Проблемы самосознания в психологии: Проблема самосознания в психологии личности. Самосознание и жизненный путь личности в представлении Рубинштейна

Содержание

Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г. Божович Л.И.  Выготского Л.С.  Леонтьева А.Н.  Рубинштейна С.Л. Чаматы П.Р. Чесноковой И.И.  Шороховой Е.В.  в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования Розена Г.Я.  о социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата — достаточно указать лишь на несколько недавно изданных монографий, снабженных обширнейшей библиографией.

Понятия «Я» и самосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Тем не менее, не так давно Леонтьев А.Н, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в целом как нерешенную «ускользающую от научно-психологического анализа».

Насколько различные феномены выбираются в качестве исходных при анализе самосознания, можно убедиться на примере решения проблемы того, как и когда у ребенка возникает самосознание. Чамата П.Р. специально проанализировавший эту проблему, выделил три точки зрения по этому вопросу. Анализ показывает, что их даже больше, чем три. Одна из этих точек зрения, высказанная, в частности, Бехтеревым В.М.  состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов.          Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Согласно другой точке зрения, которую в отечественной литературе аргументировали, в частности, Выготский Л.С.  и Рубинштейн С.Л.  самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Речь идет о том этапе в развитии ребенка, когда он овладевает речью и характеризуется попытками самостоятельного действования (2-3 года). Чамата П.Р. противопоставляет первым двум точкам зрения третью — самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения сводится к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые — объективны, т.е. отражают внешний мир, вторые — субъективны, они отражают состояние тела — это самоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, а значит осознать их отдельно.
Такое осознание оказывается возможным благодаря накоплению опыта активности во внешнем мире.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как «Я»; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект .

Ребенок переносит знания, полученные относительно других, на самого себя — в этом процессе и зарождается или оформляется его самосознание. Возникновение самосознания связывается также с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения (желаний, чувств) к окружающему.

Связь возникновения и развития самосознания человека с его вхождением в человеческую культуру, в общение и деятельность людей служила и служит отправной точкой для развития конкретных представлений о самосознании у многих ученых самых различных методологических и философских ориентации, как отечественных, так и зарубежных. Смысл этих общих представлений сводится к тому, что ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания. Это овладение (присвоение, усвоение, интериоризация, интроекция, социализация) касается также и способов и форм самосознания.

Культура первоначально не выступает для ребенка абстрактно, она проявляется для него в конкретном общении, в живой совместной деятельности, в виде образцов поведения других людей, их стремлений и ценностей, их отношений между собой и к ребенку, их действий; она существует также в фильмах, книгах, других формах культуры. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок в то же время приобщается к культуре вообще. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним, он одновременно и дифференцируется от других людей.

Чеснокова И.И. предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.

Функции самосознания:

· Самопознание — получение информации о себе.

· Эмоционально-ценностное отношение к себе.

· Саморегуляция поведения.

Значение самосознания:

· Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

· Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

· Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание.

При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Спиркин А.Г. дает следующее определение: «самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней».

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода духовный свет, обнаруживающий и себя и другое.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению Спиркина А.Г, следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я».

Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание — это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности, оно не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

· Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

· К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

· К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Немаловажно, чтобы ребенок оценивал себя как русский человек.

· Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

· Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

· Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

· Оценка результатов своей деятельности.

В самосознании отражено понимание ребенком своего места в системе общественных отношений, оценка своих возможностей в области практического действия и пробуждение внимания к собственной внутренней жизни. Самосознание превращает ребенка в самобытную личность.

На протяжении дошкольного детства самосознание претерпевает существенные изменения. Отечественный психолог Мерлин B.C. в структуре самосознания выделяет четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать также как фазы его развития. Первую фазу самосознания он определяет как сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в одиннадцатимесячном возрасте, то есть в конце младенчества, когда ребенок начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами. Вторая фаза — важнейшая в развитии самосознания — сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и формируется личностное новообразование — «гордость за собственные достижения». Возникает вторая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…» Этот период принято считать критическим, так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме и упрямстве. Стремление быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры. Следующую, третью фазу, B.C. Мерлин  рассматривает как осознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление. Последняя, четвертая фаза, названа как социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста

В энциклопедическом словаре национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Национальное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры.

По мнению Хабибуллина К.Н, национальная определенность самосознания является следствием восприятия тех различий, которые существуют между нациями. Эти различия связаны с бытовыми, языковыми, культурными и иными особенностями, формирующими нацию, народность как социально-этническую общность. Исследуя проблему, Хабибуллин К.Н.  подчеркивает, что самосознание приобретает национальное своеобразие тогда, когда проявляется личность, способная к более или менее сознательному отношению к своим национальным особенностям и к обобщенному осознанию и пониманию своих отличительных черт. Следовательно, самосознание является оценочной систематизацией сложившегося и складывающегося социо-культурного опыта, включая и оценочное отношение бывших и настоящих национальных отношений.

Харисов Ф.Ф.  национальное самосознание определяет как целостную систему психологических установок, определяющую представления, взгляды, самооценки и действия личности в трех плоскостях: этническая самоидентификация; внутриэтнические взаимоотношения и общение; межэтническое общение.

В современном мире человек является носителем целого набора идентичностей — культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т. д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, является этническая идентичность. Она определяется основными базовыми психологическими потребностями личности: в безопасности и защите; принадлежности к обществу, к группе; самобытности и уникальности своего «Я» и уверенностью в себе. Устойчивость же национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Сохранение позитивной этнической идентичности — социально-психологический механизм сохранения самой русской культуры в целом.

Начавшееся в России возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика, о чем свидетельствует Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел» от 7 октября 1994 г.

Изучению русского самосознания посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.

Распространенным в отечественной науке является понятие национального самосознания как осознания индивидом принадлежности к определенной нации как к социально-экономической и политической общности. Но очевидно, что национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую этническое и историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание, его составляющей является национальная идея, национальный менталитет.

На русский народ выпала историческая миссия не только собирателя, но и охранителя территорий и русских традиций. Поэтому рассматривая национальное самосознание русских необходимо помнить о древних традициях государственности русского народа.

Отмечается, что в перспективе коллективистские установки могут быть даже усилены, так как в структуре самосознания они выполняют еще и компенсаторные функции, играют роль адаптивной психологической защиты, помогая преодолеть внутренний дискомфорт личности, порождаемый сегодняшним кризисом самосознания российского общества.

Смысл национальной идеи состоит в побуждении воли народа к национальному единству, основанному на национальном самосознании, во имя достижения целей, определяемых национальными интересами. Данная формулировка более всего отвечает сегодняшним ожиданиям общества и более других раскрывает существо этого феномена: национальная идея является понятием вариабельным, функцией исторического времени. Цели ее могут меняться в зависимости от демографической, духовной, экологической и политической ситуаций, переживаемых нацией на различных этапах ее развития. Однако при этой вариабельности фундаментальным для национальной идеи остается национальное самосознание, в меньшей мере подвергаемое испытаниям времени.

Поэтому важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса российского общества является формирование в общественном сознании национальной идеи, отвечающей вызову времени, и воспитание национального самосознания граждан России на основе традиционных ценностей российского этноса.

Рассмотрев теоретические аспекты по формированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста, посредством знакомства с русской народной культурой, можно сделать вывод о том, что национальное самосознание складывается из самосознания отдельных людей данной национальности и формируется, в свою очередь, соответствующей национальной средой. Самосознание отдельного человека не суть продукт ума, а суть продукт чувства. Что это означает? Это означает, что самосознание формируется не рационально-логически, не с помощью ума (в коре больших полушарий мозга), а в глубинах сознания и даже подсознания (в подкорковых областях мозга), оно эмоционально и на его становление влияет множество факторов интуитивного и чувственного восприятия. В русском языке это обозначается очень ёмким словом душа. Сущность самосознания с трудом поддается словесной формализации (то есть человек чувствует, но точно выразить не может). В связи с описанным механизмом большая роль в формировании самосознания принадлежит знакомству детей с русской народной культурой посредством специально разработанных занятий, как одному из наиболее информационно ёмких видов культуры.

Заключение

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента личности ребенка. При этом ядром человеческой личности является самосознание, представление о собственном «Я» или образ — Я, формирование которого происходит в деятельности и общении.

В ходе теоретического исследования развития и современного состояния аспектов формирования самосознания старшего дошкольника, в психологической литературе, нами было установлено, что необходимыми условиями для формирования самосознания ребенка посредством русской народной культуры, является создание таких взаимоотношений ребенка с другими людьми внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью, проявить национальную самоидентичность.

 

Проблема самосознания в психологии. Феномен «Я-концепции» личности, его генезис и функционирование.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Самосознание, осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается на уровень теоретического мышления. Самосознание формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. по самому существу носит глубоко общественный характер.

Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта – это и есть самопознание.

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С. Л.Рубинштейна проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата. Понятия «Я» и самосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Тем не менее не так давно А.Н.Леонтьев расценивал проблему самосознания в целом как нерешенную.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Проблема самосознания в психологии. Феномен «Я-концепции» личности, его генезис и функционирование.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Проблема самосознания в психологии. Феномен «Я-концепции» личности, его генезис и функционирование.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Проблема самосознания в психологии. Феномен «Я-концепции» личности, его генезис и функционирование.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

самосознание

Самосознание: как уменьшить самосознание

Термин «самосознание» звучит не так уж плохо, если его разложить. В конце концов, осознание себя — это то, в чем мы все нуждаемся, чтобы действовать как социальные существа в социальном мире. Однако самосознание часто описывает преувеличенную сосредоточенность или неудобное отношение к себе и к тому, как нас воспринимают. Проблема с самосознанием заключается в том, что оно часто основано на искаженном восприятии, а также может привести к неправильной оценке восприятия других. В конечном счете, это может изменить наше поведение так, что это не будет отражать того, кто мы есть на самом деле, или того, как мы будем взаимодействовать естественным образом.

Многие из нас испытывают ненужный уровень самосознания, который сдерживает нас или выводит из формы. Мы можем начать менять это, узнав, что лежит в основе нашего самосознания. Как это влияет на нас? И, наконец, что мы можем с этим поделать?

Что вызывает наше самосознание?

Как человеческие существа, мы существуем в чрезвычайно социальной среде. То, как нас видят, важно для определения того, выберут ли нас — будь то школа, работа или свидание. Однако в настоящее время мы, кажется, живем в культуре, в которой мы более заметны, чем когда-либо. Социальные сети и новое давление, которое с ними связано, могут вызвать у нас повышенный уровень беспокойства и застенчивости, поскольку нас больше беспокоит не только то, как нас воспринимают лицом к лицу, но и то, как нас представляют виртуально. Хотя о связи социальных сетей с нарциссизмом было сказано много, новые исследования показывают, как они вредят нашей самооценке и психическому здоровью в целом.

Хотя эти новые технологические возможности для саморазоблачения могут стать трамплином для самосознания, у этих чувств есть более глубокие корни. Доктор Роберт и Лиза Файрстоун уже более 30 лет проводят тематические исследования, изучая негативный мыслительный процесс, которым обладают люди, называемый их «критическим внутренним голосом». Оценивая, какие самокритичные мысли или «голоса» испытывают люди, они обнаружили, что наиболее распространенным «голосом» в списке было «вы не такой, как другие люди». Это чувство, что с нами что-то не так, может исходить из раннего чувства стыда, страха или разочарования. Как сказала доктор Лиза Файрстоун:

Наши критические внутренние голоса заложены в самом раннем детстве и усиливаются в детстве, юности и во взрослой жизни. Хотя на негативный внутренний голос могут повлиять, а иногда и ухудшить текущие жизненные переживания, такие как серьезная травма или оскорбительные отношения, у взрослых он не развивается внезапно; он основан на имплицитных воспоминаниях о травмах, пережитых в детстве. Это не обязательно «Большая Т-травма», такая как сексуальное или физическое насилие, а повседневная травма, которую дети испытывают в процессе взросления.

Каждый из нас переживает в детстве какие-либо невзгоды, будь то борьба с критически настроенным опекуном, отсутствующим родителем или школьным хулиганом, но, по иронии судьбы, часто именно эти невзгоды заставляют нас чувствовать себя одинокими, уступает или отличается от всех остальных. Степень, в которой мы верим этому критическому внутреннему голосу на протяжении всей нашей жизни, часто коррелирует с тем, насколько застенчивыми мы себя чувствуем во всех видах социальных взаимодействий и отношений, от заказа кофе до приглашения кого-то на свидание.

Как самосознание влияет на нас

Если мы действуем с точки зрения того, что выделяемся каким-то негативным образом, мы склонны изменять свое поведение в ответ на эти самосознательные чувства. Мы можем стать интровертами и самодостаточными или тревожными и склонными к сверхкомпенсации, чтобы быть принятыми. Это чувство может подтолкнуть нас к тому, чтобы держаться особняком или пытаться слиться с остальными. Застенчивость часто приравнивается к застенчивости. Мы можем испытывать преувеличенное чувство стыда или смущения, когда приступаем к определенным задачам или взаимодействию. Эти чувства могут отражаться во всем, от выражения лица до языка тела.

Когда люди стесняются, они часто боятся выделиться или выставить себя дураками. Общие «голоса», выраженные в отношении самосознания, включают:

  • Ты такой уродливый. Никто не хочет смотреть на тебя.
  • Ты скучный. Вам нечего сказать.
  • Ты такой неуклюжий. Вы делаете людей неудобными.
  • Ты им не понравишься, когда они узнают тебя по-настоящему.
  • Вы мошенник. Они могут сказать, что вы фальшивка.
  • Вас никогда не примут.
  • Никто никогда не полюбит тебя.
  • Просто ведите себя сдержанно
  • Не опускай голову.
  • Берегите себя.
  • Не беспокоить других людей.
  • Тьфу, ты только что выставил себя дураком. Они смеются над тобой.

Когда такие мысли заполняют наши головы, нам становится еще труднее чувствовать себя непринужденно и действовать естественно. Когда мы прислушиваемся к своему критичному внутреннему голосу, мы склонны становиться более застенчивыми. Мы можем последовать его совету изолировать себя, не рисковать и не выставлять себя напоказ, а затем наказывать себя критическими мыслями вроде: «Ты такой неудачник. Какой одиночка. Ты никогда не добьешься успеха, не заведешь отношений и не заведешь настоящих друзей». Ключом к преодолению самосознания является выявление этих деструктивных установок, изучение того, откуда они на самом деле берутся, и изучение стратегий противодействия им в нашей повседневной жизни.

Итак, как мы можем уменьшить наше самосознание?

1. Не поддавайтесь своему внутреннему критику

Доктор Роберт и Лиза Файрстоун много писали о том, как преодолеть свой критический внутренний голос. Шаги включают в себя:

  1. Идентификация ваших конкретных голосов
  2. Размышление о том, откуда эти негативные мысли могли возникнуть
  3. Отвечать своему внутреннему критику с реалистичной, сострадательной точки зрения
  4. Понимание того, как ваши голоса влияют на ваше поведение
  5. Вызывающее самоограничение или саморазрушительное поведение

Узнайте больше об этих шагах здесь

2. Относитесь к себе как к другу

Людям гораздо легче увидеть лучшее в других, чем в себе. Мы смотрим на наших друзей добрыми глазами. Мы ценим их качества и прощаем их причуды. Если мы сможем культивировать подобное отношение к себе, а затем возьмем за правило нести это отношение с собой в течение дня, мы сможем установить для себя менее строгие стандарты. Наш страх перед неудачей или унижением может быть смягчен заверением в том, что мы не будем наказывать и мучить себя за ошибку. Мы сами себе худший критик. Если вместо этого мы сможем стать другом, мы сможем избавиться от большей части нашего самосознания.

3. Сохраняйте чувство юмора

Все мы иногда относимся к себе слишком серьезно. Люди, способные посмеяться над своими ошибками, часто чувствуют себя более эмоционально устойчивыми и меньше боятся своих занятий. Более легкий подход может помочь справиться с тяжестью, которую мы чувствуем, когда думаем, что все смотрят на нас. И это может помочь нам справиться (даже найти юмор) в моменты, когда все идет не так, как мы надеялись.

4. Помните, что все в вашей голове

В так называемом «эффекте прожектора» исследователи обнаружили, что «люди [часто значительно] переоценивают степень, в которой другие отмечают их действия и внешний вид». Другими словами, сам страх или представление о том, что мы привлекаем к себе негативное внимание других, часто является ложным и необоснованным. Если мы сможем принять эту реальность, мы сможем освободиться от большого количества ненужного самосознания.

5. Воспринимать уязвимость как признак силы

Исследователь Брене Браун назвала уязвимость «местом рождения связи и путем к чувству собственного достоинства». Она также отметила, что «уязвимость заключается в том, чтобы показать себя и быть замеченным. Трудно сделать это, когда мы в ужасе от того, что люди могут увидеть или подумать». Позволить себе быть такими, какие мы есть, может показаться пугающим, особенно когда мы построили жизнь на поддержании таких основных негативных убеждений о себе. Чем больше мы будем воспринимать себя как признак силы, тем сильнее мы будем чувствовать себя во всем, что делаем. Уязвимость может показаться маловероятным противником самосознания, но это один из самых важных инструментов, которые мы можем использовать, чтобы установить настоящие связи и чувствовать себя более комфортно в своей шкуре.

Об авторе

Статьи по теме

Теги: общение, критический внутренний голос, негативное представление о себе, саморазвитие, самосознание, самооценка, самопонимание

Самосознание: определение, примеры и советы по его преодолению

Самосознание: определение, примеры и советы по его преодолению

Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое самосознание, чем оно вызвано и как его преодолеть? В этой статье мы поговорим о науке, лежащей в основе самосознания, и о том, как с этим бороться.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов.

Часто ли вы думаете о том, как вас видят другие? Часто ли вы беспокоитесь о том, чтобы обидеть или расстроить других? Вы испытываете стресс из-за необходимости выступать перед другими? Тогда вы можете быть более застенчивым, чем другие. Может быть трудно постоянно думать о том, как люди видят вас. Итак, в этой статье мы исследуем самосознание , чтобы лучше понять его хорошие и плохие стороны. С помощью этих идей мы можем начать преодолевать бесполезные части самосознания.

  • ​Прежде чем мы углубимся, мы подумали, что вам также может быть интересно проверить свой текущий уровень благополучия с помощью нашего викторины о благополучии.
  • А для наших благополучных предпринимателей, коучей и консультантов? Вы можете скачать нашу электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов, инструменты и ресурсы для быстрого развития вашего оздоровительного бизнеса.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивайте свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше $ быстрее 
 Повысьте доверие к себе   Показывайте впечатляющий контент 

Что такое самосознание? (Определение)

По мнению тех, кто изучает самосознание, человеческой природе свойственно иногда сосредотачиваться на себе, а иногда на других. Мы можем размышлять о своих мыслях, эмоциях, поведении или мыслях, эмоциях и поведении других. Считается, что степень, в которой мы сосредотачиваемся или размышляем о себе, указывает на наш уровень самосознания. Учитывая это широкое определение самосознания, исследователи немного разбивают его, предположив, что существует два типа самосознания.

​Общественное самосознание против личного самосознания

  1. Личное  самосознание. Привычное внимание к нашим мыслям, мотивам и чувствам. Этот человек может часто заниматься самоанализом или самоанализом.
  2. Публичное  самосознание. Осознание себя как социального объекта. Этот человек может беспокоиться о том, как он выглядит в глазах окружающих (Turner, Carver, Scheier, & Ickes, 1978).

Общественное самосознание иногда дополнительно делится на два типа:

  1. Стиль сознание. Осознание нашего поведения так, как за ним наблюдают другие.
  2. Внешнее сознание. Осознание того, как мы выглядим физически для других (Takishima-Lacasa, 2014).

Частное самосознание также иногда делится на два типа:

  1. Осознание внутреннего состояния.  Осознание чувств и физических реакций.
  2. Саморефлексия.  Склонность размышлять о прошлом, о себе и своих мотивах (Takishima-Lacasa, 2014).

Что противоположно самосознанию?
Противоположность самосознанию заключается в том, что мы не размышляем о себе на самом деле. Мы можем больше плыть по течению, более осознанно присутствовать в данный момент или не тратить много времени на размышления о наших собственных мыслях, чувствах и о том, как мы видимся в глазах других.

Примеры самосознания

Личное самосознание
У Марины высокий уровень личного самосознания. Ей нравится проходить тесты на характер, чтобы лучше понять себя, и часто находит минутку, чтобы подумать после того, как она испытывает гнев или печаль, чтобы лучше понять, откуда берутся эмоции. Она хорошо знает себя и понимает, почему она делает и говорит то, что делает.

Публичное самосознание
​Эдуардо высокое частное самосознание. Он не любит выступать перед группой, потому что боится, что скажет что-то не так. Иногда, когда люди смотрят на него, он задается вопросом, есть ли у него еда в зубах. Он также очень осторожен в том, что говорит и делает, потому что всегда думает о том, как его видят другие, и хочет убедиться, что он им нравится.

Шкала самосознания (тест)

Вот несколько вопросов, которые вы можете задать себе, чтобы получить представление об уровне вашего личного и публичного самосознания (Buss, 1980; ipip.ori.org).

Личное самосознание
Я постоянно размышляю о себе.
Сильно не согласен полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я постоянно осматриваю свои мотивы.
Сильно не согласен полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 7 8 9 10

Я ищу скрытое значение в вещах.
Сильно не согласен полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 7 8 9 10

Я стараюсь объективно осмотреть себя.
Совершенно не согласен            Полностью согласен
1     2     3     4     5     6     7      8       9     10 

Я провожу время, размышляя о вещах.
Сильно не согласен полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мне нравится заблудиться. 6     7      8     910 

*более высокие баллы предполагают  БОЛЬШЕ частное самосознание.

Общественное самосознание
Меня беспокоит, что люди думают обо мне.
Треточно не согласен полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я хочу суммировать что -то особенное в глазах других.
Совершенно не согласен            Полностью согласен
1     2     3     4     5     6     7      8       9       10 

Я легко чувствую угрозу.
Сильно не согласен полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мне нужно заверение.
Совершенно не согласен            Полностью согласен
1          3      4                        70018

Мне нужно одобрение других.
Сильно не согласен полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я легко напуган.
Сильно не согласен полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

*Более высокие оценки предполагают больше общественного самосознания.

Самосознание в психологии (некоторые интересные открытия)

Некоторые исследования показали, что люди с высокой публичной застенчивостью, как правило, чаще используют моду и макияж, чтобы повлиять на то, как их видят другие. Они также более точны в отношении впечатлений, которые они оставляют на других. Кроме того, они с большей вероятностью будут соответствовать групповым мнениям и ожиданиям других. Наконец, они используют стратегии самопрезентации, которые могут привести к более благоприятной реакции окружающих (Doherty & Schlenker, 19).91).

Как самосознание связано с тревогой
Хотя публичное самосознание не всегда приводит к социальной тревоге, оно может быть одним из факторов. Если мы всегда думаем о том, как другие видят нас — и мы не думаем, что они видят нас в хорошем свете — у нас может начаться беспокойство по поводу других. Высокое публичное самосознание также может привести к тому, что мы будем чувствительны к отвержению (Turner, Carver, Scheier, & Ickes, 1978).

Что вызывает самосознание?

Пик самосознания обычно приходится на ранний подростковый возраст. В это время общественное самосознание связано с застенчивостью, нервозностью и плохими социальными навыками. Интересно, что как личное, так и публичное самосознание связано с депрессией, тревогой и социальными проблемами у девочек, но не у мальчиков (Bowker, & Rubin, 2009).

Хотя это исследование помогает нам лучше понять возможные причины самосознания, неясно, является ли самосознание причиной этих вещей или наоборот. Например, есть смысл в том, что наличие социальных проблем может привести к тому, что человек станет более застенчивым. Но также имеет смысл и то, что застенчивость (а не присутствие в данный момент) может вызвать социальные проблемы. Таким образом, мы не до конца понимаем, что вызывает застенчивость.

Видео: Как справиться с застенчивостью или социальной неловкостью/тревожностью


Самосознание против самосознания

Самосознание считается способностью личности размышлять о себе. Как правило, в психологических исследованиях самосознание считается мгновенным опытом или состоянием . Мы можем осознавать себя, когда участвуем в акте саморефлексии. По этой причине зеркала и камеры часто используются для стимуляции самосознания у участников исследования (Morin & Everett, 19).90).

Самосознание , с другой стороны, считается более устойчивой чертой личности . Это характеристика, которую мы приносим с собой во многих ситуациях. Например, мы можем с большей или меньшей вероятностью думать о себе — о своем опыте или о том, как нас видят другие — независимо от ситуации.

Самосознательные эмоции

Когда мы чувствуем себя неловко, мы можем испытывать эмоции. Действительно, есть множество эмоций, которые направлены на самого себя. Вот некоторые так называемые самосознательные эмоции:

  • Стыд
  • Вина
  • Гордость
  • Смущение
  • Ревность
  • Сочувствие

для себя (Трейси и Робинс, 2004). Теперь эти идеалы, которые у нас есть для себя, могут быть основаны на реальности или полностью в наших головах. Неважно, откуда берутся эти идеалы, важно только то, как мы себя сравниваем с этим идеалом. Например, нам может казаться, что мы достигли идеала… ура! гордость! — или нам может показаться, что мы не достигли идеала — юк, позор .

Эмоции самосознания возникают из-за событий, пробуждающих самосознание. Например, если вы выиграете 100 долларов, вы можете почувствовать счастье, но если вы заработаете 100 долларов, вы можете почувствовать гордость, потому что вы участвовали в получении этих 100 долларов.

Хотя переживать эмоции не всегда весело, они помогают мотивировать наше поведение важными способами. Они могут подтолкнуть нас к большему, вести себя так, чтобы завоевывать друзей, и вести себя более доброжелательно. В целом они помогают нам достигать важных социальных целей (Tracy & Robins, 2004).

Видео: ​Джессика Трейси о самосознательных эмоциях

Как преодолеть самосознание

Самосознание обычно развивается, когда мы дети или молодые люди. Хотя во взрослом возрасте может стать легче, но не всегда. Если мы беспокоились о том, как другие думали о нас, когда были молоды, мы иногда можем принести эти привычки с собой. Вот почему научиться изменять эти мыслительные процессы может быть непросто. Итак, вот несколько советов по преодолению самосознания.

1. Укрепите уверенность в себе
Когда мы застенчивы, мы постоянно сомневаемся в себе — своих мыслях, эмоциях и действиях. Нам нужно научиться доверять себе — только мы знаем, кто мы в глубине души, и нам решать, как мы хотим жить. Но для этого нужна уверенность в себе.

Чтобы начать доверять себе, начните с того, что будьте честны с собой. Вы работаете на работе, которая вам не подходит? Вы общаетесь с друзьями, которые вам не очень нравятся? Живете ли вы жизнью, которая действительно принадлежит вам? Может быть трудно доверять себе, если вы принимаете решения, которые не отвечают вашим интересам. Поэтому работайте над тем, чтобы быть честным с самим собой в отношении того, кто вы есть на самом деле и чего вы действительно хотите.

Затем действуйте в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Чем больше вы следуете своему собственному пути и делаете то, что считаете правильным, тем меньше имеет значения, что думают другие. Когда вы знаете, что что-то правильно для вас , тогда это правильно для вас.

2. Развивайте внимательность
​В некотором смысле внимательность может быть просто противоположностью самосознанию. Это включает в себя присутствие в данный момент (а не застревание в голове) и принятие ситуаций и эмоций такими, какие они есть (а не беспокойство о них или попытки их контролировать).

Вы можете укрепить свои навыки внимательности, практикуя упражнения на внимательность — например, замечая детали объекта или выполняя осознанные медитации. Посмотрите аудио и видео медитации ниже, чтобы попробовать.

Видео: ​Подключение к Высшей самоуправляемой медитации

Быстро избавиться от самосознания

Если вы обнаружите, что скатываетесь по нисходящей спирали застенчивости, может оказаться полезным использовать некоторые стратегии борьбы с размышлениями. Руминация — это когда наши мысли продолжают двигаться и двигаться, и мы не можем их остановить. Хороший способ остановить эти мыслительные циклы — отправиться на интенсивную пробежку или принять холодный душ. Эти стратегии могут помочь вам вырваться из ума и вернуться в тело.

Статьи для преодоления самосознания

Хотите узнать, как преодолеть застенчивость? Вот несколько статей по связанным темам, которые, возможно, вам будут интересны.

  • Знать свою ценность: как повысить самооценку и уверенность в себе​
  • Самооценка: определение, признаки и советы по повышению самооценки​ Обретение уверенности
  • Самосознание: как стать более самосознательным

книги, которые помогут вам преодолеть самосознание

Вы чувствуете, что вам все еще нужен совет, чтобы преодолеть застенчивость? Вот несколько книг, которые могут помочь. как мы живем, любим, воспитываем и руководим

Заключительные мысли о самосознании

Самосознание может быть как благословением, так и проклятием. Решением может стать обучение тому, как оттачивать полезные части и преодолевать менее полезные части. Надеюсь, вы узнали здесь некоторые стратегии, которые помогли вам лучше понять самосознание и что с этим делать.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

Ссылки