Теории промежуточных переменных — Психологос
Под давлением трех проблем – памяти, мотивации и познания, большинство создателей теорий научения дополнили скиннеровский экспериментальнй анализ средовых и поведенческих переменных промежуточными переменными. Промежуточные переменные являются теоретическими конструктами, значение которых определяется через их связи с разнообразными средовыми переменными, чьи общие эффекты они призваны суммировать.
Теория ожидания Толмена
Торндайк, под влиянием предпосылки Дарвина о непрерывности эволюции биологических видов, начал переход к менее менталистской психологии. Джон Б. Уотсон завершил его полным отказом от менталистских понятий. Действуя в русле нового мышления, Толмен заменил прежние умозрительные менталистские понятия логически определяемыми промежуточными переменными.
Что касается предмета нашего обсуждения (подкрепления), здесь Толмен не последовал примеру Торндайка. Торндайк рассматривал последствия реагирования как имеющие чрезвычайное значение для усиления ассоциативной связи между стимулом и реакцией.
Физиологическая теория Павлова
Для Павлова, как и для Толмена, необходимым и достаточным условием научения являлась смежность событий. Эти события физиологически представлены процессами, протекающими в тех областях коры головного мозга, которые активируются индифферентным и безусловным раздражителями.
Эволюционные последствия выученной реакции Павловым признавались, но не проверялись в экспериментальных условиях, поэтому их роль в научении осталась невыясненной.Молекулярная теория Газри
Подобно Толмену и Павлову, и в отличие от Торндайка, Эдвин Р. Газри считал смежность достаточным условием для научения. Однако, совпадающие во времени события не определялась столь широкими (т. е., молярными) событиями в среде, как утверждал Толмен. Каждое молярное средовое событие, по мнению Газри, состоит из множества молекулярных стимульных элементов, которые он называл сигналами. Каждое молярное поведение, которое Газри называл «действием», в свою очередь состоит из множества молекулярных реакций, или «движений». Если сигнал сочетается по времени с движением, это движение становится полностью обусловленным этим сигналом. Научение поведенческому действию развивается медленно лишь потому, что большинство действий требует научения многим составляющим их движениям в присутствии многих специфических сигналов.
Теория редукции драйва Халла
Использование промежуточных переменных в теории научения достигло своего наиболее широкого развития в работах Кларка Л. Халла. Халл осуществил попытку разработать общую интерпретацию поведенческих изменений, возникающих в результате обеих, классической и оперантной, процедур. Как сопряженность стимула и реакции, так и редукция драйва вошли в качестве необходимых компонентов в халловское понятие подкрепления.
Выполнение условий научения влияет на образование промежуточной переменной — привычки. Привычка определялась Халлом как теоретический конструкт, суммирующий общий эффект воздействия ряда ситуационных переменных на ряд поведенческих переменных. Связи между ситуационными переменными и промежуточной переменной (привычкой), и далее — между привычкой и поведением выражались в форме алгебраических уравнений. Несмотря на употребление при формулировках некоторых из своих промежуточных переменных физиологических терминов, экспериментального исследования и теория Халла были связаны исключительно с поведенческим уровнем анализа.
Кеннет У. Спенс, сотрудник Халла, внесший значительный вклад в разработку его теории, отличался особенной тщательностью в определении промежуточных переменных в чисто логических терминах.Промежуточные переменные — Мегаобучалка
Как бихевиорист, Толмен считал, что инициирующее причинное поведение и окончательное результирующее поведение должны быть объективно наблюдаемыми и пригодными для описания в терминах операций. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что выражается математическим уравнением.
Между этими наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим ответным поведением (зависимой наблюдаемой переменной) Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными [88]. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантой поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией. Формула бихевиоризма S — R (стимул — реакция) теперь должна читаться как S — О–R. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.
Поскольку эти промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается связать с экспериментальными (независимыми) переменными и с поведенческими (зависимыми) переменными.
Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного человека или животного. И тем не менее, голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными — например, с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу. Кроме того, его можно увязать и с объективной реакцией или с переменной поведения — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, ненаблюдаемый фактор вмешательства — голод — может получить точную эмпирическую оценку и следовательно становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.
Путем определения независимых и зависимых переменных, каковыми являются наблюдаемые события, Толмен получил возможность составить операциональные описания ненаблюдаемых, внутренних состояний. Сначала он называл свой подход «оперантным бихевиоризмом», прежде чем выбрать термин «промежуточные переменные».
Промежуточные переменные оказались весьма полезными для разработки теории поведения, постольку они были эмпирически связаны с экспериментальными и поведенческими переменными. Однако для того, чтобы сделать этот подход всеобъемлющим, потребовался такой громадный объем работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной» (Mackenzie. 1977. P. 146).
Теория научения
Научение играло важнейшую роль в целенаправленном бихевиоризме Толмена.
Он отвергал закон эффекта Торндайка, утверждая, что вознаграждение или поощрение оказывает слабое воздействие на научение. Взамен этого Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Толмен называл эти создаваемые научением связи Гештальт — знаками, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения какого — либо действия.Давайте запомним эти идеи Толмена и попробуем понаблюдать за голодной крысой в лабиринте. Крыса бегает по лабиринту, исследуя иногда правильные, а иногда неправильные ходы или даже тупики. Наконец крыса находит еду. При последующих прохождениях лабиринта цель (поиск пищи) придает поведению крысы целенаправленность. С каждой точкой разветвления связываются некоторые ожидания. Крыса приходит к пониманию того, что определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой разветвления, наводят или не наводят на то место, где находится пища.
Если ожидания крысы оправдываются и она действительно находит пищу, то знак гештальта (то есть признак, ассоциирующийся с некоторой точкой выбора) получает подкрепление. Таким образом животное вырабатывает целую сеть гештальт — знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Толмен назвал это когнитивной картой. Эта схема представляет собой то. что выучило животное, а именно когнитивную карту лабиринта, а вовсе не набор некоторых моторных навыков. В некотором смысле крыса обретает всеобъемлющее знание своего лабиринта или иной окружающей ее среды. В се мозге вырабатывается что — то вроде полевой карты, которая позволяет ей перемещаться от точки к точке, не ограничиваясь фиксированным набором заученных телодвижений.
В классическом эксперименте, который подтвердил теорию Тол — мена, выяснялось, действительно ли крыса в лабиринте изучает его когнитивную карту или же просто запоминает набор моторных реакций. Был использован лабиринт крестообразной формы. Крысы одной группы всегда находили пищу на одном и том же месте, даже если для того, чтобы добраться до пищи, им при разных точках входа приходилось иногда поворачивать нс направо, а налево.
Моторные реакции отличались, но пища оставалась на том же самом месте.Крысы второй группы должны были всегда повторять одни и те же движения, но пища всякий раз находилась в другом месте. Например, начиная путь с одного конца крестообразного лабиринта, крысы находили пищу, только повернув в точке выбора направо; если же крысы входили в лабиринт с противоположной стороны, то для того, чтобы найти пищу, им все равно надо было повернуть направо.
Результаты эксперимента показали, что крысы из первой группы, то есть те, которые изучили место действия, ориентировались гораздо лучше, чем крысы из второй группы, которые заучивали реакции. Тол — мен пришел к выводу, что аналогичное явление наблюдается и у тех людей, которые хорошо знают свои окрестности или город. Они могут пройти из одной точки в другую различными маршрутами, поскольку в их мозге сформирована когнитивная карта местности.
Другой эксперимент исследовал латентное научение [89]— то есть такое научение, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит. Голодную крысу поместили в лабиринт и предоставили ей возможность свободно бродить по нему. Сначала в лабиринте не было никакой пищи. Сможет ли крыса обучиться чему — либо при отсутствии подкрепления? После нескольких неподкрепленных попыток крысе дали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения крысой лабиринта резко возросла, что показало наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления. Показатели этой крысы очень быстро достигли такого же уровня, что и у крыс, получавших подкрепление при каждой попытке.
Комментарии
Толмен оказал огромное влияние на психологию, особенно в области теории научения, а его работы получили признание как провозвестники когнитивного движения в современной психологии. Кроме того, он подтолкнул исследования различных направлений и ввел концепцию промежуточных переменных. Поскольку промежуточные переменные являются способом операционного описания ненаблюдаемых внутренних состояний, таких как голод, то они смогли придать этим состояниям научное значение. Промежуточные переменные стали необходимым средством обращения с гипотетическими конструкциями и были широко использованы необихевиористами Гатри, Халлом и Скиннером.
Другим важным вкладом Толмена в науку явилось использование им крысы как наиболее адекватного субъекта для психологических исследований. Тем не менее в начале своей карьеры Толмен относился к крысам без всякого энтузиазма. «Не люблю их, — говорил он своему другу. — У меня от них мурашки по коже…» (Tolman. 1919, цит. по: Innis. 1992. P. 191).
Однако к 1945 году он изменил свое отношение. Он писал: «Отметим, что крысы живут в клетках. Они не напиваются в стельку в ночь накануне эксперимента. Они не истребляют друг друга в войнах: они не изобретают машин для разрушения, а если бы даже они это сделали, то уж, конечно, нс оказались бы столь беспомощными в деле контроля за этими машинами; они не ввязываются в расовые или классовые конфликты: они избегают политики, экономики и статей по психологии. Они восхитительные, чистые и приятные существа» (Tolman. 1945. P. 166).
Эдвин Рэй Гатри (1886–1959)
Эдвин Гатри получил степень доктора философии в 1912 году в Пенсильванском университете и в течение сорока лет работал в университете Вашингтона. Еще будучи аспирантом, он стал приверженцем бихевиоризма как научного метода психологии, хотя его и нельзя считать бихевиористом уотсоновского толка.
Промежуточная переменная: простое определение и примеры
Типы переменных > Промежуточная переменная
Что такое промежуточная переменная?
Промежуточная переменная — это гипотетическая переменная, используемая для объяснения причинно-следственных связей между другими переменными. Промежуточные переменные нельзя наблюдать в эксперименте (поэтому они гипотетичны). Например, существует связь между бедностью и более короткой продолжительностью жизни. Тот факт, что кто-то беден, не означает, что это приведет к ранней смерти, поэтому для объяснения этого явления используются другие гипотетические переменные. Эти промежуточные переменные могут включать: отсутствие доступа к здравоохранению или плохое питание.
В психологии промежуточную переменную иногда называют переменной-медиатором. В статистике промежуточная переменная обычно рассматривается как подтип опосредующей переменной. Однако границы между этими двумя терминами несколько размыты, и они часто используются взаимозаменяемо.
Ограничения
Промежуточные переменные представляют собой гипотетические конструкции, такие как личность, интеллект или отношение. Поскольку они не являются «настоящими» переменными, одно серьезное ограничение в том, что их нельзя измерить. Поэтому невозможно количественно определить, какая часть экспериментальных результатов обусловлена независимыми переменными, а какая — каждой из промежуточных переменных.
Промежуточные и независимые/зависимые переменные
Бостонский университет определяет промежуточную переменную как «управляющую переменную, которая следует за независимой переменной, но предшествует зависимой переменной в причинно-следственной последовательности». Таким образом, вы также можете рассматривать промежуточные переменные с точки зрения независимой переменной и зависимой переменной; промежуточная переменная вмешивается или опосредует их. В приведенном выше примере с долголетием независимой переменной являются деньги (или их отсутствие), а зависимой переменной — продолжительность жизни. Отсутствие или доступ к здравоохранению или плохое питание вмешиваются или заполняют разрыв между независимой и зависимой переменной.
.
История
Термин промежуточный был впервые использован для переменных поведенческим психологом Эдвардом С. Толменом в 1938 году во время исследований поведения крыс в отношении пищевого вознаграждения. Он предположил, что голод был промежуточной переменной (его нельзя было наблюдать во время реальных экспериментов). Работа Толмена над промежуточными переменными была чрезвычайно важным вкладом в когнитивную психологию, поскольку эта концепция позволяла рассматривать и измерять невидимое поведение. Источник: (a2zpsychology.com, 2002 г.)
Промежуточная переменная также называется промежуточной переменной или промежуточной переменной .
Посетите наш канал YouTube, чтобы посмотреть сотни видеороликов с базовой статистикой.
Ссылки
(без даты). Эдвард с. Толман. Получено 12 декабря 2016 г. с веб-сайта www.a2zpsychology.com: http://www.a2zpsychology.com/great_psychologist/edward_c_tolman.htm
. «Промежуточная переменная: простое определение и примеры» из StatisticsHowTo.com : Элементарная статистика для всех нас! https://www.statisticshowto.com/intervening-variable/
————————————————— ————————-
Нужна помощь с домашним заданием или контрольным вопросом? С Chegg Study вы можете получить пошаговые ответы на свои вопросы от эксперта в данной области. Ваши первые 30 минут с репетитором Chegg бесплатны!
Комментарии? Нужно опубликовать исправление? Пожалуйста, Свяжитесь с нами .
Теория промежуточных переменных
Под давлением трех упомянутых выше проблем — памяти, мотивации и познания — большинство создателей теорий обучения дополнили скиннеровский экспериментальный анализ экологических и поведенческих переменных промежуточными переменными. Промежуточные переменные — это теоретические построения, ценность которых определяется их отношениями с различными переменными среды, общие эффекты которых они призваны суммировать.
Теория ожиданий Толмена
Торндайк под влиянием идеи Дарвина о непрерывности эволюции видов начал переход к менее менталистской психологии. Джон Б. Уотсон закончил ее полным отказом от менталистских концепций. Действуя в русле нового мышления, Толмен заменил старые спекулятивные менталистские концепции логически определенными промежуточными переменными.
Что касается предмета нашего разговора (подкрепления), то Толмен не последовал примеру Торндайка. Торндайк считал эффекты реакции чрезвычайно важными для усиления связи между стимулом и реакцией. Он назвал это законом эффекта, который был предшественником современной теории подкрепления. Толмен считал, что последствия реакции влияют не на обучение как таковое, а только на внешнее выражение лежащих в его основе процессов обучения. Необходимость разграничения обучения и исполнения возникла в ходе попыток интерпретации результатов экспериментов по латентному обучению. По мере развития теории название введенной Толменом промежуточной переменной, отражающей научение, неоднократно менялось, но наиболее подходящим названием, вероятно, могло быть ожидание. Ожидание зависело исключительно от временной последовательности — или смежности — событий в окружающей среде, а не от последствий реакции.
Физиологическая теория Павлова
Для Павлова, как и для Толмена, смежность событий была необходимым и достаточным условием обучения. Эти события физиологически представлены процессами, происходящими в тех областях коры головного мозга, которые активируются индифферентными и безусловными раздражителями. Эволюционные последствия выученной реакции были признаны Павловым, но не проверены в экспериментальных условиях, поэтому их роль в обучении оставалась неясной.
Молекулярная теория Гасри
Подобно Толмену и Павлову и в отличие от Торндайка, Эдвин Р. Гази считал, что смежности достаточно для обучения. Однако совпадающие по времени события не определялись такими широкими (то есть молярными) событиями в среде, как утверждал Толмен. Каждое молярное событие окружающей среды, по Гази, состоит из многих молекулярных элементов раздражителя, которые он назвал сигналами. Каждое молярное поведение, которое Газри назвал «действием», в свою очередь состоит из множества молекулярных реакций или «движений». Если сигнал сочетается во времени с движением, это движение становится полностью обусловленным этим сигналом. Обучение поведенческим действиям происходит медленно только потому, что для большинства действий требуется изучение многих составляющих их движений при наличии множества специфических сигналов.
Теория уменьшения привода Халла
Использование промежуточных переменных в теории обучения получило наиболее широкое развитие в работах Кларка Л. Халла. Халл попытался разработать общую интерпретацию поведенческих изменений в результате как классических, так и оперантных процедур. И связь стимул-реакция, и снижение влечения являются важными компонентами концепции укрепления корпуса.
Выполнение условий обучения влияет на формирование промежуточной переменной — привычки. Привычка была определена Халлом как теоретическая конструкция, обобщающая общее влияние ряда ситуационных переменных на ряд поведенческих переменных. Отношения между ситуативными переменными и промежуточной переменной (привычкой), а затем между привычкой и поведением выражались в виде алгебраических уравнений. Несмотря на использование физиологических терминов в формулировке некоторых их промежуточных переменных, экспериментальные исследования и теория Халла относились исключительно к поведенческому уровню анализа.