Промежуточные переменные в теории э толмена: Е.Е. Соколова. Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена. Понятие «промежуточные переменные»: Psychology OnLine.Net

Е.Е. Соколова. Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена. Понятие «промежуточные переменные»: Psychology OnLine.Net

Е.Е. Соколова. Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена. Понятие «промежуточные переменные»
Добавлено Psychology OnLine.Net
9.11.2008

В экспериментах с крысами, бегающими по лабиринтам в по­исках пищи или выхода из них, Э.Толмен обнаружил, что их по­ведение никак не может быть объяснено примитивной связью сти­мула и реакции на основе принципа обусловливания. В одном из этих экспериментов крыса должна была найти пищу, которая помещалась экспериментатором всегда в одном и том же «тупике» лабиринта. Рано или поздно крыса выучивала путь в лабиринте к пище, что, согласно Дж.Уотсону, происходило путем проб и ошибок, т.е. исключительно механическим путем. После этого Э.Толмен внезапно изменил путь к пище, закрыв проходы, по которым крыса добегала до корма, и открыв ходы, которые рань­ше были, напротив, закрыты. Как вела бы себя крыса, если бы прав был Дж. Уотсон? Крыса должна была приобрести новую при­вычку (с помощью опять-таки проб и ошибок) проходить лаби­ринт другим путем. Но поведение крысы в этой новой для нее ситуации было таково, что Э.Толмен предположил наличие у крысы некого плана, «когнитивной карты» лабиринта, которая, очевидно, сформировалась при прежних пробежках крысы по этому лабиринту. Крыса сначала двинулась в старом направлении, обна­ружила, что ход закрыт, сделала еще пару пробующих исследова­тельских движений в определенной зоне лабиринта — и вдруг без нового специального обучения путем проб и ошибок выбрала со­вершенно правильный и новый для нее путь к пище.

Э.Толмен предположил, что в связь «стимул — реакция» вме­шиваются «промежуточные» переменные, которые опосредству­ют влияние стимула на реакцию. В данном случае этой перемен­ной выступила «когнитивная (от англ. cognition — познание) кар­та». Таким образом, нельзя было обойтись при объяснении пове­дения без психологических понятий, которые, казалось бы, на­всегда были изгнаны из бихевиоризма как ненаучные: ведь когда Э.

Толмен говорил о «когнитивной карте», речь шла фактически о категории образа (в данном случае образа лабиринта). С данных экспериментов началось превращение бихевиоризма в необихевиоризм, в котором схема «стимул — реакция» превратилась в более усложненную схему: «стимул — какая-либо промежуточная пере­менная — реакция».

Помимо когнитивной карты в качестве промежуточных пере­менных в необихевиоризме были названы цель и потребность, причем предполагалось также сугубо объективное исследование этих реалий (без привлечения каких-либо интроспективных про­цедур). Так, например, то, что поведение крысы определяется не­кой целью, можно обнаружить с помощью измерения скорости ее пробежки по лабиринту — она больше, чем ближе крыса к пище, которую до этого она не раз находила в этом месте. Или, скажем, в ряде экспериментов над высшими животными (обезьянами) было обнаружено, что, если показать животному банан и убрать его в ящик, а потом, выпустив обезьяну из клетки, дать ей возможность открыть этот ящик, в котором банана уже нет (его незаметно для обезьяны убирают), обезьяна еще долго будет искать, где же банан.

Значит, ее поведение опосредствует некая цель (как желаемый ре­зультат действий, который обезьяна явно планирует достичь)1.

Наконец, силу потребности можно также объективно изме­рить, например, величиной силы тока, который пропускают по решетке, перегораживающей лабиринт. Если крыса при немалой силе тока все еще пытается протиснуться через эту решетку для встречи с крысой противоположного пола или пищей, значит, ее потребность (сексуальная или пищевая соответственно) достаточно велика. В противном случае (когда крыса перестает совершать по­добные попытки) сила ее потребности мала.

Надо отметить, что возвращение в психологию изгнанных из нее категорий произошло в необихевиоризме не без влияния не­которых психологических концепций, возникших одновременно с бихевиоризмом в Европе, в частности гештальтпсихологии, к рассмотрению которой мы перейдем в § 7 данной главы. Однако прежде завершим разговор о бихевиорально ориентированной психологии указанием на дальнейшее развитие ее идей. Некото­рые позже возникшие концепции ближе по своим методологи­ческим основам к классическому бихевиоризму Дж. Уотсона, дру­гие — к необихевиоризму в варианте Э. Ч.Толмена. К первым отно­сится «оперантный бихевиоризм» Б.Ф.Скиннера, ко вторым — «социальный бихевиоризм» А. Бандуры, получивший широкое распространение в социально-психологических исследованиях. Несмотря на то что бихевиоризм уже не столь влиятелен в совре­менной психологии, его идеи в той или иной форме присутствуют во многих общепсихологических и социально-психологических раз­работках, а также в работах по педагогической психологии.




  1. В данном случае мы используем понятие «цель» в широком смысле (как предвосхищаемый субъектом результат его деятельности), не оговорив еще, что некоторые исследователи (в частности, А.Н.Леонтьев) считают понятие «цель» более узким по объему и предполагают, что она есть только у человека, посколь­ку целью называется только осознанно предвосхищаемый результат, что невоз­можно у животных.

Необихевиоризм. Э.Толмен – «промежуточные переменные». — Студопедия

Поделись  

Бихевиоризм игнорировал всякую собственную активность субъекта. В нач 30-х гг форм направление необихевиоризма, где под разными предлогами постепенно заимствуются психологические представления из других школ, в т.ч. из гештатльтΨ, а в схему S→R вводится образ привходящих «промежуточных переменных», на кот возлагается ответственность за нарушение прямой связи между стимулами и р-циями исп-ых. Латентное научение, понятие внутреннего опыта и активно строящегося поведения. Поведение как решение двигат задач. Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная)-промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) есть не что иное как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. В противовес ортодоксальному бихевиоризму Т.

вслед за гештальтпсихологией отстаивает целостный и целенаправленный характер акта поведения, отдельные части которого определяются по их функции внутри целого («структурно-функциональный» метод анализа вместо «ассоцианистского»). По Толмену, любое поведение направлено на достижение некоторой цели. И несмотря на то, что приписывание целесообразности поведения предполагает обращение к сознанию, тем не менее Толмен считал, что можно обойтись и в данном случае без ссылок на интроспекцию и сознание, оставаясь в рамках объективного бихевиоризма. Поведение, по Толмену, это молярный феномен, т.е. целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, выражающейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Толмен различал пять основных независимых причин поведения: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение, возраст. Поведение — это функция этих переменных.
по Т., при функциональном подходе к поведению устраняется противопоставление «объективного» внешнего наблюдения «субъективному» внутреннему самонаблюдению. Становясь на точку зрения операционализма, Т. считает, что объективность каждого понятия достигается тем, что оно получает двойное операциональное определение: в терминах операций исследователя и в терминах операций поведения самого испытуемого. В русле этих идей Т. разработал так называемую когнитивную теорию научения и исследовал феномен «латентного» (скрытого) научения. Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов сводился к следующему: опираясь на строго контролируемое и объективно наблюдаемое экспериментатором поведение животных, можно достоверно установить, что поведением управляют не те стимулы, которые действуют на подопытных в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезьм познавательные (когнитивные) ‘карты’.
Эти карты животное само строит, по ним ориентируется в лабиринте узнает, ‘что ведет к чему’. Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию когнитивного бихевиоризма. Истинный смысл упражнения состоит не в упрочении связей между раздражителем и двигательным ответом, а в образовании определенных познавательных структур. Крыса научается, например, находить в лабиринте путь к пище благодаря тому, что у нее складывается «познавательная карта» этого пути, а не простая сумма двигательных навыков. Устремленное к цели животное различает сигналы среды, связывая с ними свои ожидания. В случае если ожидание не подтвердится, поведение изменяется. Усвоенная животным «познавательная карта», следовательно, подкрепляется ожиданием и его подтверждением, а не самим по себе удовлетворением органической потребности. В экспериментах на латентное научение было сформулировано понятие «когнитивной карты».
Когнитивная карта — это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулами и целями и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека. Несмотря на оговорки, связанные с попытками избежать ментализма, фактически в результате введения промежуточных переменных поведение реально получает свою психологическую характеристику. Выводы, полученные из наблюдений над животными, Толмен распространял на человека, разделяя тем самым биологизаторские позицииУотсона.Эдвард Толмен Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу он вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на более элементарных уровнях поведения.
Подобно своим предшественникам, «классическим бихевиористам», Толмен отстаивал положение, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без всяких произвольных допущений о недоступном этому методу внутреннем ми ре сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал «промежуточными переменными». Раньше считалось, что эти факторы являются чи сто внутренними, открытыми только для индивидуального субъекта, способного наблюдать за своим сознанием. Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации. Такое целостное поведение Толмен описывал как систему, связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, позволяющие различать «что ведет к чему». Он не просто сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя гипотезы и даже проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации. В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. (В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение. Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков. После экспериментов Толмена стала очевидна не достаточность прежних воззрений на поведение. Потребовался их пересмотр.



Скрытое обучение – Общая психология

Перейти к содержимому

Обучение

Цели обучения

  • Описать эксперимент Эдварда Толмена по скрытому обучению

Эдвард Толман изучал традиционное обучение методом проб и ошибок, когда понял, что некоторые из его испытуемых (крысы) на самом деле знали больше, чем предполагалось их поведением изначально. В одном из классических экспериментов Толмен наблюдал за поведением трех групп голодных крыс, которые учились ориентироваться в лабиринтах.

Первая группа всегда получала награду в виде еды в конце лабиринта, поэтому вознаграждение за изучение лабиринта было реальным и немедленным. Вторая группа никогда не получала еды, поэтому у них не было стимула научиться эффективно перемещаться по лабиринту. Третья группа была похожа на вторую группу в течение первых 10 дней, но на 11-й день еда теперь помещалась в конец лабиринта.

Как и следовало ожидать при рассмотрении принципов кондиционирования, крысы первой группы быстро научились преодолевать лабиринт, в то время как крысы второй группы, казалось, бесцельно бродили по нему. Однако крысы третьей группы, хотя и бесцельно бродили первые 10 дней, быстро научились ориентироваться в конце лабиринта, как только получали пищу на 11-й день. догнали в своем обучении крыс, которые были вознаграждены с самого начала. Толмену было ясно, что крысы, которых пускали в лабиринт даже без всякого подкрепления, тем не менее чему-то научились, и Толмен называл это латентным обучением. Скрытое обучение для обучения, которое не подкрепляется и не демонстрируется до тех пор, пока не появится мотивация для этого . Толмен утверждал, что крысы сформировали «когнитивную карту» лабиринта, но не демонстрировали это знание, пока не получили подкрепление.

Рисунок 1 . Лабиринт. Как видно из карты, в лабиринте было много дверей и занавесок, чтобы крысам было трудно его освоить. Синие метки обозначают двери, которые открывались в обоих направлениях, что мешало крысе видеть большинство перекрестков по мере приближения. Это заставило крысу пройти через дверь, чтобы узнать, что находится по ту сторону. Зеленые формы показывают шторы. Они свисали и мешали крысе видеть перспективу на большом расстоянии, а также означали, что они не могли видеть стену в конце неправильного поворота, пока они уже не сделали выбор и не двинулись в этом направлении. Крыса всегда была на небольшом участке, не могла видеть дальше следующей двери или занавески, поэтому изучение лабиринта было огромной задачей.

Теперь, когда вы узнали о дизайне исследования, давайте подробнее рассмотрим, что произошло в исследовании. Результаты для трех групп будут показаны на этих графиках. График слева относится к группе, которая всегда получала еду. Средний график относится к крысам, которые не получали пищу в течение первых 10 испытаний, а затем, в испытании № 11, начали получать пищу. График справа относится к крысам, которые никогда не получали пищу. Красные точки показывают, как крысы вели себя в каждом из трех условий. Ось Y (вертикальная ось) показывает, сколько неправильных поворотов или ошибок в среднем сделали крысы в ​​каждом состоянии. Ось X (горизонтальная ось) показывает различные испытания. Это первое испытание, поэтому ни одна из крыс не знала, что в коробке с едой есть еда.

Давайте посмотрим, как крысы в ​​каждой группе вели себя в следующих четырех испытаниях. Обратите внимание, что все группы допустили меньше ошибок и продолжают делать это в испытании 4. Теперь внимательно посмотрите на испытания 4 и 5. Начинаете ли вы замечать разницу между группами? Используйте пунктирную линию в середине графика в качестве точки отсчета для сравнения групп. Какая группа, кажется, доберется до очереди быстрее?

Давайте начнем с Испытания 7. Обратите внимание, что группа слева, которая получает еду при каждом испытании, продолжает улучшаться быстрее, чем две другие группы. Обе эти группы работают на одном уровне и в среднем делают около 20 неправильных поворотов в каждой попытке. В испытании 10 мы находимся в критической точке эксперимента, потому что в следующем испытании ситуация с крысами, показанными на среднем графике, вот-вот изменится. С этой группой произойдет что-то особенное. Еда теперь появится в коробке с едой! Конечно, они не узнают об этом, пока не доберутся туда, поэтому последствия изменения не должны проявиться при следующем испытании. Как видно из графиков для Испытания 11, группы, показанные на среднем и правом графиках, выглядят одинаково. Крысы в ​​левой группе теперь делают меньше неправильных поворотов, чем в любой из двух других групп.

Приготовься

Ваша задача здесь состоит в том, чтобы предсказать, что произойдет в Испытании 12 для группы «Никакой еды до Испытания 11».

Вариант A : Обратите внимание, что этот результат такой же, как и в группе «без еды ни в одном испытании». Итак, если вы выберете вариант А, вы думаете, что теперь они не будут действовать иначе, чем в первых 11 испытаниях, и продолжат совершать множество неправильных ходов.

Вариант B : Этот вариант предполагает, что они теперь заинтересованы в изучении пути к еде, но они будут делать это небольшими шагами, точно так же, как мы видели до этого момента для всех трех групп. Вариант Б говорит о том, что они движутся в направлении группы «еда при каждом испытании», но для этого потребуется дополнительное обучение.

Вариант C : Этот вариант говорит о том, что они уже знают путь к еде, и теперь, когда у них есть мотивация добраться туда, они покажут, что они уже знают столько же, сколько и группа «еда в каждом испытании». Их результаты в испытании 12 будут такими же, как и показатели с низким уровнем ошибок группы «еда в каждом испытании».

Итак, что случилось с крысами в группе, которая начала получать пищу в Испытании 11? Они сразу смогли пройти через лабиринт, не делая много неверных поворотов, чтобы добраться до еды. Они допустили примерно столько же ошибок, сколько и группа «Еда в каждом испытании»! Толмен интерпретировал это так, что они создали мысленную карту лабиринта в течение первых 11 испытаний… и когда им нужно было добыть еду, они могли очень эффективно найти путь к ящику с едой!

Глядя на опыты 13, 14 и 15, обратите внимание на то, как график для группы крыс слева – те, которые получали пищу в каждом испытании, – и график для группы крыс в середине – те, которые начали получать еду на пробе 11 — теперь похожи. А крысы, которые никогда не получали пищу, продолжали делать в среднем более 15 ошибок в каждом испытании.

 

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Автор : Патрик Кэрролл для Lumen Learning. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Скрытое обучение: обучение перед тем, как делать. Предоставлено : Open Learning Initiative. Расположен по адресу : https://oli.cmu.edu/jcourse/workbook/activity/page?context=df3e71c60a0001dc051db622d622b3f7. Проект : Психология. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Выдающийся теоретик обучения и ярый сторонник академической свободы

В отличие от выдающихся теоретиков своей эпохи, Толмен расширил обучение за пределы простого стимула-реакции на контекстуально связанные связи.

Джон Д. Хоган, доктор философии, и Нейт Фришберг

Эдвард С. Толмен был одним из самых выдающихся теоретиков обучения 1930-х годов и позже. Хотя он был бихевиористом, его теория включала в себя некоторые поразительно неповеденческие элементы. Одним из его самых важных творений было понятие «промежуточных переменных», понятие, которое сразу же было подхвачено другими исследователями обучения. Как педагог, Толмен также оказался втянутым в политическую шумиху по поводу академической свободы. Его позиция по этому вопросу в конечном итоге принесла ему высокие оценки и похвалу многих современников. Толмен был президентом APA Div. 1 из 1947–48, и снова с 1952 по 1953 год, один из двух президентов за 70-летнюю историю дивизии, отбывших два срока.

Молодость и образование

Толмен родился 14 апреля 1886 года в Ньютоне, штат Массачусетс, в семье зажиточного производителя веревок и матери-квакера. Хотя отец поощрял его заняться семейным бизнесом, вместо этого Толмен предпочел стать академиком. Сначала он изучал инженерное дело в Массачусетском технологическом институте (MIT), но после прочтения работ Уильяма Джеймса обнаружил, что его тянет к философии и психологии. Сразу после окончания Массачусетского технологического института в 1911 со степенью бакалавра электрохимии он поступил на докторскую программу по психологии в Гарвардский университет, где познакомился с работами многих выдающихся психологов своего времени, в том числе Роберта Йеркса, Хьюго Мюнстерберга и Герберта Лангфельда.

Летом после первого года обучения в Гарварде Толмен отправился в Германию, чтобы подготовиться к экзамену по языку для получения докторской степени. (В течение многих лет одним из требований для получения докторской степени в США было знание французского и/или немецкого языков.) В Германии он впервые встретился с Куртом Коффкой, гештальт-психологом, который впоследствии оказал такое влияние на его обучение. теория. Действительно, в 19В 23 года он вернется в Германию для дальнейшего изучения гештальт-теории. После окончания Гарварда в 1915 году он был нанят преподавателем в Северо-Западный университет, где преподавал в течение трех лет, пока не был уволен — отчасти, как он думал, из-за своих пацифистских убеждений. После этого он стал преподавателем Калифорнийского университета в Беркли, где оставался до конца своей профессиональной жизни.

Теория и профессиональные достижения

Хотя Толмен получил образование в бихевиористской традиции, тем не менее он по-прежнему интересовался концепцией самоанализа. Именно в первые годы работы в Беркли он начал разрабатывать теорию обучения, благодаря которой прославился. Он создал лабораторию на животных, в которой он и его ученики изучали способность крыс изучать лабиринты. В отличие от выдающихся теоретиков своего времени, прежде всего Э. Л. Торндайка и Джона Б. Уотсона, Толмен расширил обучение за пределы простых связей между стимулом и реакцией. Он подчеркивал, что стимулы и реакции существуют в данном контексте, то есть они связаны с другими стимулами и реакциями, а не являются изолированными явлениями. Он также утверждал, что обучение является целенаправленным, а не состоит из простого повторения пар стимул-реакция, что его можно представить как состоящее из серии «знак-гештальт-ожидание». (Этот термин является примером любви Толмена к построению неологизмов через дефис.) В 1932 года он опубликовал свою теорию в книге под названием «Целенаправленное поведение животных и людей».

Развивая эти идеи, Толмен ввел понятие, которое он назвал «промежуточными переменными». Промежуточные переменные — это предполагаемые внутренние состояния человека или животного, которые предлагаются для связи стимулов (или независимых переменных) с реакциями (или наблюдаемыми поведенческими результатами). Хотя Толмен оставался бихевиористом, который считал, что все обучение можно понять, изучая крысу в лабиринте, его формулировки были отходом от строгой бихевиористской позиции, столь распространенной в то время. Вместо этого его теория рассматривается как предшественник когнитивного движения, которое позже станет доминировать в этой области. Некоторые комментаторы охарактеризовали его теорию как лучшую теорию обучения, возникшую в XIX веке.30 с. В 1936 году, в возрасте 51 года, коллеги-психологи удостоили его чести быть избранным 46-м президентом Американской психологической ассоциации.

При всем его важном вкладе наследие Толмена не является исключительно результатом его достижений в области психологии. В конце 1940-х годов сенатор США Джозеф Маккарти привлек большое внимание общественности, когда заявил, что правительственные учреждения и академические круги заполнены коммунистами и другими лицами, нелояльными к стране. В результате его обвинений законодательные собрания некоторых штатов потребовали от своих сотрудников присяги на верность. В 1949, в соответствии с законодательством штата, Беркли требовал от своих преподавателей подписать такую ​​присягу.

Лояльность Толмена к Соединенным Штатам никогда не подвергалась сомнению, и он никогда не свидетельствовал о своих политических убеждениях, которые считались «радикальными». Тем не менее, он возражал против присяги и отказался подписать ее. Его сопротивление было основано как на личной свободе, так и на идее академической свободы — что внешнее давление на преподавателей снижает их способность учиться и преподавать точную, объективную истину. Действительно, академическая свобода имела особое значение и для Толмена; на протяжении всей своей академической жизни он чувствовал чувство личного освобождения от возможности свободно и открыто проводить исследования и публиковать свои идеи. В своем неповиновении он стал лидером противников присяги.

Чиновники университета пригрозили Толмену увольнением. В ответ на эту угрозу он подал в суд на университет, передав дело в Верховный суд Калифорнии. В решении 1952 года Толман против Андерхилла требование присяги на верность было отменено. Мужество Толмена, выступившего против этого правила, нельзя недооценивать. Действительно, в атмосфере маккартизма было очень опасно занимать такую ​​позицию — даже при отсутствии коммунистических убеждений. В 1959 году, через 10 лет после отказа подписать присягу, Толмену была присуждена почетная степень доктора юридических наук в Беркли. Несколько лет спустя новое здание психологии и образования в Беркли было названо в его честь Толмен-холлом.

Резюме

Не все идеи Толмена выдержали испытание временем. В частности, устарела его вера в то, что законы обучения в равной степени применимы ко всем живым существам. Тем не менее, его наследие сильно — оно проявляется не только в его теории и ее предвосхищении когнитивной психологии, но и в его учениках, многие из которых выдающиеся, которые извлекли пользу из его доброты и интеллектуальной стимуляции, которую он предоставил. В отличие от других теоретиков обучения, он не требовал верности своей системе. Его запомнили как одаренного и страстного учителя, который очень ценил своих учеников. Более того, как указал один из его учеников (Глейтман, 1991), он всегда был открыт для новых идей и стремился черпать из всех разделов психологии, а также из других дисциплин — наименее догматичных теоретиков. Возможно, именно эта открытость и стремление к обмену идеями придали ему смелости противостоять влиянию маккартизма в академических кругах. Эдвард Чейс Толман умер в Беркли, Калифорния, 19 ноября 1959 года в возрасте 73 лет.

Глейтман, Х. (1991). Эдвард Чейс Толмен: Жизнь с научными и социальными целями. В Дж. А. Кимбл, М. Вертхаймер и К. Л. Уайт (ред.), Портреты пионеров психологии (стр. 227-241). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Хозерсолл, Д. (1995). История психологии (3-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Креч, Д., Ричи, Б.Ф., и Трайон, Р.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts