Развитие произвольности в дошкольном возрасте
- Безугленко Наталья Николаевна, заместитель заведующего по ВМР
Разделы: Работа с дошкольниками
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. За период дошкольного детства ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Во ФГОС дошкольного образования предусмотрено, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: “…ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе, является произвольность поведения. Произвольность действий и произвольность поведения. Произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Каждый педагог и родитель стремится развить качества в своих детях, видеть их целеустремленными, настойчивыми и волевыми. Именно эти качества необходимы для обучения в школе, что способствует успешному усвоению школьной программы. Формировать произвольное поведение будущего первоклассника надо с дошкольного детства.
Как же происходит созревание произвольности познавательных процессов, действий и поведения у дошкольников?
В три года действия приобретают намеренный характер, дети начинают действовать с заранее намеченной целью, которая еще может “ теряться”. В этом возрасте развивается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В результате общения с другими людьми и взрослыми развивается самостоятельность и осознанность поведения, затормаживаются его нежелательные формы. К четырем-шести годам окончательно формируются лобные доли, отвечающие за осуществление целенаправленной деятельности. В результате формируется способность контролировать свои действия. Следовательно у детей этого возраста уже появляется произвольность. Присущая более младшему возрасту импульсивность поведения постепенно преодолевается. Формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, слушать речь взрослых. В игре формируется умение подчиняться правилам.С пяти-шести лет значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.
Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова пришли к выводу, что систематическая работа по формированию игры с правилами не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе.
Игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения ребенка. Преимуществом предложенных подходов Г.А.Урунтаевой, Е.О.Смирновой являются элементы игр и овладения правилами в них, как путь к овладению своим поведением. Выявлено, что участие сверстников подготавливает появление самоконтроля: первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать свое собственное поведение в игре. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Через игру с правилами у дошкольника формируется произвольность.Большое место в жизни детей занимают игры с правилами. Для игр с правилами характерно, что их содержанием является не роль и не игровая ситуация, а правила. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.
Главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. В нашем дошкольном учреждении мы используем развивающие игры, содержащие правила игры или условие; игры соревнования; релаксационные упражнения на снятие напряжения; игры на перевоплощения “ Море волнуется, ” Самолетики”, “Птенчики” и др. В таких играх как “Классики”, “Школа мяча”, “Прятки”, и т.д. нужно достичь конкретной цели, данной в определенных условиях (т.е. задачи). Развитие этого вида игры и заключается во все большем выделении и осознании игровой задачи. В игре больше, чем в какой-либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Ведущее место в 6-7 лет приобретают подвижные игры с правилами без сюжета (“Ловишки”, “Найди себе пару” и др.).Игры с правилами, включающие очередность действий или направленные на выработку усидчивости: игры Никитина: “Уникуб”, “ Сложи узор”; головоломки, блоки Дьенеша, настольно-печатные игры, шашки, домино, лото.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться саморегуляция поведения. Дети способны отказаться от увлекательной игры и заняться непривлекательным видом деятельности, руководствуясь лишь необходимостью выполнения задания. Произвольность проявляется и в умении анализировать свои собственные движения, сознательно приобретать двигательные умения и навыки (рисовать, писать).
Произвольность выражается также в преднамеренном заучивании стихотворения, способности побороть непосредственное желание, отказаться от интересной деятельности, игры ради поручения взрослого. Произвольность проявляется и в мышлении. В этом возрасте дети могут удерживать цель действия до конца, если задание нетрудное и короткое по длительности. Дети стремятся во что бы то ни стало преодолеть трудности отказываются “ сдаться”, то есть обнаруживается высокий уровень целенаправленности.
Правило становится все менее связанным с воображаемой ситуацией и все более относится к самому играющему ребенку. Правило становится средством осознания своего поведения и средством овладения им, которое свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других неигровых ситуациях. Поэтому педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо развивать саморегуляцию детей целенаправленно через использование системы игр с определенными правилами.
Формирование произвольности у детей дошкольного возраста
Прежде чем рассмотрим, как осуществляется формирование произвольности у детей, обратимся к понятию произвольности. Под произвольностью в психологии рассматривают конкретную мотивационную функцию. Касаемо старших дошкольников данная функция направлена на сформированность психологической готовности к обучению в школе.
Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Конец дошкольного детства — это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно.
Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила. У них возникнут в процессе обучения серьезные трудности.
Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Готовность к школе требует от дошкольников беспрекословного подчинения требованиям учителя, выполнения правил поведения в школе, умений организации самостоятельной деятельности.
Произвольность включает различные стороны личности ребенка . Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т.д. Коротко рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте.
Произвольность включает следующие умения:
- Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.
- Ориентация на выполнение заданных требований.
- Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего.
- Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.
Содержание
- Что же такое произвольность поведения?
- Роль общения в становлении произвольности поведения дошкольников
- Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста
- Каковы этапы формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста
- Какие произвольные умения формируют в детском возрасте?
- Формирование произвольности внимания у дошкольников
- Как формировать произвольность восприятия?
- Произвольность запоминания или памяти
- Формирование произвольности у детей и мыслительной деятельности?
- Что необходимо для развития произвольности дошкольника?
Что же такое произвольность поведения?
Если у ребенка развита произвольность поведения, то он умеет управлять своими поступками, контролировать свое настроение. Регулирование своим поведением связано с процессом созревания у ребенка лобных отделов в коре головного мозга. В 7 лет они еще не сформированы, поэтому ребенку сложно управлять поведением. Для того, чтобы ускорить процесс развития необходимых структур головного мозга, необходимо работать над физическими способностями дошкольников. Именно данный процесс способствует развитию воли и произвольности на физиологическом уровне.
Так как произвольность поведения — это осознанное действо, то она поддается формированию. Каждый ребенок способен воспринимать информацию, обращенную к нему, понимает, что от него требуется. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста есть требование осознания собственных действий и поступков. Они могут преодолевать непосредственное поведение по ситуации.
И тут, стоит сказать о том, что детям в дошкольном возрасте сложно научиться воспринимать и выполнять инструкции, которые даются ему со стороны взрослого. Но это и есть первый шаг к практическим навыкам ребенка владения собой, своими поступками, поведением.
К сожалению, родители очень не правы, если думают, что для послушания их чада достаточно лишь нравоучительных бесед и убеждений. Одними словами поведение ребенка не исправишь. Это нам, взрослым, понятны поведенческие нормы, а ребенку сложно оценить их важность. Говорить с ребенком надо, но делать это надо не настойчиво, доброжелательно, возможно, с элементами занимательности, лучше в игровой деятельности.
Роль общения в становлении произвольности поведения дошкольников
Общение, включенное в определенную деятельность, помогает ребенку осознать с вое поведение. В процессе общения с другими детьми, родителями, воспитателем у детей старшего дошкольного возраста развиваются очень важные качества — самостоятельность и осознанность. Именно эти качества являются предпосылками произвольности.
Интересно, что за формирование произвольности у детей и развитие самостоятельности, осознанности, как факторов целенаправленной деятельности детей старшего дошкольного возраста, отвечают лобные доли головного мозга. Эти области мозга окончательно бывают сформированы к возрасту 4-6 лет. В это время дети и начинают контролировать свои действия. Это и есть задатки произвольности.
В общении с другими людьми зарождаются способности к саморегуляции поступков и действий. Общаясь с детьми в группе, малыш учится поступать так, как его просят.
Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста
Лучшей деятельностью для ребенка является игра, еще лучше, если это игра с правилами. Через конкретные правила дети учатся контролировать свои желания, регулировать поведение.
Сознательно действуя по правилам, дети учатся ограничивать себя в чрезмерной активности, идет развитие осознанности ситуативность поведения.
Каждая игра, даже самая простая, имеет определенные правила, управляющие и регулирующие действия детей старшего дошкольного возраста. В игре дети находятся в интересной совместной деятельности, им естественно подчиняться игровым правилам. Эти правила дают развитие своеобразным регулятором действий ребенка. Как это происходит? Сначала дети следят друг за другом, контролируют, как другие соблюдают правила игры, а затем стараются следить и за своим поведением. Сначала за поведением в игре. Постепенно это переходит на жизненные поступки.
Каковы этапы формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Первый этап начинается уже в первые месяцы жизни ребенка. Ребенок этого возраста произвольно направляет свои движения к предметам.
На следующем этапе (когда уже начинает развиваться речь) ребенок уже проявляет речевое регулирование.
Затем ребенок учится выделять и осознавать правила. Эти правила и регулируют детское поведение.
И, наконец, поведение ребенка регулируется им вполне осознанно.
Произвольное поведение — это не только следовать заданным правилам, но также и отказ выполнять что-либо запрещенное или нежелательное. Здесь можно сравнить произвольность поведения с волевым действием, которое имеет развитие уже в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей жизни человека. Но, чем раньше будет сформирована произвольность, тем скорее (в нашем случае) ребенок адаптируется в социуме. В обществе не любят тех, кто поступает вопреки социальным правилам. Поэтому каждому, уже с детского сада, надо уметь контролировать и направлять свои поступки согласно нормам морали в обществе.
Какие произвольные умения формируют в детском возрасте?
Родители всегда учат детей старшего дошкольного возраста выполнять определенные действия. К первым произвольным действиям относятся — умение правильно сидеть, правильно держать ложку. Затем уже воспитатели требуют от детей старшего дошкольного возраста сидеть на занятии спокойно, не крутиться и не бегать по группе. Так начинается формирование произвольности будущих первоклассников.
Сначала дошкольникам трудно выполнять инструкции воспитателя, но постепенно они привыкают следить за собой, следят за положением тела во время занятий, следят и контролируют также и свои психические процессы.
Психическими процессами называют группу психических явлений, или составные элементы психики.
Произвольность психических процессов для дошкольника, особенно старшего дошкольника, очень важное условие успешного обучения в школе. Особенно важны в этот период развитие произвольного внимания и, как следствие, целенаправленное формирование произвольности у детей. Это необходимо, чтобы будущий первоклассник мог спокойно сидеть на уроке, не отвлекаться от темы, следовать инструкциям учителя.
Далее рассмотрим, каким образом формируют произвольность внимания, памяти, мышления, восприятия.
Формирование произвольности внимания у дошкольников
Внимание — это психический процесс или состояние, когда ребенок концентрируется на заданной информации, стараясь не отвлекаться. Внимание не отделяют от мышления, памяти и других психических состояний. Ведь ребенок внимателен, когда его мысли направлены на то или иное явление.
Произвольное внимание это способность дошкольников сознательно направлять внимание на объект. Развитие такого внимания связано с формированием воли ребенка. Произвольному вниманию свойственна активность. Ребенок под действием воли принимает или отвергает информацию. Развитие произвольного внимания и в целом формирование произвольности у детей зависят от развитой речи, как второй сигнальной системы. Внимание дошкольников направляется на определенную информацию или объекты только путем вербально представленной задачи.
Как формировать произвольность восприятия?
Формирование произвольности восприятия начинают уже в раннем возрасте. К примеру, малышу показывают картинку, где изображены дети на катке. У кого — то выпала варежка. На снегу лежит варежка. Ребенок должен определить, кто же из катающихся ребят потерял варежку. Это упражнение действует таким образом — ребенок смотрит на детей старшего дошкольного возраста по очереди, на варежку. У ребенка развивается произвольное восприятие, он быстро определяет по цвету (восприятие цвета), у кого варежка на руке такого же цвета, что и потерянная варежка.
Произвольность запоминания или памяти
Память представляет собой процесс хранения и воспроизведения любой информации, или по-другому — запоминание. Благодаря памяти информация или события, спустя некоторое время, воспроизводятся. Произвольная память всегда целенаправленна, тесно связана с вниманием, мышлением и волевых действий.
Произвольность запоминания — очень важное качество для дошкольника, ведь в школе ему придется много запоминать учебного материала. Развитие произвольного запоминания осуществляется тогда, когда воспитатель или другой взрослый просит запомнить понравившийся стишок. Или запомнить картинки, а потом назвать, что на них было изображено.
Формирование произвольности у детей и мыслительной деятельности?
Управлять мышлением в детском возрасте очень сложно. Например, решая головоломку, ребенку приходится перебирать различные варианты. Ребенок от одного варианта переходит мысленно к другому варианту, и этот процесс происходит произвольно.
Что необходимо для развития произвольности дошкольника?
Формирование произвольности у детей в группе детского сада осуществляют через индивидуальные и коллективные формы разных видов деятельности. При этом воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников. Для эффективного развития произвольности важна развитая речь ребенка, ведь именно речь способствует саморегуляции действий ребенка.
Для развития речи с целью формирования произвольности воспитатели проводят беседы. В беседах воспитатель объясняет, как нужно относиться к другим детям, как поступать в разных ситуациях.
Беседы проводятся на разные темы. У дошкольников спрашивают, чем они занимались на выходных. И такие беседы способствуют развитию произвольности памяти. Дети припоминают события прошлого. В беседах о будущем начинается формирование произвольности у детей, в том числе развитие произвольных мыслительных процессов. Дети размышляют, что их ждет в будущем.
Во время выполнения разного вида заданий дети проявляют произвольность внимания. Особенно этому способствуют занятия продуктивными видами деятельности. В них дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т. е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.
Син е мб арго, ла ведение арбитража q ue se gl os a, ha […] producido un efecto contrario al претендентидо. ciponline.org ciponline.org | |||||||||||||||||||||||||
Путем расширения […] их протест против t h e произвольного поведения o f t аргентинской диктатуры […] на защиту моральных принципов […] и уважение к жизни против всех форм несправедливости, матери Майской площади смогли сплести связи по всему миру и разнообразить свои методы действий и вмешательства, особенно в области образования и мира. Alliance21.org Alliance21.org | M s все de l a митолога q ue nos muestra a la s mujeres e xt ranjeras […] por naturaleza a la violencia, resulta que ellas estn […] en vanguardia de los movimientos en favour de la paz, y los valores que saben llevar en estas circunstancias son portadoras, a un nivel bien ms amplio que el de los конфликтос армадос, de una oportunidad de renacimiento en la vida social. Alliance21.org Alliance21.org | ||||||||||||||||||||||||
По его словам, бизнесмены жалуются на нехватку средств, волокиту при оформлении […] Земельные участки и выдача документов по […] а также bo u t произвольное поведение o f b [. ..] требуют личных автомобилей, офисов и т.д. в качестве залога. rusbiznews.com rusbiznews.com | Extremadamente complicado es el procedimiento de registrar la propiedad, con esto una importante parte de dicho […] procedimiento se halla en la sombra, lo que significativamente complica para […] los empresario s la obtencin de l os prstamos. es.rusbiznews.com es.rusbiznews.com | ||||||||||||||||||||||||
Если вы используете хотя бы один из этих […] parameters and y o u arbitrary o m it another one, t h e behavior o f приложение […] будет таким же, как если бы [. ..] буквенный параметр был задан со значением 0. Если ни один из этих параметров не используется, даже если вы использовали файл конфигурации, поиск будет выполняться по всем этим параметрам (поведение по умолчанию). trustport.com trustport.com | Si usa al menos uno de estos parmetros y […] omite ot ro d e fo rm a арбитры, e l comportamiento d e l a a plica ci n […] el mismo que si se especifica […] el parmetro de letra con el valor 0. Si no se usa ninguno de estos parmetros aunque se haya usado el archivo de configuracin, se realizar la bsqueda con todos los parmetros (comportamiento predeterminado). trustport.com trustport.com | ||||||||||||||||||||||||
Произвольный G O VE RNMENT and RNMENT См. KI N G Поведение A M на G Advicalative […] Adginetation […] Administrative […] Adginetative […] Adgination […] M . чиновников нанесли тяжелый урон развитию бизнеса. dplf.org dplf.org | Un gobierno Arbitrio y la Conducta de func io narios administrativos […] corpos han tenido un alto costo para el desarrollo empresarial. dplf.org dplf.org | ||||||||||||||||||||||||
Они также не могут составлять e a n произвольных m e и дискриминации […] или замаскированное ограничение торговли между государствами-членами. eur-lex.europa.eu eur-lex.europa.eu | Тампоко пуэден [. ..] конституция ип мед ио арбитраж де дис кр иминацин […] ni ser una restriccin encubierta al comercio entre Estados miembros. eur-lex.europa.eu eur-lex.europa.eu | ||||||||||||||||||||||||
Они выразили признательность секретариату за его усилия по упорядочению своей издательской политики; однако они отметили, что […] важность оптимизации должна основываться на потребностях развивающихся стран, […] вместо d t o произвольный r e du ction. unctad.org unctad.org | Elogiaron a la secretara por sus esfuerzos para racionalizar su poltica de publicaciones, pero sealaron que la […] racionalizacin deba tener en cuenta las necesidades de los pases en desarrollo y no [. ..] consir en una re ducc i n арбитраж . unctad.org unctad.org | ||||||||||||||||||||||||
Мы склонны искать ответы и смысл в […] такие эссенты ал л у произвольный s y мб олс. daccess-ods.un.org daccess-ods.un.org | Tendemos a querer encontrar respuesta y significado en esos […] smbolos fun da ment alme nt e произвольные . daccess-ods.un.org daccess-ods.un.org | ||||||||||||||||||||||||
Все подобные незаконные действия, предпринятые […] под разновидностями y o f произвольно a n d пустые […] сильно воспалительные, угрожающие [. ..] местная и региональная стабильность, разжигание религиозной чувствительности, саботаж возобновления переговоров и угроза решению о сосуществовании двух государств. daccess-ods.un.org daccess-ods.un.org | Todos esos actos ilcitos, […] emprendidos con p retex tos арбитражиос y v acos , son muy […] поджигатели и изменения в учреждениях […] региональный и местный, al agudizar las sensibilidades religiosas, sabotear la reanudacin de las negociaciones y poner en peligro la solucin de dos Estados. daccess-ods.un.org daccess-ods.un.org | ||||||||||||||||||||||||
Система предварительной авторизации должна быть ограничена […] тому, что необходимо и соразмерно во избежание такого воздействия, и не должно [. ..] составляют среднее s o f произвольное d i sc риминирование. eur-lex.europa.eu eur-lex.europa.eu | El sistema de autorizacin previa debe limitarse a […] lo que sea necesario y proporcionado para evitar este imparto y no debe constituir […] un medio de disk ri minac in произвольно . eur-lex.europa.eu eur-lex.europa.eu | ||||||||||||||||||||||||
Пригласите посетителей принять участие в вашей […] опрос в зависимости от т он я р поведение : Ar е вас интересует […] только те посетители, которые тратят 5 […] минут на вашем сайте, заполнить корзину, но не сделать покупку? etracker. com etracker.com | Пригласить участников на […] encuesta en f unci n d es u comportamiento e n e l s itio 9000 […] интересные посетители […] que permanecen 5 minutos en el site web, llenan la cesta, pero al final no compran nada? etracker.com etracker.com | ||||||||||||||||||||||||
Внедрение брандмауэра a n d поведение b l ок […] конечно. бесплатно бесплатно | La introduccin de un cortafuegos y […] de blo qu eado res de comportamiento es уна ни ма . бесплатно бесплатно | ||||||||||||||||||||||||
Поскольку опрокидывание является in fa n t поведением t h в [. ..] можно разработать направляющую для предотвращения падения. healthchildcarenc.org healthchildcarenc.org | Como darse vu elta es un comportamiento qu e se pue de […] es posible desarrollar una pauta para evitar la cada. healthchildcarenc.org healthchildcarenc.org | ||||||||||||||||||||||||
Поведение m o di Описание может быть полезным для некоторых людей в борьбе с неприемлемым или опасным ro u s поведение . azkidsheart.com azkidsheart.com | La mod if i ca cin del comportamiento pue de se r til en algunos individuos para co nt rolar conductas inace pt позволяет [. ..] или пелигросы. azkidsheart.com azkidsheart.com | ||||||||||||||||||||||||
Должны применяться тюремные правила […] скрупулезно и t h e произвольно t r е […] заключенные должны остановиться. europarl.europa.eu europarl.europa.eu | Las normas penitenciarias deben aplicarse escrupulosamente y debe […] Цезарь эль т рато арбитраж де т од os ло s presos . europarl.europa.eu europarl.europa.eu | ||||||||||||||||||||||||
Штат заявил, что […] задержание было n o t произвольное . ediec.org ediec.org | El Estado aleg que la [. ..] detencin нет haba sido арбитраж . ediec.org ediec.org | ||||||||||||||||||||||||
Границы того, что можно было бы назвать […] экосистемы некоторые wh a t произвольные , d ep заканчивающиеся на фокус […] интересов или изучения. unisdr.org unisdr.org | Los lmites de lo que se podra номинальная единица […] ecosi st ema son al go арбитражиос, d ep endi endo
|