Проявление бессознательного в психических процессах свойствах и состояниях человека: Проявления бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека

Проявления бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая – детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения.

Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

  • когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;
  • когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание.

Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции, и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Проявления бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Проявления бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Проявления бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

4 Вопрос. Бессознательное, его содержание и проявления.

Сознание не является единственным уровнем, на котором пред­ставлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.

е. не осознаются. Их по традиции, связанной с со­знательными процессами, также называют психическими. Бессознательное начало так или иначе представлено практи­чески во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, кото­рая управляет мышлением, воображением, вниманием, опреде­ляя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бес­сознательное мышление особенно отчетливо выступает в про­цессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен­ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называ­емые личностные проявления бессознательного, в которых, по­мимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.

Концепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприя­тий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательно­го создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной ирра­циональной силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие «коллективного бес­сознательного», характерного для каждого народа и этноса и формиру­ющего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко ис­пользуется для трактовки всех психических форм жизни человека. В современной оно толкуется как совокупность пси­хических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется так­же для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидера­ми группы.

Бессознательное проявление в поведении человека и психических процессах

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.

В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и в конечном счете быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.

Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы». Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.

Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некоторые препятствия, оно прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективизации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относится к миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для их экспериментального исследования предложен метод фиксации, варианты которого применяются при анализе развития:

1) психики в фило- и онтогенезе;

2) процессы познавательных отношений;

3) личности и межличностных отношений.

Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось.

Как зарождается бессознательное? – этот вопрос также достоин внимания. Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. То. С чем мы познакомились только что – ядро, но не весь его объем. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.

Следует упомянуть известный психологический механизм, делающий возможным распределение психологического материала между сознательным и бессознательным. При столкновении двух антогонистов, например при противопоставлении любви и ненависти, когда оба чувства направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти в бессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие процессы душевной жизни.

Бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.

Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которого связаны между собой. Рассмотрим последовательно некоторые структурные компоненты. Начнем с ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Существуют подсознательные ощущения. Если бы на различные воздействия человек мог бы реагировать только осознанно, он не справился бы с подобной задачей, будучи не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое, или держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться на другом, не замечая третьего.

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.

Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики.

Также одной из форм проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мысли и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов. Установка – целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общее предрасположение к действию. Если у человека плохая репутация, то любые его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, устойчивый, даже навязчивый характер, который называют фиксацией.

Бессознательное в личности человека — это те качества, инте­ресы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроиз­вольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бес­сознательных явлений лежитнепроизвольное забывание имен, обе­щаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, па­мятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминиро­ванные артикуляционные речевые действия, связанные с иска­жением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от созна­ния личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возни­кают из столкновения бессознательных намерений человека, дру­гих его побуждений с сознательно поставленной целью поведе­ния, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает Сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимо­действию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Забывание имен представляет собой другой пример бессоз­нательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознатель­ными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неу­довлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессозна­тельным намерениям и целям того человека, кому это сновиде­ние принадлежит. Эти два случая — детские сновидения до­школьников и инфантильные сновидения взрослых людей, воз­никшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения поч­ти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являют­ся символическим способом устранения нарушающих нормаль­ный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения непри­емлемы для человека, то их явное проявление даже во сне бло­кируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппи­ровке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная ин­терпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим меха­низмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруп­пировке материала памяти, сновидений, представлений. Под­сознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

 

Бессознательное по З. Фрейду

Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Он считал, что привел нас к вершине вулкана и заставил заглянуть в кипящий кратер бессознательного. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобно айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявит себя. Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самоисследовании, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках, описках и т. п. – этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного.

Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры сама по себе не лишена смысла. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Фрейд считал, что именно от «Оно» берет свое начало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Сознание в отношении психики подобно отблескам света прожектора на темной поверхности необъятной реки.

Фрейд особо обратил свое внимание на сексуальные влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение в жизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробный анализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальность проходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создает разного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки и прочее) или прямоненормальных (неврозы, психозы и подобные им) явлениях. Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт. Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум «плетется на поводу» у влечений и страстей.

Как говорилось выше, велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики «психоанализе». В случае конфликта с многочисленными социальными запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо прежде всего осознать сам конфликт и его причины. Переживания вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут сохраняться в заторможенном состоянии очень глубоко и при неблагоприятных один из них может выявиться и оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей практики. Таким образом. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ – процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.

В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека – метод ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаг подавления» и преобразует подавленное (то, что человек сделал неправильно) в общее чувство активности, уверенности и хорошего самочувствия.

Возвращаясь к теории Фрейда, в дополнении следует отметить, что научного внимания заслуживает его концепция вытеснения – особого защитного механизма психики. К защитным механизмам он отнес такие явления, как рационализм (обеспечение аргументами инстинктивных влечений), вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеи на другого человека или объект, обращенные реакции (противоположная, обратная той реакции, которую можно было бы ожидать в данной ситуации).

В теории З. Фрейда можно выявить несколько недостатков:

1) представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;

2) преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

3) научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.

Неврология, бессознательные процессы: клинические приложения

Открытый журнал психиатрии
Том 3 № 1 (2013 г.), идентификатор статьи: 27413, 5 страниц DOI: 10.4236/ojpsych.2013.31007

Неврология, бессознательные процессы:

Лоуренс Гринман

Управление по делам ветеранов Система здравоохранения Нью-Джерси, Лайонс, США

Электронная почта: [email protected]

Поступила в редакцию 7 декабря 2012 г.; пересмотрено 5 января 2013 г.; принята 12 января 2013 г.

Ключевые слова: Геном; неврология; Бессознательное; структурная теория; Clinical Applications

АННОТАЦИЯ

В этой статье рассматриваются избранные работы по неврологии и психоанализу, посвященные соответствующим концепциям бессознательных процессов. Преследуются две цели. Во-первых, это модификация очевидного дуалистического взгляда на психоаналитическое динамическое бессознательное, описанное Фрейдом, и имплицитное, автоматизированное бессознательное, описанное нейробиологами, в единую концепцию бессознательного процесса. Во-вторых, изучить функциональную, структурную теорию Фрейда и связать ее с открытиями нейронауки через развитие нервной системы и сопутствующее развитие речи и языка, исключительную коммуникативную способность человеческого вида. Цель состоит в том, чтобы проиллюстрировать применение целей в клинических условиях.

1. ВВЕДЕНИЕ

Литература по неврологии и психологии содержит огромное количество результатов и информации, полученных в результате научных исследований, клинических исследований и теоретических гипотез, которые клиницисты оценивают и усваивают. Пациенты проявляют свои уникальные комплексные физические и психологические патологии, выражающиеся в их поведении и индивидуальных особенностях. В современной молекулярной биологии и генетике геном — это совокупность наследственной информации организма. Составляющие генома представлены в рецепторных механизмах клеток центральной нервной системы (ЦНС), вегетативной нервной системы (ВНС) и периферической нервной системы (ПНС). Клеточные мембраны нервной системы представляют собой гены-кандидаты, внутренне вовлеченные в дифференцировку, развитие и функционирование всех систем биологических органов. Нейроны развиваются и образуют связи не только внутри ЦНС, ВНС и ПНС, но и внутри каждой системы органов тела. Дифференцировка систем органов определяется близостью тканеспецифичных генов к другим специфичным генам, в большей или меньшей степени взаимодействующим друг с другом. Процесс управляется тонкими внутренними потенциалами действия клеточных мембран в синхронизации с функциональными нервными цепями. Эдельман [1] утверждает, что «развитие индивидуумов ограничивается генами и наследованием и с раннего возраста является эпигенетическим. Нейроны расширяют процесс ветвления во многих направлениях, создавая обширную изменчивость соединительных паттернов нейронных цепей. Нейроны, которые активируются вместе, связываются вместе в развивающемся индивидууме, и это сохраняется на протяжении всей жизни каждого индивидуума». Элементарный потенциал для изменения находится внутри самого генома. Согласно проекту Encode [2], «не только ген, но и сеть делает ген динамичным… факторы транскрипции — особые гены, которые могут одновременно активировать или заглушать тысячи генов и связаны друг с другом иерархическим образом…» Эдельман [2]. 3] утверждает, что «мозг является примером самоорганизующейся системы». Группы нейронов функционируют вместе в зависимости от двигательной, умственной и транс-органной активности человека и расположены в виде карт в мозгу, которые соединяются и перекрываются. Наряду с одновременным вводом от нервной деятельности органов чувств происходит иерархическая синхронизация карт в «глобальное отображение» различных карт. Глобальная картографическая активность коры головного мозга включает, безусловно, связи с эмоциональными центрами мозга, так называемыми гедонистическими центрами. Форматирование ментальных понятий является продуктом категоризации мозгом своей собственной деятельности посредством процессов памяти и восприятий, как внутренних [включая фантазии], так и внешних. Дамасио [4] описал гипотезу соматических маркеров, состоящую из телесных ощущений, которые противопоставляются способности мозга отображать события. Он постулирует образное пространство, в котором диспозиционные воспоминания воссоздаются в воспоминании, хранящемся в ансамблях нейронов, называемых «конверсионными зонами». Предполагается, что конверсионные зоны представляют собой корковые и подкорковые региональные центры мозга [гедонические центры], участвующие в акте восприятия и реагирования на мозговые образы и внешние объекты. Дамасио [5] утверждает, что «эмоции также влияют на режимы работы многочисленных мозговых цепей; разнообразие эмоциональных реакций ответственно за глубокие изменения как ландшафта тела, так и ландшафта мозга». Совокупность этих изменений составляет основу нейронных паттернов, которые в конечном итоге становятся чувствами и эмоциями. Эмоции постоянно влияют на мыслительные процессы более высокого уровня. Речь и язык — это путь к более высокому мышлению и позволяет формировать концепции без ограничений. Это относится к способности к метафоре, символизму, абстракции и творчеству. Эдельман [6] утверждает, что «фундаментальная ментальная триада высших функций мозга состоит из перцептивной категоризации, памяти и обучения… она включает постоянную двигательную активность и повторяющиеся повторения в различных контекстах». Кандел [7] определяет слияние психологии и нейронауки как когнитивную нейронауку. Двумя подчиненными познания являются обучение и память. Он придерживается мнения, что «изменение экспрессии генов, вызванное обучением, указывает на то, что основным следствием такого изменения является рост синаптических связей и изменение паттернов нейронных связей». Хайман [8] описывает нейробиологию клинических зависимостей, которые, по его мнению, могут служить моделью пластичности мозга в связи с факторами эмоционального удовольствия. Его модель включает транскрипцию рибонуклеиновой кислоты (РНК) в течение нескольких месяцев. Эти паттерны также развиваются синхронно с развитием речи и языка, которые играют центральную роль в формировании мышления более высокого порядка, включающего неограниченные мыслительные процессы и отличительные мыслительные способности. Область понимания мышления более высокого уровня принадлежит области психологии и психоанализа. Теперь я обращусь к моей первой цели, к «бессознательному» — термину, который, по-видимому, подразумевает самодостаточную сущность.

2. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НЕЙРОННЫХ ЦЕПЕЙ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Регина Палли [9] утверждает, что «мост между нейронаукой эмоций и психоанализом заключается в том, что оба они сосредоточены на бессознательных механизмах. Неврология утверждает, что эмоции обрабатываются независимо от сознания; не в динамическом бессознательном Фрейда, а в биографическом бессознательном, управляемом правилами и ограничениями нейронных цепей и нейропсихологии». Она считает, что результаты неврологии показывают, что невербальное общение между матерью и младенцем, о чем свидетельствует привязанность (петля обратной связи между матерью и младенцем, в которой мать и младенец регулируют друг друга), регулирует разум и тело между людьми. Вестин [10] утверждает, что «концепция «бессознательного» изжила себя, потому что существует множество различных видов бессознательных процессов, которые выполняют разные функции (многие из которых имеют нейроанатомические субстраты). Ученые-когнитивисты сегодня признают как минимум две системы: одну сознательную (называемую явной) и другую бессознательную (называемую имплицитной). Примером имплицитной памяти является процедурная память о том, как ездить на велосипеде, бросать мяч или играть на музыкальном инструменте. Другой вид имплицитной памяти включает в себя ассоциативную память — формирование ассоциаций, управляющих психическими процессами и поведением вне сознания». Исследователи изучили множество бессознательных процессов, которые выполняют множество функций, начиная от ощущений и восприятия и заканчивая памятью, принятием решений, эмоциями и мотивацией. Вестин утверждает, что такой большой набор процессов не следует смешивать вместе и называть «бессознательным», как будто все они делают одно и то же, служат одной и той же функции или действуют по одним и тем же принципам. Вместо этого мы должны говорить о бессознательных процессах. Примером бессознательных факторов, определяющих поведение, является постгипнотическое внушение. Постгипнотический субъект по заданному гипнотизером сигналу встает, подходит к раковине, наливает себе стакан воды и выпивает все это, не осознавая того, что ему было приказано сделать это в гипнотическом состоянии. мысль может вызвать сложную двигательную активность. Сам Фрейд считал, что оговорки — это простой способ проиллюстрировать бессознательный ментальный конфликт. Мое собственное наблюдение состоит в том, что почти каждый становится мгновенным, преходящим фрейдистом, когда подвергается оговорке, имеющей сексуальный оттенок. Существуют различные степени участия бессознательных процессов наряду с развитием нервной системы, поскольку каждый человек испытывает психическую деятельность в связи с воспринимаемыми внешними событиями и ситуациями. На мой взгляд, нейроразвитие основано на динамическом геноме с генами-кандидатами, представленными в клеточных мембранах нервной системы на протяжении всего функционирования человека. То есть ЦНС, ВНС и ПНС экспрессируются в трансорганных ответах. В основных реакциях борьбы или бегства, опосредованных нейротрансмиттерами, нет споров об альтернативных взглядах или интерпретациях воспоминаний, неявных или явных, выбросах гормонов (например, кортизола), бессознательной или сознательной умственной деятельности. Работают сети нейронной активности, при этом соединительной линией является линия эпигенетически детерминированных реакций нейронных мембран, действующих синхронно. Клинически синдром посттравматического стрессового расстройства служит примером переплетения образов с различными системами органов; соматические симптомы, как моторные, так и вегетативные, и с изменением поведения. Острый эпизод может быть вызван различными сенсорными стимулами, такими как зрительные, слуховые, обонятельные и другие, которые могут быть связаны с пережитой травмой. «Нейроны, которые активируются вместе, связываются вместе», как заявил Эдельман, и их можно должным образом распространить на весь жизненный опыт. Нейроны, которые соединены вместе, включают цепи, связанные с эмоциональными, аффективными центрами в мозгу. Широко распространено мнение, что эти связи связаны с эволюционными императивами, так называемыми инстинктивными побуждениями, связанными с выживанием (агрессия) и размножением (сексуальность) человеческого вида. Уникальным для человеческого вида является развитие речи и языка в сочетании с социальными и культурными влияниями. Бессознательные процессы присущи развитию нервной системы в контексте взаимодействия с первичными фигурами семьи и межличностных отношений на протяжении всей жизни по мере того, как разворачиваются отдельные человеческие драмы. На этом этапе я перейду ко второй цели этой статьи, которая состоит в том, чтобы связать структурную теорию Фрейда с нейронаукой.

3. СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ И НЕЙРОНАУКА

Фишер [11] цитирует Фрейда, который заявил: «Поэты и философы до меня открыли бессознательное; то, что я открыл, было научным методом, с помощью которого можно изучать бессознательный ум». Он имел в виду метод свободных ассоциаций, который практикуется до сих пор. Психоанализ — это не только терапевтический метод, но и продуктивный исследовательский метод, который дал наиболее полное понимание человеческих эмоций, мышления и поведения, несмотря на нейронауку. В своей знаменитой книге «Толкование сновидений» Фрейд разработал многие ментальные механизмы, участвующие в работе со сновидениями, такие как смещение, уплотнение ментальных образов и рассмотрение репрезентативности мысленных образов. Он различал первичное процессное мышление и вторичное процессное мышление, что актуально в клинической психиатрии сегодня. Ариети [11] ссылается на фон Домаруса, который описал первичное процессное мышление, при котором шизофреник может формировать бред на основе идентификации предикатов для формирования заключения. Например, субъект А, у которого белые волосы и белые усы, может подумать: «Я мужчина с седыми волосами и усами. У Альберта Швейцера (субъект Б) белые волосы и белые усы. Поэтому я Альберт Швейцер». Логический или аристотелевский вторичный процесс познания, напротив, отвергает этот тип идентификации, потому что логически, если субъект А и субъект Б различны, они не могут быть одним и тем же. Закон тождества гласит, что А всегда есть А, а не Б. На другом конце спектра мышления Кандель [12,13] утверждает: «Поскольку первичный процесс более свободен и гиперассоциативен, считается, что он способствует возникновению творчества. который способствует новым комбинациям и перестановкам идей — эквивалент Ага! момент, когда для проработки требуется полное сосредоточение вторичных процессов мышления, разработка творческого понимания … как и большая часть нашей когнитивной и аффективной жизни, даже наше принятие решений частично бессознательно, предполагает, что бессознательные психические процессы необходимы для творческого мышления также.»

Нейроразвитие основано на динамическом геноме, экспрессированном в моторных и железистых выходных отверстиях. Линии соединения представляют собой гены-кандидаты в мембранах нейронов, разветвляющиеся в трансорганной координации. Эволюционные императивы выживания (агрессивный инстинкт) и продолжения рода (половой инстинкт) развиваются в сочетании с двигательными, сенсорными и психическими взаимодействиями, включая фантазию. Длительный период инфантильной зависимости от родителей/опекунов обязательно включает эти фигуры в нейропсихологическое развитие индивидуумов. Фрейд впервые задумал топическую модель разума: бессознательное, предсознательное и сознательное. Когда стало очевидно, что механизмы психической защиты, контролируемые континуумом удовольствия-неудовольствия, сами по себе частично бессознательны, он отказался от топической теории в пользу структурной теории. Структурная теория представляет собой функциональную сущность, состоящую из Ид, Эго и Супер-Эго, работающих в унисон, каждое из которых содержит различные степени сознательных и бессознательных измерений. Бреннер [14] акцентировал внимание на мониторинге производных сексуального и агрессивного влечения в соответствии со спектром удовольствия-неудовольствия. Он утверждает, что разум находится в постоянном внутреннем конфликте и пытается разрешать конфликты путем компромиссного формирования мысли и соматического действия. Он утверждает, что каждая мысль, восприятие, ментальное представление имеют бессознательное и сознательное участие Ид, Эго и Суперэго в различных пропорциях. Я бы добавил в нейрофизиологическом ключе, что все мысли и действия основаны на параллельных неврологических сетях посредством межклеточной и трансорганной связи. Связывающие механизмы распространяются рецепторами генов-кандидатов на мембранах нервных клеток ЦНС, ВНС и ПНС. Нейронные сети лежат в основе познания, восприятия, воспоминаний и фантазий с обязательной одновременной активностью нейронных цепей эмоциональных центров, расположенных в среднем мозге, в частности таламусе, поясной извилине и ядрах миндалины с их нервными проекциями на кору головного мозга. Согласно структурной теории, бессознательные и сознательные процессы сливаются в различных пропорциях, что определяет результат мыслей, чувств, эмоций и действий. Я оставлю тем, кто не согласен, объяснить, почему только бессознательные процессы должны быть исключены из динамических нейропсихологических процессов. Теперь, когда мои две цели сформулированы, я перейду к цели иллюстрации применения обсуждаемых целей к клиническому месту.

4. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

При нынешнем доминировании биологической психиатрии, выражающемся в психофармакологии, клинический психиатр рутинно назначает медикаментозное лечение, которое обычно длится 20-30 минут. Поучительно вернуться к модели, используемой при разработке нейролептических средств. Снайдер [15] утверждает: «И амфетамины, и апоморфины вызывают у крыс стереотипное обнюхивание, облизывание и грызение. Эти препараты вызывают драки между самцами крыс и улучшают поведение мышей при лазании по канату. Все эти эффекты противодействуют нейролептикам пропорционально их способности блокировать дофамин». Фармацевтические компании затем проводят токсикологические исследования, следующие доклинические испытания, а затем клинические испытания для определения эффективности перед подачей заявки в Федеральное управление по лекарственным средствам на утверждение. Трудно достичь понимания человеческого поведения и мышления более высокого уровня, основанного на крысиной модели. Изучение механизма действия нейролептических препаратов в «Справочнике врача» показывает, что они практически неизвестны, несмотря на все технические исследования, проведенные нейробиологами. Однако диапазон побочных эффектов хорошо известен и отражает трансорганный ответ. В целом специфика нервной системы и другие биологические данные не дают всестороннего понимания человеческого поведения и мышления более высокого уровня. Кларк [16] заявил, что Эйнштейна спросили: «Верите ли вы, что абсолютно все можно выразить научно?» «Да, — ответил он, — возможно, но это не имеет смысла. «Это было бы описанием без смысла — как если бы вы описали симфонию Бетховена как вариацию волнового напора».

Фрейд [17] заявил в отношении своей теории сновидений: «Но если вы спросите меня, насколько интерпретация сновидений была принята посторонними — многими психиатрами и терапевтами, которые греют свой котелок с супом у нашего огня (кстати, без очень благодарны за наше гостеприимство)… Ответ не вызывает особого удовлетворения». То же самое он мог бы сказать и о своих сегодняшних психоаналитических открытиях. Тем не менее, они появляются в современной клинической практике, хотя и косвенно. Выше я обсуждал, как структурная теория соотносится с нейробиологическими фактами. На пути своего развития психология и биологическая психиатрия отпочковались от немалого количества психолепета и аналогичного ему биолепета. За последние полвека широкое распространение получили поведенческая терапия и когнитивная терапия. Однако игнорировать происхождение вещей рискованно, поэтому эти последние методы лечения претерпели необходимые модификации. Появилась комбинированная техника, известная как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), за которой последовала диалектико-поведенческая терапия (ДПТ), посредством которой вводится «лечение разговором». Затем появилась психотерапия, ориентированная на перенос (TFP), которая обязательно должна включать феномен контрпереноса. Терапия, основанная на ментализации (MBT), имеет более психодинамический подход к работе с эмоциями и чувствами. Схемно-ориентированная терапия (SFT), по-видимому, представляет собой комбинацию нескольких методов лечения. Вышеупомянутые терапии имеют очевидные корни в психоаналитической литературе. В процессе клинического лечения клиницист часто сталкивается с психоаналитическим понятием «сопротивление» лечению, проявляющееся в несоблюдении режимов приема лекарств, протоколов лечения, систематических опозданиях или пропусках приемов, нарушении так называемых договоров на лечение и т. д. Вопросы зависимости/независимости контроля могут помешать назначенному лечению. Каждая психиатрическая и психосоциальная оценка имеющегося заболевания восходит к личной истории предыдущего жизненного опыта пациента. Внимание уделяется межличностным отношениям человека, травмирующим событиям и влиянию первых семейных опекунов. Габбард [18] утверждает: «Основная предпосылка психодинамического мышления заключается в том, что внутренние объектные отношения, запечатленные в нейронных сетях с раннего детства, имеют тенденцию повторяться снова и снова во взрослых отношениях». Фундаментальное психоаналитическое открытие, заключающееся в том, что конфликты прошлого продолжают влиять на поведение в настоящем, и что способность разрешать ментальные конфликты путем их вербализации сохранилась.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дарвиновском смысле факты и открытия нейронауки и концепции психоанализа будут подтверждаться их надежностью и полезностью. Оба выживут и станут определяющими факторами на превратном пути человечества в будущее. В дополнение к лечению острых клинических проявлений клиницисты сталкиваются с необходимостью проведения хронической поддерживающей терапии и лечения. Это неизбежно затронет личность пациентов/клиентов, что требует интегрированной биологической и психологической основы. Оперативное знакомство с психоаналитическими предпосылками, принципами и постулатами, таким образом, было бы полезным для медицинских работников в клинической практике.

6. БЛАГОДАРНОСТИ

Автор хотел бы поблагодарить Роберта и Джакса Ковач за их помощь в подготовке рукописи. Я благодарен Леону Хоффману, доктору медицинских наук, за его продуманные предложения, которые нашли отражение в содержании статьи.

ССЫЛКИ

  1. Эдельман, Г.М. и Тонони, Г. (2000) Вселенная сознания: как материя становится воображением. Основные книги, Нью-Йорк.
  2. Йельский университет (2012 г.) Команда Йельского университета находит порядок среди хаоса в геноме человека. Ежедневная наука. http://news.yale.edu/2012/09/05/yale-team-находит-порядок-среди-хаоса-внутри-человеческого-генома-вклады-мамы-и-папы-s-counte
  3. Эдельман, Г.М. (1992) Яркий, воздушный, блестящий огонь: К вопросу о разуме. Основные книги, Нью-Йорк.
  4. Дамасио, А.Р. (1994) Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг. ГП Патнэм, Нью-Йорк.
  5. Дамасио, А.Р. (1999) Ощущение того, что происходит: Тело и эмоции и формирование сознания. Харкорт Брейс, Нью-Йорк.
  6. Эдельман Г.М. (1992) Яркий воздух, яркий огонь: О разуме. Основные книги, Нью-Йорк.
  7. Кандель, Э. Р. (2005) Психиатрия, психоанализ и новая биология разума. American Psychiatric Publishing Inc., Вашингтон, округ Колумбия.
  8. Хайман, С.Э. и Нестлер, Э.Дж. (1996) Инициация и адаптация: парадигма понимания реакции на психотропные препараты. Американский журнал психиатрии, 153, 151–162.
  9. Пэлли, Р. (1998) Эмоциональная обработка: отношения между разумом и телом. Международный журнал психоанализа, 79, 349-362
  10. Вестин, Д. (1999) Научный статус бессознательных процессов: Действительно ли Фрейд мертв? Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 47, 1061-1106. дои: 10.1177/000306519904700404
  11. Фишер, К. (1974) Метапсихология Фрейда. Psychoanalytic Quarterly, 11, 607-608.
  12. Ариети С. (1974) Интерпретация шизофрении. Basic Books Inc., Нью-Йорк.
  13. Кандел, Э. Р. (2012) Эпоха прозрения. Рэндом Хаус, Инк., Нью-Йорк.
  14. Бреннер, К. (2002) Конфликт, формирование компромисса и структурная теория. Психоаналитический Q, 71, 407-408.
  15. Снайдер, С. и Ларгент, Б.Л. (1989) Рецепторные механизмы действия антипсихотических препаратов: внимание на сигма-рецепторы. Журнал нейропсихиатрии и клинической неврологии, 1, 7-15.
  16. Кларк, Р.Н. (1972) Эйнштейн: жизнь и время. Avon Books, New York, 243.
  17. Фрейд, С. (1957) Пересмотр теории сновидений. В: Strachy, J., Ed., The Standard Edition of the Complete Works of Sigmund Freud, The Hogarth Press, London, 8.
  18. Kassaw, K. and Gabbard, GO (2002) Создание психодинамической формулировки на основе клинической оценки . Американский журнал психиатрии, 5, 721-726. doi:10.1176/appi.ajp.159.5.721

Расизм, предубеждения и дискриминация

Расизм — это форма предубеждения, предполагающая, что члены расовых категорий обладают отличительными характеристиками и что эти различия приводят к тому, что одни расовые группы уступают другим. Расизм обычно включает негативные эмоциональные реакции на членов группы, принятие негативных стереотипов и расовую дискриминацию отдельных лиц; в некоторых случаях это приводит к насилию.

Дискриминация относится к различному обращению с членами различных этнических, религиозных, национальных или других групп. Дискриминация обычно является поведенческим проявлением предрассудков и, следовательно, включает в себя негативное, враждебное и оскорбительное отношение к членам отвергнутых групп.

Адаптировано из Словаря психологии АПА

Ресурсы от APA

Никогда не рано рассказывать детям о расах и расовой справедливости. Вот как это сделать — с небольшой помощью Элмо

«Улица Сезам» и APA используют психологию для создания ресурсов для детей и опекунов, чтобы они могли говорить о расе

.

Как справиться с кризисом психического здоровья молодых чернокожих мужчин

Создание школьной и рабочей среды, поддерживающей психическое здоровье, является важной частью решения, говорит генеральный директор APA

.

Колонка: Проводим друг друга домой

Президент APA Брайант просит психологов взять на себя обязательство защищать интересы отдельных сообществ и активно работать над освобождением всех людей.

Стереотипы о людях и цветных сообществах могут ограничивать защиту Четвертой поправки

Психологи, заинтересованные в решении проблемы предвзятости полицейских, должны смотреть не только на изменение отношения отдельных полицейских.

Борьба с системным расизмом

APA приносит свои извинения за пропаганду, увековечивание и неспособность бороться с расизмом, расовой дискриминацией и ненавистью к цветным людям.

Узнайте больше о стремлении АРА бороться с системным расизмом

Чем занимается АРА

Адвокация

Раса, этническая принадлежность и религия

APA Services выступает за равное обращение с людьми всех рас, религий и национальностей, а также за финансирование федеральных программ, направленных на устранение различий в состоянии здоровья этих групп.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts