Проекция примеры в психологии: Что такое проекция или Почему виноваты все кроме вас

Проекция, как защитный механизм личности, или почему мы видим в других себя

Контакт с окружающей нас реальностью происходит каждую минуту нашей жизни, мы сообщаем во вне какою-то информацию и принимаем. При построении отношений, да или просто коммуникации с другими людьми, мы сталкиваемся с тем, что вынуждены искать точки соприкосновения позиций, взглядов на вещи, чтобы выйти на понимание другого человека. Это бывает достаточно сложно. В идеале, сам человек осознает те паттерны, которые присутствуют у него во время коммуникации. Однако, часто бывает так, что мы сами того не понимая, встречаемся не только с другими, но и самими собой не теми, кем являемся фактически, а лишь искаженной проекцией себя самого.

О чем идет речь и что с этим делать? Для начала. Предлагаю разобраться в том, что вообще из себя представляет проекция, как психологический защитный механизм личности.

Эта статья адресована в первую очередь обычным людям, которые далеки от профессиональной психологии, но которым важно сохранить свое лицо, строить контакт с реальными людьми, а не со своим представлением о них.

Что такое проекция?

Под проекцией можно понимать механизм, когда психика воспринимает собственные качества, свойства, особенности, эмоции, как принадлежащие другим людям или процессам.

Проще говоря, мы часто видим то, что есть в нас самих в других, что вызывает определенные эмоции, чаще всего негативные. А замечаем мы это и акцентируемся на этих качествах именно потому, что это есть в нас самих. Мы это или в себе не принимаем, или это находится в режиме непроработанных психологических травм.

Психике легче вынести это «за скобки», не присваивать, ввиду того, что мы зачастую сами не принимаем какие-то качества собственной личности в себе.

Публикации по теме

Пример проекции из личного опыта

Приведу пример собственной проекции, которую периодически отслеживаю – нарушение психологических границ других людей. Это выглядит так, что я могу задать человеку, с которым близко общаюсь, неудобный вопрос, спросить о чем-то совсем личном, сообщить свое мнение, когда меня об этом не спрашивают. В итоге, когда я сталкиваюсь с подобными проявлениями у других людей, например, громкая речь или визг ребенка, или слишком близкий контакт в метро, то испытываю раздражение.

Это можно назвать «слепым пятном», когда для других это может быть вполне очевидно, а для самого человека нет, так как он включен в этот процесс и не может вынести объективную оценку происходящему.

Брать ответственность за своё поведение и реакции

Разумеется, когда сам человек понимает природу своих импульсов, то он в состоянии ими управлять, однако в большинстве случаев этого не происходит, человека «несет».

Брать ответственность за свои реакции и поведение – это зрелая позиция человека, который ответственен за самого себя и уважает окружающих его людей. Осознавание того, что фактически ты сам являешься источником всего того, что происходит вокруг (в случае с теми же границами) выводит на выстраивание своего поведения таким образом, что мы контактируем не с частями себя самого, а с другими людьми.

Мы строим общение сами с собой

Дело в том, что когда психика эти механизмы запускает, то человек не находится в реальном контакте с другим человеком, а строит общение сам с собой (со своим субъективным представлением о другом). И речь идет скорее не только о том, что человек об этом думает или знает, а об эмоциональной сфере личности, которая сложно поддается контролю, если не осознается.

В таком случае человек искренне может считать, что «его границы нарушены», хотя он сам «вторгся на чужую территорию», не понимая этого и обвиняя в этом другого человека.

Больше того, попытки «истребить» то, что не устраивает в других людях, в большинстве случаев ни к чему не приводят, так как направление приложение сил – это сам человек, и необходимо разобраться с этими качествами в себе самом.

В попытках научить другого человека не опаздывать, вы сами должны осознавать то, что опаздываете сами, либо вынуждены приходить вовремя, однако вас это не устраивает. И в этом случае ваши попытки «перевоспитать другого» будут направлены к себе самому. А в большинстве случаев, вы просто разряжаетесь, «спускаете пар», отчего вам становится легче, на этом все и заканчивается.

Причины кроются в нашем воспитании

Откуда растут ноги? Как правило, основой проекции является интроекция, когда нас воспитывали в таком ключе, что «Не забивай голову!», «Будь вежлив!», а вот хотим мы сами того или нет – не важно. Есть правила поведения в обществе, и, если мы их внутри себя не принимаем, то увидев поведение, которое не можем себе позволить, мы начинаем испытывать раздражение к человеку.

Когда мы предполагаем, как видит мир или ситуацию другой человек, особенно, если мы его не знаем, то при этом опираемся на личное представление об этом, осознанное или не осознанное. Поэтому в таких ситуациях лучше переспросить человека напрямую о чем-то, чем «додумывать» за него.

Как правило, мы критикуем других людей за те качества или поведение, носителями которых являемся мы сами. То есть мы не воспринимаем мир и окружающих непосредственно, сенсорно, а заменяем это восприятие на фантазию об этом.

Например, если мы видим скрытного человека, однако сами себе не позволяем быть такими в каких-то ситуациях, или наоборот, сами такие же, однако, не принимаем эту особенность в себе, то будем «накручивать» много причин такого поведения человека, оценивать его, злиться, однако не предполагаем, почему он в данный момент времени себя так ведет.

Это искажение реальности не дает возможности выйти с ней на прямой контакт. Мы строим отношения с самим собой, полагая, что общаемся с другим человеком. В таком случае любые претензии и обиды должны быть адресованы самому себе, а не другому человеку.

Желания «догнать и причинить добро»

В качестве индикаторов этого механизма можно привести несколько. Например.

Человек, вместо того, чтобы говорить: «Я», как правило, говорит: «Мы», или «Они». Нет присвоения самому себе своих слов. А на самом деле вы так думаете или полагаете, что так думаете?

Много критики всего и всех, желание научить других людей вести себя каким-то определенным образом. «Тебе обязательно нужно найти невесту и одну, сколько можно бегать туда – сюда?!». А если обратиться к потребностно-мотивационной сфере человека, который это навязывает другому, то не трудно понять, что поиск одного единственного – это его мечта и потребность. Это происходит автоматически. Человек, который это говорит другому, не отслеживает того, что сообщает о личной потребности, которая является исключительно его. А нужна ли эта самая невеста тому, кому дают подобную рекомендацию, совершенно не важно, ведь советчик искренне верит в то, что раз хочу я, значит и все другие тоже хотят, как не хотеть-то?!

Ну а если серьезно: когда сам человек научится четко понимать и осознавать, что ему нужно, тогда он будет уметь видеть потребности других людей, тогда не будет возникать желания «догнать и причинить добро». Когда мы присваиваем себе непринятые части себя, понимаем, что это мы сами, тогда с этим можно что-то делать.

Виды защитного механизма

Очень важно выводить это в режим осознания. Однако, если вам даже напрямую скажут о том, что у вас «это есть», то эмоции, которые в связи с этим у вас появятся, перекроют любые пути к контакту с тем, от чего вы так упорно стремитесь убежать.

В данном случае речь идет об агрессии, как способе защиты. Однако сам человек не понимает, что защищается от себя самого.

Психологи выделяют 3 вида этого психологического защитного механизма.

Зеркальная проекция

Зеркальная проекция – когда человек находит в другом или своем представлении о нем черты, характеристики, особенности, которые рассматривает, как свои, либо хотел бы иметь.

Например, искренне желая помочь, партнер в паре транслирует другому жизненную необходимость личной психологической терапии, говоря о том, что тот нуждается в ней и это ключ от всех тех дверей, перед которыми он стоит, не решаясь войти. Однако, если проанализировать потребности самого советчика, то вероятнее всего выяснится, что именно в психологических сессиях он находит для себя ресурс, на который может опираться в собственном движении вперед.

Проекция катарсиса

Проекция катарсиса – когда происходит то же самое, что я описал выше, однако, сам человек отказывается от этих черт, не признает их своими, не хочет их иметь.

Например, осуждение соседки по коммунальной квартире: сидя за чашкой кофе и обсуждая ситуацию, когда та самая соседка «лезет не в свои дела». Однако вот именно сейчас тетушка за «уплетанием» пирожного и распитием чашки кофе занимается ровно тем, что осуждает в другой. Разумеется, это вызывает сильные эмоции, что есть маркер того, что ситуация касается меня лично. Если бы никак не затрагивала, то эмоций бы не было, либо они не имели такую силу.

Дополнительная проекция

Дополнительная проекция – если человек приписывает какие-то черты, особенности или состояния другому человеку, которые оправдывают его собственное состояние или поведение.

Например, можно давать бесчисленное число советов относительно «правильного» поведения другого человека, однако мы помним поговорку, которая гласит о том, что «благими намерениями путь вымощен в ад». Или «Ну вот если бы не его поведение, то я была бы другой!» — говорит жена.

Очень важно осознавать личную грань ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и реакции. Правда, не всегда это возможно в силу того, что не осознается и болезненно.

Фактически, любая проекция – это отвергаемая часть личности, которую следует присвоить.

Это возможно, если сам человек заинтересован в построении открытых и доверительных отношений, когда он чувствует себя безопасно и может открыться другим, познавая самого себя.

Если вы обнаружили признаки проекции у себя или у значимого для вас партнера, говорите об этом, обсуждайте, примеривайте к себе, давайте возможность присвоить другим то, что является их частью.

Не стоит давить на человека, упрекать в чем-то, если он пока не готов признавать какие-то особенности в себе. Он может быть просто не готов к тому, чтобы в полной мере осознавать ситуацию. Когда он увидит и почувствует, что вы не нападаете на него, а наоборот, стремитесь к контакту с ним, а не с его механизмами защиты, тогда этот контакт состоится. И вот именно в этот момент вы встретитесь!

Кто-то ждет такую встречу всю свою жизнь, живя рядом с другим человеком, а кто-то не знает о том, что такая встреча в принципе возможна!

Проецирование психология. Как формируется проекция

Психологический ликбез. Проекция.

Запустил я свой психологический ликбез. Запустил — начал. И, каюсь, начав, снова запустил, каюсь, забросил. К тому, видимо, были определенные причины. Ну да не о них сейчас речь.
Давайте продолжать.

Сегодня речь пойдет о таких защитных механизмах, как
Я хочу объединить обсуждение проекции и интроекции , поскольку они представляют собой две стороны одной психологической медали. Поговорим еще и о проективной идентификации. Понимаю, что с первых слов, кажется, я запутал вас. Потерпите. Постараюсь распутать. Сейчас будем во все разбираться.

На сегодня
Проекция.

Проекцию замечательно иллюстрирует психологический анекдот:
Идут по лесу Пятачок и Вини-Пух. Тропинка узкая. Идут друг за другом. 10 минут, 20, полчаса, час. Вдруг Вини разворачивается и со всего размаха бьет пятачка.

— За что, Вини?!
— А, свинья, час за мной идешь, сопишь, и такую гадость про меня думаешь.

Психоаналитическое понимание проекции, как вы можете догадаться, начинается с работ З. Фрейда. Он считал, что это механизм является причиной паранойи и ревности, в том числе бреда ревности. Фрейд считал, что свои бессознательные чувства, тревогу, страх человек не замечает и не переживает, а переносит на окружающих. З. Фрейд полагал, что проекция является частью феномена переноса в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: «Вы можете подумать, что…, но это вовсе не так».

Проекция «защищает» Эго от осознания своих «негативных», «неприятных», «неприемлемых» инстинктивных (в аналитическом смысле) импульсов. По своему действию проекция напоминает вытеснение . Однако при вытеснении эти импульсы перемещаются в бессознательное, а при проекции они смещаются во внешний мир.

Английская школа психоанализа, в частности Мелани Кляйн считают, что в первые месяцы жизни, еще до всякого там вытеснения, ребенок уже проецирует свои первые агрессивные импульсы. Этот процесс очень важен для формирующегося у ребенка представления об окружающем мире и для развития его собственной личности. Использование механизма проекции естественно для Эго маленьких детей в ранний период развития. Они используют его как способ отрицания своих собственных действий и желаний, когда те становятся опасными, и для того, чтобы возложить ответственности за них на какую — то внешнюю силу.

Мелани Кляйн пришла к выводу, что Эго (Я) младенца еще не в состоянии «переварить» возникающие деструктивные импульсы, направленные на самого себя. Но справляться с ними как-то надо. Поэтому Эго осуществляет эту задачу при помощи механизма проекции . Деструктивные импульсы выводятся вовне и переправляются на внешний объект, например на маму. Механизм проекции используется не только в отношении негативных, разрушительных импульсов, но и в отношении импульсов жизни (либидных импульсов).

Как работает проекция:
1. Возникает невыносимое или неприемлемое переживание. Чтобы с ним справиться, удалить его из сознания, чтобы оно не «вертелось» в голове и не вызывало массу неприятных чувств и эмоций, оно вытесняется, бишь выводится из сознания в бессознательное.
2. Затем оно переносится — перемещается на другого человека (объект). Теперь, вроде, это уже не твои мысли и желания, а чужие.
3. И, для закрепления эффекта, происходит дистанцирование от объекта. Еще бы, от такой «гадости» надо держаться подальше.

К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Особенности проекции хорошо известны в житейской и иллюстрируются пословицами и поговорками: «К кого что болит, тот о том и говорит», «На воре и шапка горит», «В чужом глазу и соломинку примечает, а в совеем и бревна не видит».

Проекция, во многом, пронизывает нашу жизнь. Часто человек не осознают что-либо в себе самом, однако, может бессознательно и достаточно точно «отслеживать» и замечать это в других. Личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему, но которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. Например, в этом кроются причины гомофобии. Человека настолько пугают его собственные гомосексуальные тенденции, что он не в состоянии их признать, принять и «переварить», а проецирует свой страх и ненависть на окружающих. Или другой пример, когда бездетная «старая дева» не в силах справиться со своими сексуальными импульсами проецирует их на окружающее и борется с развратностью и аморальностью мира. Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобии). Ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но не осознаваемые отрицательные черты и свойства. Возможен и другой вариант, когда в других этнических группах выискиваются признаки недоброжелательности, угрозы и призрения, которые испытываются, но отрицаются самим человеком.

В своих зрелых формах, проекция является основой эмпатии. Исходя из того, что никто не в состоянии читать мысли и проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт. Интуиция — тоже проявление механизма проекции, умение примерить свои чувства, мысли переживания на другого. Хорошо известно, как влюбленные умеют воспринимать состояния друг друга, как достаточно хорошая мать умеет чувствовать свое дитя.

Интроекция и проективная идентификация в следующей главе.

Проекция .

Проекция – это когда человек подсознательно приписывает собственные качества, чувства и желания другому человеку. Данный психологический механизм защиты является следствием вытеснения. Проекция позволяет человеку оправдывать многие свои поступки. Например, агрессивный человек других людей будет воспринимать также агрессивными, жадный – жадными, коварный – коварными, а лгунам кажется что все люди вокруг лгут. Человек может проектировать на других людей не только отрицательные аспекты своего реального «Я». Он может подавлять в себе и проектировать на других свои положительные особенности.

Нечеткие формы проекции прослеживаются в повседневной жизни каждого человека. Многие люди не могут, с критикой относится к своим недостаткам, но зато очень легко замечают их в других людях. Многие люди склонны обвинять всех окружающих себя людей в своих бедах и проблемах. Проекция очень часто бывает вредоносной и по этой причине приводит к ошибочному восприятию реальности. Зачастую данный механизм психологической защиты срабатывает у достаточно ранимых людей. В крайнем случае, при патологии механизм проекции приводит к галлюцинациям и бреду, а в этом случае у человека теряется способность и возможность отличить фантазии от реальности.

Психологи различают такие виды проекции:

Атрибутивная проекция – это когда человек приписывает свои мотивы, чувства и поступки другим людям;

Аутистическая проекция – это когда собственные потребности человека могут определить то как они воспринимают других людей или предметы;

Проекция рациональная – это когда человек вместо того чтоб признать собственные недостатки, они приписывают ответственность за свои собственные неудачи другим людям;

Проекция комплементарная – это когда человек воспринимает себя сильной властной личностью, а других людей считает слабыми.

Примеров проекции как механизма защиты можно привести очень много. Например, самые яркие проявления проекции это когда жена постоянно ревнует мужа к каждой юбке, а на самом деле она внутренне готова изменить сама мужу с первым встречным. И она скорее объявит своего мужа бабником, чем признается сама себе в своем внутреннем желании завести роман на стороне. Также примером проекции может быть, когда соседка старая дева – будет громко обсуждать и осуждать гулящую молодежь (в особенности девушек) в сексуальной распущенностью, так как она сама всего этого лишена. Но еще более сильно она осудит свою подругу «по лавочке» такую, же одинокую как она сама.

Люди, которые используют психологический механизм защиты проекцию, зачастую уверены в чужой непорядочности, хотя сами в тайне склонны к этому. Такие люди склонны к зависти и ищут негативные причины в том, что окружающие их люди успешны. Про таких людей зачастую говорят: «В чужом глазу соринку замечают, а в своем — бревна не видит».

Нас раздражает в других то, что есть в нас самих — часто слышала я. Ну как во мне может быть наглость, грубость и упертость? Это не про меня. Что-то тут не так… С этого и начался выяснение вопроса о наших проекциях для меня когда-то.

Что такое проекция простыми словами

Проекция — это такой защитный механизм, когда мы другим людям приписываем те качества, которыми обладаем сами.

Такой психологический феномен как проекция можно, для наглядного примера, сравнить с работой проектора. Мы на экране видим то, что на самом деле находится внутри проектора. Так и в реальной жизни — мы видим в других людях то, что на самом деле находится в нас самих.

Почему же мы это не видим в себе сами? На самом деле увидеть в себе то, что мы проецируем на других, мы можем, но это очень болезненно порой. А все наше существо запрограммировано на стабильное и спокойное существование и все волнующие нас события вытесняются психикой в подсознание.

Как формируется проекция

По мнению Зигмунда Фрейда, механизм формирования проекций примерно следующий. Если в нас есть какое-то качество, например грубость, которое малых лет нам запрещают проявлять как нежелательное, то мы его для себя запрещаем к проявлению, но прекрасно видим это качество в других людях.

И для этого другим людям вовсе не обязательно им обладать на самом деле. Принято считать, что около 80% того, что мы думаем о других людях — наши собственные проекции и не более того.

Как понять, что вы сейчас проецируете:

1. У вас есть четкое понятие, что человек рядом с вами плохой. При этом вы с ним не знакомы и не можете привести достойных аргументов, подтверждающих свои слова.

2. Активным образом проекция проявляется при малом количестве информации о собеседнике. Очень хорошо это видно на примерах интернет общении и общении по средствам телефонной связи.

3. Проекция чаще всего носит негативный характер. То есть Вы более склонны видеть в других людях их негативные стороны.

Эксперимент

Предлагаю вам сейчас поучаствовать в эксперименте на тему проекций. Посмотрите на фото кота и сформулируйте для себя то, какие чувства этот кот испытывает.

Сделали?

А теперь интерпретация в виде примера на мне и моем муже.

Вчера немного поругалась с мужем и, набирая эту статью, показала ему кота. Спросила какие по его мнению чувства испытывает кот. Муж ответил, что кот грустит и его, наверное, достала его жена.

Потом я посмотрела на кота и мне показалось, что он очень устал и ему хочется сбежать.

Справедливости ради скажу, что причина нашей ссоры заключалась в том, что я работаю над созданием уюта в доме, а муж, как мне кажется, нет. И даже в выходной я упахиваюсь, пока муж с умным видом читает новости с экрана монитора.

Вот и не верь после этого в то, что мы приписываем другому свои же чувства.

А вы согласны с тем, что мы видим в других то, что есть в нас самих?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, вбессознательное . В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах , шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни». Более того, согласно его теории психоанализа , вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация , импотенция и фригидность ) — то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь консультация психолога , помощь психотерапевта . Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог , психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции — частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии .

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение , проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии ), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием , или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику ) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха , – это регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью — проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации .

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание . Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии ) или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта .

Мир человеческих отношений сложен и, к сожалению, не всегда приносит нам радость. Нередки моменты, которые вызывают и горечь, или разочарование. Это тяжелые чувства, от которых хотелось бы избавиться, и человек неосознанно научился защищать свою психику от чрезмерных перегрузок и негатива. Первым изучил и описал З. Фрейд, определив, что одним из наиболее древних и примитивных механизмов является проекция.

Знаете, как работает проектор? Он переносит изображение с фотопленки на экран. Также и человек нередко переносит, проецирует свои чувства, мысли, желания на других. Чаще всего это неприятные мысли и желания. – тяжелые переживания, и человек стремится избавиться от них, чтобы не травмировать свою психику. Причем не просто выносит свои грехи и темные помыслы из своего сознания, а наделяет ими других людей. Так ему проще – не нужно обвинять себя, ведь другие ничем не лучше, а даже и хуже.

Проекция, как и другая психологическая защита, необходима нам, так как она предохраняет психику от и помогает строить отношения с окружающими. Но зная минусы и опасности проекции, нужно контролировать свои мысли и поведение, ограничивать свое стремление сваливать все на других и винить их во всех бедах.

Информация для студентов и преподавателей


Крис Дрю, доктор философии

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

What I Teach


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по тематическому исследованию

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Prission и учебные навыки

Как написать внедрение.

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как не прокрастинировать во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.

Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs

Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.

Оставайтесь на связи

 

       

Информация для студентов и преподавателей


Крис Дрю, доктор философии

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр образования Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

What I Teach


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по обучению в колледже

Поиск


Руководства по изучению тем

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие руководства по академическому письму и навыкам обучения

ваше следующее сочинение.

Как не прокрастинировать во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts