Психическая активность: Психическая активность | это… Что такое Психическая активность?

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ БЕЛОКРОВИЕМ

||||||

ИСТОЧНИК:    Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2017. № 7. С. 52-54.
РАЗДЕЛ:    Психологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Еолян Анна Гамлетовна

Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия «психическая активность», критерии ее оценки у подростков, болеющих раком кроветворной системы. Выявляется символическая связь крови и жизненной энергии, которая стала основой для арт-терапевтической работы с подростками. Приводятся результаты изучения психической активности в группе исследуемых, в процессе лечения которых были использованы арт-терапевтические методы активного воображения, направленные на задействование внутренних ресурсов.

Ключевые слова и фразы: психическая активность, рак крови, энергия, арт-терапия, подросток, mental activity, blood cancer, energy, art therapy, adolescent

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: учеб. пособие. М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. 272 с.
  2. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 640 с.
  3. Курек Н. С. Дефицитарные нарушения психической активности: личность и болезнь [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/defitsitarnye-narusheniya-psikhicheskoi-aktivnosti-lichnost-i-bolezn (дата обращения: 10.08.2017).
  4. Рошаль В. М. Энциклопедия символов. М.: АСТ, 2008. 202 с.
  5. Хей Л. Л. Исцели себя сам. СПб.: Олма Медиа Групп; Олма-Пресс, 2006. 208 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru

Сферы и направления исследования активности

В связи с тем, что активность присуща всему живому и является cпособом адаптации и условием воспроизводства его различных видов, то тема активности, весьма значима для многих наук о человеке, и в том числе и для психологии.

Наиболее четко выделяются активности: психическая, когнитивная; умственная, интеллектуальная, творческая, познавательная, художественная, трудовая, поведенческая, которые, по мнению В.Д. Небылицына, «существенно зависят от уровня возбуждения, создаваемого в лобных структурах коры восходящими влияниями ретикулярной формации среднего мозга». В.Л. Хайкин в труде «Активность: характеристика и развитие» обобщил имеющуюся информацию по основным направлениям и сферам активности.

Одной из наиболее разработанных сфер является психическая активность. В исследованиях выдвинут ряд важных позиций при сопоставлении психической активности со свойством активированности, то есть с индивидуальным уровнем активации, выделенным Э.

А. Голубевой, что приобретает большое значение в познании активности в широкой ее представленности.

Активированность трактуется Э.А. Голубевой как «безусловно-рефлекторный баланс возбуждения и торможения, выражающийся в параметрах устойчивых характеристик разных людей по соотношению активирующих и инактивирующих влияний в их энцефалограммах». Характеристиками индивидуального уровня активации в работах Э.А. Голубевой и ее сотрудников служат ЭЭГ-показатели: альфа-комплекс, гармоники и амплитуда вертекс-потенциала. Названные показатели рассматриваются как природные особенности отдельных людей, определяющие у них уровень активированности.

Раскрывая нейрофизиологические предпосылки активности, исследователи (как Э.А. Голубева, так и Н.С. Лейтес, А.И. Крупное, Б.Р. Кадыров и В.Д. Мозговой, И.М. Палей, В.М. Русалов и др.) показали сложное отношение между природными особенностями, обусловливающими уровень активации, и психической активностью.
Так, Б.Р. Кадыров в своем исследовании выявил U-образную зависимость между ними, объясняемую сознательной, выработанной установкой на новизну в группе низкоактивированных лиц, которая обеспечивает достижение ими уровня высокоактивированных лиц, имеющих реальную тягу к «разнообразию».


Эти выводы, раскрывающие, в частности, источники, пути реализации и повышения активности, приобретают важное значение, ибо в целом многочисленные исследования психической активности позволили представить ее структуру, выделить отдельные компоненты, характеристики, понять их взаимосвязь.

Практически в любой ситуации жизнедеятельности человека проявляется когнитивная активность. Когнитивная активность имеет связь с важнейшими психологическими характеристиками человеческой активности. Эта активность предполагает получение когнитивного результата, переживаемого человеком как чувство удовлетворения от получения информации, как явление «инсайта» при решении проблемы, сопровождающегося положительными эмоциями, чувством удовлетворенности от самого процесса и его результата.

Лисина М.И., как исследователь умственной активности, считает, что центральное ядро умственной активности, имеющей более ограниченный объем, чем активность вообще или активность психическая, составляют когнитивные функции и процессы.

Д.Б. Богоявленская и И.А. Петухова определяют умственную активности как «потребность в мыслительной деятельности», а Н.С. Лейтес дает расширенную формулировку, указывая, что «умственная активность… во многом выражает природно обусловленную Потребность в умственных впечатлениях и умственных условиях». Причем простейшей формой умственной активности выступает, как установил Б.Р. Кадыров, стремление к разнообразию.

Н.С. Лейтес также пришел к выводу о сущности умственной активности как широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными.

Начиная с 60-70-х годов XX столетия, все тщательнее изучается еще более узкое понятие в ряду активности-психическая активность — умственная активность — понятие интеллектуальной активности, которая фактически выделяется и которым обусловлено направление исследования. Это понятие обозначает только мыслительную (а не вообще когнитивную) деятельность, да еще развертывающуюся в своеобразных условиях. Выдвижение и наиболее частой использование данного термина связано с работами Д.Б. Богоявленской. «Интеллектуальная активность, — по ее мнению, — является интегральным свойством некоторой гипотетической системы, основными компонентами (подсистемы) которой выступают интеллектуальные (общие умственные способности) и не интеллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности. При этом интеллектуальная активность не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности».

По данным М.Р. Гинзбурга, «интеллектуальная активность является адекватной единицей, отражающей процесс взаимодействия познавательных и мотивационных характеристик творчества в их единстве».

Творческая активность.  Понятие интеллектуальной активности теснейшим образом связано с явлением креативности, которая, по мысли Н.В. Пушкина, означает наиболее высокие формы этой активности. В данном русле изучается такая сфера, как творческая активность. Эта активность человека проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностыо, уникальностью. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. При первоначальном изучении творческой активности на основе самоотчетов деятелей искусств и науки (методы интроспекции) особую роль в ней отводили инсайту, внезапному озарению, вдохновению, приходящему на смену умственной активности.

Г. Уоллес рассмотрел четыре фазы творческого процесса:

  • подготовку;
  • созревание идеи;
  • озарение;
  • проверку.

Центральным звеном процесса считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата, что послужило доводом в пользу решающей роли подсознательных и иррациональных факторов в творческой деятельности. Однако экспериментальные исследования показали, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

В исследованиях творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации, увлеченности. В США наиболее эффективным методом стимуляции творческой активности считают метод «мозговой атаки» («брейн-шторминг») и синектику. При использовании мозговой атаки исходят из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализации этих барьеров добиваются разделением процессов генерирования идей и их критической оценки. Синектика предполагает актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.

Исследованиями Н.Н. Поддьякова, Н.П. Калошиной, Н.И. Лапина, В.В. Сазонова показана важная роль нормативных знаний в стимулировании творческой активности как детей-дошкольников, школьников, так и взрослых людей. Например, развитие творческих способностей в учебном процессе осуществляется при решении учебных задач (A. M. Матюшкин, В.В. Давыдов).

Познавательная активность. Особую сферу активности составляет познавательная активность. По утверждению М. И. Лисиной, познавательная активность занимает «структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной активности, то состояние, которое предшествует деятельности и Порождает ее». «Познавательная активность, — по ее мнению, — это потребность, уже отягощенная материей движения и слов, предвкушений и воспоминания». Включая в себя признаки интереса, развития внимания, готовности к действию, познавательная активность близка к понятиям любознательности, или любопытства, распространенных в англоязычной психологической литературе, где подчеркивается потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск.

Поведенческая активность. Значительное место в психологии отводится изучению поведенческой активности. Здесь особый интерес представляют работы Дмитрия Узнадзе и его учеников в рамках теории установки. Согласно данной теории, в зависимости от потребности предметной и социальной среды создается определенная установка, в соответствии с которой осуществляются три типа поведения. Под влиянием потребности и окружающей ситуации в данный момент времени может возникнуть импульсивное поведение. Дмитрий Узнадзе выделяет также принудительное поведение, вызванное принуждением со стороны других людей, социальной среды и направленное на удовлетворение потребностей групп, общества, других людей. Поведение такого типа протекает на сознательном уровне вследствие признания субъектом норм общественного поведения. Установка на реализацию такого поведения может формироваться мотивацией опасности или потребностью признания, причастности к обществу (группе).

Если поведение формируется при активном участии самой личности и человек принимает решение действовать в определенном направлении, то у него возникает установка на волевое поведение. Это поведение связано с удовлетворением личностно значимых потребностей, соответствующих ценностным ориентациям индивида социальным требованиям, с осознанием возможных результатов поведения. Волевому поведению предшествует и сопутствует интенсивная внутренняя активность.

Личностная активность. В качестве особой сферы выступает личностная активность. При ее изучении особое внимание уделяется формам, уровням проявления, зависимости от условий и характера осуществления деятельности, в которой она реализуется.

Установлено, в частности, что личностная активность характеризуется направленностью на достижение конечного результата, который должен привести к чувству удовлетворения от достижения намеченного, к чувству выполнения долга и утверждению себя в осуществляемой деятельности. Реализация личностной активности зависит от степени эффективной организации ситуаций, обеспечивающих возможности их соответствия уровню притязаний, потенциальным возможностям личности и внешним требованиям к результату.

Предметом устойчивого внимания выступает коммуникативная активность. Коммуникативная активность человека в окружающем его многомерном пространстве изучается на разном уровне и в разных формах ее проявления. Особый интерес она вызывает в связи с развитием информационных систем, включая Интернет, втягивающих человека в новые формы связей, ситуации диалога.Значительный опыт накоплен в этой сфере в плане изучения общения людей. Результатом общения как особой формы активности, по выражению Б.Ф. Ломова, является «не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми». Эта форма активности и ее динамика определяются социальными функциями людей, их положением в системе общественных и производственных отношений, ролью в той или иной общности людей, сложившимися в обществе писаными и неписаными правилами, нравственными, правовыми нормами и т.д.

Коммуникативная активность, непосредственная или косвенная (опосредованная), прежде всего через письменность и другие средства массовой коммуникации создает человеку условия для его социального, культурного, физического функционирования. Благодаря коммуникации человек осваивает опыт прошлого, существует в реальном социально-культурном пространстве настоящего, планирует будущее.

Коммуникативная активность проявляется в «субъект-субъектных» отношениях в виде содействия-противодействия, согласия-противоречия, сопереживания и т.п. Раскрытие механизмов, связей, смыслового содержания, структуры индивидуальных значений общения, взаимодействия становится важной задачей психологического исследования коммуникативной активности личности.

Так Б.Ф. Ломов выделяет три класса функций общения:

  • информационно-коммуникативную — охватывает процессы передачи и приема информации и связана с психологическим механизмом, определяющим активность субъектов, участвующих в этих процессах;
  • рефляционно-коммуникативную — проявляется во взаимной регуляции и коррекции поведения субъектов, участвующих в общении К процессах общения индивид может воздействовать на мотив, и на программу принятия решения, на выполнение отдельных действий, определяющих активность партнера. Регуляционно-коммуникативная функция общения приводит к активности субъекта, возникает на основе подражания, внушения, убеждения;
  • аффективно-коммуникативная функция общения — относится к эмоциональной сфере человека. В процессе общения людей изменяется их эмоциональное состояние, которое существенно влияет на уровень и направленность их активности.

Специальному анализу подвергается трудовая активность. Наиболее действенная в преобразовании окружающей среды трудовая активность приводит не только к изменениям в окружающей среде, но и вызывает изменения в самом субъекте. Она не может происходить без участия интеллектуальных, мыслительных процессов планирования и контроля, разрешения проблемных ситуации. В производстве, в любой операции, которую может выполнять автомат, машина, механизм, где не требуется непосредственное участие человека, опосредованно все равно проявляется как активность творца тех автоматов, машин, механизмов.

Трудовая активность представляет собой необходимое состояние и определяющую характеристику любой профессиональной деятельности (являющейся в свою очередь характеристикой и состоянием трудовой), деятельности социально значимой, обеспечивающей основания воспроизводства жизнедеятельности человека, изменения, самоизменения его самого. Поэтому здесь возникает ряд специфических проблем, решение которых предполагает дифференцированный подход к профессиональной деятельности как особой трудовой и одновременно при выделении Общих характеристик трудовой активности в ее психологических и измерениях.

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр): При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.

А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость «различать обычно отождествляемые два понятия (и термина):

  1. социальное;
  2. общественное.

Всегда связанное с природным социальное — это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же — это не синоним социального, а более конкретная — типологическая — характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.».

Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей.

Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А. С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность». Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.

Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, И стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, — это и есть социальная активность». Когда говорят об активности личности, то имеют Миду «меру участия в общественно-трудовой жизни», — утверждает А.Г. Ковалев.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом — Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности.

Особую сферу активности составляет надситуативная активность, специально вычлененная и обоснованная В.А. Петровским. По его мнению, «в актах выхода субъекта за рамки ситуации через преодоление обусловленных ею ограничений, иначе говоря, в явлениях надситуативной активности, с отчетливостью выступает момент движения деятельности, то есть то, что мы обозначаем как собственно активность субъекта».

Особенности надситуативной активности изучались В.А. Петровским в явлениях «бескорыстного» риска, альтруистического проведения, «сверхнормативности» в коллективной деятельности и прочее.

Влияние умственной деятельности на здоровье

  • Положительное влияние умственной деятельности
  • Когниция и умственная стимуляция
  • Моторные образы и спортивная подготовка
  • Депрессия и умственная стимуляция
  • Дети и умственная стимуляция
  • Будущие исследования умственной стимуляции и ее эффектов
  • Как реализовать собственную ментальную тренировку


Положительные эффекты умственной деятельности

От начала жизни до конца, умственная деятельность является важным аспектом жизни. Защитные, эмоциональные, физические, психологические и неврологические эффекты , стимулирующие ум , широко распространены. Умственная деятельность или неврологическая стимуляция могут быть описаны как все, что стимулирует, активизирует или обогащает ум. Стимуляция может быть обеспечена изнутри мыслью или извне из окружающей среды. Образование, профессия, социальная деятельность и досуг — все это важные факторы, способствующие умственной стимуляции.

Умственная деятельность увеличивает приток крови, кислорода и питательных веществ к мозгу. Он также действует как сигнал, который способствует экспрессии нейротрофического фактора роста головного мозга (BDGF). BDGF является защитным химическим веществом, которое вызывает рост и выживание нейронов. Важность BDGF была определена в ходе нокаут-исследований. Нокаутные исследования — это исследования, проводимые на животных, обычно на крысах, где определенный физиологически важный элемент, такой как химическое вещество, рецептор или фермент, «выбивается» из животного посредством генетических манипуляций. Эти исследования позволили ученым определить влияние отсутствия определенного вещества на животное. В этом случае они обнаружили, что без BDGF обучение и внимание ухудшаются, потому что снижается передача между нейронами (известная как синаптическая пластичность). Было обнаружено, что синаптическая пластичность увеличивается уже после нескольких недель умственной стимуляции.


Когниция и умственная стимуляция

Очевидно, что умственная деятельность становится безопасной и эффективной стратегией задержки ухудшения и ухудшения когнитивных функций. Познание относится к мышлению. Когнитивное снижение Таким образом, это процесс снижения нормальных моделей мышления и скорости. Снижение когнитивных функций — это процесс старения, связанный с деменцией.

Деменция заболеваемость в значительной степени связана с умственной стимуляцией; чем сильнее умственная стимуляция, тем ниже риск развития деменции. Риск развития деменции на 46% ниже у людей, которые используют высокий уровень умственной активности, по сравнению с людьми, которые, как считается, используют низкий уровень умственной активности.

Данные свидетельствуют о том, что риск развития деменции существенно поддается изменению даже в пожилом возрасте. Было показано, что умственная стимуляция или «тренировка» когнитивных функций полезна для обеспечения защитного и стойкого неврологического эффекта при использовании всего лишь в течение 3 месяцев в позднем возрасте (старше 60 лет). Когнитивные программы, которые использовались для достижения этого когнитивного эффекта, включают:

  • Тренировка рассуждений: Тренировка рассуждений — это тест на логику. При некоторых нейропсихологических состояниях нарушается мышление человека. Обучение рассуждению — это программа, которая учит человека делать выводы на основе предыдущих данных. Рассуждение начинается довольно просто и переходит в более сложные задачи. Примером простой задачи, требующей логических рассуждений, может быть сестра Салли, родившаяся в 1990 лет, через год после рождения Салли, а брат Салли родился за 2 года до Салли. Сколько лет брату Салли?
  • Задания на память: Задания на память — это, как следует из названия, задания, проверяющие память человека. Примером задачи на память может быть задача на семь цифр, когда тестер читает числовую последовательность из 7 цифр и просит повторить их по порядку.
  • Задания на внимание: Задания на внимание — это задания, которые проверяют способность человека обращать внимание на важную информацию и игнорировать неважную информацию.
  • Задания на обработку информации: Задания на обработку информации проверяют способность человека обрабатывать информацию. Примером задачи обработки информации является задача, в которой тестер читает числовую последовательность, оставляя короткое место для ответа между каждым числом. Испытуемый должен добавить «2» к первому прочитанному числу и дать свой ответ. Затем человек должен сохранить этот номер, на который он только что ответил, и добавить его к следующему номеру, который вызывает тестер, и так далее.
  • Решение проблем: Решение проблем проверяет способность человека решить поставленную перед ним проблему. Проблемы требуют рассуждений и логики для решения. Решение проблем может включать в себя «головоломки» или головоломки от простых до сложных.

Было предложено множество теорий относительно этих защитных эффектов умственной стимуляции. Деменция и снижение когнитивных функций могут быть связаны с когнитивными «запасами» человека. Соответственно, люди, которые могут более эффективно использовать свой мозг, используя различные стратегии решения проблем и мозговые сети, с большей вероятностью создадут лучший «магазин» в течение жизни и, следовательно, будут иметь меньший риск слабоумия.

Обогащение умственной деятельности также вызывает усиление синаптогенеза, при этом синаптические связи увеличиваются на 50-100%. Поскольку у пациентов с деменцией плотность синапсов снижена, предполагается, что этот эффект оказывает значительное влияние на когнитивную защиту, обеспечиваемую стимуляцией.

Сложные ситуации решения проблем не являются единственным вариантом для обогащения и умственной стимуляции, даже досуга достаточно, чтобы стимулировать стойкие умственные эффекты. В некоторых исследованиях было обнаружено, что риск деменции снижается на целых 50% для тех, кто регулярно занимается досугом, например, искусством, ремеслами и соревновательными видами спорта. Даже легкие виды досуга могут снизить риск развития деменции на 33%.


Воображение движений и спортивная тренировка

Воображение движений — это тип умственной стимуляции, который включает в себя фокусировку и воображение двигательных действий. Техника воображения движений используется в программах спортивных тренировок, чтобы помочь спортсменам визуализировать двигательные навыки, которые они должны использовать в своем виде спорта.

Теория, лежащая в основе воображения движения, заключается в том, что умственное планирование и предвкушение перед событием помогают мысленно подготовить спортсмена как умственно, так и физически. Моторные образы вызывают физиологические реакции вегетативной нервной системы, включая выброс адреналина, повышение частоты сердечных сокращений и артериального давления.

Кроме того, было высказано предположение, что этот метод может помочь в реабилитации после инсульта или других заболеваний, влияющих на подвижность, таких как рецидив рассеянного склероза. Физиологические реакции, вызванные образами, связаны не только с физической подготовкой к деятельности, но и с эмоциональной подготовкой. Внимание, возбуждение и механизмы обучения — все это реакции, которые активируются во время двигательных образов.

 


Депрессия и психическое возбуждение

Депрессия является частым следствием отсутствия умственной активности. Эффекты умственной стимуляции имеют постепенный эффект. Активация разума усиливает физиологические реакции мозга, вызывая приток кислорода, крови и питательных веществ. Без активации этих механизмов нейроны в конечном итоге начнут уменьшаться, как и мозг. Эти неврологические эффекты перетекают в психологические эффекты, такие как скука и депрессия.


Дети и умственная стимуляция

Важность умственной стимуляции может быть наиболее очевидной для детей. Дети, которые не получают достаточной стимуляции в первые 5 лет жизни, предрасположены к трудностям в обучении, внимании, поведении и речи в более позднем возрасте. Дети из семей с ограниченными возможностями получать здоровую степень умственной стимуляции и питания будут испытывать неудобства в первые годы обучения и на протяжении всей школьной карьеры. Кроме того, уровень антиобщественного поведения, плохих заработков и преступной деятельности выше среди детей из социально неблагополучных семей, где это может иметь место.

Доказано, что программы дошкольного образования, социальные взаимодействия, взаимодействие родителей и детей и посещения учителей положительно влияют на будущее образование, снижают процент отсева из средней школы и снижают количество насильственных арестов.

Было показано, что ранний опыт, положительный или отрицательный, в жизни ребенка оказывает значительное влияние на функцию и структуру его мозга. Окружность головы зависит от факторов окружающей среды в раннем возрасте, поскольку максимальная окружность достигается в период полового созревания. Хотя подобное архитектурное развитие мозга в значительной степени определяется генетикой и питанием, стимулирующая среда дает ребенку возможность оптимально расти и учиться. Дети должны быть подвержены широкому спектру социальных и экологических стимулов с самого раннего возраста.


Будущие исследования умственной стимуляции и ее эффектов

По мере старения населения потребность в рентабельных методах снижения скорости снижения когнитивных функций будет становиться все более и более необходимой. Чтобы лучше реализовать программы «тренировки» умственной деятельности, будет полезно понять, как долго длится эффект умственной стимуляции после того, как стимуляция уменьшилась.

Изучение перекрестного эффекта умственной стимуляции также было бы очень полезным направлением исследований. Был задан вопрос о том, работают ли вместе различные типы умственной стимуляции, например, социальная или образовательная стимуляция, для получения положительных эффектов, или разные типы умственной стимуляции проявляют разные неврологические эффекты?

Более четкие ответы на приведенные выше вопросы позволят психологам и врачам адаптировать учебные программы, чтобы они лучше подходили людям как для борьбы с существующими проблемами обучения и психологическими проблемами, так и для предотвращения снижения когнитивных функций.


Как реализовать собственную ментальную тренировку

Стоит использовать любую возможность, чтобы убедиться, что ваш разум активен. Постоянное участие в деятельности, которая вам нравится, социальный опыт и различные стимулы из окружающей среды будут иметь много преимуществ для вашего психического и неврологического благополучия. Попробуйте ставить перед собой задачи на работе или в школе, это поможет вам оставаться сосредоточенным и заинтересованным. Обязательно делайте перерыв и в обеденное время, чтобы разнообразить получаемую вами стимуляцию окружающей среды.

 

Дополнительная информация

Для получения дополнительной информации о здоровье мозга, включая питание и физические упражнения, см. раздел «Здоровье мозга».

 

  1. Сондерс Миннесота. Физиология скуки, депрессии и старческого слабоумия. Медицинские гипотезы. 1996: 46(5):463-6.
  2. Валенсуэла М., Сачдев П. Могут ли когнитивные упражнения предотвратить начало деменции? Систематический обзор рандомизированных клинических испытаний с лонгитюдным наблюдением. Am J Гериатр Психиатрия. 2009 г.; 17(3):179-87.
  3. Валенсуэла МЮ. Мозговой резерв и профилактика слабоумия. Curr Op психиатрия. 2008 г.; 21: 296-302.
  4. Майерс Д.Г. Психология 7-е издание. Нью-Йорк: издательство Worth Publishers; 2003.
  5. Оиси К., Маэсима Т. Активность вегетативной нервной системы при воображении движений у спортсменов. Дж. Клин Нейрофизиол. 2004 г.; 21(3):170-9.
  6. Гвинн К., Блик Б.А., Даффи Г.М. Пилотная оценка программы раннего вмешательства для детей из групп риска. J Pediatr Chil Health. 2009 г.; 45:118- 24.

Весь контент и средства массовой информации в блоге HealthEngine создаются и публикуются в Интернете только в информационных целях. Он не предназначен для замены профессиональной медицинской консультации, и на него нельзя полагаться как на медицинский или личный совет. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному специалисту в области здравоохранения по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно вашего здоровья или состояния здоровья. Никогда не пренебрегайте советом медицинского работника и не откладывайте его поиск из-за того, что вы прочитали что-то на этом веб-сайте. Если вы считаете, что у вас может возникнуть неотложная медицинская помощь, позвоните своему врачу, обратитесь в отделение неотложной помощи ближайшей больницы или немедленно позвоните в службу неотложной помощи.

13 способов улучшить память, внимание и умственные способности

Мозг участвует во всем, что мы делаем, и, как и любая другая часть тела, о нем тоже нужно заботиться.

Тренировка мозга для улучшения памяти, концентрации или повседневных функций является главным приоритетом для многих людей, особенно в пожилом возрасте. Тем не менее, люди всех возрастов могут извлечь пользу из включения в свою повседневную жизнь нескольких простых упражнений для мозга, которые мы рассмотрим более подробно в этой статье.

Исследования показали, что существует множество способов отточить остроту ума и помочь мозгу оставаться здоровым, независимо от вашего возраста. Выполнение определенных упражнений для мозга, которые помогут улучшить вашу память, концентрацию и внимание, может сделать повседневные задачи более быстрыми и легкими, а также сохранить остроту вашего мозга, когда вы станете старше.

Давайте подробнее рассмотрим 13 упражнений, основанных на фактических данных, которые обеспечивают максимальную пользу для развития мозга.

Собираете ли вы Эйфелеву башню из 1000 деталей или соединяете 100 деталей, чтобы сделать Микки Мауса, сборка пазла — отличный способ укрепить свой мозг.

Исследования показали, что сбор пазлов задействует несколько когнитивных способностей и является защитным фактором зрительно-пространственного когнитивного старения. Другими словами, собирая пазл, вы должны смотреть на разные части и выяснять, как они вписываются в общую картину. Это может быть отличным способом бросить вызов и тренировать свой мозг.

Когда вы в последний раз играли в карты? Исследователи, проводившие в 2015 году исследование умственной стимуляции взрослых, говорят, что быстрая карточная игра может привести к увеличению объема мозга в нескольких областях мозга. То же исследование также показало, что игра в карты может улучшить память и навыки мышления.

Попробуйте выучить одну из этих проверенных карточных игр:

  • пасьянс
  • бридж
  • джин рамми
  • покер
  • червы
  • безумно богатый2 словарь восьмерок
90 . Но знаете ли вы, что вы также можете превратить быстрый урок словарного запаса в стимулирующую игру для мозга?

Исследования показывают, что в словарных задачах участвует гораздо больше областей мозга, особенно в тех областях, которые важны для зрительной и слуховой обработки. Чтобы проверить эту теорию, попробуйте выполнить упражнение, повышающее когнитивные способности:

  • Держите при себе блокнот, когда читаете.
  • Запишите одно незнакомое слово, затем посмотрите его определение.
  • Попробуйте произнести это слово пять раз на следующий день.

Центры по профилактике и контролю заболеваний отмечают, что изучение новых танцевальных движений может повысить скорость обработки информации и память вашего мозга. Другими словами, сделайте движение на танцполе, и ваш мозг скажет вам спасибо.

Хотите проверить? Попробуйте одно из этих танцевальных занятий:

  • Запишитесь на уроки сальсы, чечетки, хип-хопа или современного танца.
  • Попробуйте зумбу или джазовую гимнастику.
  • Посмотрите онлайн-видео с забавными танцевальными движениями, которые вы всегда хотели выучить.
  • Бери партнера и учись бальным танцам.
  • Собери друзей и отправляйся танцевать.

В отчете об исследованиях за 2015 год говорится, что использование всех ваших органов чувств может помочь укрепить ваш мозг.

Чтобы дать тренировку своим чувствам и мозгу, попробуйте выполнять действия, которые одновременно задействуют все пять ваших чувств. Вы можете попробовать испечь печенье, посетить фермерский рынок или посетить новый ресторан, сосредоточившись на обонянии, осязании, вкусе, зрении и слухе одновременно.

Изучение нового навыка — это не только весело и интересно, но и может помочь укрепить связи в вашем мозгу.

Исследования 2014 года также показывают, что изучение нового навыка может помочь улучшить функцию памяти у пожилых людей.

Есть ли что-то, чему вы всегда хотели научиться? Возможно, вы хотели бы знать, как отремонтировать свой автомобиль, использовать определенную программу или покататься на лошади? Теперь у вас есть еще одна веская причина изучить этот новый навык.

Один из лучших способов расширить свое обучение — научить навыкам другого человека.

После того, как вы изучите новый навык, вам нужно попрактиковаться в нем. Чтобы научить этому кого-то другого, вам нужно объяснить концепцию и исправить все ошибки, которые вы допустили. Например, научитесь махать клюшкой для гольфа, а затем научите друга шагам.

Хотите простой способ развить творческие способности мозга? Ответ может заключаться в том, чтобы включить музыку.

Согласно исследованию 2017 года, прослушивание веселых мелодий помогает найти более инновационные решения по сравнению с тишиной. Это означает, что включение хорошей музыки может помочь улучшить ваше творческое мышление и умственную силу.

И если вы хотите научиться играть музыку, сейчас самое время начать, потому что ваш мозг способен осваивать новые навыки в любой момент вашей жизни. Вот почему вы никогда не будете слишком стары, чтобы начать играть на таком инструменте, как пианино, гитара или даже барабаны.

Не зацикливайтесь на повседневных задачах. Вместо этого будьте готовы попробовать новые способы делать то же самое.

Каждую неделю выбирайте другой маршрут, чтобы добраться до работы, или попробуйте другой вид транспорта, например, ездите на велосипеде или пользуйтесь общественным транспортом вместо автомобиля. Ваш мозг может извлечь выгоду из этого простого изменения, и вы можете быть удивлены тем, насколько легко изменить свое мышление.

Ежедневная медитация может успокоить ваше тело, замедлить дыхание и уменьшить стресс и беспокойство.

Но знаете ли вы, что это также может помочь улучшить вашу память и увеличить способность вашего мозга обрабатывать информацию?

Найдите тихое место, закройте глаза и по пять минут медитируйте каждый день.

Обзор исследований, проведенных в 2012 году, убедительно доказал многочисленные когнитивные преимущества способности говорить более чем на одном языке.

Согласно многочисленным исследованиям, двуязычие может способствовать улучшению памяти, улучшению зрительно-пространственных навыков и повышению уровня творчества. Свободное владение несколькими языками также может помочь вам легче переключаться между разными задачами и отсрочить начало возрастного умственного упадка.

Хорошая новость заключается в том, что никогда не поздно пожинать плоды изучения нового языка. По мнению исследователей, вы можете улучшить свою память и улучшить другие умственные функции, изучая новый язык в любой момент своей жизни.

Ни для кого не секрет, что занятия тай-чи могут принести пользу вашему здоровью во многих отношениях, включая психическое здоровье. Кроме того, это также может помочь вам сосредоточиться, когда жизнь кажется неуравновешенной.

Регулярная практика тай-чи может помочь уменьшить стресс, улучшить качество сна и память. Исследование 2013 года показало, что длительная практика тай-чи может вызывать структурные изменения в мозге, что приводит к увеличению его объема.

Новичкам лучше всего ходить на курсы по изучению различных движений. Но как только вы освоите основы, вы сможете заниматься тай-чи где угодно и когда угодно.

В следующий раз, когда вы будете общаться с кем-то, обратите внимание на четыре вещи о нем. Может быть, вы заметили цвет их рубашки или брюк. Они в очках? Есть ли на них шляпа, и если да, то какая? Какого цвета у них волосы?

Как только вы решите, что нужно помнить, сделайте мысленную пометку и вернитесь к ней позже в тот же день. Запишите, что вы помните об этих четырех деталях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts