Мышление: определение, виды, процессы, характеристики
Мышление — это процесс осознанного восприятия окружающего мира во всех его проявлениях, создание представлений о предметах и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.- Как работает мышление человека
- Виды или степени развития мышления
- Быстрое и медленное мышление
- Логическое и аналитическое мышление
- Критическое и некритическое мышление
- Научное мышление
- Типы мышления в глобальной перспективе
- Творческое мышление
- Визуальное мышление
- Дизайн-мышление
- Системное мышление
- Стратегическое и тактическое мышление
- Как развивать мышление
- В заключении
Главными характерными чертами мышления являются способность воспринимать мир посредственно и формировать знания о новых предметах и явлениях через уже имеющуюся информацию, а также определять новые объекты через их общие и специфические характеристики по отношению к другим известным объектам.
Целью мышления человека является осмысление полученной информации, распознавание глубинных связей и свойств предметов и явлений, отслеживание их причинно-следственных связей, нахождение решений проблем и генерация новых идей. Природа мышления человека является причинно-следственной, и на протяжении жизни мы создаем модели ситуаций, которые дают нам ощущение понимания происходящего. Мышление тесно связано с функциями памяти, благодаря которым мы не только помним о множестве вещей, явлений и событий, но и анализируем, абстрагируемся и создаем новые значения в процессе познания.
Хотя причинное мышление является базовой познавательной способностью человека, мы можем и должны развивать другие типы мышления для более эффективного познания окружающего мира и функционирования в нем. В своей книге «Иллюзия знания», Стивен Сломан и Филип Фернбах рассказывают о множестве ограничений природы и недостатков причинного мышления. Однако, для успешной жизни мы должны уметь развивать и использовать различные типы мышления.
Как работает мышление человека
Одной из главных функций человеческого мышления является не только понимание многогранной и сложной реальности, но и ее интерпретация, анализ глубины и взаимосвязей различных моментов. Для работы с информацией в процессе мышления мы используем логические операции, такие как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация и обобщение. Каждый из этих мыслительных процессов помогает нам лучше осмыслить новую информацию, сравнить ее с уже известными фактами и получить новые знания. Таким образом, в процессе мышления мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению. Они позволяют нам более глубоко понимать окружающую нас реальность и использовать полученные знания для решения различных задач.
Виды или степени развития мышления
Современные исследователи из различных научных областей, включая психологию, философию, когнитивистику, логику, педагогику и компьютерное программирование, изучают мышление как способ познания реальности. Несмотря на различные подходы и интересы, все эти дисциплины сходятся во мнении о том, что мышление человека проходит через три стадии развития познания:
- Предметно-действительное мышление, которое представляет собой непосредственное восприятие объекта.
- Наглядно-образное мышление, которое позволяет оперировать образами в уме и вспоминать объекты.
- Абстрактное или словесно-логическое мышление, которое позволяет выполнять логические операции с понятиями в уме.
Каждый человек обладает этими тремя видами мышления, которые развиваются в процессе его взросления и обучения.
Быстрое и медленное мышление
Исходя из учений Даниэля Канемана, каждый человек обладает двумя режимами мышления: быстрым и медленным. Быстрое мышление, также известное как «Система I», представляет собой неосознанное принятие решений, основанное на жизненном опыте, интуиции и инстинктах. Оно работает автоматически и обычно зависит от эмоций, стереотипов и предвзятости. Однако, такой режим мышления не всегда приводит к правильному выбору.
С другой стороны, медленное мышление, или «Система II», является рациональным и требует специального фокусирования и умственных усилий. Оно отвечает за наше критическое мышление и его главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К таким искажениям относятся аффективная эвристика, эвристика доступности, эффект новизны, эффект фокусировки, стереотипы и эффект фреймига.
Важно понимать, что каждый режим мышления имеет свои преимущества и недостатки, и использование правильного режима зависит от конкретной ситуации. Кроме того, обучение критическому мышлению и осознанному принятию решений может помочь улучшить качество жизни и достижение личных и профессиональных целей.
Логическое и аналитическое мышление
Базовой способностью человека является логическое мышление, которое позволяет доказывать и объяснять различные явления. Оно помогает нам структурировать наши наблюдения и формировать четкую систему понимания мира. Логическое мышление использует такие инструменты, как дедукция, индукция, абдукция и ассоциации. Кроме того, рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых были сформулированы Аристотелем, а один – Готфридом Лейбницем.
Хотя Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире логическое мышление уже не является единственным способом мышления. Аналитическое мышление – это также важный мыслительный навык, который позволяет интерпретировать информацию, находить закономерности и принимать решения на основании доступных данных.
Если вы хотите узнать больше о логическом мышлении и научиться его развивать, мы предлагаем вам пройти наш курс «Логическое мышление». А если вы заинтересованы в аналитическом мышлении, то у нас есть отличная статья под названием «Что такое аналитическое мышление и как его развивать», которая поможет вам более подробно изучить этот вид мышления.
Критическое и некритическое мышление
Критическое мышление представляет собой способность человека к анализу и осмыслению всего, что происходит вокруг него. В отличие от некритического мышления, которое подразумевает принятие на веру всего услышанного, критическое мышление позволяет человеку избирательно и взвешенно относиться к информации, уметь ее верифицировать и четко объяснять свою точку зрения. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет быстро обучаться, совершенствоваться и адаптироваться, а также контролировать эмоции и выборочно работать с потоками информации.
Некритическое мышление, с другой стороны, является причиной манипуляции и фишинга. Человек, не задумываясь о достоверности информации, становится жертвой риторики и недостоверной информации. В то время как критическое мышление позволяет лучше понимать собеседника, замечать и не попадать под влияние шаблонов и стереотипов, а также всесторонне осмысливать происходящее вокруг.
Таким образом, развитие критического мышления является важным навыком для каждого человека, особенно в эпоху информационных технологий, когда поток информации непрерывно растет. Оно позволяет человеку не только лучше понимать мир, но и защищаться от манипуляций и фишинга.
Основная задача критического мышления — поиск лучшего объяснения всего происходящего в мире. Для того, чтобы стать максимально критичным, необходимо учитывать такие важные аспекты когнитивного познания, как здоровый скептицизм, объективность, осознание предвзятости, устранение когнитивных искажений и использование логического мышления. Кроме того, Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления, среди которых есть следующие:
- не торопиться и обдумать информацию,
- беречь умственные силы,
- осознавать собственные ограничения,
- оценивать стратегию, а не результаты,
- искать не подтверждение, а опровержение,
- знать свою систему ориентиров, ценностей и уровень выносливости.
Развитие критического мышления поможет не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления, вызванного избытком информации в Интернете.
Научное мышление
Кроме способности мыслить в повседневной жизни, которую мы получаем через социальную коммуникацию и жизненный опыт, существует научное мышление — уникальный способ познания мира и интерпретации действительности.
В отличие от повседневного мышления, научное мышление требует жесткого алгоритма для сбора, систематизации и проверки информации с последующей обработкой в целях получения новых знаний о предмете. Для того, чтобы эффективно заниматься научным мышлением, необходимо снизить уровень субъективизма, личного детерминизма и использовать разные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели. Кроме того, важной характеристикой научного мышления является способность решать проблемы и переосмысливать существующие знания.
Типы мышления в глобальной перспективе
Креативное мышление помогает находить нестандартные решения и подходы к проблемам, которые не всегда могут быть решены стандартными методами. Этот тип мышления особенно важен для инноваторов, предпринимателей и людей, которые стремятся создавать и развивать новые идеи и проекты.
Коммуникативный тип мышления. Это тип мышления, который позволяет эффективно общаться с окружающими, убеждать, убеждаться и находить компромиссы. Коммуникативный тип мышления важен для людей, которые работают в коллективе, занимаются продажами, PR или публичными выступлениями. Говард Гарднер утверждает, что умение эффективно общаться и убедительно выражать свои мысли и идеи становится все более важным в мире, где коммуникации играют ключевую роль в различных сферах деятельности. Гарднер считает, что развитие всех этих типов мышления является важным условием успеха в современном мире. Каждый из этих типов мышления имеет свои преимущества и может быть полезен в различных сферах жизни. Однако, только развитие всех этих типов мышления вместе может сделать нас успешными в современном мире, где изменения происходят так быстро и необходимость в адаптации к новым условиям становится все более важной.
Творческое мышление
Креативное мышление, также известное как творческое мышление, имеет главную цель – генерирование новых идей и создание новых открытий. Оно отличается от логического мышления тем, что для его активации необходимо задействовать и правое полушарие мозга, отвечающее за творческую составляющую. Майкл Микалко, эксперт по креативности, утверждает, что использование только уже известных знаний не позволяет создавать что-то новое. Он считает, что секретом всех новых и увлекательных идей является концептуальное смешивание. Это процесс творческого мышления, во время которого две или более концепции смешиваются ради создания новой идеи. Такой подход к мышлению был характерен для многих гениев прошлого, которые не боялись нарушать правила и выходить за рамки принятого мышления. Микалко также считает, что общепринятые модели мышления, которые мы усваиваем в школе, могут мешать придумывать что-то новое, но креативность может быть развита у каждого человека.
Визуальное мышление
Визуальное мышление – это один из видов творческого мышления, который может быть полезен в различных жизненных ситуациях. Оно помогает структурировать информацию, составлять идеальные планы и маршруты поездок, а также решать проблемы. Кроме того, визуальное мышление может быть полезно при организации проектов и событий, а также для образного объяснения новых идей.
Главной особенностью визуального мышления является его воздействие на наглядное и образное восприятие, а не на словесно-абстрактное. Известной формой визуального мышления являются интеллект-карты или ментальные карты, разработанные британским психологом Тони Бьюзеном.
Использование ментальных карт позволяет успешно запоминать большое количество информации, генерировать различные варианты решения проблем и видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного. Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, основанным на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы.
Интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации. Чтобы более глубоко понять, как применять ментальные карты, можно ознакомиться со статьей «Как можно использовать ментальные карты» и прочитать книгу «Карты памяти» самого Тони Бьюзена, создателя этих карт.
Пример ментальной картыДизайн-мышление
Дизайн-мышление — это эффективный подход, который основывается на структурировании информации и анализе перспективных вариантов решения проблем. Он комбинирует творческий и аналитический подходы, что делает его менее творческим, но более эффективным.
Процесс дизайн-мышления включает несколько этапов. Сначала необходимо четко определить проблему и изучить мнения других людей. Затем следует исследовать характерные закономерности и особенности проблемы, сформировать идеи и принципы решения проблемы и создать черновик — первый вариант решения проблемы. После этого необходимо оценить результаты и усовершенствовать план решения проблемы, дополнить его новыми методами.
Главными инструментами дизайн-мышления являются логика, воображение и интуиция. Этот подход позволяет правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые могут мешать достижению желаемого.
Джой Пол Гилфорд – психолог, который разработал две модели мышления и концепции креативности. Он выделил 4 основных принципа креативного мышления:
- оригинальность,
- семантическая гибкость,
- образная адаптивная гибкость,
- семантическая спонтанная гибкость.
Оригинальность подразумевает продуцирование новых идей с помощью ассоциативного мышления.
Семантическая гибкость — способность определять особенности объекта или явления, развивать новые альтернативы свойств и усовершенствовать идеи.
Образная адаптивная гибкость позволяет изменять форму, признаки или возможности объекта.
Семантическая спонтанная гибкость дает возможность продуцировать идеи в ограниченное время и срочных ситуациях.
Кроме того, Джой Пол Гилфорд описал две креативные системы мышления: конвергентную и дивергентную. Дивергентное мышление предполагает обнаружение нескольких вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления базируется на использовании воображения в четко заданных параметрах.
Конвергентное мышление, в свою очередь, позволяет найти единое правильное решение среди большого количества информации. Основной подход в применении этого типа мышления – использование выученных стратегий и алгоритмов для решения задач.
Дивергентное мышление считается более творческим типом мышления, в то время как конвергентное – менее творческим.
Системное мышление
Системное мышление помогает воспринимать взаимосвязи между объектами и событиями, анализировать контекст, корреляцию и причинно-следственные связи. Это мышление используется для эффективного решения проблем, которые требуют нестандартного подхода. Для успешного решения проблемы необходимо не только понять ее суть, но и узнать, какие факторы и явления привели к ее возникновению. Системное мышление развивается нелинейно и в нескольких направлениях одновременно, что делает его более надежным инструментом в поиске причин проблемы. Он позволяет выходить за рамки линейности и формальной логики, обнаруживать скрытые взаимосвязи между объектами и явлениями. Системное мышление — это мощный инструмент, который помогает увидеть алгоритмы взаимосвязей и структуру любого объекта или явления. Его использование требует определенных навыков и способности мыслить нестандартно. В целом, системное мышление является важным элементом в эффективном решении проблем, особенно в сложных ситуациях, когда требуется нестандартный подход.
Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление — это способность достигать желаемых результатов в будущем. Все мы строим планы и предвидим, как достигнуть целей, но не все планируют причинно-следственно и не все владеют необходимыми техниками и инструментами мышления. Те, кто обладает этими навыками, называются стратегами.
Стратеги умеют действовать таким образом, чтобы получить желаемый результат в будущем, даже если это маловероятно. Они мысленно просчитывают возможные варианты достижения цели и строят тактику, чтобы действовать эффективно.
Стратегия и тактика тесно взаимосвязаны: стратегия — это долгосрочные цели, а тактика — это конкретные действия, которые должны привести к достижению долгосрочных целей. Стратегия отвечает на вопрос «Что?», а тактика — на вопрос «Как?».
Стратегическое мышление — это возможность просчитать несколько исходов событий и выбрать наиболее эффективный способ действий. Из-за множества возможных вариантов и при невысоком проценте осуществления каждого из них, стратегия считается искусством, а не строгим познавательным процессом.
Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике. Овладеть этим типом мышления можно, изучив техники и принципы стратегического мышления.
Как развивать мышление
Мышление – это навык, который можно развивать постоянно. Для улучшения аналитических, творческих и стратегических способностей необходимо поставить перед собой четкие цели.
Кроме того, существуют курсы для развития разных типов мышления, которые помогут эффективно и логично рассуждать, быстро действовать и находить нестандартные решения разных задач.
Также стоит обратить внимание на материалы, книги и статьи, которые мы упоминали ранее. Они могут быть весьма полезными. К примеру, книга «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов» Роэма Дэна, опубликованная в 2013 году, может помочь в развитии визуального мышления.
В качестве дополнительных материалов можно использовать следующие книги: «Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт» Барри Бьюзена 2016 года, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам» Билла Бернетта и Дэйва Эванса 2018 года, «Азбука системного мышления» Донеллы Медоуз 2018 года, и многие другие. Они помогут вам развивать мышление и достигать больших результатов в различных областях.
В заключении
Все мы имеем свои привычки, убеждения и мыслительные схемы, которые могут оказывать влияние на нашу жизнь и приводить к конфликтам и стрессу. Alter — это сервис, который поможет вам разобраться в своих мыслях и эмоциях, а также подобрать квалифицированного психолога для консультации. Наша цель — помочь вам стать более осознанным и уверенным в себе человеком. Обратившись к нам, вы получите профессиональную поддержку и индивидуальный подход к решению ваших проблем.
Оцените статью
[Всего: 1 Рейтинг: 5]
Консультация психолога онлайн: современный формат терапии
Вам нужна помощь и поддержка психотерапевта, но нет возможности посещать его лично? Вы можете записаться на сеанс онлайн и работать со специалистом не выходя из дома. В Alter подобрать психолога по вашему запросу можно бесплатно, круглосуточно, анонимно и без регистрации. А если консультация нужна срочно — напишите в чат поддержки, и мы поможем получить квалифицированную помощь как можно скорее.
Получить консультацию онлайн
Поделиться постомСсылка скопирована в буфер обмена!Природа мышления. Основы общей психологии
Природа мышления
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия.
Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — в восприятии — не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.
Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.
Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.
В действительности уже в восприятии дана не простая сумма или агрегат изолированных элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Мы воспринимаем обычно вещи в определенных ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, — пространственных, временных и т. д. Вещи воспринимаются как равные или неравные, большие или меньшие, как определенным образом расположенные, т. е. находящиеся в тех или иных отношениях порядка или последовательности, как предшествующие или последующие и т. д. Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определенных, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств, которые «соединены, но не связаны». Для химического элемента не существенна может быть та окраска, которая ему придана: химические реакции или соединения, в которые он войдет, от нее не зависят. Для общественной сущности капиталиста не существен тот внешний облик, в котором он как единичный человек предстал тому или иному рабочему, — черты его лица или фигура. Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи или связи по смежности в данной частной ситуации, т. е. простые совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном синкретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимыесвязи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.
Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышлениепоэтому обобщает.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движениемысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление— это опосредованное— основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.
Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности. В восприятии я могу лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции я могу прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие закономерности свойств и тех отношений, которые выступают в восприятии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира. Адекватное познание бытия, которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развития нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, — диалектическоемышление.
Мышлениекак познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуяна нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышлениев действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическаяоперация, как момент или компонент практическойдеятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Пока, решая задачу, мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически — для данного частного случая, но и теоретически — для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение; оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования. Оно поднимается на тот уровень, когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Так прокладывается диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», — пишет Ленин. 116 Развиваясь на основе действия, мышление и служит в конечном счете для организации действия и руководства им.
Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышлениесамо процесс, переходот единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление — это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышленияи мысли.
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
Полноценное диалектическое понятие берет явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. В «смене» взаимозависимости всехпонятий, в тожестве их противоположностей, в переходаходного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь действительности, в ее движимое внутренними противоречиями развитие. И именно понятие, а не слово, как этого хотят формалисты, превращающие речевой знак в творца, в «демиурга» мышления, 117 и не общее представление, как этого хотят эмпиристы, сводящие логическое к наглядно-чувственному, — именно понятие является специфическим содержанием мышления.
Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщенному познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятияявляется слово.
Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческимпроцессом, подчиненным историческим закономерностям.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Природа запретов
Природа запретов Вообще-то слово «нет» как и частичка «не» очень коварны, они обладают одним странным свойством. Эти слова или пролетают мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ – и НЕ делает того, о чём просит взрослый.Например, посылаете
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
Бог и мать-природа
Бог и мать-природа Ближайшие десятилетия станут поворотным временем для западного образа мысли и веры. Для учащихся общий рост внимания к вопросам духовности может означать усиленное и обновленное ощущение благоговения перед тайнами природы и загадками науки. Для
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
Глава 2. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций
Глава 2. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций Возможность психологического объяснения интеллекта зависит от того, как мы будем интерпретировать логические операции: будем ли мы понимать их как отражение уже готовой реальности или как
Природа игры
Природа игры Игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.Различные
Природа нормы
Природа нормы Возвращаясь к вопросу, с которого мы начали, а именно к природе нормы, мы вплотную подошли к ее отождествлению с высшей степенью совершенства, на которую мы способны. Но этот идеал не является недостижимой целью, которая маячит где — то далеко впереди;
I. Природа убеждения
I. Природа убеждения Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. Стараясь создать модель для
5. Природа СЧВ.
5. Природа СЧВ. Одной из основных работ о психоаналитическом подходе к проблеме телепатии является глава XXX «Вводных лекций по психоанализу» Фрейда (Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis), под названием «Сновидения и оккультизм» (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ:
Природа света
Природа света Чтобы полнее понять, что нас ведет и направляет, давайте подумаем о свойствах «параллельных миров», как они проявляются в мире, описываемом квантовой механикой. Неплохим отправным пунктом могут быть свойства света. Возможно, вы знаете, что в физике, свет
Природа и погода
Природа и погода С солнцем вроде «разобрались», но и другие погодные явления словно объявили войну женской красоте. Вспомни о ветре и морозах, от которых шелушится кожа и синеют носы. И женщина снова и снова вынуждена придумывать, как же защитить свою кожу, такую нежную и
Пять типов творческого мышления.
Это отрывок из моего Мастера… | Адам Джорлен Чтение: 7 мин.·
17 июня 2020 г.Это отрывок из моей магистерской диссертации о том, какую роль играет творческое мышление, когда мы думаем о будущем. Частью этого исследования было изучение огромного количества литературы по творческому мышлению, которую я разделил на пять основных типов творческого мышления: ‘креативное мышление’. Это основано на старых биполярных концепциях, таких как мышление правого и левого полушарий или рациональное и интуитивное мышление. Вот почему мы часто слышим, что человек мыслит либо правым, либо левым полушарием, либо обладает творческой или логической личностью. Это, безусловно, иногда может быть полезно. Но большая часть исследований креативности рисует более детализированную картину.
Между пятью кластерами есть сходства и корреляции, и вместо пяти я мог бы выбрать десять. Еще одна проблема в моем исследовании заключалась в том, что большая часть литературы о творчестве основана на личных историях, что затрудняет любую классификацию, поскольку никогда нельзя доказать, относятся ли разные описания творчества и творческого мышления к одному и тому же опыту разных людей.
«Произведение искусства есть преувеличение идеи».
– Андре Жид
Американский психолог Дж. П. Гилфорд был первым, кто предположил, что в творческий процесс вовлечен элемент дивергенции. Он провел различие между конвергентным и дивергентным производством, которое также назвал конвергентным и дивергентным мышлением.
Дивергентное мышление — это процесс мышления, при котором человек использует гибкость , беглость и оригинальность , чтобы исследовать как можно больше решений или вариантов проблемы или вопроса. Это противоположно конвергентному мышлению, для которого характерно сосредотачиваться только на одной идее или единственном решении.
Мозговой штурм — типичный пример дивергентного мышления, когда происходит «загрузка» или очистка мозга от определенной темы. Однако этот метод ограничен тем, что он основан на высвобождении идей, которые уже хранятся в мозгу человека, а не на генерации новых идей.
Другими инструментами дивергентного мышления являются, например, предположение, что нечто известное наверняка является ложным, или исследование идей, вызывающих дискомфорт.
«Творчество включает в себя выход за установленные шаблоны, чтобы посмотреть на вещи по-другому».
– Эдвард Де Боно
Исследователь творчества Эдвард Де Боно придумал термин латеральное мышление в 1967 году, чтобы «отличить художественное творчество от творчества идей». Термин был придуман как альтернатива пошаговому мышлению, так называемому вертикальному мышлению, которое обосновывается последовательными шагами, основанными на логике.
Латеральное мышление можно использовать для генерации новых идей и решения проблем, поскольку оно по определению оставляет позади уже использованное и ищет совершенно новые варианты. Этот тип мышления основан на избегании внутренних ограничений мозга, который быстро замечает закономерности и особым образом обрабатывает информацию, при этом длинные последовательности мыслей не разбиваются после того, как сформировались. Вместо этого можно использовать инструменты и методы латерального мышления, чтобы реструктурировать и избежать таких «клише» шаблонов и мыслить «нестандартно».
Латеральное мышление связано с дивергентным мышлением, как обсуждалось выше. Оба имеют цель вырваться из привычного образа мышления. Оба выпадают «за рамки», но дивергентное мышление по-прежнему является последовательным в том смысле, что оно следует за более ранней мыслью, в то время как латеральное мышление не имеет прямой связи с более ранней мыслью.
Если рациональное или вертикальное мышление описывается как следование наиболее вероятному пути; дивергентное мышление идет по экстремальному пути, тогда как латеральное мышление идет по наименее вероятному пути.
«Мне потребовалось четыре года, чтобы рисовать, как Рафаэль, и целая жизнь, чтобы рисовать, как ребенок».
– Пабло Пикассо
Философия эстетики касается создания и оценки искусства и красоты. Вкус также является ключевым понятием здесь, и изучение, например, формы, цвета и формы может усилить эстетическое мышление человека.
Этот тип мышления предполагает создание или открытие вещей, приятных, гармоничных и красивых для наших чувств. Это древняя форма мышления внутри нас, людей, и ее может изучить каждый.
Некоторые из типов эстетического мышления являются визуальными и пространственными, когда знание структуры, композиции, цветовых схем и форм может быть использовано для придания эстетического удовольствия. Многие архитекторы, дизайнеры, художники и другие эстетические мыслители на протяжении веков были очарованы математическими характеристиками эстетики и тем, как закономерности, отношения и пропорции, встречающиеся в природе, могут быть представлены числами, а также в творческих занятиях. Музыка, драма и другие формы культуры также могут считаться эстетическим мышлением, где применяются темп, драматургия, ритм, мелодия и другие структурные элементы, чтобы сделать результат красивым и гармоничным.
Сами научные формулы тоже можно считать красивыми, и многие химики, физики и математики считают свои работы изящными и эстетичными. Многие аспекты повествования также могут быть включены в эту категорию, поскольку это «искусство» основано на драматургических элементах, темпе, хорошо продуманном диалоге и т. д.
Однако важно подчеркнуть, что такого типа творческого мышления может быть достаточно. чтобы построить историю, но для того, чтобы создать великое произведение искусства, необходимы и другие типы творческого мышления. То же самое касается любой работы, построенной на эстетическом мышлении. Человек не станет великим художником, только пойдя в художественную школу.
«Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через некоторое время это показалось им очевидным».
– Стив Джобс
Системное мышление можно описать как способность видеть, как вещи взаимосвязаны и образуют большее «целое». Кажется, что некоторые люди легче воспринимают такие связи, чем другие, «соединяют точки» и понимают, что если изменить что-то одно, изменится вся система.
Существует ряд различных принципов «подхода системного мышления»; некоторыми из них являются взаимозависимость объектов, холизм (возникающие свойства, которые невозможно обнаружить с помощью анализа, но которые можно определить с помощью целостного подхода) и иерархия (сложные целые состоят из более мелких подсистем).
Основополагающим аспектом системного мышления является синтез нескольких элементов в один, который превосходит значение суммы двух независимых элементов.
Системное мышление тесно связано с эстетическим мышлением, как упоминалось выше, в том смысле, что синтез и создание «целостных» и совершенных вещей каким-то образом связано с элегантностью и красотой. Он также тесно связан со следующим типом мышления — инспиративным мышлением.
«Я жил в маленькой квартирке на верхнем этаже дома, и у моей кровати стояло пианино. Однажды утром я проснулся с мелодией в голове и подумал: «Эй, я не знаю эту мелодию — или знаю?» Это было похоже на джазовую мелодию. Мой папа знал много старых джазовых мелодий; Я подумал, может быть, я просто вспомнил это из прошлого. Я подошел к фортепиано и нашел аккорды к нему, убедился, что запомнил его, а затем раздал его всем своим друзьям, спрашивая, что это такое: «Знаете ли вы это? Это хорошая маленькая мелодия, но я не мог ее написать, потому что она мне приснилась».
— Пол Маккартни рассказывает, как он написал песню «Yesterday» в начале 1964 года
Этот тип творческого мышления касается восприятия получения информации от кого-то или откуда-то еще. Это часто происходит во сне или в других состояниях, но иногда в чрезвычайно мощных, быстрых вспышках ясности и сосредоточенности, известных как моменты озарения или пиковые переживания.
Некоторые исследователи называют эти прорывные идеи высшим творчеством . По сравнению с обычными творческими результатами, они, кажется, совершают квантовый скачок за пределы того, что может быть достигнуто с помощью других типов мышления. Эти экстраординарные переживания, когда кажется, что все обретает смысл в одно мгновение, называют поэтическим воображением, откровением, а иногда и ченнелингом. Последнее слово указывает на веру в то, что кто-то еще замешан, а человек с прорывным пониманием является просто посредником для коллективного бессознательного или высшего духа.
Вдохновляющие мысли — это нечто ценное, что нужно замечать, записывать и использовать. Это хорошо видно на примере Пола Маккартни выше. Рядом с кроватью у него стояло пианино, он сразу нашел аккорды, но также попросил своих друзей дать отзыв. Сообщалось о бесчисленных личных переживаниях такого рода, но их трудно измерить с научной точностью, поскольку их очень трудно вызвать по желанию.
Более подробное описание этих типов творческого мышления и дополнительные ссылки см. в главе 4 моей магистерской диссертации (сентябрь 2012 г.).
Поведение неандертальца | Learn Science at Scitable
Anderson, PC Свидетельство доисторических задач: диагностические остатки на рабочих кромках каменных орудий. Всемирная археология 12 , 181–193 (1980).
Андерсон-Жерфо, П. «Аспекты поведения в среднем палеолите: функциональный анализ каменных орудий с юго-запада Франции», в «Появление современных людей» , изд. П. А. Мелларс (Итака, Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1990) 389-418.
Бейли, С. Э. и Хаблин, Дж. Зубные остатки из Грота дю Ренн в Арси-сюр-Кюр (Йонна). Journal of Human Evolution 50 , 485-508 (2006). doi:10.1016/j.jhevol.2005.11.008
Banks, WE et al . Вымирание неандертальцев путем конкурентного исключения. PLoS One 3 , e3972 (2008 г.). doi:10.1371/journal.pone.0003972
Бар-Йосеф, О. и Бордес, Дж. Кто был создателем шательперронской культуры? Journal of Human Evolution 59 , 586-593 (2010). doi:10.1016/j.jhevol.2010.06.009
Бар-Йосеф и др. . Раскопки в пещере Кебара, гора Кармель. Текущая антропология 33 , 497-550 (1992).
Белфер-Коэн, А. и Ховерс, Э. Глазами смотрящего — мустьерские и натуфийские захоронения в Леванте. Текущая антропология 33 , 463-471 (1992).
Бейрис, С. Industries Lithiques: Tracéologie et Technologie . Лондон, Великобритания: Британские археологические отчеты, 1988.
Бинфорд, Л. Р. «Изменчивость между комплексами — мустье и« функциональный »аргумент», в Объяснение культурных изменений: модели в предыстории (Питтсбург, Пенсильвания: University of Pittsburgh Press , 1973) 227-254.
Бинфорд, Л. Р. и Бинфорд, С. Р. (1966). Предварительный анализ функциональной изменчивости леваллуазских фаций мустье. Американский антрополог 68 , 238-295 (1966).
Бочеренс, Х. (2009). «Пищевые привычки неандертальцев: обзор изотопных данных», в «Эволюция диеты гоминидов: интеграция подходов к изучению палеолитического существования» , под ред. Дж. Дж. Хаблин и М. П. Ричардс (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer, 2009) 241–250.
Боэда, Э. и др. Острие леваллуа, встроенное в позвонок дикого осла ( Equus africanus ): Рукоять, снаряды и мустьерское охотничье оружие. Древность 73 , 394-402 (1999).
Boëda, E. Le Concept Levallois: Variabilité des Méthodes . Париж, Франция: CNRS, 1994.
Боэда, Э. «Леваллуа: объемная конструкция, методы, техника», в «Определение и интерпретация технологии леваллуа» , ред. Х. Л. Диббл и О. Бар-Йосеф (Мэдисон, Висконсин: Prehistory Press, 1995) 41–68.
Boeda, E. и др. Среднепалеолитическое использование битума в Умм-эль-Тлеле около 70 000 лет назад. Древность 82 , 853-861 (2008).
Bordes, F. H. Essai о классификации отраслей промышленности Moustériennes. Bulletin de la Société Prehistorique Française 50 , 457-466 (1953).
Bordes, F.H. Typologie du Paléolithique Ancien et Moyen . Париж, Франция: CNRS, 1961a
Bordes, FH Мустьерские культуры во Франции. Наука 134 , 803-810 (1961b).
Бордес, Ф. Х. и де Сонневиль-Бордес, Д. Значение изменчивости палеолитических комплексов. Мировая археология 2 , 61-73 (1970).
Берк А. Схемы расселения неандертальцев в Крыму: ландшафтный подход. Журнал антропологической археологии 25 , 510-523 (2006). doi:10.1016/j.jaa.2006.03.003
Чейз, П. Г. Символы и палеолитические артефакты — Стиль, стандартизация и наложение произвольной формы. Журнал антропологической археологии 10 , 193-214 (1991).
Чейз, П. Г. Возникновение культуры: эволюция уникально человеческого образа жизни. New York, NY: Springer, 2006.
Chase, PG & Dibble, HL Символизм среднего палеолита — обзор современных свидетельств и интерпретаций. Журнал антропологической археологии 6, 263-296 (1987).
Дикон, Т. Символические виды . Лондон, Великобритания: Penguin, 1997.
Defleur, A. et al. Неандертальское каннибализм в Мула-Герси, Ардеш, Франция. Science 286 , 128-131 (1999).
Делагнес, А. и Мейнен, Л. «Разнообразие каменных производственных систем во время среднего палеолита во Франции: существуют ли какие-либо хронологические тенденции?» в Переходы до перехода: эволюция и стабильность в среднем палеолите и среднем каменном веке , ред. Э. Ховерс и С.Л. Кун (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer, 2006) 85–108.
Д’Эррико, Ф. Невидимая граница. Многовидовая модель происхождения поведенческой современности. Эволюционная антропология 12 , 188-202 (2003). doi:10.1002/evan.10113
Д’Эррико, Ф. и др. . Археологические свидетельства возникновения языка, символизма и музыки — альтернативная междисциплинарная точка зрения. Journal of World Prehistory 17 , 1-70 (2003).
Диббл, Х. Л. Интерпретация типологических вариаций среднепалеолитических скребков: функция, стиль или последовательность редукции? Журнал полевой археологии 11 , 431-436 (1984).
Диббл, Х.Л. Интерпретация морфологии скребков среднего палеолита. American Antiquity 52 , 109–117 (1987).
Диббл, Х.Л. Редукция скребков среднего палеолита: предыстория, уточнение и обзор имеющихся на сегодняшний день свидетельств. Journal of Archaeological Method and Theory 2 , 299-368 (1995).
Фаризи, К., Дэвид, Ф. и Жаубер, Дж. Hommes et Bisons du Paléolithique Moyen à Mauran (Верхняя Гаронна) . Париж, Франция: CNRS, 1994.
Фебло-Огюстен, Дж. Стратегии мобильности в позднем среднем палеолите Центральной и Западной Европы: элементы стабильности и изменчивости. Журнал антропологической археологии 12 , 211-265 (1993).
Феделе, Ф. Г., Джаччо, Б. и Хайдас, И. Временные рамки и культурный процесс на 40 000 лет назад в свете кампанского извержения игнимбритов, Западная Евразия. Journal of Human Evolution 55 , 834-857 (2008). doi:10.1016/j. jhevol.2008.08.012
Финлейсон, К. Неандертальцы и современные люди: экологический и эволюционный взгляд. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2004.
Финлейсон, К. и Каррион, Дж. С. Быстрый экологический оборот и его влияние на неандертальцев и другие человеческие популяции. Тенденции в экологии и эволюции 22 , 213-222 (2007). doi:10.1016/j.tree.2007.02.001
Финлейсон, К. и др. . Позднее выживание неандертальцев на самой южной оконечности Европы. Природа 443 , 850-853 (2006). doi:10.1038/nature05195
Гаргетт, Р. Х. Несовершенство могилы — свидетельство неандертальского захоронения. Текущая антропология 30 , 157–190 (1989).
Гаргетт, Р. Х. Среднепалеолитическое захоронение не мертво: вид из Гафзе, Сен-Сезер, Кебара, Амуд и Дедерия. Journal of Human Evolution 37 , 27-90 (1999).
Гаудзински, С. Возвращение к Валлертхайму: повторный анализ фауны среднепалеолитической стоянки Валлертхайм (Рейнгессен, Германия). Journal of Archaeological Science 22 , 51-66 (1995).
Gaudzinski, S. Модели существования раннеплейстоценовых гоминидов в Леванте — Тафономические данные из формации Убейдия (Израиль). Журнал археологических наук 31 , 65-75 (2004). doi: 10.1016 / s0305-4403 (03) 00100-6
Gaudzinski, S. «Моноспецифические или видовые сообщества фауны во время среднего палеолита в Европе». в переходах перед переходом: эволюция и стабильность в среднем палеолите и среднем каменном веке, изд. Э. Ховерс и С.Л. Кун (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer, 2006) 137–147.
Gaudzinski, S. & Roebroeks, W. Только для взрослых. Охота на северного оленя на стоянке среднего палеолита Зальцгиттер-Лебенштедт, Северная Германия. Journal of Human Evolution 38 , 497-521 (2000).
Голованова Л. В. и др. Значение экологических факторов при переходе от среднего к верхнему палеолиту. Текущая антропология 51 , 655-691 (2010). doi:10.1086/656185
Грин Р.Э., Краузе Дж. и Бриггс А.В. Черновая последовательность генома неандертальца. Наука 328 , 710-722 (2010).
Харди, Б.Л. Поведение неандертальцев и функция каменных орудий на стоянке среднего палеолита Ла-Кина, Франция. Древность 78 , 547-565 (2004).
Харди, Б. Л. и др. Функция каменных орудий на палеолитических памятниках Староселье и Буран-Кая III, Крым: поведенческие последствия. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки 98 , 10972-10977 (2001).
Генри, А. Г., Брукс, А. С. и Пиперно, Д. Р. Микрофоссилии в исчислении демонстрируют потребление растений и приготовленной пищи в рационе неандертальцев (Шанидар III, Ирак; Spy I и II, Бельгия). Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки 108 , 486-491 (2011). doi:10.1073/pnas.1016868108
Higham, T. et al . Хронология Грота дю Ренн (Франция) и последствия для контекста орнаментов и человеческих останков в Шательперроне. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки 107 , 20234-20239 (2010). doi:10.1073/pnas.1007963107
Ховерс, Э. и др. . Ранний случай цветной символики — использование охры современными людьми в пещере Гафзе. Текущая антропология 44 , 491-522 (2003).
Хаблин, Дж. Дж. и др. . Поздний неандерталец связан с артефактами верхнего палеолита Nature 382 , 93-93 (1996).
Жобер, Дж. Les Chasseurs d’Aurochs de la Borde. Париж, Франция: Editions de la Maison des Sciences de l’Homme, 1990.
Kuhn, S.L. Мустьерская каменная технология: экологическая перспектива . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1995.
Лэнгли, М. К., Кларксон, К. и Ульм, С. Сложность поведения в евразийских популяциях неандертальцев: хронологическое исследование археологических свидетельств. Кембриджский археологический журнал 18 , 289-307 (2008). doi:10.1017/s0959774308000371
Леруа-Гуран, А. Исследование окаменелостей остальных людей, происходящих из Гротов д’Арси-сюр-Кюр. Annales de Paléontologie 44 , 87-148 (1959).
Левек, Ф., Бакер, А. М. и Гильбо, М. Контекст позднего неандертальца: Значение междисциплинарных исследований для перехода к верхнепалеолитическим адаптациям в Сен-Сезер, Приморская Шаранта, Франция . Мэдисон, Висконсин: Prehistory Press, 1993.
МакБрарти, С. и Брукс, А.С. Революция, которой не было: новая интерпретация происхождения современного человеческого поведения. Journal of Human Evolution 39 , 453-563 (2000). doi:10.1006/jhev.2000.0435
Мелларс П.А. Последовательность и развитие мустьерских традиций на юго-западе Франции. Природа 205 , 626-627 (1965).
Мелларс, П. А. Хронология мустьерских производств в регионе Перигор на юго-западе Франции. Труды доисторического общества 35 , 134-171 (1969).
Мелларс, Пенсильвания. Наследие неандертальцев: Археологический взгляд из Западной Европы . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1996.
Мелларс, Пенсильвания. Невозможное совпадение. Одновидовая модель происхождения современного человеческого поведения в Европе. Эволюционная антропология 14 , 12-27 (2005). doi:10.1002/evan.20037
Моннье, Г. Ф. Периодизация нижнего/среднего палеолита в Западной Европе – оценка. Текущая антропология 47 , 709-744 (2006).
Пату-Матис, М. Неандертальцы, живущие в Европе. Международный журнал остеоархеологии 10 , 379-395 (2000).
Plisson, H. & Beyries, S. Pointes или Треугольники? Données fonctionelles dans le Moustérien Levantin. Палеориент 24 , 5-24 (1998).
Родс, Дж. А. и Черчилль, С. Э. Метание в среднем и верхнем палеолите: выводы из анализа ретроверсии плечевой кости. Journal of Human Evolution 56 , 1-10 (2009). doi:10.1016/j.jhevol.2008.08.022
Ричардс, М. П. и Тринкаус, Э. Изотопные данные о диетах европейских неандертальцев и ранних современных людей. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки 106 , 16034-16039 (2009). doi:10.1073/pnas.01106
Рихтер, Дж. «Когда начался средний палеолит?» в Образ жизни неандертальцев, средства к существованию и технологии: сто пятьдесят лет изучения неандертальцев, изд. NJ Conard & J. Richter (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer, 2011) 7–14.
Риэль-Сальваторе, Дж. и Кларк, Г.А. Могильные указатели — захоронения среднего и раннего верхнего палеолита и использование хронотипологии в современных исследованиях палеолита. Текущая антропология 42 , 449-479 (2001).
Роллан, Н. и Диббл, Х.Л. Новый синтез среднепалеолитической изменчивости. American Antiquity 55 , 480-499 (1990).
Шлангер, Н. Понимание леваллуа: каменная технология и когнитивная археология. Кембриджский археологический журнал 6 , 231–254 (1996).
Шмитт, Д., Черчилль, С.Э. и Хайландер, В.Л. Экспериментальные данные об использовании копья неандертальцами и ранними современными людьми. Journal of Archaeological Science 30 , 103-114 (2003). doi:10.1006/jasc.2001.0814
Ши, Дж. Дж. Спир указывает на средний палеолит Леванта. Журнал полевой археологии 15 , 441-456 (1988).
Ши, Дж. Дж. и Сиск, М. Л. Технология сложных снарядов и расселение Homo sapiens в Западной Евразии. Палеоантропология 2010 , 100-122 (2010).
Смит Ф. Х., Янкович И. и Караванич И. Модель ассимиляции, происхождение современного человека в Европе и вымирание неандертальцев. Quaternary International 137 , 7-19 (2005). doi:10.1016/j.quaint.2004.11.016
Соммер, Дж. Д. Шанидар-IV «цветочное захоронение»: переоценка неандертальского погребального ритуала. Кембриджский археологический журнал 9 , 127–137 (1999).
Соренсен, Б. Демография и вымирание европейских неандертальцев. Журнал антропологической археологии 30 , 17–29 (2011). doi:10.1016/j.jaa.2010.12.003
Stiner, MC Палеолитическая диета и демография: 200000-летний отчет из пещеры Хайоним (Левант). Кембридж, Массачусетс: Peabody Museum Press, Harvard University Press, 2005.
Стайнер, М. К. «Экология существования среднего палеолита в Средиземноморском регионе», в «Переходы до перехода: эволюция и стабильность в среднем палеолите и среднем каменном веке». , изд. Э. Ховерс и С.Л. Кун (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer, 2006).
Stringer, C.B. и др. Неандертальцы эксплуатировали морских млекопитающих в Гибралтаре. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки 105 , 14319-14324 (2008). doi:10.1073/pnas.0805474105
Stringer, C.B. et al. «Климатический стресс и вымирание неандертальцев», в Неандертальцы и современные люди в европейском ландшафте во время последнего оледенения: археологические результаты этапа 3 проекта , ред. TH van Andel & W. Davies (Кембридж, Великобритания: Институт археологических исследований Макдональда, Cambridge University Press, 2003) 233–240.
Van Andel, TH & Davies, W. eds. Неандертальцы и современные люди на европейском ландшафте во время последнего оледенения: археологические результаты 3-го этапа проекта . Кембридж, Великобритания: Институт археологических исследований Макдональда, Cambridge University Press, 2003.
Вилла, П. и Сориано, С. Охотничье оружие неандертальцев и людей раннего Нового времени в Южной Африке: сходства и различия. Журнал антропологических исследований 66 , 5-38 (2010).