Процесс приписывания причин объясняющих поведение другого человека это: Процесс приписывания причин объясняющих поведение другого человека – это — Ответ на вопрос №17500

Тема Перцептивная сторона общения и взаимодействия


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Тема 3. Перцептивная сторона общения и взаимодействия

Роль установки в процессе восприятия человека человеком (А.А. Бодалев). «Эффекты» межличностного восприятия: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны или первичности, эффект стереотипизации. Предубеждение как негативное следствие стереотипизации.

Механизмы межличностного познания. При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. К механизмам межличностного познания относятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и рефлексия других людей. Данные механизмы базируются на когнитивных и эмоциональных процессах (Бодалев, 1995). Успешность их работы зависит от чувствительности человека к собственному и чужому внутреннему миру.

Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком.

В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Механизму интерпретации принадлежит ведущее место в процессе межличностного познания, функционирующему как осознанно, так и бессознательно. При возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и пр.) механизм интерпретации личностного опыта становится осознанным. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.

Механизм идентификации. Это понятие в психологии является многозначным. В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком. В случае если механизм интерпретации не срабатывает, воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Субъект как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению.

«Способность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется постепенно, и развита она у разных людей неодинаково» (Бодалев, 1995, с. 245). При идентификации субъект познает и эмоциональную сферу объекта. Представить его эмоциональную жизнь может человек, обладающий достаточно развитым уровнем проявления эмоций и чувств, способный к сопереживанию, эмпатии.

Механизм каузальной атрибуции. Субъект использует механизм каузальной атрибуции в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности (Майерс, 1997).

Механизм рефлексии другого человека. Понятие рефлексии в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.

Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе, его отражение в сознании другого человека и отражение им представления другого человека о первом (о субъекте). Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.

Существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным). При восприятии объекта, если он соответствует ролевым нормам, срабатывает механизм интерпретации. Когда же формирующееся представление о воспринимаемом выходит за типологические и ролевые рамки и становится непонятным, то срабатывают более сложные формы механизма познания людей — идентификация

, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека.

Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения,

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим. В проблематике общения идентификация

— это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть аффективное «понимание». Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. attraction притяжение, тяготение) установка на другого человека. — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Эмпирические (в том числе
экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует процессы приписывания причин поведения образцов поведения или какие-то более общих характеристик в условиях дефицита информации. Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под

социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам) (Келли, 1984.

С. 129). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере, объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу, прежде всего, самого исполнителя. Интересный подход развивают Л. Росс и Р. Нисбетт, утверждая, что в определенных условиях «власть ситуации» проявляется гораздо сильнее, чем личностные особенности людей. Вследствие этого имеет место фундаментальная ошибка атрибуции, заключающаяся в переоценке личностных черт и недооценке значения ситуации (Росс, Нисберт, 1999)

В зависимости от видов ощущений, по которым к людям поступает основная информация (при восприятии человека человеком), нейролингвистическое программирование классифицирует людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. «Визуалы» предпочитают зрительно фиксировать информацию о воспринимаемом человеке. «Аудиалы» больше внимания обращают на содержание речевых высказываний партнера по общению. «Кинестетики» через состояние своего тела и различные движения партнера стремятся изучить его и эмоционально прочувствовать состояние объекта. В процессе общения ярких представителей разных репрезентативных систем используются блоки ограниченной информации. В итоге одна группа начинает воспринимать другую как нарочно злую, плохую или патологичную.

На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффекты новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны». Они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе — то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова социальный стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Механизм проекции — перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. Это подтверждают результаты многочисленных экспериментов, проведенных как за рубежом, так и в России Например, испытуемые, у которых были ярко выражены желчность, упрямство и подозрительность, фиксировали названные особенности у оцениваемого человека значительно чаще, чем те, кто не обладал ими, при описании людей с независимыми чертами характера они использовали лексику, близкую к названным особенностям. У людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность, механизм проекции выражен более сильно (Бодалев, 1995).

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Предубеждение появляется, если суждение строится на основе прошлого негативного ограниченного опыта взаимодействия с представителем определенной группы, тогда всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Механизм снисхождения. Он заключается в том, что окружающие люди оценивают объекты восприятия, как правило, положительно. Рассматриваемый эффект уменьшает (смягчает) отрицательные качества воспринимаемых людей, но не наделяет их положительными характеристиками. По мнению В. Н. Куницыной, у женщин данный механизм более выражен.

Каталог: 2013
2013 -> 1. Предмет философии и структура философского знани
2013 -> Тесты для диагностики уровня агрессивности у воспитанников, критерии эффективности психолого-педагогической работы; подробно описываются пути и средства достижения положительного результата
2013 -> Внутрибольничное агрессивное поведение психически больных и пути его профилактики. 14. 01. 06 психиатрия
2013 -> Факторы риска патологической агрессии у больных с аффективными расстройствами 14. 01. 06 Психиатрия (мед науки)
2013 -> Пособие по обучению и воспитанию детей-инвалидов с умеренной и выраженной умственной отсталостью в условиях семьи
2013 -> Активность личности, деятельность
2013 -> «ха­рактер» означает «чеканка»,
2013 -> Сведения о цбс


Скачать 111.92 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Механизмы межличностного познания


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1575


Механизмы межличностного познания, влияющие на адекватность представления о наблюдаемом Материалы для самопроверки к главе 16

Выделяют интерпретацию воспринимающим своего опыта об­щения, идентификацию, атрибуцию и рефлексию других людей. Эмпатию мы тоже относим к той категории.

В основе механизма интерпретации (соотнесения) лежит фунда­ментальное свойство человека сравнивать себя с другими людьми. Механизм идентификации в данном случае подразумевает отожде­ствление себя с другим человеком.

Механизм каузальной атрибуции предполагает приписывание вос­принимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. В процессе общения человек ни­когда или почти никогда не обладает полной информацией о при­чинах поведения других людей. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника слу­чившего, приписывать причину произошедшего конкретному че­ловеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Также замечено, что успех люди чаще всего считают своим достижением, а неудачу — влиянием обстоятельств.

Механизм рефлексии другого человека. Рефлексия — это способ­ность человека осознанно сосредоточиться на самом себе. Рефлек­сия в процессе общения получила название социальной рефлексии (способность человека представить, как он воспринимается парт­нером по общению). Использование данного механизма предпола­гает определенный уровень развития личности, ее способности к рефлексии и познанию других людей.

На функционирование механизмов межличностного познания влияют условия восприятия человека человеком. К ним относятся ситуация, время и место общения.

276 -О- Раздел II. Социальная психология

Выводы

1. Социальная перцепция — это восприятие внешних признаков
человека, соотнесение их с его личностными характеристиками,
интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

2. Функции социальной перцепции: познание себя; познание парт­нера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; установление эмоциональных отношений.

3. На процесс социальной перцепции влияют определенные ха­рактеристики наблюдателя и наблюдаемого и адекватность оценок, на которых строится отношение наблюдателя к наблюдаемому.

4. К характеристикам наблюдателя, влияющим на процесс со­циальной перцепции, можно отнести его индивидуальные, поло­вые, возрастные, национальные, профессиональные, полоролевые различия, состояние здоровья и опыт общения. Наибольшее значе­ние имеют его психологические качества и система установок.

5. Среди характеристик наблюдаемого основополагающим мо­жет быть внешний облик, включающий в себя физический и соци­альный аспекты.

6. К механизмам, влияющим на адекватность представления о воспринимаемом, относятся функционирование внутренней струк­туры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереоти-пизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.

7. К механизмам межличностного познания относят механизмы интерпретации, идентификации, атрибуции и рефлексии.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: социальная перцепция, фун­кции социальной перцепции, механизмы социальной перцепции, имплицитная структура личности, схемы формирования первого впечатления, каузальная атрибуция, саморефлексия, социальная рефлексия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 |

3.3 Атрибуции: интерпретация причин поведения — организационное поведение

  1. Как люди приписывают заслуги и вину организационным событиям?

Большое влияние на поведение людей оказывает то, как они интерпретируют окружающие их события. Люди, которые чувствуют, что контролируют происходящее с ними, с большей вероятностью берут на себя ответственность за свои действия, чем те, кто считает, что контроль над событиями не в их руках. Когнитивный процесс, с помощью которого люди интерпретируют причины или причины своего поведения, описывается теорией атрибуции. 21 В частности, «теория атрибуции касается процесса, посредством которого индивидуум интерпретирует события как вызванные определенной частью относительно стабильной среды». 22

Теория атрибуции во многом основана на работах Фрица Хайдера. Хайдер утверждает, что поведение определяется комбинацией внутренних сил (например, способностей или усилий) и внешних сил (например, сложности задачи или удачи). Следуя когнитивному подходу Левина и Толмена, он подчеркивает, что это воспринимал детерминант, а не фактических, влияющих на поведение. Следовательно, если сотрудники понимают, что их успех зависит от их собственных способностей и усилий, можно ожидать, что они будут вести себя иначе, чем если бы они считали, что успех на работе обусловлен случайностью.

Процесс атрибуции

Основополагающее предположение теории атрибуции состоит в том, что люди мотивированы на то, чтобы понять свое окружение и причины конкретных событий. Если люди смогут понять эти причины, они будут в лучшем положении, чтобы влиять или контролировать последовательность будущих событий. Этот процесс изображен на схеме 9.0019 Приложение 3.5 . В частности, теория атрибуции предполагает, что определенные поведенческие события (например, получение продвижения по службе) анализируются людьми для определения их причин. Этот процесс может привести к заключению, что продвижение по службе произошло благодаря собственным усилиям человека или, наоборот, по какой-либо другой причине, такой как удача. На основе таких когнитивных интерпретаций событий люди пересматривают свои когнитивные структуры и переосмысливают свои предположения о причинно-следственных связях. Например, человек может сделать вывод, что производительность действительно ведет к продвижению по службе. Основываясь на этой новой структуре, человек делает выбор в отношении будущего поведения. В некоторых случаях человек может решить продолжать прилагать большие усилия в надежде, что это приведет к дальнейшему продвижению по службе. С другой стороны, если человек приходит к выводу, что продвижение по службе произошло в основном случайно и в значительной степени не было связано с производительностью, может быть создана другая когнитивная структура, и может быть мало причин продолжать прилагать большие усилия. Другими словами, то, как мы воспринимаем и интерпретируем события вокруг нас, существенно влияет на наше поведение в будущем.

Экспонат 3,5 Общий процесс атрибуции (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4.0)

Внутренние и внешние причины поведения

Опираясь на работу Хайдера, Гарольд Келли попытался определить основные предшественники внутренних и внешних атрибуций. 23 Он исследовал, как люди определяют — или, скорее, как они на самом деле воспринимают — является ли поведение другого человека следствием внутренних или внешних причин. Внутренние причины включают способности и усилия, тогда как внешние причины включают удачу и легкость или сложность задачи. 24 Вывод Келли, проиллюстрированный в Exhibit 3.6 , заключается в том, что люди фактически сосредотачиваются на трех факторах, делая причинные атрибуции:

Экспонат 3,6 Причины внутренних и внешних атрибуций Адаптировано из Найлы Бранскомб и Роберта А. Бэрона. Социальная психология . Четырнадцатое издание, 2016 г., Пирсон. (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4.0)

  1. Консенсус . Степень, в которой вы считаете, что человек, за которым наблюдают, ведет себя так же, как и его или ее сверстники. Высокий консенсус существует, когда действия человека отражают или аналогичны действиям группы; Низкий консенсус существует, когда действия человека этого не делают.
  2. Консистенция . Степень, в которой вы считаете, что человек, за которым наблюдают, ведет себя последовательно — аналогичным образом — когда сталкивается в других случаях с такими же или подобными ситуациями. Высокая согласованность существует, когда человек неоднократно действует одним и тем же образом при столкновении с аналогичными стимулами.
  3. Самобытность. Степень, в которой вы считаете, что человек, за которым наблюдают, будет вести себя последовательно при столкновении с различными ситуациями. Низкая различимость существует, когда человек действует сходным образом в ответ на разные стимулы; высокая различимость существует, когда человек меняет свою реакцию на разные ситуации.

Как взаимодействуют эти три фактора, влияя на то, являются ли атрибуты человека внутренними или внешними? Согласно экспонату, в условиях высокого консенсуса, высокой согласованности и высокой различимости мы ожидаем, что наблюдатель сделает внешние атрибуции о причинах поведения. То есть человек будет приписывать наблюдаемое поведение (скажем, победу в турнире по гольфу) удаче или какому-то другому внешнему событию. С другой стороны, когда консенсус низок, согласованность высока, а отличительность низка, мы ожидаем, что наблюдатель припишет наблюдаемое поведение (выигрыш в турнире по гольфу) внутренним причинам (навыкам победителя).

Другими словами, мы склонны приписывать причины успеха или неудачи других либо внутренним, либо внешним причинам в зависимости от того, как мы интерпретируем основные силы, связанные с поведением других. Рассмотрим пример первой женщины-менеджера по продажам в фирме, которую повысили до руководящего звена. Как вы объясните ее продвижение по службе — удачей и связями или способностями и производительностью? Чтобы узнать, следуйте за моделью. Если бы она, как торговый представитель, продала больше, чем ее коллеги (мужчины) (низкий консенсус в поведении), постоянно продавала основную линейку продуктов на разных территориях сбыта (высокая согласованность) и могла бы также продавать разные линейки продуктов (низкая самобытность), мы более чем вероятно приписали бы ее продвижение по службе ее собственным способностям. С другой стороны, если бы ее коллеги-мужчины также были хорошими торговыми представителями (высокий уровень консенсуса) и ее показатели продаж второстепенных товаров были непоследовательными (высокая самобытность), люди, вероятно, приписали бы ее продвижение удаче или связям, независимо от ее результатов продаж на рынке. основная продуктовая линейка (высокая консистенция).

Экспонат 3,7 Гольф Какие внутренние и внешние атрибуции вы можете сделать об этом игроке в гольф, который празднует лунку? (Обратите внимание на развязанный ботинок.) (Источник: John Fink/flickr/ Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0))

Атрибуционная предвзятость

Последнее замечание следует сделать в отношении процесса атрибуции. Делая атрибуции относительно причин поведения, люди склонны совершать определенные ошибки интерпретации. Здесь следует отметить две такие ошибки, или предвзятости атрибуции. Первая называется фундаментальной ошибкой атрибуции. Эта ошибка — склонность к недооценивают воздействие внешних или ситуативных причин поведения и переоценивают воздействие внутренних или личных причин. Следовательно, когда в определенном отделе возникает серьезная проблема, мы склонны обвинять людей, а не события или ситуации.

Вторая ошибка в процессах атрибуции обычно называется корыстной предвзятостью. Неудивительно, что люди склонны приписывать успех в событии или проекте своим собственным действиям, а неудачу приписывать другим. Поэтому мы часто слышим, как торговые представители говорят: « Я совершил продажу», но « Они украли у меня продажу», а не «Я потерял ее». Эти две предвзятости в интерпретации того, как мы видим события вокруг нас, помогают нам понять, почему сотрудники, смотрящие на одно и то же событие, часто видят существенно разные вещи.

Проверка концепции

  1. Что такое теория атрибуции? Опишите процесс атрибуции.
  2. Каковы внутренние и внешние причины атрибуции?

Атрибуционные процессы — приписывание поведения людям или ситуациям

Теория атрибуции пытается объяснить процессы, с помощью которых люди объясняют или приписывают причины поведения и событий.

Одной из центральных задач социальной психологии является понимание того, как люди объясняют или «приписывают» события и поведение. «Теория атрибуции» — это общий термин для различных моделей, пытающихся понять этот процесс. Объяснительная атрибуция  – это попытка понять мир и найти причины того или иного события. Межличностная атрибуция – это попытка объяснить причины события на основе взаимодействия между двумя или более людьми.

Люди подвержены предвзятости и ошибкам, когда делают атрибуции о себе и других. Несколько распространенных таких предубеждений включают фундаментальную ошибку атрибуции, корыстную предвзятость, предвзятость актера-наблюдателя и гипотезу справедливого мира.

Фундаментальная ошибка атрибуции возникает, когда люди склонны придавать слишком большое значение внутренним факторам в качестве объяснения поведения других людей (по сравнению с тем, как мы объясняем собственное поведение). Другими словами, мы склонны предполагать, что поведение другого человека обусловлено чертой этого человека, недооценивая роль контекста. Фундаментальная ошибка атрибуции настолько сильна, что люди часто не замечают даже очевидных ситуационных влияний на поведение. Это может способствовать возникновению предубеждений и стереотипов и привести к конфликту.

Это связано с предвзятостью актер-наблюдатель, когда актер склонен объяснять свое поведение ситуационными факторами, в то время как наблюдатель склонен объяснять поведение актера на основе стабильных внутренних состояний.

Корыстная предвзятость — это склонность людей приписывать внутреннюю атрибуцию, когда их действия приводят к положительному результату, и внешнюю атрибуцию, когда их действия имеют отрицательный результат.

Культурные факторы влияют на то, как люди делают атрибуции. Индивидуалистические культуры ценят личные цели и независимость. Коллективистские культуры рассматривают людей как членов группы и склонны ценить соответствие, взаимную поддержку и взаимозависимость. Люди из индивидуалистических культур более склонны совершать фундаментальную ошибку атрибуции и демонстрировать своекорыстную предвзятость, чем люди из коллективистских культур. Считается, что это связано с тем, что индивидуалисты склонны приписывать поведение внутренним факторам (индивидууму), в то время как коллективисты склонны приписывать поведение внешним факторам (группе и миру). Одним из примеров влияния культурных факторов на атрибуцию является Гипотеза справедливого мира . Эта теория является одним из следствий склонности жителей Запада давать внутренние объяснения чужому поведению через обвинение жертвы. Когда с людьми случаются плохие вещи, другие склонны считать, что эти люди каким-то образом несут ответственность за свою судьбу. Распространенной точкой зрения в Соединенных Штатах является гипотеза справедливого мира, то есть вера в то, что люди получают результаты, которых они заслуживают. Чтобы поддерживать веру в справедливость мира, люди склонны думать, что хорошие люди имеют положительные результаты, а плохие — отрицательные.


Практические вопросы

Академия Хана

Почему мы верим, что существуют универсальные эмоции

Социально-экономические градиенты здоровья

MCAT p (AAMC)

Официальные карточки Психология Вопрос 2

Официальный Карточки Психология Вопрос 3

Официальное руководство P/S Раздел 1, Вопрос 3

Практический экзамен 2 P/S Раздел 4, Вопрос 17

Практический экзамен 3 P/S Раздел 5, Вопрос 24

Практический экзамен 3 P/S, раздел 10, вопрос 56

Практический экзамен 4, P/S, отрывок 3, вопрос 15


Ключевые моменты

• Атрибуция классифицируется как внутренняя или внешняя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts