Проблемы в поведении младших школьников: Личностные и поведенческие проблемы младших школьников

Советы родителям на тему: «Нарушения поведения ребенка младшего школьного возраста» | Методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме:

Советы родителям на тему:

 «Нарушения поведения ребенка младшего школьного возраста»

педагога-психолога высшей категории,

МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Паскал В.В.

     Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук» принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особо чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это только кажется, что он «просто не слушается», «не хочет понимать», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.

Выделяют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

1. Борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.

3. Желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на родителей. Например, за то, что мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и т. п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт критики в свой адрес и неудач, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно…», «И буду плохой…».

   

Всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что может. Но для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать.

При нарушении поведения ребенка мы часто встречаемся с детской агрессией. И зачастую родители теряются, как себя вести в таких ситуациях.

Главное правило — во всех случаях необходимо действовать с искренней любовью и уважением.

  • Личный пример

Не стоит оскорблять ребенка, унижать его, запугивать, применять физические наказания. Ребенок впитывает все, что вы делаете и говорите, вы подаете пример, как обращаться с агрессией.

Если с рождения родители запрещают ребенку выражать агрессию (например, ругают, говорят «Не кричи! Не злись!»), он усвоит, что злиться – плохо, попытается ничего не чувствовать. Но при этом он видит, что родители сами кричат друг на друга, на него или применяют физическую силу. То есть действия родителей расходятся с их словами.

Этот внутренний конфликт приведет лишь к новой напряженности, подавлению чувств, неискренности, депрессиям или враждебности. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок безопасно выражал свои чувства, обратите внимание, какой он получает пример от своего окружения.

  • Учим реагировать правильно

Всегда важно вовремя отреагировать эмоцию, то есть дать выход ее энергии, а не подавлять. Нужно научить ребенка, как ее отреагировать социально приемлемым путем.

Часто дети проявляют агрессию физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать, что о них можно говорить, а не обязательно сразу драться.

Ребенок постепенно освоит язык чувств, и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением. Дайте ему понять без чтений нравоучений, что он может рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать.

Научите ребенка выражать чувства разными способами, например можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить, можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики. Можно написать все слова, что хочется высказать.

  • Если ребенок дерется

Если ребенок кричит, пытается вас ударить, обнимите его, крепко прижмите к себе. Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Покажите, к чему приведет в дальнейшем такое поведение, причем желательно порассуждать вместе с ребенком. Например, объясните, что даже если сейчас он отобрал какую то вещь у ребенка, то потом дети не захотят с ним играть.

Беседуйте с ребенком о проступке без свидетелей, старайтесь использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций, придумайте их вместе с ним, пусть ребенок зарисует возможные пути, проиграйте вместе сценки, сочините сказки, где главный герой ведет себя достойно и заслуживает похвалу.

  • Агрессия – под контролем

Предоставьте ребенку возможности для эмоциональной разрядки в спорте. Внимательно контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору, ограничивайте просмотры передач с насилием (включая новости и жестокие мультфильмы).

Конечно, ребенок должен знать, что в мире существует не только добро и счастье, но у него не должно создаваться впечатление, что делать кому-то больно – это норма и признак силы и «крутизны». Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

    Чтобы избежать излишней агрессии, стоит подробно объяснять ребенку, почему вы ему запрещаете делать что-то, чаще искренно говорить ему о своей любви. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

И конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия! Вам следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

   Однако в зависимости от темперамента и личностных особенностей кто-то злится в основном на себя, а кто-то – исключительно на окружающих. Что могут сделать родители, чтобы сын или дочь научились понимать, из-за чего они переживают, и цивилизованно выражать гнев? 

Шаг первый: назвать вслух

Если ребенок пришел злой из школы или с улицы, то очень важно назвать вслух то, что вы видите: «По-моему, ты злишься на что-то или на кого-то». Школьник, во всем обвиняющий других, скорее всего, довольно быстро расскажет в красках, какие плохие люди его окружают.
Ребенок, скрывающий переживания, может сразу не признаться в том, что произошло. К сожалению, это часто происходит из-за того, что он опасается родительского осуждения, так что придется приложить усилия, чтобы его «разговорить». Можно прямо сказать: «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло. И хочу помочь».

Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка

К сожалению, в большинстве случаев мы обходим этот важный момент и сразу переходим к советам. Потом, правда, очень удивляемся, что после наших во всех отношениях правильных рекомендаций вместо благодарности получаем вопль: «Ты меня не понимаешь!» Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка, мы реально помогаем от них освободиться, успокоиться и открыться для конструктивного обсуждения.
Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как бы хотел отомстить обидчику. Другой вариант поведения – искренняя вера в то, что жизнь теперь закончилась и выход только один – умереть. И то, и другое на самом деле являются показателями сильных переживаний.
Родителям стоит озвучить понимание этих сильных эмоций. Например: «Чувствуется, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей». Или: «Когда попадаешь в неприятную ситуацию, да еще на виду у всего класса, то действительно хочется провалиться сквозь землю раз и навсегда».
Такими комментариями родители, с одной стороны, показывают ребенку, что они действительно готовы выслушать и помочь. А с другой, расширяют его представления о том, что действительно задело и явилось причиной гнева. Ведь дети часто не очень понимают, что именно их так сильно разозлило.

Шаг третий: выразить гнев

Еще раз повторю, злость заложена в нас природой для того, чтобы человек мог себя защитить в случае опасности. Если постоянно ее сдерживать, то нерастраченное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы. Как следствие, возникает плохое самочувствие, различные боли, школьник начинает хуже учиться. Поэтому так важно вовремя «освободиться» от гнева и злости. Понятно, что драка, ругань, плевки, укусы – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы реальное действие было произведено. Можно попросить ребенка звуком и движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет дикий вопль, рычание, топанье ногами, избиение подушки, швыряние мягких кубиков в стену.
Рекомендуется также взять мел или карандаш в левую руку (или в обе) и нарисовать свой гнев, а потом лист бумаги скомкать, порвать. Здорово, если родитель сделает то же самое вместе с сыном или дочерью. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится и будет готов к обдумыванию, как жить дальше.

Шаг четвертый: обсудить случившееся

Теперь стоит в спокойном тоне поговорить, что на самом деле задевает ребенка. Ведь всех, например, толкают в школьном коридоре, но не все из-за этого злятся. Обычно за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение сверстников и так далее. Выявив истинные мотивы, можно найти способ их удовлетворения.
Важно также научиться выражать свою злость «законным способом». Можно, например, рисовать карикатуры на своего обидчика. Или найти в нем что-то по- настоящему смешное и рассказать с юмором об этом дома маме. Или еще раз вспомнить всю ситуацию и придумать, как она по-разному может закончиться.
       Если такой схемы поведения придерживаться постоянно, то ребенок научится справляться с гневом. А также он будет понимать, что с ним, собственно, происходит, и сумеет объяснять это другим. Он будет уметь выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И, что немаловажно, он усвоит для себя различные варианты выхода из сложной ситуации. 
 

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста



Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, то есть автоматически работающими действиями, автоматизмами. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более верными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются воздействия [1, с. 21].

С. Л. Рубинштейн выделял, что становление привычки означает появление не столько нового умения, сколько последнего по новизне мотива или тенденции к автоматическим действиям. Другими словами, привычка — это воздействие, выполнение которого становится потребностью. Учитывая важное свойство нервной системы просто сформировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (табакокурение, азартные игры и т. п.), можно смело ратифицировать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Так же вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить её, чтобы не оказаться в плену аддиктивного поведения [2, с. 45].

Проблема аддиктивного поведения младших школьников в настоящее время является довольно актуальной, т. к. происходящие публичные конфигурации, рост влияния СМИ на сознание подрастающего поколения, укладывание личных норм и ценностей, приводит к искажённому формированию поведенческих и высоконравственных паттернов, следствием чего является стремление детей обрести иную реальность и нежелание справляться со сложившими трудностями, что в конечном счёте приводит к появлению различного вида зависимостей.

Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается во влечении к уходу от действительности методом конфигурации собственного состояния посредством приема неких веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности конфронтировать аддикции [3, с. 32].

Отсутствие зависимости подразумевает, что индивид соответствует понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К. К. Платонова) — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и более личных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, формирующих рациональные бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.

Поведенческая патология (по П. Б. Ганнушкину) предполагает присутствие в поведении человека таких признаков как предрасположенность к дезадаптации, тотальность, стабильность. Под склонностью к дезадаптации понимается существование шаблонов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности; взаимодействиями с окружающими людьми, противостояния или противоборства действительности, социально-психологической изоляции. Признак тотальности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, т. е. они проявляются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств. Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими причинами, а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков либо отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [3, с.

21].

Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния [2, с. 77].

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и, макросреды. Аддиктивное поведение, по определению Короленко и Сигала, характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от действительности методом конфигурации психического состояния протекает при применении различных методик. В жизни всякого человека бывают моменты, связанные с конфигурацией собственного психического состояния, не устраивающего его в этот момент. Для реализации данной цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности.

Протекает процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в собственном духовном развитии [3, с. 9].

Механизм ухода от действительности смотрится последующим образом. Выбранный человеком метод подействовал, понравился и зафиксировался в сознании как наконец-то найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы с переносом ее решения «на завтра». Постепенно волевые усилия снижаются, так как аддиктивные реализации «бьют» по волевым функциям, способствуя выбору стратегии меньшего противодействия. Снижение переносимости проблем, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешенных проблем.

Выбор аддиктивной стратегии поведения объяснен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: трудные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение эталонов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Действительность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени типично и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах публичной жизни. Современному человеку приходится воспринимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г. Селье, говоря об адаптации, пишет: «Большая способность к приспособлению, или адаптации, — вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу». «Приспособляемость — это, вероятно, главная отличительная черта жизни». «Есть два способа выживания: борьба и адаптация» [1, с. 87].

Аддиктивная личность в собственных попытках ищет свой универсальный и очень предвзятый метод выживания — уход от проблем. Естественные адаптационные способности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Главным признаком данных нарушений является чувство психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по различными факторами, как внутренним, так и внешним. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Схожий метод “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Притягательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления [2, с. 43].

Традиционное образование само несет на себе аддиктивные черты — черты, направленные на разотождествление с действительностью. Прежде всего, это проявляется в подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром, ориентированности на приоритетность знания учебных предметов, в акцентировании полезности знаний в контрасте с непредсказуемостью межличностных отношений. Обезличивание значимости межличностных отношений может происходить и из-за того, что школьников нацеливают на всепоглощающий учебный труд, который активно подкрепляется и поощряется [4, с. 23].

Занятость учебной деятельностью и, порой, бескрайнее рвение препадователей и родителей занять детей настолько, чтобы у них не оставалось времени на «всякие глупости» приводят к тому, что у детей не остается времени, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками. Вместо того, чтобы происходило разумное знакомство с реальностью, происходит отрыв от реальности. Дети, таким образом, отвлечены от личных ощущений, осмысленных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком значении этого слова. Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, чего хочется избежать любыми средствами [5, с.12].

Наступает состояние фрустрации. Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. Данное состояние возникает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия. Такие дети обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. «Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации» [6, с.56].

Школа содействует односторонней фиксации на учебной деятельности или отдельных её видах, подкрепляет эту фиксацию как желаемую и одобряемую активность.

На данной почве у ребёнка может развиться состояние повышенной тревожности. Тревожность — это эмоциональное состояние, которое появляется в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий. Тревожность, которую испытывает ребёнок по отношению к определенной ситуации, зависит от его личного отрицательного опыта. В настоящее время экспериментальное определение тревожности является достаточно актуальным, т. к. помогает раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенной жизненной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье и в школе, что в свою очередь необходимо для построения грамотного и правильно организованного учебного процесса образовательного учреждения, коррекции ненужных личностных проявлений и профилактике разного рода аддиктивных направленностей в поведении [7, с. 122].

Однако причинамиотклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте также могут быть:

  1. Безнадзорность учащихся.

Традиционно ученик добровольно подчиняется правилам и нормам поведения, какие предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку дать полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и интереса к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.

Яркой формой безнадзорности являютсяпобеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение за пределами дома.

Предпосылки побегов из дома:

– поиски приключений;

– неблагополучие и конфликты в семье. Дети, в особенности младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия. Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, однако вырастают пассивными, слабохарактерными, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А школьники, особенно из неблагополучных семей, стремятся к общению с людьми с сильной волей.

  1. Азартные игры.Это реакция на неуспех в учебной и общественно полезной деятельности, это способ самоутвердиться.
  2. Сквернословие.
  3. Курение, алкогольная зависимость.
  4. Отклонения в сексуальном развитии ребенка.
  5. Ложь.
  6. Неврозы [5, с. 12].

И. А. Горьковая считает, что наиболее значимыми социально-психологическими предпосылками отклоняющегося поведения младших школьников являются:

– выраженность «предметного» начала в отношении ребенка, которое характеризуется требовательностью и контролем, наличием конкретных (независящих от желаний ребенка) ожиданий и оценочной позиции к ребенку;

– низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;

– материнское отвержение;

– неосознаваемые родительские установки на «разрешение» детям применять силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;

– неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания [8, с. 34].

Исходя из вышеперечисленных причин в младшем школьном возрасте могут наблюдаться различные виды аддиктивного поведения: гэмблинг (страсть к азартным играм), интернет-аддикция, страсть к компьютерным играм, наркомания, токсикомания, приём препаратов бытовой химии, аддиктивное переедание, аддиктивное голодание и т. д.

Литература:

  1. Бодалёв, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалёв. — М.: Просвещение, 2007.
  2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Дрофа, 2006.
  3. Буторина, Е. Н. Зырянова, А. Т. Дети родителей, страдающих алкоголизмом / Е. Н. Буторина, А. Т. Зырянова.- М.: Педагогика, 2005.
  4. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебное пособие / Л. Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство, 2006.
  5. Булотайте, Л. Й. Социально-психологические особенности семей больных алкоголизмом / Л. Й. Булотайте.- СПб: Питер, 2006.
  6. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. — М.: Владос, 2005.
  7. Морозова, О. В. Аддиктивное поведение / О. В. Морозова. — Омск.: Профиздат, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое состояние, поведение, ребенок, время, младший школьный возраст, проблема, психологический комфорт, реальность, искусственное изменение, наименьшее сопротивление.

Помощь в решении четырех основных проблем с поведением

Наличие маленького ребенка в школе может быть неоднозначным благословением для родителей. Вы можете почувствовать облегчение от того, что ваш ребенок привык к рутине, и вам больше не нужно организовывать его день за него. Но если у вашего ребенка проблемы с поведением, школа может внезапно стать источником стресса для вас, вашего ребенка и всей вашей семьи.

Если вашему маленькому ребенку трудно адаптироваться к школе, вы не одиноки. Я часто слышу от родителей, что они беспокоятся и беспокоятся о своих маленьких детях в школе.

Ниже приведены 4 наиболее распространенных вопроса, которые родители задают мне о своих маленьких детях в школе. Большинство родителей сталкивались с одной из этих проблем. Практические советы, которые я описываю, могут помочь вам решить эти проблемы, чтобы у вас и вашего ребенка была счастливая и продуктивная школьная жизнь.

1. Мой ребенок агрессивен

«Моя 5-летняя дочь в этом году пойдет в детский сад, и мы боимся, что она будет капризничать. Ее выгнали из двух дошкольных учреждений из-за ударов, укусов и других проблем, связанных с общением с другими детьми. В детстве она была агрессивной, даже по отношению к учителям. Я говорил с ней о ее поведении, но мы не увидели больших результатов, так как ей, похоже, все равно. Что я должен делать?»

Во-первых, я бы хотел, чтобы вы подумали о том, что ваша дочь пойдет в детский сад, как о новом начале для вас обоих.

Для вашей дочери это будет новая школа, новые друзья и учителя, новое окружение.

Для вас это будет означать начало новой главы в вашей родительской жизни, наполненной восстановлением контроля над вашим домом, информированием дочери о том, что вы главный, и созданием среды, в которой ваша дочь чувствует себя в безопасности, в безопасности и готов заняться детским садом.

Многие маленькие дети проявляют агрессию главным образом потому, что не знают, как еще поступить в ситуации, вызывающей у них стресс или тревогу. Некоторые дети от природы спокойны и могут самостоятельно регулировать свое настроение и действия. Другие борются с этим.

Поскольку ваш ребенок больше действует, крайне важно, чтобы вы отстаивали свой авторитет как взрослый и чтобы он знал, что вы настроены серьезно.

Это можно сделать в любящей манере, когда вы устанавливаете ожидания поведения, и она учится успокаивать себя. Начните с разговора с дочерью, когда она спокойна. Вы можете сказать ей:

«Я так рада, что ты пошла в детский сад! Вам будет очень весело в вашей новой школе. Но прежде чем вы начнете, мы собираемся сделать несколько новых вещей, чтобы убедиться, что вы отлично проведете год».

Затем создайте таблицу правил для школы и повесьте ее на видное место. Попросите ее рассказать о правилах и добавьте их в свой список.

Вот некоторые примеры: «Не бить», «Не кусаться», «Вежливо относиться к учителям», «Будь добр».

Объясните ей, что она уже большая девочка, она идет в школу для девочек и ей придется следовать этим правилам.

Затем создайте «Таблицу хорошего поведения» и разложите красочные наклейки или ручки, чтобы она могла отмечать каждый раз, когда ее замечают за хорошим поведением в школе или дома.

Попробуйте использовать одну из бесплатных загружаемых диаграмм поведения с EmpoweringParents.com .

Использование таблицы поведения и наклеек побудит ее реагировать по-другому и мотивирует ее на хорошее поведение, потому что каждый ребенок, даже волевой, любит положительное подкрепление.

Объясните дочери, что когда она пойдет в школу, у нее будет возможность приклеить наклейку к своей таблице, если она покажет, что может следовать правилам.

Собрав столько наклеек, ваша дочь получает вознаграждение, которое может включать в себя возможность ложиться спать на 20 минут позже этой ночи, дополнительное время с вами в сказке, возможность посмотреть фильм или что-то еще, что, по вашему мнению, она хотела бы.

Если поведение сохраняется, немедленно обратитесь к учителю. Это покажет учителю, что вы заинтересованы в том, чтобы помочь дочери измениться. Учителя с большей вероятностью будут работать с вашей дочерью и помогать ей, если они знают, что вы согласны и принимаете меры, чтобы помочь ей преодолеть это препятствие.

Замечайте, когда ваша дочь ведет себя хорошо, и хвалите ее. Знать, когда у нее все хорошо, так же важно, как и знать, когда дела идут плохо.

2. Моему ребенку трудно заводить друзей

«Мой сын идет в первый класс, и мы очень беспокоимся о его социальной группе. В прошлом году он был очень тихим и, казалось, отставал от других детей в социальных ситуациях, таких как заведение друзей или игра на перемене. Его пригласили только на одну вечеринку по случаю дня рождения за весь год, хотя другие дети, казалось, чаще собирались вместе для вечеринок и игр. Это разбивает мне сердце, и я хочу, чтобы этот учебный год был лучше».

Очень тяжело наблюдать, как твой ребенок не так социально активен, как другие дети, особенно когда кажется, что он исключен. Все родители хотят, чтобы их дети вписались и были приняты.

Но я бы хотел, чтобы вы задумались над некоторыми вещами. Во-первых, говорили ли вы со своим сыном о том, как он относится к своей общественной жизни?

Много раз, когда дети общаются только с одним или двумя другими детьми, родители предполагают, что они несчастны, тогда как на самом деле многие дети предпочитают игру один на один маниакальной суете и суете, которая часто сопровождает детские игровые группы.

Так что убедитесь, что ваш сын рассматривает это как проблему, прежде чем вы так считаете.

Во-вторых, в эти нежные годы многие родители проецируют свои детские тревоги на своих детей, пока они ходят в школу.

Нередко родители, которые, возможно, испытывали трудности в обществе или были застенчивы, рассматривают социальные ситуации своих детей как проблематичные, хотя на самом деле это больше связано с их чувствами по поводу того, как к ним относились сверстники в детстве.

Тогда следует задать себе вопрос: «Это проблема моего ребенка или моя?» Если это ваша проблема, не делайте ее проблемой вашего ребенка. Просто отступите и поработайте над собой.

Наконец, учтите, что у вашего ребенка может быть просто другой темперамент, чем у вас. Интроверты, сдержанные или застенчивые дети, как правило, чувствуют себя подавленными в больших группах и предпочитают более спокойную игру с одним приятелем.

Тем не менее, если ваш ребенок изо всех сил пытается завести друзей и несчастлив, сейчас самое подходящее время, чтобы помочь ему.

Подумайте о том, чтобы пригласить одного или двух детей, с которыми ваш ребенок общается, для игр после школы или выходных. Старайтесь делать это регулярно и знакомьтесь с другими родителями, чтобы ваш ребенок тоже мог приглашаться к ним домой.

Если ваш ребенок хочет больше друзей, но ему не хватает социальных навыков, помогите ему развить эти навыки. Узнайте, как представиться, как попросить кого-нибудь присоединиться к игре или как поделиться. Советы, как подружиться, могут включать в себя: назначить свидание после школы, сформировать команду на перемене или найти детей, у которых есть общие интересы.

Наконец, убедитесь, что ваш ребенок не раздражает других детей. Многие дети, которым не хватает социальных навыков, непреднамеренно делают вещи, которые затрудняют установление дружеских отношений. Ваш ребенок может быть чрезмерно властным, он может не хотеть делиться или быть чрезмерно чувствительным к своему окружению. Мягко, но честно обсуждая с ребенком потенциально раздражающее поведение, вы можете помочь ему создать более благоприятную среду для дружбы.

3. Мой ребенок не может сосредоточиться

«Моему ребенку трудно сосредоточиться. В этом году он идет в 3-й класс, и я слышал, что там стали намного больше читать и писать, и что они должны заниматься математикой каждый вечер. Он скорее будет бегать по комнате или раскрашивать, чем делать что-либо из вышеперечисленного. Есть ли у него СДВГ и нужно ли мне проверить его».

На этот вопрос нет точного ответа, так как потребуется время, чтобы выяснить, действительно ли у вашего сына СДВГ или он просто типичный 3-классник с большим количеством энергии.

Большинство мальчиков этого возраста предпочитают бегать, прыгать и играть, чем сидеть в классе и учиться. Тем не менее, способность сидеть на месте является необходимой частью его развития. Помогите ему улучшить этот навык.

Для начала поговорите с его учителем. Расскажите учителю о своих конкретных проблемах. Это позволит учителю наблюдать за поведением вашего сына и его академической успеваемостью, что будет необходимо, если вы все же отдаете его оценку профессионалу.

Кроме того, если учительница 2-го класса вашего сына все еще учится в школе, узнайте, сможет ли она присоединиться к конференции, чтобы добавить свое мнение. Независимо от того, есть у вашего сына СДВГ или нет, навыки, которым он научится у вас, и структура, которую он получит от своего учителя, помогут ему в его обучении и развитии.

Затем создайте план, который поможет вашему сыну организоваться. Часто проблема маленьких детей с проблемами концентрации внимания заключается не обязательно в диагнозе СДВГ, а в недостатке организованности. Купите ему ежедневник, в котором он может писать задания, заметки или то, что ему нужно сделать дома, например, подписать разрешение.

Полезно, чтобы учитель каждый день расписывался в своем ежедневнике, чтобы убедиться, что он записал нужные вещи или добавил что-то, что он мог забыть.

Кроме того, пусть ваш сын убирает свой стол, рюкзак и уголок раз в неделю. Назначьте день в неделю, когда ваш ребенок складывает тетради, раскладывает карандаши, выбрасывает бумаги, избавляется от старых заданий и приносит домой бутылки с водой или пластиковые контейнеры.

Дома выделите тихое место для занятий вашего сына и подготовьте необходимые материалы (ручки, карандаши, точилку, бумагу и т. д.).

Если ваш сын очень энергичен, дайте ему время на отдых после школы, чтобы он мог побегать, расслабиться и перекусить перед тем, как приступить к работе.

Старайтесь максимально соответствовать его рабочему распорядку, объясняя, что он должен выполнять свою работу каждый день в одно и то же время. Разбейте его работу на небольшие сегменты, установив для каждого таймер. Например, вы можете сказать:

«Я установлю таймер на 20 минут, и мне нужно, чтобы вы сели и закончили свою математику. Когда таймер закончится, вы можете сделать 10-минутный перерыв».

Затем снова установите таймер на его перерыв. Это делает домашнее задание более управляемым.

Как всегда, следите за тем, чтобы ваш сын высыпался каждую ночь, имел минимальный доступ к электронике и телевидению в течение школьной недели и имел по крайней мере час каждый вечер, чтобы не пользоваться электронными устройствами перед сном.

4. Мой ребенок не хочет идти в школу

«Моя 5-летняя дочь никогда не хотела ходить в дошкольное учреждение, и теперь, когда она идет в детский сад, она не только сказала, что не пойдет, но и боится начинать новую школу со всеми новыми дети и учителя. Как я могу помочь ей адаптироваться?»

Начало детского сада может быть одним из самых страшных моментов в развитии маленького ребенка. Большинство родителей тоже не в восторге от этой идеи.

Это обряд перехода ребенка из безопасного, уютного гнездышка дошкольного учреждения в большую школу с несколькими классами и большими классами. Хорошая новость заключается в том, что большинство детей прекрасно адаптируются, даже если на это уходит несколько недель или месяцев.

Если ваш ребенок еще не пошел в детский сад, узнайте, есть ли в школе вашего ребенка ориентация для детского сада, которую он может посещать. В идеале, инструктаж даст ей предварительный просмотр класса, а также экскурсию по самой школе.

Если инструктажа нет, вы можете позвонить в школу, объяснить потребности вашего ребенка и попросить провести индивидуальную экскурсию.

Многие школы устраивают встречи для воспитанников до начала учебного года или в течение первых нескольких месяцев учебы. Спросите, занимается ли это в вашей школе, и если нет, рассмотрите возможность создания такой группы. В вашей школе также должен быть список детей в классе вашего ребенка, и это может помочь позвонить нескольким родителям и спросить, не хотят ли они собраться вместе, чтобы помочь детям познакомиться до начала года.

Дома можно делать многое. Во-первых, говорите о детском саду в восторженных тонах, например: «Хорошо, что в детском саду есть такая крутая площадка на перемене!» или какие бы то ни было преимущества, которые может предложить школа.

Постарайтесь воодушевить своего ребенка стать «большой девочкой» и пойти в «школу для взрослых девочек». Вы можете создать таблицу «Теперь я большая девочка», в которой перечислены все ее новые обязанности, связанные с поступлением в школу. Вот некоторые примеры: оденься; есть завтрак; подготовьте рюкзак; пристегнуться в машине; ходить в класс каждый день.

Каждый раз, когда она выполняет задачу на графике, позвольте ей наклеить наклейку, и после того, как она заработает так много, она получит награду.

И наконец, постарайтесь придерживаться постоянного расписания дома в начале учебного года. Это должно включать в себя одно и то же время сна каждый вечер, питательные блюда и закуски, ограничение доступа к технологиям и достаточное количество упражнений в виде игр или занятий спортом.

Заключение

Первые несколько лет в школе могут быть как захватывающими, так и мучительными как для детей, так и для родителей. Испытание нескольких неровностей на пути — это нормальная часть начала чего-то нового, поэтому обязательно дайте себе передышку, если вы и ваш ребенок немного боретесь в начале. Приложив немного усилий и подготовки, вы обнаружите, что у вас есть инструменты, которые помогут вашему ребенку добиться успеха.

Связанное содержание:
Страшные встречи родителей с учителями? Попробуйте этот новый подход
«Мой ребенок отказывается делать домашнее задание» — как остановить ежевечерние ссоры из-за школьных занятий

Снижение поведенческих проблем в классе начальной школы

Это руководство, предназначенное для преподавателей начальных школ и администраторов школьного и окружного уровня, предлагает стратегии профилактики, реализации и общешкольные стратегии, которые можно использовать для уменьшения проблемного поведения, которое мешает учащимся уделять внимание и полностью участвовать в учебной деятельности.

1

Определите специфику проблемного поведения и условия, которые провоцируют и усиливают его.

Показать больше Показывай меньше

2

Измените среду обучения в классе, чтобы уменьшить проблемное поведение.

Показать больше Показывай меньше

3

Обучайте и закрепляйте новые навыки, чтобы повысить уровень надлежащего поведения и сохранить позитивный климат в классе.

Показать больше Показывай меньше

4

Используйте отношения с профессиональными коллегами и семьями студентов для постоянного руководства и поддержки.

Показать больше Показывай меньше

5

Оцените, оправдывают ли общешкольные поведенческие проблемы принятие общешкольных стратегий или программ, и, если да, внедрите те из них, которые, как показано, уменьшают негативное и способствуют позитивному взаимодействию.

Показать больше Показывай меньше

Каждый учитель рано или поздно сталкивается с трудностями, пытаясь решить проблему с поведением отдельного ученика. который не реагирует на профилактические меры. Поскольку исследования предполагают что успех поведенческого вмешательства зависит от выявления определенные условия, которые провоцируют и усиливают проблемное поведение (т. «предпосылки» и «последствия» поведения), мы рекомендуем педагоги внимательно наблюдают за условиями, в которых возникает проблемное поведение скорее всего произойдет и не произойдет. Затем учителя могут использовать эту информацию. адаптировать эффективные и действенные стратегии вмешательства, которые реагируют на потребности отдельного учащегося в контексте классной комнаты.

Узнайте больше об этой рекомендации (1,3 МБ)

Множество эффективных мероприятий, ориентированных на работу в классе, для снижения проблемное поведение изменяет или устраняет факторы, которые его провоцируют. Эти триггеры могут возникать из-за несоответствия между классной обстановкой или академическими требованиями и сильными сторонами, предпочтениями или навыками учащегося. Учителя могут уменьшить количество случаев ненадлежащего поведения, пересмотрев и подкрепив поведенческие ожидания в классе; перестановка классная среда, расписание или учебная деятельность для удовлетворения потребностей учащихся; и/или индивидуальная адаптация обучения для обеспечения высокого уровня вовлеченности учащихся и поведения при выполнении задания.

Узнайте больше об этой рекомендации (1,3 МБ)

Мы рекомендуем учителям активно обучать учащихся социально и поведенческим навыкам, чтобы заменить проблемное поведение, используя стратегии, ориентированные как на индивидуальные учеников и всего класса. При этом учителя помогают учащимся с проблемами поведения узнать, как, когда и где использовать эти новые навыки; расширить возможности, которые учащиеся имеют для проявления надлежащего поведения; сохранить позитивный климат в классе; и управлять последствиями, чтобы усилить демонстрацию учащимися положительного «замещающее» поведение и адаптивные навыки.

Узнайте больше об этой рекомендации (1,3 МБ)

Социальные отношения и возможности для сотрудничества могут сыграть решающую роль в поддержке учителей в управлении деструктивным поведением в классе. Мы рекомендуем чтобы учителя опирались на эти отношения при поиске способов решения поведенческих проблем отдельных учащихся и рассматривали родителей, школьный персонал и специалистов по поведению как союзников, которые могут дать новые идеи, стратегии и поддержку.

Узнайте больше об этой рекомендации (1,3 МБ)

Классные руководители в сотрудничестве с другим школьным персоналом (администраторами, классными группами и специальными педагогами) могут извлечь выгоду из принятия общешкольного подхода к предотвращению проблемного поведения и увеличению позитивного социального взаимодействия между учащимися и школьным персоналом. Этот тип системного подхода требует совместной ответственности со стороны всего школьного персонала, особенно администраторов, которые устанавливают и поддерживают последовательные общешкольные практики, и учителей, которые внедряют эти практики как в своих индивидуальных классах, так и за их пределами.

Узнайте больше об этой рекомендации (1,3 МБ)

Видео

Поддержка регуляции эмоций в раннем детстве

20 сентября 2018 г.

В этом записанном вебинаре представлены стратегии создания поддерживающей среды и использования конкретных стратегий обучения для содействия развитию навыков регуляции эмоций в условиях раннего детства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts