Проблема устойчивости личности в психологии: 4. Проблема устойчивости личности.

4. Проблема устойчивости личности.

Важным вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития личности, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе многих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека довольно изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем личность и поведение человека действительно устойчивы. По мнению И.С. Кона, в этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно. Например, о постоянстве чего идет речь – поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых?

В то же время ряд лонгитюдных исследований показывает, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова. В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по определенному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Первый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем – в старших классах средней школы и далее – еще раз в возрасте 35–45 лет.

Таблица 2. Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж. Блоку)

Корреляция результатов исследования в течении трехлетнего периода времени от подросткового к старшему школьному возрасту

Корреляция результатов исследования от подросткового до возраста 35-45 лет

Оцениваемая личностная характеристика (суждение, по которому эксперты давали оценки)

Мужчины

0,58

0,53

По-настоящему надежный и ответственный человек.

0,57

059

Недостаточно контролирует свои побуждения и потребности, не способен откладывать получение ожидаемого.

0,50

0,42

Самокритичен.

0,35

0,58

Эстетически развит, имеет выраженные эстетические чувства.

Женщины

0,50

0,46

В основном покорна

0,39

0,43

Стремиться находиться среди других людей, общительна.

0,48

0,49

Непослушна и неконформна.

0,45

0,42

Интересуется философией, такими проблемами, как религия.

В течение трех лет с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58 % личностных характеристик обследуемых сохранились, т.е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами первого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые корреляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавшихся личностных характеристик. В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и оценки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей.

Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40–45 лет.

Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость личностных психологических особенностей, напротив, обнаруживается довольно поздно, в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами.

Гораздо меньшая устойчивость личностных характеристик обнаруживается, когда личность рассматривается не в течение длительного периода времени, а в различных ситуациях.

За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Неудачными оказались и попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30. Между тем в ходе исследований было установлено, что наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.

Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости свойств личности весьма неоднозначен. У одних свойств, как правило тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; у других личностных качеств, чаще всего приобретенных в ранние годы и так или иначе обусловленных органически, она есть. В большинстве исследований, посвященных данной проблеме, отмечается, что реальное поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых находится человек.

Человек обладает целым рядом характеристик личности, которые являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присутствуют у всех людей. Это так называемые интегративные характеристики, т.е. черты личности, формирующиеся на основе более простых психологических характеристик. К числу таких характеристик необходимо, прежде всего, отнести адаптационный потенциал личности. Данное понятие было предложено на основании анализа многочисленных экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации.

Каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т.е. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.

Основные понятия и ключевые слова: принцип развития, социализация, инкультурация, самодвижение, фаза новорожденности, стадия младенчества, раннее детство, дошкольное детство, подростковый возраст, старший подростковый возраст, переход к юности, юношеский возраст, молодость, переход к расцвету, расцвет, зрелость, старость, проблема устойчивости личности.

ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого — важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

Тем не менее во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. В этой связи естественно возникает вопрос: насколько и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы?

В этом теоретическом вопросе содержится, как показал И.С.Кон1, целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно, и, исходя из него, можно давать различные ответы на общий вопрос. Например: о постоянстве чего идет речь — поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых? и др.

Кроме того, в русле разных теорий личности все эти вопросы могут и должны решаться по-разному. Показано, например, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства (а таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Есть и так называемые «ситуативные черты», проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно.
Наряду с этим лонгитюдные (длительные по времени) исследования развития одних и тех же людей в течение, например, десятка и более лет показывают, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.
В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по представительному набору личностных характеристик оценивалось более 100 человек. Первый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем — в старших классах средней школы и далее — еще раз в возрасте около 35 и 45 лет.
В течение трехлетнего периода времени с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) по 58% личностных переменных были получены значимые положительные корреляции. За более чем 30-летний период ведения исследования, начиная с подросткового возраста и до 45 лет, значимые корреляции были получены по 31% всех изучавшихся личностных характеристик. В табл. 13 перечислены свойства личности, которые в течение всего времени изучения показали себя как достаточно устойчивые.
1Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8. — № 4.

Таблица 13
Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж.Блоку)
Корреляция результатов исследования в течение трехлетнего периода времени от подросткового к старшему школьному возрасту Корреляция
результатов
исследования от
подросткового до
возраста 35—45
лет Оцениваемая личностная характеристика (суждение, по которому эксперты давали оценки)
Мужчины
0,58 0,53 По-настоящему надежный и ответственный человек.
0,57 0.59 Недостаточно контролирует свои побуждения и потребности, неспособен откладывать получение ожидаемого удовольствия.
0,50 0,42 Самокритичен.
0,35 0,58 Эстетически развит, имеет выраженные эстетические чувства.
Женщины
0,50 0,46 В основном покорна.
0,39 0,43 Стремится находиться среди других людей, общительна.
0,48 0,49 Непослушна и неконформна.
0,45 0,42 Интересуется философией, такими проблемами, как религия, ценности, смысл жизни.
Оказалось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40—45 лет.
Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенно-

стей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего лично-стно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.
Гораздо меньшая устойчивость поведенческих реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем личность не в течение длительного периода времени, а от ситуации к ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость. Несколько разочаровывающими оказались также многие попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью тестов-опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30. Этого явно недостаточно, чтобы точно предсказать, как поведет себя данный человек в конкретной ситуации, хотя с определенной степенью уверенности такое предсказание для множества типичных ситуаций можно было бы сделать, особенно если следить за поведением человека в течение достаточно длительного периода времени.
Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интро-версия и некоторые другие качества.
Сторонники теории социального научения, подчеркивающие значение конкретной ситуации в определении образа действий человека, полагают, что мнение о наличии у него устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими типичными умозаключениями ошибочного характера:
1. Многие индивидуальные особенности людей, такие, на-пример;как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п., действительно достаточно устойчивы. Их устойчивость побуждает нас приписывать стабильность и дру-

гим, внутренним психологическим свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.
2. Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивое представление о них, которое и накладывает отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей. В сфере межличностного восприятия может наблюдаться явление константности, аналогичное тому, с которым мы встречаемся при изучении восприятия людьми предметного мира. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.
3. Само наше присутствие в определенной ситуации уже заставляет другого человека вести себя последовательно, так, как он вел себя с нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится как качество личности. Те же самые лица, которые с нами ведут себя определенным образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут вести себя по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив, устойчивость.
Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределен. В одних свойствах, как правило, тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.
Что же касается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств.
В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех же людях в течение длительного времени с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, о

том, что обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребенка.
Оказалось, в частности, что наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т. е. малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, — эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированное™ в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.
И последний по порядку, но не по значимости вопрос, связанный с устойчивостью личности. Дело в том, что зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека — его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т. п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Общее представление о личности.
1. Понятие о личности.
2. Определения личности.
3. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.
4. Структура личности.
Т е м а 2. История исследований личности.
1. Три основных периода в научном изучении личности.
2. Философско-литературный подход к личности.
3. Клинический период изучения личности.
4. Начало и развитие экспериментальной психологии личности.
Т е м а 3. Современные теории личности.
1. Классификация современных теорий личности.
2. Психодинамические теории личности.

3. Социодинамические теории личности.
4. Гуманистическая теория личности.
5. Новейшие тенденции в теоретической разработке проблем личности.
Т е м а 4. Формирование и развитие личности.
1. Подходы к решению проблемы развития личности в русле ее различных теорий.
2. Этапы развития личности по теории Э.Эриксона.
Т е м а 6. Проблема устойчивости личности.
1. Общее представление об устойчивости личности.
2. Жизненное значение феноменов устойчивости и изменчивости личности.
3. Устойчивость и изменчивость отдельных личностных свойств.
4. Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности.
5. Аргументы за и против утверждений об устойчивости личности.
Темы для рефератов
1. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.
2. Классификация и содержание новейших теорий личности.
3. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
4. Проблема устойчивости личности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.
2. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.
3. Проблема нормы и патологии в развитии личности.
4. Культурно-исторический подход к изучению личности.
ЛИТЕРАТУРА
I
Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986. (Что такое Я-концепция: 30—66.)
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. (Личность в психологии: 39—123. Теория З.Фрейда и психоанализ: 54—91. Гуманистическая психология личности: 91—104. Социализация личности: 108—113.)
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Деятельность и личность: 159—189. Мотивы, эмоции и личность: 206—230.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 1. — М., 1983. (Начало личности — поступок: 381—384.)
Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Предмет психологического исследования личности: 5—19. Свойства личности: 19—41.)
Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Личность: 58—81.)
Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. (Факторный анализ личности (Р.Мейли): 84—100. Классификация личностей (А.Ф.Лазурский): 179—198. Психологические типы (К.Юнг): 199-218.)
Психология личности. Тексты. — М., 1982. (Что такое личность (Э.В.Ильенков): 11—19. Некоторые черты психологической структуры личности (Б.Т.Ананьев): 39—41. Основные идеальные типы индивидуальности (Э.Шпрангер): 55—60. Самоактуализация (А.Маслоу): 108—117. Различные аспекты Я (Р.Мейли): 132—141. Черты личности (Р. Мейли): 142—149.)
Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. — М., 1983. (Социальное обучение и развитие личности: 85—100. Формирование и развитие морали: 100—110.)
Рейнвальд Н.И. Психология личности. — М., 1987. (Система свойств и структура личности: 75—108, 111—145. Психологические отношения и установки личности: 42—57. Понятие личности: 108—110. Проблема типологии личностей: 146—155.)
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152. Общая теория неврозов: 154—297. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека: 418—438.)
Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О психоанализе: 346—381. Я и Оно: 425—439.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. IV. — М., 1975. (Структура личности: 196—283.)
Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. («Персонологи-ческое» направление: 279—286.)
II
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. (Развитие личности: 113—185, 210—259.)
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. (личность в социальной психологии: 317—331.)

Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990. (Проблема личности в науке: 7—172. Свойства человека как личности: 173— 256. Развитие личности: 257—306. Индивидуальность человека как личности: 307—363.)
Бассии Ф.В. Проблема бессознательного. О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. — М., 1968. (Теория Фрейда: 67-97.)
Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977. (Развитие личности: 1—5.)
Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. (Биологическое начало и личность: 74—80.)
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Личность и ее формирование: 281—310.)
Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Эмоции и личность: 22-25, 37-48, 79-116.)
Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982. (Теория З.Фрейда: 6—12. Теория К.Юнга: 12—13. Теория ААдлера: 14—18. Теория К.Хорни: 18—21. Теория Г.Салливена: 21— 26. Теория Э.Фромма: 26—30. Теория Э.Эриксона: 30—34. Теория фрустрации: 35—37. Гуманистическая теория личности: 37—57. Теория ролей: 57—63. Экзистенциальная теория личности: 63—70. «Понимающая» психология: 71—82. Теория личности во французской социологической школе: 83—97.)
История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты. — М., 1986. (К науке о личности (К. Роджерс): 200—231.)
Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. — № 4. — С. 126—137.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Способности и личность: 221—278.)
Лук А.Н. Эмоции и личность. — М., 1982. (Психологическая зрелость личности: 6—13.)
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985. (Черты и типы личности: 103—136.)
Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Методы психологического исследования личности: 41—56.)
Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964. (Темперамент и отношения личности: 184—223.)
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М., 1981. (Личность. Теория: 23— 33. Периодизация развития личности: 55—67.)

Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983. (Понятие ответственности. Ответственность как свойство личности: 5— 43. Формирование и развитие ответственности личности: 89—118. )
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (Проблема личности и советская психология: 68—80.)
Психология формирования и развития личности. — М., 1981. (Психологическая теория строения и развития личности: 45—66. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности: 87—105. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности: 257—283. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения: 320—337.)
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. (Типология личностей: 152—161.)
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Направленность личности. Установки и тенденции. Потребности. Интересы: 103—122. Самосознание личности и ее жизненный путь: 236—249.)
Соколова ЕЛ». Проективные методы исследования личности. — М., 1980. (Защитные механизмы личности: 30—34.)
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989. (Психологические проблемы развития личности: 9—71. Деятельность и развитие личности: 72—125.)
Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю. — М., 1985. (О понятии личности: 7—42.)
III
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987. (Эмоциональная устойчивость личности: 28—140.)
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. (Формированиеличности и мотивация: 39—75, 135—143.)
Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978. (Методы исследования личности: тест Айзенка, MMPI, опросник для изучения акцентуированных свойств личности, метод Беркмана-Рихтера, проективные методы, метод Роршаха. ТАТ, исследование фрустрации, метод незаконченных предложений: 85—87.)
Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. (Личность и ее основные проявления: 5—11. Формирование личности: 37—59.)
Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. (Развитие личности. Нормапатология: 6—24, 175—222. Смысловая сфера личности: 80—109. )

Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Личность и воспитание: 13— 130.)
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. (Мотивация и личность: 217—284.)
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — 2-е изд., доп. — М., 1989. (Самопрограммирование личности: 263—273. Созидающее самосознание: 291—302.)
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. — М., 1989. (Формирование личности. Биологическое и социальное: 190—211.)
Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М., 1987. (Учение и личность: 79—118.)
Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989. (Типология личностей: 12—169.)
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1983. (Самосознание как проблема психологии: 5—28.)
Миллер Дж., Галантер Е. , Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Нейродинамические аспекты личности: 125-131.)
Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991. (Саморегуляция личности в системе отношений с другими людьми: 6—55. Жизненный путь и саморегуляция личности: 55—87.)
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (Работоспособность и болезни личности: 17—31.)
Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. — Тбилиси, 1989. (Свойства личности и фиксированная установка: 88-95.)
Общая психология. — М-., 1986. (Личность: 191—230.)
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982. (Личность: 213-253.)
Психология формирования и развития личности. — М., 1981. (К психологии личности как развивающейся системы: 3—19. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: 19—44. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности: 67—87. Общение как условие развития личности: 177—197.)
Психология эмоций. Тексты. — М., 1984. (Эмоциональные психологические типы (К.Юнг): 238—251.)
Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. — М., 1984.

Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989. (Понятие личности. Трудности определения: 5—34. Структура личности. Социально-психологическое понимание: 35—48. Социальные установки личности: 70—91.)
Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. — М., 1987. (Проблема индивидуальных типологических различий: 138— 168.)
Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и личность: 194—210.)
Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности школьника. — М., 1981. (О субъективном подходе к рассмотрению личности: 30—49. Психологический анализ устойчивости личности: 49—94. Возрастной аспект устойчивости личности: 150—180.)
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М., 1974. (Экзистенциальная психология и категория личности: 305—318.)

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

3.10: Стабильность и изменение личности

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    10994
    • NOBA
    • https://nobaproject.com/ via The Noba Project
    М. Брент Доннеллан Насколько ваша личность была определена в детстве? Насколько он развился с возрастом? Из каких аспектов себя вы благодарны тому, что «выросли»? [Изображение: А Вэй, https://goo. gl/nD3y7q, CC BY-SA 2.0, goo.gl/rxiUsF] Рассматривая стабильность личности, исследователи могут рассматривать ее на индивидуальном уровне (например, как 18-летние — чем вы отличаетесь от 38-летнего?) или на уровне группы (например, чем большинство 18-летних отличается от большинства 38-летних?). [Изображение: Ken Wytock, https://goo.gl/G1qfcO, CC BY-NC 2.0, goo.gl/VnKlK8] Если вам интересно, какое место вы занимаете в «Большой пятерке», посетите веб-сайт «Психология сегодня», чтобы пройдите тест для себя: https://goo.gl/aQTqoD Принцип зрелости развития взрослой личности гласит, что с возрастом мы корректируем свои черты, чтобы они соответствовали нашим новым, взрослым обязанностям. [Изображение: Алекс Франс, https://goo.gl/h22CM3, CC BY-SA 3.0, goo.gl/eLCn2O]
      Довольно легко представить: «Когда мне исполнится 30 лет, я выйду замуж и заведу семью, я останусь этим человеком на всю оставшуюся жизнь». Но исследования показывают, что, хотя некоторые черты остаются стабильными, другие продолжают развиваться и приспосабливаться к новым условиям. [Изображение: CC0 Public Domain, goo.gl/m25gce] Подумайте о своих предпочтениях в отношении хобби и работы. Как эти действия отражают основные черты вашей личности? [Изображение: Дэйв Скривен, https://goo.gl/4g9tCz, CC BY-NC 2.0, goo.gl/VnKlK8] Наша личность — это результат нашего взаимодействия с окружающей средой. Кто вы есть, помогает определить, что вы делаете и что вам нравится, а то, что вы делаете и что вам нравится, помогает определить, кто вы есть. [Изображение: Ник Ширбарт, CC0 Public Domain, goo.gl/m25gce]
      Абсолютная стабильность
      Постоянство уровня или количества характеристик личности с течением времени.
      Активные сделки между человеком и окружающей средой
      Взаимодействие между людьми и их контекстуальными обстоятельствами, которое происходит всякий раз, когда люди играют ключевую роль в поиске, выборе или ином манипулировании аспектами своего окружения.
      Возрастные эффекты
      Различия в личности между группами разного возраста, которые связаны со взрослением и развитием, а не с различиями в возрастных когортах.
      Аттракцион
      Связь между личностными качествами и аспектами окружающей среды, возникающая из-за того, что люди с определенными чертами тянутся к определенной среде.
      Истощение
      Связь между атрибутами личности и аспектами окружающей среды, возникающая из-за того, что люди с определенными чертами выпадают из определенной среды.
      Рождающаяся когорта
      Лица, родившиеся в определенный год или период времени.
      Когортные эффекты
      Индивидуальные различия, связанные с историческими и социальными факторами, уникальными для людей, родившихся в определенный год.
      Принцип соответствия
      Идея о том, что черты личности часто совпадают с условиями окружающей среды, так что социальный контекст человека действует, чтобы подчеркнуть и усилить его личностные качества.
      Исследование поперечного сечения/дизайн
      План исследования, в котором используется группа лиц разного возраста (и возрастных когорт), оцениваемых в один момент времени.
      Принцип кумулятивной непрерывности
      Обобщение о том, что личностные качества проявляют все большую стабильность с возрастом и опытом.
      Дифференциальная устойчивость
      Согласованность ранжирования личности в двух или более случаях измерения.
      Вызывающее воспоминания взаимодействие человека и окружающей среды
      Взаимодействие между индивидуумами и их контекстуальными обстоятельствами, происходящее всякий раз, когда атрибуты индивидуума вызывают определенные реакции у других в их окружении.
      Уровень группы
      Сосредоточение внимания на сводной статистике, которая применяется к совокупностям людей при изучении развития личности. В качестве примера можно рассмотреть вопрос о том, выше ли средний балл группы 50-летних, чем средний балл группы 21-летних, при рассмотрении такой черты, как добросовестность.
      Гетеротипическая стабильность
      Постоянство лежащего в основе психологического атрибута в процессе развития независимо от любых изменений в том, как этот атрибут выражается в разном возрасте.
      Гомотипическая стабильность
      Постоянство одних и тех же мыслей, чувств и поведения в процессе разработки.
      Враждебная предвзятость атрибуции
      Тенденция некоторых людей интерпретировать двусмысленные социальные сигналы и взаимодействия как примеры агрессивности, неуважения или антагонизма.
      Индивидуальный уровень
      Акцент на статистике индивидуального уровня, которая отражает, демонстрируют ли люди стабильность или изменения при изучении развития личности. Примером может служить оценка того, сколько людей стали более добросовестными по сравнению с тем, сколько уменьшилось в сознательности при рассмотрении перехода от подросткового возраста к взрослой жизни.
      Продольное исследование/проектирование
      План исследования, который отслеживает одну и ту же группу людей в разные моменты времени.
      Манипуляции
      Связь между атрибутами личности и аспектами окружающей среды, возникающая всякий раз, когда люди с определенными чертами активно формируют свое окружение.
      Принцип зрелости
      Обобщение о том, что личностные качества, связанные с успешным выполнением взрослых ролей, увеличиваются с возрастом и опытом.
      Сделки между человеком и окружающей средой
      Взаимодействие между людьми и их контекстуальными обстоятельствами, которое в конечном итоге формирует как личность, так и окружающую среду.
      Реактивные операции человека с окружающей средой
      Взаимодействие между людьми и их контекстуальными обстоятельствами, которое происходит всякий раз, когда атрибуты человека формируют то, как человек воспринимает окружающую среду и реагирует на нее.
      Выбор
      Связь между атрибутами личности и аспектами окружающей среды, возникающая всякий раз, когда люди с определенными атрибутами выбирают определенные виды окружающей среды.
      Реакция на стресс
      Склонность легко расстраиваться из-за обычных жизненных проблем.
      Трансформация
      Термин для обозначения изменений личности, связанных с опытом и жизненными событиями.

      Эта страница под названием 3.10: Стабильность и изменение личности распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4.0 и была создана, изменена и/или курирована NOBA (The Noba Project) .

      1. Наверх
        • Была ли эта статья полезной?
        1. Тип изделия
          Раздел или Страница
          Автор
          Ноба
          Лицензия
          CC BY-NC-SA
          Версия лицензии
          4,0
          Показать оглавление
          нет
        2. Теги
          1. Абсолютная стабильность
          2. Активные транзакции человека и окружающей среды
          3. Возрастные эффекты
          4. Аттракцион
          5. Истощение
          6. Когорта рождения
          7. Когортные эффекты
          8. Исследование поперечного сечения/дизайн
          9. Принцип совокупной непрерывности
          10. Дифференциальная устойчивость
          11. Вызывающие воспоминания транзакции человека и окружающей среды
          12. Уровень группы
          13. Гетеротипическая стабильность
          14. Гомотипическая стабильность
          15. Враждебная предвзятость атрибуции
          16. Индивидуальный уровень
          17. Продольное исследование/проектирование
          18. манипуляция
          19. Принцип зрелости
          20. Сделки между человеком и окружающей средой
          21. Реактивные транзакции человека и среды
          22. выбор
          23. Стрессовая реакция
          24. преобразование

        Personality stability and its implications for clinical psychology

        SHOWING 1-10 OF 53 REFERENCES

        SORT BYRelevanceMost Influenced PapersRecency

        Objective Personality Assessment

        • P. Costa, R. McCrae
        • Psychology

        • 1978

        Целью этой главы является предоставление широкого, эмпирически обоснованного описания нормальной личности и ее изменений во взрослом возрасте. Пока это не предназначено как поваренная книга по применению…

        Стабильность и изменение личности в течение 30 лет — от среднего до старческого возраста.

        Результаты настоящего исследования показывают, что увеличение среднего балла по шкале депрессии может отражать реальные телесные проблемы и наличие фактического физического заболевания.

        Роль памяти в преемственности личности: 25-летнее наблюдение.

        Данные показывают, что воспоминания об ответах на личностный опросник, проведенный много лет назад, неточны и что они не могут объяснить наблюдаемую согласованность результатов личностных тестов.

        Расстройства личности: DSM-III: Axis II

        • T. Millon
        • Психология

        • 1981

        Объединяет клиническую литературу по расстройствам личности в одном справочнике. Координирует и оценивает текущую теорию по этому вопросу в тесной связи с новой Диагностикой и…

        О реальности и релевантности признаков.

        Обзор опубликованных исследований черт личности сосредоточен на разногласиях между ситуационизмом и теорией черт, и имеющиеся данные интерпретируются как указывающие на то, что «черта» может быть определена операционально, что существующие меры достаточно надежны и что стабильность длительные периоды времени противоречит ситуационистскому тезису.

        Продольная стабильность личностных черт: анализ нескольких признаков, нескольких методов и нескольких случаев.

        Данные этого лонгитюдного исследования, проводившегося в течение пяти десятилетий, убедительно свидетельствуют о том, что существует набор личностных черт, которые можно обобщить с помощью различных методов оценки и которые остаются стабильными на протяжении всей взрослой жизни.

        Модели развития взрослой жизни: миф или реальность

        Результаты указывают на трудности в определении возрастных стадий взрослой жизни посредством национальных исследований взглядов и ставят под сомнение лежащие в основе предположения о существовании одинаковых возрастных стадий.

        About the Author

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Related Posts