Принцип личностного подхода в психологии: Личностный подход

Личностный подход

2.05.2011

Личностный подход (один из принципов психологии) — это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание — это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес — познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий об окружающем мире и закономерностях, об различных явлениях мира, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миросозерцанием, обредшим форму познавательного идеала, или стать убеждением.

Убеждение — высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Вторая подструктура личности включает в себя знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, посредством обучения.

Ее называют иногда индивидуальная культура или подструктура опыта.

Эта подструктура образуется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее обозначают как, подструктура форм отражения.

Четвертая подструктура соединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, органические изменения.

В данные четыре подструктуры можно уложить все (четыре) известные свойства личности. Причем часть свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость — к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость — к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Ключевые слова: Личность

Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Типологии личности

Карпов А. В., Общая психология

Диспозиционный подход

Возрастные особенности коммуникативных свойств личности

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности

Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация

Структуры индивидуальности и личности

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя

Проблема личности в социальной психологии

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Волевые качества личности

Ильин Е.П., Психология воли

Классификация индивидуальных жизненных кризисов

Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб…

3. Личностный подход. Психология личности

3. Личностный подход. Психология личности

ВикиЧтение

Психология личности
Гусева Тамара Ивановна

Содержание

3. Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению

К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миро-созерцанием, принявшим форму познавательного идеала, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в структуру которой входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все (четыре) известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

40.

 Миннесотский многоаспектный личностный опросник

40. Миннесотский многоаспектный личностный опросник Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI)– предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинлив 1940 г. MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место

Личностный подход в психотерапии

Личностный подход в психотерапии Личностный подход в психотерапии характеризуется следующими направлениями: 1) необходимость знания личности больного, особенностей ее развития, а также причин и характера нарушений с целью повышения эффективности психотерапевтических

4.3. Личностный подход в психологии

4.3. Личностный подход в психологии В системе «человек — право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как субъекта общественных отношений, как носителя сознания, и в частности — правосознания.

Хотя слова «человек» и «личность» — не синонимы и человек

Личностный вектор

Личностный вектор Четвертый вектор «открытой системы психологии» человека – это вектор личности. Личность – это результат социализации ребенка, или, иначе говоря, это человек как целостный процессуальный результат социальных отношений. Процесс формирования личности

Личностный рост

Личностный рост Люди с большими мочками уха склонны поддерживать других в их личностном росте. Эта особенность также указывает на интерес к уходу за растениями и животными. Если этот признак сочетается с чертой реформатора (квадратный лоб), то его обладатель готов

Личностный рост: издержки акселерации

Личностный рост: издержки акселерации Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, Не бойтесь мора и глада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!» Кто скажет: «Тому, кто пойдет за мной, Рай на земле — награда». А. Галич В одном из недавних номеров популярного

Сын Метиды как личностный архетип

Сын Метиды как личностный архетип Персонаж «Звездных войн» Люк Скайуокер верит своему сердцу, которое знает или надеется, что под маской Дарта Вэйдера скрывается любящий отец. Люк понимает, что он не должен, поддавшись отчаянию или страху, стать одним из темных (а в

Личностный «реестр»

Личностный «реестр» Проставляйте отметки карандашом, чтобы потом можно было стереть написанное. Сначала оцените себя «сознательно», затем предложите подсознанию сделать то же с помощью идеомоторных методов. Вопросы следует формулировать примерно так: «Я действительно

Личностный подвал

Личностный подвал — Голова — предмет темный и исследованию не подлежит, — сказал доктор. — Мудро! — закивала Федосья Ивановна, накрывая маленький столик и ставя на нем графинчик. Совершив экскурсию в театр душевно-переживательной самодеятельности, возвратимся к

Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF

Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF В процессе работы над созданием многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелл выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую

Личностный рост и сложность «я».

Личностный рост и сложность «я». В своих докладах и семинарах, Вирджиния Сатир постоянно сравнивала два противоположных взгляда на мир: иерархическую, модель наказания и награды и модель роста[237].Модель наказания и награды принимает, что человек по своей природе плох.

Счастье и личностный рост

Счастье и личностный рост Узнать, что для вас важно, можно с помощью личностного роста. Он требует умения принимать изменения и адаптироваться и к хорошим, и к плохим сторонам жизни. У вас появится возможность реализовать свой потенциал и постоянно

Глава 3 Личностный рост

Глава 3 Личностный рост Гусеница – яркий пример того, что рожденный ползать может и взлететь. Давайте сначала определим, что мы понимаем под личностным ростом. Что он дает и какие изменения влечет за собой. И можно ли его измерить? Как он связан с успехом? Какие

Упражнение 4 Личностный вопрос

Упражнение 4 Личностный вопрос Умеете ли вы распознавать людей, в присутствии которых вы ведете себя как приспособившийся Ребенок? Это упражнение поможет вам осознавать свое состояние в подобной ситуации. Среди предлагаемых ситуаций отметьте те, в которых вы снова

Глава 14, часть 2: Теория личных конструктов – PSY321 Текст курса: Теории личности

Теория личных конструктов Келли отходит от когнитивного социального обучения в том смысле, что он предполагает, что недостаточно просто знать, что человек может сделать в данной ситуации, даже если ваши прогнозы верны. Что еще более важно, нам нужно знать, что человек мог сделать (Kelly, 1966). Таким образом, в отличие от теоретиков когнитивного социального научения, которые рассматривают когнитивные процессы как аспект обстоятельств окружающей среды, связанных с поведением, Келли в первую очередь сосредоточился на когнитивных конструкциях.

Келли представил свою теорию личных конструктов в двух томах, опубликованных в 1955 г. (Kelly, 1955a,b). В середине 1960-х Келли готовил новую книгу, в которую должны были войти доклады и статьи, которые он представил по всему миру, многие из которых так и не были опубликованы. К сожалению, ему не удалось выполнить эту задачу, но позже проект был завершен Бренданом Махером (Maher, 1969), что расширило доступную информацию об этой уникальной теории.

Конструктивный Альтернативизм

Келли начинает с вопроса о роли, которую психологи отводят себе. Психологи считают себя учеными, занимающимися систематическим изучением человеческого поведения и мышления. Келли задается вопросом, почему мы, как психологи, не распространяем одну и ту же точку зрения на всех людей. По словам Келли, разве каждый человек не стремится предсказывать и контролировать ход событий в своей жизни? Разве у каждого человека нет собственных теорий о жизненных ситуациях, разве они не проверяют собственные гипотезы и не взвешивают экспериментальные данные, полученные на опыте?

Поскольку Келли предполагает, что каждый человек теоретизирует и проверяет свои собственные жизненные обстоятельства, он предлагает термин человек-ученый для понимания того, как все люди (включая, конечно, женщин) относятся к окружающему миру.

Пытаясь понять мир вокруг нас, используя аргументы, которые звучат либо экзистенциально, либо как восточная философия, Келли подвергает сомнению существование Вселенной. Конечно, оно существует, говорит он, но существуют и мысли каждого отдельного человека, и соответствие между тем, что люди думают о существовании, и тем, что существует на самом деле, постоянно меняется. Таким образом, Келли предполагает, что лучше сказать, что мир вокруг нас существует, чем говорить, что он существует. Точно так же жизнь может быть понята только в контексте времени, если она имеет смысл. Однако жизнь — это не просто изменения, происходящие с течением времени. Скорее, это отношения между живыми существами и окружающей их средой. Келли подчеркивает творческую способность живых существ представлять свою среду, а не просто реагировать на нее. Эти представления известны как конструирует , шаблоны, которые мы создаем в своем уме и пытаемся соответствовать реалиям мира. Поскольку наши конструкты не всегда соответствуют реальности, мы постоянно их модифицируем, а также пытаемся увеличить свой репертуар конструктов. Со временем мы проверяем наши конструкции на способность предсказывать, что произойдет в нашей жизни. Имея достаточно времени и опыта, и если мы готовы учиться на своих ошибках, мы можем оценить все наши интерпретации мира, в котором мы живем (Келли, 19 лет). 55а).

Келли считает, что все наши нынешние интерпретации окружающей среды открыты для пересмотра или замены; всегда есть альтернативные конструкции, которые могут помочь нам справиться с новыми или трудными ситуациями. Именно эту философскую позицию Келли называет конструктивным альтернативизмом . Важно, конечно, иметь в виду, что не любая альтернатива будет работать в данной ситуации. Следовательно, каждый потенциальный альтернативный конструкт должен оцениваться с точки зрения его конкретной прогностической эффективности, а также с точки зрения общей прогностической эффективности системы, частью которой он стал бы, если бы этот альтернативный конструкт был принят (Kelly, 19).55а).

По словам Келли, важнее знать, что человек мог сделать, и он считал, что люди действуют как ученые, проверяя свои конструкции, чтобы лучше предсказывать и контролировать свою жизнь. Можете ли вы вспомнить ситуации, в которых кто-то сделал то, что вы ожидали, но вы действительно хотели знать, что они думали о том, чтобы сделать в качестве альтернативы?

Базовая теория личных конструктов

Теория личных конструктов начинается с фундаментального постулата , который затем дорабатывается с помощью одиннадцати следствий. Фундаментальный постулат утверждает, что «процессы человека психологически направляются способами, которыми он предвосхищает события» (Kelly, 1955a). Тщательно подобранные слова в этом постулате определяют природу теории личных конструктов. Слова человек и он подчеркивают индивидуальность этой теории, уникальность конструктов каждого человека. Затем каждый человек признается процесс . Ум не останавливается и не стартует, просто реагируя на раздражители, он постоянно находится в движении, постоянно экспериментируя с конструкциями. Эти процессы осуществляются через сеть путей, или каналов , в соответствии с устройствами или способами, которые человек создает для достижения своих целей. Поскольку эти процессы, пути и каналы не идентифицированы как конкретные физиологические механизмы или анатомические структуры, Келли подчеркивает, что это психологическая теория. Поэтому, когда мы обсуждаем этот механизм, мы не обязательно обращаемся к неврологии, с одной стороны, или к социологии, с другой, мы работаем в рамках ограничений области психологии. Затем мы имеем антиципацию , «толкание и притяжение психологии личных конструктов» (Kelly, 1955a). Будучи человеком-ученым, каждый из нас стремится предсказывать будущее и соответственно выбирать свои действия. Наконец, у нас есть реальных событий . Келли всегда был очень практичен как в своей теории личности, так и в своем подходе к психотерапии. Таким образом, психология личностных конструктов не является эфемерной теорией. Психологические процессы, по Келли, привязаны к реальности, а предвосхищение переносится вперед, чтобы лучше представить будущую реальность. Установив фундаментальный постулат, Келли затем описал одиннадцать следствий, или предложений, которые вытекают из постулата и расширяют его систему, развивая фундаментальную идею (Kelly, 19).55а).

Строительство Следствие Человек предвидит события, конструируя их повторения . Интерпретация относится к интерпретации события. Поскольку новое событие не произойдет точно так же, как прошлое событие, наше ожидание включает в себя интерпретацию того, на что будет похоже новое событие. Келли использует пример дня. Сегодня не так, как вчера, завтра не будет так, как сегодня, но каждый день следует чему-то подобному. Таким образом, наше предвкушение завтрашнего дня включает конструкции, основанные как на сходствах, так и на различиях между днями, которые мы пережили в прошлом. Важно отметить, что этот процесс не то же самое, что познание, поскольку это не просто размышления о завтрашнем дне. Большая часть этого процесса является довербальной или бессознательной и в этом смысле происходит автоматически.

Индивидуальность Следствие Люди отличаются друг от друга своим построением событий . Как бы тесно ни были связаны два человека, они не могут играть абсолютно одинаковую роль в любой ситуации. Поэтому они будут интерпретировать события по-разному. Хотя Келли признает, что люди часто имеют схожий опыт, особенно когда они обращают внимание на опыт других в таких же или похожих ситуациях, это следствие подчеркивает уникальный, субъективный характер интерпретации и предвосхищения событий.

Организация Следствие Для каждого человека характерно развитие, для удобства предвосхищения событий, система построения, охватывающая порядковые отношения между конструктами . Столкнувшись с конфликтом, могут быть решения, которые противоречат друг другу. Таким образом, разрабатываемые нами конструкции могут противоречить друг другу. Келли предложил развивать наши конструкты систематически и организованно, при этом одни конструкты оцениваются выше, чем другие. Например, некоторые конструкции могут быть хорошими против плохих или глупыми против умных. Глупая конструкция может работать в заданном решении, но интеллектуальная конструкция, вероятно, будет предпочтительнее. Например, предположим, что у вас есть электрический открыватель гаражных ворот, а электричество отключено. Вы можете поставить свой автомобиль в гараж, проехав через дверь гаража, однако может быть предпочтительнее выйти из машины, зайти в гараж через дверь дома или боковую дверь, а затем отсоединить дверь гаража от устройства открывания и открыть это вручную.

Источник изображения: Олег Александров. (2008, 9 февраля). Дверь гаража поднимается вверх. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Garage_door_sliding_up.jpg. Лицензия CCO.

Следствие дихотомии Система построения человека состоит из конечного числа дихотомических конструктов . Каждая конструкция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В приведенном выше примере оба способа поставить машину в гараж имеют свои преимущества и недостатки. В краткосрочной перспективе проехать через дверь гаража легко и быстро, но в результате вам потребуется новая дверь гаража. Выход из машины и использование другого входа требует больше времени и усилий и может быть неприятным в сильный шторм, но это защищает ваше имущество (и экономит время и деньги в долгосрочной перспективе). Существенная природа контраста была красноречиво описана около 2600 лет назад Лао-Цзы:

Под небом все видят красоту как красоту только потому, что есть уродство.

Все могут познать добро как добро только потому, что есть зло.

Следовательно, наличие и отсутствие возникают вместе.

Сложное и легкое дополняют друг друга.

Длинные и короткие контрастируют друг с другом;

Высокий и низкий опираются друг на друга;

Голос и звук гармонируют друг с другом;

Перед и зад следуют друг за другом.

Лао-цзы, около 600 г. до н.э. (стр. 4; Лао-Цзы, ок. 600 г. до н. э./19 г.).89)

Выбор Следствие Человек выбирает для себя ту альтернативу в дихотомической конструкции, посредством которой он предвидит большую возможность расширения и определения своей системы . Проще говоря, поскольку каждая ситуация требует от нас выбора между вариантами, которые мы конструируем, Келли считал, что мы выбираем альтернативу, которая лучше всего подходит нам (по крайней мере, в рамках нашей системы конструктов, которая может отличаться от реальности наилучшего выбора). Но что делать в ситуациях, когда лучший выбор не так очевиден? Келли считал, что следствие выбора допускает оттенки серого, когда решение не является явно выбором между черными и белыми альтернативами. Он не рассматривал это как противоречие, а скорее предлагал сделать выбор между более серыми или менее серыми вариантами. Таким образом, мы можем поддерживать дихотомию выбора, в то же время допуская сам выбор.

Диапазон Следствие Конструкция удобна для предвосхищения только конечного диапазона событий . Каждая личная конструкция имеет диапазон или направленность, и лишь немногие из них, если вообще есть, имеют отношение ко всем событиям. Как отмечает Келли, конструкт высокий против низкого может хорошо применяться для описания людей, деревьев и зданий. Но что мы подразумеваем под высокой погодой или коротким светом? Очевидно, что конструкция высокая по сравнению с короткой ограничена определенными типами дискретных физических объектов.

Источник изображения: Пользователь: Azerfghj. (2017, 19 июня). Высокая женщина и невысокий мужчина. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tall_woman_and_short_man.png. Лицензия CC-BY-SA-4.0.

Опыт Следствие Система построения человека меняется по мере того, как он последовательно истолковывает повторения событий . Когда мы применяем конструкции, пытаясь предсказать, что происходит в нашей жизни, мы иногда получаем неожиданные результаты. В результате мы реконструируем наши конструкции и учимся на собственном опыте. Другими словами, человек-ученый по определению является незавершенной работой, и этот процесс продолжается.

Модуляция Следствие : Вариативность системы построения человека ограничена проницаемостью конструктов, в пределах диапазона удобства которых лежат варианты . Это следствие касается легкости, с которой может произойти следствие опыта. Хотя все люди изменяют конструкты, направляющие их предвосхищение событий, некоторые конструкты модифицируются легче, а некоторые люди более открыты для изменения своей точки зрения (и, следовательно, для реконструкции своих конструктов). Это одна из областей, в которой Келли вновь подчеркивает разницу между психологическими процессами и процессом науки. Ученые ищут гипотезы, теории и законы, которые вряд ли изменятся. Действительно, существует континуум от гипотезы к закону, основанный на том, насколько вероятно, что научное наблюдение верно. Однако люди постоянно проверяют и перепроверяют свои конструкции и реконструируют их по мере необходимости и целесообразности. Следовательно, люди могут вести себя как ученые, но их психологические процессы служат для облегчения жизни отдельного человека, а не жизни других (поскольку научные теории и законы предназначены для применения ко всей Вселенной).

Следствие фрагментации Человек может последовательно использовать различные подсистемы построения, которые логически несовместимы друг с другом . Это следствие вытекает из предыдущего, но с изюминкой. Когда человек сталкивается с неожиданными событиями, он модифицирует свои конструкции настолько, насколько это возможно. Таким образом, их поведение может меняться медленно или быстрее, в зависимости от характера конструктов, определяющих их открытость к изменениям. Поворот вступает в игру, когда люди либо сопротивляются изменениям, либо находятся в процессе изменений, и он включает в себя следствие дихотомии. Если человек не может предсказать и контролировать события в своей жизни, он может выбрать несовместимую конструкцию, по существу полностью изменив ход своего поведения. Одно из преимуществ теории личных конструктов Келли заключается в том, что эти резкие изменения в поведении теперь можно рассматривать как разумное развитие постоянного стремления к предсказуемости и контролю.

Общность Следствие В той мере, в какой один человек использует конструкцию опыта, аналогичную той, которую использует другой человек, его психологические процессы подобны таковым у другого человека . Это следствие важно для межличностных отношений. Даже если два человека не могут пережить одно и то же событие совершенно одинаково, их способность делиться своим опытом облегчается сходством их переживаний. Это имеет важные последствия для терапевтов, работающих с клиентами из разных культур, поскольку они могут не разделять сходных конструктов, основанных на определенных событиях. Это также поднимает важное различие между когнитивным и поведенческим подходами к пониманию личности. С поведенческой точки зрения простые отношения стимул-реакция одинаковы для всех, кто их испытывает. Однако с когнитивной точки зрения каждый человек обязательно переживает любое событие уникальным образом.

Социальность Следствие В той мере, в какой один человек истолковывает процессы построения другого человека, он может играть роль в социальном процессе, в который вовлечен другой человек . Люди — социальные существа. Наша способность предсказывать и контролировать свою жизнь во многом основана на нашей способности предсказывать и либо контролировать, либо работать с другими людьми. Таким образом, для людей важно истолковывать мысли и поведение других, и при этом каждый из нас может играть роль в жизни других. Келли предполагает, что это обеспечивает естественную связь между теорией личных конструктов и социальной психологией, а также связь между теорией личных конструктов и кросс-культурной психологией.

Размеры перехода

Поскольку жизнь — это непрерывный процесс, в личных построениях происходят регулярные переходы. Согласно следствиям организации и модуляции, у индивидов есть определенные предпочтения среди своих конструктов и различия в их способности реконструировать их. Жизненные проблемы возникают, когда людям трудно перейти от неэффективной конструкции, не позволяющей предсказывать или контролировать события, к эффективной конструкции. По словам Келли (1955а), основные проблемы рассматриваются как психологические феномены угрозы , страха , вины и тревоги . Келли определяет эти термины следующим образом:

Угроза — это осознание неизбежных всесторонних изменений в своих основных структурах.

Страх подобен угрозе, за исключением того, что в данном случае это новая случайная конструкция, а не всеобъемлющая конструкция, которая, кажется, вот-вот возьмет верх.

Восприятие кажущегося отклонения от своей основной ролевой структуры составляет переживание вины .

Беспокойство — это осознание того, что события, с которыми человек сталкивается, лежат за пределами диапазона удобства его системы конструктов.

В каждом случае психологический феномен основывается либо на неспособности конструктов обеспечить курс действий, либо на прямом вызове системе конструктов, доступных индивидууму. Учитывая, что системы личных конструктов человека определяют более широкий конструкт «я», эти психологические феномены представляют собой вызов самому «я», переживающему их. В защиту личности агрессивность рассматривается как активная проработка своего поля восприятия . Другими словами, агрессивные люди пытаются контролировать события таким образом, чтобы заставить принимать решения, благоприятные для человека. Точно так же враждебность рассматривается как продолжающаяся попытка вымогать подтверждающие доказательства в пользу типа социального предсказания, которое уже доказало свою неудачу . В этом случае индивид пытается найти подтверждение успеха, следуя неудавшимся конструктам, и сделать это можно только за счет других (Келли, 19 лет).55а).

Поскольку люди живут своей повседневной жизнью, есть два типичных цикла перехода: цикл C-P-C и цикл творчества . Цикл C-P-C включает осмотрительность, упреждение и контроль. Быть осмотрительным означает быть осторожным или не идти на риск. Таким образом, истолковывая события, мы стараемся быть точными в развитии наших конструктов. Затем мы вытесняем эти конструкции для членства в эксклюзивной сфере, которая лучше всего соответствует событию, которое мы пытаемся предсказать и контролировать. Наконец, первые два шага имеют контроль как их естественное следствие. Тем не менее, индивидуум должен сделать выбор этого образа действий, поэтому Келли полагает, что окончательная буква С может точно так же означать выбор, как и контроль.

Напротив, Цикл творчества начинается с свободных конструкций, а затем приводит к ужесточенным и проверенным конструкциям. Что делает цикл творчества значимым, так это способность человека быстро экспериментировать с различными конструкциями, а затем хвататься за наиболее многообещающие, которые затем уточняются и проверяются. Поскольку большая часть этого процесса является довербальной, мыслительные процессы творческих личностей могут быть незаметны для других. По словам Келли, хотя люди, которые начинают с плотных конструкций, могут быть продуктивными, они не могут быть творческими. Творчество требует начинать с свободных конструкций (Келли, 19 лет).55а). Ценность творчества заключается не только в различении типов циклов, переживаемых людьми в их повседневной жизни. Творчество является важным компонентом благополучия и общей темой в книгах по позитивной психологии и человеческим достоинствам и достоинствам (Aspinwall & Staudinger, 2003; Cloninger, 2004; Compton, 2005; Peterson & Seligman, 2004; Snyder & Lopez, 2005). ). Действительно, Карл Роджерс определял креативность как важный аспект личности полноценно функционирующего человека (Rogers, 19).61).

Многие психологи, в том числе Келли и Карл Роджерс, считают творчество важным аспектом здорового психологического развития. Вы когда-нибудь попадали в незнакомую ситуацию и пытались подойти к ней творчески? Было ли трудно отказаться от предвзятых представлений о том, как действовать, или вам легко пробовать разные вещи в новых ситуациях?

Дополнительные материалы

Теория личных конструктов Джорджа Келли

Это видео [18:37] начинается с краткой биографии Джорджа Келли, а затем представляет его теорию личных конструктов. В этом видео также обсуждаются конструктивный альтернативизм, одиннадцать следствий и ненормальное развитие.

Источник: https://youtu.be/Nu_K6YLjR1c

 

Теория личных конструкций (Келли)

В этом видео [7:23] представлены концепции из теории личных конструктов Джорджа Келли, включая одиннадцать следствий, цикл опыта, личные конструкты и репертуарный тест.

Источник: https://youtu.be/yaiv8UVLiQo

Ссылки

Текст: Келланд, М. (2017 г.). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

Дженнифер Теллез. (2016, 22 февраля). Презентация теории личных конструктов Джорджа Келли. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/Nu_K6YLjR1c. Стандартная лицензия YouTube.

Кристофер Тонг. (2018, 27 ноября). Теория личных конструктов (Келли) | Краткое видео о психологии личности. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/yaiv8UVLiQo. Стандартная лицензия YouTube.

Теория личных конструктов


ИНТЕРНЕТ-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЛИЧНОСТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
ПСИХОЛОГИЯ




Основной Страница
Содержимое
Алфавитный Индекс


Советы для отпечатков

Импрессум


Теория личных конструктов
Теория личных конструктов (PCT) представляет собой последовательную, всеобъемлющую психологию личности, которая особое значение для психотерапии. Первоначально составлен американцем психолог Джордж Келли в 19 лет55, РСТ имеет распространилась на различные области, в том числе организационные. развитие, образование, бизнес и маркетинг, а также когнитивные науки. Однако основное внимание в ней по-прежнему уделяется изучению индивидуумов, семьи и социальные группы, уделяя особое внимание тому, как люди организовывать и изменять свои взгляды на себя и мир в процессе консультирования контекст.

В основе теории Келли лежит образ человек-как-ученый , точка зрения, которая подчеркивает человеческую способность к означает создание, агентство и постоянный пересмотр личных систем знания во времени. Таким образом, лица, как начинающие ученые , считаются творчески формулирование конструкций или гипотез о кажущихся закономерностях их жизни, в попытке сделать понятны и в какой-то степени предсказуемы. Однако предсказуемость преследуется не сама по себе, а искали как руководство к практическим действиям в конкретных контекстах и отношения. Это означает, что люди участвуют в постоянном расширении, изысканность, и пересмотр их систем значений по мере того, как они встречаются с событиями, которые оспорить или аннулировать их предположения, побуждающие их личные теории к большей адекватности.

Келли формально развил свою теорию с помощью ряда следствий, которые можно в общих чертах сгруппировать. на тех, кто занимается процессом конструирования, структурой личные знания и социальная составляющая нашего истолкования усилия. На уровне процесса PCT рассматривает людей как активно организовывать свое восприятие событий на основе повторяющиеся темы, значения, приписываемые «гулкому, гудящему путаница жизни в попытке сделать ее интерпретируемой. Разбивая бесконечный поток опыта на связные единицы, люди способны различать сходства и различия событий в терминах, которые являются как лично значимыми, так и разделяемыми соответствующими другие. На уровне структуры PCT предполагает, что значение — это вопрос контраста — индивид приписывает значение событию не только посредством толкования чем оно является, но и отличая его от того, чем оно не является. Например, уникальное описание данным человеком некоторых знакомых как «непринужденный» может быть полностью понят только в контексте его личный контраст — скажем, «амбициозный», а не «напряженный». На более широком уровне, индивидуумы, социальные группы и целые культуры ориентируются в соответствии с (частично) общими конструкциями, такими как «либерал против либерала». консервативный», «за жизнь против выбора» и «демократический против тоталитарного», которые обеспечивают основу для самоопределение и социальное взаимодействие. Особенно важно в в этом отношении являются основными конструкциями, часто невербализируемые значения, играющие важную организующую роль для всего нашего создавать системы, в конечном счете воплощающие наши самые основные ценности и смысл из сам . Наконец, на уровне социальной укорененности нашей интерпретации, РСТ подчеркивает как важность частного, так и идиосинкразические значения и то, как они возникают и находят проверка в родственных, семейных и культурных контекстах.

В большей степени, чем другие «когнитивно» ориентированные теории личности и психотерапии, ПКТ уделяет большое внимание эмоциональным переживаниям, понимаемым как сигналы фактических или предстоящих переходов в основном конструкции для предвосхищения мира. Например, отдельные лица могут испытывают угрозу при столкновении с перспектива неизбежного и всестороннего изменения их основных структур идентичности (например, когда столкнуться с увольнением с ценной карьеры или отказом от партнера, которого они рассчитывали утвердить знакомый образ самих себя). С другой стороны, люди могут испытывать тревогу. когда сталкиваешься с событиями, которые кажутся почти совершенно чуждыми и невозможно интерпретировать в рамках их предыдущей системы конструкций. Этот внимание на тонкое переплетение смысла и воздействия сделало РСТ привлекательной основой для современный исследователей и клиницистов, занимающихся такими темами, как реляционные расстройство, травма и потеря, все из которых может существенно подорвать предполагаемый мир, вызывая множество значительных эмоциональных и поведенческий ответы.

Как подход к психотерапии, ПКТ подчеркивает важность того, чтобы терапевт прилагал согласованные усилия для войти в мир смысла клиента и понять его «изнутри» out’, в качестве предварительного условия для оказания помощи в его пересмотре. В этом как терапевт не считает себя экспертом, который направляет клиентов к более «рациональному» или «объективно истинному» образу мышления. Вместо этого он или она работает над тем, чтобы помочь клиентам распознать согласованность в свои собственные способы истолкования опыта, а также свои личные агентство по внесению изменений в эти конструкции, когда это необходимо. Иногда терапевт побуждает клиента к саморефлексии, делая использование различных стратегий интервьюирования, таких как метод лестницы, чтобы помочь сформулировать основные конструкции, или повествовательных упражнений, таких как методы самохарактеристики, как предвестник экспериментов с новыми Способы понимания себя и других. Такие изменения могут быть в дальнейшем поощряется творческим использованием инсценировки во время сеанса, фиксированной ролевой терапии (в которой клиенты «опробовать» новые идентичности в ходе повседневной жизни) и др. психодраматические приемы.

Уникальной особенностью РСТ является обширная программа эмпирических исследований, проводится сотнями социологов по всему миру. Большинство это исследование опирается на репертуар сеточные методы, гибкий набор инструментов для оценки систем личностных смыслов, которые использовались буквально в тысячах исследований со времен Келли. впервые это предложил. Предоставляя визуальные и семантические «карты» система конструктов человека и то, как она применима к важным аспектам своей жизни (например, отношения с друзьями, партнерами и семьей члены), сетки оказались полезными как в прикладных, так и в исследовательских целях. Среди многих тем исследован с помощью этого метода получают изображения тела клиентов, страдающих анорексией; способность из члены семьи должны понимать мировоззрение друг друга; детский опора о конкретном и абстрактном конструировании людей; и степень общности членов рабочей группы в их построение общих проектов.

Наконец, стоит подчеркнуть, что РСТ, несмотря на ее статус оригинальная клиническая конструктивистская теория остается живой традицией продолжает привлекать ученых, исследователей и практиков из широкий спектр дисциплин. Больше, чем многие теории, она установил значительное количество последователей и ежегодные конференции за пределами Северной Америки с энергичными программами обучения, исследований и практики в такие разные страны, как Австралия, Германия, Испания и США. Королевство. По мере того, как его влияние росло, он также начал формулировать с другими, более поздними «постмодернистскими» традиции науки, включая другие конструктивистские, социальные конструкционистские и нарративные терапевтические подходы. Хотя эти различные точки зрения различаются в некоторых отношениях каждый обращает внимание на то, каким образом личные идентичность конструируется и трансформируется в социальном контексте. Точно так же каждый фокусируется на роли языка в определении реальности, и каждый предлагает совместную роль для психотерапевт, пытающийся помочь клиентам с проблемами жизнь.


Каталожные номера