10.Соотношение речи и мышления.
Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.
Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого.
Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.
А.Н.Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, неосознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.
мышление в своем развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и следует собственным законам в течение длительного периода времени, пока мысль не вливается в речь, а последняя не становится интеллектуализированной, т.е. понятной. Мы также знаем, что даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление не совпадают полностью. Это означает, что свои корни и законы онтогенетического развития должны быть и у речи. Рассмотрим некоторые из них.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное.
Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.
Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.
Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.
Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. — учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.
В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.
Речь, ее функции. Соотношение мышления и речи.
Речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии речи. Очевидно, что нормальная речь непременно осмысленна, поскольку в выражении смысла состоит ее основная функция. Вместе с тем формы связи мысли и слова трудно представимы. Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
1. Коммуникативная функция речи обеспечивает общение между людьми с помощью языка.
Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Речь есть не столько общение во время труда, сколько общение для труда. речь является одним из средств, конструирующих эту деятельность. Речь по существу своему не дело индивида, не дело изолированного носителя языка: это прежде всего внутренняя активность общества, осуществляемая им через отдельных носителей языка или, точнее, при их помощи.
Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим. Способность человека к общению с помощью слов-символов имеет свои истоки в коммуникативных способностях высших обезьян.
Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в течение жизни. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции.
Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани. Амбидексы — лица, у которых функциональная асимметрия полушарии менее выражена, обладают большими языковыми способностями.
2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.
Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.
3. Программирующая функция речи
Каким образом можно объяснить связь психического явления — мысли — и звучащего, физически регистрируемого слова?
На одном полюсе позиция классического бихевиоризма (мышление — это беззвучная речь), на другом — представление, сформировавшееся в рамках вюрцбургской школы (мышление и речь имеют разное происхождение и представляют собой различные сущности). Отождествлению речи и мышления или, напротив, их полному размежеванию противостоит представление об их взаимосвязи: по выражению С. Л. Рубинштейна, между мышлением и речью существует единство, но не тождество.
Мышление в общем случае представляет собой целенаправленный процесс, состоящий в решении определенного вида задач или выведении умозаключений. Согласно существующим данным, мыслительный процесс включает ряд компонентов (механизмов), которые могут быть различными при решении разных типов задач. Общими компонентами мышления являются:
- создание умственных моделей ситуации, включающих условия и цель задачи;
- взаимодействие поступающей информации с репертуаром знаний и схем, хранящихся в долговременной памяти;
- манипулирование моделью;
- выявление результата, отвечающего исходным условиям задачи.
Ход решения задачи, или оперирование умственной моделью, может протекать в различных режимах: логическом, хорошо осознаваемом и подлежащем речевому выражению, и интуитивном, при котором субъект мыслительного процесса не осознает и не может описать словами ход своих умственных действий.
Таким образом, мы видим, что мышление представляет собой специальную когнитивную функцию, состоящую в создании нового ментального продукта. Ход мыслительного процесса в одних случаях может быть отражен в речи мыслящего субъекта, в других — нет, т. е. он не связан с речью необходимым образом.
Назовем теперь основные компоненты, задействованные в речевом процессе. При порождении речи исходным компонентом является семантическое состояние (включающее представления субъекта, возникающие у него модели ситуаций, его эмоциональные переживания), а также мотивирующий импульс к вербализации данного семантического состояния. Далее актуализируются ранее выработанные связи данного семантического состояния с вербальными структурами и семантическими полями, а также происходит «активизация иерархических уровней языковых структур.
Сравнение механизмов мыслительных и речевых процессов позволяет выявить различие и пересечение их сфер действия. Обратим внимание на то, что в речевом процессе — при продуцировании речи и ее восприятии — в начале или конце процесса необходимо наличие важнейшего семантического компонента, для которого адекватен термин «понимание». Данный компонент (с точки зрения его механизма) может быть квалифицирован как наличие модели действительности (ситуации) в когнитивной сфере субъекта. Этот семантический компонент необходим для того, чтобы произносимая речь была полноценной, осмысленной, и чтобы она. была понятна слушателю. Такого же типа семантический компонент — понимание, наличие модели действительности (ситуации) — необходим, как показано выше, и в мыслительном процессе.
Пересечение речи и мышления происходит в семантическом компоненте — понимании элементов действительности. Для мыслительного процесса этот компонент служит материалом для осуществления необходимых операций; для речевого процесса — стартовой площадкой для вербализации, словесных описаний. Специфика речевого процесса и его основная функция — создание вербального продукта, адекватного семантическому содержанию, и его экстериоризация. Именно поэтому речь может быть включена в любой психический процесс, содержащий такого рода семантический компонент. Таким процессом может быть не только мышление и восприятие, но и эмоциональное переживание.
Анализ соотношения речевых и мыслительных процессов представляет речь как некую «многовалентную» сущность, что допускает ее включение в разного вида когнитивные функции. Однако свойством «многовалентное» обладает также и мышление. Мыслительные процессы возможны в вербальной форме, на материале зрительных, слуховых и других перцептивных сигналов.
Известны формы продуманной речи, учитывающей собеседника, аудиторию, соблюдающей принятые нормы в соотношении говорения и выслушивания и т.п., а в итоге приводящей к желательным для говорящего результатам. (Сфера такого рода норм и приемов рассматривается обычно под рубрикой речевого искусства.) Такого рода «умная речь» — результат создания говорящим, предварительно или оперативно, умственной модели ситуации общения, учет ответной реакции слушателя, нахождение адекватных ответных форм, привлечение соответствующего речевого репертуара и др. Названные операции являются мыслительными по своему существу, что свидетельствует о принципиальной возможности включения мышления в организацию речевого общения.
Разница между нарушением речи и языковым расстройством
Q
В чем разница между нарушением речи и языковым расстройством?
A
Ответ:
Мы часто слышим слова речь и язык взаимозаменяемые. Они могут означать одно и то же, когда мы небрежно говорим об общении. Но в медицинском сообществе они имеют совсем другое значение.
Речь относится к фактическому звучанию разговорной речи. Это устная форма общения. Речь говорить : использование мышц языка, губ, челюсти и голосового тракта очень точным и скоординированным образом для воспроизведения узнаваемых звуков, составляющих язык.
Язык относится к целой системе слов и символов — написанных, произнесенных или выраженных с помощью жестов и языка тела — которые используются для передачи смысла.
Точно так же, как различаются речь и язык, существует разница между расстройствами речи и языковыми расстройствами.
Нарушение речи обычно указывает на то, что у кого-то есть проблемы с точным воспроизведением определенных звуков.
Маленькие дети, которые учатся говорить, вероятно, заменяют, пропускают или искажают нормальные звуки речи. Например, трехлетние дети нередко используют звук f вместо th в своей речи: «Я первый (пью)». Но такое произношение будет считаться артикуляционной ошибкой у 5-летнего ребенка. Это речевая проблема.
Язык имеет дело со значением. Детям с языковым расстройством может быть трудно понять смысл сказанного ( воспринимает языковые проблемы). Или у них могут быть проблемы с выражением собственных мыслей ( выразительные языковые проблемы).
Представьте себе ребенка, который хорошо говорит и правильно произносит слова. У этого ребенка все еще может быть плохой язык — проблемы с составлением слов, чтобы выразить мысли, или проблемы с пониманием смысла того, что говорят другие.
Расстройства речи и языковые расстройства могут возникать отдельно. Или у человека могут быть оба вида расстройств одновременно.
Существуют вехи, которые помогут вам определить, нормально ли развиваются речь и язык вашего ребенка. Большинство детей к своему второму дню рождения имеют словарный запас около 50 слов. В возрасте от 2 до 3 лет типичные дети начинают понимать гораздо больше языка, чем могут выразить.
Вот некоторые признаки, которые могут вызвать беспокойство:
Не понимает имя, слово нет или простые команды к 1 году жизни
Не говорит слова к 14-16 месяцам 9 лет0003
Не может ответить на основные вопросы «чт» (что, где, кто) к 3 годам
Трудно быть понятым людьми вне семьи после 3 лет
Имеет заметные колебания или повторения в речи до 5 лет
Не может рассказать последовательный рассказ (рассказ с началом, серединой и концом) к 5 годам
Демонстрирует ограниченное развитие словарного запаса
Дети развивают речевые и языковые навыки в собственные индивидуальные темпы. Но если у вашего ребенка есть какие-либо из вышеперечисленных проблем, рекомендуется поговорить с педиатром. Вы можете получить направление к специалисту по речевым заболеваниям, чтобы выяснить, существуют ли речевые или языковые проблемы. Варианты лечения могут быть разными для каждого ребенка, поэтому ключевым моментом является постановка правильного диагноза.
Как дефицит речи и языка может повлиять на академическую успеваемость ребенка
Автор: Leanne Sherred
Язык — это основа любого общения. Это влияет на то, как мы выражаем себя, ощущаем окружающий мир, анализируем, обрабатываем, расшифровываем и понимаем информацию.
Именно поэтому хорошее владение языком необходимо для успеха ребенка в классе и учебы. Сам язык — это не просто еще один школьный предмет; это краеугольный камень изучения всех предметов. Это влияет на то, как дети передают идеи, запоминают и запоминают информацию, остаются активными и участвуют в школе, а также взаимодействуют со сверстниками и учителями в образовательной среде.
К сожалению, почти 8% всех детей в США в возрасте от 3 до 17 лет имеют нарушения речи, языка и голоса. Эти дети не только чаще испытывают трудности в учебе и получают плохие оценки, но также более склонны к неуверенности в себе, низкой самооценке и отсутствию социализации.
К счастью, во многих случаях эти проблемы с речью и языком можно исправить с помощью профессиональной помощи и вмешательства. Давайте начнем с рассмотрения некоторых общих недостатков, которые могут повлиять на успеваемость ребенка в классе.
Общие расстройства речи и языка
Прежде чем устранять эти проблемы, важно, чтобы родители и педагоги имели полное представление о типах коммуникативных расстройств, которые обычно затрагивают детей, и их способности преуспевать в школе. Эти проблемы включают (но не ограничиваются):
- Расстройства экспрессивной речи. Признаки расстройств речи часто проявляются в раннем возрасте, однако они могут стать более очевидными, когда дети используют более сложные формы речи. Нарушения экспрессивной речи влияют на то, как дети сообщают свои мысли, идеи и мнения. Как правило, дети точно знают, что они хотели бы сказать, но с трудом составляют понятные фразы или предложения посредством вербального общения. Они могут, например, использовать слова в предложениях не по порядку, повторять слова, смешивать времена слов или вообще опускать слова. В классе это влияет на то, как дети ведут беседы, задают вопросы или отвечают на них, рассказывают истории и выражают свои чувства.
- Нарушение рецептивной речи: дети с расстройствами рецептивной речи могут правильно использовать слова, однако им трудно «расшифровывать» язык. Другими словами, у них возникают проблемы с извлечением и интерпретацией смысла слов, которые они слышат и читают. В условиях класса это может повлиять на их понимание новых уроков или понятий, их способность внимательно слушать и следовать инструкциям, а также на их понимание новой лексики.
- Речевые расстройства. Речевые расстройства охватывают широкий спектр состояний, которые могут затруднить ребенку создание и формирование звуков, необходимых для общения. Поэтому детей с речевыми нарушениями часто трудно понять. Примеры могут включать заикание и беглость речи, когда ребенок продлевает или повторяет определенные звуки и слова или испытывает внезапные остановки речи. Другим распространенным примером является нарушение артикуляции, когда у детей возникают проблемы с произношением определенных звуков и букв, таких как /s/ или /z/ или /th/, часто из-за неправильного положения языка или шепелявости.
- Когнитивно-коммуникативные расстройства. Эти расстройства часто имеют биологическую природу и вызваны аномалиями развития мозга. Они также могут быть вызваны генетическими факторами, черепно-мозговой травмой или некоторыми неврологическими состояниями. Когнитивно-коммуникативные расстройства могут повлиять на рабочую память ребенка, способности рассуждать и рассуждать, навыки решения проблем, способность оставаться организованным и многое другое.
Связь между языком и грамотностью
Многие исследования показали, что способность маленького ребенка устно общаться тесно связана с его литературными способностями. На самом деле, по данным Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA), которая является профессиональным и сертифицированным органом для речевых патологов, существует тесная связь между проблемами общения и чтением и письмом.
Во многом это связано с тем, что чтение и письмо являются языковыми действиями. Обучение чтению требует двух основных навыков: распознавания слов и понимания. Дети должны уметь выделять, произносить и манипулировать звуками и буквами, составляющими слова в письменном тексте, а затем извлекать из этих слов смысл, чтобы понимать прочитанное.
Начнем со звуков. Способность распознавать и различать звуки речи называется фонологической осведомленностью. Например, слово «торговый центр» состоит из трех разных звуков: «м-ав-л». Фонологическое осознание так важно, потому что, когда дети учатся овладевать звуками речи, они начинают отображать их на печатных буквах книг. Это формирует основу для формирующихся навыков чтения и письма.
Кроме того, дети должны уметь интерпретировать значение печатного текста. Одно из заблуждений состоит в том, что дети, умеющие читать, также прекрасно понимают. Напротив, дети очень часто читают бегло, но испытывают трудности, когда дело доходит до припоминания того, что произошло в рассказе, применения критического мышления, понимания фактов и вымысла или предсказания того, что произойдет дальше.
Это связано с тем, что понимание языка — это не обязательно один навык, а совокупность нескольких навыков, которые необходимо совместно улучшать, чтобы дети могли демонстрировать прогресс. К ним относятся языковые способности ребенка, рабочая память и когнитивные способности, его внимание и способность концентрироваться, а также скорость, с которой он обрабатывает информацию. Хотя фонологическое осознание и понимание технически являются разными навыками, их развитие идет в двух направлениях.
Как речевые и языковые расстройства влияют на эмоциональное здоровье детей
Попытайтесь вспомнить свой опыт, когда вы были маленьким ребенком, впервые поступившим в школу. Да, возможно, это было несколько десятилетий назад, но это также и то время, когда вас внезапно окружили дети вашего возраста. Стали ли вы лучше понимать свое окружение? Все больше и больше не уверены в своем уровне мастерства? Сосредоточены на одном выдающемся ученике, который, казалось, правильно отвечал на все вопросы?
Для многих детей поступление в школу является долгожданным опытом. Однако это взаимодействие и социализация со сверстниками также означает, что дети все чаще начинают сравнивать себя. Речевые и языковые проблемы становятся заметными, и дети становятся гораздо более застенчивыми в отношении того, как их воспринимают другие. Будут ли их дразнить или подвергать остракизму из-за их заикания, шепелявости или неправильного произношения звуков и слов? Будут ли они разочарованы своей неспособностью «не отставать» от своих одноклассников? Будут ли они изо всех сил пытаться вербализовать свои мысли и создавать связные предложения?
Этот страх быть отвергнутым может повлиять на психическое здоровье и социальное благополучие ребенка. Чем больше времени и энергии тратится на самооценку, тем меньше внимания уделяется грамотности и академическим навыкам. Кроме того, могут пострадать их уверенность и самооценка, что влияет на их готовность участвовать в занятиях, их межличностные отношения и может привести к циклу неуверенности в себе.
Одно из наиболее полных исследований, проведенных в этой области, было направлено на то, чтобы лучше понять, подвержены ли дети с задержкой развития рецептивной речи повышенному риску развития социальных, эмоциональных и поведенческих проблем во взрослом возрасте. Исследователи использовали стандартизированные тесты для измерения языковых навыков у 7000 детей в возрасте пяти лет. Они наблюдали за этими детьми почти три десятилетия спустя, когда им было 34 года, и обнаружили, что у них чаще возникают проблемы с психическим здоровьем, чем у тех, у кого нет задержки развития речи.
Признаки того, что расстройство речи может повлиять на обучение вашего ребенка
Иногда дети, у которых есть проблемы с интерпретацией словесной информации или выполнением инструкций, считаются менее умными, чем их сверстники. Это не тот случай. В большинстве случаев эти дети просто не способны обрабатывать информацию так же, как другие дети их возраста. Все дети развиваются в свое собственное время, и в разных возрастных группах и классах существует широкий диапазон развития общения. Сравнение речевых и языковых способностей ребенка со сверстниками не обязательно означает, что у него есть проблема, но может быть.
Существует множество признаков, которые вы можете заметить дома или услышать от учителя или школьного администратора вашего ребенка и которые могут свидетельствовать о наличии у него речевого или языкового расстройства. К ним относятся:
- Не читают на уровне навыков, ожидаемом для их класса
- Изучение или запоминание названий букв или новых словарных слов
- Трудно понять, что говорит их учитель
- Проблемы с выражением своих мыслей, идей и чувств как в устной, так и в письменной речи
- Трудности с произношением речи на уровне звука, слога, слова, фразы, предложения или разговорного уровня
- Неспособность интерпретировать или правильно реагировать на социальные сигналы
- Трудности с решением проблем, управлением временем и организацией
- Отсутствие внимания и сосредоточенности
У детей младшего возраста их речь и язык могут естественным образом улучшаться со временем. В конце концов, поздние заговорщики часто внезапно обретают дар речи и догоняют других детей своего возраста. Однако, когда дети подрастут и пойдут в школу, возрастает вероятность того, что эти проблемы сохранятся или усугубятся со временем без профессионального лечения. Они рискуют быть задержанными в школе, что может деморализовать детей. Кроме того, основной причиной поведенческих проблем может быть то, что у ребенка нет навыков или механизмов для адекватного самовыражения. Это может выглядеть как лень или неповиновение их учителям, с любым возможным наказанием, препятствующим обучению в будущем.
Чем может помочь логопед
Услуги логопеда могут помочь детям с широким спектром коммуникативных проблем. Они работают непосредственно с детьми и их семьями, а также с учителями, консультантами и другими поставщиками услуг, чтобы разработать индивидуальный план лечения с учетом потребностей каждого ребенка. Это может помочь детям достичь своих коммуникативных целей, чтобы иметь успешный и удовлетворительный академический опыт.
Логопедия начинается с комплексной оценки потребностей ребенка. Они задают вопросы, проводят тесты, вовлекают вашего ребенка в деятельность и узнают больше об истории болезни вашего ребенка, чтобы диагностировать проблемы с речью и языком.
Подобно обучению в классе, навыки, которые дети практикуют в логопедии, должны применяться дома и в повседневной жизни вашего ребенка, чтобы увидеть максимальный прогресс. Вот почему крайне важно, чтобы семьи имели прочные рабочие отношения со своим логопедом и продолжали участвовать в их лечении.
Многие дети могут пройти логопедическую терапию в своих школах, которая часто проводится в группе. Тем не менее, для родителей, которые хотят более персонализированного обучения один на один или стремятся к более тесному общению со своим логопедом, многие получают терапию в частной практике. Также все чаще наблюдается растущая тенденция к онлайн-логопедии, которая позволяет семьям получать такое же высококачественное обслуживание, но, как правило, по более доступной цене и не выходя из собственного дома.
Подробнее см.:
- Что работает во время COVID
- Дистанционное обучение: повышение готовности к колледжу, карьере и жизни
- 5 рекомендаций по улучшению удаленного обучения для семей
Линн Шерред, М.