Приведите примеры иллюстрирующие различие между наказанием и отрицательным подкреплением: Отрицательное подкрепление и наказание — Психологос

Содержание

Метод 3. Отрицательное подкрепление. Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)

Метод 3. Отрицательное подкрепление

Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Когда на поле с электрическим ограждением корова касается ограды носом, то получает удар электрического тока, но как только она отпрянет назад, действие тока прекращается. Они научается избегать ударов тока с помощью того, что не подходит к ограде. Избегание загородки было подкреплено, но подкрепление было не положительным, а отрицательным.

Жизнь изобилует отрицательными подкреплениями. Мы изменяем положение тела, когда становится неудобно сидеть на стуле. Мы стремимся скорее войти в дом, когда идет дождь. Некоторые люди считают, что запах чеснока возбуждает аппетит, другие же находят его отвратительным. Стимул становится отрицательным подкреплением только в том случае, если он воспринимается субъектом как неприятный и если изменение поведения направлено на уменьшение неприятных ощущений.

Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление, подобно положительному, происходит во время поведения, а не после него, и может быть «включено» изменением поведения. Как вы видели в первой главе, почти все традиционные методы дрессировки животных строились на применении отрицательного подкрепления. Лошадь обучается поворачивать налево, когда тянут за левую вожжу, потому что этим она может ослабить давление мундштука на левый угол рта. Слоны, волы, верблюды и другие вьючные животные обучаются двигаться вперед, останавливаться, поднимать тяжести и т. д. чтобы избежать натяжения повода, тычка или удара стека, стрекала или кнута. Отрицательное подкрепление очень подходящий метод формирования поведения и может применяться столь же эффективно, как положительное, поскольку его применение одномоментно с поведением и стимулы «шпыняния» прекращаются дрессировщиком, когда реакция правильна.

По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные брови, неодобрительное замечание. Некоторые применяют отрицательное подкрепление слишком часто. Жизнь некоторых детей, супругов и даже родителей представляет собой постоянное ежедневное усилие вести себя так, чтобы избежать отрицательных подкреплений от тех, кого они любят. Слишком частое применение отрицательного подкрепления, не скомпенсированное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт личности, не обязательно страха и ярости, создаваемых наказанием, но робости, неуверенности в себе, тревожности. Если вы не хотите, чтобы ребенок, который очень старается не вызывать ваше неудовольствие не стал эмоционально неполноценным, он должен иметь успешный опыт в доставлении вам удовольствия.

Даже среди взрослых тот руководитель, офицер или тренер, которые хотят усовершенствования от подчиненных и при этом в основном высказывают неудовольствие, могли бы добиться лучших результатов, если бы наряду с этим существовала также возможность положительного подкрепления. Умудренные опытом взрослые могут вытерпеть большое количество отрицательных подкреплений, но даже и они становятся мрачными, если, кроме этого, они ничего не получают. Сочетание положительного и отрицательного подкреплений гораздо более эффективно.

Тренер баскетбольной команды, выступавшей с огромным успехом, стал знаменит своей жесткостью и даже грубостью. Некоторые из игроков не смогли вынести такого режима и ушли из команды. Однажды вечером я видела этого человека по телевизору. Хотя на первый взгляд он казался чрезвычайно грозным, в его взаимодействии с командой то и дело встречались очень отчетливые положительные подкрепления — одобрительный взгляд, дружеский шлепок, — а отрицательное подкрепление прекращалось тотчас же как выполнение действия улучшалось. В моральном отношении команда выглядела великолепно.

Единственный случай, когда отрицательное подкрепление предпочтительнее любого позитивного подхода, это когда мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения. Если вы совершенно уверены в том, что субъект знает, что должно быть сделано, а делает вместо этого что-либо другое, чтоб, скажем, просто посмотреть, что из этого выйдет, тогда знак вашего неодобрения — нахмуренный лоб, замечание, натяжение поводка или вожжи, прекращение занятий, выговор — должны последовать незамедлительно и быть четкими. Это единственный случай, когда сильное отрицательное подкрепление, возможно, и не вызовет чувства обиды. Даже животные знают, когда они пытаются вывести вас из себя, и получают удовлетворение от того, что им дают понять, что это нельзя. В особенности это касается детей, которые чувствуют себя увереннее, если знают границы дозволенного. Если ребенок нарочно преступает эти пределы, то отрицательное подкрепление дает ему нужную информацию о положении границ дозволенного.

Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтоб научиться прекращать его, когда поведение субъекта улучшилось хоть немножко. Некоторые матери и учителя делают это интуитивно правильно. Четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: «Я тебя ненавижу, я тебя ненавижу» и лупит кулаками по ногам матери. Негативное подкрепление со стороны матери состоит в том, что она перестает обращать на ребенка внимание и начинает заниматься своими делами. Когда ярость сменяется сопением и потерянным видом, мать сейчас же снова обращает свое внимание на ребенка, обнимает, прижимает к себе, меняет тему разговора.

Психолог может сказать, что на самом деле в приведенном выше примере сработал метод 4 — затухание, что поведение сошло на нет, так как не приводило ни к какому результату. Но мне кажется, что когда на маленького ребенка перестают обращать внимание, это для него результат; это сильный отрицательный стимул, который может быть применен наравне с любым другим отрицательным подкреплением.

Другой секрет применения отрицательного подкрепления состоит в уверенности в том, что субъект воспринимает его как следствие собственных действий, а не ваше произвольное действие. Предположим, у вас есть большая лохматая собака, которая любит спать в комнате на диване. Если вы ей убедительно показываете, что вам это не безразлично, собака может быстро научиться соскакивать с дивана, заслышав ваше приближение, потому что боится наказания, но отлупить ее, застав на диване, еще не значит управлять ее поведением в ваше отсутствие. Есть один старый прием, который иногда помогает в этом случае: поставьте на диван несколько маленьких мышеловок.

Когда собака вспрыгнет на диван, мышеловки сработают, испугают, а может, и ударят собаку. Собственное действие собаки привело к отрицательному подкреплению, и эта первая неудача может оказаться достаточной, чтобы отучить украдкой забираться на диван. (Я спешу добавить, что это скорее всего подействует только на глупых собак. Хотя я не могу позволить себе предположить любителям собак список пород, на которых этот прием подействует, я скажу лишь, что для некоторых пород он может оказаться совсем не эффективным. Хозяин одного боксера, применивший этот прием, рассказывал, что его собака, увидев мышеловки, стащила покрывало со спинки дивана, накрыла им мышеловки, разрядила их, а затем легла на диван поверх покрывала.)

Существуют такие категории субъектов, на которых отрицательное подкрепление не действует и совершенно не подходит для них, например младенцы. Каждая мать знает, что практически невозможно изменить активное поведение малыша с помощью отрицательного подкрепления — сделать так, чтобы малыш, начавший ходить, не хватал побрякушки с кофейного столика бабушки, постоянно повторяя: «Нельзя!» или шлепая его по ручонке каждый раз, когда он это делает.

Гораздо лучше применить метод 8 (смена мотивации) поместив эти предметы вне досягаемости, или метод 5 (переключение на несовместимую деятельность), дав ему какую-нибудь другую игрушку. Маленьким детям просто несвойственно легкое приобретение неприятного опыта, но они могут с легкостью обучаться с помощью положительного подкрепления. Можно сказать, что дети рождаются для того, чтобы радоваться, а не повиноваться.

Щенки тоже имеют склонность к более легкому научению с помощью положительного подкрепления, а отрицательное подкрепление сбивает их с толку и пугает. Вот почему большинство дрессировщиков не начинает обучение выполнению формальных команд, раньше чем собака достигнет шестимесячного возраста. С помощью лакомства и ласки вы можете обучить щенка ходить в ошейнике и на поводке следовать за вами на прогулке, но наденьте на него затягивающуюся цепочку и начните настаивать на том, чтоб он научился ходить рядом, сидеть, стоять, и прежде чем вы успеете его чему-нибудь научить, у вас будет затерроризированный и запуганный щенок.

Нужно время, чтобы научиться реагировать на отрицательное подкрепление, а младенчество слишком быстротечно.

Есть и другая категория субъектов, которые не поддаются воздействию отрицательного подкрепления: это дикие животные. Каждый, кто когда-либо имел дело с питомцем из диких животных — оцелотом, волком, енотом и т. д., — знают что они не воспринимают команды. Чрезвычайно трудно например, научить волка ходить на поводке, даже если вырастите его с очень раннего возраста и он совершенно ручной. Если вы натягиваете поводок, он автоматически начинает тянуть вперед, а если вы очень настаиваете и натягиваете поводок слишком сильно, волк, несмотря на то, что он обычно спокоен и контактен, впадает в панику и старается удрать.

Возьмите на поводок ручную выдру, и либо вы будете идти туда, куда хочет выдра, либо она будет бороться с поводком изо всех сил. Создается впечатление, что нельзя найти ту золотую середину, когда легкий рывок можно использовать для выработки послушания.

То же самое относится и к дельфинам. При всей своей хваленой способности к обучению они всему либо сопротивляются, либо всеми силами стараются улизнуть. Толкните дельфина, и он толкнет вас. Попытайтесь перегнать дельфинов из одного бассейна в другой с помощью сети; если они почувствовали, что пространство вокруг них сужается, смелые бросаются в атаку на сеть, а робкие в бессильном страхе кидаются на дно бассейна. Нужно с помощью положительного подкрепления обучать дельфинов спокойно плыть перед сетью; но даже если вы это сделали, почти при любой манипуляции с сетью один человек должен стоять наготове, чтобы в случае надобности броситься в воду и освободить животное, которое запуталось в сети, прежде чем оно утонет.

Психолог Гарри Фрэнк предполагает, что это сопротивление отрицательному подкреплению составляет принципиальное различие между дикими и одомашненными животными. Все одомашненные животные восприимчивы к отрицательному подкреплению — их можно погонять, заставлять, выгонять вон, и вообще оказывать разное давление. Мы, люди, преднамеренно или случайно с помощью направленного отбора выработали у них эту особенность. В конце концов, корова, которую нельзя пасти и гнать, которая, подобно волку или дельфину, либо сопротивляется неприятным воздействиям, либо впадает в панику и спасается бегством, эта корова кончит тем, что останется на ночь вне загона и будет съедена львом; или же поскольку она всем досаждает, то скорее всего она будет зарезана и съедена людьми. Ее гены не сохранятся в генофонде популяции.

Послушание, выражающееся либо в готовности получать удары, либо в отсутствии моментальной реакции «сопротивляйся или убегай», при котором отрицательное подкрепление умеренной силы может быть использовано для корреляции обучения, заложено в наших домашних животных. За одним исключением — кошка. Научить, например, кошку ходить на поводке поистине очень трудно; сходите на представление, в котором участвуют кошки, и вы увидите, что даже профессиональные дрессировщики с этим не связываются — кошек носят на руках, их сажают в клетку, но они не ходят на поводке.

Гарри Фрэнк предполагает, что это потому, что кошка не является истинно домашним животным и поэтому у нее отсутствует восприимчивость к отрицательному подкреплению. Может быть также, что кошка является комменсалом, животным, которое, подобно крысе и таракану, разделяет с нами жилище, извлекая из этого выгоду. Но скорее кошка является симбионтом — животным, общение которого с нами приносит взаимную выгоду — от нас она получает пищу, кров, ласку, кошка же ловит у нас мышей, забавляет нас, мурлычет. Однако работы и послушания нет. Это может объяснить нелюбовь некоторых людей к кошкам: их страшит неуправляемость.

Для всех кошконенавистников скажу, существует одно отрицательное подкрепление, которое на кошку действует: брызнуть водой ей в мордочку. Однажды на обеде, на который я надела свое новое черное шерстяное платье, белая ангорская кошка хозяйки дома без конца вспрыгивала мне на колени. Хозяйка находила это очень милым, но мне совсем не хотелось, чтобы мое платье было в белых кошачьих волосах. Когда она на меня не глядела, я окунула пальцы в бокал с вином и брызнула кошке в мордочку. Она тотчас же исчезла и больше не возвращалась: тонкое и полезное отрицательное подкрепление.

Примеры метода 3. Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление может быть эффективным в ряде ситуаций. Способ, описанный здесь для ситуации с машиной, действует очень хорошо, особенно если дети очень устали и их нельзя переключить на какую-либо другую деятельность типа игр или пение песен (метод 5).

Поведение: Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.

Метод воздействия: Выключите или задержите обед до тех пор, пока вещи не будут собраны. (Прекратите отрицательное подкрепление, когда согласие достигнуто; подкрепляйте на первых порах даже вялые усилия.)

Поведение: Собака на дворе лает всю ночь.

Метод воздействия: Направить на собачью будку сильный пучок света. Выключите свет как только собака перестанет лаять.

Поведение: Дети слишком шумят в машине.

Метод воздействия: Когда уровень шума достиг болевого порога, тормозите и останавливайте машину, читайте книгу. Не обращайте внимания на протесты по поводу остановки, это тоже шум. Трогайтесь, когда восстановится тишина.

Поведение: Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.

Метод воздействия: Повернитесь и выйдите из комнаты как только тон его или ее голоса будет вам неприятен. Возвратитесь и проявите внимание тотчас же как только голос смолк или стал нормальным.

Поведение: Неправильный удар при игре в теннис.

Метод воздействия: Пусть тренер или кто-нибудь из зрителей фиксирует каждый плохой удар словами «ай-ай-ай» или «нет» каждый раз как вы его сделали.

Поведение: Бастующий или ленивый служащий.

Метод воздействия: Усильте контроль и делайте выговор всякий раз как уровень работы снижается.

Поведение: Отвращение к благодарственным письмам.

Метод воздействия: Отрицательное подкрепление возникает автоматически со стороны друзей и тех, кого вы любите. Тетя Алиса сообщит вам, что она очень обеспокоена тем, что вы не получили новый шарф, а ваша семья дает вам понять, что вы должны написать тете Алисе. Вся информация будет вам передана в тонах, имеющих отчетливую отрицательную окрашенность.

Поведение: Кошка влезает на кухонный стол.

Метод воздействия: Воспользуйтесь пистолетом, стреляющим водой, или просто примите угрожающую позу, сочетая это со зловещим «нельзя». Это слово является условным отрицательным подкреплением. Кошка не будет влезать на стол, правда только в вашем присутствии.

Поведение: Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.

Метод воздействия: Протестуйте. Играйте на любом обстоятельстве, которое позволяет вам требовать учтивости, таких, как пожилой возраст, юность, неопытность.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.

Метод воздействия: Пусть он возвращается, но берите с него как с постороннего плату за жилье, питание, дополнительные услуги, в том числе за стирку белья и сидение с ребенком, чтоб он уехал по финансовым соображениям.

Внешнее подкрепление

Внешнее подкрепление Наиболее впечатляющей демонстрацией того, каким образом на поведение влияют его последствия, является исследование с использованием реверсивной цели. В этой процедуре, проявление выбранного поведения фиксируется в естественных условиях. Затем

Косвенное подкрепление

Косвенное подкрепление Люди могут получать определенную выгоду как от успехов и промахов других людей, так и от собственного опыта. В повседневных ситуациях существуют многочисленные возможности для наблюдения за действиями других людей и за теми условиями, при

Косвенное подкрепление

Косвенное подкрепление Косвенное подкрепление возникает тогда, когда наблюдатели усиливают определенное поведение, которое, как они могли видеть, подкреплялось у других людей. Результаты многочисленных исследований в общем случае показывают, что вознаграждаемое

Отрицательное отношение, суждение и критика в адрес терапевта

Отрицательное отношение, суждение и критика в адрес терапевта Теперь дона Карлетта затронула тему, которая заставила многих людей нервничать. Она касалась такого момента, когда клиент обладает большой вторичной мудростью и силой, и она проявляется как критика или

Позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление В методиках позитивного подкрепления используются принципы оперантного обусловливания для установления связей между поведением и его последствиями. Подкрепление систематически используется терапевтами для изменения проблематичного

Лучшее подкрепление

Лучшее подкрепление Для начала давайте разберемся, ради чего мы делаем все, что мы делаем. Возможно, вы думаете, что у каждого действия или поступка есть своя причина, свое основание, своя цель. Я готов с этим согласиться, но есть ли у них некая общая причина, единое для всех

5. ВООБРАЖЕНИЕ — ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

5. ВООБРАЖЕНИЕ — ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ Воображение — неотъемлемая часть мыслительного процесса и существования разума. Проявляется воображение в фантазиях, мечтаниях, в таких чувствах, как счастье, радость, блаженство, наслаждение, страх, боль, страдания,

Что такое положительное подкрепление

Что такое положительное подкрепление Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.Существуют два

Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление Психологи спорят по поводу определения отрицательного подкрепления. Для наших целей отрицательное подкрепление можно определить как то, что субъект будет стараться избегать. Отрицательные подкрепления имеют градации от слегка неприятных

Условное подкрепление

Условное подкрепление Очень часто, особенно при работе с пищевым подкреплением, его невозможно дать в тот момент, когда субъект делает то, что хотели бы поощрить. Если я учу дельфина прыгать, то я никак не могу дать ему рыбку в тот момент, когда он находится в воздухе. Если

Организованное подкрепление

Организованное подкрепление Собрания участвующих в распродаже, клубы организации рекламы, курсы Дейла Карнеги, общество контроля за собственным весом, да и большинство организаций, в которых происходит групповое обучение самоусовершенствованию используют в основном

V.

Подкрепление в повседневной жизни

V. Подкрепление в повседневной жизни В начале этой книги, рассматривая теорию Скиннера, я уже говорила, что любая оригинальная идея сначала отвергается, потом подвергается яростным нападкам, и, наконец, принимается как аксиома. Я думаю, что в эволюции любой идеи есть и

Подкрепление в спорте

Подкрепление в спорте Судя по моим случайным наблюдениям, тренировки в большинстве командных видов спорта — например, профессиональный футбол, — продолжают старую добрую неандертальскую традицию: множество лишений, наказание, фаворитизм, оскорбление на словах и в

Подкрепление в бизнесе

Подкрепление в бизнесе В нашей стране труд и управление традиционно стояли на противоположных позициях. Мысль о том, что все принимают участие в общей игре, никогда не была особенно популярна в американском бизнесе. Практика бизнеса исходила из того, что каждая из сторон

Случайное подкрепление

Случайное подкрепление И вот мы пришли к рассказу о самом любимом нами препятствии на пути к корпоративному успеху – случайном раннем успехе. Ничто столь упорно не заталкивает компании или человека в самую середину огромного плато, как удача новичка. В основе принятия

Подкрепление гораздо лучше наказания!

Как написал более 40 лет тому назад Роберт Таунсенд: «Благодарность – форма поощрения, которой обычно пренебрегают». Согласитесь, весьма метко сказано в отношении нашей корпоративной действительности! С этим надо что-то делать, решил я, и взял на вооружение похвалу. Я говорю: «спасибо», «хорошо», «так держать» и что-то в том же духе, каждый раз, когда сотрудники делают правильные вещи или ведут себя правильным образом. Не буду утверждать, что мир перевернулся, но поведение моих подчиненных стало, безусловно, более предсказуемым и компетентным.

Такие методы управления (или дрессировки, уж извините…) называются подкреплением. Я формирую требуемое поведение, вместо того, чтобы наказывать за неподобающее. Как часто бывает, сначала я [интуитивно] начал применять новый метод, а потом познакомился и с его теоретическим обоснованием, прочитав замечательную книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку. Книга о дрессировке людей, животных и самого себя».

Скачать краткий конспект в формате Word2007 Подкрепление

Я узнал, в чем суть подкрепления, чем оно отличается от вознаграждения, и чем оно лучше наказания. В очередной раз убедился, как важно давать определения. Многое из того, о чем написала автор, я интуитивно понимал и уже использовал в своей практике. Но, как говорит Робин Уильямс: «Если вы можете что-то назвать, вы осознаете это. Вы приобретаете над этим власть. Вы владеете этим. Вы держите это под контролем». Именно такой контроль над своим поведением и поведением подчиненных я получил, прочитав книгу Карен Прайор.

Глава 1. Подкрепление: Лучше, чем вознаграждение.

Что такое положительное подкрепление? Подкрепление – это нечто такое, что происходя одновременно с поступком, ведет к повышению вероятности повторения этого поступка в будущем. Поведение, которое уже встречается, всегда можно закрепить с помощью положительного подкрепления. Подкрепление относительно, а не абсолютно. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты. Чтобы нечто стало подкреплением, нужно чтобы субъект желал этого. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми.

Отрицательное подкрепление. Это стимулы, которых можно избежать путем изменения поведения. Наказание (в отличие от подкрепления) не приводит к предсказуемым результатам.

Время подачи подкрепления очень важно. Информация, содержащаяся в подкреплении, говорит ученику, что именно вам нравится. Подкреплять поведение нужно непосредственно в момент его реализации, ни до, ни после. Подарки, обещания, комплименты и все то, что поощряет еще не произошедшее поведение, нив коей мере не подкрепляет желательное поведение. Все это подкрепляет то поведение, которое имеет место в данный момент, и в этом отношении его можно считать настоящим подкупом. При достижении желательного результата отрицательное подкрепление должно прекратиться, иначе оно не несет в себе никакой информации.

Величина подкрепления. Чем меньше, тем лучше. Оно должно быть небольшим, но способным заинтересовать субъект.

Джекпот. Одним из наиболее полезных приемов пищевого или какого-либо другого подкрепления для человека и животных является получение куша. Это награда, которая во много, иногда в 10 раз больше обыкновенного подкрепления и являющаяся сюрпризом для субъекта. В рекламном агентстве, где я когда-то работала, бывали официальные вечера на Рождество, а также неофициальные праздники по поводу окончания большой работы или заполучения нового клиента. Но у председателя правления была еще привычка устраивать в год один-два абсолютно неожиданных вечера. Внезапно в середине дня он проносился по всем комнатам конторы, крича, чтоб все кончали работу. Коммутаторы выключались, появлялась процессия поставщиков провизии, музыканты, буфетчики, шампанское, копченая семга, и все это только для нас и безо всякой особенной причины. Я думаю, что это очень способствовало поднятию духа коллектива.

Условное подкрепление представляет собой какой-либо изначально ничего незначащий сигнал — звук, свет, движение, — который умышленно связывают с подачей подкрепления. Само подкрепление будет позже, а сигнал говорит, что работу следует продолжить, но на подкрепление субъект уже заработал. Деньги потому являются для нас таким сильным подкреплением, что их можно совместить с чем угодно. Это исключительно обобщенное условное подкрепление. Сформировав условное подкрепление, нужно быть очень осторожным, чтобы не использовать его всуе, то есть не рассеивать его силу. Выражайте свою любовь и внимание вне связи с конкретным поведением любыми словами. Но выделите определенную фразу, сделав её условным подкреплением, и свяжите ее с чем-то реальным.

Клик – событийный маркер. Дается в условиях, когда подкрепление наступит позже, но желательное поведение надо подкрепить сразу же.

Режимы подкрепления. Для того чтобы поддерживать уже выученное поведение на определенном уровне надежности, не только не надо подкреплять его все время, а даже, наоборот, следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодическое использование подкрепления, подаваемого в случайном и не предсказуемом порядке. Это и есть то, что психологи называют вариативным режимом подкрепления. Нам понято, что нет нужды продолжать наказывать за неправильное поведение, если оно прекратилось, но мы не понимаем, что необязательно и даже нежелательно вознаграждать правильное поведение постоянно. Если поведение не подкреплять совсем, то скоро появится тенденция к его угасанию; но если оно все-таки время от времени подкрепляется — неважно сколь эпизодично — одна сигарета, одна рюмка, одна поблажка ворчуну или нытику — и поведение вместо того, чтобы угаснуть, может быть значительно усилено режимом с длительными интервалами между подкреплениями.

Суеверия – случайное подкрепление. Чтобы избавиться от собственного суеверного поведения, вы должны осознать, что оно никоим образом не связано с подкреплением.

Подкрепляйте собственное поведение. Мы им часто пренебрегаем, отчасти потому, что это не приходит нам в голову, отчасти, потому что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. Как сказал один мой знакомый министр: «Немногие имеют столь низкие критерии, что по ним легко жить». В результате мы часто по несколько дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и неотблагодаренные даже самими собой.

Глава 2. Формирование: Идеальное поведение без напряжения и боли.

Формирование возможно потому, что поведение живых существ вариабельно. Что бы живое существо ни делало, в одних случаях оно выполняет это более энергично, чем обычно, а в других случаях — наоборот. Неважно, сколь сложно и трудно то окончательное поведение, которое вы хотите выработать, вы всегда можете, установить ряд последовательных целей, найти какое-либо поведение, которое осуществляется уже сейчас, и использовать его как первый шаг для подкрепления.

Есть два аспекта формирования: способ и приемы, то есть последовательность шагов, необходимых для формирования типа поведения, и второй — принципы или правила, предписывающие, как, когда и почему эти типы поведения должны подкрепляться. Именно успешность применения принципов определяет разницу между просто хорошим и великим преподавателями, между радостным, быстрым и успешным обучением и обучением, приводящим к срывам, медленным, скучным и неприятным. Хороший процесс формирования, а не только хорошие приемы, делают обучение эффективным.

Десять правил формирования.

  1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.
  2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.
  3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня, т.е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.
  4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
  5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу формирования, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.
  6. Не меняйте тренеров на «середине реки»; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы формирования на каждый из типов поведения.
  7. Если одна процедура формирования не приносит успеха, найдите другую; существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.
  8. Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.
  9. Если навык ухудшается, «возвратитесь к детскому саду», быстро повторите весь процесс формирования с серией легких подкреплений.
  10. Оканчивайте, по возможности, каждую тренировку на высокой ноте и в любом случае останавливайтесь, оставаясь впереди обучаемого (см. п. 5).

Обучающая игра. Даже если вы знаете и понимаете принципы формирования, вы не можете применять их, без предварительной практики. Формирование это невербальный навык — развертывающийся во времени процесс взаимосвязанного поведения, наподобие танца, ухаживания или серфинга. Поэтому его нельзя до конца познать с помощью чтения, размышления или разговоров. Вы должны выполнять его. Одним из простых и завораживающих способов развить навыки формирования являются обучающие игры. Для игры необходимо по крайней мере два человека: обучающийся и тренер. Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и испытуемым и тренером, прежде чем группа утомится; большая группа, например класс или лекционная аудитория, тоже возможна, потому что наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать. Вы отсылаете испытуемого из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Испытуемый приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер свистком подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Я предпочитаю, по крайней мере, при первых нескольких подкреплениях, придерживаться правила, чтобы «подопытный» должен был возвращаться к дверям после каждого подкрепления начинать действия заново; это, по-видимому, препятствует развитию у некоторых испытуемых тенденции просто останавливаться в том месте, где было получено последнее подкрепление. И никаких разговоров. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются, но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.

Приемы формирования:

  • Мишени
  • Подражание
  • Моделирование

Молчаливое формирование. Если речь идет о формировании поведения человека, чтобы добиться результатов, нужно осуществлять формирование, а не говорить об этом. Никогда не говорите человеку, что формируете его поведение! 🙂

Глава 3. Управление с помощью стимулов: Взаимодействие без принуждения

Все, что вызывает какую-либо поведенческую реакцию, называется стимулом. При формальном тренинге львиная доля усилий приходится на образование условных сигналов.

Стимульный контроль – постановка поведения под контроль стимула:

  1. Поведение всегда осуществляется сразу после подачи условного стимула (собака садится, когда ей приказывают).
  2. Поведение никогда не возникает в отсутствие стимула (во время занятий или работы собака никогда не садится спонтанно).
  3. Поведение никогда не наблюдается в ответ на другие стимулы (если вы говорите: «Лежать!», собака не должна садиться).
  4. Никакое другое поведение не возникает в ответ на данный стимул (когда вы говорите. «Сидеть!» собака не должна ложиться или скакать и лизать ваше лицо).

Сигнал может быть даже едва уловимым. Пример поведенческой цепочки: обучение собаки игре фрисби (летающая тарелка). Люди, которые понимают сущность стимульного контроля, избегают лишних инструкций, неразумных или непонятных команд, приказов, которым невозможно подчиняться. Они стараются обходиться без просьб, за которыми неизвестно что следует.

Глава 4. Отучени: Избавление от нежелательного поведения

Метод 1. «Убить зверя». Это безусловно подействует. Вам никогда больше не придется снова иметь дело с данным поведением у данного субъекта.

Метод 2. Наказание. Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы. Изменять поведение в будущем, чтобы избежать последствий, которые будут проявляться тоже в будущем, – концепция, практически недоступная для понимания. Этот метод редко бывает эффективным, а при повторении его эффективность еще больше снижается. Однако он является и самым распространенным. Наказание учит тому, что нужно стараться не быть пойманным. Наказание – лучший способ прекращения нежелательного поведения, если оно проявилось впервые, и еще не превратилось в устойчивую привычку.

Метод 3. Отрицательное подкрепление.

Метод 4. Угасание: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе. Поведение, которое не приносит результатов – ни хороших, ни  плохих, никаких, – со временем исчезает.

Метод 5. Формирование несовместимого поведения. Этот метод имеет особую значимость для спортсменов и владельцев домашних животных. Метод заключается в том, чтобы приучить субъекта демонстрировать другое поведение, физически несовместимое с нежелательным. Формирование несовместимого поведения очень полезно для модификации собственных поступков, особенно связанных с эмоциональными состояниями, такими, как горе, тревога и одиночество.

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. В последующем вы перестанете давать этот сигнал. Это наиболее изощренный метод, применяемый тренерами дельфинов для того, чтобы избавиться от нежелательного поведения.

Метод 7. «Формирование отсутствия»: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения. Вежливый способ превратить неприятных родственников в приятных.

Метод 8. Смена мотивации. Это основной и самый лучший способ.

Глава 5. Подкрепление в реальной жизни

На уровне человеческих взаимоотношений правильное использование положительного подкрепления может дать существенный эффект. Оно может привести к развитию и усилению семейных взаимоотношений, укрепить дружбу, ободрить детей и обучить их в свою очередь превратиться в изобретательных и умелых источников подкрепления. Оно способствует искусству половых отношений, так как секс помимо всего прочего является взаимным обменом положительных подкреплений. Если двое достигли успехов во взаимном подкреплении, они скорее всего будут счастливой парой.

Никто из нас не представляет собой совершенства, и я не считаю, что мы должны все время думать о подкреплениях. Я предполагаю, что во взаимоотношениях с другими людьми сдвиг к положительным реакциям от резкости, яростных споров и упреков, которые являются стилем многих домов и организаций, повлияет не только на индивидов, вовлеченных в эти контакты, но и распространится вовне, изменяя соотношение сил в обществе. Мне кажется, что американское общество, несмотря на все свои свободы, является обществом карательным. Мы несем груз Кальвинистского отрицания, которое окрашивает все наши учреждения и большинство наших суждений вне зависимости от нашей индивидуальной сущности. Переключение на положительное подкрепление может стать поразительным событием.

Законы подкрепления — мощное орудие. Но свод правил гораздо более гибок, чем некоторые предполагают и даже более гибок, чем иным хотелось бы. Чтобы подкрепление действовало, оно должно быть вовлечено в процесс постоянного изменения, постоянной обратной связи, постоянного роста.

Психология подкрепления и наказания [Примеры]

| Разница между положительным и отрицательным подкреплением | Положительное подкрепление | Отрицательное подкрепление | Разница между положительным и отрицательным наказанием | Положительное наказание | Отрицательное наказание | Подкрепление против наказания | Графики подкрепления |

Основное различие между подкреплением и наказанием заключается в том, что подкрепление увеличивает вероятность повторения целевого поведения, а наказание снижает вероятность повторения поведения.

Поощрение и наказание часто используются в качестве инструментов воспитания для изменения поведения детей. Давайте рассмотрим разницу между положительным и отрицательным подкреплением, а также разницу в результатах между ними.

В поведенческой психологии подкрепление — это введение благоприятных условий, которые повышают вероятность желаемого поведения , его продолжения или усиления в будущем ​1​ .

Поскольку благоприятные условия действуют как вознаграждение, подкрепление представляет собой оперантное обусловливание, основанное на вознаграждении.

Существует два типа подкрепления: положительное подкрепление и отрицательное подкрепление.

Эти два типа подкрепления могут сбивать с толку, потому что технические термины, используемые в психологии, часто искажаются в поп-культуре.

Говоря техническим языком, положительное означает добавление фактора, а отрицательное — удаление фактора.

Но положительное и отрицательное не отражают качество добавляемого или удаляемого фактора. Этот фактор может быть приятным или неприятным.

Например, положительным может быть добавление чего-то неприятного, вызывающее неприятные ощущения, а отрицательным может быть удаление чего-то неприятного, вызывающее приятные ощущения.

Итак, помните, что положительное и отрицательное относятся к добавлению и удалению чего-либо, а не к качеству добавленного/удаленного фактора или полученных в результате ощущений.

Связано: Классическое и оперантное обусловливание

Что такое положительное и отрицательное подкрепление

Существует 2 типа подкрепления:

  • Положительное подкрепление — добавление фактора для улучшения поведения
  • Отрицательное подкрепление — удаление фактора для улучшения поведения

Положительное подкрепление

Положительное подкрепление — это добавление приятного стимула к улучшению поведения. Вот несколько примеров положительного подкрепления.

Примеры положительного подкрепления Приятный стимул Желаемое поведение
Мать дает дочери игрушку для выполнения уроков. игрушка делать домашнее задание
Отец хвалит сына за то, что он занимается футболом. похвала тренировка в футболе

отрицательное подкрепление

отрицательное подкрепление удаление аверсивного стимула до усиление поведения 90. Вот несколько примеров отрицательного подкрепления.

Примеры отрицательного подкрепления Отрицательный стимул Желаемое поведение
Чтобы перестать придираться к матери, Алекс выполняет свою работу по дому. ворчать делать работу по дому
Чтобы избавиться от неприятного запаха, Эрин принимает душ. неприятный запах принять душ

Разница между позитивным и негативным наказанием0007 нежелательное поведение с меньшей вероятностью произойдет, продолжится или усилится в будущем.

Как и в случае с подкреплением, технические значения положительного и отрицательного наказания относятся к добавлению или удалению фактора для получения результатов.

Они не относятся к качеству или последствиям наказания.

Что такое положительное и отрицательное наказание

Существует 2 типа наказания:

  • Положительное наказание – добавление фактора, снижающего поведение
  • Негативное наказание – удаление фактора для снижения поведения

Положительное наказание

Положительное наказание — это добавление отталкивающего стимула к сдерживанию поведения.

Положительные примеры наказания Отрицательный стимул Нежелательное поведение
Мама дает Мэг дополнительную работу за ложь. дополнительная работа по дому лежание
Джон получил дополнительную домашнюю работу, потому что он опоздал в школу. дополнительная домашняя работа опоздать в школу

Отрицательное наказание

Отрицательное наказание удаление приятного стимула до сдерживание поведения.

Примеры негативных наказаний Приятный стимул Нежелательное поведение
Телевизионное время Мэри было сокращено на 20 минут, потому что она не слушала маму. время тв не слушал
Джек был наказан за возражение. выйти поговорить

Поощрение против наказания

И поощрение, и наказание могут изменить поведение. Разница между ними в том, что подкрепление направлено на усиление целевого поведения, а наказание — на снижение поведения.

Эти определения отличаются от того, как мы их используем в повседневной жизни. Обычно мы используем «усилить» в речи для обозначения «подчеркнуть», а «наказать» — для обозначения «нанести вред».

Here are the definitions and difference of reinforcement and punishment in psychology:

  Add / Remove Stimulus Behavior
Positive Reinforcement add pleasant enhance desired
Отрицательное подкрепление Удаление Отвращение Усиление желаемого
Положительное наказание Добавление Неприятие Удерживание нежелательного
Отрицательное наказание Удалить Приятные. Следует не допустить, что нежелательно

часто, поступающие, поступающие, поступающие, поступающие.

Например, наказание за опоздание в школу и поощрение за опоздание могут стимулировать ребенка приходить вовремя.

В связи с негативными побочными эффектами наказания (в традиционном смысле, т. е. введением неприятных стимулов) родители должны практиковать позитивное воспитание.

Однако родители также должны быть осторожны и не злоупотреблять подкреплением, потому что слишком много хорошего может быть плохим.

Графики поощрения

Поощрение и наказание обычно применяются более одного раза, чтобы установить новое поведение. Когда и как применяются стимулы, называются схемами подкрепления 2 .

Существует 4 типа простых графиков:

  • График с фиксированным интервалом (FI) – подкрепление применяется через фиксированный промежуток времени от предыдущего подкрепления.
  • Расписание с фиксированным соотношением (FR) — подкрепление применяется после того, как было сделано фиксированное количество ответов.
  • График с переменным интервалом (VI) — подкрепление применяется через разное время после предыдущего подкрепления.
  • Расписание с переменным соотношением (VR) — подкрепление применяется после того, как было сделано переменное количество ответов.

Различные типы графиков армирования дают разные результаты. Среди четырех простых графиков график с переменным соотношением генерирует ответы, которые наиболее устойчивы к угасанию.

Каталожные номера

  1. 1.

    Косилка OH. Теория обучения и поведение. Джон Вили и сыновья Inc; 1960. Дои: 10.1037/10802-000

  2. 2.

    Шенфельд В., Камминг В., Херст Э. О КЛАССИФИКАЦИИ СХЕМ УСИЛЕНИЯ. Proc Natl Acad Sci U S A . 1956;42(8):563-570. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16589906.

О Памеле Ли

Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

Страница не найдена — Parenting For Brain

Мы не нашли сообщения для этого URL.

Последние сообщения

| Что такое родительское выгорание? | Родительское выгорание во время пандемии | Симптомы | воздействия | Причины | Как оправиться от родительского выгорания | Воспитание детей может быть прекрасным и полезным занятием, но воспитание детей — одна из самых требовательных и утомительных работ. Это требует постоянных усилий, внимания и вдумчивости. Рождение ребенка может …

Узнайте больше о родительском выгорании: что это такое, как определить признаки и как родители могут справиться

| Внимательность и медитация | Преимущества осознанности в внимательном воспитании | Как практиковать внимательное воспитание | Что такое осознанное воспитание? Осознанность — это быть здесь и сейчас, в данный момент. Дело не в …

Узнайте больше о 7 преимуществах внимательного воспитания и о том, как это практиковать

| Что не является родительским отчуждением | Родительское отчуждение против синдрома родительского отчуждения | Признаки родительского отчуждения | воздействие родительского отчуждения на взрослых детей | Что такое родительское отчуждение? Родительское отчуждение – это попытка одного из родителей настроить ребенка или детей против другого родителя посредством манипулирования, критики или других…

Подробнее о 17 признаках родительского отчуждения и их влиянии на взрослых детей

| Классическое кондиционирование | Безусловный ответ против условного ответа | Примеры безусловного ответа | Что такое безусловная реакция? В классической парадигме обусловливания безусловная реакция (UCR) — это естественная, автоматическая реакция на стимул, не требующая предварительного обучения. Безусловные реакции — это рефлекторные реакции, возникающие непроизвольно. Эти естественные реакции могут быть эмоциональными…

Подробнее о 30 примерах безусловной реакции в классическом обусловливании

| Что такое Laissez Faire Parenting | воздействия | Как остановить Laissez Faire Воспитание » вики полезно Laissez-faire — это французский термин, означающий «оставить в покое». Это экономическая философия, которая выступает за нерегулируемый свободный рынок. Идея состоит в том, что лучший способ способствовать экономическому росту и развитию — это позволить людям и предприятиям …

Подробнее о 5 негативных последствиях невмешательства в воспитание детей и о том, как их преодолеть

| Непоследовательные примеры воспитания | Эффекты непоследовательного воспитания | Причины | Как предотвратить непоследовательное воспитание | Что такое непоследовательное воспитание? Непоследовательное воспитание — это использование различных дисциплинарных методов во времени или между родителями​1​. Это может произойти, когда правила и ожидания в отношении поведения детей неясны или применяются непоследовательно. Также возможно …

Узнайте больше о 5 типах непоследовательного воспитания и о том, как его предотвратить

| Что такое нарциссическая мать | Что говорят нарциссические матери | Иметь дело с нарциссической матерью — это больше, чем просто иметь дело с ее требовательным и контролирующим поведением. Они часто говорят обидные вещи, которые подрывают вашу самооценку. Взросление с нарциссическим родителем может быть кошмаром. Нарциссические матери не …

Подробнее о 50+ вещах, которые говорят нарциссические матери, и почему они их говорят

| Что такое психологическая гибкость | Почему важна психологическая гибкость | Как гибкость облегчает воспитание детей | Как помочь детям улучшить их психологическую гибкость | Родительство по своей природе тяжело. Быть полностью ответственным за другого человека — непростая задача. Но иногда родители усложняют задачу. Воспитание …

Подробнее о том, как психологическая гибкость облегчает воспитание детей

| Факторы риска, которые заставляют родителей жестоко обращаться с детьми | Последствия жестокого обращения (статистика) | Защитные факторы | Как разорвать цикл | Что такое жестокое обращение с детьми? Насилие со стороны родителей может принимать разные формы. Бывают случаи, когда это очевидно, а бывает, когда его трудно обнаружить. Пять видов жестокого обращения …

Узнайте больше о том, почему жестокие родители жестоко обращаются с вами и как разорвать порочный круг жестокого обращения

| Как развивается дезадаптивное поведение | Примеры | Причины | Как лечить | Что такое дезадаптивное поведение Дезадаптивное поведение — это поведение, которое мешает человеку функционировать в повседневной жизни или приспосабливаться к трудным ситуациям. Это значительно отличается от того, что ожидается для уровня развития человека.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts