Процесс приписывания причин объясняющих поведение другого человека это: Процесс приписывания причин объясняющих поведение другого человека – это

Механизмы межличностного познания


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1397


Механизмы межличностного познания, влияющие на адекватность представления о наблюдаемом Материалы для самопроверки к главе 16

Выделяют интерпретацию воспринимающим своего опыта об­щения, идентификацию, атрибуцию и рефлексию других людей. Эмпатию мы тоже относим к той категории.

В основе механизма интерпретации (соотнесения) лежит фунда­ментальное свойство человека сравнивать себя с другими людьми. Механизм идентификации в данном случае подразумевает отожде­ствление себя с другим человеком.

Механизм каузальной атрибуции предполагает приписывание вос­принимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. В процессе общения человек ни­когда или почти никогда не обладает полной информацией о при­чинах поведения других людей. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника слу­чившего, приписывать причину произошедшего конкретному че­ловеку.

В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Также замечено, что успех люди чаще всего считают своим достижением, а неудачу — влиянием обстоятельств.

Механизм рефлексии другого человека. Рефлексия — это способ­ность человека осознанно сосредоточиться на самом себе. Рефлек­сия в процессе общения получила название социальной рефлексии (способность человека представить, как он воспринимается парт­нером по общению). Использование данного механизма предпола­гает определенный уровень развития личности, ее способности к рефлексии и познанию других людей.

На функционирование механизмов межличностного познания влияют условия восприятия человека человеком. К ним относятся ситуация, время и место общения.

276 -О- Раздел II. Социальная психология

Выводы

1. Социальная перцепция — это восприятие внешних признаков
человека, соотнесение их с его личностными характеристиками,
интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

2. Функции социальной перцепции: познание себя; познание парт­нера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; установление эмоциональных отношений.

3. На процесс социальной перцепции влияют определенные ха­рактеристики наблюдателя и наблюдаемого и адекватность оценок, на которых строится отношение наблюдателя к наблюдаемому.

4. К характеристикам наблюдателя, влияющим на процесс со­циальной перцепции, можно отнести его индивидуальные, поло­вые, возрастные, национальные, профессиональные, полоролевые различия, состояние здоровья и опыт общения. Наибольшее значе­ние имеют его

психологические качества и система установок.

5. Среди характеристик наблюдаемого основополагающим мо­жет быть внешний облик, включающий в себя физический и соци­альный аспекты.

6. К механизмам, влияющим на адекватность представления о воспринимаемом, относятся функционирование внутренней струк­туры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереоти-пизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.

7. К механизмам межличностного познания относят механизмы интерпретации, идентификации, атрибуции и рефлексии.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: социальная перцепция, фун­кции социальной перцепции, механизмы социальной перцепции, имплицитная структура личности, схемы формирования первого впечатления, каузальная атрибуция, саморефлексия, социальная рефлексия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 |

Тема 9: Психология общения — Мегаобучалка

 

Основные вопросы:

1. Общение как основа межличностных отношений. Цели общения.

2. Структура общения.

3. Общение как обмен информации.

4. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

5. Общение как восприятие людьми друг друга. Специфика межличностного восприятия в медицинской практике.

6. Межличностное восприятие и понимание. Основные задачи межличностного взаимодействия. Субъект и объект межличностного познания. Процесс познания человека.

7. Межличностные отношения. Динамика межличностных отношений. Механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Основные понятия темы:

Барьер психологический – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. д.), мешающее человеку выполнить некоторое действие; часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей, препятствует установлению открытых и доверительных отношений.

Заражение – бессознательная передача от человека человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Идентификация личностная – уподобление, отождествление себя с кем-либо.

Имплицитная теория личности – устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них.

Интеракция – взаимодействие между общающимися, воздействие друг на друга: восприятие межличностное(социальная перцепция) — восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Интеракционизм – учение, утверждающее, что все прижизненно приобретенные человеком психические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.

Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека.

Коммуникация – обмен информацией («символами») между общающимися индивидами.

Конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Конформность – некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Негативизм – демонстративное противодействие человека другим людям, неприятие даже разумных советов с их стороны.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга.

Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Полоролевая типизация – усвоение человеком форм социального поведения, типичных для людей одного с ним пола.

Полоролевое поведение – поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

Предубеждение – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

Проекция – один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Просоциальное поведение – поведение человека, бескорыстно направленное на благо других людей.

Роль – понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующее занимаемому им положению.

Симпатия – чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Социальные ожидания – ожидаемые от человека суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.

Стереотип – упрощенное, зачастую искаженное, представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке и др.).

Эмпатия– способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутреннего состояния.

Основная литература:

1. Андреева Г.Н. Социальная психология. М, 2004.

Дополнительная литература:

1. Горянина В.А. Психология общения. М, 2005.

2. Леонтьев А.А. Психология общения.- М, 2005.

3. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. — М., 1998.

4. Психология /Под ред. В.Н. Дружининой. — СПб., 2003.

5. Творогова Н.Д. Психология.- М., 2002.- С. 231.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека.

2. Приведите примеры, раскрывающие смысл каждой из функций общения.

3. Назовите цель и специфические черты каждого вида общения.

4. От чего зависит статус личности в группе? Можно ли его целенаправленно изменить?

5. Возможно ли бесконфликтное общение?

6. Какова роль общения в психологическом развитии человека?

7. Что такое социальная перцепция?

 

Альтернативно — тестовые задания для самоконтроля:

1. Склонность объяснять все поведением человека на основе тех качеств, которые на наш взгляд, являются у него главными, называются эффектом:

а) первичности;

б) новизны;

в) плацебо;

г) пигмалиона;

д) стереотипа;

е) бумеранга;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

2. Выберите утверждения, характеризующие стереотипы:

а) представляют собой обобщение каждого личностного опыта;

б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны;

в) всегда являются предубеждением;

г) являются результатом родительского внушения;

д) с трудом меняются после подросткового возраста;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

а) В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую потребность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся у него в клетке.

б) Попав в плен в Германии, Кристофер Берн в течение 18 месяцев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира.

4. Правильны ли ниже перечисленные утверждения?

а) величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций;

б) в большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно;

в) эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное качество (по нашему мнению), мы склонны видеть у него и другие качества, гармонирующие с ним;

г) авторитетная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.

5. Выберите правильный ответ из ниже перечисленных вариантов.

I. Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другим называется?

а) идентификация;

б) стереотипизация;

в) конформизм.

6. Процесс приписывания причин, объясняющих поведение другого человека, – это:

а) каузальная атрибуция;

б)социальная перцепция;

в)групповая идентификация.

7. Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему – это:

а) каузальная атрибуция;

б) рефлексия;

в) фрустрация;

г )эмпатия.

 

Темы рефератов:

1. Общение как основа межличностных отношений. Цели общения. Структура общения.

2. Общение как обмен информации.

3. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

4. Общение как восприятие людьми друг друга. Специфика межличностного восприятия в медицинской практике.

5. Управление конфликтами в общении.

6. Спор и полемика в ходе общения.

7. Невербальные формы общения.

 

Б. Ф. Ломов[16]. Проблема общения в психологии

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом исключительно психологического исследования. Оно изучается многими общественными науками, поэтому возникает задача выявления того аспекта этой категории (точнее, отражаемой в ней реальности), который является специфически психологическим. В процессе общения — этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (еще раз подчеркнем, что речь идет об индивидуальном уровне бытия) — осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т. д. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми.

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Подчеркнем, что речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исключается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Таким образом, категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения «субъект — объект(ы)». В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. п.

Важнейшим понятием, используемым при описании индивидуальной деятельности, является мотив (или вектор «мотив — цель»). Когда мы рассматриваем даже самый простейший, но конкретный, реальный вариант общения, например, между двумя индивидами, неизбежно обнаруживается, что каждый из них, вступая в общение, имеет свой мотив. Как правило, мотивы общающихся людей не совпадают, точно так же могут не совпадать и их цели. Мотивационная сфера общения вряд ли может быть понята без исследования взаимного влияния участников общения друг на друга. По-видимому, в анализе мотивации общения нужен несколько иной подход, чем тот, который принят в изучении индивидуальной деятельности.

Подчеркивая качественные различия между общением и деятельностью, нужно вместе с тем отметить, что эти категории неразрывно связаны…

Общение — это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. Когда говорится об образе жизни определенного человека, то имеется в виду не только то, что и как он делает (т. е. его деятельность, например, профессиональная и любая другая), но и то, с кем и как он общается, к кому и как он относится.

В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Специфика общения, в отличие от любых других видов взаимодействия, как раз и состоит в том, что в нем прежде всего проявляются психические качества людей. О психических явлениях мы судим на основании анализа не только деятельности и их продуктов, но и общения.

Вместе с тем и общение детерминируется не только этой, но и иными потребностями. Человек вступает в общение с другими людьми часто, а может быть, и в большинстве случаев, не только для того чтобы удовлетворить возникшую коммуникативную, но и многие другие потребности. Более того, удовлетворение любой человеческой потребности так или иначе включает момент общения.

Соотношение вербальных и невербальных средств общения может складываться по-разному. В одних случаях они совпадают и усиливают друг друга; в других они могут не совпадать или даже противоречить друг другу. То, как именно складываются соотношения разных средств общения, определяется правилами и нормами, характерными для данного общества (или общности людей) на данном этапе его развития.

Вся система непосредственных и опосредствованных форм общения, в которые прямо или косвенно включается индивид, оказывает воздействие на его психическое развитие. По существу, трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения, прямого или косвенного, непосредственного или опосредствованного, индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми (или, точнее было бы сказать, приобщается к ним), и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

В процессе общения людей могут изменяться как модальность, так и интенсивность их эмоциональных состояний: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление, поскольку общение является многомерным процессом. Его функции можно классифицировать и по другой системе оснований, Можно, например, выделить такие функции, как организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений.

Источник: Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с. 242—271.

 

Вопросы:

1. Общение как основная категория психологической науки.

2. Как соотносятся вербальные и невербальные средства общения?

А. А. Бодалев[17]. Восприятие человека человеком

Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема непосредственного, наглядно-образного отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности.

В процессе общения достигаются взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе; проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению. Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.

Место человека в обществе, его классовая принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-эстетические нормы всегда сказываются на объективности восприятия и понимания этим человеком других людей, на том отношении, которое у него к каждому из этих людей складывается.

Информация, поступающая в процессе взаимодействия люден к каждому из его участников, слагается, во-первых, из тех сигналов, которые человек в ходе совместной деятельности получает непосредственно о других участниках, во-вторых, в нее обязательно входит информация, которую он также прямо черпает о себе через посредство своих экстеро-, проприо- и интерецепторов, сигнализирующих ему о ходе его собственного участия в деятельности, достигнутых результатах, его состоянии и пр. В-третьих, он постоянно получает информацию о внешних для всех участников деятельности условиях, в которых, а может быть, и благодаря которым эта совместная деятельность людей развертывается. В-четвертых, он информируется об общих итогах деятельности.

Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим — о поле и возрасте, по третьим — о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые Люди выводят заключение о характерологических особенностях Другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и как он делает свое дело сейчас и т. д.

Положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, их права и обязанности могут быть и одинаковыми, и различными. Это обстоятельство сказывается на содержании той информации друг о друге, которая имеет для каждого из них первостепенное значение. При сходстве задач деятельности и совпадении в главном путей решения этих задач характер признаков, которые в каждом из участников имеют сигнальное значение, для обоих участников одинаков. При несходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков в партнере по деятельности для каждого свой.

Иная картина, когда взаимодействующие в деятельности люди различаются занимаемым в ней положением. Неодинаковость объективных условий деятельности и нетождественность требований, предъявляемых к каждому из участвующих в ней людей, вынуждают их фиксировать друг в друге не совпадающие в содержании особенности.

Широта охвата сигналов информации, поступающих от другого человека, и преимущественный отклик на один из них и полное или частичное игнорирование других зависят не только от объективного значения этих сигналов для результатов совместной деятельности, но и от их субъективного значения, которое может не совпадать с объективным.

Значимость сигнала, т.е. субъективное отношение человека к поступающей информации, влияет также и на скорость переработки получаемой индивидом информации в ходе взаимодействия с другим человеком.

Исходя из своего прошлого опыта общения с разными категориями людей в разных обстоятельствах, индивид ожидает от другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным выражением объективного факта вероятности сигнала.

Характер сигналов, поступающих от одного человека к другому, может оказаться слишком неожиданным для последнего, и тогда выбор целесообразного ответа на эти сигналы потребует от него дополнительного времени. В этих случаях регуляционная переработка информации (отыскание адекватного способа реагирования) заключается часто в анализе истории появления нового сигнала. Когда субъект взаимодействия после появления соответствующего сигнального комплекса в облике или поведении партнера по общению начинает прагматически перерабатывать полученную информацию, он, опираясь на свой опыт, достраивает это отражаемое событие, «конструируя» в воображении его предыдущую часть, которая кажется ему причиной события. Одновременно он проецирует развитие этого события, тоже в воображении, в будущее, если им будет дан тот или иной ответ на полученный сигнал.

Изменения в поведении индивида, которые диктуются появлением нового в действиях другого человека и определенно истолкованной информацией, в конечном итоге опять-таки связаны с проявлением очень общего вида обратной связи.

Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы руководителя, воспитателя, учителя. Неналаженность ее или пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую, потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности. Когда по какой-либо причине механизм обратной связи начинает «работать» с перебоями, человек, взаимодействующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и соответственно неадекватно на них отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимодействие нарушается.

Источник: Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965, с. 3—15.

 

Вопросы:

1. Из чего скаладывается информация поступающая к каждому из его участников в процессе взаимодействия людей?

2. Как зависит качество поступающей информации от положения людей в совместной деятельности?

 

3.3 Атрибуции: интерпретация причин поведения — организационное поведение

  1. Как люди приписывают заслуги и вину организационным событиям?

Большое влияние на поведение людей оказывает то, как они интерпретируют окружающие их события. Люди, которые чувствуют, что контролируют то, что с ними происходит, с большей вероятностью возьмут на себя ответственность за свои действия, чем те, кто считает, что контроль над событиями не в их руках. Когнитивный процесс, с помощью которого люди интерпретируют причины или причины своего поведения, описывается теорией атрибуции. 21 В частности, «теория атрибуции касается процесса, посредством которого индивидуум интерпретирует события как вызванные определенной частью относительно стабильной среды». 22

Теория атрибуции во многом основана на работах Фрица Хайдера. Хайдер утверждает, что поведение определяется комбинацией внутренних сил (например, способностей или усилий) и внешних сил (например, сложности задачи или удачи). Следуя когнитивному подходу Левина и Толмена, он подчеркивает, что это

воспринимал детерминант, а не фактических, влияющих на поведение. Следовательно, если сотрудники понимают, что их успех зависит от их собственных способностей и усилий, можно ожидать, что они будут вести себя иначе, чем если бы они считали, что успех на работе обусловлен случайностью.

Процесс атрибуции

Основополагающее предположение теории атрибуции состоит в том, что люди мотивированы на то, чтобы понять свое окружение и причины конкретных событий. Если люди смогут понять эти причины, они будут в лучшем положении, чтобы влиять или контролировать последовательность будущих событий. Этот процесс изображен на схеме 9. 0019 Приложение 3.5 . В частности, теория атрибуции предполагает, что определенные поведенческие события (например, получение продвижения по службе) анализируются людьми для определения их причин. Этот процесс может привести к заключению, что продвижение по службе произошло благодаря собственным усилиям человека или, наоборот, по какой-либо другой причине, такой как удача. На основе таких когнитивных интерпретаций событий люди пересматривают свои когнитивные структуры и переосмысливают свои предположения о причинно-следственных связях. Например, человек может сделать вывод, что производительность действительно ведет к продвижению по службе. Основываясь на этой новой структуре, человек делает выбор в отношении будущего поведения. В некоторых случаях человек может решить продолжать прилагать большие усилия в надежде, что это приведет к дальнейшему продвижению по службе. С другой стороны, если человек приходит к выводу, что продвижение по службе произошло в основном случайно и в значительной степени не было связано с производительностью, может быть создана другая когнитивная структура, и может быть мало причин продолжать прилагать большие усилия.

Другими словами, то, как мы воспринимаем и интерпретируем события вокруг нас, существенно влияет на наше поведение в будущем.

Экспонат 3,5 Общий процесс атрибуции (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4.0)

Внутренние и внешние причины поведения

Опираясь на работу Хайдера, Гарольд Келли попытался определить основные предшественники внутренних и внешних атрибуций. 23 Он исследовал, как люди определяют — или, скорее, как они на самом деле воспринимают — является ли поведение другого человека следствием внутренних или внешних причин. Внутренние причины включают способности и усилия, тогда как внешние причины включают удачу и легкость или сложность задачи.

24 Вывод Келли, проиллюстрированный в Exhibit 3.6 , заключается в том, что люди фактически сосредотачиваются на трех факторах, делая причинные атрибуции:

Экспонат 3,6 Причины внутренних и внешних атрибуций Адаптировано из Найлы Бранскомб и Роберта А. Бэрона. Социальная психология . Четырнадцатое издание, 2016 г., Пирсон. (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4.0)

  1. Консенсус . Степень, в которой вы считаете, что человек, за которым наблюдают, ведет себя так же, как и его или ее сверстники. Высокий консенсус существует, когда действия человека отражают или аналогичны действиям группы; Низкий консенсус существует, когда действия человека этого не делают.
  2. Консистенция
    . Степень, в которой вы считаете, что человек, за которым наблюдают, ведет себя последовательно — аналогичным образом — когда сталкивается в других случаях с такими же или подобными ситуациями. Высокая согласованность существует, когда человек неоднократно действует одним и тем же образом при столкновении с аналогичными стимулами.
  3. Самобытность. Степень, в которой вы считаете, что человек, за которым наблюдают, будет вести себя последовательно при столкновении с различными ситуациями. Низкая различимость существует, когда человек действует сходным образом в ответ на разные стимулы; высокая различимость существует, когда человек меняет свою реакцию на разные ситуации.

Как взаимодействуют эти три фактора, влияя на то, являются ли атрибуты человека внутренними или внешними? Согласно экспонату, в условиях высокого консенсуса, высокой согласованности и высокой различимости мы ожидаем, что наблюдатель сделает внешние атрибуции о причинах поведения. То есть человек будет приписывать наблюдаемое поведение (скажем, победу в турнире по гольфу) удаче или какому-то другому внешнему событию. С другой стороны, когда консенсус низок, согласованность высока, а отличительность низка, мы ожидаем, что наблюдатель припишет наблюдаемое поведение (выигрыш в турнире по гольфу) внутренним причинам (навыкам победителя).

Другими словами, мы склонны приписывать причины успеха или неудачи других либо внутренним, либо внешним причинам в зависимости от того, как мы интерпретируем основные силы, связанные с поведением других. Рассмотрим пример первой женщины-менеджера по продажам в фирме, которую повысили до руководящего звена. Как вы объясните ее продвижение по службе — удачей и связями или способностями и производительностью? Чтобы узнать, следуйте за моделью. Если бы она, как торговый представитель, продала больше, чем ее коллеги (мужчины) (низкий консенсус в поведении), постоянно продавала основную линейку продуктов на разных территориях продаж (высокая согласованность), а также могла бы продавать разные линейки продуктов (низкая согласованность в поведении). самобытность), мы более чем вероятно приписали бы ее продвижение по службе ее собственным способностям. С другой стороны, если бы ее коллеги-мужчины также были хорошими торговыми представителями (высокий уровень консенсуса) и ее показатели продаж второстепенных товаров были непоследовательными (высокая самобытность), люди, вероятно, приписали бы ее продвижение удаче или связям, независимо от ее результатов продаж на рынке. основная продуктовая линейка (высокая консистенция).

Экспонат 3,7 Гольф Какие внутренние и внешние атрибуции вы можете сделать об этом игроке в гольф, который празднует лунку? (Обратите внимание на развязанный ботинок.) (Источник: John Fink/flickr/ Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0))

Атрибуционная предвзятость

Последнее замечание следует сделать в отношении процесса атрибуции. Делая атрибуции относительно причин поведения, люди склонны совершать определенные ошибки интерпретации. Здесь следует отметить две такие ошибки, или предвзятости атрибуции. Первая называется фундаментальной ошибкой атрибуции. Эта ошибка — склонность к недооценивают воздействие внешних или ситуативных причин поведения и переоценивают воздействие внутренних или личных причин. Следовательно, когда в определенном отделе возникает серьезная проблема, мы склонны обвинять людей, а не события или ситуации.

Вторая ошибка в процессах атрибуции обычно называется корыстной предвзятостью. Неудивительно, что люди склонны приписывать успех в событии или проекте своим собственным действиям, а неудачу приписывать другим. Поэтому мы часто слышим, как торговые представители говорят: « Я совершил продажу», но « Они у меня украли продажу», а не «Я потерял ее». Эти две предвзятости в интерпретации того, как мы видим события вокруг нас, помогают нам понять, почему сотрудники, смотрящие на одно и то же событие, часто видят существенно разные вещи.

Проверка концепции

  1. Что такое теория атрибуции? Опишите процесс атрибуции.
  2. Каковы внутренние и внешние причины атрибуции?

Атрибуционные процессы — приписывание поведения людям или ситуациям

Теория атрибуции пытается объяснить процессы, с помощью которых люди объясняют или приписывают причины поведения и событий.

Одной из центральных задач социальной психологии является понимание того, как люди объясняют или «приписывают» события и поведение. «Теория атрибуции» — это общий термин для различных моделей, пытающихся понять этот процесс. Объяснительная атрибуция  – это попытка понять мир и найти причины того или иного события. Межличностная атрибуция – это попытка объяснить причины события на основе взаимодействия между двумя или более людьми.

Люди подвержены предвзятости и ошибкам, когда делают атрибуции о себе и других. Несколько распространенных таких предубеждений включают фундаментальную ошибку атрибуции, корыстную предвзятость, предвзятость актера-наблюдателя и гипотезу справедливого мира.

Фундаментальная ошибка атрибуции возникает, когда люди склонны придавать слишком большое значение внутренним факторам в качестве объяснения поведения других людей (по сравнению с тем, как мы объясняем собственное поведение). Другими словами, мы склонны предполагать, что поведение другого человека обусловлено чертой этого человека, недооценивая роль контекста. Фундаментальная ошибка атрибуции настолько сильна, что люди часто не замечают даже очевидных ситуационных влияний на поведение. Это может способствовать возникновению предубеждений и стереотипов и привести к конфликту.

Это связано с предвзятостью актер-наблюдатель, когда актер склонен объяснять свое поведение ситуационными факторами, в то время как наблюдатель склонен объяснять поведение актера на основе стабильных внутренних состояний.

Корыстная предвзятость — это склонность людей приписывать внутреннюю атрибуцию, когда их действия приводят к положительному результату, и внешнюю атрибуцию, когда их действия имеют отрицательный результат.

Культурные факторы влияют на то, как люди делают атрибуции. Индивидуалистические культуры ценят личные цели и независимость. Коллективистские культуры рассматривают людей как членов группы и склонны ценить соответствие, взаимную поддержку и взаимозависимость. Люди из индивидуалистических культур более склонны совершать фундаментальную ошибку атрибуции и демонстрировать своекорыстную предвзятость, чем люди из коллективистских культур. Считается, что это связано с тем, что индивидуалисты склонны приписывать поведение внутренним факторам (индивидууму), в то время как коллективисты склонны приписывать поведение внешним факторам (группе и миру). Одним из примеров влияния культурных факторов на атрибуцию является Гипотеза справедливого мира . Эта теория является одним из следствий склонности жителей Запада давать внутренние объяснения чужому поведению через обвинение жертвы. Когда с людьми случаются плохие вещи, другие склонны считать, что эти люди каким-то образом несут ответственность за свою судьбу. Распространенной точкой зрения в Соединенных Штатах является гипотеза справедливого мира, то есть вера в то, что люди получают результаты, которых они заслуживают. Чтобы поддерживать веру в справедливость мира, люди склонны думать, что хорошие люди имеют положительные результаты, а плохие — отрицательные.


Практические вопросы

Khan Academy

Почему мы считаем, что существуют универсальные эмоции

Социально -экономические градиенты в Health

MCAT Office Prep (AAMC)

Официальная Flashcard Psychology Psychlogy Psychology Psychology Psychology Psychology Psychology Psychology. Карточки Психология Вопрос 3

Официальное руководство P/S Раздел 1, Вопрос 3

Практический экзамен 2 P/S Раздел 4, Вопрос 17

Практический экзамен 3 P/S Раздел 5, Вопрос 24

Практический экзамен 3 P/S, раздел 10, вопрос 56

Практический экзамен 4, P/S, отрывок 3, вопрос 15


Ключевые моменты

• Атрибуция классифицируется как внутренняя или внешняя. Внутренние атрибуции включают диспозиционные или личностные объяснения; внешние атрибуции подчеркивают ситуационные факторы.

• Люди склонны к предвзятости и ошибкам при атрибуции себя и других. Несколько примеров этого включают фундаментальную ошибку атрибуции, корыстную предвзятость, предвзятость актера-наблюдателя и гипотезу справедливого мира.

• Фундаментальная ошибка атрибуции описывает склонность переоценивать внутренние (основанные на личности) объяснения и недооценивать внешние (ситуационные) объяснения поведения другого человека.

• Корыстная предвзятость относится к тенденции приписывать успех внутренним факторам, а неудаче — внешним, особенно когда кто-то объясняет свое поведение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts