Признаки гиперактивность: Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Содержание

Активный или гиперактивный?

Этот вопрос часто задает мамам врач педиатр. И ответить на него подчас не просто.

«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.

Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.

От истории болезни к истории здоровья

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.

Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

— В чем причины таких нарушений?

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.

Вашему малышу нужна любовь и забота.

— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?

Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.

Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.

У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.

Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?

— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Поделиться информацией

Социальные кнопки для Joomla

7 признаков гиперактивного ребенка – Анонсы и статьи – Новости – Главная

Анонсы и статьи

19 сентября, 2019

Сегодня термин гиперактивность почти у всех на слуху. Многие родители часто считают своих детей гиперактивными за счет того, что те непоседливы или всегда в движении. Однако, не всегда подвижный малыш будет гиперактивным. Не нужно злоупотреблять определением, так как детская гиперактивность не простая отличительная черта в поведении, а все-таки некоторое отклонение от нормы.

Более того, это состояние требует особых взаимоотношений с таким ребенком. Именно поэтому родителям следует знать, каким образом отличить гиперактивного ребенка от просто подвижного. А если диагноз подтверждается специалистом, то необходимо обязательно изучить тему более подробно, чтобы правильно себя вести со своим малышом, ведь выбор родителем корректной тактики в воспитании таких детей нельзя недооценивать.

Детская невнимательность, излишняя возбудимость, раздражительность, невозможность контролировать свое поведение в конце прошлого века называлось синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но сейчас врачи уже разграничивают эти понятия. Рассматривая классификацию нервных и психических болезней этот синдром отнесли к гиперкинетическим расстройствам, о чем тоже до сих ведутся дискуссии, называя синдром нарушением поведения. Но нельзя однозначно сказать, что каждый ребенок, ведущий себя как проказник, сразу относится к категории гиперкинетиков.

Многие дети непослушны, упрямы, подвижны и энергичны вследствие своего характера. Если научится правильно себя с ними вести, то не придется сталкивать с их ответной негативной реакцией.

Еще гиперактивностью называют двигательную расторможенность. Это явление также часто путают с обычной активностью детей. Множество детей могут быть подвижными и кричащими, капризными и настойчивыми, выражая так свои эмоции. Как же в таком случае отличить проблему неврологического характера от индивидуальной особенности ребенка?

Наконец, мы добрались до 7 признаков, по которым условно можно предположить гиперактивный у вас ребенок или нет:

  1. Малыши с гиперактивностью физически хорошо развиты и даже могут начать переворачиваться, садиться, ползать и ходить намного быстрее сверстников. По началу родители радуются такому феномену, но в дальнейшем это может привести к частым падениям с диванов и другим неприятностям, к которым не готовы родители. В этом случае все-таки может быть два варианта: или ваш ребенок действительно быстро развивается, или это все-таки один из признаков гиперактивности.
    Если второй вариант подтвердился, то проблема, скорее всего, либо даст о себе знать в будущем, либо проявит себя и другими признаками.
  2. Когда детские силы уже на исходе и пора спать, начинаются капризы. У родителей появляется ощущение, что их ребенок становится даже более активным, чем был до этого.
  3. Даже в первые месяцы жизни гиперактивные малыши очень мало спят. Если их сверстники больше спят, чем не спят, то эти дети по 4-5 часов подряд спокойно могут играть или плакать.
  4. Если ребенок долго не засыпает, требуя укачивания, а его сон слишком чуткий, то это также является одним из признаков гиперактивности. Он может проснуться от каждого шороха, а потом тяжело засыпает снова.
  5. У ребенка бурная реакция на яркие цвета, меняющуюся обстановку, новые лица или громкие звуки. С одной стороны, это приводит его в восторг, а с другой, делает его еще более капризным. Малыш всеми силами привлекает ваше внимание. Можно проследить зависимость, что чем больше людей в комнате, тем более капризным становится ребенок.
  6. Дети не могут долго сосредотачивать свое внимание на чем-то. Это можно проследить с самого раннего возраста, т.е. малыша легко привлечь новой игрушкой, но надоест она так же быстро. Такое чувство будто он все быстрее и быстрее переключает внимание с одной вещи на другую.
  7. Кроме вышеперечисленных признаков можно выделить еще один. Повышенная привязанность ребенка к матери и при этом боязнь чужих людей. Такие дети трудно сближаются с гостями, не идут к ним на руки и всегда немного прячутся за мамой. Родители могут заметить ревность своего ребенка к чужим детям, вплоть до конфликтов и истерик.Мы перечислили те отличительные особенности гиперактивности у детей, которые помогут вам в решении, обращаться к специалисту или нет. Если они вас насторожили, то отправляйтесь на прием к детскому неврологу. Но для того, чтобы вы зря не переживали и не ошиблись, нужно описать, как ведет себя вполне здоровый и обычный ребенок, который вследствие врожденного темперамента может обладать некоторыми из уже перечисленных признаков.

Мы перечислили те отличительные особенности гиперактивности у детей, которые помогут вам в решении, обращаться к специалисту или нет. Если они вас насторожили, то отправляйтесь на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы вы зря не переживали и не ошиблись, нужно описать, как ведет себя вполне здоровый и обычный ребенок, который вследствие врожденного темперамента может обладать некоторыми из уже перечисленных признаков.

Темпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:

Дети любят бегать и активничать, но после обязательно придут спокойно посидеть или просто полежать. Таким образом, они самостоятельно успокаиваются. У обычных детей практически нет проблем со сном, т.е. они свободно засыпают, а спят то время, которое положено их возрасту.

Как правило, сон ночью долгий и спокойный. Дети могут испытывать страх, быстро понимают, где их ждет опасность. Можно сказать, что оступившись однажды они не будут снова залезать в опасное место. Дети способны освоить слово «нельзя», и это позволяет в будущем быстро объясниться с ребенком. Новой игрушкой можно отвлечь ребенка от истерики, они быстро переключаются и перестают плакать.

Последним признаком здорового ребенка будет характер родителей, ведь в какой-то степени он передается ребенку. Возможно, что темперамент одного из родителей активного ребенка яркий и очень выраженный, возможно, в детстве они тоже были непоседами.

Часто под термином гиперактивность подразумевают излишнюю подвижность, капризы ребенка и его невнимательность, но это неверное утверждение. В первую очередь, это особое состояние нервной системы ребенка и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы. Именно из-за этих процессов ребенок никак не может усидеть на одном месте, они же мешают в сосредоточении внимания, и только в связи с этим детям так сложно переключаться с истерик на спокойствие и засыпать.

Главное помните, что гиперактивность может увидеть только врач-невропатолог. Ни в коем случае не пытайтесь поставить диагноз ребенку только из своих ощущений.

Доктор должен осмотреть ребенка, побеседовать с ним, оценить реакции и уровень его развития, разные поведенческие тонкости.

Далее происходит обобщение всех признаков расстройства, и только потом выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни. В дополнение к обследованию проводят и специальные методы диагностики (биохимия крови, МРТ, ЭЭГ и др.), а также консультациями других специалистов. Только после полного обследования врач может определить наличие, или отсутствие заболевания.

Наш сайт использует cookie. При оформлении заказа осуществляется сбор персональных данных
(эти данные не передаются третьим лицам). Если Вы не против — оставайтесь с нами.

СДВГ у взрослых — лечение, симптомы, диагностика

Записаться на консультацию

Лечение СДВГ у взрослых

Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» специализируется на лечении взрослых с СДВГ. У нас разработан и эффективно применяется комплекс реабилитационных мероприятий при СДВГ.

Индивидуальный подход

У каждого пациента есть свой лечащий врач – невролог. Он знает о пациенте и его заболевании всё, при необходимости может внести корректировки в курс лечения на любом этапе. Главное – это результат. По окончании курса лечения выдаются индивидуально разработанные рекомендации.

Лечение – это всегда комплекс

С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:

Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).

В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.

Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методы психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психолог или психотерапевт.

Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.

Инновационные методики

Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в лечении заболеваний центральной нервной системы, а как мы знаем, СДВГ относится именно к таким заболеваниям. Применение ТЛНС позволяет в короткие сроки восстановить регуляцию процессов возбуждения-торможения, что в конечном счете приводит к улучшению течения СДВГ, наилучшей психологической и двигательной коррекции. Кроме того, ТЛНС положительно влияет на когнитивные функции, такие как концентрация внимания и память, улучшает сон, давая организму восстанавливать запасы нейромедиаторов и полноценно отдыхать.

Преемственность и повторяемость

СДВГ при правильном лечении имеет благоприятное течение. Важно поддерживать достигнутые результаты. Для этого при выписке мы даем подробные индивидуально разработанные рекомендации. Пока существует какая-либо остаточная симптоматика, курсы лечения необходимо повторять, как правило, 2-3 раза в год.

Записаться на консультацию

Заполнить форму

+7 (812) 603-70-10

Синдром дефицита внимания у взрослых

СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).

В последние годы частота СДВГ увеличилась, в том числе, у взрослых. Раньше считалось, что к подростковому возрасту симптомы СДВГ значительно сглаживаются или проходят. Однако сейчас эти представления изменились: в 30-70% случаев СДВГ сохраняется и во взрослом возрасте. Чаще всего это связано с недостаточно эффективным лечением в детстве.


Подробнее о СДВГ

Все процессы, происходящие в нервной системе, базируются на двух противоположно направленных механизмах: возбуждении и торможении. В норме они сбалансированы. Однако формирование нервной системы происходит не сразу после рождения. Головной мозг в основном формируется до возраста 8 лет, но окончательно только к 25 годам. Поэтому у детей часто возбуждение и торможение выходят из-под контроля, в некоторых случаях приводя к СДВГ. Со временем мозг созревает, и симптоматика СДВГ сглаживается или проходит самостоятельно. Но даже у взрослого человека могут сохраняться когнитивные, поведенческие, и двигательные
расстройства, сформировавшиеся вследствие СДВГ. Именно поэтому распространенность СДВГ у взрослых, хоть и увеличилась за последние годы, но всё же остаётся гораздо меньшей, чем у детей.

В целом, проявления у детей и взрослых не отличаются, но есть особенности.

Во-первых, если у ребенка не было СДВГ, то и взрослого данное заболевание не разовьётся. Поэтому СДВГ у взрослых – это не отдельное заболевание, а сохраняющиеся с детства нарушения.

Во-вторых, у взрослых нарушения внимания преобладают над проявлениями гиперактивности. Таким людям сложно сконцентрироваться и удерживать внимание, поэтому им могут быть недоступны многие виды деятельности, где требуется сосредоточиться. Гиперактивность может проявляться неусидчивостью, поэтому им не подходит сидячая малоподвижная работа.
Импульсивность может проявляться конфликтами в семье и на работе.

И в-третьих, наличие СДВГ во взрослом возрасте требует тщательного обследования, чтобы исключить другие расстройства, в т.ч. психические заболевания.

Проявления СДВГ зависят от варианта течения заболевания.

Типы СДВГ у взрослых

С преобладанием нарушения (дефицита) внимания

С преобладанием гиперактивности

Смешанный вариант СДВГ

Симптомы СДВГ у взрослых

Симптомы невнимательности (у взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):

  • Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки невнимательности
  • Неспособность удерживать внимание длительное время
  • Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную речь
  • Неспособность следовать инструкциям, алгоритмам, например, выполнять условия задания
  • Сопротивление вовлечению в процесс выполнения заданий, избегание или активное сопротивление
  • Частые утраты вещей, особенно тех, что необходимы для выполнения заданий
  • Лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли («витание» в своих мыслях)
  • Повседневная забывчивость (поручения, обязанности по дому, опоздания)


Симптомы гиперактивности (у взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):

  • Постоянные движения в кистях, стопах, ёрзание на стуле
  • Вставания с места
  • Невозможность усидеть на месте
  • Невозможность спокойно проводить время
  • Постоянно в движении, как «заведенный», словно «прикрепили мотор»
  • Болтливость
  • Отвечает на вопрос, не дослушав самого вопроса
  • Трудности с ожиданием своей очереди
  • Перебивает других, вмешивается в чужие дела, берёт вещи других людей без разрешения.

Эти симптомы должны достигать степени выраженности, мешающей учиться, общаться, работать. Они должны наблюдаться и дома, и в других местах (на работе, в гостях и т.д.). Их должны замечать не только близкие, но и окружающие.

    Может потребоваться и дополнительное обследование с целью уточнения диагноза и исключения других заболеваний, имеющих схожую симптоматику:

    • ЭЭГ (электроэнцефалография)
    • УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
    • Метод вызванных потенциалов (ВП)
    • Консультация психотерапевта
    • МРТ головного мозга
    • Консультация психиатра (по показаниям)

    Программы лечения, которые могут подойти пациентам с СДВГ*:

    – СДВГ КС (комплекс стандартный)
    – СДВГ КР (комплекс расширенный)
    – Когниция КС (комплекс стандартный)
    – Когниция КР (комплекс расширенный)

    – Психотерапия инд. КС (комплекс стандартный)
    – Психотерапия инд. КР (комплекс расширенный)

    Сравнительная таблица всех программ

    Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16 «Скворушка» г. Набережные Челны»

    Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?

    Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
    Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
    У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.
    Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.
    Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.
    Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
    Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:
    — Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
    — Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
    — Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
    — Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
    — Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
    — Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
    — Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
    — Ребенок постоянно все забывает.
    Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.
    Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:
    — Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
    — Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
    — Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
    — Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
    — Ребенок всегда нацелен на движение.
    — Часто бывает болтливым.
    Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:
    — Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
    — Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
    — Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
    Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.
    Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, — тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы — признак расстройства нервной системы. (И здесь важно не спутать их с пилоростенозом — проблема желудка, неспособного принять много пищи. Она тоже выливается, но уже по совершенно другой причине. Конечно, здесь уже без помощи доктора не обойтись. )
    Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.
    Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.
    Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.
    Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь («на нем все горит»), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И тем не менее даже врачи не всегда могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.
    Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее » возвращаются «.
    Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй и ранее они воспитывали его недостаточно жестко.
    Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.
    Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом.
    Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд «неуспевающих», он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, «не берут в игру». Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка — характерные эмоции при СДВГ — получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.
    Но случается и совсем противоположное — гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы.
    Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.
    Отличительная черта тиков — их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции всегда приносит моментальное облегчение.
    Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.
    Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
    Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношения к учебе. Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание со школой.
    По международной классификации выделяют три формы СДВГ:
    — В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.
    — Во второй форме — преобладают нарушения внимания.
    — В третьей форме — преобладает гиперактивность.
    Последняя форма встречается реже других. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда можно говорить о патологии.
    Заметим, что далеко не всегда и невнимательные дети попадают в число больных СДВГ. Американцы, например, четко различают состояния гиперактивности и неспособности концентрировать внимание (НКВ). Последнее вполне может проявиться само по себе неспособностью закончить начатое дело, быстрым переключением интересов и т. д. Кстати, довольно часто такие проявления мы наблюдаем и у взрослых людей. В медицине это называется «остаточное явление неспособности концентрировать внимание». И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова — минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими методами.
    По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается «вечный двигатель», как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.
    Автор: Г. В. Болотовский

     

    причины, симптомы, признаки, диагностика, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых

    Симптомы СДВГ у детей

    Причины возникновения патологии

    Диагностика

    Методы лечения СДВГ

    Профилактика


    На сегодняшний день все чаще и чаще детям ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Как правило, его диагностируют у детей в возрасте 6-8 лет, когда ребенок идет в школу. Именно в этом время становится очевидно, что у ребенка есть выраженные проблемы с поведением и восприятием информации. 

    СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Патология дает о себе знать в детском возрасте, но при отсутствии своевременной терапии может сохраняться во взрослом возрасте. Согласно статистике, СДВГ наиболее характерен для мальчиков, но может встречаться и у девочек. Если своевременно не диагностировать патологию и не приступить к лечению, это чревато плохой успеваемостью в школе, у ребенка могут развиться серьезные социальные проблемы, что повышает риск злоупотребления психоактивными веществами в будущем.

    Симптомы СДВГ у детей

    Рассмотрим некоторые признаки, которые могут сигнализировать о СДВГ у детей: 

    • Ребенок постоянно отвлекается, невнимателен, при общении с ним возникает ощущение, что он вас не слушает.
    • Ему трудно долго удерживать внимание на словах учителя, из-за чего страдает и понимание информации.
    • Наблюдается повышенная активность — ребенок буквально не может сидеть на одном месте. Даже во время занятий в школе он может вставать с места и ходить по классу.
    • Ребенок нетерпелив, не может ждать своей очереди, постоянно перебивает, отвечает на вопросы, не дождавшись их окончания.
    • Для детей с СДВГ характерна эмоциональная нестабильность, которая может проявляться частой сменой настроения: ребенок без повода может резко стать раздражительным, плаксивым, беспокойным.
    • Характерна несобранность — дети с данным диагнозом часто теряют свои вещи (например, школьные принадлежности, деньги, ключи).
    • Проблемы со сном и аппетитом, с режимом дня.

    Дополнительно могут наблюдаться и некоторые отклонения неврологического характера. Например, у ребенка с СДВГ может быть нарушена координация движений, из-за чего наблюдается некоторая неуклюжесть. Также в некоторых случаях наблюдаются подергивание лицевых мышц и подрагивание конечностей. 

    Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются в возрасте 2-3 лет, однако в этом возрасте трудно определить, являются ли они проявлением патологии или нормальными возрастными особенностями.

    Однако если к возрасту 6-8 лет ребенок не стал внимательнее и собраннее – это тревожный признак, который позволяет с высокой долей вероятности предположить СДВГ. Вот почему при наличии вышеперечисленных симптомов следует обязательно обратиться к врачу и приступить к лечению. 

    Причины возникновения патологии

    Для развития СДВГ нет единственной причины. Многие специалисты сходятся во мнении, что чаще всего причиной могут выступать генетические мутации, которые приводят к нарушению выработки дофамина и работы дофаминовых рецепторов. 

    Также причинами развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут выступать следующие факторы:

    • Тяжелая беременность, осложненные роды, в том числе затянувшиеся или стремительные.
    • Употребление будущей матерью во время беременности сильнодействующих лекарственных препаратов, алкогольных напитков, токсичных веществ.
    • Серьезные патологии, перенесенные ребенком в раннем возрасте, в том числе черепно-мозговые травмы.
    • Психологические травмы у ребенка.
    • Асфиксия плода.

    Также стоит отметить, что данная патология имеет наследственную предрасположенность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развития данного синдрома у ребёнка.

    Диагностика

    Диагноз СДВГ не устанавливают только на основании имеющихся жалоб. Чтобы точно подтвердить диагноз, необходимо провести некоторые обследования. В первую очередь требуется посетить невролога, психиатра и психолога. 

    В процессе консультации врач собирает анамнез, проводит различные тесты, беседы, диагностические опросы. 

    С целью выявления причины развития СДВГ могут также потребоваться консультации иных специалистов, а также инструментальные и лабораторные методы обследования, такие как: ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализы крови. 

    Методы лечения СДВГ

    Следует отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего имеет благоприятные прогнозы (при условии своевременно начатой терапии). Удается значительно улучшить поведение и обучаемость ребенка. 

    В зависимости от степени тяжести патологического процесса и причин его возникновения врач может назначить такие виды лечения, как: 

    • Медикаментозное лечение: пациенту могут назначать седативные средства, антидепрессанты, нейростимуляторы.
    • Когнитивно-поведенческая терапия.
    • Четкий режим дня: сбалансированное питание, полноценный сон.
    • Семейная психотерапия: если в семье наблюдаются конфликты, СДВГ нередко развивается на этом фоне.
    • БОС-терапия: этот метод лечения направлен на тренировку возможностей саморегуляции ребенком своих состояний с помощью компьютерных игровых заданий.
    • Физиотерапевтические методики, например, массаж, физические упражнения, кинезиотерапия.

    Дополнительно могут применяться и иные методики лечения. 

    Профилактика

    К сожалению, не всегда возможно предотвратить развитие СДВГ. Однако, есть некоторые факторы, которые значительно снижают риск развития патологии. Например, будущая мама должна соблюдать здоровый образ жизни, сбалансированное питаться, отказаться от вредных привычек. Перед зачатием желательно пройти полное обследование, при необходимости — заранее провести лечение имеющихся патологий.

    Также в качестве профилактики СДВГ необходимо соблюдать следующие рекомендации: 

    • Ребенок должен быть активным, чаще гулять на свежем воздухе.
    • Режим дня и питания должен быть четким.
    • Следить за поведением ребенка, сразу пресекать неприемлемое поведение с его стороны.
    • Очень важно выстроить между родителями и детьми доверительные отношения.
    • Следует избегать семейных конфликтов.

    При первых признаках СДВГ рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут минимизировать риск развития более серьезных патологий в будущем. 

    Подробнее о лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно узнать на очном приеме у врача. Будьте здоровы! 


    Автор статьи:

    Маркелов Глеб Владимирович

    невролог, консультации онлайн

    опыт работы 4 года

    отзывы оставить отзыв

    Клиника

    м. Сухаревская

    Перейти в профиль врача

    Услуги

    • Название
    • Прием, консультация врача-невролога первичный2100