Мудрость жизни психология философия: мудрость и смысл жизни — Психология PRO

что это такое и какое имеет значение?

С интеллектом, знаниями, умом вроде бы все понятно. Их объяснить смогут многие. Но когда спрашивают, что такое мудрость, ответят лишь единицы. Ведь она выходит далеко за рамки привычного образования или воспитания. Мудрость не преподают в школе или университете. Где же, в таком случае, ее взять? Можно ли это сделать своими силами, либо необходим наставник? В каком возрасте приходит мудрость, зависит ли она от прожитых лет? На все эти вопросы постараемся ответить вместе.

Что такое мудрость?

Мудрость — это интеллект, дополненный опытом. Мало что-то знать, важно еще уметь эти знания правильно применять. По большому счету, можно выделить несколько трактовок мудрости. С философской точки зрения этот навык отображает степень познания мира и усвоения информации. В религиях мудрость – качество, в абсолютной степени принадлежащее  Создателю, и небольшими фрагментами открывающееся людям. В лексиконе широко распространено слово «София», как синоним мудрости. Отсюда происходит сам термин «философия», как «любомудрие».

На бытовом уровне можно говорить о мудрости жизни, которая появляется у людей в процессе их взросления. Она связана с различными пережитыми ситуациями. Таким образом, когда-то появились древние знания о законах и механизмах природы. Например, люди открыли лекарственные свойства некоторых трав, изучали поведение диких животных, предвидели сезонные изменения климата. Их этому никто не учил. Просто опыт и знания, полученные методом многочисленных проб и ошибок, помогали лучше понимать окружающий мир и самого себя.

Чаще всего, мудрость ассоциируется со зрелостью, но количество прожитых лет не может быть единственным ее мерилом. Дело в том, что важнее биологического возраста его психологический эквивалент. Кто-то может набраться столько же мудрости в тридцать лет, как другой в пятьдесят. Не обязательно этим качеством будет обладать седовласый старец, который живет за счет фамильного состояния своих аристократических предков. При этом молодая девушка, сменившая десяток работ и побывавшая в каких угодно перипетиях, будет отличаться настоящей жизненной мудростью. Многие уверены, что для женщин это качество намного важнее академических знаний.

Понимая всю многогранность мудрости, наши предки выделили целый ряд ее видов, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Пройти тест на психологический возраст

Виды мудрости.

В русскоязычном богословии выделяется классификация, основанная на приближении человека к божественному началу. Согласно этим взглядам, бывают такие виды:

  • Премудрость – высшая степень мудрости, присущая Творцу;
  • Мудрость – опыт человека, помноженный на открывшиеся ему знания;
  • Благоразумие – умения и навыки, приобретаемые человеком.

Согласно буддистским представлениям, известно пять видов мудрости, свойственных женщинам. При желании их может постичь мужчина:

  • Зеркальная – ясное и объективное восприятие вещей или событий;
  • Уравнивающая – ощущение тесной взаимосвязи и равенства между всем сущим;
  • Различающая – восприятие вещей по отдельности и как части целого;
  • Связанная с опытом – умение извлекать уроки из жизненных ситуаций;
  • Всепроникающая – понимание безграничности и универсальности мира, ощущение возможностей пространства.

Другие религии предлагают свои трактовки мудрости, но условно их можно разделить на две категории: Божественная (духовная) и человеческая (жизненная). Мудрость жизни – навык грамотного применения накопленных знаний. Она возникает только в процессе деятельности, поскольку зависит от ее результатов. Высшая мудрость может появиться в состоянии покоя, например, медитации, когда человек настолько очистит свой разум от всего лишнего, что начнет чувствовать голос Вселенной.

Где искать мудрость?

Развитие этого навыка может идти разными путями. Одни ищут себе учителя. Другие читают книги. Третьи набивают свои собственные «шишки». Четвертые совмещают теорию с практикой. Пятые вообще ничего не ищут, но в определенные моменты к ним приходит озарение.

Если кто-то сознательно хочет стать мудрее, но не понимает, какие шаги для этого предпринять, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Перенимать опыт тех, кого считаете мудрее;
  • Избегать лишней или бесполезной информации;
  • Учиться на своих и чужих ошибках;
  • Развивать проактивность и позитивное мышление;
  • Применять на практике полученные знания;
  • Практиковать осознанное саморазвитие;
  • Научиться слышать свой «внутренний голос».

Эти советы достаточно просты, как в понимании, так и выполнении. К ним можно прибегнуть в любом возрасте. Главное, чтобы человек оказался готов, ведь для того, чтобы стать мудрее, необходимы элементарные задатки. Чаще всего этот навык приходит уже в зрелом возрасте, хотя, стоит учитывать гендерную специфику вопроса. Женская и мужская мудрость отличаются. Первые осваивают эту «науку» намного раньше, а мужчинам необходимо больше доводов и подтверждений, удовлетворяющих логическому типу мышления. Их стремление к систематизации и расскладыванию всего «по полочкам» замедляет процесс познания, но делает его результаты более достоверными.

Не зря восточные традиции выделяют две части единого целого – инь и ян. Именно в их взаимодействии создается единое целое, которое отличается совершенством и гармонией. Мудрость женщины и мужчины заключается в том, чтобы учиться друг у друга,  уважать опыт и знания своего партнера.

Более того, мудрые люди считают, что любой, кого мы встречаем на нашем пути – наш учитель. Поэтому не стоит пренебрегать кем-либо, ведь каждый новый знакомый появляется в жизни человека не случайно.

Мудрость человека не зависит от учебы или карьеры. Она определяется более глубокими компонентами, чем просто уровень знаний, сообразительности или изобретательности. Названый навык совмещает все перечисленное, умножая на опыт, интуицию и духовность. Главный учитель в этом случае – сама жизнь, и репертуар ее методов безграничен.

Пройти тест на интуицию

Как правильно использовать в жизни мудрость предков? | Психология

Понятно, что далеко не всё, что было передано через поколения, понимается сегодня так, как раньше. Зачем далеко ходить? Вероучение Христа было настолько искажено и затемнено позднейшими правками и нарочитой ложью о Нём, Его Личности, его замыслах, что почти ничего достоверного, сохранившегося в чистом виде, не осталось… Бессознательно мы чувствуем эту ложь, какую-то духовную «неполноту» современного христианства, не говоря уже о внешнем виде иереев и их чудовищной жадности и безграмотности.

Во всех религиях и разрозненных духовных источниках, не оформившихся в логически структурированное вероучение, потомки стали выделять определённые Знания, понемногу сужая смысл вещаний пророков, священных книг, постепенно утрачивая то, что помогло бы на более высоком уровне осознать главные замыслы. Слова остались, а сакральный смысл исчез.

К тому же, межконфессиональные войны (я уже не говорю о противостоянии между основными мировыми религиями!) заметно ослабили фундамент каждого вероучения, превратив его в тугоподвижный конгломерат устарелых догм, часто вызывающих недоумение и внутренний протест своей явной неправдивостью и непомерными требованиями к неофитам. Томмазо Мазаччо, «Капелла Бранкаччи. Крещение неофитов» (фрагмент), 1425 г.

Фото: artchive.ru

Лучшим выходом в наше время является постепенное ознакомление со многими источниками мудрости без жесткого привязывания своих внутренних убеждений к одному из них.

  • Во-первых, Божественные Откровения запоминали, передавали устно и записывали люди, а память человеческая всегда имеет свои изъяны… Зачем вам наполнять душу до краёв чужими ошибками?
  • Во-вторых, не нужно зависеть целиком и полностью от какого-либо учения и от того, кто его теперь, в наши дни, несёт в массы. Часто такие вот лжеучителя намеренно используют «ищущих правды» в своих корыстных целях — достаточно ознакомиться с материалами судебных разбирательств по какой-нибудь крупной тоталитарной секте.
  • В-третьих, Мудрость Божественная — безгранична. А человеческая жизнь — коротка. Просто не хватит времени на то, чтоб как следует изучить каждый источник, опробовать на себе все те заповеди, которые в нём содержатся.

Однако даже поверхностное рассмотрение каких-то духовных итогов развития культур, религий и мудрости народов даёт представление о правильном пути.

Важно, чтобы фрагменты, выбранные нами, принятые как основа Жизни, были созвучны с нашим настоящим, с тем уровнем бытия, на котором мы начали кропотливую, порой мучительную и никогда не завершающуюся работу над собой. Доменико Беккафуми, «Моисей разбивает скрижали Завета», 1537 г.
Фото: artchive.ru

Ведь заповеди давались только для народов с определённым мировосприятием, живших в некий отрезок Мировой Истории. То, что было сказано и как было сказано одному народу — совершенно не подходило для другого. Заповеди попадали в подготовленную почву: они были понятными большинству людей данной эпохи именно в такой форме. Чтобы нам, современным людям, овладеть сохранённой мудростью, «услышать» её душой — нужно выразить Наследие предков на нашем современном языке. Тогда оно будет воспринято.

Мне приходилось подолгу общаться с молодыми священниками (среди родственников есть иерей, и церковная среда для меня привычна и понятна), и вот многие из них говорили, что, несмотря на особое звучание и традиционность старого церковного языка, он почти не трогает души… слова безнадёжно устарели… Да, их заставляют учить в семинарии… Но отсутствие разговорной практики на этом языке, его труднопроизносимость — всё это порождает некоторое отчуждение от него.

Как же быть?

  1. Проанализировать жизненную философию своей собственной семьи. На чём она основана? Какие «зёрна мудрости» содержит? Привлекают ли вас её принципы? Отлично. Выбор сделан.
  2. Конечно, «основой основ» должны стать Вселенские Законы. Ознакомиться с ними можно на страницах учебников философии (важно брать издания после 1990 года).
  3. Решив создать собственную философию жизни, идите вперед и не оборачивайтесь! Духовный мир таков, что каждый искатель Истины уже только одним своим намерением привлекает к себе внимание Высших Сил. Назад дороги нет.
Винсент Ван Гог, «Добрый самаритянин», 1890 г.
Фото: artchive.ru

Если ваши предки были высокодуховными людьми, имели своих Небесных Покровителей (речь здесь не только о тех христианских угодниках, имена которых мы встречаем в святцах), свой Кодекс Чести и критерии «правильной жизни» — берегите это всё, не делайте достоянием толпы в угоду пустому тщеславию, не допускайте в свой духовный мир тех, кто может и хочет воспользоваться вашими духовными сокровищами.

Нужно понимать, что целью многих организаций является разрушение таких семей — отсюда навязывание нелепых идей о ранней сепарации, призывы к толерантности в плане содомии и прочих, разрушающих человеческую норму, тенденций. А также сверхконтроль за всеми сторонами жизни и без того запуганных граждан. И не нужно кивать на Америку и «загнивающий Запад» — и здесь, рядом, достаточно тех, кто хочет «разделять и властвовать». Берегите храм вашей души!

Теги: работа над собой, философия жизни, внутренние убеждения, мудрость, вероучение

Мудрость жизни Артура Шопенгауэра


Я включил фотографию мудреца из Азии выше по очень конкретной причине: чтобы подчеркнуть тот факт, что мудрость жизни выходит за рамки культуры. Конечно, по обложке книги ясно видно, что Артур Шопенгауэр из мира европейской цивилизации начала 19 века. Но то, что немецкий философ может сказать на тему мудрости, сегодня так же актуально для женщин и мужчин, живущих в любой точке земного шара, как и тогда, когда он писал свою книгу в 1850-х годах во Франкфурте, Германия.

Я уже публиковал рецензии на различные разделы этой книги, но, поскольку я более подробно рассмотрел затронутые темы, я хотел бы поделиться более свежими размышлениями. Я сделаю это, связав свои комментарии с цитатами конкретных ключевых авторов.

«Разрабатывая схему счастливого существования, мне пришлось полностью отказаться от высшей метафизической и этической точки зрения, к которой ведут мои собственные теории».

Почти все читатели, знакомые с философией Шопенгауэра, мыслят категориями его основного произведения, Мир как воля и представление , который содержит очень пессимистическую позицию. С Мудрость жизни сэр Артур меняет свое предыдущее суждение и намерение принять и побудить нас жить жизнью, наполненной великой радостью и счастьем. Как именно можно достичь такого благословенного способа существования, является предметом этой книги.

«По сравнению с подлинными личными достоинствами, такими как великий ум или великое сердце, все привилегии положения или происхождения, даже царского происхождения, не более чем как короли на сцене, как короли в реальной жизни».

Немецкий философ разъясняет, почему именно три качества следует ценить превыше всего: физическое здоровье, богатый ум и позитивный, жизнерадостный нрав. Он насмехается над людьми, цинично относящимися к переживанию счастья, которое удача дарует им в настоящий момент, сравнивая такой негатив с наливанием отличного вина в мешок, полный желчи. В этом вопросе я полностью согласен: у меня было свое брюзгливое существование среди людей, которые являются вонючими черной желчью и жалобщиками. Особенно в последние годы я стараюсь видеть красоту в каждом моменте, и один из способов сохранить ясность зрения — это изо всех сил избегать вонючих и всех многочисленных пахучих грибов.

«Ибо, помимо удовлетворения некоторых реальных и естественных потребностей, все, чего может достичь обладание богатством, очень мало влияет на наше счастье… и все же люди в тысячу раз больше стремятся стать богатыми, чем приобрести культуру, хотя совершенно очевидно, что то, чем человек является, гораздо больше способствует его счастью, чем то, что он имеет».

С одной стороны, я не могу не согласиться – люди, которые игнорируют развитие своих внутренних способностей и ресурсов, обогащают и расширяют такие виды деятельности, как чтение и размышление, обучение и образование, ради погони за материальными благами, обрекают себя на разочарование. и скуки, так как новое обладание приносит быстрое удовольствие, но кайф быстро проходит.Однако, как развивает Шопенгауэр в другом месте, для человека (извините, его язык сексистский) богатого ума обладание богатством является великим даром, поскольку оно служит освобождение от мира тяжелого труда и необходимости работать, чтобы «зарабатывать на жизнь».

«Насколько наше счастье зависит от нашего настроения, а это опять-таки от нашего состояния здоровья».

К сожалению, одно из безрассудств юности — разбрасывать свое тело, как будто оно стоит не больше, чем старая грязная тряпка для посуды. Я имею в виду тысячи молодых людей, которые занимаются футболом или другими контактными видами спорта. Когда я был ребенком, я даже знал парня, который играл в «курицу» с машинами, едущими по шоссе, выпрыгивая из машины, заставляя водителя нажать на тормоз. В том же духе мы можем думать о глупости тратить день за днем ​​на разрушение своего здоровья такими вещами, как выпивка, курение и плохая еда.

«Великая глупость — жертвовать внутренним ради внешнего человека, отдавать весь или большую часть своего спокойствия, досуга и независимости ради блеска, положения, помпы, титулов и чести.»

Согласен – до определенного момента. Но здесь работает другой угол. Ибо, как сказал великий Джейкоб Броновский в своем труде « Восхождение человека »: «Самым мощным стимулом в восхождении человека является его удовольствие от собственного мастерства. Он любит делать то, что у него хорошо получается, и, сделав это хорошо, любит делать это еще лучше». Показательный пример: я знаю пятерых мужчин, таких же, как я, в возрасте около 70 лет — бухгалтера, художника и трех специалистов в области медицины. Все пятеро хотят продолжать работать как можно дольше — главная причина связана с наблюдением Джейкоба Броновски о том, что получение большого удовольствия от выполнения работы с большим мастерством. Шопенгауэр не очень ценит суету жизни и подобные «внешние» занятия. Хотя я сам не мог дождаться выхода на пенсию, чтобы посвятить свое время и энергию таким вещам, как чтение и письмо, теперь я могу оценить, как другие женщины и мужчины хотят продолжать работать, и на то есть веские причины. Другими словами, для многих Броновский прав, а Шопенгауэр ошибается.

«Но иметь безмятежный досуг — это далеко не обычный удел; более того, это нечто чуждое человеческой природе, ибо предназначение обычного человека состоит в том, чтобы тратить жизнь на то, чтобы добывать то, что необходимо для существования его самого и его семьи; он сын борьбы и нужды, а не свободный разум».

Таким образом, счастливый идеал для Шопенгауэра: сочетание вышеупомянутого физического здоровья, богатого ума и веселого нрава в сочетании с богатством, достаточным для безмятежного досуга.

«Свойственно обывателю тупая, сухая серьезность, подобная животной. Ничто в действительности не радует, не волнует и не интересует его, ибо чувственное наслаждение быстро исчерпывается, и общество мещан скоро становится тягостным, и можно даже устать играть в карты». умственным способностям и интересам к таким темам, как философия или литература, искусство или наука, лучше избегать трезвых деловых людей, сплетников и нескончаемых легионов весельчаков Чарли и вульгарных шутов.0004

«Правда в том, что ценность, которую мы придаем мнению других, и наши постоянные усилия в отношении этого мнения совершенно несоразмерны любому результату, которого мы можем разумно надеяться достичь; так что это внимание к положению других людей можно рассматривать как своего рода всеобщую манию, которая наследуется всеми».

Без сомнения, мы, люди, социальные существа, но если мы хотим по-настоящему быть счастливыми и жить жизнью спокойствия и радости, мы должны отбросить один вопрос: что другие люди думают обо мне? Гораздо разумнее дорожить своим уединением и одиночеством и стоять на своем.

Психология, философия и мудрость | HealthyPlace

Интервью с доктором Стивеном Палмквистом, факультет религии и философии Гонконгского баптистского университета

Тэмми : Что привело вас к изучению и преподаванию философии?

Стивен : Полный ответ на этот вопрос занял бы целую книгу или, по крайней мере, длинную главу. Приведу сокращенную версию, но предупреждаю, даже в виде «в двух словах» она не будет короткой!

До поступления в колледж я никогда не думал о том, чтобы изучать или преподавать философию. В течение первого года обучения в бакалавриате многие новые друзья говорили мне, что, по их мнению, из меня получится хороший пастор. Имея это в виду, я решил специализироваться на религиоведении. С середины младшего до конца последнего года я также служил молодежным служителем в поместной церкви. Увидев, как церкви работают изнутри, я дважды подумал о своем первоначальном плане. После выпуска я понял, что было всего несколько случаев, когда мне действительно нравилось быть молодежным служителем, и это были те несколько раз, когда один из молодых людей переживал «ага» во время разговора со мной. Затем меня осенило, что изучение и поощрение других к получению такого опыта было (является) моим истинным призванием. Исходя из предположения, что студенты университетов гораздо более открыты для такого опыта, чем средний прихожанин, и зная, что в любом случае «церковная политика» часто может работать против тех, кто склонен стимулировать такой опыт, я решил поставить новую цель. стать профессором университета.

В то время как я служил в качестве молодежного министра, я также посещал два занятия, названные «Современный брак» и «Любовь и секс в современном обществе», которые пробудили во мне интерес к этой теме. Тот факт, что я был недавно женат, когда я посещал эти курсы, делал их особенно актуальными. Из-за моего полного несогласия с теориями любви, которые поддерживала учительница предыдущего класса, я провалил первый тест. Но после обмена длинными письмами, в которых обсуждалось качество моего (сочинения) ответа на главный вопрос теста, учитель согласился разрешить мне пропустить все дальнейшие тесты в его классе, включая выпускной, и написать один длинный (40- страница) вместо бумаги. В итоге я продлил этот проект на следующее лето и написал более 100 страниц на тему «Понимание любви».


продолжить историю ниже


Мое образование в колледже было настолько полезным, что я чувствовал себя готовым жить жизнью обучения, не проходя никакого дополнительного формального образования. Однако я знал, что не смогу получить работу преподавателя в университете, не имея высшего образования, поэтому подал заявку на получение докторской степени в Оксфорде. Я выбрал Оксфорд не из-за его репутации (которая, как мне кажется, во многом переоценена), а по трем очень конкретным причинам: студенты могут поступать прямо из бакалавриата. в докторантуру без предварительного получения степени магистра; студенты не обязаны посещать какие-либо занятия, выполнять курсовую работу или сдавать какие-либо письменные экзамены; и степень зависит исключительно от качества письменной диссертации. Я хотел развивать и совершенствовать свои представления о любви, не отвлекаясь на другие требования, поэтому, когда я узнал об Оксфордской системе, я подумал: «Я мог бы получить степень, пока я в ней!» К счастью, меня приняли на теологический факультет.

Я выбрал теологию, потому что в колледже я специализировался на религиоведении, и потому что единственным уроком философии, который я посещал в студенческие годы, был обязательный курс введения, который был крайне невежественным — настолько, что я еще не осознавал, что мои собственные интерес к тому, что я теперь называю «озарением», постепенно превращал меня в философа. Как только мой первый руководитель прочитал статью о любви, которую я написал ранее, он сообщил мне о серьезной проблеме: моя теория любви была основана на конкретной теории человеческой природы, но я в значительной степени проигнорировал 2500-летнюю традицию писать о любви. последний предмет. Когда я спросил, что это за традиция, мой руководитель ответил: «Философия».

В ответ на это откровение я провел свой первый год в Оксфорде, читая оригинальные труды 25 крупнейших западных философов от Платона и Аристотеля до Хайдеггера и Витгенштейна. Из всех философов, которых я читал, только Кант, казалось, выражал уравновешенную и скромную точку зрения, которую я считал правильной. Но когда я начал читать дополнительную литературу о Канте, я был потрясен, обнаружив, что другие читатели не думали, что Кант говорит то, что я понял. К концу третьего курса, когда моя диссертация была уже написана на две трети, я решил, что вопросы, касающиеся Канта, настолько важны, что их нужно рассмотреть в первую очередь. Итак, к большому удивлению моего руководителя, я сменил тему на Канта и отложил тему любви и человеческой природы на неопределенный срок.

К концу семи лет обучения в Оксфорде я был убежден (благодаря изучению Канта), что я философ и что преподавание философии было бы для меня лучшим способом выполнить свое призвание — побуждать других учиться инсайты для себя. По иронии судьбы, у меня не было степени по философии, и я посещал только один урок философии. Шансы были против меня. Но Провидение улыбнулось мне как раз в нужное время, и мне предложили идеальную должность преподавателя на факультете религии и философии в университете Гонконга, где я до сих пор работаю двенадцать лет спустя.

Тэмми : Вы придумали новый термин «филопсихия». Что это значит и как это могло бы лучше послужить нам?

Стивен : Слово «филопсихия» — это просто сочетание первой половины слов «философия» и «психология». Слово «фило» по-гречески означает «любовь», а «психия» — «душа». Итак, «филопсихия» означает «любовь к душе» или «любящая душу».

Я придумал это слово по двум причинам. Во-первых, я заметил значительную степень совпадения интересов некоторых философов и некоторых психологов, а именно представителей обеих дисциплин, которые рассматривают свою ученость как средство расширения самопознания. Вторая причина заключается в том, что многие философы и психологи практикуют свою дисциплину таким образом, который на самом деле противоречит древнему принципу «познай самого себя». В двадцатом веке мы стали свидетелями странного феномена философов (буквально «любителей мудрости»), которые больше не верят в «мудрость», и психологов (буквально «тех, кто изучает душу»), которые больше не верят, что у людей есть «душа». «. Вместо этого первые видят свою задачу не более чем (например) в проведении логического анализа употребления слов, в то время как вторые видят свою задачу не более чем (например) в наблюдении за поведением людей и его оценке с точки зрения эмпирических принципов, таких как стимул -и-ответ.

Новое слово необходимо для того, чтобы философы и психологи прежнего типа могли отличить себя от тех, кто не верит в такие идеалы, как любовь к мудрости или изучение души. Это также имеет два второстепенных значения.

Во-первых, это слово окажется особенно полезным для таких, как я, интересующихся как философскими, так и психологическими методами обретения самосознания. Во-вторых, им также может воспользоваться каждый, кто хочет обрести самопознание, даже если он не является профессиональным философом или психологом.

Многие (если не большинство) члены Филопсихического общества, например, попадают в эту категорию. Есть учёные, религиоведы, поэты — кого угодно. Любой, кто считает, что путь к самосознанию требует «заботы о душе» (своей и чужой) и стремится к более глубокому пониманию того, как это работает, может называться «филопсихологом».


Тэмми : Вы утверждали, что работы как философа Иммануила Канта, так и психолога Карла Юнга во многих отношениях являются философскими, я надеюсь, вы могли бы уточнить это.

Стивен : Впервые я узнал о психологии Юнга и заинтересовался ею, когда учился в Оксфорде. Я подружился со священником, который глубоко изучал труды Юнга. Когда я поделился с ним своим растущим интересом к Канту, он поделился со мной идеями Юнга. Вскоре мы оба поняли, что у этих двух систем есть много общих глубоких ценностей, даже несмотря на то, что они имеют дело с очень разными аспектами человеческой жизни. В юности Юнг действительно прочитал значительное количество работ Канта и принял основные метафизические принципы Канта в качестве философских оснований своей собственной психологии. Этому есть множество доказательств; но соответствующие отрывки так равномерно разбросаны по объемным трудам Юнга, что большинство читателей легко их упускают из виду.

В двух словах, Кант и Юнг являются философами, потому что они оба имеют (1) глубокий интерес как к философии, так и к психологии и (2) желание применить свои идеи в этих областях для решения задачи самопознания. Они оба проявляют склонность к «любви к душе» столь многими способами, что я не могу надеяться дать здесь исчерпывающий обзор. Но нескольких примеров должно быть достаточно, чтобы прояснить то, о чем я думаю.

Философский проект Канта был в значительной степени мотивирован, как я утверждал, его интересом к феномену «духовидения». Он видел прямую аналогию между мистическим cla rel=»nofollow» href=»http: получить объективный опыт духовного мира и философским cla rel=»nofollow» href=»http: построить систему метафизического знания. Кант считал, что у людей есть душа, но считал опасной иллюзией думать, что это можно доказать. Первая «Критика» Канта, где он наиболее подробно развивает этот взгляд, иногда интерпретируется как отрицание метафизики; но на самом деле это попытка спасти метафизику от чрезмерно логического (нелюбовного) подхода, который cla rel=»nofollow» href=»http:s устанавливает научное знание о Боге, свободе и бессмертии души. что мы не можем знать реальность этих трех «идей разума» с абсолютной уверенностью, Кант не отрицал их реальности; скорее, как ясно показывает его вторая «Критика», он пытался превратить метафизику из дисциплины, сосредоточенной на голове, в дисциплину, ориентированную на сердце. В этом смысле общий характер философии Канта можно рассматривать как душелюбивый.0004


продолжить рассказ ниже


Юнг говорит, что прочитал книгу Канта 1766 года «Сны духовидца» в «как раз нужное время» в своем собственном развитии. Он готовился стать психиатром в то время, когда студентам-медикам внушали редукционистский, детерминистический и натуралистический подход к пониманию болезней. И все же он твердо верил в душу. Философия Канта помогла Юнгу сохранить интеллектуально честную (сосредоточенную на сердце) веру в метафизические идеи, которые отвергались многими его коллегами. В результате он разработал психологию, которая не стремилась свести душу к чему-то неметафизическому, например к сексу (как в психологии Фрейда).

Психология Юнга более философски информирована, чем психология Фрейда (и системы, разработанные многими другими психологами, такими как Скиннер). Как и Кант, он философ, потому что его научные исследования и разработанная им система чтят тайну человеческой души. Любовь процветает в тайне, но cla rel=»nofollow» href=»http:s побеждает ее в абсолютном, научном знании. граница между нашим знанием и нашим невежеством… Во-вторых, мудрость требует от нас веры в возможность, несмотря на наше необходимое невежество, найти способ прорваться через эту самую границу. …Наконец, новый урок заключается в том, что мы действительно начинаем понимать, что такое мудрость, только когда осознаем, что даже после того, как нам удастся преодолеть прежние ограничения, мы должны вернуться в свой изначальный дом. Однако между нашим первоначальным состоянием и нашим состоянием, когда мы вернемся, есть принципиальное различие: теперь у нас есть некоторое осознание (даже если мы не можем назвать это «знанием») обеих сторон границы…» Ваши наблюдения действительно резонировали с Когда я читал, я думал о мифе Джозефа Кэмпбелла о «путешествии героя». Я надеялся, что вы сможете подробнее рассказать о путешествии, которое могло бы привести к более глубокому пониманию «обеих сторон границы». 0004

Цитата, которую вы цитируете, взята из первой главы третьей части «Древа философии». В этой главе я пытаюсь дать читателю некоторое представление о том, что значит искать (или «любить») мудрость. Ключ в том, чтобы признать, что мудрость не является чем-то предсказуемым, чем-то, что мы можем знать заранее, как результат математического расчета или простого научного эксперимента. Сократ приложил огромные усилия, чтобы подчеркнуть, что самая мудрая позиция, которую могут занять люди, — это признать, что мы не знаем, что влечет за собой мудрость в той или иной ситуации. Его точка зрения (частично) состоит в том, что если бы мы уже обладали мудростью, нам не нужно было бы любить ее. Философы, которые cla rel=»nofollow» href=»http: обладать мудростью, на самом деле вовсе не философы (любители мудрости), а «софисты» («мудрости»-продавцы, где «мудрость» должна оставаться в кавычках)9.0004

Поскольку мудрость непредсказуема, я не хочу много говорить о том, как моя концепция мудрости может привести человека к большему осознанию. Что я могу сказать, так это то, что в «Дереве» я даю три развернутых примера того, как это может работать: научное знание, моральное действие и политическое соглашение. В каждом случае имеется «традиционная» интерпретация, устанавливающая «границу», дающая нам подлинную помощь в понимании рассматриваемой темы; но его преодолевает другой философ, который считает, что граница, если сделать ее абсолютной, приносит больше вреда, чем пользы. Мой аргумент состоит в том, что любящий мудрость пойдет на риск выйти за пределы в поисках мудрости, но не будет считать безграничное блуждание самоцелью. Я утверждаю, что возвращение к границе с полученным новым пониманием является наиболее надежным способом поиска мудрости.

Вы могли заметить, что в третьей части я никогда не объяснял *как* «вернуться к границе» в каждом конкретном случае. Когда я дохожу до этой части в своих лекциях, я говорю своим студентам, что намеренно опустил такое объяснение, потому что каждый из нас должен сам до него дойти. Мудрость-любовь — это не то, что можно облечь в «комплект». Ни то, ни другое. Мы можем подготовиться к этому; но когда оно приходит к нам, озарение часто приходит в форме, которую мы никогда не ожидали заранее.

Соблюдать границы и в то же время быть готовым рискнуть выйти за них, когда это необходимо, — ключевая концепция философии, как я ее понимаю. Таким образом, философы (любители души) будут не только учеными, но и людьми, пытающимися претворить свои идеи в жизнь. И Кант, и Юнг сделали это по-своему, очень по-разному. Я тоже. Но то, как это делает каждый философ, нельзя обобщать.


Тэмми : С вашей точки зрения, как вы определяете целостность в отношении к людям?

Стивен : Целостность нельзя определить. Или, по крайней мере, определение в конечном итоге выглядело бы настолько парадоксальным, что никто не мог бы понять его смысл. Это потому, что определение должно включать в себя все противоположности (все мыслимые человеческие качества). Вместо того, чтобы говорить о том, как можно определить целостность, я предпочитаю говорить о том, как цельность может быть достигнута или, точнее, «приближена».

Как философ, я вижу целостность (цель всех поисков мудрости) как трехэтапный процесс самопознания. Первый шаг является интеллектуальным и соответствует тому типу самосознания, который может помочь нам достичь философия; второй шаг является волевым и соответствует тому типу самосознания, который может помочь нам получить психология; и третий шаг — духовный (или «реляционный») и соответствует типу самосознания, которое мы можем получить, только протягивая руку другим и разделяя себя в актах любовного общения. Две мои книги, «Древо философии» и «Мечты о целостности», основаны на лекциях, которые я читал на двух занятиях. Я планирую написать третью книгу, вероятно, под названием «Элементы любви», которая будет основана на лекциях, которые я читаю в рамках курса, который я сейчас впервые преподаю по четырем философским проблемам: «Любовь, секс, Брак и дружба».

Эрих Фромм выразил основной философский принцип, сказав: «Только идея, материализованная во плоти, может воздействовать на человека; идея, которая остается словом, только меняет слова». Точно так же люди не могут достичь или хотя бы приблизиться к целостности, просто читая книги. Филопсихеры — это ученые (или любые мыслящие люди), остро осознающие необходимость применять свои слова на практике и извлекать их из практики. Это предлагает хороший метафорический способ ответа на ваш вопрос: для человека, который действительно находится на пути к целостности, «слово» будет «воплощено».


продолжить рассказ ниже



Стивен Палмквист — доцент кафедры религии и философии Гонконгского баптистского университета в Коулуне, Гонконг, где он преподавал с тех пор, как получил докторскую степень в Оксфордском университете в 1987 году. что он получил степень бакалавра в колледже Вестмонт в Санта-Барбаре, Калифорния. Помимо составления различных компьютеризированных справочников и публикации около сорока журнальных статей (в основном по философии Канта), он является автором Система взглядов Канта: архитектоническая интерпретация критической философии (University Press of America, 1993) и первое из трех запланированных продолжений, Критическая религия Канта (ожидается). В 1993 году Палмквист основал издательскую компанию Philopsychy Press с целью «распространения истины в любви» посредством поддержки научных публикаций самостоятельно. Помимо помощи другим ученым в публикуя их работы, он использовал этот отпечаток для публикации четырех своих книг: Древо философии: курс вводных лекций для начинающих изучать философию (три издания: 1992, 1993 и 1995), Библейская теократия: взгляд на библейские основы христианской политической философии (1993), Четыре забытых эссе Иммануила Канта (1994) и Мечты о целостности: Курс вводных лекций по религии, психологии и личностному росту (1997). Палмквист также является создателем отмеченного наградами веб-сайта, на котором размещены специальные разделы о Канте и самостоятельной публикации, а также тексты большинства его произведений и более подробная биография. Сайт поддерживает интернет-организацию авторов-издателей, Филопсихическое общество, а также страницу с более подробным описанием книг Палмквиста и форму онлайн-заказа.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts