Продуктивное мышление: Продуктивное мышление — Психологос

Содержание

Продуктивное мышление — это… Определение, основы, теории, примеры мышления и его влияние на психологическое состояние человека

У вас есть проблемы с решением сложных задач? Вы не можете придумать ни одной креативной идеи? Значит, вы задействуете не ту область мозга. Что способствует проявлению креатива и нестандартного подхода к простым проблемам? Это продуктивное мышление. Именно оно помогает людям что-то создать или найти простой выход из сложной ситуации. Все подробности об этом читайте ниже.

Определение

Продуктивное мышление – это творческий подход к решению задач. Творческое мышление – вот как называют его дизайнеры. Именно эти креативные люди умеют включать и выключать воображение по своему желанию. Но ведь мышление не так просто устроено, чтобы управлять им волевым усилием. На самом деле то, как именно функционирует мозг, не знает никто. Но ученые смогли систематизировать и выписать процессы, которые, по их мнению, происходят в сером веществе в момент зарождения мысли. Эти этапы назвали процессами и стадиями творческого мышления.

Любой человек сталкивается с тем, что время от времени ему нужно включать творческое мышление. Например, когда друг задает вам простой вопрос: «Какие бы суперспособности ты имел, если бы был супергероем?» Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно, если вы никогда не думали над ним ранее. Поэтому приходится включать воображение, представлять и анализировать нереальную ситуацию.

Формирование

Продуктивное мышление – это процесс зарождения творческой мысли. А что же участвует в ее формировании?

  • Память. Чтобы что-то придумать, нужно иметь базу знаний. Посмотрите на маленьких детей, которые бесконечно спрашивают у мам: «Что это?» Только набравшись визуальных образов, человек может задействовать свое воображение. Чем больше у человека опыта и знаний, тем легче ему будет что-то придумать или вообразить.
  • Мышление. Чтобы творческая мысль смогла закрасться в голову, человек должен мыслить и рассуждать. Только благодаря тому, что персона может проводить параллели между несколькими областями знаний и делать логические связи, возможно порождение креативной мысли. Чем чаще человек будет думать, тем лучше у него будет развито мышление.
  • Воображение. Для того чтобы креативно мыслить, нужно задействовать свою фантазию. Чем чаще вы будете ей пользоваться, тем лучше она будет работать. Ребенок хуже фантазирует, чем взрослый. У родителей получается сочинять сказки на ходу. Детям же нужно время для того, чтобы составить какую-либо нереальную историю. Чем больше ребенок будет слушать и читать сказок, тем быстрее у него будет работать фантазия.
  • Интуиция. Опыт пережитых событий накладывает отпечаток на человека. Интуиция – это информация, которую человек из своего сознания перевел в подсознание. Она работает только тогда, когда полученный опыт подсказывает человеку, как нужно поступить в той или иной ситуации.
  • Личное мировоззрение. Все люди думают по-разному по той причине, что каждый человек — уникальная личность. Образование, воспитание, среда общения и личные предпочтения накладывают отпечаток на структуру и логику мышления.

Стадии

Зарождение мысли — сложный процесс. А что такое возникновение идеи? В продуктивном мышлении это преобразование абстрактного образа во что-то конкретное. Существует несколько стадий творческого мышления.

  • Возникновение идеи. Прежде чем сделать очередное изобретение, мастер должен посидеть и подумать над тем, кому на этот раз нужно облегчить жизнь и чем именно. Обычно идеи для вдохновения берутся из окружающего пространства. Наблюдательные персоны могут увидеть много интересного даже за короткую прогулку от дома до работы.
  • Осознание идеи. Когда мысль сформулирована, ее нужно обдумать. Например, инженер решил облегчить жизнь строителям, но не придумал — как. На этом этапе он должен продумать механизмы, которые помогут людям в работе. В конечном счете у инженера появится идея создания подъемного крана.
  • Работа над идеей. Когда мысль обрела свои первые очертания, ее нужно конкретизировать. В случае с подъемным краном инженеру потребуется составить чертежи, эскизы и схемы будущей машины.
  • Решение. Наброски идеи формируются и перерабатываются. На этом этапе мысль обрела свое очертание. и изобретателю становится понятно, что и как нужно дальше делать.
  • Исполнение. Последний этап – это воплощение идеи в жизнь. Нужно отметить, что не всегда мыслитель, инженер, дизайнер и т. д. собственноручно воплощает свою идею. Чаще всего для этой цели нанимают специалистов, которые будут выполнять всю грязную работу.

Виды

В чем разница между продуктивным и репродуктивным мышлением? В первом случае идет формирование творческой идеи. Человек придумывает что-то новое, чего не существовало до него. Во втором случае человек ничего не изобретает. Он может решить проблему, благодаря существующим у него знаниям и умениям. Какие же бывают виды продуктивного мышления?

  • Теоретическое. Суть его заключается в том, что человек будет думать над решением проблемы. Никаких действий предприниматься не будет. Весь креатив, который будет использован в процессе работы, будет являться проявлением и синтезом нажитого опыта и знаний.
  • Наглядное. Мышление, процесс которого можно проследить, свойственно людям-визуалам. Такие персоны не могут думать в голове, им проще все изображать на бумаге. Наглядный вид мышления часто используется в дизайнерских бюро для того, чтобы разные люди могли сообща работать над одним проектом.
  • Образное. Для того чтобы человек мог что-то изобрести, он будет использовать накопленные ранее знания. Путь его мышления легко будет проследить через образы, которые лягут в основу идеи.
  • Стихийное. Не всегда удается структурировать мышление. Хаос всегда свойственен творческим личностям. Некоторые люди не приемлют каких-либо систем, и это отображается не только на их стиле жизни, но и на способе мышления.

Особенности

Творческое продуктивное мышление хоть и считается бессистемным и нелогичным, но все же, чтобы его квалифицировать, были выведены некоторые особенности.

  • Владение логическими операциями. Только человек, который умеет размышлять и будет использовать логику в своих проектах, может претендовать на то, что он мыслит творчески. Любое свое детище творческая личность должна как-то интерпретировать и преподнести зрителям и окружающим людям.
  • Наличие новизны. Творческое мышление не будет являться таковым, если в нем не будет присутствовать чего-то нестандартного. Именно наличие новизны отличает репродуктивное мышление от продуктивного.
  • Понимание рациональных вещей. Человек должен не только пользоваться логикой, но и понимать то, что он делает и для чего он творит. Делать какие-либо действия только для того, чтобы что-то делать – это великая глупость.
  • Знание способов создания гармонии. Любой творец должен придерживаться не только логики и здравого смысла, но и элементарных законов прекрасного, которые действуют в его области компетенции. Например, художник не может рисовать картину, не используя никаких правил композиции.

Качество

Продуктивное мышление в психологии делится на несколько категорий:

  • Ширина. Когда персона о чем-то думает, она может охватывать своим внутренним взором всю область знаний, которая имеется по данному вопросу.
  • Глубина. Человек не распыляется, он конкретизирует свою задачу и старается смотреть в корень проблемы.
  • Быстрота. Все люди размышляют по-разному. Кто-то привык использовать творческий подход для решения бытовых проблем, а кто-то включает воображение только тогда, когда в этом есть острая необходимость.
  • Критичность. Человек всегда должен объективно смотреть на продукт своего мышления. Критика – это то, что помогает человеку развиваться и делать работу над ошибками.

Процессы

Вы задумывались, что происходит в мозгу тогда, когда вы стараетесь что-то представить или вообразить? Процессы продуктивного мышления, которые выделили ученые:

  • Анализ. Человек всегда раздумывает о проблеме или об идее прежде, чем дать ей ход.
  • Сравнение. Когда идея или проблема приобрели более-менее понятные очертания, они сравниваются с уже имеющимся у индивида опытом.
  • Синтез. Идеи создаются на стыке уже увиденного и фантазийного. Благодаря слиянию этих двух форм появляются новые мысли.
  • Обобщение. Человек собирает все знания и идеи вместе, чтобы посмотреть, что же из этого набора можно сделать.
  • Конкретизация. Когда материал подготовлен и идея сформирована, она конкретизируется и прорабатывается.

Развитие

Некоторые люди могут жаловаться на то, что у них плохое воображение. Развитие продуктивного мышления – это не высшая математика. Этим процессом должны заниматься родители, чтобы вырастить здорового и умного ребенка. Как можно развивать воображение? Один из легких способов – это сочинение сказок. Человек может придумывать небылицы или же рассказывать истории, но оформлять их необычным образом.

Развитию творческого мышления способствует творческий процесс. Если вы хотите стать креативнее, подумайте, где могут пригодиться ваши знания и навыки. Начните писать музыку или картины, лепите, танцуйте или пойте. Все это помогает задействовать правую половину полушария.

Примеры

Что же является результатом продуктивного мышления? Примером такого подхода является любая творческая специальность. Например, возьмем работу дизайнера. Эти люди ежедневно должны прилагать усилия для того, чтобы сгенерировать не существовавшие до них идеи. Результатом их творчества являются логотипы, визитки, фирменные стили и всевозможные виды графического оформления сайтов.

Family Tree — Цикл вебинаров «Продуктивное мышление. Осваиваем с детства»

будущее

образование

развитие

учитель

школа

Чем современные родители могут помочь детям стать успешными? Как помочь им состояться в жизни, если родительский опыт устаревает едва ли не быстрее, чем накапливается? Какие навыки необходимы в XXI веке ничуть не меньше, чем умение читать, писать, говорить и работать с компьютером? Как детские фантазии могут помочь реализоваться взрослому человеку? Узнайте, посмотрев записи пяти вебинаров цикла с ТРИЗ-педагогом Евгенией Гин.

Хотите подарить этот курс близкому человеку?

Мы с удовольствием доставим ваше поздравление.

«Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу».

Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета

Кому особенно важен и полезен цикл «Продуктивное мышление. Осваиваем с детства»:

  • Родителям старших школьников. Потому, что традиционная система обучения уже сделала многое, чтобы отучить их самостоятельно мыслить. Шаблоны, тесты и клиповое мышление ― вот то, чем грешит система образования сегодня.
  • Родителям младших школьников. Потому, что они открыты к новому, как губка впитывают знания и навыки.
  • Родителям малышей. Потому, что развивать умение мыслить никогда не рано ― проверено нашим экспертом Евгенией Гин!
  • Будущим родителям. Потому, что ускоряющийся мир подсказывает: ко всему готовьтесь заранее, а к гармоничному родительству особенно. А осознанное родительство сегодня очень далеко от умения пеленать и вовремя вводить прикорм. Уметь подготовить ребенка к взрослой жизни, пожалуй, важнее!

«Но что такое ТРИЗ-педагогика? Что-то модное, новое, еще не опробованное?»

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, родилась в СССР в 50-е годы прошлого столетия. Изначальная цель ТРИЗ ― поставить «на поток» инженерные изобретения, сделать их менее зависимыми от вдохновения, более «методологическими».

Когда ТРИЗ доказала свою эффективность в технике, она стала применяться для решения сложных задач и в других областях, например, в бизнесе и в политике. А в 80-х годах прошлого века появилась ТРИЗ-педагогика, которая ставит своей главной целью развитие креативного мышления, воспитание творческой личности.

 

Главная идея ТРИЗ-педагогики — научить ребенка творчески решать жизненные задачи

Можно научить ребенка креативно мыслить, находить нестандартные и конструктивные решения и успешно действовать в ситуациях, в которых нет единственно верного решения. Все это крайне важно в современном, активно меняющемся, стремительном мире.

Да, научить успеху можно. Но как, как выйти за рамки привычного и где найти методы такого обучения?

Об этом ― наш цикл «Продуктивное мышление. Осваиваем с детства»

Автор

Евгения Гин

ТРИЗ-педагог, ведущий научный сотрудник ассоциации «Образование для Новой Эры»

Профессиональные интересы:

  • Развитие мышления у детей
  • Разработка методических материалов
  • Новые подходы в образовании
  • Педагогические техники

«Я верю, что мышление ― это важно и интересно, что этому можно и нужно учиться, что это качественно повышает уровень жизни, что это абсолютно необходимо тем, кто не хочет вылететь на обочину века искусственного интеллекта. И еще я искренне верю, что обучение должно быть интересным и захватывающим»

 

Образование:

Московский инженерно-физический институт (МИФИ), факультет кибернетики

 

Достижения:

+ Автор онлайн-проекта для творческих родителей «Creatime семья»

+ Сертифицированный специалист по ТРИЗ второго уровня

+ Автор десятков статей, посвященных развитию мышления, креативности и задачам современной педагогики

Форматы:

  • Семинары для родителей по развитию креативности в семье
  • Семинары для педагогов
  • Работа с детьми-школьниками
  • Вебинары

Программа цикла

+ Вы узнаете, какие именно привычки мышления важно прививать ребенку с раннего детства для того, чтобы во взрослой жизни он умел решать свои реальные задачи.

+ Вы поймете, что научить думать, мыслить продуктивно и творчески ― возможно. Это тоже навык, и, как и любой другой навык, его можно развивать.

+ Вы сможете задать Евгении Гин вопросы о том, как именно развивать у ребенка (да и у себя) привычку мыслить продуктивно.

+ Вы получите отличный подарок ― мини-книгу Евгении Гин «Игры из ничего». В ней собраны десятки идей для игр с ребенком от 2 лет до бесконечности, которыми поделились родители-участники проектов автора. Игр простых, интересных, не требующих дополнительного реквизита ― таких, в которые можно играть в дороге или в очереди к врачу в поликлинике.

12 марта в 22:00 мск.

Открытые задачи ― что это такое? Почему именно с такими задачами важно уметь работать и как приучить ребенка к позиции не «страдателя» или «наблюдателя», а «решателя»?

  • Как быть в затруднительной ситуации ― смиряться, расстраиваться, требовать или искать и находить решения?
  • Какие открытые задачи можно решать в раннем детстве и где искать примеры?
  • Позиция «решателя» как продуктивный взгляд на любые жизненные проблемы.
  • Навыки решения открытых задач и влияние этих навыков на общее качество жизни.
  • Где брать открытые задачи, чтобы решать их с ребенком?
  • Практические задания.
  • Ответы на вопросы слушателей.
А в результате?

Вы увидите, насколько часто мы сталкиваемся с открытыми задачами ― такими, в которых не все условия известны, а правильных ответов может быть множество.

Вы научитесь позитивно воспринимать такие задачи, увидите направления поиска решений и узнаете об удивительных сверхэффектах обсуждения с детьми открытых задач.

14 марта в 22:00 мск.

Почему родители боятся детского креатива и когда для этого есть основания? Как направить творческую мысль ребенка в конструктивное русло? Почему умение критически мыслить вошло в список самых важных умений XXI века? Давайте разбираться!

  • Детская креативность: чем она опасна и как критическое мышление помогает направить креатив в мирное русло?
  • Креативность + Критическое мышление = прочная связка.
  • Критическое мышление ― одна из самых важных компетенций XXI века.
    Почему?
  • Критическое мышление как защита от манипуляций.
  • Типичные ошибки мышления.
  • Практические упражнения.
  • Ответы на вопросы слушателей.

А в результате?

Вы прокачаете свое критическое мышление и познакомитесь с упражнениями для развития этого типа мышления у ваших детей.

19 марта в 22:00 мск.

Можно ли мотивировать ребенка учиться, развиваться, действовать, не используя традиционный метод кнута и пряника? Чем можно заменить кнут, а чем ― пряник? Эксперт расскажет!

  • Об эффективности метода кнута и пряника ― а есть ли она?
  • Есть ли альтернатива внешней мотивации и нужно ли ее искать?
  • Приемы мотивации ― где они водятся?
  • Примеры из практики.
  • Ответы на вопросы слушателей.

А в результате?

На практических примерах вы разберете новые приемы, способные мотивировать ребенка.

21 марта в 22:00 мск.

Поговорим о том, чем ограничена наша фантазия и как можно раздвинуть границы. Возможно ли тренировать фантазию и к чему это приводит?

  • Творить по заказу ― возможно ли это?
  • Навыки придумывать новое и конкретные приемы управляемой фантазии.
  • Технологии работы с фантазией: как передать их детям.
  • Ответы на вопросы слушателей.

А в результате?

Вы поймете, как помочь ребенку фантазировать с пользой, удивляя окружающих смекалкой и оригинальностью мышления.

Вы можете выбрать один из трех форматов участия:

Плюсы. Освоение информации в индивидуальном темпе. Длительный доступ.

1

Нажмите на кнопку «Купить»

2

Зарегистрируйтесь в личном кабинете, если у вас еще нет аккаунта на нашем сайте

3

Смотрите лекции в личном кабинете на любом устройстве

4

Мы уверены, что вы уважаете авторское право, труд наших лекторов.

5

По вопросу размещения материалов пишите нам на почту: [email protected]

Вам могут подойти и эти циклы

«Великолепно. Евгения — удивительный тренер, специалист. Восхитила логика ведения и корректность. Огромный заряд энергии. Удивительная эмпатия».

«Евгения — прекрасный лектор. Чутко понимает и чувствует, как сгладить углы, где промолчать, где вставить слово. Все четко, конструктивно. Понятная информация. Много улыбается. Умеет разрядить обстановку шуткой. После тренинга прекрасное и легкое настроение. И это важно!»

«Для меня очень ценным был блок «Родительские задачи». Думаю, очень важно, чтобы на все трудности, возникающие с детьми, родители смотрели как на задачи, которые можно и интересно решать. Планирую применять игры и упражнения, которые мы сами на себе апробировали на тренинге».

«Мне очень понравились практические задания, возможность попрактиковаться в формировании и решении открытых задач, противоречий. Семинар Евгении живой, активный — супер!»

Читать онлайн «Практическое и продуктивное мышление», Александр Фролов – ЛитРес

© Александр Фролов, 2022

ISBN 978-5-0056-3822-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Рассуждая о мышлении, мы обычно говорим непонятно о чём. Вряд ли большинство людей представляет себе, что такое мышление. И уж подавно – что такое мысль. Отсюда – множество легенд и предрассудков, приводящих, в конце концов, к взаимному непониманию людьми друг друга, а то и просто к раздору со ссылками на «мыслят все!» и «это – для каждого своё». В то же время мозг человека прошёл длинную эволюционную дорогу в развитии и своей структуры, и содержания деятельности в этой структуре. И многое в этой области на определённом уровне уже изучено и выяснено. Эволюция сложила практически у всех людей в принципе равные мыслительные возможности. В результате этого появляется возможность целенаправленно формировать своё мышление таким образом, чтобы успешнее и эффективнее взаимодействовать с миром на протяжении того ограниченного времени, которое отпущено нам природой. Для этого человечество создало систему образования, в первую очередь – общего, чтобы люди могли обмениваться друг с другом продуктами мышления. И, обменявшись – договориться, а договорившись – изменить мир так, чтобы он стал лучше и уютнее для людей. Более того, формирование определённого типа мышления позволяет нам продолжить наше существование в Вечности, оставаясь на Земле в том, что мы создаём благодаря нашему мышлению, вместе с другими людьми и всем миром. Пониманию того, что такое мышление, какое мышление и как надо формировать, посвящена эта книга.

Александр Фролов

Мышление и мысль

Прежде чем вообще о чём-то рассуждать, необходимо ввести необходимые определения понятий, которые мы будем при этом использовать. Эталон научного работника сэр Исаак Ньютон так и начинал практически каждую свою работу – словами «введём необходимые определения». Популярному изложению технологии введения определений понятий посвящена отдельная, специальная книга этой серии – «Понятийность». Здесь же мы используем готовые определения необходимых понятий, сформированные в этой технологии.

Прежде всего, надо понять, где мы живём на самом деле.

Мы живём в действительности, и уже самим своим существованием непрерывно вносим в эту действительность изменения. Что бы мы ни сделали, действительность изменится – в большей или меньшей степени. Для того, чтобы просто выжить, надо контролировать эти изменения, по крайней мере – большинство из них. Мало того: эти контролируемые изменения следует вносить когда надо, куда надо и насколько надо в соответствии с ситуацией. Ситуацией называется совокупность предметов и связывающих эти предметы условий, в которых происходит интересующее нас явление. Ситуации действительности развиваются вне нас. Наши рецепторы посылают в мозг сигналы, при обработке которых он создаёт величины, описывающие важные для нас стороны ситуаций. Вообще любая величина – это мера либо сигнала, поступившего от рецептора и обрабатываемого корой головного мозга, либо наложения взаимосвязанных сигналов от разных рецепторов. Сигналы от разных граней действительности накладываются, а величины складываются в модели этой действительности. Мозг специальными действиями, называемыми обратной связью, проверяет достоверность модели. Если модель достоверна, мы можем контролировать изменения действительности через контроль изменений модели. То есть, живём-то мы на самом деле в мире моделей «ментального пространства» (как его называют психологи и психофизиологи) мозга, что и принимаем за жизнь в действительности. Ну, не может в нашей такой маленькой голове в реальной действительности поместиться круизный лайнер со всей начинкой, на котором мы плывём на Мальдивские острова. Всё, что мы при этом трогаем, едим, целуем и фотографируем – это отображение реальной действительности мира в виртуальной действительности нашего мозга. Процесс или результат преобразования явлений реальной действительности в явления виртуальной действительности нашего мозга называется информацией. Ей будет посвящена отдельная книга нашей популярной серии. Если наши действия приводят к ожидаемым изменениям в реальной действительности, которые доносятся до нас изменениями информационных моделей, наши модели и действия на их основе называются адекватными реальной действительности.

Вот всё, что проделывает наш мозг для наших жизненных представлений о действительности, и есть мышление. При этом речь идёт и о реальной действительности, и о виртуальной, и об их соотношениях. Итак, мышлением называется процесс формирования мозгом моделей действительности, допускающих адекватное внесение в действительность контролируемых изменений. Вы обнимаете любимого человека в реальной действительности. Это значит, что ваша модель себя исполняет модель обнимания модели любимого человека в виртуальной действительности вашего мозга. Это легко проверить. Если любимый человек в отъезде, ваша модель себя всё равно может исполнить модель обнимания любимого человека в виртуальной действительности вашего мозга. Были бы модели адекватны, а то мозг не поверит и откажется обнимать.

Наверное, надо признать, что возможности виртуальной действительности шире, поскольку мы можем создавать для этой действительности адекватные ей модели и жить с ними в ней. Для иллюстрации достаточно фильма «Парк Юрского периода». Да и вообще любого фильма.

Объём информации, получаемой мозгом и обрабатываемой им, просто непостижим. Мозг отображает наблюдаемое нами явление – молния это или объятия – во всех ощущенчески доступных деталях. В результате мозгом формируется модель, которую мы и считаем действительностью. То есть, это наша повседневная, заурядная, сиюминутная, то есть, «однодневная», модель. По-русски – «обыденная модель». Вот давайте и будем пользоваться таким термином для обозначения этого типа моделей. В такой модели чрезвычайно много деталей, факторов, относительную важность которых чаще всего трудно определить. Поэтому принять решение о реакции на ситуацию, тем более – об адекватной реакции, а не наугад, на основании такой модели практически невозможно.

Но ведь реагировать-то надо! Значит, нужна такая модель действительности, в которой остались бы только важнейшие, понятно связанные между собой понятные факторы, отображаемые измеримыми величинами. Что такое «понятность» и как её обеспечить, описано в посвящённой понятийности книге этой популярной серии. Чтобы достичь понятности, надо отбросить маловажные в данном случае детали, пренебречь ими по сравнению с важнейшими. Жизнь с её образованием и опытом научила нас этому. Значит, надо перейти к научной модели действительности. Эта модель предельно груба, но она задаёт основу для выработки реакции на ситуацию.

Дети, дети… Дети – это прекрасно, дети нужны людям, просто необходимы. Как их заполучить? В обыденной модели – надо обеспечить жилищные условия, материальный достаток, встретить любимого человека или хотя бы технически допустимого участника процесса, оформить правовую основу рождения и воспитания. Да мало ли чего ещё надо, какого изобилия разных задач в обыденной-то модели! А в научной модели – нужны две, лучше проверенно здоровые, половые клетки (неважно, как и откуда взятые!) в системе, пригодной для последующего развития результата их слияния. Боже, как цинично! Лучше уж обыденно поэмоционировать, на протяжении остальной жизни неся крест героизма по поводу возможных неудач. Ох, уж эта наука (про неё – тоже в отдельной книге)! Вот такой реальный пример можно привести по поводу моделей действительности.

Итак, понятие «мышление» мы определили. Да и как оно происходит – тоже на контурном уровне описали. Но давайте всё же чётко определим, что представляет собой единичный акт мышления. Не «домыслительных процессов», а именно мышления. И то, и другое, а также их соотношение детально рассмотрены в книге выдающегося советского и американского психолога Льва Марковича Веккера «Психика и реальность. Единая теория психических процессов». Так вот, акт мышления есть мысль – системно организованная совокупность сигналов, последовательно обрабатываемых мозгом в его нейронных сетях, посредством обратной связи поставленная в соответствие с действительностью.

Любое мышление модельно. Мы мыслим моделями. При обыденном мышлении обыденными моделями информация, привнесённая в мозг рецепторами и извлечённая из хранилищ памяти, сливается в непрерывный поток мыслей, хаотичный и неожиданный в своих завихрениях. Мы называем его «потоком сознания». Для того, чтобы реагировать на сложные ситуации, надо хоть в какой-то степени осознанно «остановить» нужную мысль и препарировать её, сделав из обыденной научную. В прямом смысле остановить мысль, конечно, нельзя. Что это такое на самом деле, рассмотрим дальше в этой книге.

Здесь надо сделать одно замечание. Тот же Лев Маркович Веккер сформулировал чрезвычайно важный принцип: нельзя одновременно рассматривать структуру и механизмы деятельности отделов мозга, связанных с мышлением, и содержательную деятельность мозга. Мы постоянно сталкиваемся с модными рассуждениями о «нейронных сетях». Нейроны – это материальные элементы структуры мозга, обеспечивающие его операции по обработке поступивших от рецепторов сигналов. Нейроны образуют чрезвычайно сложную систему, обладающую невероятными информационной ёмкостью и быстродействием. «Нейронные сети» – это способ математического описания такой системы и обработки информации в ней. Короче говоря, на практически реализованную математическую модель нейронных сетей можно «посадить» содержание мышления не вполне трезвой торговки семечками на базаре с её не вполне организованными (уж подавно – понятийно!) целями, проблемами и задачами. Будет ли это искусственным интеллектом? Вряд ли. Лучше «посадить» на эти сети содержание научного мышления. Но для этого надо разобраться, как оно устроено и что такое интеллект. Вот и будем разбираться.

 

А до настоящего искусственного интеллекта пока что дальше, чем до такой близкой Луны.

Модель продуктивного мышления Херсона — решение проблем с помощью Mind Tools

© iStockphoto
Rawpixel

Креативная основа для решения проблем.

Креативность невероятно важна при решении проблем. Если вы не творческий человек, вам будет сложно понять проблемы, связанные с проблемой, и вам будет трудно найти лучшие решения. Хуже того, вы можете вообще не решить проблему!

Итак, как можно проявить больше творчества в решении проблем и придумать лучшие идеи для продвижения вперед? Модель продуктивного мышления Херсона как раз может вам помочь. Эта структура побуждает вас использовать творческий подход и критическое мышление на каждом этапе процесса решения проблем. Это означает, что вы лучше понимаете проблемы, с которыми сталкиваетесь, и в результате у вас появляются лучшие идеи и решения.

О модели

Модель продуктивного мышления была разработана писателем и теоретиком креативности Тимом Херсоном и опубликована в его книге «Думай лучше» в 2007 году.

Модель представляет собой структурированную основу для творческого решения проблем. Вы можете использовать его самостоятельно или в группе.

Модель состоит из шести следующих шагов:

  1. Спросить «Что происходит?»
  2. Спросите «Что такое успех?»
  3. Спросить «Что за вопрос?»
  4. Сгенерировать ответы.
  5. Подделать решение.
  6. Выровнять ресурсы.

Из книги Тима Херсона «Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению». © 2008. Воспроизведено с разрешения The McGraw-Hill Companies, Inc.

Преимущество этой модели по сравнению с другими подходами к решению проблем (такими как Simplex или Plan-Do-Check-Act) заключается в том, что она побуждает вас использовать творческий и критический подходы. навыки мышления на каждом этапе процесса решения проблемы. Это означает, что вы можете всесторонне взглянуть на проблему и найти лучшие потенциальные решения.

Рассмотрим каждый шаг более подробно и рассмотрим, как можно применить модель.

Шаг 1: Спросите «Что происходит?»

Во-первых, вам нужно хорошо понять проблему, которую вы хотите решить. Часто это самая сложная часть процесса.

Для этого изучите следующие четыре вопроса:

В чем проблема?

Сначала проведите мозговой штурм по всем проблемам и проблемам, которые у вас есть — здесь поможет такой инструмент, как CATWOE. Делая это, подумайте над следующими вопросами:

  • Что вас беспокоит? А что раздражает ваших клиентов?
  • Что не в балансе?
  • Что может работать лучше? Что вы могли бы улучшить?
  • На что жалуются ваши клиенты или пользователи?
  • Какие проблемы у вас есть?
  • Что заставляет вас действовать?

Перечислите как можно больше проблем, даже если вы уже хорошо представляете, в чем заключается ваша основная проблема. Они не должны быть четко определены или даже обоснованы. Все, что вы делаете, это создаете хороший список возможностей, так что не беспокойтесь о том, правы вы или нет.

Затем используйте диаграмму сходства, чтобы объединить выявленные вами проблемы в общие темы и определить наиболее важную проблему или группу проблем, которые необходимо решить. Если это не очевидно, используйте для принятия решения такие методы, как анализ Парето или анализ парных сравнений.

Что влияет?

Затем проведите мозговой штурм, как проблема влияет на вас и вашу организацию, а также на другие заинтересованные стороны, такие как клиенты, поставщики и конкуренты.

Составьте список всех заинтересованных сторон и определите положительное и отрицательное влияние проблемы на каждого из них.

Чтобы помочь в этом, задавайте такие вопросы, как:

  • Кого прямо или косвенно затрагивает эта проблема?
  • Почему эта проблема важна для них? Что вас беспокоит по этому поводу?
  • Кому будет выгодно, если вы не решите проблему? И кто выиграет, когда вы ее решите?

Здесь также полезен ролевой штурм, поскольку он помогает вам взглянуть на проблемы с точки зрения других людей.

Что такое информация?

Теперь соберите информацию о проблеме. Что ты знаешь об этом? Чего ты не знаешь? Кто-то еще пытался исправить эту или подобную проблему раньше? Если да, то что произошло и чему вы можете научиться? Убедитесь, что у вас есть доказательства того, что проблема действительно существует.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Получайте новые профессиональные навыки каждую неделю, а также получайте наши последние предложения и бесплатную загружаемую рабочую тетрадь по плану личного развития.

Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности

Здесь полезно использовать такие инструменты, как анализ причин и следствий, анализ основных причин и диаграммы взаимосвязей, чтобы определить фактические причины вашей проблемы. Вам нужно будет разобраться с этими основными причинами, чтобы полностью решить проблему.

Что такое видение?

Наконец, на этом этапе определите свое видение будущего после того, как вы решили проблему – то, что Херсон называет «целевым будущим».

Начните с того, что запишите как можно больше целевых вариантов будущего, а затем сузьте их до чего-то достижимого и важного для вас.

Если вам это трудно, используйте начальные фразы, такие как «Я бы хотел…», «Если бы мы только могли…» или «Было бы здорово, если бы…» Например, вы можете скажите: «Я хочу, чтобы большинство наших клиентов были довольны тем, как мы обрабатываем возвраты» или «Было бы здорово, если бы мы могли сократить количество отходов на 20 процентов».

Шаг 2. Спросите: «Что такое успех?»

На этом этапе вы собираетесь разработать свое целевое будущее, определив, что такое успех после того, как вы реализовали решение своей проблемы.

Хороший способ сделать это — использовать аббревиатуру «DRIVE». Это означает:

  • Do — Что вы хотите, чтобы решение делало?
  • Ограничения – Чего не должно делать решение?
  • Инвестиции – Какие ресурсы доступны? Что вы можете инвестировать в решение? Сколько у тебя есть времени?
  • Значения — Какие ценности должно учитывать это решение?
  • Основные результаты – Что определяет успех? Как вы будете это измерять?

Шаг 3.

Задайте вопрос «Что за вопрос?»

Целью этого шага является создание списка вопросов, ответы на которые помогут решить вашу проблему.

Для этого просмотрите всю информацию, которую вы собрали на первых двух шагах. Затем проведите мозговой штурм над вопросами, на которые вам нужно будет ответить, чтобы достичь желаемого будущего. Используйте такие фразы, как «Как я могу…?» и «Как мы будем…?» начать.

Например, представьте, что ваша цель в будущем — увеличить бюджет отдела. Один из вопросов может звучать так: «Как я могу получить больший бюджет?» Затем вы можете провести мозговой штурм по связанным с этим вопросам, например: «Как мы можем тратить меньше на рутинную работу, чтобы мы могли делать больше с нашим существующим бюджетом?» или «Как бы мы действовали, если бы у нас не было бюджета?»

Если вы создаете длинный список вопросов, сузьте его до вопросов, которые наиболее важны для решения вашей проблемы.

Шаг 4. Создание ответов

На этом этапе вы создаете решения своей проблемы, придумывая ответы на вопросы, которые вы разработали на предыдущем этапе.

Опять же, проведите мозговой штурм как можно больше возможных решений и не критикуйте — просто сконцентрируйтесь на придумывании большого количества идей. Если вы изо всех сил пытаетесь придумать решения, такие методы, как обратный мозговой штурм, случайный ввод и провокация, помогут дать толчок вашему творчеству.

Шаг 5: Создайте решение

Теперь вы собираетесь превратить свои идеи в полностью сформированное решение.

Сначала оцените наиболее многообещающие идеи, сравнив их с критериями успеха, которые вы определили на шаге 2. Выберите решение, которое наилучшим образом соответствует этим критериям. (Здесь полезен анализ матрицы решений.)

Затем разработайте свою лучшую идею дальше. Что еще может улучшить эту идею? Как вы могли бы улучшить решение, чтобы оно лучше соответствовало вашим критериям успеха?

Если вы работаете над сложной проблемой или проектом, не стоит недооценивать усилия, необходимые для разработки и усовершенствования вашего решения.

Шаг 6. Согласование ресурсов

На этом последнем шаге вы определяете людей и другие ресурсы, необходимые для реализации вашего решения.

Для небольших проектов полезны Планы действий. Однако если вы реализуете крупномасштабный проект, вам потребуется использовать более формальный подход к управлению проектами.

Совет:

На этом этапе вы все еще можете решить не продвигать свое решение. Подробнее об этом читайте в нашей статье о принятии решений «да/нет».

Ключевые моменты

Тим Херсон разработал модель продуктивного мышления и опубликовал ее в своей книге 2007 года «Думай лучше». Модель обеспечивает структурированный подход к творческому решению проблем. Вы можете использовать его самостоятельно и в группе.

Модель состоит из шести шагов:

  1. Спросить «Что происходит?»
  2. Спросите «Что такое успех?»
  3. Спросить «Что за вопрос?»
  4. Генерировать ответы.
  5. Подделать решение.
  6. Выровнять ресурсы.

Преимущество этой модели в том, что она побуждает вас использовать навыки творческого и критического мышления на каждом этапе процесса решения проблем. Это означает, что вы можете всесторонне взглянуть на проблему и найти лучшие решения.

Модель продуктивного мышления | Untools

Модель продуктивного мышления

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Решайте проблемы творчески и эффективно.

Применяя более структурированное и критическое мышление, вы сможете лучше понять стоящую перед вами проблему и найти для нее более творческие решения. Модель продуктивного мышления, созданная Тимом Херсоном, может помочь вам в этом.

Лучше всего использовать, когда проблема уже определена и вы ищете творческие решения.

Как им пользоваться

Этот инструмент дает вам 6-шаговую структуру для решения проблем. Шесть шагов:

  1. Спросите «Что происходит?»
  2. Спросите «Что такое успех?»
  3. Спросить «В чем вопрос?»
  4. Генерировать ответы
  5. Подделать решение
  6. Выровнять ресурсы

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

1. Спросите «Что происходит?»

Первый шаг заключается в лучшем понимании проблемы. Вы можете использовать эти наводящие вопросы, чтобы помочь вам:

  • В чем именно проблема?
  • Каково влияние этой проблемы?
  • Что я уже знаю? Какая информация у меня есть?
  • Кто в этом замешан?
  • Каким видится будущее, когда эта проблема будет решена?
    (Это то, что Херсон называет «целевым будущим»)

Задокументируйте собранные здесь ответы, так как они понадобятся вам позже в процессе.

2. Спросите «Что такое успех?»

Этот шаг поможет вам определить, как выглядит успех в вашем видении будущего (которое вы создали на предыдущем шаге).

Чтобы определить критерии успеха, вы можете использовать структуру DRIVE :

  • Что вы хотите от решения сделать ?
  • Каковы ограничения ? Что он не должен делать ?
    • ( Вы можете использовать инверсию , чтобы помочь вам здесь )
  • Какие ресурсы мы можем вложить в это?
  • Какие значения должно иметь решение?
  • Каковы основные результаты ?

Не стесняйтесь циклически повторять эти вопросы, пока перед вами не появится ясное видение успеха.

3. Спросите «В чем вопрос?»

Теперь пришло время задать вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы реализовать свое видение (Целевое будущее). Херсон называет эти вопросы «каталитическими».

Используйте информацию, которую вы собрали на предыдущих шагах. Такие фразы, как «Как мы можем…?» или «Как я могу…?» поможет сформулировать вопросы.

4. Генерация ответов

На этом этапе постарайтесь придумать как можно больше ответов на каталитические вопросы. Проводите мозговой штурм, не осуждайте и собирайте идеи. Это ваши потенциальные решения.

На следующем этапе вы сократите список идей до самых многообещающих.

5. Создать решение

Вам нужно выбрать лучшее решение, прежде чем развивать его дальше. Возьмите свой список из предыдущего шага и оцените каждую идею/решение по критериям успеха из шага 2. Используйте матрицу решений, чтобы упростить этот шаг.

Теперь вы можете подумать о дальнейшем развитии выбранного вами решения. Что может сделать его лучше? Как сделать так, чтобы он больше соответствовал критериям успеха?

6. Согласование ресурсов

На этом последнем шаге вы переходите к выполнению решения.

Запишите, какие действия и ресурсы необходимы для этого. Определите людей, которые за это отвечают – как в целом, так и за каждую часть решения.

Лучше все это подробно оговорить, чтобы был четкий план действий. Теперь вы должны быть в состоянии выполнить решение.

Пример

Давайте посмотрим, как можно использовать этот инструмент на практическом примере.

Предположим, что вы решаете привлечь потенциального клиента.

Когда вы исследуете ситуацию, вы обнаружите, что:

  • Это клиент со сложными требованиями, но он может принести большой доход.
  • Последствия потери этого дохода могут быть значительными для вашего бизнеса.
  • Ваш отдел продаж связался с ними и знает, что, среди прочего, для них важна простота использования.

Ваше видение (или цель на будущее) состоит в том, чтобы клиент успешно адаптировался, ежедневно использовал ваш продукт и приносил доход.

Давайте теперь определим успех согласно шагу 2, используя структуру DRIVE:

  • Что должно делать решение? Покажите покупателю ценность вашего продукта, а также то, насколько хорошо вы можете о нем позаботиться.
  • Какие ограничения? Решение должно показать, что мы соответствуем требованиям заказчика и что продукт удобен в использовании.
  • Какие ресурсы мы можем вложить в это? Мы можем инвестировать две недели двух продавцов и одну неделю дизайнера и инженера.
  • Какие значения должно иметь решение? Это убедительно, прозрачно и продуманно.
  • Каков основной результат? Заказчик соглашается подписать договор.

Теперь мы можем перейти к определению «каталитических вопросов», на которые необходимо ответить, чтобы реализовать наше видение:

  • Как мы можем показать ценность продукта таким образом, чтобы он соответствовал их требованиям?
  • Как мы демонстрируем простоту использования?

Допустим, это самые важные вопросы и нам нужно сосредоточиться на них. Мы можем обсудить некоторые ответы (потенциальные решения):

  • Продемонстрируйте слайды с информацией о продуктах и ​​компании
  • Создайте интерактивную демонстрацию, персонализированную для клиента
  • Проведите день с потенциальными конечными пользователями и попросите их опробовать продукт на практике
  • Познакомьте ключевых заинтересованных лиц с продуктом

Теперь нам нужно выбрать наиболее перспективное решение. Для простоты предположим, что мы использовали матрицу решений, и оказалось, что лучшее решение — провести день с потенциальными конечными пользователями и предложить им попробовать продукт на практике.

Мы можем сделать это еще лучше, пригласив основных заинтересованных лиц для наблюдения, чтобы они могли увидеть ценность, которую продукт может принести своим пользователям, а также простоту использования для них.

Последним шагом будет согласование ресурсов: мы отправим небольшую команду, состоящую из двух продавцов и инженера (для настройки продукта на месте), для выезда к заказчику на день. Вице-президент по продажам будет отвечать за координацию этого. А техническому менеджеру будет поручено подготовить правильную версию продукта для тестирования.

Теперь у нас есть четкий план действий для наиболее перспективного решения проблемы.

Takeaway

Модель продуктивного мышления позволяет творчески решать проблемы с помощью структурированного критического мышления. Он предлагает 6-ступенчатую структуру:

  1. Спросите «Что происходит?»
  2. Спросите «Что такое успех?»
  3. Спросить «В чем вопрос?»
  4. Генерировать ответы
  5. Подделать решение
  6. Выровнять ресурсы

После выполнения этих шагов у вас должен быть план действий, основанный на наилучшем решении вашей проблемы.

Источники

«Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению» Тима Херсона

Применение модели продуктивного мышления Херсона

Узнайте, как использовать модель продуктивного мышления Тима Херсона в качестве структурированного подхода к решению проблем и генерированию креативных идей . Подробнее внутри.

Одним из самых приятных аспектов цифровой эпохи является доступ к огромному количеству информации.

Для самоучек это как быть ребенком в кондитерской. Крупицы мудрости и коробки с разнообразными знаниями сложены высоко, ожидая, пока мы сделаем выбор.

С таким большим выбором, как вы вообще могли выбрать?

Будь вы ребенком, выбирающим конфеты, или начинающим предпринимателем, принимающим важные решения, ваш образ мышления влияет на ваш выбор .

Ментальные модели необходимы для мудрого мышления и принятия правильных решений — не только для выбора конфет, но и для решения проблем и поиска возможностей. Это потому, что каждый из нас использует ментальные модели для организации своего мышления. Хотя некоторые из этих ментальные модели действуют подсознательно, другие можно сознательно использовать для улучшения навыков мышления.

Эта статья познакомит вас с популярной методологией под названием «Модель продуктивного мышления». Эта ментальная структура предлагает структурированный подход к решению проблем или генерированию творческих идей. Давайте взглянем.

О модели продуктивного мышления

В своей книге «Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению» Тим Херсон предлагает простую в освоении и простую методологию, помогающую читателям мыслить более творчески и планировать более эффективно. Его модель объединяет десятилетия исследований и методов разных людей и организаций в структуру, которую он называет моделью продуктивного мышления.

Критическое и творческое мышление

Чтобы понять, как эффективно использовать модель продуктивного мышления, нам необходимо понять теорию мышления Херсона. По словам Херсона, продуктивное мышление включает в себя два различных процесса — творческое мышление и критическое мышление.

Критическое мышление:

  1. Аналитическое
  2. Оценочное
  3. Избирательное

Напротив, творческое мышление это:

  1. Генерирующее
  2. Непредвзятый
  3. Экспансивный

Продуктивное мышление должно быть постоянным чередованием творческого мышления и критического мышления . Мы склонны сочетать эти два типа мышления одновременно, но это может помешать процессу. Херсон подчеркивает, что их следует держать отдельно, чтобы получить максимальную отдачу от каждого способа мышления.

Методы мышления

Модель продуктивного мышления направлена ​​на методичное прохождение каждого шага, задавая критические вопросы и используя методы творческого мышления. Херсон представляет различные подходы, которые мы можем использовать для генерации более продуктивных идей. Вот некоторые из них:

  • Оставайтесь с вопросом: Мы склонны прекращать задавать вопросы, когда думаем, что знаем ответ, но это только ограничивает наше мышление. Решайте проблемы — продолжайте задавать вопросы, выходящие за рамки очевидного ответа. Чтобы оставаться с вопросом, нужно смириться с неопределенностью и открыть разум новым идеям.
  • Стремитесь к «третьей трети»: По словам Херстона, идеи, генерируемые в течение первой трети мозгового штурма, обычно посредственны. Отбросьте легкие идеи, а во второй трети задайте «еще» вопросы (что еще, кто еще), чтобы стимулировать свое творческое мышление. Мы обычно придумываем лучшие идеи в третьей трети.
  • Количество важнее качества: Вам нужен мозговой штурм, а не мозговой штурм. Самый простой способ улучшить свои мыслительные способности — генерировать больше идей. Такие упражнения, как работа в аэродинамической трубе (быстрое придумывание как можно большего количества идей за определенный период времени), позволяют выйти за рамки очевидного и развить собственные творческие идеи.

Объединяя эти методы с систематическим планом действий, модель продуктивного мышления может создавать бесконечные творческие решения. По мере прохождения каждого шага процесса систематизируйте свои идеи чтобы помочь вам сосредоточиться и добиться прогресса.

План действий из 6 шагов

Модель продуктивного мышления — это многоэтапный процесс решения проблем, сочетающий творческое мышление со структурированным подходом. Методология делает упор на использование различных методов и определение вопросов на каждом этапе, что приводит к практическому, прямому процессу мышления, который приводит к инновационным решениям.

Вот как это работает.

Шаг 1: Спросите: «Что происходит?»

Первый шаг Модель продуктивного мышления Херсона начинается с выявления проблемы. Полное понимание проблемы — первый шаг к поиску наилучшего решения.

Чтобы изучить проблему, ответьте на следующие вопросы:

Что за зуд?

Опишите проблему. Составьте список всех возможных проблем, которые необходимо решить или улучшить, а затем выберите ту, которая лучше всего описывает ситуацию.

Что влияет?

Подумайте, как эта проблема влияет на вас. Подумайте о том, что это значит для вас и что вас беспокоит, а затем определите свои главные приоритеты.

Что за информация?

Рассмотрите имеющуюся у вас информацию о проблеме. Посмотрите на его причины, последствия, предположения и ограничения. Затем отсортируйте свой список и решите, какие из них наиболее важны для вас.

Кто замешан?

Кто является вовлеченными сторонами и как они влияют друг на друга? Во-первых, посмотрите на заинтересованные стороны и на то, что они могут выиграть или потерять. Затем выберите наиболее важные факторы на основе общей значимости.

Что за видение?

В качестве последнего шага сосредоточьтесь на своей конечной цели, или «Нацели на будущее». Как выглядит будущее, если вы решите свою проблему? Во-первых, перечислите все возможные целевые фьючерсы и выберите тот, который лучше всего соответствует вашим потребностям. Затем напишите заявление «Цель будущего», которое поможет вам визуализировать желаемый результат.

Наличие пяти вопросов только для первого шага может показаться чрезмерным, но не торопитесь. Вы закладываете основу для творческого решения проблем и потенциальных решений.

Шаг 2: Спросите: «Что такое успех?»

Следующим шагом будет определение критериев успеха, которые вы будете использовать для оценки своих решений. Используйте свое заявление «Цель будущего», чтобы создать привлекательное видение, которое вдохновляет и мотивирует вас.

Упражнение DRIVE может помочь вам разработать список критериев успеха. Рассмотрим ответы на следующие вопросы:

  • D – Сделать: Что должно достичь возможное решение?
  • R – Ограничения: Чего следует избегать?
  • I – Инвестиции: Сколько времени и денег вы можете выделить?
  • V – Значения: Есть ли какие-то ценности, которых вам нужно придерживаться?
  • E – Основные результаты: Каковы ваши цели?

Шаг 3: Спросите: «В чем вопрос?»

На этом этапе вы сформулируете вопросы, которые помогут вам достичь Целевого будущего. Превратите формулировки проблем, которые вы перечислили ранее, в вопросы, чтобы облегчить ваше мышление.

Херсон предлагает задуматься над вопросами с точки зрения «Как я могу или как можем мы?» Например, если ваша постановка проблемы звучала так: «У меня недостаточно времени, чтобы закончить этот проект», ваш вопрос может звучать так: «Как я могу получить больше времени?» или «Как мы можем изменить спецификации, чтобы это требовало меньше времени?»

Используйте свои мыслительные способности, чтобы составить список вопросов, затем выберите два, которые являются ключевыми для решения проблемы. Обратите внимание на те, которые кажутся вам наиболее неудобными. Обычно они имеют самый значительный потенциал для изменений.

Шаг 4: Генерация ответов

Здесь происходит этап генерации идей модели продуктивного мышления. Дайте волю своей творческой стороне и придумайте как можно больше решений стратегических вопросов, которые вы выбрали на третьем шаге. Генерируйте как можно больше идей, используя навыки творческого мышления, упомянутые ранее.

Помните — идите на мозговой штурм, а не на моросящий мозг. Задавайте «еще» вопросы, будьте диковинными и копайте глубже. Не экономьте на этом шаге. Здесь вы можете отбросить скучные или неудачные идеи, чтобы найти хорошие вещи.

Когда у вас появится много идей, выберите наиболее многообещающие из них для дальнейшего развития. Имейте в виду, что это не полностью разработанные идеи, а скорее самые интригующие, которые вы хотите подробно изучить.

Попробуйте Упражнение C5 , чтобы помочь:

  • Выбраковка: Удалите глупые, сумасшедшие идеи.
  • Кластер: Расположите похожие предметы группами по пять или меньше.
  • Объединить: Соединить очень похожие вещи.
  • Уточнение: Назначьте каждому набору или группе собственную метку, описывающую их назначение.

Выберите лучшие идеи из кластеров. Убедитесь, что они соответствуют вашим критериям успеха, и доверяйте своей интуиции.

Шаг 5. Подготовьте решение

Пристальный взгляд на лучшие идеи — это следующий шаг к поиску наилучшего решения. Это включает в себя два шага.

Сначала определите, какие идеи лучше всего соответствуют вашим критериям успеха. Если вам нужно уменьшить критерии для этого шага, сосредоточьтесь на наиболее важных аспектах. Затем выберите концепцию, наиболее перспективную для потенциального решения.

Используя эту концепцию, разработайте надежное решение. Определите стратегию или набор решений, которые соответствуют вашим критериям успеха и дают четкий ответ на проблему.

Шаг 6. Согласование ресурсов

Последний шаг — создание плана реализации вашего решения. Определите свои задачи и шаги, необходимые для их выполнения, затем определите их приоритетность и установите крайний срок . Составление плана поможет вам визуализировать свой будущий успех и начать делать шаги к нему.

Двигайтесь вперед и работайте продуктивно

С помощью модели продуктивного мышления Херсона каждый может укрепить свои мыслительные способности, применяя простую пошаговую методику.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts