Психологическая профилактика как направление деятельности детского практического психолога
Психопрофилактическая работа — мало разработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
Нуждается в теоретической проработке научных основ данного вида деятельности, проработке эффективных способов этой работы, создания и внедрения готовых программ.
Чаще всего инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Он сам на основе своей работы и знаний предусматривает то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать.
Сложность, с которой сталкивается психолог – это непонимание педагогами и родителями важности психологической профилактики, много проблем, нет времени думать о тех трудностях, которые еще могут возникнуть. Зачастую психолог работает по обращениям, воспитатели обращаются к психологу тогда, когда сами уже не могут справиться с проблемой у ребенка.
Вместе с тем, поскольку большая часть детей посещает учреждения образования, проводит там много времени, у психологов есть реальная возможность обеспечить психолого-педагогические условия по сохранению психологического здоровья детей. Психологическая служба образования должна рассматриваться, в первую очередь, как превентивная деятельность.
Психологическая профилактика как отдельное направление деятельности практического психолога выделена уже в одном из первых «Положении о психологической службе в системе народного образования» от 1990 г. Там же дано и определение этого понятия:
«Психопрофилактическая работа — формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих,
общей психологической культуры,
желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития;
создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта».
В Положении выделены общие направления психопрофилактической деятельности:
адаптация детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их замещающим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
обследование при переходе из старшей группы в подготовительную в плане готовности детей к обучению в школе;
подготовка для родителей или лиц, их замещающих, воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннее выявление способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения, воспитания;
создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу вопросов.
В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» от 1999 г. психологическая профилактика рассматривается как
предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях,
разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства (И. В. Дубровина, 2000).
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на
предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка,
создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития,
на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства (В. В. Пахальян, 2002).
Задачи психопрофилактики
:1. Ответственность за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника на каждом возрастном этапе.
2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии. 3.
Во-первых, психолог может быть ответственен за психологические условия, если будет иметь при этом соответствующие административные и правовые рычаги, но их нет.
Во-вторых, понятие отклонений в интеллектуальном или личностном развитии либо в данном случае приведено не корректно, либо имеет иное специфическое понимание, отличное от такового, принятого в психиатрии, дефектологии, медицинской и специальной психологии.
Выполнимой для психолога является только третья задача.
В более поздней работе И. В. Дубровина (2000) уже более конкретизирует понятие «психологическая профилактика» и его содержание, согласно чему: психологическая профилактика предполагает:
1. Ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.
) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.
3. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Здесь уже две задачи могут быть выполнимы практическим психологом образования. Это частично вторая и полностью третья задачи. Первая же из них — вновь возложение ответственности на психолога при отсутствии у него соответствующих прав.
1. Целостный подход к анализу развития ребенка в условиях образовательной среды определенного типа. Под образовательной средой Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу (нормативу), а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Выделяет в ней следующие компоненты:
технологический (содержание образовательных программ, формы и методы обучения, характер оценивания и контроля, организационные аспекты обучения),
социальный (стиль общения педагогов и учащихся, характер контингента учащихся и их родителей, профессиональный уровень педагогического коллектива, характер межличностных отношений в классных коллективах и др.),
пространственно-предметный (режим дня, выполнение СанПиНа, материально-технические условия для занятий и отдыха детей и т.д.)2. Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в развитии ребенка, обусловленных его индивидуально-психологическими особенностями.
3. Предупреждение возможных осложнение в связи с переходом на следующую возрастную ступень
4. Создание благоприятного психологического климата.
5. Обеспечение психологического благополучия при выходе ребенка из образовательного пространства.
Медицинская профилактика — Мегионская городская больница
Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил:
«Будущее принадлежит медицине профилактической»
Профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.
- Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
- Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
- Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.
Основные направления профилактики
Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.
Индивидуальная — включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.
Общественная — включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры.
Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т. д.
Условия и сроки диспансеризации населения для отдельных категорий граждан
Книги SAGE — Профилактика в психологии: Введение в набор для профилактики
Книга Добавить в список Добавлено в список
Больше информацииМеньше информации
Эта первая книга в наборе «Практика профилактики» содержит обзор области профилактики и содержания набора, а также освещает ключевые моменты, возникающие в ходе исторической эволюции профилактики. Особое внимание уделяется элементам, которые присутствуют во всех книгах: системному, экологическому подходу, а также сообществу и междисциплинарному сотрудничеству.
Определены основные компетенции, необходимые для реализации профилактических программ, такие как отношение к сотрудничеству и навыки, необходимые для пересечения границ между специалистами в области здравоохранения и психического здоровья, а также между научными и общественными экспертами. Все это внимание к концепциям и навыкам предотвращения достигает кульминации в широком применении профилактики, сосредоточенной на издевательствах, так что читатели могут увидеть иллюстрацию того, как может происходить практика предотвращения. Наконец, чтобы еще больше повысить прикладную практику, по всей книге разбросаны примеры, сопровождаемые набором обучающих упражнений. Завершает книгу обширный набор ссылок.
Эта книга является частью комплекта «Практика профилактики: руководство по охране психического здоровья» — сборника из восьми книг, каждая из которых написана учеными в конкретной области профилактики и под редакцией доктора Роберта К. Конина и доктора Артура М. Хорна. Книги в коллекции соответствуют плану редакторов, чтобы способствовать последовательному чтению. Разработанная для того, чтобы предоставить практикующим специалистам в сфере социальных услуг, консультантам, психологам, социальным работникам, инструкторам и студентам конкретные указания по распространению и совершенствованию практики профилактики, эта серия обеспечивает всесторонний обзор применения профилактики, включая общий обзор профилактики, передовой опыт, разнообразие и культурная значимость, психообразовательные группы, консультации, разработка и оценка программ, доказательная база и государственная политика.
Эта книга одобрена Секцией профилактики Общества психологов-консультантов Американской психологической ассоциации. Пятьдесят процентов всех гонораров пожертвованы 17-му отделу APA.
Передняя часть
- Другие книги в наборе для профилактики
- Авторские права
- Благодарности
Главы
- Глава 1: Важность профилактики
- Глава 2: История и современное состояние профилактики: проблемы остаются
- Глава 5: Профилактика на практике
- Глава 6: Некоторые возможные направления
- Глава 7: Новые достопримечательности: следите за следующими книгами в наборе
Материал спинки
- Рекомендации
- Об авторах
166664
- Загрузка. ..
значок блокировки
Войдите, чтобы получить доступ к этому содержимому
Получите БЕСПЛАТНУЮ ПРОБНУЮ ВЕРСИЮ на 30 дней
Смотрите видео из разных источников, оживляя школьные темы
Читать современные, разнообразные бизнес-кейсы
Исследуйте сотни книг и справочников
зарегистрируйтесь сегодня!
Лучше, чем лечить? Почему мы должны сосредоточиться на профилактике
Вы находитесь в лодке посреди океана, который медленно наполняется водой. Он дал течь, и с каждым мгновением уровень воды поднимается. Вы берете ведро и отчаянно пытаетесь вычерпать воду, прежде чем лодка утонет. Понимая, что это не работает, вы берете ведро побольше, а затем еще ведра. Вы черпаете по-разному, пытаясь понять, что эффективнее вытесняет воду. Но достаточно скоро до вас доходит, что единственный способ действительно решить эту проблему — заткнуть дыру в дне лодки, чтобы предотвратить попадание новой воды. Только тогда вы сможете эффективно снизить уровень воды и обеспечить свою безопасность.
Психологи прекрасно осознают, что психические расстройства являются серьезной проблемой в нашем обществе. Мы воочию видим, насколько неприятными и разрушительными они могут быть для чьей-то жизни. Мы видим, как исследования оживают в наших комнатах. Люди, страдающие психическим заболеванием, с большей вероятностью столкнутся с плохой успеваемостью в школе, ранним уходом из школы, разрывом отношений, безработицей, бездомностью, лишением свободы и злоупотреблением психоактивными веществами по сравнению с людьми без психических расстройств. Мы видим эти состояния и их связь с повышенным риском хронических заболеваний, таких как диабет, сердечно-сосудистые заболевания, рак и сокращение продолжительности жизни.
Мы также знаем о серьезных социальных и экономических последствиях этих условий. По данным Комиссии по производительности, психические расстройства обходятся австралийскому сообществу в 200–220 миллиардов долларов в год (Комиссия по производительности, 2020).
Если мы хотим, чтобы меньше австралийцев испытывали эти негативные последствия, что нам нужно сделать по-другому? Хотя увеличение финансирования передовых служб, несомненно, имеет решающее значение, это не единственный путь вперед. Психические расстройства не являются неизбежными, и в настоящее время имеются убедительные научные данные, свидетельствующие о том, что мы можем предотвратить многие распространенные состояния путем широкого использования основанных на фактических данных инициатив по первичной профилактике. Мы считаем, что пришло время переосмыслить наш подход и серьезно заняться профилактикой, и мы считаем, что психологи очень хорошо подходят для того, чтобы быть в авангарде этих усилий.
Неспособность Австралии снизить распространенность психических заболеваний можно объяснить тремя основными причинами: разрыв в доступе (хотя он сокращается), разрыв в качестве (который остается весьма проблематичным) и пробел в профилактике
Почему важна профилактика ?
Несмотря на неуклонный рост государственных расходов на психиатрическую помощь на душу населения за последние несколько десятилетий, распространенность психических заболеваний в Австралии скорее растет, чем снижается, бремя психосоциальной инвалидности не изменилось за последние десятилетия, а уровень самоубийств остается трагически высоким. .
В результате службы изо всех сил стараются не отставать от спроса, а индивидуальные, государственные и общественные расходы растут. Пандемия COVID-19 только ухудшила ситуацию: в отчете Lancet показано ошеломляющее увеличение распространенности депрессии и тревожных расстройств на 11–12% в Австралии в 2020 году и примерно на 25% во всем мире (COVID-19 Mental Disorders Collaborators). , 2021). У нас пока нет данных за 2021–2022 годы.
Этот политический провал был хорошо задокументирован, и, по мнению ведущего австралийского психолога профессора Тони Джорма, есть три основных объяснения: разрыв в доступе (хотя он сокращается), разрыв в качестве (который остается весьма проблематичным) и пробел в профилактике ( Йорм, Паттен, Бруга и Моджтабай, 2017 г.). Однако, хотя очевидно, что все три фактора важны, правительства, по-видимому, считают, что прогресса можно добиться только путем предоставления большего количества услуг. Профилактика едва ли находится на радаре.
В любой другой области здравоохранения профилактика и лечение идут рука об руку. За последние 50 лет мы стали свидетелями массовых программ иммунизации для предотвращения инфекционных заболеваний; фторирование для улучшения здоровья зубов; а также общественные просветительские кампании по сокращению пребывания на солнце и курения, а также по увеличению физической активности и здорового питания для предотвращения диабета, сердечных заболеваний и рака. Мы также видели ряд законодательных, автомобильных и образовательных мер, направленных на снижение дорожно-транспортного травматизма. В частности, в последнее время профилактика была в центре нашего подхода к борьбе с распространением COVID-19.в нашем сообществе.
Этот акцент на профилактике происходит не за счет лечения этих состояний и проблем, а в дополнение к этим расходам. В результате Австралия имеет выдающийся послужной список в этих областях. Глядя на изменения в физическом здоровье австралийцев с начала 20-го века до настоящего времени, мы видим значительные улучшения. Наблюдается неуклонное снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
В конце концов, мы должны признать, что:
- нашего нынешнего внимания к сокращению пробелов в лечении недостаточно для преодоления этого кризиса
- у нас не хватает клиницистов для удовлетворения спроса, особенно в сельских и отдаленных районах, а участие населения в цифровом лечении остается низким
- текущие методы лечения несовершенны, и у многих людей, получающих наилучшее доступное лечение, тем не менее, будут рецидивы или не будет улучшения, а это означает, что распространенность не изменится
- большинство новых методов лечения эквивалентны старым методам лечения или немного лучше, что говорит о том, что создать значительно более эффективные методы лечения непросто, и
- темпы открытия новых психологических методов лечения и фармацевтических препаратов, как правило, медленны — панацеи для лечения не предвидится.
Таким образом, несмотря на то, что больше и лучше услуг по охране психического здоровья, несомненно, важны, как дырявая лодка, только профилактика может снизить заболеваемость, и ей следует уделять гораздо больше внимания, чем сейчас. Мы не можем ждать, пока люди уже начнут испытывать серьезные проблемы с психическим здоровьем, прежде чем мы вмешаемся.
Что такое профилактика?
Язык в области психического здоровья постоянно развивается и постоянно обсуждается, что затрудняет согласование ключевых терминов и определений. Профилактика является ярким примером. В области физического здоровья термины «первичная», «вторичная» и «третичная профилактика» первоначально были придуманы для описания различных стадий, на которых практикующие врачи или клиницисты общественного здравоохранения могли вмешаться, чтобы изменить траекторию болезни. Первичная профилактика была определена как предотвращение возникновения заболевания, вторичная профилактика заключалась в раннем выявлении и лечении для предотвращения прогрессирования заболевания, а третичная профилактика заключалась в эффективном управлении для предотвращения инвалидности и инвалидности.
В 1994 году Мразек и Хаггерти из Института медицины США предложили новый способ классификации профилактики. Для них профилактика сводилась к «первичной» профилактике, а не вторичной или третичной. Прежде всего речь шла о предотвращении возникновения состояния путем изменения основных факторов риска и защитных факторов, связанных с конкретным расстройством.
Таким образом, они утверждали, что существуют три основные категории первичных профилактических вмешательств: универсальные профилактические инициативы, направленные на все население, выборочные профилактические вмешательства, нацеленные на группы повышенного риска, такие как люди с положительным семейным анамнезом психических расстройств, и показанная профилактика. инициативы, нацеленные на людей с очень высоким риском, например, с подпороговыми симптомами, указывающими на возникающее расстройство.
Важно отметить, что они предложили провести четкое различие между «профилактикой» и «ранним вмешательством», хотя и признали, что грань между ними несколько размыта. Для Мзарека и Хаггерти профилактика — это предотвращение возникновения расстройства, а раннее вмешательство — это диагностика и лечение расстройства как можно скорее после его возникновения.
Это различие имеет решающее значение, поскольку оно помогает нам понять, что профилактика — это, прежде всего, деятельность по охране психического здоровья населения, а не клиническая деятельность. Он действует на уровне группы или сообщества и фокусируется на причинах, а не на условиях. Как стремление, оно в значительной степени заимствует из практики укрепления здоровья и общественного здравоохранения, а не из клинической помощи, и требует, чтобы мы сосредоточились не только на изменении индивидуального поведения, но также на структурных и социальных изменениях.
Как мы можем предотвратить психические расстройства?
Все мы знаем, что для предотвращения рака кожи необходимо ограничить воздействие ультрафиолета. Точно так же, если мы хотим предотвратить сердечные приступы и инсульты, нам нужно, чтобы люди правильно питались, регулярно занимались спортом, не курили и держали под контролем уровень холестерина и кровяное давление. Короче говоря, нам нужно изменить баланс факторов риска и защитных факторов, связанных с условиями. Тот же принцип применим к профилактике психических заболеваний, хотя его применение является более сложным.
Психические расстройства имеют многофакторное происхождение и являются результатом сложного взаимодействия многочисленных индивидуальных и экологических факторов риска и защитных факторов. Список факторов достаточно обширен и включает в себя широкий спектр биологических, психологических, социальных и экономических факторов. Хотя некоторые факторы риска и защиты кажутся более важными, чем другие, каждый фактор имеет определенное влияние и требует определенного воздействия. Поэтому, чтобы быть эффективными, нам необходимо учитывать как можно больше этих факторов, и нам необходимо управлять этой сложностью скоординированным образом.
Для Мзарека и Хаггерти профилактика заключается в предотвращении начала расстройства, а раннее вмешательство – в диагностике и лечении расстройства как можно скорее после его возникновения
Профилактика – что работает?
Суть не в том, что мы можем предотвратить состояние психического здоровья у всех — так же, как мы не можем предотвратить каждый случай рака кожи или сердечно-сосудистых заболеваний, — но мы знаем достаточно, чтобы предотвратить расстройства поведения, тревожность у многих других людей. расстройства и депрессия, и у нас есть некоторые новые данные о том, как предотвратить такие состояния, как расстройства пищевого поведения и шизофрения, даже если только у тех, у кого проявляются слабые ранние симптомы (Carbone, 2020). И, безусловно, как и в любом другом научном начинании, дальнейшие инвестиции приведут к еще большему количеству ответов.
На данный момент есть данные исследований, свидетельствующие о том, что здоровые привычки, такие как регулярная физическая активность, здоровое питание и хорошая гигиена сна, эффективны для предотвращения депрессии и беспокойства. Например, исследование Института Black Dog показало, что всего один час физической активности в неделю предотвратил 12% новых случаев депрессии (Harvey et al., 2018).
Имеются также убедительные доказательства того, что программы развития психологических навыков, в которых используются методы, основанные на психологических методах лечения, таких как когнитивно-поведенческая терапия, межличностная терапия, терапия принятия и приверженности и диалектическая поведенческая терапия, также могут помочь предотвратить депрессию и тревогу. Этим методам можно научить людей, не имевших прошлого или текущего опыта клинического состояния, с помощью онлайн-программ или личных семинаров, проводимых обученными специалистами в области психического здоровья или даже не специалистами в области психического здоровья, такими как преподаватели в школах. Исследования в области показанной профилактики особенно убедительны благодаря метаанализу, проведенному профессором Кимом Куиджперсом и другими (2021 г.), который показывает, что такие программы могут снизить уровень новых расстройств на 20% среди участников по сравнению с теми, кто не участвует в течение 12-месячного периода.
Имеются также убедительные доказательства того, что стратегии воспитания и семьи, которые сосредоточены на надежной привязанности, стиле воспитания, коммуникативных навыках, установлении границ и разрешении конфликтов, эффективны в предотвращении интернальных и экстернальных расстройств. Эти последние стратегии также эффективны в предотвращении жестокого обращения с детьми. Это также важно, потому что неблагоприятные детские переживания, такие как жестокое обращение с детьми, являются основным фактором риска для большинства психических заболеваний. Действительно, есть данные, свидетельствующие о том, что предотвращение неблагоприятных детских переживаний потенциально может привести к снижению заболеваемости психическими расстройствами на 30 %, что делает предотвращение детских травм одной из важнейших задач профилактической практики (Jorm & Mulder, 2018). .
На организационном уровне имеются убедительные доказательства того, что школьные программы эффективны для предотвращения депрессии, тревоги и поведенческих расстройств. Многокомпонентные программы, ориентированные на стиль преподавания, включение программ социального и эмоционального обучения и повышения устойчивости в учебную программу, взаимодействие с родителями, политику борьбы с издевательствами, позитивный настрой школы и связи с внешними службами, дают лучшие результаты, чем однокомпонентные стратегии. Имеются также данные о том, что программы на рабочем месте, направленные на снижение психосоциальных факторов риска, таких как работа с высоким спросом/низким контролем/низкой поддержкой, издевательства и домогательства на рабочем месте или подверженность профессиональному насилию, могут, в свою очередь, помочь предотвратить депрессию и даже посттравматическое стрессовое расстройство в некоторых случаях. .
На уровне общества есть некоторые свидетельства того, что определенные стратегии могут быть эффективны для предотвращения факторов риска, таких как расизм, дискриминация и насилие в семье, и затем они, вероятно, будут способствовать снижению психических заболеваний, учитывая, насколько токсичны эти факторы. являются. Аналогичным образом, весьма вероятно, что социальная политика, направленная на предотвращение социального неблагополучия, поддержку полной занятости, обеспечение адекватного дохода и обеспечение стабильного жилья, также будет способствовать снижению заболеваемости психическими расстройствами, хотя прямые эмпирические доказательства их последовательного воздействия на профилактику психических расстройств состояние здоровья в настоящее время ограничено. При этом нет никаких сомнений в том, что все эти инициативы будут способствовать созданию более доброго, равноправного и сострадательного общества.
Важно отметить, что имеются убедительные доказательства того, что многие из стратегий, которые можно использовать для профилактики психических расстройств, являются экономически эффективными, поскольку они обычно недороги, но обеспечивают значительную краткосрочную и долгосрочную экономию (Национальная комиссия по психическому здоровью). , 2019).
Что сейчас происходит?
К сожалению, несмотря на наличие многочисленных научно обоснованных профилактических вмешательств, существует значительный разрыв между тем, что работает, и тем, что происходит на местах. Очень немногие из доступных эффективных и рентабельных профилактических программ, основанных на фактических данных, систематически реализуются в национальном масштабе с особым вниманием к точности программ и качеству реализации. Точно так же отсутствуют многие критически важные социальные меры, направленные на воздействие на социальные детерминанты психического нездоровья.
В конечном счете, наш текущий подход к профилактике состоит из:
- групп исследователей, проводящих большие исследования, но не способных довести эффективные программы до сколько-нибудь существенного масштаба
- небольшая группа организаций по охране психического здоровья, занимающихся профилактикой, но располагающая ресурсами только для предложения ограниченного числа инициатив или достижения ограниченного охвата, и
- группы, работающие над предотвращением «социальных» проблем, таких как бедность, жестокое обращение с детьми, насилие в семье и издевательства, — все из которых косвенно помогают предотвратить психические расстройства, — которые не считают себя частью профилактических ответных мер в области психического здоровья и не t подключиться и сотрудничать с этими усилиями.
В поле зрения нет четкого руководства, планирования, координации или регулярного выделения ресурсов. В результате мы крутим педали, но не движемся вперед.
Что действительно нужно?
У нас есть система психиатрической помощи, чтобы помочь людям выздороветь. Теперь нам нужна профилактическая система психического здоровья, чтобы помочь людям оставаться здоровыми. Хотя в Австралии есть зачатки этой системы, она находится в зачаточном состоянии и нуждается в улучшении, если мы хотим добиться реального прогресса в профилактике.
Всемирная организация здравоохранения разработала структуру, в которой излагаются основные элементы, необходимые для создания системы здравоохранения (ВОЗ, 2007 г.). Мы считаем, что эту модель можно адаптировать и использовать для определения элементов, необходимых для создания эффективной системы охраны психического здоровья населения, ориентированной на профилактику. Этими ключевыми структурными элементами являются: i) финансирование, ii) лидерство и управление, iii) безопасные, эффективные и рентабельные вмешательства, iv) системы реализации программ и инфраструктура, v) рабочая сила, vi) медицинские данные и vii) исследования.
Что дальше?
Недавно появились первые ростки надежды на этот новый путь вперед. Правительства штатов, например, в Западной Австралии и Виктории, начинают уделять больше внимания этому вопросу и разработали (или разрабатывают) превентивные рамки и планы для направления своих инвестиций. Аналогичным образом, федеральное правительство постепенно расширяет поддержку программ по укреплению психического здоровья в школах, превентивных программ для родителей и психического благополучия на рабочем месте. Но прогресс медленный, и профилактика остается бедным троюродным братом психиатрической помощи: на профилактику тратится всего 1% федерального бюджета на охрану психического здоровья.
Это правда, что мы не можем игнорировать потребности людей, которые уже нездоровы. Однако было бы недальновидно противопоставлять профилактику лечению, как если бы они были взаимоисключающими усилиями. Лица, принимающие решения, должны понимать важность того, чтобы делать и то, и другое бок о бок, как мы делали в сфере «физического» здоровья на протяжении десятилетий. Нам нужно, чтобы в Министерстве здравоохранения Содружества было создано Национальное управление по профилактике психического здоровья, чтобы обеспечить руководство в этом вопросе, и чтобы не менее 5% федерального бюджета на психическое здоровье выделялось на профилактику.
Психические расстройства не являются неизбежными, и у нас есть знания и программы, чтобы предотвратить возникновение многих распространенных заболеваний прямо сейчас. На национальном и международном уровнях такие психологи, как Тони Йорм, Хелен Кристенсен, Рикардо Муньос, Ким Куйпьерс и другие, были в авангарде этих усилий, и эта профессия имеет исключительно хорошие возможности для продолжения этой работы.
Уделяя одновременно сильное и одновременное внимание профилактике и лечению, мы, наконец, сможем добиться реальных успехов в снижении личного, социального и экономического ущерба от психических заболеваний в нашем сообществе.
Лодка наполняется водой. Должны ли мы тянуться к ведрам или заткнуть дыру?
Мы должны сделать и то, и другое.