Общая характеристика психических процессов. Ощущения и восприятие как познавательные психические процессы.
Природа одарила каждого человека способностью к познанию и осознанию мира: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру; способностью помнить, думать, соображать, говорить и понимать речь людей, способностью быть внимательным, способностью регулировать свое поведение и деятельность при помощи воли и эмоций.
Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной, познавательной деятельности человека.
Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Психические процессы при помощи, которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Они формируют информационную базу психики, ориентировочную основу человека со средой.
Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы, возникают только при непосредственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее периферических и центральных мозговых механизмов. Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощущениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что происходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия являются существенными элементами механизмов, позволяющих человеку управлять действиями других людей. Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и восприятий в жизни и деятельности людей.
Основное существенное различие между ощущениями и восприятиями связано с их отражательной сущностью.
Ощущение — это психический процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.Ощущения – начальный источник всех наших знаний: величина, форма, цвет, температура, плотность …
Ощущения – психический процесс непосредственного чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Деятельность человека базируется на ощущениях.
Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления, которые воздействуют на органы чувств называются раздражителями. Процесс воздействия – раздражением.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные обонятельные.
Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат расположенный на периферии тела или во внутренних органах, специализирован для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Анализаторы бывают внешними (глаз, ухо) и внутренними (имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях – это сложный нервный механизм, выделяющий отдельные стороны окружающего мира.
Познавательные психические процессы | MindMeister ментальными картами
Познавательные психические процессы создатель Елизавета Леонтьева
1. Основные виды
2. Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
3. Восприятие-это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
4. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
5. Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
6. Интероцептивные ощущения Такие ощущения сложно отнести к какой-то определенной модальности. Это тактильно–моторные, слуховые, а также вибрационные ощущения. Они особенно важны для людей с ограниченными способностями.
7. Экстероцептивные ощущения С их помощью человек получает информацию из окружающего мира, они делятся на дистантные: обоняние, слух и зрение, а также контактные: осязание и вкус.
8. Проприоцептивные ощущения Играют основную роль в передаче сигналов о положении тела человека в пространстве.
Они включают в себя статическое ощущение – равновесие, а также кинестическое положение – движение. Рецепторы находятся в суставах и в мышцах.9. Виды ощущений
10. Интермодальные ощущения. Такие ощущения сложно отнести к какой-то определенной модальности. Это тактильно–моторные, слуховые, а также вибрационные ощущения. Они особенно важны для людей с ограниченными способностями.
11. Свойства ощущений
12. Продолжительность Интенсивность Качество Пространственная локализация
13. Классификация ощущений
14. кожные; зрительные; слуховые; болевые; органические; вибрационные; дистантные; контактные; кинестезические; статистические.
15. Характеристики образа восприятия
16. Предметность Целостность Обобщенность Константность
17. Классификации по форме существования материи
18. восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения
19. Пространственно-временные характеристики представлений
20.
Модальность представлений. Именно модальность представлений позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях у конкретного человека можно определить с помощью теста Бетса. Интенсивность представлений. У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Фрагментарность. Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты. Неустойчивость. Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску. Обобщенность. Обобщенность представления является одной из наиболее важных его характеристик. Уже на уровне представления при создании вторичного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» — вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта. Именно процесс обобщения лежит в основе формирования понятий — основных элементов человеческого мышления.21. Представление — вторичный чувственный образ, который либо непосредствен¬но, благодаря памяти, воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с раз-личными чувственными образами, т.е. деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления.
22. а) панорамность, которая заключается в том, что воспроизводимые в представлении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля восприятия, например, мы можем представить себе комнату вместе с предметами целиком, хотя воспринимаем всегда только ее часть; панорамность проявляется также в том, что мы можем представить себе объект целиком, в то время как воспринимаем в каждый данный момент только часть его; б) отделенность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот; в) неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация; г) искажение длительности временных интервалов: чем более заполнен собы¬тиями был реальный отрезок времени, тем более длительным он представляется.
23. Особенности мышления
24. Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой.
25. Основные виды мышления
26. Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета; Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию. Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения; Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий.
Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.27. Виды памяти
28. Эмоциональная
29. Эмоции человека тесно связаны с его потребностями или мотивами, поскольку, как будет показано ниже, в них отражаются отношения между потребностями и особенностями ситуации, способствующими или препятствующими их удовлетворению. Эмоции выступают в качестве сигналов о том, в какой мере удовлетворяются или могут быть удовлетворены наши потребности. Поскольку эмоция — это сигнал, он может храниться в памяти в той или близкой к той форме, которая сопровождала события, переживаемые впервые. При повторном восприятии или представлении ситуации, вызвавшей эмоцию, ее оценка как желательной или, наоборот, угрожающей, может производиться за счет немедленного появления хранящейся в памяти эмоции. Эта оценка позволяет построить соответствующее поведение еще до того, как ситуация будет осмыслена и проанализирована с помощью мышления.
Эмоциональная память, таким образом, способствует обобщенной, глобальной оценке ситуации с точки зрения ее ценности для субъекта.30. Образная память. Она сохраняет пережитый опыт в форме образов. Образная память — суть представления, о которых говорилось в соответствующем разделе. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов. В процессе хранения в памяти запечатленные образы претерпевают изменения, которые придают представлениям специфические свойства или характеристики, о которых также уже говорилось. Имеются индивидуальные различия в способности произвольно вызывать в со¬знании образы памяти.
31. Словесно — логическая память. В словесно-логической памяти хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом.
Кроме того, в словесно-логической форме хранятся также сознательно планируемые программы деятельности.32. Двигательная память. В двигательной памяти хранятся схемы различных движений и их систем, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повторяющихся или типичных ситуациях. Именно двигательная память позволяет нам думать о чем-то постороннем в тот момент, когда мы открываем дверь в собственную квартиру.
33. Формы памяти
34. 1) Мгновенная, или сенсорная, память — это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего она изучена в отношении зрения и слуха. Образ, возникший в результате возбуждения рецепторов каким-либо единичным воздействием, сразу же не исчезает, он продолжает существовать в той же форме, в которой он возник, постепенно затухая в пределах одной секунды для зрительной системы и гораздо дольше для слуховой. 2)Кратковременная память (КВП) представляет собой хранилище, в котором происходит «работа» не только с той информацией, которая поступила от сенсорных органов, но и с той, которая извлекается из долговременной памяти.
Кратковременная память — это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами. 3) Долговременная память (ДВП). Если в кратковременной памяти мы живем, то долговременная память хранит знания, придающие смысл нашему непосредственному существованию (Солсо Р., 1996). В долговременной памяти хранятся: • пространственная модель мира, представленная здесь в виде отвлеченных структур, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты; • знания о законах, устройстве мира и свойствах объектов; • наши представления о людях, самих себе, социальных нормах и жизненных ценностях; • моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевания, езды на велосипеде, умения решать задачи в различных областях деятельности; • навыки понимания речи или интерпретации произведений живописи или музыкальных произведений; • планы и программы будущей деятельности.35. Процессы памяти
36. Запоминание. Процесс запоминания — это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия.
Процесс запоминания начинается в КВП и завершается в ДВП. При этом происходит следующая последовательность действий.37. Запоминание. Процесс запоминания — это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в КВП и завершается в ДВП. При этом происходит следующая последовательность действий.
38. Воспроизведение хранящегося в ДВП материала заключается в переводе его из ДВП в КВП, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение, как видим, зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы. Воспроизведение может выступать в трех формах — узнавания, припоминания и воспоминания. Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов. Припоминание — сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти.
39. Язык и дискурсивное мышление.
40. Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, пе¬редачи и хранения информации от поколения к поколению.
41. Дискурсивное мышление представ¬ляет собой цепь суждений, элемента¬ми которых являются понятия и в конце которой появляется новое суждение, являющееся произ¬водным от предыду¬щих.
42. Функция дискурсивного мышления заключается в доказательстве самому себе и другим верности вывода или принимаемого решения, предшествующего какому-то действию или деятельности, при помощи ссылки на логи¬ческую правильность рассуждений. Двумя способами дискурсивного мышления являются индукция и дедукция. Индукция — это движение мысли в процессе рассуждения от частных суждений к общему выводу.
43. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно позна¬вательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удер¬живает движение в рамках этого направления.
Осознаваемые человеком потреб¬ности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной вещи или в форме абстрактной идеи.44. Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений
Что такое когнитивная психология?
СодержаниеКогнитивная психология — это наука о том, как мы думаем. Он связан с нашими внутренними психическими процессами, такими как внимание, восприятие, память, планирование действий и речь. Каждый из этих компонентов играет ключевую роль в формировании того, кто мы есть и как мы себя ведем.
Мысли, связанные с этими понятиями, могут быть сознательными или бессознательными — мы можем сознательно приложить усилия, чтобы сосредоточить свое внимание, например, на лекции, но мерцание света в комнате может вызвать бессознательное переключение в другое место.
Многие когнитивные психологи [1] рассматривают эту область как охватывающую как традиционный подход когнитивной психологии, так и когнитивную нейронауку . Когнитивная нейробиология — это область, в которой для изучения когнитивных процессов используются методы нейровизуализации. Она во многом пересекается с когнитивной психологией и использует аналогичный подход и мировоззрение, но предлагает способ визуализации мозговой активности, связанной с этими внутренними мыслями.
Когнитивная психология также во многом совпадает с когнитивной нейропсихология (в основном связанная с влиянием повреждения головного мозга на когнитивные функции) и, в некоторой степени, с вычислительной нейронаукой (связанная с созданием вычислительных моделей функционирования мозга).
Начало когнитивной психологии
Чтобы действительно понять основу этих совпадений, важно рассмотреть контекст и время, в котором возникла когнитивная психология. Начавшись в качестве ученика в 1950-х годах, эта область была в некотором смысле реакцией на доминирующий в то время подход к исследованиям в области психологии — поведенческую психологию (тема, которую мы уже затрагивали ранее в предыдущем сообщении в блоге).
Поведенческая психология начинается с постулата о том, что любое человеческое поведение изучается и может быть адаптировано к контексту и среде, в которой оно находится. Поведение можно подкреплять или наказывать различными способами, что приводит к увеличению или уменьшению определенных действий. По мере развития жизни этот опыт в конечном итоге формирует набор моделей поведения, порождая многогранного человека с различными интересами, желаниями, стремлениями, навыками и привычками.
Когнитивная психология, с другой стороны, по существу предполагает большую свободу воли – мысли и чувства считаются более активными в процессе формирования поведения. Считается, что люди обрабатывают мысли, которые определяют, должно ли и как должно выполняться поведение (а не как более пассивный получатель и производитель опыта или поведения).
Этот сдвиг парадигмы от преимущественно бихевиористской точки зрения к преимущественно когнитивистской имеет несколько триггеров, и трудно выделить какой-то один источник. Тем не менее, некоторые решающие влияния можно найти в появлении и развитии теории информации (формализации передачи информации, которая имеет сходство с когнитивным подходом) [2] и разрушительной критике бихевиоризма Ноамом Хомским.
Теория информации была и остается важной, поскольку она формализует то, как происходит передача информации. Степень влияния и охват этой теории трудно переоценить — почти любая область, связанная с передачей информации (будь то передача сигналов в мозге, генетика, физика и т. д.), так или иначе испытала влияние теории информации.
Теория информации возникла рука об руку с самым важным изобретением современности — компьютером. Появление компьютера вызвало параллели (как в популярном, так и в научном воображении) с тем, как мозг обрабатывает мир — логическую разбивку на входы, выходы, хранение и обработку можно было легко сопоставить со стимулами / окружающей средой, поведением, памяти и сознания соответственно.
Это помогло породить когнитивную психологию, рассматривающую мозг как вычислительное устройство, правила которого можно формализовать, сократить и понять. Хотя бихевиоризм также следовал редукционистскому подходу, он в значительной степени избегал (или преуменьшал важность) процесса и воздействия внутренних мыслей.
Хомский против Скиннера
Одним из других основных факторов, которые привели к (временному) ослаблению бихевиоризма и возникновению когнитивной психологии, явился интеллектуальный спор о лингвистике.
Б. Ф. Скиннер, центральный деятель бихевиористской психологии, постулировал в статье, что язык изучается бихевиористским способом — слова запоминаются, произносятся и понимаются исключительно потому, что звук, воспроизведение и значение подкрепляются. Ноам Хомский написал критику статьи Скиннера о языке, заявив, что должен существовать врожденный компонент, чтобы управлять развитием языка, поскольку язык по существу слишком регулярен и изучается слишком быстро, чтобы его можно было объяснить исключительно подкреплением.
Разногласие, по сути, повторило разногласие «Природа против воспитания» — когда Скиннер выступал за воспитание, а Хомский — за природу. На самом деле оба вовлеченных лица имели и развили более тонкие взгляды на лингвистику и обучение. В конечном счете, ни один из них никогда не был полностью правильным, однако критика привела к тому, что многие психологи пересмотрели догму бихевиоризма, и в результате была выдвинута новая структура когнитивного подхода.
Современная когнитивная психология
По мере того, как подход когнитивной психологии становился все более общепринятым и популярным, появилось несколько влиятельных исследований, демонстрирующих полезность этого подхода.
В 1950-х и 1960-х годах российский психолог Альфред Ярбус показал, как саккадические движения глаз могут отражать внутренние когнитивные процессы [3]. Это был прорыв не в том смысле, что движения глаз были связаны с познанием, как этого многие ожидали, а в простом масштабе и изобретательности. Устройство Ярбуса было прикреплено к глазному яблоку с помощью присасывания, что обеспечило новый уровень точности, который дал надежные ответы на множество вопросов, связанных с мелкими движениями глаз и когнитивными процессами.
iMotions Lab
Powering Human Insights
Ведущая в мире биометрическая исследовательская платформа для отслеживания взгляда, анализа выражения лица, ЭЭГ, КГР и многого другого
Узнать больше
очки, показывающие, как исследование когнитивных процессов можно распространить на натуралистическую среду [4]. Исследования показали не только то, как детализированные движения глаз меняются в зависимости от стимулов, но и то, насколько спорны предыдущие споры между когнитивной и поведенческой психологией. Показано, что движения глаз зависят от когнитивных процессов, которые, в свою очередь, руководствуются бихевиористскими принципами [5, 6, 7]. Когнитивные процессы управляются невидимой рукой подкрепления.
Развитие идей, связанных с познанием, также повлияло на то, как понимаются реакции на выражение лица. Исследователи из Упсальского университета в Швеции исследовали бессознательные движения мышц лица, возникающие в ответ на подсознательное воздействие эмоциональных выражений лица [8].
С помощью техники маскирования (для предотвращения сознательной оценки представленных лиц) и лицевой электромиографии (для обнаружения изменений в мышечной активности, которые могут быть неразличимы визуально), исследователи смогли показать, как психофизиологические реакции возникают даже в отсутствие осознания, предположительно являющееся результатом бессознательных когнитивных процессов [9].].
Другое понимание мозга, на которое повлияло появление когнитивной психологии, — это понимание когнитивной нагрузки. Термин, введенный Джоном Свеллером из Университета Нового Южного Уэльса в 1988 году, относится к объему рабочей памяти, необходимому для выполнения поставленной задачи. Подобно оперативной памяти компьютера, исследователи попытались определить процессы, происходящие в мозгу при высокой когнитивной нагрузке.
В исследовании, проведенном учеными из Калифорнийского университета в 1994 году, изучалась активность мозга с помощью ЭЭГ у 14 пилотов ВВС на авиасимуляторе [10]. Было обнаружено, что активность альфа-волн (в пределах 7–12 Гц) подавлялась (т. е. активность в этом диапазоне проявлялась меньше) по мере увеличения сложности задачи и, следовательно, когнитивной нагрузки.
Дальнейшее исследование, проведенное учеными из Института исследований мозга в Сан-Франциско [11], подтвердило эти результаты, обнаружив общее подавление альфа-активности, а также увеличение тета-активности (4–7 Гц) в соответствии со сложностью задачи. Хотя результаты могут различаться, когнитивная нагрузка обычно связана с десинхронизацией активности альфа-волн и синхронизацией активности тета-волн.
Интересуетесь человеческим поведением и психологией?
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние статьи и результаты исследований, которые будут отправлены вам.
Заключение
Эти исследования, конечно, представляют лишь небольшую часть научной литературы, на которую повлияло появление когнитивной психологии; многие более влиятельные исследования были созданы и выполнены в рамках когнитивной психологии.
Превосходство когнитивной психологии не было вечным, оно остается центральной темой современных психологических исследований. Часто возникает соблазн рассматривать людей в разрозненных терминах (например, люди оперируют исключительно бихевиористскими/когнитивистскими/другими терминами), но, вероятно, существует много совпадений и нет реального «победителя». Развитие каждой теории в совокупности создает лучшие идеи, которые подталкивают нас к более объективному и точному пониманию человеческой психологии.
В то время как научное мышление и теории в настоящее время расширились за пределы жесткой дихотомической догмы когнитивных и бихевиористских школ мысли, новые открытия, которые были обнаружены на этом пути, остаются чрезвычайно ценными при рассмотрении функций разума, мозга и поведения. Более целостный и в то же время нюансированный взгляд демонстрируется современными научными исследованиями, которые извлекают выгоду из прошлой фиксации предыдущих теорий.
Чтобы узнать больше о том, как психологические теории строят современные представления о человеческом поведении, и о том, как сегодня изучается человеческое поведение, загрузите наше бесплатное руководство ниже.
Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человекаДля начинающих и продолжающих
- Доступное и подробное пошаговое руководство
- Ценное исследование человеческого поведения
- Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень
Ссылки
[1] Айзенк М. и Кин М. (2005). Когнитивная психология . Хоув: Психология Press.
[2] Андерсон, Дж. Р. (2010). Когнитивная психология и ее значение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
[3] Ярбус, А. (1967). Движения глаз и зрение . Plenum Press
[4] Hayhoe, M., & Ballard, D. (2005). Движения глаз в естественном поведении. Trends In Cognitive Sciences , 9 (4), 188-194. doi: 10.1016/j.tics.2005.02.009
[5] Глимчер, П. (2003) Нейробиология визуально-саккадического принятия решений. год. Преподобный Нейроски . 26, 133–179
[6] Hikosaka, O. et al. (2000) Роль базальных ганглиев в контроле целенаправленных саккадических движений глаз. Физиол. Версия . 80, 953–978
[7] Stuphorn, V. et al. (2000) Мониторинг производительности с помощью дополнительного поля зрения. Nature , 408, 857–860
[8] Димберг У., Тунберг М. и Эльмехед К. (2000). Бессознательные реакции лица на эмоциональные выражения лица. Психологическая наука , 11 (1), 86-89. doi: 10.1111/1467-9280.00221
[9] Kihlstrom, JF (1987). Когнитивное бессознательное. Наука , 237, 1445–1452.
[10] Стерман, М.Б., Манн, К.А., Кайзер, Д.А., и Суенобу, Б.Ю. (1994). Многополосный топографический анализ ЭЭГ моделируемой зрительно-моторной авиационной задачи. Международный журнал психофизиологии , 16, 49–56.
[11] Гевинс, А., и Смит, М.Е. (2000). Нейрофизиологические показатели рабочей памяти и индивидуальные различия в когнитивных способностях и когнитивном стиле. Кора головного мозга , 10, 829–839.
Ментальная обработка непрерывна, а не как компьютер
Теория о том, что разум работает как компьютер, в несколько отдельных этапов, была важным шагом в когнитивной науке, но она изжила себя, заключает новое исследование Корнельского университета. Наоборот, разум следует рассматривать скорее как работающий так же, как и биологические организмы: как динамический континуум, переливающийся сквозь оттенки серого.
В новом исследовании, опубликованном на этой неделе в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (27 июня — 1 июля), Майкл Спайви, психолингвист и доцент психологии Корнеллского университета, отслеживал движения мыши студентов бакалавриата во время работы в компьютер. Полученные данные убедительно доказывают, что понимание языка является непрерывным процессом.
«В течение десятилетий когнитивные и нейрофизиологические науки рассматривали психические процессы так, как если бы они включали в себя передачу дискретных пакетов информации строго прямой связью от одного когнитивного модуля к другому или в виде цепочки отдельных двоичных символов — как цифровой компьютер, — сказал Спайви. «Однако в последнее время все больше исследований, таких как наше, поддерживают динамические системные подходы к разуму. В этой модели восприятие и познание математически описываются как непрерывная траектория через многомерное ментальное пространство; нейронная активация паттерны перетекают туда и обратно, создавая нелинейные, самоорганизующиеся, возникающие свойства — как в биологическом организме».
В своем исследовании 42 студента слушали инструкции щелкать изображения различных объектов на экране компьютера. Когда студенты слышали слово, такое как «свеча», и им предъявлялись две картинки с разными названиями, например, свеча и куртка, траектории их движений мыши были совершенно прямыми и направлялись прямо к свече. Но когда учащиеся услышали слово «свеча» и им были представлены две картинки с похожими по звучанию названиями, например, свеча и конфета, они медленнее нажимали на правильный объект, а траектории движения их мыши были гораздо более искривленными. Спайви сказал, что слушатели начали обрабатывать услышанное еще до того, как было произнесено все слово.
«Когда возникала двусмысленность, участники ненадолго не знали, какая картинка правильная, и поэтому несколько десятков миллисекунд находились одновременно в нескольких состояниях. Они не доходили до одной картинки, а потом корректировали свое движение если они понимали, что были неправы, но вместо этого они путешествовали по промежуточной серой зоне», — объяснил Спайви. «Степень кривизны траектории показывает, насколько другой объект конкурирует за их интерпретацию; кривая показывает непрерывную конкуренцию. динамическая система».
Компьютерная метафора описывает познание как находящееся в определенном дискретном состоянии, например, «включено или выключено» или в значениях нуля или единицы, и в статическом состоянии до движения вперед. Если была двусмысленность, модель предполагала, что разум торопится перейти к тому или иному состоянию, и если он понимает, что ошибся, то вносит поправку.
«Думая о познании как о работе биологического организма, с другой стороны, вам не обязательно находиться в одном состоянии или в другом, подобно компьютеру, но вы можете иметь промежуточные значения — вы можете частично один штат и другой, а затем, в конечном итоге, тяготеть к уникальной интерпретации, например, при окончательном распознавании произнесенного слова», — сказал Спайви.