Агрессия у подростка: Подростковая агрессия | ГБУ ППЦ г.Тольятти

Агрессивное поведение в подростковом возрасте

Е.В. Потанина

Несколько слов про агрессию у подростков…

Агрессивный подросток — как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.

Считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст. Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.

В случае, когда речь идет о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает.

Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.

Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». А кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении — отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.


Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещенной агрессии Миллера, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения.

Кроме того, между строгостью наказания, как было показано экспериментально, и уровнем агрессивности детей существует, положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. В результате изучения сначала маленьких детей (третьеклассников), а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию. В одном из исследований было показано, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8-летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод состоит в том, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.

Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии

Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю.

Последний факт может быть проинтерпретирован как еще одно проявление особого значения матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Так, в одном исследовании (Реан А. А., Санникова М.Ю.) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

Развитие различных форм агрессии

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия.

Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами. Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10—11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14—15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует
физическая агрессия,
а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М.), уже в возрасте 12—13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает
физическая агрессия,
а у девочек — вербальная. В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в
этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Самооценка подростка и агрессивность

Уровень выраженности агрессивных реакций взаимосвязан с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности. В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет связан с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности.

В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.

Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки.

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии.

Специальные исследования, проведенные по этому поводу (ДандароваЖ. К., Реан А. А.), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

Советы:

  • Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
  • Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
  • Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести.
  • Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

 

Исследовательский проект «Агрессия как доминанта поведения современных подростков » • Наука и образование ONLINE

Главная Работы на конкурс Предметное образование Общественно-научные дисциплины Исследовательский проект «Агрессия как доминанта поведения современных подростков «

Автор: Алтунина Валентина Александровна

Место работы/учебы (аффилиация): ЧОУ «Православная школа во имя Святой Троицы», г. Ангарск, 8 класс

Научный руководитель: Алтунина Светлана Юрьевна

В работе рассматривается агрессия как психологическое и социальное явление, её причины, возможные способы управления. Автор попытался «нарисовать» психологический портрет  современного подростка,  дать обзор молодежным движениям, пропагандирующим агрессию как форму общения. Работа будет интересна как взрослым, так и подросткам, пытающимся найти себя в этом сложном мире.

Актуальность:  Подростковая агрессия — это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка — это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения.

Тема:   Агрессия как доминанта поведения современных подростков.

Цель:    Выяснить, что такое агрессия, каковы ее причины, способы управления ею.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое агрессия как социальное и психологическое явление.
  2. «Нарисовать» портрет современного подростка.
  3. Провести обзор молодежных субкультур, пропагандирующих агрессию как форму поведения.
  4. Провести анкетирование одноклассников по выбранной теме.
  5. Найти упражнения по снятию агрессии в классе.

Объект исследования:  подростки

Предмет исследования:  агрессия в подростковой среде

Гипотеза:  Современный подросток может управлять своей агрессией.

Методы исследования: изучение информационных источников, опрос, интервью с психологом.

Конечный продукт: буклет с набором упражнений по снятию агрессии.

Загрузка…

4″>Презентация «Исследование причин бессонницы у старшеклассников»

Образ жизни является одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье. Первостепенную роль в нем играет сон, являющийся основным и ничем незаменимым видом отдыха, способствующим восстановлению сил и энергоресурсов организма. Нарушение биологических…

Посмотреть работу

Исследовательская работа «Одиночество в подростковом возрасте»

Переживание чувства одиночества в юношеском возрасте остается довольно значимой темой психологических исследований. Этот возраст является сенситивным для развития готовности к личностному и профессиональному самоопределению. В юношеском возрасте потр…

Посмотреть работу

Проект «Психология разных возрастов»

К решению одинаковых проблем люди разных возрастов подходят по-разному, на почве чего зачастую возникают конфликты и недопонимания. Используя наш проект, люди смогут разбираться друг в друге и, исходя из характера каждого человека, находить подход к…

Посмотреть работу

Научно-исследовательская работа «Феномен преступности молодежи»

Ежегодно в России совершают преступления около 81% молодых людей. Не вызывает сомнений, что данная проблема является одной из основных в современном мире и России, в частности. Она не теряет своей актуальности, о ней рассуждают и беспокоятся миллионы…

Посмотреть работу

Мероприятие завершено

Агрессивное поведение и насилие подростков

Споры и разногласия иногда могут ощущаться как неотъемлемая часть семейной жизни, особенно в подростковом возрасте, когда часто хлопают дверью или даже пробивают дыры в стенах.

 

Борьба с агрессивным поведением подростков может быть сложной задачей для родителей . В некоторых семьях дело идет гораздо дальше, и родители подвергаются словесной или даже физической агрессии.

 

Хотя заманчиво записать это как просто этап , никто не должен мириться с таким обращением.

 

Ваш подросток:

— Быстро злится или выходит из себя?
-Они бушуют или становятся взрывоопасными?
-Бывают ли вспышки без причины?
— Ваш подросток капризный и осуждающий?
— Ваш подросток беспокоится или грустит?

 

Гнев — это эмоция , который довольно часто сложен для подростков, а иногда может быть ошеломляющим. Подросток, который не знает, как справляться с чувствами гнева, может испытывать сильное желание действовать непосредственно в соответствии с этими чувствами, даже если это подвергает риску их самих или других.

 

Как справиться с подростковым гневом и подростковой агрессией

 

1. Сохраняйте спокойствие до окончания бури.   Не принимайте это близко к сердцу. Как бы это ни было сложно, вполне вероятно, что гнев вашего подростка направлен не на вас, а выражает свое разочарование, поскольку считает, что его не слышат. Часто их гнев не имеет ничего общего с их родителями, это может быть что-то с другом или даже с их онлайн-жизнью. Важно не дать своему гневу станет вашим гневом , так как сильные чувства могут быть заразительны.

 

2. Пришло время внимательно слушать. Слушая гнев подростка, постарайтесь понять, что на самом деле скрывается за тем, что он говорит и чувствует . Хотя вы можете услышать: «Я тебя ненавижу! Оставь меня в покое!» попробуйте перефразировать это так: «Мне действительно больно, и я пытаюсь справиться с этим самостоятельно». Я чувствую, что ты мне не доверяешь!» Просто акт прослушивания их может помочь снизить эмоциональную температуру и вернуть комнату в равновесие.

 

3. Обучение навыкам преодоления гнева. Научите своего подростка навыкам адаптации . Изучение стратегий преодоления стресса, таких как медитация, глубокое дыхание и переоценка ситуации, — отличный способ справиться с чувством гнева и предотвратить его. Часто рекомендуется ежедневный режим упражнений, таких как ходьба, бег трусцой или даже йога или пилатес. Изучение способов управления своим гневом и стрессом принесет им пользу на протяжении всей их жизни.

 

Если у вашего подростка по-прежнему возникают проблемы с агрессией или вспышками гнева, возможно, пришло время обратиться за профессиональной помощью . Поиск психотерапевта, специализирующегося на работе с подростками, — ваш первый шаг.

 

Прочтите: Как поведенческая терапия помогает подросткам справиться с гневом.

Прочтите: 5 преимуществ лечебных школ-интернатов.

###

Если вы исчерпали свои местные ресурсы, а ваш подросток все еще борется с гневом, яростью и деструктивным поведением, свяжитесь с нами, чтобы узнать, как лечение в интернате может помочь вашей семье.

Инвалидность и безопасность: агрессивное поведение и насилие

Агрессивное поведение распространено среди молодежи, особенно детей младшего возраста.

Тем не менее, семьи и медицинские работники могут предпринять шаги, чтобы уменьшить насилие и агрессию. Некоторые примеры: сохраняйте спокойствие, хвалите хорошее поведение и работайте с врачом ребенка.

Примеры физической агрессии:

  • Укусы
  • Удар
  • Пинать

Примеры словесной агрессии:

  • Сказать «нет» правилам родителей или учителей
  • Кричать или кричать
  • Нецензурная брань

Гнев или разочарование малышей обычно реактивны или импульсивны в ответ на что-то, что с ними произошло, например, когда у них отобрали игрушку. По мере того, как дети растут и развивают более продвинутый язык, социальные навыки и способность к планированию, активное или запланированное агрессивное поведение может стать более распространенным явлением.

Агрессивное поведение, которое наносит ущерб объектам или людям или животным, считается насильственным поведением. Не всякое насилие происходит от физической агрессии; словесная агрессия также может причинить вред.

Дети с нарушениями развития

Большинство детей с нарушениями развития не более жестоки или агрессивны, чем другие дети. Тем не менее, некоторые дети могут испытывать сильное разочарование, связанное с их инвалидностью в развитии. Это разочарование иногда проявляется в агрессии или даже в самоповреждающем поведении, таком как удары головой или порезы на коже.

У других детей есть состояния, более непосредственно связанные с агрессивным поведением. Например, дети с оппозиционно-вызывающим расстройством часто раздражаются и злятся, спорят со взрослыми, чтобы получить контроль.

Существует множество причин, по которым дети с отклонениями в развитии могут иметь проблемы с агрессией. Важно помнить, что у всех бывают моменты, когда они расстраиваются или злятся, и детей следует учить, что разочарование — это нормально. Лучше всего попытаться понять причины агрессии и насилия. Знание этого поможет родителям и медицинским работникам работать над уменьшением проблем; Обучение ребенка способам справиться с фрустрацией должно быть частью этого плана.

Что мы можем сделать?

Родители

Не существует единого способа уменьшить агрессию и насилие у всех детей. Некоторые вещи, которые следует учитывать, — это возраст ребенка, его инвалидность и цели в семье. Вот несколько способов, которыми родители могут попытаться создать среду, в которой насилие и агрессия менее распространены.

  • Поговорим! Не применяйте агрессию или насилие сами.
  • Делайте все возможное, чтобы ваша домашняя жизнь была спокойной, поддерживающей и уважительной.
  • Если ваш ребенок ведет себя агрессивно, поощряйте альтернативное или конкурирующее поведение. Например, имейте под рукой блокнот для рисования или поиграйте в игру, требующую спокойного внимания ребенка, например, в «глазной шпион».
  • Обязательно хвалите хорошее поведение немедленно и часто.
  • Помогите ребенку выразить свои чувства. Говорить через свои эмоции помогает детям всех возрастов.
  • Вместе с ребенком разработайте стратегии его успокоения, когда он или она чувствует себя напуганным, злым или расстроенным.
  • Некоторым детям лучше заранее объяснить последствия плохого поведения. Важно, чтобы ребенок понимал последствия до того, как они будут применены.
  • После того, как вы установили последствия, применяйте их! Если плохое поведение не устраняется регулярно, оно может продолжаться или даже ухудшаться.
  • Обратите внимание, когда и где ваш ребенок проявляет наибольшую агрессию или насилие, и старайтесь избегать этих мест.
  • Расскажите лечащим врачам вашего ребенка как можно больше подробностей о поведении вашего ребенка. Он или она сможет дать советы и вместе с вами разработать план.
Медицинские работники

Медицинские работники помогают уменьшить или предотвратить агрессию и агрессивное поведение. В зависимости от ребенка, вот некоторые из наиболее распространенных способов:

  • Прямая терапия при симптомах, которые вызывают наибольшее ухудшение или наиболее неблагоприятный диагноз (например, синдром дефицита внимания/гиперактивность, агрессия или компульсии).
  • Предложите альтернативное обучение и другие программы, которые помогут лицам, осуществляющим уход, уменьшить агрессивность в их повседневной жизни.

Ресурсы

Набор инструментов для преодоления проблемного поведения от Autism Speaks содержит стратегии и ресурсы для преодоления проблемного поведения и поддержки вас и вашего близкого человека с аутизмом в трудных ситуациях.

http://www.autismspeaks.org/family-services/tool-kits/challenging-behaviors-tool-kitexternal icon

Веб-страница Центра травматизма, посвященная насилию среди молодежи, содержит информацию о видах насилия и стратегиях его предотвращения.

https://www.cdc.gov/ViolencePrevention/youthviolence/index.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts