Продуктивное мышление это: Продуктивное мышление — все самое интересное на ПостНауке

Продуктивное мышление

Продуктивное мышление – это мышление, в ходе которого возникает новое знание. Его можно охарактеризовать как тип мышления, дающий новый конечный продукт, который в итоге влияет на умственное развитие. Именно продуктивное мышление позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их на новых условиях.

Продуктивное и репродуктивное мышление

В отличие от продуктивного мышления, репродуктивный тип отвечает только за усвоение информации и способность воспроизводить их в приблизительно похожих условиях. Не смотря на то, что данный тип мышления не позволит совершить открытие или привнести нечто новое, он очень важен, ведь без него сложно получить первоначальную базу знаний.

Отличить продуктивное мышление от репродуктивного очень просто: если итогом становится некий новый мыслительный продукт – значит, мышление продуктивно. Если же в процессе мышления новых знаний не образуется, а лишь происходит процесс воспроизведения знаний, то мышление репродуктивно.

Развитие продуктивного мышления

Для того, чтобы развить в себе продуктивное мышление, прежде всего нужно мыслить конкретно. Сравните: «я буду худеть» и «я не буду есть после шести». Если первое высказывание – обобщенно и вероятнее всего ни к чему не приведет, то второе говорит о конкретном намерении и является продуктивным.

Важно приучить себя к тому, чтобы отказываться от пустых мыслей: воспоминаний, негатива, переживаний без повода. Начиная мыслить, подумайте, к чему вас эта мысль приведет. Если она бесцельная, вы просто потратите свое время. Этот фильтр следует применять не только к своим мыслям, но и к своим разговорам, а также к общению и жизни вообще. Не общайтесь с людьми от нечего делать и не читайте книг, которые ничему вас не научат. Обратите внимание на более важные занятия, которые принесут вам какую-либо пользу.

Для развития продуктивного мышления как основы продуктивного образа жизни, вам следует иметь план-расписание на каждый день. Это позволит вам не тратить время в пустую и дисциплинировать себя. Желательно общаться к теми людьми, которые развиты и высокоорганизованы – вы сможете перенять у них важнейшие качества.

Задачи, предполагающие продуктивное мышление

Ваша работа обязательно предполагает продуктивное мышление. Ведь в этом ключе вы можете добиться гораздо более ярких результатов. Подумайте, нужно ли вам что-то изменить в этой сфере? Каким образом это следует сделать? Какие задачи решить? Какие дела сделать в первую очередь? Если во время своих размышлений вы наткнулись на негативные мысли, обязательно переделайте их в позитивные. Подходя так к своим рабочим дням, вы улучшите свои результаты.

 

Статьи по теме:

Как распознать ложь?

«Врет и не краснеет» — так говорят о тех, кто не моргнув глазом говорит в лицо собеседнику откровенную неправду. Распознать таких людей не так-то просто. Но если знать некоторые особенности психологии, то все оказывается вполне возможным.

Остроумие

Человеку всегда хочется быть интересным для окружающих. И немало в этом способствует такое прекрасное умение как остроумие. В чем еще плюсы этого качества и почему его необходимо в себе развить — читайте далее

Развитие интуиции и сверхчувственного восприятия

Человек настолько загадочное существо, что разгадать его сущность до сих пор никому не удалось. Известно лишь то, что мы способны ощущать и чувствовать окружающий мир намного сильнее, чем нам кажется. Но как развить в себе эту чувствительность восприятия? Простые советы для начинающих вы найдете в этой статье.

Как успокоить нервы?

Нервные клетки все-таки могут восстановиться. Это научно доказанный факт, который для современного человека, к сожалению не особо актуален. С нашим ритмом жизни нервы постоянно находятся в напряжении. И пожалуй самый актуальным на сегодня навык — это умение успокоиться в любой ситуации.

О том, как его обрести мы поговорим далее.

Читать онлайн «Практическое и продуктивное мышление», Александр Фролов – Литрес

© Александр Фролов, 2022

ISBN 978-5-0056-3822-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Рассуждая о мышлении, мы обычно говорим непонятно о чём. Вряд ли большинство людей представляет себе, что такое мышление. И уж подавно – что такое мысль. Отсюда – множество легенд и предрассудков, приводящих, в конце концов, к взаимному непониманию людьми друг друга, а то и просто к раздору со ссылками на «мыслят все!» и «это – для каждого своё». В то же время мозг человека прошёл длинную эволюционную дорогу в развитии и своей структуры, и содержания деятельности в этой структуре. И многое в этой области на определённом уровне уже изучено и выяснено. Эволюция сложила практически у всех людей в принципе равные мыслительные возможности. В результате этого появляется возможность целенаправленно формировать своё мышление таким образом, чтобы успешнее и эффективнее взаимодействовать с миром на протяжении того ограниченного времени, которое отпущено нам природой. Для этого человечество создало систему образования, в первую очередь – общего, чтобы люди могли обмениваться друг с другом продуктами мышления. И, обменявшись – договориться, а договорившись – изменить мир так, чтобы он стал лучше и уютнее для людей. Более того, формирование определённого типа мышления позволяет нам продолжить наше существование в Вечности, оставаясь на Земле в том, что мы создаём благодаря нашему мышлению, вместе с другими людьми и всем миром. Пониманию того, что такое мышление, какое мышление и как надо формировать, посвящена эта книга.

Александр Фролов

Мышление и мысль

Прежде чем вообще о чём-то рассуждать, необходимо ввести необходимые определения понятий, которые мы будем при этом использовать. Эталон научного работника сэр Исаак Ньютон так и начинал практически каждую свою работу – словами «введём необходимые определения». Популярному изложению технологии введения определений понятий посвящена отдельная, специальная книга этой серии – «Понятийность». Здесь же мы используем готовые определения необходимых понятий, сформированные в этой технологии.

Прежде всего, надо понять, где мы живём на самом деле.

Мы живём в действительности, и уже самим своим существованием непрерывно вносим в эту действительность изменения. Что бы мы ни сделали, действительность изменится – в большей или меньшей степени. Для того, чтобы просто выжить, надо контролировать эти изменения, по крайней мере – большинство из них. Мало того: эти контролируемые изменения следует вносить когда надо, куда надо и насколько надо в соответствии с ситуацией. Ситуацией называется совокупность предметов и связывающих эти предметы условий, в которых происходит интересующее нас явление. Ситуации действительности развиваются вне нас. Наши рецепторы посылают в мозг сигналы, при обработке которых он создаёт величины, описывающие важные для нас стороны ситуаций. Вообще любая величина – это мера либо сигнала, поступившего от рецептора и обрабатываемого корой головного мозга, либо наложения взаимосвязанных сигналов от разных рецепторов. Сигналы от разных граней действительности накладываются, а величины складываются в модели этой действительности. Мозг специальными действиями, называемыми обратной связью, проверяет достоверность модели. Если модель достоверна, мы можем контролировать изменения действительности через контроль изменений модели. То есть, живём-то мы на самом деле в мире моделей «ментального пространства» (как его называют психологи и психофизиологи) мозга, что и принимаем за жизнь в действительности. Ну, не может в нашей такой маленькой голове в реальной действительности поместиться круизный лайнер со всей начинкой, на котором мы плывём на Мальдивские острова. Всё, что мы при этом трогаем, едим, целуем и фотографируем – это отображение реальной действительности мира в виртуальной действительности нашего мозга. Процесс или результат преобразования явлений реальной действительности в явления виртуальной действительности нашего мозга называется информацией. Ей будет посвящена отдельная книга нашей популярной серии. Если наши действия приводят к ожидаемым изменениям в реальной действительности, которые доносятся до нас изменениями информационных моделей, наши модели и действия на их основе называются адекватными реальной действительности.

Вот всё, что проделывает наш мозг для наших жизненных представлений о действительности, и есть мышление. При этом речь идёт и о реальной действительности, и о виртуальной, и об их соотношениях. Итак, мышлением называется процесс формирования мозгом моделей действительности, допускающих адекватное внесение в действительность контролируемых изменений. Вы обнимаете любимого человека в реальной действительности. Это значит, что ваша модель себя исполняет модель обнимания модели любимого человека в виртуальной действительности вашего мозга. Это легко проверить. Если любимый человек в отъезде, ваша модель себя всё равно может исполнить модель обнимания любимого человека в виртуальной действительности вашего мозга. Были бы модели адекватны, а то мозг не поверит и откажется обнимать.

Наверное, надо признать, что возможности виртуальной действительности шире, поскольку мы можем создавать для этой действительности адекватные ей модели и жить с ними в ней. Для иллюстрации достаточно фильма «Парк Юрского периода». Да и вообще любого фильма.

Объём информации, получаемой мозгом и обрабатываемой им, просто непостижим. Мозг отображает наблюдаемое нами явление – молния это или объятия – во всех ощущенчески доступных деталях. В результате мозгом формируется модель, которую мы и считаем действительностью. То есть, это наша повседневная, заурядная, сиюминутная, то есть, «однодневная», модель. По-русски – «обыденная модель». Вот давайте и будем пользоваться таким термином для обозначения этого типа моделей. В такой модели чрезвычайно много деталей, факторов, относительную важность которых чаще всего трудно определить. Поэтому принять решение о реакции на ситуацию, тем более – об адекватной реакции, а не наугад, на основании такой модели практически невозможно.

Но ведь реагировать-то надо! Значит, нужна такая модель действительности, в которой остались бы только важнейшие, понятно связанные между собой понятные факторы, отображаемые измеримыми величинами. Что такое «понятность» и как её обеспечить, описано в посвящённой понятийности книге этой популярной серии. Чтобы достичь понятности, надо отбросить маловажные в данном случае детали, пренебречь ими по сравнению с важнейшими. Жизнь с её образованием и опытом научила нас этому. Значит, надо перейти к научной модели действительности. Эта модель предельно груба, но она задаёт основу для выработки реакции на ситуацию.

Дети, дети… Дети – это прекрасно, дети нужны людям, просто необходимы. Как их заполучить? В обыденной модели – надо обеспечить жилищные условия, материальный достаток, встретить любимого человека или хотя бы технически допустимого участника процесса, оформить правовую основу рождения и воспитания. Да мало ли чего ещё надо, какого изобилия разных задач в обыденной-то модели! А в научной модели – нужны две, лучше проверенно здоровые, половые клетки (неважно, как и откуда взятые!) в системе, пригодной для последующего развития результата их слияния. Боже, как цинично! Лучше уж обыденно поэмоционировать, на протяжении остальной жизни неся крест героизма по поводу возможных неудач. Ох, уж эта наука (про неё – тоже в отдельной книге)! Вот такой реальный пример можно привести по поводу моделей действительности.

Итак, понятие «мышление» мы определили. Да и как оно происходит – тоже на контурном уровне описали. Но давайте всё же чётко определим, что представляет собой единичный акт мышления. Не «домыслительных процессов», а именно мышления. И то, и другое, а также их соотношение детально рассмотрены в книге выдающегося советского и американского психолога Льва Марковича Веккера «Психика и реальность. Единая теория психических процессов». Так вот, акт мышления есть мысль – системно организованная совокупность сигналов, последовательно обрабатываемых мозгом в его нейронных сетях, посредством обратной связи поставленная в соответствие с действительностью.

Любое мышление модельно. Мы мыслим моделями. При обыденном мышлении обыденными моделями информация, привнесённая в мозг рецепторами и извлечённая из хранилищ памяти, сливается в непрерывный поток мыслей, хаотичный и неожиданный в своих завихрениях. Мы называем его «потоком сознания». Для того, чтобы реагировать на сложные ситуации, надо хоть в какой-то степени осознанно «остановить» нужную мысль и препарировать её, сделав из обыденной научную. В прямом смысле остановить мысль, конечно, нельзя. Что это такое на самом деле, рассмотрим дальше в этой книге.

Здесь надо сделать одно замечание. Тот же Лев Маркович Веккер сформулировал чрезвычайно важный принцип: нельзя одновременно рассматривать структуру и механизмы деятельности отделов мозга, связанных с мышлением, и содержательную деятельность мозга. Мы постоянно сталкиваемся с модными рассуждениями о «нейронных сетях». Нейроны – это материальные элементы структуры мозга, обеспечивающие его операции по обработке поступивших от рецепторов сигналов. Нейроны образуют чрезвычайно сложную систему, обладающую невероятными информационной ёмкостью и быстродействием. «Нейронные сети» – это способ математического описания такой системы и обработки информации в ней. Короче говоря, на практически реализованную математическую модель нейронных сетей можно «посадить» содержание мышления не вполне трезвой торговки семечками на базаре с её не вполне организованными (уж подавно – понятийно!) целями, проблемами и задачами. Будет ли это искусственным интеллектом? Вряд ли. Лучше «посадить» на эти сети содержание научного мышления. Но для этого надо разобраться, как оно устроено и что такое интеллект. Вот и будем разбираться.

 

А до настоящего искусственного интеллекта пока что дальше, чем до такой близкой Луны.

Применение модели продуктивного мышления Херсона

Одним из самых приятных аспектов цифровой эпохи является доступ к огромному количеству информации.

Для самоучек это как быть ребенком в кондитерской. Крупицы мудрости и коробки с разнообразными знаниями сложены высоко, ожидая, пока мы сделаем выбор.

С таким большим выбором, как вы вообще могли выбрать?

Будь вы ребенком, выбирающим конфеты, или начинающим предпринимателем, принимающим важные решения, ваш способ мышления влияет на ваш выбор .

Ментальные модели необходимы для мудрого мышления и принятия правильных решений — не только для выбора конфет, но и для решения проблем и поиска возможностей. Это потому, что каждый из нас использует ментальные модели для организации своего мышления. В то время как некоторые из этих ментальных моделей действуют подсознательно, другие можно сознательно использовать для улучшения навыков мышления.

В этой статье вы познакомитесь с популярной методологией под названием «Модель продуктивного мышления». Эта ментальная структура предлагает структурированный подход к решению проблем или генерированию творческих идей. Давайте взглянем.

О модели продуктивного мышления

В своей книге «Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению» Тим Херсон представляет простую в освоении и простую методологию, помогающую читателям мыслить более творчески и планировать более эффективно. Его модель объединяет десятилетия исследований и методов разных людей и организаций в структуру, которую он называет моделью продуктивного мышления.

Критическое и творческое мышление

Чтобы понять, как эффективно использовать модель продуктивного мышления, нам необходимо понять теорию мышления Херсона. По словам Херсона, продуктивное мышление включает в себя два различных процесса — творческое мышление и критическое мышление.

Критическое мышление:

  1. Аналитическое
  2. Оценочное
  3. Избирательное

pansive

Продуктивное мышление должно быть постоянным чередованием творческого мышление и критическое мышление . Мы склонны сочетать эти два типа мышления одновременно, но это может помешать процессу. Херсон подчеркивает, что их следует держать отдельно, чтобы получить максимальную отдачу от каждого способа мышления.

Методы мышления

Модель продуктивного мышления направлена ​​на методичное прохождение каждого шага, задавая критические вопросы и используя методы творческого мышления. Херсон представляет различные подходы, которые мы можем использовать для генерации более продуктивных идей. Вот некоторые из них:

  • Оставайтесь с вопросом: Мы обычно прекращаем задавать вопросы, когда думаем, что знаем ответ, но это только ограничивает наше мышление. Решайте проблемы — продолжайте задавать вопросы, выходящие за рамки очевидного ответа. Чтобы оставаться с вопросом, нужно смириться с неопределенностью и открыть разум новым идеям.
  • Стремитесь к «третьей трети»: По словам Херстона, идеи, генерируемые в течение первой трети мозгового штурма, обычно посредственны. Отбросьте легкие идеи, а во второй трети задайте «еще» вопросы (что еще, кто еще), чтобы стимулировать свое творческое мышление. Мы обычно придумываем лучшие идеи в третьей трети.
  • Количество важнее качества: Вам нужен мозговой штурм, а не мозговой штурм. Самый простой способ улучшить свои мыслительные способности — генерировать больше идей. Такие упражнения, как работа в аэродинамической трубе (быстрое придумывание как можно большего количества идей за определенный период времени), позволяют выйти за рамки очевидного и развить собственные творческие идеи.

Объединяя эти методы с систематическим планом действий, модель продуктивного мышления может создавать бесконечные творческие решения. По мере прохождения каждого этапа процесса систематизируйте свои идеи, чтобы помочь вам сосредоточиться и добиться прогресса.

Погрузитесь в процесс обучения, пробудите понимание и найдите свой идеальный поток

ABLE — это комплексное приложение нового уровня для получения знаний и повышения производительности для энергичных учащихся и любознательных умов.

Подробнее

План действий из 6 шагов

Модель продуктивного мышления — это многоэтапный процесс решения проблем, сочетающий творческое мышление со структурированным подходом. Методология делает упор на использование различных методов и определение вопросов на каждом этапе, что приводит к практическому, прямому процессу мышления, который приводит к инновационным решениям.

Вот как это работает.

Шаг 1: Спросите: «Что происходит?»

Первый шаг модели продуктивного мышления Херсона начинается с выявления проблемы. Полное понимание проблемы — первый шаг к поиску наилучшего решения.

Чтобы изучить проблему, ответьте на следующие вопросы:

Что за зуд?

Опишите проблему. Составьте список всех возможных проблем, которые необходимо решить или улучшить, а затем выберите ту, которая лучше всего описывает случай.

Какое влияние?

Подумайте, как эта проблема влияет на вас. Подумайте о том, что это значит для вас и что вас беспокоит, а затем определите свои главные приоритеты.

Что за информация?

Рассмотрите имеющуюся у вас информацию о проблеме. Посмотрите на его причины, последствия, предположения и ограничения. Затем отсортируйте свой список и решите, какие из них наиболее важны для вас.

Кто замешан?

Кто является вовлеченными сторонами и как они влияют друг на друга? Во-первых, посмотрите на заинтересованные стороны и на то, что они могут выиграть или потерять. Затем выберите наиболее важные факторы на основе общей значимости.

Что за видение?

В качестве последнего шага сосредоточьтесь на своей конечной цели, или «Нацели на будущее». Как выглядит будущее, если вы решите свою проблему? Во-первых, перечислите все возможные целевые фьючерсы и выберите тот, который лучше всего соответствует вашим потребностям. Затем напишите заявление «Цель будущего», которое поможет вам визуализировать желаемый результат.

Пять вопросов только для первого шага могут показаться чрезмерными, но не торопитесь. Вы закладываете основу для творческого решения проблем и потенциальных решений.

Шаг 2: Спросите: «Что такое успех?»

Следующим шагом будет определение критериев успеха, которые вы будете использовать для оценки своих решений. Используйте свое заявление «Цель будущего», чтобы создать привлекательное видение, которое вдохновляет и мотивирует вас.

Упражнение DRIVE может помочь вам разработать список критериев успеха. Подумайте над ответами на следующие вопросы:

  • D – Делайте: Чего должно достичь возможное решение?
  • R – Ограничения: Чего следует избегать?
  • I – Инвестиции: Сколько времени и денег вы можете выделить?
  • V – Значения: Есть ли какие-то ценности, которых вам нужно придерживаться?
  • E – Основные результаты: Каковы ваши цели?

Шаг 3: Спросите: «В чем вопрос?»

На этом этапе вы сформулируете вопросы, которые помогут вам достичь Целевого Будущего. Превратите формулировки проблем, которые вы перечислили ранее, в вопросы, чтобы облегчить ваше мышление.

Херсон предлагает задуматься над вопросами с точки зрения «Как я могу или как можем мы». Например, если ваша постановка проблемы звучала так: «У меня недостаточно времени, чтобы закончить этот проект», ваш вопрос может звучать так: «Как я могу получить больше времени?» или «Как мы можем изменить спецификации, чтобы это требовало меньше времени?»

Используйте свои мыслительные способности, чтобы составить список вопросов, а затем выберите два из них, которые являются ключевыми для решения проблемы. Обратите внимание на те, которые кажутся вам наиболее неудобными. Обычно они имеют самый значительный потенциал для изменений.

Шаг 4: Генерация ответов

Здесь происходит этап генерации идей модели продуктивного мышления. Дайте волю своей творческой стороне и придумайте как можно больше решений стратегических вопросов, которые вы выбрали на третьем шаге. Генерируйте как можно больше идей, используя навыки творческого мышления, упомянутые ранее.

Помните — идите на мозговой штурм, а не на моросящий мозг. Задавайте «еще» вопросы, будьте диковинными и копайте глубже. Не экономьте на этом шаге. Здесь вы можете отбросить скучные или неудачные идеи, чтобы найти хорошие вещи.

Когда у вас появится множество идей, выберите наиболее многообещающие из них для дальнейшего развития. Имейте в виду, что это не полностью разработанные идеи, а скорее самые интригующие, которые вы хотите подробно изучить.

Попробуйте Упражнение C5 , чтобы помочь:

  • Отбраковка: Удалите глупые, сумасшедшие идеи.
  • Кластер: Расположите похожие предметы группами по пять или меньше.
  • Объединить: Соединить очень похожие вещи.
  • Уточнение: Назначьте каждому набору или группе собственную метку, описывающую их назначение.
  • Выберите лучших идей из кластеров. Убедитесь, что они соответствуют вашим критериям успеха, и доверяйте своей интуиции.

Шаг 5. Подготовьте решение

Пристальный взгляд на лучшие идеи — это следующий шаг к поиску наилучшего решения. Это включает в себя два шага.

Сначала определите, какие идеи лучше всего соответствуют вашим критериям успеха. Если вам нужно уменьшить критерии для этого шага, сосредоточьтесь на наиболее важных аспектах. Затем выберите концепцию, наиболее перспективную для потенциального решения.

Используя эту концепцию, разработайте надежное решение. Определите стратегию или набор решений, которые соответствуют вашим критериям успеха и дают четкий ответ на проблему.

Шаг 6. Согласование ресурсов

Последний шаг — создание плана реализации вашего решения. Определите свои задачи и шаги, необходимые для их выполнения, затем определите их приоритетность и установите крайний срок . Составление плана поможет вам визуализировать свой будущий успех и начать делать шаги к нему.

Двигайтесь вперед и работайте продуктивно

С помощью модели продуктивного мышления Херсона каждый может укрепить свои мыслительные способности, применяя простую пошаговую методику. И если вы посвятили себя самообучению , это будет отличным дополнением к вашему набору инструментов. Неважно, решаете ли вы проблему клиента или просто выбираете любимые конфеты в кондитерской. Задавая вопросы и развивая творческое мышление, вы можете подстегнуть новые идеи, найти инновационные решения и, в конечном итоге, добиться большего успеха.


Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не стесняйтесь делиться, рекомендовать и общаться 🙏

Свяжитесь со мной в Твиттере 👉  https://twitter. com/iamborisv

И следите за путешествием Эйбла в Твиттере: https://twitter.com/meet_able

И подписывайтесь в наш информационный бюллетень, чтобы прочитать более ценные статьи, прежде чем они будут опубликованы в нашем блоге.

Сейчас мы создаем сообщество единомышленников в Discord, и мы будем очень рады видеть вас там.

Продуктивное мышление — Stormz

Продуктивное мышление был изобретен Тимом Херсоном и представлен в его книге Думай лучше . Он побуждает вас использовать навыки творческого и критического мышления, чтобы взглянуть на проблему и найти лучшие решения.

Модель продуктивного мышления представляет собой шестиступенчатую методологию решения проблем и поиска возможностей:

  • В чем проблема?
  • Что такое влияние?
  • Что такое информация?
  • Что такое Видение?

Использует инструмент под названием ПРИВОД , чтобы представить, что было бы, если бы проблема была решена

  • D o: что вы хотите, чтобы решение делало?
  • R ограничения: что НЕ должно делать решение?
  • I инвестиции:- какие ресурсы можно инвестировать?
  • V значения:- какими ценностями вы должны жить? (например, экологичность и т. д.)
  • E основные результаты: каковы основные результаты?

Использует инструмент под названием POWER для превращения выбранного решения в нечто более надежное.

  • P позитивы: что хорошего в этой идее?
  • O возражения: что в этом плохого?
  • W шапка еще?: что она вам напоминает?
  • E nhancements: как сделать лучше то, что в ней есть хорошего?
  • R средства: как можно исправить то, что в нем плохо?

Использует стену времени, чтобы превратить решение в план действий.

Модель Продуктивного Мышления основана на 50-летнем исследовании Creative Education Foundation, 30-летнем исследовании НАСА и пяти годах полевых испытаний. Он сочетает в себе анализ ситуации и сильные стороны методологии CEF с критериями успеха и методами картирования проектов методологии NASA iDEF.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts