. Самоактуализирующиеся люди не связаны жесткими половыми ролями. В любви и жизни и мужчины и женщины могут быть как пассивными, так и активными. Тем не менее Маслоу считал, что существуют врожденные половые различия биологического характера (было бы странно, если бы психолог, чья докторская диссертация была построена на наблюдении за сексуальным поведением обезьян, отказался от этой концепции). Есть данные, свидетельствующие о том, что Опросник личностной ориентации, мерило самоактуализации, может настраиваться в пользу мужской роли; в любом случае по Опроснику половых ролей Бема итоговые показатели позитивно коррелируют с мужественностью и негативно — с женственностью (Faulkender, 1991). Маслоу предполагал, что мужчины и женщины достигают самоактуализации различными путями или средствами — концепция, с которой соглашаются отдельные психологи феминистского толка (например, Gilligan, 1982), но не все. Если гендерно обусловленные пути к самоактуализации различны, то было бы полезно разработать лучшие показатели для их отражения.

Вызов, брошенный гуманистической психологией Маслоу традиционной науке

Применять традиционные научные методы и придерживаться объективности всегда труднее, когда объектами исследования оказываются люди. Из-за своего акцента на субъективном переживании и уважения к переживанию и развитию гуманистическая психология с особенным постоянством встает перед проблемой научного метода, который представляется неадекватным для изучения реально значимых феноменов.

Маслоу четко сформулировал эту проблему и пошел дальше многих гуманистических психологов — во всяком случае, дальше Карла Роджерса — в оспаривании пригодности традиционной науки для изучения человеческой психологии.

Маслоу обвиняли в подмене научных наблюдений личными ценностями, в навязывании своего описания концепции самоактуализации. Имеется в виду, что его перечень характеристик самоактуализирующихся людей может быть попросту списком качеств, которыми Маслоу восхищался (ср.: McClelland, 1955). Например, его акцент не на разуме, а на мистическом, иррациональном опыте может отражать личную склонность (Daniels, 1988; М. В. Smith, 1973). Высказывалось мнение, будто ценности, представленные в иерархии потребностей, присущи исключительно западной культуре. Была предложена альтернативная иерархия, отражающая китайские ценности, в которой высшим уровнем является не индивидуальная самоактуализация, а «самоактуализация в служении обществу» (Nevis, 1983).

Очевидно, что концепция самоактуализации Маслоу наполнена смыслом, выходящим за рамки научной теории личности. Она была описана, как миф, для стимуляции индивидуального развития и социальных изменений (Daniels, 1988), хотя и ограниченный в способности поддерживать определенные политические программы (Prilleltensky, 1992; Sipe, 1987). Майкл Дэниелс описывает концепцию самоактуализации как «одну из самых оптимистичных и жизнеутверждающих [концепций], когда-либо высказывавшихся в психологии». Однако такая мифическая функция не укладывается в стандарты, которыми обычно оценивается научная теория личности.

Маслоу откликнулся на обвинения в отходе от традиционной методологии, в неподкреплении положений статистическими данными и в допущении столь вопиющего влияния ценностей на свою работу. Он заявил, что это его нисколько не смущает:

У меня есть секрет. Я говорю поверх голов стоящих передо мною людей, обращаясь к моей собственной, личной аудитории. Я обращаюсь к людям, которых я люблю и уважаю. К Сократу, Аристотелю, Спинозе, Томасу Джефферсону и Аврааму Линкольну. И когда я пишу, я пишу для них. Это ограждает меня от многого вздора (Maslow, 1968а).

В противоположность высказанной цели валидной научной теории, которая заключается в составлении прогнозов, Маслоу парадоксальным образом ожидал, что его подход сделает людей менее предсказуемыми. Гуманистическая наука повысит способность людей делать выбор и выражать свою спонтанность.

Конечно, Маслоу знал о силе научного убеждения. В своем предисловии к книге «К психологии бытия» (Toward a Psychology of Being} он отмечал: «Наука есть только один способ протолкнуть истину в узкое горло» (Maslow, 1968b). Он считал, что его убеждения насчет человеческой природы, если они истинны, «обещают научную этику, естественную систему ценностей, суд последней инстанции в определении хорошего и дурного, правильного и ложного». Новая этика родится из его взгляда на людскую природу (Maslow, 1955; McClelland, 1955).

Маслоу (Maslow, 1968b) прозрел дальше своей психологии третьей силы с ее акцентом на человеческих ценностях.

Я… рассматриваю гуманистическую психологию, психологию третьей силы как переходную, как подготовку к еще более «высокой» четвертой психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, с центром, пребывающим в космосе, а не в людских интересах и потребностях.

Принятие подлинно космической точки зрения отводит простым человеческим заботам неопределенную роль; вероятно, что Маслоу просто хотел привлечь внимание к возможности для высокоразвитых людей выйти за рамки своих индивидуальных потребностей ради универсальных ценностей типа истины и справедливости (Koltko-Rivera, 1998). Сегодняшним днем, с его осознанием глобальных планетарных проблем и конфликта между людскими желаниями и ограниченными планетными возможностями самосохранения, видение Маслоу «четвертой психологии» кажется пророческим. И все же он не убедил привычную психологию в необходимости отбросить традиционный научный метод ради его более даоски- рецептивной, интуитивной модели экспериенциального знания.

Традиционный научный метод показал себя слишком ценным, чтобы даже многие преданные гуманисты отказались от него теперь во имя гуманизма ли, феминизма или постмодернистской мысли, или любого другого, популярного ныне нового образа мышления (Smith, 1994). В качестве эскиза направления, в котором должна двигаться психологическая наука, гуманистические изыскания в понимании Маслоу необходимо дополнить четкими операциональными определениями (McClelland, 1955; Rychlak, 1988), если они претендуют на преобразование психологии как науки. Многие гуманистические психологи активно разрабатывают методологию поиска — так чтобы исследование личности могло оставаться научным и не отбрасывать человека как целостное, здоровое, процветающее существо (Giorgi, 1992; Polkinghorne, 1992).

Теория личности Маслоу — кратко

Маслоу выдвинул гуманистическую психологию третьей силы, отличающуюся меньшим детерминизмом и большей сфокусированностью на ценностях, чем это свойственно психоанализу или бихевиоризму. Он предположил, что люди, развиваясь, проходят через пять уровней иерархии потребностей: физиологический, безопасности, любви и принадлежности, самоуважения и самоактуализации. На четырех низших стадиях человек мотивирован лишениями. На высшей стадии самоактуализации человек мотивируется бытийной мотивацией и обладает отчетливыми характеристиками, главная из которых — креативность. Вершинные переживания представляют собой мистические состояния сознания, которые особенно свойственны самоактуализирующимся людям.

Теория личности Маслоу затрагивает многие сферы и прочно связана с движением за человеческий потенциал. Он ратовал за меньшую догматичность религии и ее большую озабоченность ростом. Помимо психотерапии, его деятельность способствовала становлению таких центров развития, как Исален, где люди могли жить сообща, что продвигало самоактуализацию. Он призывал работодателей уделять больше внимания потребностям роста своих служащих, а педагогов — поощрять личностный рост и креативность среди учащихся.

Маслоу настойчиво выступал за большую озабоченность психологии человеческими ценностями. Он критиковал привычную психологию за центрированность не на проблемах, а на методе, и утверждал, что научное исследование высших возможностей человека требует развития новых моделей науки.

О ключевых понятиях гуманистической психологии читайте в специальных статьях:

Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу

Самоактуализация по Маслоу

Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии

Бытийная мотивация — мотивация высшего уровня, в которой преобладает потребность в самоактуализации.

В-любовь — любовь без собственничества, характерная для самоактуализировавшегося человека.

Вершинные переживания — мистические состояния сознания, характерные для многих, но не для всех самоактуализирующихся людей.

Даоская наука — альтернатива, выдвинутая Маслоу традиционному научному методу, подчеркивающая ценности и субъективность (вместо объективности).

Движение за человеческий потенциал — социальное движение, направленное на стимуляцию полноценного развития индивидов, находящее отражение в центрах роста и трансформации общественных институтов.

Десакрализация — утрата чувства священного, или духовного.

Дефицитарная мотивация — мотивация на низших уровнях развития.

D-любовь — эгоистичная любовь, характерная для несамоактуализировавшегося человека.

Иерархия потребностей — упорядоченная последовательность мотивов, начиная с основных физических потребностей и вплоть до мотивов наиболее развитых че­ловеческих существ.

Инстинктоид — слабоинстинктивные мотивы, характерные для людей.

Компетентность во времени — шкала Опросника личностной ориентации для из­мерения озабоченности человека настоящим, а не прошлым или будущим.

Комплекс Ионы — отказ от полноценного развития своего потенциала в силу убеждения, что все равно не удастся совершить ничего важного.

Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии.

Направленность на себя — шкала Опросника личностной ориентации для изме­рения тенденции человека к получению поддержки не от других людей, а от себя.

Опросник личностной ориентации — самый популярный инструмент для измере­ния самоактуализации.

Опытное знание — то, что мы знаем благодаря личному переживанию.

Основная потребность — фундаментальная дефицитарная потребность.

Преобладающий — самый могущественный в настоящее время; обозначает потреб­ность, которая, если не удовлетворяется, оказывается самой могущественной в данный конкретный момент.

Самоактуализация — полноценная реализация потенциала человека.

Третья сила — термин Маслоу для обозначения его теории, подчеркивающий ее противоположность психоанализу и бихевиоризму.

Центрированный на методе — научный подход, ставящий процедуру над содержанием.

Центрированный на проблеме — научный подход, ставящий предмет изучения над процедурой.

Центры развития — места, где люди собираются для полноценного развития свое­го потенциала (например, Исален).

Эупсихея — утопическое общество, в котором равно удовлетворяются индивиду­альные и социальные потребности и где общество поддерживает индивидуальное развитие.

Абрахам Маслоу и иерархия счастья

Одним из первых психологов, обративших внимание на счастливых людей и их психологическую траекторию, был Абрахам Маслоу, наиболее известный своей «иерархией потребностей».

Благодаря своей знаменитой теории «иерархии потребностей» Маслоу удалось объединить идеи более ранних психологов, таких как Фрейд и Скиннер, которые больше сосредотачивались на корнях несчастья, и более оптимистичные работы Юнга и Фромма, которые настаивали что стремление к счастью одинаково достойно внимания. Вдохновленный работами психологов-гуманистов Карла Роджерса и Эриха Фромма, Маслоу настаивает на том, что стремление к личностному росту и самореализации глубоко укоренилось в человеческой психике. Тем не менее, у большинства людей это стремление проявляется только тогда, когда удовлетворены более основные потребности. Как только удовлетворены мощные потребности в еде, безопасности, любви и принадлежности, а также в самооценке, на поверхность поднимается глубокое желание творческого самовыражения и самореализации.

Человеческая жизнь никогда не будет понята, если не будут приняты во внимание ее самые высокие устремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, стремление к идентичности и автономии, стремление к совершенству (и другие способы выражения стремления «вверх») должны теперь безоговорочно приниматься как широко распространенная и, возможно, универсальная человеческая тенденция… (Maslow, 1954, Motivation and Personality, pp.xii-xiii)

Самореализация и счастье были центральной частью работы его жизни. В отрыве от других экспертов своего времени он хотел понять, что двигало великими людьми истории, и понять человеческий потенциал; он хотел знать, на что способны люди в самом здоровом состоянии.

Личная информация

Исследования Абрахама Маслоу в области психологического здоровья и счастья уходят своими корнями в удивительно грустные и разочарованные ранние годы жизни. Его отец часто отсутствовал как физически, так и эмоционально, в то время как он открыто выражал ненависть к своей матери, называя ее «шизофреногенной» (вызывающей шизофрению), невежественной и жестокой (Хоффман, 1999, стр. 8-9). Он был в значительной степени социально изолирован как еврей в нееврейской общине; и хотя позже его тестировали на уровне IQ 195, он оказался на академическом испытательном сроке на первом курсе колледжа, который он оставил только для того, чтобы бросить юридический факультет через несколько недель и Корнельский университет после одного семестра (Хоффман, 1999, стр. 28). Но, к счастью для нас, ряд событий изменил направление жизни Маслоу (Hoffman, 1999, стр. 137–139). Он обрел целеустремленность, миссию и глубокий оптимизм, которые окрашивали все его теории и работу во многих учреждениях, включая Бруклинский колледж и Колумбийский университет.

Абрахам Маслоу против традиционной психологии

Подобно идеям Менция, теории Маслоу по существу оптимистичны в отношении человеческой природы и человеческих возможностей. Его теории выросли из его интуитивного «предчувствия», что в глубине души человеческая природа добра или нейтральна, а не плоха или зла по своей сути.

Фрейд (сидит слева) и другие психоаналитики, 1922 год.

Абрахам Маслоу считал, что психологи-фрейдисты уделяют слишком много внимания человеческим слабостям, что затемняет более глубокое понимание психологического здоровья. В каком-то смысле это было бы выплескиванием вместе с водой и ребенка. Он явно чувствовал, что ребенка (в данном случае человеческую природу) нельзя так легко принять за воду в ванне (саму проблему). Кроме того, он утверждал, что психоанализ и его акцент на неврозах имеют свое место. Тем не менее, он намеревался своими исследованиями счастья и здоровья дополнить исследования известных школ психологии. И поэтому он обратил свое внимание на то, что он видел как лучшее и самое яркое в истории человечества и общества, чтобы определить человеческий потенциал. С этой счастливой отправной точки мы переходим к освещению некоторых из многих вкладов, которые Маслоу вносит в поиски счастья.

Чем больше мы будем узнавать о природных склонностях человека, тем легче будет ему сказать, как быть хорошим, как быть счастливым, как быть плодотворным, как уважать себя, как любить, как реализовать свое высшее потенциальные возможности… Кажется, нужно выяснить, каков человек на самом деле внутри; глубоко внутри, как член человеческого рода и как конкретный индивидуум (Маслоу, 1987, стр. 6).

Одним из его устойчивых и наиболее значительных вкладов в психологию является то, что он называет «иерархией потребностей». В своем стремлении понять человеческую мотивацию и стремление к счастью, он представил пирамиду или иерархию из пяти основных человеческих потребностей, которые должны быть удовлетворены для максимального психологического здоровья. Благодаря своим интервью и исследованиям он пришел к категоризации иерархического списка, пирамиды потребностей, которые необходимо удовлетворить для достижения того, что он назвал самоактуализацией или самореализацией.

Физиологические потребности

Физиологические потребности, такие как дыхание, пища, питье, сон, секс, выделение, в значительной степени (и очевидно) являются биологическими и физическими потребностями. Когда они не удовлетворены, люди больше всего озабочены удовлетворением этих потребностей. Например, голодающие в зоне боевых действий могут не обращать внимания на опасность, когда ищут пищу (Маслоу, 1987, стр. 15-17).

Потребности в безопасности

Как только удовлетворены основные потребности, неизбежно возникают другие потребности (Маслоу, 19 лет).87, стр. 17-18). В рамках иерархии потребности в безопасности идут после физиологических потребностей. Маслоу использовал слово «безопасность» для обозначения большего, чем просто физическая безопасность. Экономическая, социальная, профессиональная, психологическая безопасность — все это подпадает под этот второй уровень человеческих потребностей. Хотя потребности в безопасности менее насущны или требовательны, чем физиологические потребности, когда человек теряет работу, семью, дом, сбережения, медицинскую страховку и т. д., он, вероятно, чувствует себя ужасно незащищенным и незащищенным. Удовлетворение потребностей в безопасности можно сравнить с установкой бампера или подушки безопасности на автомобиль; хотя они вам не всегда нужны, их наличие дает вам некоторую уверенность в том, что вы можете столкнуться с небольшими ударами и синяками на жизненном пути (Маслоу, 19 лет).87, стр. 18-20).

Потребность любить и принадлежать

Будучи социальными существами, семья, дружба и близкие связи помогают многим людям преодолевать взлеты и падения в жизни. Многочисленные исследования показали, что самые здоровые и счастливые люди, как правило, больше вовлечены в жизнь своих сообществ. Хотя ведутся споры о том, является ли одно причиной другого, неясно, есть некоторый смысл в том, что наличие более широких социальных связей и отношений является важной частью счастья. Отсутствие взаимодействия, человеческих отношений и чувства принадлежности может привести к депрессии или одиночеству, в то время как изобилие любви и общности часто поддерживает людей в трудные времена (Маслоу, 19).87, стр. 20-21).

Потребность в самоуважении и любви к себе

Абрахам Маслоу чувствовал, что существует четкое различие между любовью и уважением или уважением. Он чувствовал, что способность чувствовать чувство собственного достоинства и личную уникальность проистекает из того, что его любят и принимают семьи и сообщества. Как личности, мы, естественно, хотим преуспеть или быть исключительными, чтобы нас заметили за наши уникальные таланты и способности. Как только у человека появляется некоторая степень самоуважения и уверенности, он получает психологическую свободу для творчества и роста, а также для того, чтобы быть более щедрым по отношению к другим (Маслоу, 19). 87, стр. 21-22).

Иерархия потребностей Маслоу

Концепция самоактуализации

Каким человек может быть, таким он и должен быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией… Она относится к желанию самореализации, а именно к склонности человека актуализироваться в том, чем он потенциально является. Эту склонность можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, кто вы есть, стать всем, чем вы способны стать. (Маслоу, 1954, Мотивация и личность, стр. 9).3)

Верхний «причал» иерархии Абрахама Маслоу называется «самореализация». Маслоу изучал счастливых людей, чтобы определить, что делало их счастливыми или самореализовавшимися (Маслоу, 1987, стр. 22).

Абрахам Маслоу называет пиковые переживания переживанием счастья. Выше он отмечает, что самоактуализированные люди, как правило, испытывают более устойчивое, обоснованное чувство благополучия и удовлетворенности жизнью. Согласно Маслоу, самоактуализирующиеся люди точно воспринимают реальность; у них есть чувство благоговения, удивления и благодарности к жизни. Они не эгоцентричны, а скорее сосредоточены на проблемах и сосредоточены на том, как стать лучше, а не на недостатках. Они независимые мыслители и не слишком подвержены влиянию общей культуры. Их чувство юмора не саркастическое или оскорбительное, а скорее «жизнеутверждающее» с философским чувством юмора. У них глубоко прочувствовано чувство родства с человеческим родом.

Самоактуализирующиеся люди наслаждаются жизнью в целом и практически всеми ее аспектами, в то время как большинство других людей наслаждаются лишь случайными моментами триумфа… Потребности

Рост происходит, когда следующий шаг вперед субъективно более восхитительный, более радостный, более внутренне удовлетворяющий, чем предыдущее удовлетворение, которое нам стало привычным и даже наскучившим (Маслоу, 1999, стр. 53).

В иерархии потребностей Маслоу назвал четыре нижних уровня «потребностями дефицита». Он утверждает, что низшие потребности, такие как потребность в еде, безопасности, любви и уважении, — это потребности, без которых люди не могут обойтись. Дефицит любого из них влияет на психологическое здоровье человека, и поэтому человек может реагировать оборонительно, а иногда и иррационально, исходя из слабости, а не силы. Итак, сознательно или бессознательно человек работает, чтобы удовлетворить эти потребности — буквально или символически. Но важно отметить, что Маслоу рассматривал их как «потребности» и необходимость. С другой стороны, здоровые люди, удовлетворившие эти более низкие потребности, способны действовать, основываясь на желании расти, а не на недостатках. Проще говоря, их недостатки не определяют их действия, вместо этого они мотивированы ростом и самореализацией! Именно с позиции психологического благополучия можно следовать тому, что Маслоу воспринимал как универсальную человеческую тенденцию стремиться к росту, автономии, идентичности и совершенству самоактуализации (Маслоу, 19). 87, стр. 117-118).

Несколько замечаний об иерархии потребностей

Абрахам Маслоу использовал термин «иерархия», потому что, подобно пирамиде, более высокие уровни потребностей опираются на фундамент потребностей более низкого уровня. Хотя формы пирамиды часто используются для визуального представления иерархии потребностей Маслоу, может быть, правильнее было бы думать о потребностях как о находящихся не на более низком уровне потребностей, а вложенных в предыдущий уровень. Это предполагает гораздо более органичную, интегрированную связь между каждым из различных этапов. Важно отметить, что Маслоу рассматривал иерархию как общее описание общих потребностей человека. Он указывает, что уровни не являются фиксированными и что каждая потребность не обязательно должна быть удовлетворена на 100%, чтобы человек мог перейти на следующий уровень или чтобы кто-то почувствовал притяжение от следующего уровня потребностей. Мы можем изо всех сил пытаться удовлетворить наши основные физические потребности (еда, питье, сон и т. д.), но все еще чувствуем необходимость добиваться стабильности в наших домах и получать любовь и уважение в наших сообществах. Для некоторых потребность в любви может следовать за потребностью в уважении, но и то, и другое необходимо по-разному и в разной степени (Маслоу, 19).87, стр. 57-59).

Пиковые переживания

Абрахам Маслоу описал пиковые переживания как «чрезвычайное усиление любого из переживаний, в котором происходит потеря себя или выход за пределы [я]» (Maslow, 1970, Motivation and Personality, , стр. 165). ). Это восторженное эмоциональное переживание, похожее на то, что религиозные люди могли бы назвать экстатическим «мистическим переживанием», когда разделения перестают существовать (например, разделение между головой и сердцем). Маслоу обнаружил, что эти пиковые переживания редки и их трудно описать. Их наиболее важным вкладом является их способность способствовать росту и вызывать глубокие изменения (Маслоу, 19).87, с. 138).

Абрахам Маслоу отмечает, что чувство сильного счастья, связанное с пиковыми переживаниями, всегда мимолетно. На самом деле, он отговаривал людей ожидать, что пиковые переживания будут чем-то иным, кроме как временным. Он, казалось, чувствовал, что только когда люди принимают это, они могут свободно обрести личное благополучие и счастье. Он обнаружил, что не у всех самоактуализирующихся людей были пиковые переживания, но отметил более высокую степень удовлетворения у тех, кто их испытал, по сравнению с теми, кто этого не сделал (Маслоу, 19).87, с. ХХII).

Узнайте больше о Науке Счастья здесь!

Психическое заболевание

Абрахам Маслоу рассматривал психологические заболевания как «отпадение от полной человечности, от расцвета человеческой природы» (Maslow, 1973, The Farther Reachs of Human Nature, p. 31), а не как физическое или чисто биологическое заболевание. Он предположил, например, что неврозы были «связаны с душевными расстройствами, с потерей смысла, с сомнениями в целях жизни, с горем и гневом из-за потерянной любви, с иным видением жизни, с потерей мужества или надежды, отчаяния в будущем, неприязни к себе, признания того, что жизнь проходит впустую, или что нет возможности радоваться или любить и т. д.». (Маслоу, 1973, Дальние пределы человеческой природы, с. 31). Хотя он признавал возможность того, что психологические расстройства могут иметь некоторые физические или биологические факторы, Маслоу считал, что социальные, образовательные, политические, семейные и т. д. факторы играют гораздо большую роль.

Этот взгляд позволяет Маслоу оптимистично относиться к обращению патологий и неврозов. На самом деле он считает неврозы предпочтительнее апатии, потому что в отличие от тех, кто потерял надежду, невротик проявляет робкое, безрезультатное «стремление к полной человечности». Он особенно надеется, что сможет вернуть детям психологическое здоровье, применяя свои принципы иерархии потребностей. Проще говоря, если ребенку не хватает любви, он должен быть окружен любовью. Если другому не хватает уверенности в себе, к нему следует относиться с уважением и т. д. Суть в том, что, по Маслоу, психологическое заболевание не обязательно должно произойти, а если оно произойдет, то есть способы обратить вспять его последствия или, по крайней мере, , улучшить ситуацию.

Библиография

Хоффман, Эдвард (1999). Право быть человеком: биография Абрахама Маслоу.  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw Hill.

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50, 370-396.

Маслоу, А. Х. (1964). Религии, ценности и пиковые переживания. Колумбус, Огайо: Издательство государственного университета Огайо.

Маслоу, А. Х. (1987). Мотивация и личность. (3-е изд.).  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.

Маслоу, А. Х. (1999). К психологии бытия. (3-е изд.).  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons.

Рекомендуемое чтение:

Maslow, AH (1964). Религии, ценности и пиковые переживания . Колумбус, Огайо: Издательство государственного университета Огайо.

Маслоу, А. Х. (1980). Дальние пределы человеческой природы (Эсаленская книга).  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin.

Маслоу, А. Х. (1987). Мотивация и личность. (3-е изд.).  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.

Изображение предоставлено: Иллюстрация иерархии потребностей Маслоу, сделанная Factoryjoe / Wikipedia.

Иерархия потребностей Маслоу — Мир психологии

  1. Поведенческая психология

Что движет людьми? Объясняет иерархическая пирамида Маслоу.


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшить свой собственный язык тела.

Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts