В 6 или в 8? Когда идти ребёнку в первый класс. Новости образования
Не натаскивать, а готовить
— В каком возрасте можно идти в первый класс? – спросили мы педагога-психолога детсада № 27 посёлка Разумного Галину Кохан.
— С шести лет и шести месяцев, но не позже восьми – такой оптимальный возраст прописан в законе об образовании. Если ребёнку на 1 сентября на два-три месяца меньше, чем положено, но родители мечтают увидеть его первоклассником и противопоказаний по состоянию здоровья нет – они обращаются в территориальную комиссию при местном управлении образования. Там с помощью тестов и собеседования специалисты определят готовность ребёнка к школьному обучению, насколько безболезненно пройдёт адаптация. Но всё это носит рекомендательный характер.
— Какие могут быть сомнения, если дошкольник уже читает и пишет?
— Многие родители ошибочно считают это главным для успешной учёбы, натаскивая малыша с раннего возраста в обучающих группах. Но важна психологическая готовность, которая объединяет мотивационную, интеллектуальную, социально-коммуникативную.
— Каким должен быть будущий первоклассник?
— Ребёнок стремится в школу и понимает, что он идёт туда учиться, а не потому, что уже большой. В детском саду, в котором я работаю, с ребятами подготовительной группы мы ходим на экскурсии. Знакомимся с территорией, садимся за школьные парты, рассматриваем учебники, рабочие тетради. Ребёнок, который готов, воспринимает это с интересом. Психологически неподготовленный скажет: не хочу учиться, хочу играть.
Мотивационную готовность надо правильно формировать. Ребёнок негативно относится к учёбе, если она началась слишком рано. Я часто вижу двух пятилетних девочек, которых бабушка ведёт на занятия по подготовке к школе. Они кричат: «Не хотим идти!», а бабушка в ответ: «Вы должны, вам скоро в школу». Некоторые родители говорят: «Пойдёшь в школу, там тебе покажут…» Дети идут в первый класс с чувством тревожности, с убеждением, что это что‑то страшное.
Говорите о школе только положительно. Хорошо, если вы поделитесь интересными историями вашего школьного детства.Есть ряд тестов, которые определяют, какой у ребёнка преобладает интерес – познавательный или игровой. Если он не наигрался, можно с чистой совестью ещё год провести в детском саду или дома.
— Как проверить это родителям?
— Предложите почитать интересную книгу, а рядом положите игрушки. Если ребёнок внимательно слушает, то познавательный интерес есть. Если он начинает вертеться, не знает, чем занять руки, а через некоторое время предпочтёт любимую игрушку – преобладает игровой. Ребёнок со сформированным познавательным интересом задаёт десятки вопросов.
Первоклассники и их первый учитель / Фото: Юрий Коренько (архив)
Читайте также
В Шебекино обсудили возможность строительства школы самбо 26 Янв 2023 16:46
Временно уехавшие белгородцы пожаловались, что детей не берут на учёбу в московских школах 19 Янв 2023 13:13
Вячеслав Гладков согласовал проекты новой школы Белгорода и детского лагеря «Альтаир» 18 Янв 2023 17:13
В посёлке Северном под Белгородом планируют построить школу на 1 500 мест 17 Янв 2023 11:23
Проверить ребёнка и родителя
— Если он на многие вопросы уже знает ответы, можно ли говорить об интеллектуальной готовности?
— Развитый ребёнок и готовый к школе – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым его обучили: умение писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, развитие памяти, речи, восприятия. Ребёнок должен уметь обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь, обладать развитой слуховой памятью.
— Как это проверить самим?
— Есть простейшее упражнение. Назовите ребёнку десять слов, и пусть он повторит их. Дети с хорошей слуховой памятью называют не менее семи.
Ребёнок должен внимательно слушать, не отвлекаясь и не вертясь. Он знает: чтобы выполнить задание, надо приложить усилие, и это его не пугает, он не бросает дело на полпути. Он охотно и сосредоточенно в течение 15 минут занимается прописями, заданиями по развитию памяти, мелкой моторики – их сейчас немало в продаже.
— Где гарантия, что шестилетка, не желающий это делать, через год изменится?
— Как правило, за год организм созревает и у ребёнка появляется желание заниматься. Не стоит опережать развитие, если он идёт по своему индивидуальному пути. Этим грешат развивающие кружки, в которых детей заставляют делать то, до чего они по возрасту не созрели. Кроме того, обучение идёт на опережение и многим в первом классе становится неинтересно.
— Если неподготовленный дошкольник отстанет от своих одноклассников?
— Многим детям не нужны дополнительные занятия, они способны сами усвоить учебный материал. Как правило, боится школы не ребёнок, а его родители. Мама не готова отдать малыша в первый класс, она не уверена в его способностях – такое бывает нередко. Психологи рассказывают родителям о сильных сторонах их дошкольника, и неоправданные страхи просто растворяются.
— Приходится ли убеждать родителей, что учиться их отпрыску ещё рано?
— Да, бывает, что по нашей рекомендации дети проводят ещё один год в подготовительной группе. Как правило, речь идёт не только о несформированной мотивационной и интеллектуальной готовности, но и социально-коммуникативной. Это умение ребёнка строить отношения с другими детьми, выполнять требования учителя. От адаптации в школе зависит ощущение успешности своей личности у самого ребёнка, его самооценка.
Если вы сомневаетесь, стоит ли идти с шести лет в школу, обратитесь в территориальную комиссию при местных органах образования. Есть немало тестов готовности к начальному обучению. Используя их дома, вы увидите, справляется с ними ребёнок или испытывает затруднения. Во многих детсадах есть консультационные центры, где можно посоветоваться со специалистом. Их время работы указано на сайте садика.
Фото: Наталия Козлова
Позже – не значит лучше
— Есть родители, которые считают, что ребёнка надо отдавать в школу как можно позже.
— В основном они беспокоятся за самочувствие ребёнка, боятся, что смена коллектива приведёт к его частым болезням, – поясняет учитель начальных классов белгородской школы № 11 Людмила Немцева. – Поэтому практически в каждом моём классе были ученики, севшие за парту в восемь лет.
Если есть особенности здоровья, действительно, лучше посоветоваться с психологом и врачом. Бывает, приводят детей, которые пишут, читают, бойко отвечают на вопросы, но за год они так и не научились сидеть за партой и сосредоточенно выполнять задание. Если дети относительно здоровы, то даже начавшие обучение в шесть с половиной лет к концу года выравниваются со старшими одноклассниками.
Как сложится школьная жизнь у восьмилеток – во многом зависит от учителя. Они больше знают, умеют, поэтому на уроках скучают. Для них я готовлю дополнительный материал и всё время слежу, чтобы они постоянно были заняты. Если учитель этого не учтёт, у ребёнка уже в старших классах начальной школы появятся проблемы. Ведь с багажом, с которым он пришёл, легко учиться, но наступает момент, когда его не хватает, а привычка работать не сформирована.
Лично я сторонник обучения детей с шести с половиной лет. По нынешним федеральным стандартам мы учимся по щадящему режиму. Нет домашних заданий, учебники хранятся в школе, не надо носить тяжёлые ранцы, каждый день есть динамический урок. Как показывает практика, если соблюдать эти условия, то щадящий, комфортный режим позволяет всем детям вне зависимости от возраста и уровня подготовки к концу первого года обучения выровняться и достичь индивидуального порога побед. Но, решая вопрос, с какого возраста идти в школу, к каждому ребёнку надо подходить индивидуально.
Новости ВРФ
Во сколько лет отдать ребенка в первый класс — в 6 или 7 лет? Решать родителям — Чырвоны Кастрычнiк
Во сколько лет отдать ребенка в первый класс – в 6 или 7 лет, в какую отправить школу и какому первому учителю доверить свое чадо? Эти и другие вопросы не сходят с уст родителей, которые в этом году отправляют своих детей в первый класс. Они мечутся в растерянности, активно обсуждают, что лучше: сесть ребенку за парту в 6 лет, и не будет ли это слишком рано, или же в 7, когда может быть и поздновато? Бывает, что некоторым на 1 сентября не хватает до шестилетнего возраста пару месяцев, недель или дней. Но родители хотят, чтобы их сын или дочь пошли в школу вместе со своими ровесниками и не упускали учебный год. Как поступать в таком случае? Родительский лагерь разделяется: кто-то говорит: «Мой ребенок готов к учебе и в пять». Для других детей и в семь лет поход в начальную школу – испытание не из легких. Что думают по этому поводу специалисты и родители, которые в прошлом учебном году отправили своих детей в школу.
Игрушки заменят парты
В этом учебном году ожидается 147 первоклашек. Около ста мальчишек и девчонок пойдут в школы горпоселка, остальные дети впервые сядут за парты в сельской местности, рассказывает начальник отдела образования, спорта и туризма Октябрьского райисполкома Марина Балынская и уточняет:
– В кодексе об образовании Республики Беларусь прописано, что в первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 6 лет и более.
В настоящее время в Палате представителей рассмотрены изменения Кодекса об образовании. Среди них законодательно будет разрешено принимать на обучение детей и младше шестилетнего возраста. По заявлению родителей, если они считают, что их сын или дочь готовы к учебе, а также на основании медицинской справки о состоянии здоровья ребенка его зачислят в первый класс. Закон разрешает, но не обязывает отдавать детей в школу раньше времени. Тем более, школьная программа рассчитана на детей независимо от уровня их подготовки.
Поступить или повременить
Специалисты уверяют, что такие случаи, когда ребенку не хватает к началу нового учебного года шести лет, не редкость. Есть пятилетки, вполне готовы стать первоклассниками. Но есть и шестилетки, чьи родители по определенным причинам оттягивают школьный процесс еще на год. Взрослые жалеют малыша, считают, что он пока может воспринимать учебу всерьез, а вот самому ребенку, наоборот, хочется получать знания. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам, советует педагог-психолог районной гимназии Мария Русецкая, которые определят точно, готов ли ребенок к учебе физиологически, физически, психологически. Специалисты посоветуют, можно ли отправлять дошкольника в первый класс, или стоит все-таки повременить. Мария Николаевна продолжает:
– Умение писать, считать и читать – не показатель готовности к школе. Для успешного обучения ребенок должен быть готов к организации собственной деятельности. Это значит, что у него нет трудностей с удержанием внимания. К сожалению, это проблема не на последнем месте. Например, проехала пожарная машина, и все ребята, как один, смотрят в окно. Огромная проблема – мобильные телефоны. И без того шестилетке сложно сконцентрировать внимание на учителе или доске, а многие родители не понимают этого и отправляют ребенка в школу с телефоном. Из опыта скажу, что большинство детей не готовы идти в школу в 6 лет. И, как педагог-психолог, советовала бы родителям оценивать развитие ребенка, а, возможно, и отложить учебу еще на год. Своих детей я отправила в школу в 6 лет и сожалею об этом, хотя дочка умела и писать, и читать. А вот сын не был готов к школе, потому столкнулись с трудностями. Замечу, что шестилеток сложно вовлечь в процесс обучения, поскольку в этом возрасте им любопытно только то, что интересно самим детям. Немаловажно желание и самого ребенка. Главное, присутствие мотивации к обучению, а не то, что родители пообещали сыну или дочке купить что-нибудь за то, что он будет ходить в школу. Родители, наоборот, должны помогать, интересоваться, вовлекать, а не жить обещаниями. Впрочем, дошкольник должен быть полностью готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, а также способен принять роль школьника и приступить к учебе с желанием.
За знаниями с ровесниками
И все же, как лучше: раньше, в срок или позже? Однозначных ответов никогда не будет, высказывает свою точку зрения Марина Балынская. Но в любом случае нужно учитывать индивидуальные особенности будущих школьников, ведь учреждение образования предполагает собой то место, где ребенок должен высидеть на уроке и быть готов воспринимать материал. Для первоклашек бывает утомительно находиться за школьной партой целый урок. Родители начинают жалеть своих детей, но переживать по этому поводу не стоит, говорит мама, которая в прошлом году отправила шестилетнего сынишку в первый класс районной гимназии. Татьяна делится:
– Конечно, День знаний мы ожидали с большим нетерпением и даже с некоторым волнением. Ведь в первый класс мы первый раз отправляли своего сына. Прошлым летом Матвею исполнилось шесть лет, и вопрос отдать его в школу или повременить в нашей семье не стоял. Он активный, контактный ребенок. Детский сад посещает с двух лет. Нужно сказать, что дети обязательно должны ходить в дошкольное учреждение. Там малыши социализируются, привыкают к коллективу, учатся быть дисциплинированными. А вот ребенок, который растет дома с мамой, когда идет в школу, потом страдает. Ему там все чуждо, боязно. Мы, к счастью, с этим не столкнулись. Пошли в первый класс вместе со своими ровесниками постигать новое и сразу влились в коллектив. Правда, с мужем вначале думали, в какую школу отправить сына. Хотели в первую, поскольку там работает наша родственница, да и я сама училась в этом учреждении образования. Но пошли в гимназию по месту прописки, ближе к дому. И нисколько не жалеем. У нас замечательный учитель Антонина Михайловна Гудковская. Скажу, что от первого учителя зависит многое. Когда Матвей пошел в школу, умел считать только до десяти и знал лишь некоторые буквы. Писать не умел. Сейчас он пишет, считает до 100, читает. И это всего, по большому счету, за полгода. За это время изменения видны. Думаю, родители сами должны оценить развитие и возможности своего ребенка, и принять верное решение отдать в первый класс или оставить до следующего года.
В добрый путь
Как итог, можно сказать, что есть готовность конкретного ребенка к определенным условиям обучения с определенным учителем и школьным коллективом. Только учитывая индивидуальные особенности будущего первоклассника, можно легче начать новый жизненный этап под названием «школа». Начальник отдела образования, спорта и туризма Марина Балынская напоминает, что прием документов в учреждения образования района начнется с 12 июня и будет проводиться по 15 августа. Оформляться дети в первый класс будут по месту проживания. И тут возникают споры, ведь обстоятельства складываются разные. Например, старшие дети ходят в одну школу, а младшего нужно отправлять в другую. Конечно, такой вариант родителей не устраивает, поэтому они интересуются, могут ли дети из микрорайона, например, средней школы №2, претендовать на обучение в гимназии? Марина Самуиловна уточняет:
–Детей, проживающих в других микрорайонах, могут принять в школу не по месту прописки, но при условии наличия там свободных мест. В таком случае порядок приема будет следующим: с 12 июня по 15 августа родители пишут заявление с просьбой принять ребенка в первый класс. Оно будет зарегистрировано в специально отведенном журнале. Подать остальные документы – медицинскую справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка можно с 16 по 28 августа. Зачисление в первый класс на свободные места пройдет в порядке очередности подачи заявлений.
Наталья Евенко.
Фото автора.
В каком возрасте лучше всего идти в школу? Как насчет 7?
Реклама
- National
- Образование
Это было опубликовано 4 года назад
Мнение
от Pasi Sahlberg
5
,
Объявление
Один из самых больших вопросов, с которым сталкиваются родители, — это когда отправить ребенка в школу. В Австралии нужно учитывать множество факторов: готов ли ребенок, будет ли он/она самым младшим в классе, какая школа, можем ли мы позволить себе высокую плату за уход за ребенком, чем занимаются другие матери и отцы и так далее.
Решение о том, когда их дети должны пойти в школу, может быть трудным для родителей. Credit:Nick Moir
Как специалист по образованию, который скоро переедет в Сидней из Финляндии со своей семьей, двумя мальчиками в возрасте 3 и 6 лет, мы с женой очень скоро обсудим эти вопросы. Я знаю, что одна школа в Сиднее решила принимать только мальчиков, которые настроили 5. Но для меня данные и личный опыт из моей родной страны убедительно говорят в пользу того, что оптимальный возраст для начала обучения ребенка в системе формального образования 7.
Загрузка
Однако исследование также показывает, что до начала формального обучения дети получают больше пользы от игровой программы для детей младшего возраста, чем от формального школьного обучения. Дети в возрасте 4 и 5 лет более вовлечены и узнают больше в игровой среде, чем если бы они шли в школу в таком раннем возрасте.
Участвуя в построении системы образования в Финляндии и всю свою жизнь работая в области образовательной политики и исследований, я имел возможность изучать системы образования в Европе и во всем мире. Итак, учитывая, что мои собственные мальчики приедут в Сидней в конце этого года, и если бы у меня был чистый холст для проектирования входной дорожки в школу, что бы я сделал?
Есть три ключевых момента, которые я бы поставил на место. Во-первых, «система» должна быть разработана с точки зрения ребенка. Путь должен учитывать потребности каждого ребенка, а система должна быть достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к стадии развития и личным характеристикам всех детей. В Финляндии все образование находится в государственном управлении. Справедливость в образовании является ключевым фактором политики в области образования. Это качественное образование и низкая стоимость. Я бы взял эту модель.
Дети учатся социальным навыкам, творчеству и эмпатии во время игры. Credit:James Alcock
Во-вторых, до того, как начнется какое-либо официальное школьное обучение, я бы ввел универсальную систему раннего детства, в которой ребенок имеет право на игровую программу развлечений, физической активности и обучения. Этот тип взаимодействия имеет решающее значение, поскольку позволяет сосредоточиться на всестороннем развитии ребенка. Дети учатся социальным навыкам, творчеству, эмпатии и тому, как использовать свое воображение для обучения. Важным элементом является «готовность к школе», что означает готовность к школе для всех типов детей.
Третье, что я бы сделал, это начать формальное школьное обучение не раньше чем в 6 лет и спланировать первый класс таким образом, чтобы переход к формальному школьному обучению был плавным. Мы делаем это в Финляндии и других странах Северной Европы. Наш опыт показывает, что дети получают от этого пользу и очень рады начать «настоящую школу», в которой они будут учиться в течение следующих 11 или более лет.
Реклама
Австралийская школьная система построена на частых измерениях и проверках. В Финляндии нет национальных тестов. Единственный внешний экзамен, который должны сдать все учащиеся, — это аттестат зрелости в возрасте 18 лет. Отсутствие национального тестирования, такого как NAPLAN, освобождает родителей и детей от беспокойства о том, готов ли ребенок идти в школу или нет.
Нет никаких доказательств того, что раннее начало учебы или более продолжительный учебный день дают какие-либо преимущества. И для тех родителей, которые думают о том, чтобы намеренно отправить своего ребенка на второй год в школу, исследования также показывают, что это в основном имеет отрицательные стороны, такие как более высокий процент отсева и чувство стигмы и отчуждения. А ведь это очень дорогое средство.
Конечно, для переделки любой школьной системы не существует чистого холста. Но есть некоторые важные уроки из других школьных систем по всему миру. Для меня важнее всего сделать так, чтобы путь в школу был веселым и игровым опытом, разработанным с точки зрения детей. Также важно позволить школам адаптироваться к потребностям детей, а не работать по единой модели, подходящей для всех.
Паси Сальберг назначена профессором образовательной политики Университета Нового Южного Уэльса.
Загрузка
От наших партнеров
Загрузка 3-й личной рекламной рекламы
Загрузка 3-й стороны Содержание AD
Загрузка 3-й AD Содержимое AD
Загрузка Acdation AD
Реклама00.7-й Academic Acdemare Acdememan
Реклама
00
0000.
7-й. Year Olds
Период между 6 и 7 годами является одним из многих академических изменений для маленьких детей. Продвижение в обучении в этом возрасте означает открытие того, как сопоставлять знаки и символы (буквы и цифры) с понятиями (знать, что + означает сложение, или что -th произносится как /th/). Чем лучше дети понимают, как работают системы символов, тем больше они могут использовать математику и чтение для продвижения обучения, мышления и решения проблем. Одним из инструментов для продвижения обучения в каждой из этих областей является способность (независимо) формировать выводы, навык, который начинает проявляться к концу этого периода. Дети делают выводы, когда они объединяют предыдущие знания и информацию, доступную из текста или ситуации (например, используя подсказки в виде картинок или другие невысказанные «подсказки»), чтобы сделать выводы. Это позволяет детям выйти за рамки запоминания. Хотя даже дошкольники могут делать выводы, они не знают, как использовать эту способность в качестве инструмента для обучения, императивного академического навыка для продвижения вперед.
Когда дети полностью поступают в школу, они испытывают экспоненциальный рост по всем предметам, особенно по математике и чтению. Кроме того, их мелкая моторика и мышление сходятся, а их навыки письма существенно улучшаются по мере того, как они совершенствуются в использовании как прописных, так и строчных букв, а также в их способности предсказывать и описывать, что происходит дальше в последовательности или рассказе. Где-то между 6 и 8 годами дети превращаются в настоящих читателей. Они могут давать и следовать указаниям по перемещению по комнате или по карте. Они начинают различать оттенки значений и поэтому могут легче отличить факты от мнений. Чтобы поддержать это развитие, попробуйте эту онлайн-игру с фактами и мнениями или выставку Эвелин, где дети продвигаются в игре, правильно отвечая на вопросы.
Развитие математических навыков, как и навыков чтения, включает в себя понимание системы письменных символов (например, что «+» означает сложение). Дети используют свое концептуальное и лингвистическое развитие в математике и другими способами, будучи в состоянии применять такие термины, как «число после» или «десять до». Навыки оценки приходят онлайн, как и пропуск счета (счет 2, 5 и 10), что является прелюдией к обучению умножению. К 8 годам некоторые дети переходят от способности использовать однозначные числа к способности манипулировать двузначными числами. Большинство также учатся использовать подсчеты, читать по аналоговым часам, определять и считать монеты — все виды использования символического представления чисел. Кроме того, к 8 годам многие дети могут применять эти навыки для решения более сложных математических задач, таких как многоэтапные задачи. Они понимают понятие «нечетных» и «четных» чисел и могут представлять числа в числовой строке или с помощью письменных слов.
На научное мышление детей по-прежнему влияют их когнитивные способности. Например, в результате своего анимистического мышления (полагая, что животные думают и чувствуют, как люди), они могут предположить, что у червя есть ресницы. В то время как дети перерастут этот тип мышления самостоятельно, родители могут предоставить опыт, который подкрепит базовые знания их ребенка о животных. Вместо того, чтобы просто отвечать на вопросы ребенка или объяснять, почему он думает неправильно, позвольте ребенку самому обнаружить несоответствия.
Большинство шести- и семилетних детей начинают применять научное мышление, формулируя рудиментарные гипотезы, чтобы попытаться ответить на вопросы об их мире. Например, он может предложить покататься на снежках по склону, чтобы посмотреть, какие снежки меньше или больше быстрее. Дети также начинают лучше понимать причину и следствие. Чтобы получить более сложный опыт с этими навыками, попробуйте механическое мышление, связанное с этой кинетической скульптурой.
Когда дети привыкают к школе, их индивидуальный стиль обучения становится более очевидным. Как утверждает Говард Гарденер, интеллект — это не статичное, фиксированное понятие. Скорее, он утверждает, что существует множественный интеллект, восемь областей обучения, включая вербально-лингвистическую, математическо-логическую, пространственную, музыкальную, телесно-кинестетическую, внутриличностную, межличностную и натуралистическую. Таким образом, разные сильные и слабые стороны в обучении позволяют детям относительно легко или с трудом осваивать различные виды задач. Вы можете определить профиль обучения вашего ребенка здесь или здесь.
Стиль обучения может быть не единственным фактором, влияющим на то, насколько легко или сложно что-то дается ребенку. По мнению российского теоретика Льва Выготского, социальное взаимодействие с умелым наставником (которого он называет Более знающим Другим, которым может быть взрослый или опытный сверстник) играет ключевую роль в развитии ребенка.