Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка
Что собой представляет произвольное внимание, Его определение, характеристики, виды, особенности и формирование.
Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.
В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.
Особенности произвольного внимания
Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.
Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.
Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.
Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.
Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:
- его опосредованность и осознанность;
- произвольность;
- возникновение в ходе эволюции развития общества;
- формирование в течение жизни;
- прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;
- зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.
Виды и характеристики произвольного внимания
Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:
- Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.
- Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.
- Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.
- Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.
У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.
Произвольное внимание ребёнка
Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.
Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.
Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.
Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.
Формирование произвольного внимания
Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:
- Умение группировать воспринимаемые объекты.
- Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.
- Логически последовательные и понятные указания взрослого.
- Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).
- Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.
Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.
В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.
В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.
Регулярные занятия и тренировки внимания всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Произвольное внимание
Содержание статьи
1. Произвольное внимание как одна из фундаментальных категорий психологии
2. Функции внимания
3. Свойства внимания
Категория внимания выступает одной из фундаментальных в рамках современной психологической науки.
Определение 1
В научной литературе под вниманием понимается особое свойство человеческой психики, сосредоточенность и направленность сознания человека на определенном объекте (объектах) при одновременном игнорировании, отвлечении от других.
Произвольное внимание как одна из фундаментальных категорий психологии
В отечественной психологии принято выделять произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание. В зависимости от волевых усилий вовлеченность, характер направленности, сосредоточенности психической деятельности может носить произвольный либо непроизвольный характер. В ситуации вовлеченности личности в осуществление какого-либо вида деятельности без определенных волевых усилий направленность, сосредоточенность психических процессов имеет непроизвольный характер. Если же осуществление деятельности требует сосредоточения, волевых усилий, речь идет о произвольном характере внимания.
Определение 2
Главной характеристикой произвольного внимания выступает тот факт, что оно управляется сознательными устремлениями, сознательной целью. Данный вид внимания выступает тесно связанным с волей личности, является выработанным в результате трудовых усилий.
Функции внимания
Основными функциями внимания выступает обеспечение избирательности процессов познания, целенаправленности деятельности личности, активизации выбранного вида деятельности. Избирательность познавательных процессов позволяет человеку оперировать лишь теми информационными данными, которые выступают актуальными для него в текущий момент времени. Сосредоточение, удержание внимания на определенном объекте или объектах, переключение внимания с одного вида деятельности на другой позволяет поддерживать, сохранять целенаправленность деятельности.
Определение 3
В свою очередь, под направленностью понимается избирательный характер психической деятельности, выбор ее объектов, сохранение деятельности на определенный временной период.
При внимательном отношении к определенному объекту, он оказывается в центре сознания личности, тогда как все остальное вытесняется на периферию воспринимаемого. Благодаря вниманию отражение выбранного объекта в сознании личности становится отчетливым, ясным, мысли и представления удерживаются до момента завершения деятельности, до достижения поставленных целей. Таким образом, внимание обеспечивает реализацию функций регуляции и контроля деятельности.
Свойства внимания
Внимание как психическое свойство характеризуется рядом свойств, включая следующие:
- устойчивость – временной параметр внимания, длительность внимательного отношения к выбранному объекту. Устойчивость внимания во многом определяется объектом внимания, который должен постоянно меняться, обнаруживать перед субъектом деятельности качественно новое содержание. Длительность внимательного отношения к объекту обусловлена также индивидуальными личностными особенностями;
- концентрация внимания – свойство личности, позволяющее ей сосредотачиваться на выбранном объекте, игнорируя все другое;
- распределение внимания в современной научной литературе интерпретируется как субъективно переживаемая способность личности одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов;
- переключаемость внимания представляет собой свойство личности перемещать внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой, способность ориентироваться в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания носит индивидуальный характер, отличается у различных индивидуумов.
Таким образом, произвольное внимание выступает одним из необходимых условий эффективности деятельности, позволяя личности достигать поставленных целей, запланированных результатов.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 09.08.2022
Произвольное и непроизвольное внимание: что привлекает ваше внимание
« Я так беден, что даже не могу обращать внимание » — американская народная поговорка.
“ Ощущение кобры – это почти мускульное, хотя и ментальное давление на предмет или объект, над которым вы поднимаетесь, капюшон развевается, чтобы блокировать отвлекающие факторы, и держите неподвижно в своем немигающем фокусе.
», — Уинифред Галлахер, автор книги «Восторг: внимание и сфокусированная жизнь».
То, что мы называем «цивилизацией», существует не более нескольких тысяч лет, и во многих отношениях наша биология еще не догнала нашу культуру. Еще в наши дни кочевников-охотников-собирателей Мать-природа научила нас реагировать на окружающую среду таким образом, чтобы мы были в безопасности. Те, кто прислушивался к своим защитным инстинктам, жили, чтобы бороться в другой день и иметь детей.
Когда сухое жужжание у твоих ног означало Змея! и движение краем глаза может означать опасность, мгновенная реакция на сенсорный ввод может означать разницу между жизнью и смертью. Для большинства из нас отдаленные телефоны и люди, проходящие по коридорам, заменили такие сигналы опасности… но наши тела по-прежнему настроены на то, чтобы обращать на них мгновенное внимание.
Это примеры непроизвольного внимания — периоды, когда наш разум инстинктивно выдергивает нас из продуктивного фокуса. Непроизвольное внимание не так уж и плохо; это все еще помогает нашему выживанию и может оказаться успокаивающим, если вы не пытаетесь работать. Внезапно увидеть облако в форме НЛО или послушать спор между голубой сойкой и белкой может быть интересно или забавно. В долгосрочной перспективе это может даже дать вам продуктивные идеи.
Но непроизвольное внимание не поможет, когда нужно очистить список дел. Для этого вы должны задействовать свое произвольное внимание: продуктивный транс, который ваши предки научились использовать во время охоты, изготовления каменных орудий и возведения ферм в дикой местности. Эти три совета облегчат вам задачу.
1. Будьте здоровы . Хотя вы не всегда можете удержать фею гриппа от вызова, вы, безусловно, можете защититься от болезни — и не только с помощью лекарств. В дополнение к ежегодным прививкам от гриппа, высыпайтесь каждую ночь, избегайте чрезмерного употребления алкоголя, контролируйте свой вес и регулярно занимайтесь спортом. Как это помогает? Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас будет больше энергии, и вам будет легче сосредоточиться. Базовое хорошее здоровье также снижает уровень стресса, повышает вашу самооценку и повышает вашу производительность.2. Блокируйте отвлекающие факторы . Вам будет легче продуктивно работать, если вы будете избегать отвлекающих факторов. Повернитесь спиной к зонам активного движения. Закрой дверь, если она у тебя есть. Если у вас проблемы со звуком, купите наушники с шумоподавлением и используйте их в сочетании с окружающим звуком: звуком грозы, белым шумом или тихой, ненавязчивой музыкой, которая не привлекает вашего внимания.
3. Делайте регулярные перерывы . Вы когда-нибудь чувствовали себя измотанными в конце продуктивного дня? Это потому, что сосредоточенное внимание поглощает энергию. Может показаться, что вы не усердно работаете по сравнению, скажем, с лесорубом, но постоянное мышление, узкий фокус и защита от отвлекающих факторов могут на удивление быстро разрядить ваши батареи. Но даже 15 минут, проведенные за чтением анекдотов, беседой с коллегой или наблюдением за спором глупой белки и сойки, могут дать вам отдых и зарядиться энергией. Не пропускайте обед, потому что вам нужно топливо, и постарайтесь уйти от рабочего стола во время обеденного перерыва. Это ваше время, а не компании.
Абсолютное Совершенство… НЕ
Вы никогда не сможете полностью отключить непроизвольное внимание. И вы не должны этого хотеть; оно имеет свое место. Но вам нужно иметь возможность произвольно включать свое внимание и удерживать его сосредоточенным на производительности до тех пор, пока вы не сможете позволить себе его отключить. Советы, которые я изложил здесь, могут помочь вам в этом, заработав заслуженную репутацию сверхпродуктивного сотрудника или лидера… не утомляя вас в процессе.
«Сверху вниз» не означает «добровольно»
Специальная коллекция: Теоретический обзор с комментариями: визуальный отбор
Комментарий
Авторов:Николай Гаспелин,
Бингемтонский университет, Государственный университет Нью-Йорка, США
Х закрыть
Стивен Дж.
УдачаКалифорнийский университет, Дэвис, США
Х закрыть
Abstract
Исследователи внимания уже давно обсуждают роль нисходящих и восходящих механизмов в управлении вниманием. Theeuwes (2018) утверждал, что нисходящий контроль встречается гораздо реже, чем обычно считается, и что третий механизм — история выбора — играет недооцененную роль в управлении зрительным вниманием. Хотя Теувес убедительно доказывал важность истории отбора, его аргументы в пользу ограниченной роли нисходящих механизмов включают смешение терминов «нисходящий» и «добровольный». Когнитивные психологи обычно используют термин «процессинг сверху вниз» для обозначения любого феномена восприятия, на который влияет контекст, обучение или ожидание, включая историю выбора. Это выдвигает на первый план большую проблему в исследованиях захвата внимания: термины, используемые для описания контроля внимания, часто плохо определены, и многие текущие споры, похоже, связаны со значением слов.
Чтобы продвинуться вперед в понимании реальных механизмов контроля внимания, мы должны договориться о том, что на самом деле означают такие термины, как «сверху вниз» и «снизу вверх».Ключевые слова: захват внимания, зрительное внимание, история выбора
Как цитировать: Гаспелин, Н., и Удача, С.Дж. (2018). «Сверху вниз» не означает «добровольно». Journal of Cognition , 1 (1), 25. DOI: http://doi.org/10.5334/joc.28
1616
просмотров
532
загрузок
19
Цитаты
1
Твиттер
Опубликован в 14 мая 2018
0 license (unless stated otherwise) which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. Copyright is retained by the author(s)» rel=»tooltip»> CC BY 4.0
Принято 15 марта 2018 г. Опубликовано 21 февраля 2018 г.
Традиционно механизмы управления вниманием подразделяются на два отдельных класса: нисходящие и восходящие. Теувес ( 2018 ) выступает за включение третьего механизма, который может управлять распределением внимания: история выбора . Согласно этому отчету, неявные механизмы, такие как прайминг или история вознаграждения, могут в значительной степени объяснить управление зрительным вниманием. Мы согласны со многими ключевыми моментами этого обзора, особенно с вероятностью того, что большая часть управления вниманием является непроизвольной и бессознательной.
Почему терминология имеет значение
Нам может показаться мелочным сосредотачиваться на определении одного маленького слова. В конце концов, разве мы не должны сосредоточиться на данных? Однако стандартизированная терминология имеет решающее значение для научного прогресса. Рассмотрим гипотетический спор о том, голубое ли небо. Одна группа исследователей определяет «синий» как один цвет (который большинству из нас показался бы «голубым»). Они заключают, что небо голубое. Однако другая группа исследователей определяет «синий» как другой цвет (который большинству из нас показался бы «темно-синим»). Они заключают, что небо не голубое. Эти два теоретических лагеря будут обречены на споры вечно — или, по крайней мере, до тех пор, пока они не смогут договориться об общем определении слова «синий». Возможно, самая удручающая часть этой притчи заключается в том, что оба лагеря согласны с фактическим спектральным составом неба, но считают, что они не согласны, потому что они используют разные термины для одного и того же цвета. Большинство из нас согласится с тем, что эти гипотетические дебаты глупы. Но это иллюстрирует ключевую проблему. Если мы не можем прийти к соглашению о значениях «сверху вниз» и «снизу вверх», то мало надежды на достижение консенсуса по поводу механизмов управления вниманием.
«Сверху вниз» в сравнении с «добровольным»
Theeuwes ( 2018 ) определяет «сверху вниз» как эквивалент «добровольного» или «преднамеренного». Он утверждает, что «внимание сверху вниз относительно медленное» (стр. 18), что «выбор сверху вниз контролируется» (стр. 18), а не автоматический, и что «выбор сверху вниз требует усилий для переключения внимания» (стр. 18). стр. 19). Он также приводит несколько цитат исследователей внимания, показывающих, что они часто подчеркивают произвольные аспекты нисходящего контроля внимания. Однако внимательное изучение этих цитат показывает, что некоторые исследователи считали «произвольный» контроль внимания подмножеством контроля внимания «сверху вниз», а не эквивалентным «сверху вниз». Например, утверждение о том, что «произвольную ориентацию можно рассматривать как аспекты контроля внимания сверху вниз» (9).0023 Хопфингер, Буонокор и Мангун, 2000, с. 284 ), подразумевает, что существует также непроизвольных форм нисходящего контроля (поскольку в противном случае модификатор был бы не нужен). Точно так же Baluch и Itti ( 2011 ) цитируются, потому что они использовали фразу «волевой процесс сверху вниз». Но глоссарий этой статьи четко различает волевые процессы сверху вниз и процессы сверху вниз в более общем плане. «Процесс сверху вниз» определяется Балухом и Итти как «… автоматический, модифицирующий восприятие [нисходящий] механизм, который является всеобъемлющим и который воля не может полностью устранить». (стр. 210). Точно так же классическое исследование контекстуальной подсказки ( Chun & Jiang, 1999 ) называется «Управление вниманием сверху вниз, основанное на имплицитном обучении визуальной ковариации», в котором проводится четкое различие между контролем сверху вниз и явным произвольным контролем. Таким образом, «сверху вниз» не эквивалентно «добровольно» в обычном использовании.
Итак, что означает «сверху вниз»? Традиционно «восприятие сверху вниз» относится к ситуациям, в которых контекст, обучение или ожидания изменяют процесс восприятия. Например, стандартный учебник по вводной психологии дает следующее определение: «Обработка сверху вниз — это то, как знания, ожидания или прошлый опыт формируют интерпретацию сенсорной информации» (9).0023 Газзанига, Хитертон и Халперн, 2016 г., с. 173 ). В другом вводном учебнике по психологии «сверху вниз» определяется как «когнитивный (обычно перцептивный) процесс, направляемый ожиданиями (вытекающими из контекста, прошлого, обучения или того и другого) для формирования более крупного восприятия, концепции или интерпретации» ( Galotti, 2014, p. 423 ). Это подтверждается в научной литературе Балухом и Итти ( 2011 ), которые определяют «влияние сверху вниз» как «влияние на нервную систему из-за внеретинальных эффектов, таких как внутренние ожидания, знания и цели». Все эти определения ничего не говорят об осознании или интенциональности, но включают прошлый опыт (например, историю выбора).
Обычная иллюстрация восприятия сверху вниз в учебнике показана на рис. 1. «А» в «CAT» и «H» в «THE» имеют одинаковую форму, но знание распространенных английских слов сверху вниз позволяет опытные читатели читают слова как «CAT» и «THE», даже не осознавая, что их можно рассматривать как «CHT» и «TAE». Мало кто будет утверждать, что этот классический пример нисходящей обработки информации является добровольным (медленным, контролируемым и требующим усилий). Другим распространенным примером нисходящего восприятия является слуховой 9.0004 эффект фонематического восстановления , при котором замаскированный звук в речевом сигнале восстанавливается для знакомых, но не незнакомых слов ( Samuel, 1981 ). Никто не станет спорить с тем, что фонематическое восстановление является добровольным.
Рисунок 1
Иллюстрация феномена восприятия сверху вниз, который не кажется произвольным или преднамеренным (адаптировано из Selfridge, 1955 ). Буква «а» в слове «кошка» и буква «h» в слове «the» имеют одинаковую форму. Однако люди легко видят слова «CAT» и «THE», а не «CHT» и «TAE».
Использование термина «сверху вниз» в значении «добровольный» — неправильный способ использования этих терминов. Но мы можем понять, почему термин «сверху вниз» может сбивать с толку. Исследователи захвата внимания часто используют неточные формулировки, и мы сами, безусловно, виноваты в этом. Например, мы часто использовали фразу «целеустремленная теория», имея в виду теории, в которых намерения или ожидания могут косвенно приводить к захвату внимания стимулами, имеющими общие черты с целью ().0023 Gaspelin, Leonard, & Luck, 2015 , 2017 , Gaspelin & Luck, в печати , 2018 ). Мы не имели в виду, что целью наблюдателей было сфокусировать внимание на этих стимулах. Вместо этого мы предположили, что эксплицитная цель задачи вызвала каскад событий, которые в конечном счете привели к захвату стимулов, которые соответствовали характеристикам цели, но совершенно не имели отношения к задаче (см. формулировка). Однако мы никогда не делали эту логику явной, и легко понять, что термин целеустремленность может означать прямой, произвольный контроль внимания. И здесь кроется проблема – общепринятая терминология в этой области легко может быть неверно истолкована.
Стоит отметить, что многие исследователи, ратующие за историю отбора, избегали отождествления обработки сверху вниз с волей. В частности, в недавнем обзоре Awh, Belopolsky и Theeuwes ( 2012 ) нисходящий контроль определяется как «управление вниманием, обусловленное факторами, которые являются «внутренними» для наблюдателя» (стр. 437). Это фактически определяет «сверху вниз» как все, что не является «снизу вверх», формируя четкую дихотомию, которая согласуется с историческим использованием термина «сверху вниз». В этой статье приводился убедительный аргумент в пользу того, что дихотомия «сверху вниз» и «снизу вверх» была проблематичной в качестве исследовательской стратегии, потому что некоторые формы контроля «сверху вниз» являются добровольными, медленными и контролируемыми, тогда как другие в значительной степени непроизвольны, быстры и автоматически. . Однако это означает, что в этой области должна произойти смена исследовательской стратегии, а не изменение определения «сверху вниз».
Заключение
Мы согласны с Теувесом ( 2018 ) в том, что история отбора является важным направлением для будущих исследований и что она имеет много общих ключевых свойств с восходящим контролем. Тем не менее, история отбора явно является формой контроля внимания «сверху вниз», поскольку этот термин исторически использовался, и переопределение «сверху вниз» как означающее «произвольный» было бы несовместимо с остальной частью области и неизбежно привело бы к путанице. а не прогресс. С другой стороны, «нисходящие» теории захвата внимания часто фокусируются на формах нисходящего руководства, которые сильно отличаются от истории отбора. Например, гипотеза условной непроизвольной ориентировки ( Folk et al., 1992 ) предлагает участникам формировать произвольную установку внимания, которая иногда приводит к захвату внимания не относящимися к делу предметами, и это сильно отличается от чего-то вроде автоматического прайминга из предыдущих испытаний. Точно так же понятия «режим обнаружения одиночек» и «режим поиска признаков» ( Bacon & Egeth, 1994, ) кажутся очень похожими на добровольные стратегии, а не на бессознательно усвоенные эффекты истории отбора. Как указывает Тьювес ( 2018 ), отделение сознательных нисходящих стратегий от истории отбора потребует отказа от парадигм, в которых участники выполняют одну и ту же задачу в течение длинного блока испытаний, и вместо этого использования парадигм подсказок «от испытания к испытанию». Такие парадигмы при использовании с четко определенной терминологией позволят продвинуться вперед в понимании роли воли, осознания, автоматизма, истории выбора, восходящих и нисходящих процессов в управлении вниманием.
Конкурирующие интересы
У авторов нет конкурирующих интересов, о которых следует заявлять.
Информация об авторе
Это исследование стало возможным благодаря грантам NIH R01MH076226 и R01MH065034, предоставленным S.J. L.
Каталожные номера
Аух, Э., Белопольский, А.В., и Теувес, Дж. (2012). Контроль внимания «сверху вниз» и «снизу вверх»: неудачная теоретическая дихотомия. Тенденции в когнитивных науках , 16 (8), 437–443. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.06.010
Bacon, WF, & Egeth, HE (1994). Преодоление захвата внимания, управляемого стимулом. Восприятие и психофизика , 55 (5), 485–496. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03205306
Балух, Ф., и Итти, Л. (2011). Механизмы нисходящего внимания. Тенденции в нейронауках , 34 (4), 210–224. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tins.2011.02.003
Чун, М. М., и Цзян, Ю. (1999). Нисходящее управление вниманием, основанное на неявном изучении визуальной ковариации. Психологические науки , 10 (4), 360–365. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9280.00168
Folk, CL, Remington, RW, & Johnston, JC (1992). Непроизвольное скрытое ориентирование зависит от настроек контроля внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 18 (4), 1030–1044. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-1523.18.4.1030
Галотти, К. М. (2014). Когнитивная психология: внутри и вне лаборатории (пятая). Лос-Анджелес: SAGE.
Гаспелин, Н., Леонард, С.Дж., и Удача, С.Дж. (2015). Прямые доказательства активного подавления заметных, но не относящихся к делу сенсорных сигналов. Психологическая наука , 22 (11), 1740–1750. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797615597913
Гаспелин, Н., Леонард, С.Дж., и Удача, С.Дж. (2017). Подавление явного захвата внимания бросающимися в глаза, но не относящимися к делу цветными одиночками. Внимание, восприятие и психофизика , 79 (1), 1–18. DOI: https://doi.org/10.3758/s13414-016-1209-1
Гаспелин, Н., и Лак, С.Дж. (2018). Роль торможения в предотвращении отвлечения внимания на явные раздражители. Тенденции когнитивных наук , 22 (1), 79–92. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.11.001
Гаспелин, Н., и Лак, С.Дж. (в печати). Различение потенциальных механизмов подавления синглетонов. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . DOI: https://doi.org/10.1037/xhp0000484
Газзанига, М.С., Хизертон, Т.Ф., и Халперн, Д. (2016). Психологическая наука (5-е издание). Нью-Йорк: WW Norton and Company.
Хопфингер, Дж. Б., Буонокор, М. Х., и Мангун, Г. Р. (2000). Нейронные механизмы контроля внимания сверху вниз. Природа нейронауки , 3(3), 284–291. DOI: https://doi.org/10.1038/72999
Самуэль, А. Г. (1981). Фонематическая реставрация: выводы из новой методологии. Журнал экспериментальной психологии: Общие , 110 (474). DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.110.4.474
Селфридж, О. Г. (1955). Распознавание образов и современные компьютеры. Материалы компьютерной конференции Western Joirn.