Психические процессы человека: Психические процессы — Психологос

Содержание

Карта сайта

Карта сайта
  • О компании
    • Информация о компании
    • История
    • Миссия
    • Руководство
    • Правовая информация
    • Специалисты
    • Вакансии
  • Новости

    Новости Научного центра персонализированной психиатрии

    • Видеобеседы наших специалистов
    • Истории жизни с болезнью
    • Лекции по психиатрии
    • Советы психиатров
  • Услуги и цены
    • Психиатрия
    • Психотерапия
    • Психосоциальная реабилитация
    • Психообразование
  • Словарь понятий
    • Генетика
    • Личность и ее характеристики
    • Нейрофизиология
    • Психические процессы
    • Психические состояния
    • Психические и поведенческие расстройства
    • Психофармакотерапия
  • Публикации
    • Лекции по психиатрии
    • Научные публикации
    • Наши публикации на Фейсбуке
    • Популярные публикации
    • Тезисы конференции «Персонализированная психиатрия: современные возможности генетики в психиатрии»
  • Видео

    Видео PersonPsy

    • Видеобеседы
    • Видеовстречи
    • Конференция по персонализированной психиатрии

      Конференция по персонализированной психиатрии впервые была проведена 2-3 ноября 2015 года в Москве. Открыл конференцию известный врач Рошаль Леонид Михайлович. Конференция посвящена 80-летию Дроздова Эдуарда Семеновича

    • Наши специалисты на TV
    • Популярные лекции по психиатрии
    • Семинары по аутизму
    • Семинары по деменции
    • Семинары для людей с транссексуализмом
  • Контакты
    • Контактная информация
    • Реквизиты
    • Задать вопрос

Психические процессы, свойства и состояния человека

Психические процессы, свойства и состояния человека пронято выделять из целостной системы человеческой психики. На самом деле все эти психические явления не могут существовать и функционировать отдельно друг от друга. Выделение их в самостоятельные группы обусловлено методической необходимостью, для того что бы их можно было более подробно изучить, понять, что они собой представляют.

Психические процессы

Психические процессы — это психические явления, которые сгруппированы по определенным функциям. Психический процесс является динамическим понятием. Психические процессы могут быть:

  • познавательными (когнитивными)
  • волевые (мотивационные)
  • эмоциональными

Познавательные процессы реализуют свою функцию в виде запечатления, хранения и переработки информации об окружающей действительности. Познавательные процессы делят на две ступени. Первая ступень представлена чувственным познанием, которое реализуют ощущения и восприятие. Они отражают реальность происходящего при воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущения отражают отдельные свойства окружающей реальности, восприятие формирует картину мира в целом. Те образы, которые нашли свое отражение в результате процесса восприятия называют первичными. После переработки первичных образов появляются вторичные образы, они представляют вторую ступень познавательных процессов. Вторичные образы обеспечивают рациональное познание мира прибегая к таким процессам как память, воображение и мышление.

Волевые процессы управляют деятельностью человека, эти процессы могут побуждать индивида к действию, контролировать его деятельность и направлять ее в определенном направлении. Основной регулирующий компонент в данном процессе представлен человеческой потребностью. Индивид пытается найти способ удовлетворить свою потребность, на основе мотива происходит формулировка цели и последующее принятия решения.

Главная функция эмоционального процесса — это оценка: происходит оценивание окружающей действительности, собственного я и своих действий. Эта функция проявляет себя в виде переживаний и связана с волевыми процессами.

Психические свойства

В процессе деятельности человека происходит развитие его психических свойств.

Во время трудовой деятельности, обучения, игр происходит формирование и реализация всех сторон психики индивида.

Замечание 1

Психические свойства формируются в течении всей жизни человека. Под психическими свойствами понимают особенности конкретного человека.

Задатками психических свойств являются врожденные особенности, они могут обуславливать развитие психических свойств, но не определяют их полностью и однозначно. На основе одних и тех же врождённых задатков у индивида могут развиться разные психические свойства. Происходит это потому что на людей оказывают влияние разные жизненные факторы, которые обуславливают развитие психических свойств человека.

Психические свойства личности являются более-менее постоянными понятиями. Но несмотря на это, способности, характер, интересы человека формируются в течении всей его жизни.

Существует четыре основные психических свойства:

  • темперамент
  • характер
  • мотивация
  • способности

Психические свойства: темперамент

Определение 1

Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических характеристик индивида, которые определяют его психическую деятельность и поведение.

Темперамент может проявляться в общей активности, в моторной сфере, в эмоциональной сфере.

От типа темперамента зависит скорость действия психических процессов индивида, а также скорость условных рефлексов.

Личности по типу темперамента бывают следующие:

  • холерик (быстрый, неуравновешенный, эмоциональный, быстро истощается)
  • флегматик (медлительный, невозмутимый, устойчивое настроение, не эмоционален)
  • сангвиник (живой, подвижный, быстро реагирует на происходящие события)
  • меланхолик (пережив тельный, имеют острую болезненную реакцию на происходящее, впечатлителен, раним)

Психические свойства: характер

Определение 2

Под характером понимают группу основных личностных особенностей, эти особенности управляют поведением человека. Характер человека проявляется в отношении к себе, к другим людям, к труду, к вещам, характер так же отображает качества воли человека.

Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер подразделял характер личности на два вида:

  • циклотимический
  • шизотемичекий

Эти два вида характера имеют схожесть с характерами психически больных людей, но являются нормой.

Циклотимический характер схож с характером больных с аффективными расстройствами, шизотемический характер схож с характером больных шизофренией.

В психологии выделяют такое свойство характера как акцентуация, под этим определением понимают крайнюю степень нормы, усиление отдельных черт, может привести к расстройству личности.

Психические свойства: мотивация

Основой жизни и эволюции всей жизни на земле является мотивация. Под мотивом понимают побуждение к действию для того что бы удовлетворить актуальную потребность.

Потребности человеку весьма разнообразны. Потребности человека подразделяют на две категории:

  • материальные (пища, тепло, вода, воздух)
  • духовные (общение, деятельность, знания, творчество.

Мотивы делятся на:

  • низшие или биологические (влечения, желания, удовлетворение физических потребностей)
  • высшие или социальные (интересы, идеалы, убеждения)

Психические свойства: способности

Способность человека — это достаточно постоянная величина, она отличает одного индивида от другого, определяет достижения человека в определенных видах длительности.

Способность — это не то же самое что и навыки, знания, умения, но способность помогает освоить новые знания, навыки и умения.

Способности бывают:

  • природные (связаны с врожденными задатками)
  • специфические (имеют общественно-историческое происхождение)

Специфические способности, в свою очередь могут быть общими, специальными, теоретическими, практическими, учебными и творческими.

Психические состояния

Определение 3

Психическое состояние — это определенный режим человеческой деятельности, он имеет определенные энергетические особенности и систему психологических фильтров, которая помогает воспринимать окружающую действительность. Психические состояния являются одними из основных показателей психики человека.

Психические состояния имеют отличия от психических процессов и психических свойств, психические состояния управляют ими. В течении жизни человек в разные моменты жизни находится в разных психических состояниях.

Психические состояния могут быть эмоциональными, волевыми. Еще выделяется такое психическое состояние как состояние сознания.

На психическое состояние человека оказывают большое влияние внешние и внутренние сигналы.

Структура психического состояния является сложной и динамичной, в этой системе любой элемент психики может занять доминирующую позицию, бывают ситуации, когда несколько компонентов играют доминирующую роль.

Существует несколько видов классификаций психических состояний, одна из самых популярных это классификация Н. Д. Левитова, он выделял:

  • личностные и ситуативные состояния
  • осознанные и неосознанные состояния
  • поверхностные и глубокие состояния
  • короткие и долговременные состояния
  • состояния положительного и отрицательного действия

Нужно ли нам изучать мозг, чтобы понять разум? – Ассоциация психологических наук – APS

Мозг – самый сложный объект в известной Вселенной. Около 100 миллиардов нейронов высвобождают сотни нейротрансмиттеров и пептидов в динамических временных масштабах от микросекунды до жизни. Учитывая эту сложность, нейробиологи могут продуктивно заниматься изучением одного рецептора. Могут ли психологи более продуктивно понять разум, полностью игнорируя мозг?

Марр (1977) предположил, что психические процессы можно изучать на трех уровнях анализа: вычислительном (цели процесса), алгоритмическом (метод) и реализации (аппаратное обеспечение). Разделение подразумевает, что одни и те же вычислительные задачи и алгоритмы могут быть выполнены человеческим мозгом или компьютером, а физическая среда — нейрон или кремний — не имеет значения. Эта концепция была фундаментальной для движения когнитивной науки и позволила его практикам спокойно игнорировать мозг. Но он столкнулся с серьезной проблемой: высокоуровневые вычисления (например, определение следующего хода в шахматной партии) можно выполнить практически бесконечным числом способов. Построение компьютерной модели, которая достигает вычислительной цели, мало что говорит о том, делает ли она это так же, как человек. Аппаратное обеспечение обеспечивает критические ограничения на пространство возможных моделей.

Дискуссия о том, нужно ли нам изучать мозг, чтобы понять разум, в настоящее время ведется среди тысяч ученых по всему миру. Возникающий консенсус, по-видимому, заключается в том, что реализация важна. Интересно, что нейробиологи также задают обратный вопрос — нужно ли нам рассматривать разум, чтобы понять мозг? — и отвечают в основном и все чаще утвердительно.

Мы можем многое узнать о разуме, не отделяя нейрон от астроцита. Как я часто повторяю себе и иногда другим: «Если вы хотите понять человеческую деятельность, изучите человеческую деятельность». Но данные о мозге предоставляют информацию о разуме, которую невозможно получить даже при самых тщательных исследованиях поведения. Короче говоря, данные о мозге обеспечивают физическое обоснование, которое ограничивает бесчисленное множество моделей познания, которые в других отношениях были бы вероятными. Они дают нам прямое окно, в которое психические процессы включают сходные и различные нейробиологические процессы, позволяя нам использовать биологию, чтобы «вырезать природу по ее стыкам» и понять структуру психических процессов (Kosslyn, 19). 94). Функция мозга также обеспечивает общий язык для прямого сравнения и противопоставления процессов, которые в противном случае являются «яблоками и апельсинами», таких как внимание и эмоции. Этот общий язык является основой для интеграции знаний различных типов исследований — фундаментальных и клинических, человеческих и нечеловеческих.

Поскольку общее использование нейровизуализации красноречиво обсуждалось в другом месте, я сосредоточусь здесь на нескольких примерах того, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) оказалась полезной в моей работе (см. Jonides, Nee, & Berman, 2006). Кроме того, поскольку каждый метод имеет свои ограничения, я расскажу о некоторых ловушках, связанных с психологическими выводами на основе данных нейровизуализации.

Одно из применений для меня заключалось в понимании структуры эмоций и процессов исполнительного контроля, а также способов, которыми когнитивный контроль действует в эмоциональных и неэмоциональных ситуациях. Мы с коллегами задались вопросом: отличается ли боль от негативных эмоций, таких как грусть и гнев, или это варианты одной и той же темы? В ходе метаанализа мы обнаружили, что боль и негативные эмоции активируют различные сети мозга, но имеют общие черты, такие как активность передней поясной и лобной коры, с более широким классом процессов, включая внимание (Wager & Barrett, 2004; Wager, Reading & Jonides, 2004). Напротив, разные разновидности негативных эмоций вовлекают во многом перекрывающиеся сети. Таким образом, боль, по-видимому, отличается от негативных эмоций, но общие черты указывают на то, что они могут иметь общие основные процессы, такие как повышенное внимание.

Вопросы о сходстве и различии психических процессов были в центре психологии с момента ее зарождения, но окончательные ответы были неуловимы. Выводы были основаны в основном на корреляциях в выполнении разных задач (или в физиологических реакциях на эмоции). Но данные о производительности относительно бедны информацией: тот факт, что выполнение двух задач занимает примерно одинаковое время, мало что говорит о том, были ли процессы, участвующие в выборе ответа, одинаковыми. Физиологические реакции страдают от подобных проблем специфичности. Нейровизуализация обеспечивает гораздо более богатый источник информации: если две задачи активируют одни и те же области мозга в одинаковой степени, они, вероятно, включают схожие процессы. Эта логика дает возможность оценить структуру психических процессов на основе сходства их паттернов активации мозга. В исследовании, основанном на этих принципах, мы задались вопросом, включают ли различные задачи «исполнительного контроля» общий мозговой субстрат (Wager, et al., 2005). Значительная перекрывающаяся активация предполагала наличие общей сети для контролируемого выбора ответа.

Хотя вопросы о механизме более трудны для решения, нейровизуализация может быть информативной и здесь. В исследовании боли с помощью фМРТ мои коллеги и я обнаружили, что ожидание облегчения боли, вызванное плацебо, задействует механизмы обезболивания лобной коры и среднего мозга (Wager et al., 2004). Фронтальная активация предполагает наличие общего субстрата для поддержания когнитивного контекста, который формирует как перцептивные/моторные, так и аффективные процессы, а активация среднего мозга предполагает задействование систем опиоидных анальгетиков. Такие прямые данные о механизмах, с помощью которых ожидания влияют на боль, трудно получить без изучения мозга.

Исследование также указывает на дополнительное преимущество нейровизуализации: в случаях, когда самоотчет может быть неточным, визуализация может предоставить сходящиеся прямые измерения центральной обработки стимула. В то время как ожидания могут влиять на отчеты о боли по неинтересным причинам, связанным с когнитивной предвзятостью сообщений, доказательства того, что ожидания влияют на текущую обработку боли, предоставляют сходящиеся доказательства того, что они формируют переживание боли.

Да, существует множество способов неправильного использования или интерпретации данных нейровизуализации. Общие уровни региональной мозговой активности могут в некоторых случаях быть неинформативными в отношении сходства психологических задач: две непохожие задачи могут включать одни и те же области, но использовать разные популяции нейронов или включать разные модели связи между областями. Две похожие задачи могут включать разные регионы, но включать в себя один и тот же тип вычислений. Нейронная активность может быть упущена, поскольку наблюдаемый сигнал визуализации лишь косвенно отражает нейронную активность, а наблюдаемая активация визуализации может не иметь существенного значения для задачи.

Одной из самых больших ловушек является искушение наблюдать за мозговой активностью и делать выводы о психологическом состоянии, например, делать выводы об эпизодической памяти на основе активности гиппокампа, страхе на основе активности миндалевидного тела или зрительной обработке на основе активности «зрительной коры». (Barrett & Wager, 2006; Poldrack, 2006; Wager et al., в печати). Эти выводы игнорируют объем процессов, которые могут активировать каждую из этих областей, и приводят к ошибочным рассуждениям: «если память, то гиппокамп» — это не то же самое, что «если гиппокамп, то память». Тот факт, что несколько областей мозга, включая «зрительную кору», посвящены одному процессу, означает, что самоотчет по-прежнему остается золотым стандартом для оценки эмоционального опыта и содержания мыслей (Shuler & Bear, 2006). Это серьезный вызов для тех, кто хотел бы, например, оценить ваши предпочтения в отношении бренда или вашу политическую принадлежность по сканированию мозга. (А не проще ли просто спросить?)

Эти проблемы важны, но идеального метода не существует — понимание разума должно возникнуть в результате скоординированных усилий с использованием сходящихся данных из всех имеющихся в нашем распоряжении инструментов. Многие из вышеперечисленных проблем решаются за счет достижений в методах сбора и анализа данных, накопления большего количества данных о сопоставлении между структурой мозга и психологическими функциями и более детальных взглядов на то, какие выводы являются правдоподобными. Я считаю, что по мере развития этой области энтузиазм юности уступит место более уравновешенному взгляду на то, когда и как нейровизуализация может информировать нас о разуме. То, что мы уже изучили, значительно, и ускоренная интеграция между областями ведет к еще более сложным и достоверным моделям разума.

Ссылки

Барретт, Л.Ф. и Вейджер, Т.Д. (2006). Структура эмоций: данные исследований нейровизуализации. Современные направления психологической науки, 15 , 79-83.
Джонидес, Дж., Ни, Д.Э., Берман, М.Г. (2006). Что функциональная нейровизуализация рассказала нам о разуме? Так много примеров, так мало места. Кортекс, 42, 414-427.
Косслин, С. М. (1994). Вырезание системы на стыках. В образе и мозге: Разрешение дебатов о мысленных образах. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Марр, Д. и Поджио, Т. (1977). От понимания вычислений к пониманию нейронных схем. Neurosciences Res Prog Bull, 15, 470-488.
Полдрак, Р.А. (2006). Можно ли вывести когнитивные процессы из данных нейровизуализации? Тенденции в когнитивных науках, 10 , 59-63.
Шулер М.Г., Беар М.Ф. (2006). Поощряйте время в первичной зрительной коре. Наука, 311 , 1606-1609.
Вейджер, Т. Д. и Барретт, Л. Ф. (2004). От аффекта к контролю: функциональная специализация островка в мотивации и регуляции .
Вейджер, Т.Д., Рединг С., Джонидес, Дж. (2004). Нейровизуализационные исследования переключения внимания: метаанализ. Нейроимидж, 22, 1679-1693.
Вейджер, Т.Д., и др. (2005). Общие и уникальные компоненты торможения ответа, выявленные с помощью фМРТ. Нейроимидж, 27 , 323-340.
Вейджер, Т. Д. и др. (под давлением). Элементы функциональной нейровизуализации. В Дж. Качиоппо и Р.Дж. Дэвидсон (ред.), 9 лет0031 Справочник по психофизиологии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.
Вейджер, Т.Д., и др. (2004). Плацебо-индуцированные изменения фМРТ в ожидании и переживании боли. Наука , 303, 1162-1167.

Управление поведением человека, психическими процессами и сознанием

Книга

Перриг, В. Дж., и Гроб, А. (ред.). (2000). Контроль человеческого поведения, психических процессов и сознания: очерки в честь 60-летия Августа Флэммера (1-е изд.). Психология Пресс. https://doi.org/10.4324/9781410605412

АННОТАЦИЯ

В этой книге международная группа ведущих ученых представляет точки зрения на контроль над человеческим поведением, осознанием, сознанием, а также на значение и функцию воспринимаемого контроля или самоэффективности в жизни людей. Книга разрушает барьеры между субдисциплинами и, таким образом, дает возможность задуматься о различных аспектах контроля в человеческой жизни. Каждый эксперт рассматривает свою область через призму предполагаемого контроля и показывает, как эти идеи можно применить на практике.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I | 1 Страницы

Основные аспекты и разновидности контроля

ГЛАВА 1 | 13 Страницы

Эмоции, когнирование и контроль: ограничения намеренности: Jochen Brandttädter

ГЛАВА 2 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 страницы

Самоэффективность: основа свободы воли: Альберт Бандура

глава 3|22 страницы

Самоэффективность и школьная система

глава 4|10 страниц

Свобода воли — основа контроля: Марио фон Кранах

часть II|1 страницы

Сознательные, автоматические и контролируемые процессы

глава 5|13 страниц

Автоматическое и контролируемое использование памяти в социальных суждениях: Вернер Виппих

глава 6|13 страниц – это элементы управления

2 Сознание?: Маргит Э.
Освальд и Фолькер Гаденн

глава 7|18 страниц

Интуиция и уровни контроля: нерациональный способ реагирования, адаптации и творчества: Уолтер Дж. Перриг

часть III|1 страницы

Восприятие, знания, память и обучение

глава 8|10 страниц

Проблема контроля в сенсорных и перцептивных процессах: внимание выбирает и модулирует визуальный ввод: Рудольф Гронер и Марина Т. Гронер

глава 9|9 страниц

Контроль активации знаний при понимании дискурса: Вальтер Кинч

глава 10|17 страниц

Рабочая память и контроль внимания: Аник де Рибопьер

глава 11|16 страниц

Проблемно-ориентированное обучение: облегчение использования предметно-ориентированных стратегий и стратегий управления посредством моделирования экспертом: Хайнц Мандл, Корнелия Грэзель и Франк Фишер

глава 12|18 страниц

Роль Когнитивная структура в развитии поведенческого контроля: подход с использованием динамических навыков: Томас Р.
Биделл и Курт В. Фишер

глава 13|21 страница

Метакогнитивный контроль в аналитических рассуждениях: Фреди П. Бюкет

часть IV|1 страницы

Эмоции, мотивация и действие

глава 14|17 страниц

Эмоциональное выражение: Королевская дорога для изучения контроля поведения: Клаус Шерер

глава 15|908 страница 2s Психология под контролем анкет? Поиск альтернативной процедуры оценки: Мейнрад Перрез и Петер Вильгельм

глава 16|18 страниц

Контроль нежелательных состояний и психологическое здоровье: гарантии последовательности: Хансйорг Зной и Клаус Граве

глава 17|21 страница

Саморегуляция и размышления: негативный аффект и нарушение самодоступности: Юлиус Куль и Никола Бауманн

глава 18|16 страниц

Концепция контроля: ключевая концепция в понимании и преодолении барьеров к Ответственному поведению в отношении окружающей среды: Урсула Питер и Рут Кауфманн-Хайоз

часть V|1 страницы

Перспективы развития: стабильность и изменения

глава 19|19 страниц

Динамика воспринимаемого контроля в подростковом и взрослом возрасте: Александр Гроб

глава 20|14 страниц

Развитие депрессивной личности Действие и взаимодействие: восприятие и создание эффектов в действии и взаимодействии с объектами: Лизелотта ван Леувен, Франц Кауфманн и Даниэль Вальтер

глава 22|12 страниц

Развитие убеждений о внутреннем и внешнем контроле в релевантных для развития контекстах детей и подростков ‘ Миры жизни: Вольфганг Эдельштейн, Маттиас Грундманн и Александра Мис

, глава 23|17 страниц

Самоэффективность, связанная со школой, среди подростков из бывшей Восточной и Западной Германии: возрастные тенденции, связь с успеваемостью в школе и семейные корреляции: Райнер К.
Зильберайзен и Маргит Визнер

глава 24|11 страниц

Управление убеждениями, здоровьем и благополучием пожилых людей: Паскуалина Перриг-Кьелло

часть VI|1 страницы

Социализация, системы и культура

глава 25|15 страниц

Выбираю ли я? Атрибуция и контроль у студентов технической школы: Клод Альбер Кайзер, Анн-Нелли Перре-Клермон и Жан-Франсуа Перре

глава 26|12 страниц

Убеждения о социальном влиянии и контроле в контексте угрозы идентичности: Хуан М.Фаломир, Габриэль Мугни, Ален Киамзаде и Фабрицио Бутера

глава 27|18 страниц

Позитивное развитие: роль молодежных действий в эффективных программах: Ричард М. Лернер и Кэтрин Э. Бартон

глава 28|10 страниц

Социальный контроль, воспринимаемый контроль и семья: Вернер Вики

глава 29|16 страниц

Культурные сценарии контроля и индивидуализации: последствия взросления в подростковом возрасте в современных обществах: Хельмут Фенд Эффективность среди взрослых: Франсуа Столл и Филипп Ноттер

глава 31|18 страниц

Использование опросов мнения сотрудников для выявления механизмов контроля в организациях: Питер М.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts