Психические функции это в психологии: Психическая функция | это… Что такое Психическая функция?

Тезаурус: Психология развития ребенка

Базовые понятия, связанные с особенностями социально-эмоционального развития ребенка.

Еще больше материалов на тему «Психология развития ребенка» вы найдете в нашей библиотеке. Подборка из статей, видеолекций, мультфильмов, интервью, тестов, списков полезной литературы подготовлена для вас нашим фондом в сотрудничестве с сайтом «ПостНаука».


Тезаурус: Психология развития

В рамках проекта «Психология развития: как дети учатся понимать эмоции и управлять ими», подготовленного совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», мы подобрали базовые понятия, связанные с особенностями социальноэмоционального развития ребенка. Психология развития Психология развития (или возрастная психология) — отрасль психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере взросления. Психология развития исследует человека, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы.

Раздел науки состоит из трех подразделов: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. 

Высшие психические функции

Высшие психические функции — это сложноорганизованные психофизиологические процессы. Понятие введено психологом Львом Семеновичем Выготским, в дальнейшем его разрабатывали Александр Романович Лурия, Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин. Выготский выделял натуральные психические функции, формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются под влиянием социокультурной среды в процессе взаимодействия между ребенком и взрослым на основе натуральных психических функций. 

К высшим психическим функциям традиционно относят воображение, память, мышление. Но в последнее время говорят также об эмоциональности, телесности как высших психических функциях.

 

Мышление — это познавательная деятельность человека, результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании представлений, идей, образов объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств. Память — это понятие, которое означает сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. 

Важной особенностью этих сложных психических процессов является опосредованность. Основное средство опосредования высших психических функций — речь.

Речь

Речь — это вид деятельности человека, при котором он использует средства языка для общения с другими людьми. Под речью понимают как процесс говорения, так и его результат. Благодаря речи человек не ограничивается личным опытом, ему доступен опыт многих других людей.

 

Интеллект

Интеллект — это устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллект позволяет человеку решать различные задачи и адаптироваться в обществе. Выделяют различные виды интеллекта, каждый из которых обычно является способностью решать задачи определенного типа.

Эмоции

Эмоции — это особый вид психических процессов человека, которые проявляются в переживании событий в течение жизни. Эмоции возникают в процессе практически любой активности человека и выполняют оценочную, коммуникативную, сигнальную, информирующую и другие функции. Выделяют базовые эмоции, которые присущи всем людям в разных культурах: радость, отвращение, страх, удивление и другие.

Иногда эмоциями называют чувства, но у них более сложная природа и структура: гордость, вина, зависть, достоинство, любовь и ненависть. Есть сложные чувства, которые требуют соединения нескольких компонентов, к ним относится гордость. Если человек испытывает две противоположные эмоции или два противоположных чувства одновременно, то говорят об их амбивалентности. Радость и грусть — в одной ситуации, по поводу одного и того же объекта.

Модель психического

Модель психического — система представлений о внутреннем мире, об устройстве психической жизни человека, она позволяет понимать свои психические состояния и психические состояния других. Под психическими состояниями понимают мысли, намерения, эмоции, чувства, убеждения. Мы не узнаем точно, о чем думает другой человек, но можем строить предположения. Такие предположения — это модели психического состояния других людей.

Эмоциональный интеллект

Это способность человека понимать свои эмоции, распознавать намерения и мотивацию других людей, способность управлять эмоциями и использовать их в решении практических задач. Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта есть тест Мейера — Сэловея — Карузо, тест Дэниела Гоулмана, модель социального интеллекта Рувена Бар-Она.

Привязанность

Привязанность — это характеристика эмоциональных отношений между человеком и людьми, к которым он испытывает симпатию, преданность. У ребенка возникает привязанность к матери или человеку, который за ним ухаживает, а затем к другим воспитателям. Привязанность указывает на доверие ребенка к миру. Формирование привязанности завершается ближе к году. Выделяют безопасный, небезопасный и тревожный типы привязанности. 

Эмпатия 

Эмпатия — это способность понимать и эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно выделяют два компонента эмпатии: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент помогает понять состояние другого человека и причину его чувств. Эмоциональный компонент эмпатии связан с тем, что ты в определенной степени начинаешь испытывать те же чувства, что и другой человек, а также откликаешься с сочувствием, заботой, жалостью или даже гневом на переживание другого.

Копинг

Копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом, трудными ситуациями. Выделяются когнитивные, эмоциональные, продуктивные и непродуктивные стратегии. Дети учатся таким стратегиям постепенно. Копинг-поведение помогает преодолеть негативные переживания и приступить к поиску решения проблемы, например избегание или поиск социальной поддержки. 


Читать статью на сайте Постнауки.

Еще больше материалов на тему «Психология развития ребенка» вы найдете в нашей библиотеке. Подборка из статей, видеолекций, мультфильмов, интервью, тестов, списков полезной литературы подготовлена для вас нашим фондом в сотрудничестве с сайтом «ПостНаука».

#психология развития #ПостНаука #социально-эмоциональное развитие #универсальные компетентности #4К #навыки XXI века #дети #воспитание #психология развития ребенка

Назад

www.

Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Библиотека иллюстраций ICF

Библиотека иллюстраций ICF
Библиотека иллюстраций ICF на английском языке
ФУНКЦИИ ТЕЛА

ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
специфические психические функции

б140 б144 б147 б152 б156 б160 б164 б167
Функции внимания Функции памяти Психомоторные функции Эмоциональные функции Функции восприятия Мыслительные функции Когнитивные функции более высокого уровня Психические функции языка
Специфические психические функции концентрации внимания на внешнем раздражителе или внутреннем опыте в течение необходимого периода времени. Специфические умственные функции регистрации и хранения информации и ее извлечения по мере необходимости. Специфические психические функции контроля над моторными и психологическими событиями на уровне тела. Специфические психические функции, связанные с чувственными и аффективными компонентами психических процессов. Специфические психические функции распознавания и интерпретации сенсорных раздражителей. Специфические психические функции, связанные с мыслительным компонентом ума. Специфические психические функции, особенно зависящие от лобных долей головного мозга, в том числе сложное целенаправленное поведение, такое как принятие решений, абстрактное мышление, планирование и выполнение планов, умственная гибкость и принятие решения о том, какое поведение уместно при определенных обстоятельствах; часто называют исполнительными функциями. Специфические психические функции распознавания и использования знаков, символов и других компонентов языка.
б172 б176 б180 б189
Расчетные функции Психическая функция последовательности сложных движений Опыт функций себя и времени Специфические психические функции, другие уточненные и не уточненные
Специфические психические функции определения, приближения и манипулирования математическими символами и процессами. Специфические психические функции последовательности и координации сложных целенаправленных движений. Специфические психические функции, связанные с осознанием своей личности, своего тела, своего положения в реальности своего окружения и времени.
Авторские права на иллюстрации принадлежат TAI TAKAHASHI, Международному университету здравоохранения и социального обеспечения.

Библиотека иллюстраций ICF

Библиотека иллюстраций ICF
Библиотека иллюстраций ICF на английском языке
ФУНКЦИИ ТЕЛА

ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
глобальные психические функции

б110 б114 б117 б122 б126 б130 б134 б139
Функции сознания Функции ориентации Интеллектуальные функции Глобальные психосоциальные функции Функции темперамента и личности Энергетические и приводные функции Функции сна Общие психические функции, другие уточненные и не уточненные
Общие психические функции состояния сознания и бдительности, включая ясность и непрерывность бодрствования Общие психические функции познания и установления своего отношения к себе, другим, времени и своему окружению. Общие психические функции, необходимые для понимания и конструктивной интеграции различных психических функций, включая все когнитивные функции и их развитие на протяжении жизни. Общие психические функции по мере их развития на протяжении жизни необходимы для понимания и конструктивной интеграции психических функций, ведущих к формированию навыков межличностного общения, необходимых для установления взаимных социальных взаимодействий с точки зрения как значения, так и цели. Общие психические функции конституциональной предрасположенности индивидуума реагировать определенным образом на ситуации, включая совокупность психических характеристик, отличающих индивидуума от других. Общие психические функции физиологических и психологических механизмов, которые заставляют человека настойчиво двигаться к удовлетворению определенных потребностей и общих целей. Общие психические функции периодического, обратимого и выборочного физического и психического отчуждения от ближайшего окружения, сопровождающегося характерными физиологическими изменениями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts