Возникновение и развитие самосознания человека.
Реферат на тему:
Возникновение и развитие самосознания человека.
Содержание
Введение
1. Возникновение и развитие самосознания человека.
2. Управленческое самосознание
Заключение
Список литературы
Введение
Необходимость подчеркивания бытийного статуса сознания связано с тем, что в философско-психологической литературе сознание часто отождествляется с самосознанием. Самосознание при этом понимается как отношение к действительности, т.е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная «очевидность» сознания стала возможной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание — настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.
Сознанию присущ статус бытия: оно есть в практике реальной жизни и для целей этой жизни. Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек.
Основная психологическая задача состоит в анализе процесса развития индивидуального сознания, процесса становления рефлексивного сознания. Как предмет собственно психологического анализа сознание выступает в форме практики сознания. Практика сознания есть процесс овладения сознанием, преодоление полной поглощенности текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.
Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание самости. Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно — познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
1. Возникновение и развитие самосознания человека
Для более глубокого понимания природы и функций самосознания, тех его элементов, которые наиболее значимы в управленческой деятельности, представляется целесообразным обратиться к анализу различных точек зрения на возникновение и развитие самосознания человека.
В.Н. Мясищев главным критерием возникновения самосознания считал способность ребенка выразить эмоциональное отношение к себе.
Некоторые исследователи, в том числе и И.С. Кон, считают периодом возникновения и становления самосознания подростковый и юношеский возраст, отмечая, что отдельные компоненты его структуры формируются в более ранних возрастных периодах, но лишь в подростковом возрасте они синтезируются и приобретают характер новообразования.
Значительный интерес вызывает точка зрения, высказываемая В.В. Сталиным. Он считает, что существует несколько предпосылок, несколько источников возникновения самосознания, причем каждый из них знаменует один и тот же процесс (развитие самосознания), но на более высоком уровне. Первым источником автор считает начало двигательной активности, когда у ребенка появляется смутное представление о собственном существовании, вторым — овладение речью и третьим — перерастание непроизвольных действий в произвольные.
В.В. Сталин также высказывает мнение о том, что можно, рассматривать процесс развития самосознания и с точки зрения составляющих элементов его структуры, то есть более полно анализировать обстоятельства, при которых возникают те или иные феномены самосознания. В своих работах он рассматривает возникновение и развитие таких феноменов самосознания, как самовыделение, уподобление и дифференциация, действующее и рефлексивное «Я» и др.
Обращаясь к проблеме стратегии жизни, КА. Абульханова-Славская подчеркивает важность для каждого человека научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, для чего необходимо знание, понимание самого себя. «Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрыть в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности». Самовыражение психологи связывают с проявлением индивидуальности. Отмечается, что адекватная оценка себя (самооценка) важна как для определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции, так и для активной реализации этой позиции. Отношение к себе, помимо самооценки, должно включать в себя постоянную потребность в самопознании.
КА. Абульханова-Славская подчеркивает важность способности к внутреннему диалогу в формировании образа «Я». Диалогичность сознания человека была определена М.М. Бахтиным. «Неразвитый образ самого себя, неспособность к рефлексии, к адекватным оценкам … своей личности в целом, приводит человека в состояние «внутреннего тупика», когда он знает самого себя хуже, чем тех людей, с которыми непосредственно общается. Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, непроверенных мнений или, напротив, фиксированных (раз и навсегда) установок».
В исследовании К.А Абульхановой-Славской выделены различные типы личности по характеру связи само- и взаимооценивания. Автор на основе экспериментов утверждает, что одновременно осуществляемая встречная оценка людьми друг друга позволяет каждому более адекватно строить ожидание оценок от других и оценивать себя. Способность видеть себя и «изнутри, и извне», гармоничное согласование этих видений служит основой адекватного самосознания.
Результаты проведенных ею исследований оценочно-самооценочных отношений личности представлены в виде восьми типов.
Эгоцентрический тип. Самооценка, вне связи с оценкой себя другими и своей оценкой других, — постоянная, высокая..
Коллегиальный тип. Самооценка, даваемая через сравнение себя с другими, опора на оценки других и себя другими, — постоянная положительная.
Директивный тип — с положительной, эгоистический — с отрицательной репутацией. Самооценка через свою «репутацию», то есть через оценку себя другими, преобладание негативных оценок в адрес других.
Функциональный тип. Самооценка через сравнение с другими, но путем ориентации на нормы, а не на их отношение. Самооценка средняя, непостоянная; потребность оценивать других и получать их оценки выражена слабо.
Инициативный тип. Самооценка проявилась как уверенность в хорошем отношении других и, вместе с тем, как потребность их критически оценивать.
Рефлексивный тип. Рефлексивность и самокритичность вне связи со своей оценкой других и оценкой себя другими. Самооценка непостоянная.
Рефлексивный (второй) тип. Самооценка неопределенная, невыраженная, вне связи с другими: есть потребность в оценке другими, но нет потребности их оценивать.
Противоречивая низкая самооценка. Есть потребность оценивать других, но нет потребности в их оценивании.
Таким образом, самооценка, по мнению КА Абульхановой-Славской, может формироваться путем противопоставления собственного мнения о себе мнению окружающих, а может брать за основу мнение других, но отказываться от их реальных оценок.
В зарубежных исследованиях достаточно четко прослеживаются два направления исследования проблемы самосознания: конкретно-научное, чисто психологическое направление, стремящееся раскрыть механизмы формирования самосознания, его этапы, исследующее проблемы саморегуляции, самоконтроля и самооценки; и философско-психологическое, тесно связанное с исследованием духовного мира человека, поиском смысла его существования.
Среди представителей первого направления значительный интерес представляют работы американского психолога Дж. Мида. Он исходит из того, что человек всегда является объектом отношения других людей. Самосознание же — это преобразованная и перенесенная внутрь точка зрения других по поводу человека как субъекта. К значимым отношениям в этой связи Дж. Мид относит детско-родительские отношения братьев и сестер, а также воспитателей и учителей. Отечественная психология считает такую позицию достаточно противоречивой. В частности, Г.М. Андреева критиковала ее за отрыв сознания от деятельности и социальных условий.
Важная роль проблеме самосознания отводится в трудах К. Левина. Для него наибольший интерес представляет так называемый «целевой подход», целевая структура индивида. Было установлено, что выбор цели управляет многими факторами, в том числе опытом, системой ценностей, социальных и культурных норм и, следовательно, оказывает значительное воздействие на самосознание личности.
Другим вкладом К. Левина в исследовании в области самосознания явилось выявление так называемых «конфликтных смыслов», когда самосознание человека содержит внутренний конфликт, вызванный, например, тем, что человек вынужден выполнять деятельность, которая ему неприятна.
Э. Эриксону принадлежит идея уровневой концепции развития самосознания; различные стадии развития самосознания, выделенные этим исследователем, одновременно являются и уровнями его развития, как бы демонстрируют степень его развитости. Такой подход, в значительной степени, близок отечественной психологии, хотя в содержательном плане тяготеет к психоаналитическому направлению.
Существенный интерес вызывают работы психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне).
Ведущий представитель гуманистической психологии А. Маслоу выделил потребность личности в самоактуализации, необходимым условием которой является осознание личностью ценностей бытия: истина, красота, добро древних, совершенство,, простота, всесторонность. Пути самоактуализации — это выбор возможностей роста и принятие ответственности за свой выбор, период подготовки к реализации своих возможностей, постоянный труд; это высшие переживания, раскрытие собственного «Я».
Известный психолог и психотерапевт Ю Роджерс считает главной задачей развития личности достижение такого состояния самосознания, при котором человек полностью понимает и принимает самого себя. Важную роль в решении этой задачи ученый отводит психотерапевтической помощи; значительного внимания заслуживает также его идея о том, что целый ряд изменений, собственно — развито самосознания — может быть достигнуто в результате довольно интенсивного общения групп людей, не связанных между собой какой-либо определенной целью.
Не менее значимой представляется мысль К. Роджерса о том, что человек есть личность, постоянно создающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Человек способен преобразовываться в своем внутреннем мире, давать оценки своей жизни, которые нельзя полностью или адекватно передать, описывая только его состояние или его бессознательное. Это положение обращает внимание на то, что самосознание не есть некая застывшая психологическая структура. Полагая самосознание одним из основных психологических элементов личности, К. Роджерс также видит в нем непрерывный процесс изменений и развития.
Разделяющий вслед за А. Маслоу и К. Роджерсом гуманистический взгляд на человека английский психолог Р. Берне, отстаивающий «признание естественной и, непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания», считает, что «формирование здорового самосознания личности, стремящейся к знаниям, полной веры в свои силы» является основной проблемой воспитания.
«Я — концепция», в определении Р. Бернса, — «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой», которая включает описательную составляющую «Я — образ» и оценочную (самооценка или принятие себя) и «совокупность установок, направленных на себя», содержащая три элемента: убеждение, эмоциональное отношение к этому убеждению и соответствующую реакцию. Применительно к «Я — концепции» эти три элемента установки конкретизируются следующим образом
образ «Я» — представление индивида о самом себе;
самооценка — аффективная оценка этого представления;
потенциальная поведенческая реакция, то есть те действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
Работа Р. Бернса интересна тем, что автор рассматривает вопросы формирования «Я — концепции» в процессе школьного обучения: роль обратной связи, реакций, ожиданий других в развитии «Я — концепции»; взаимосвязь между самооценкой школьника и его успеваемостью; педагогические условия повышения самооценки детей в процессе школьного обучения и др. К последним Р. Берне относит психологический тренинг, психологическое консультирование, взаимопонимание и эффективное взаимодействие учителя и ученика.
Обобщенный психологическо — философский подход к проблеме самосознания представлен в работах психологов — экзистенциалистов Э. Фромма и В. Франкла. Их взгляды обращены, главным образом, к поиску смысла существования человека как ключевого звена, осознания им своего места в мире.
Э. Фромм таким смыслом считает любовь как средство единения с окружающими, преодоления чувства разобщенности с миром и другими людьми. По его мнению, такое единение способствует осознанию человека таким, каков он есть, раскрытию его сущностных сил, самореализации.
В. Франкл анализирует понятие «экзистенциального вакуума» — утраты человеком жизненного смысла, приводящей к конфликту самосознания как субъективного продукта личности и активности личности как объективного условия ее существования.
Как видно из вышеизложенного, позиции, занимаемые отечественными и зарубежными исследователями, имеющие определенные различия, во многом совпадают. К таким совпадениям можно отнести ряд принципиальных положений, касающихся развития самосознания, его структуры, смыслообразующей функции самосознания для личности.
Управленческое самосознание
Как достичь успеха, стать мастером в своей профессии? Как определить свои сильные и слабые стороны? Как профессионально совершенствоваться? Ответы на эти вопросы связаны с профессиональным и управленческим самосознанием.
Н.В. Кузьмина называет управленческое самосознание одним из важных компонентов руководителя.
ИА. Зимняя подчеркивает объединяющую, цементирующую роль управленческого самосознания в становлении руководителя. Она указывает на необходимость проведения целенаправленной постоянной профессионально-педагогической подготовки менеджеров к управленческой деятельности прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования управленческого самосознания.
Что же должно быть объектом осознания специалиста? По мнению ИА. Зимней, для руководителя — это его профессиональные знания (умения) и качества (свойства), которые должен реализовать руководитель в его сотрудничестве с подчиненными; его личностные качества как субъекта деятельности; его собственное восприятие себя как взрослого, хорошо понимающего своих сотрудников.
Исследуя развитие и строение управленческого самосознания, А.И. Шугенко доказывает, что формирование управленческого самосознания руководителя складывается в процессе обнаружения и распознавания им качеств, личностных образований и свойств своего «Я» и оценки их влияния на развитие и личностный рост подчиненных.
Л.Ф. Воскресенская формирование профессионально- управленческое самосознания руководителя связывает со становлением его основных элементов. С позиции концепции личностно-ориентированного образования она определяет эти основные феномены самосознания:
опыт рефлексии и внутреннего диалога;
личностный смысл управленческой деятельности;
самооценка и уровень профессиональных притязаний;
сознание своего места в структуре управленческой ситуации;
осознание своих социально- управленческих функций и возможностей;
опыт адекватного решения ролевых конфликтов в различных ситуациях управленческой деятельности;
система профессиональных приоритетов;
система профессиональных идеалов.
Опираясь на указанные выше мнения, можно определить те качества, осознание которых будет способствовать формированию управленческого самосознания руководителя. Это профессиональные знания, умения и навыки, профессионально значимые качества, которые реализовывает руководитель в работе с подчиненными; его личностные качества; восприятие им самого себя как специалиста, расположенного к работе с людьми; оценка руководящим работником его влияния на духовно-нравственное, общекультурное, интеллектуальное, профессиональное развитие подчиненных.
Для успешности, самосовершенствования в профессиональной деятельности важное значение имеет профессиональная самооценка, достижения и их значимость для личности.
Л.И. Анцыферова подчеркивает значимость самооценки специалиста как одного из важнейших компонентов его управленческого самосознания, взаимосвязь профессиональной самооценки и успешности профессиональной деятельности. При этом она указывает на известную в психологии закономерность: от самооценки зависит активность человека, его стремление к самосовершенствованию. Важными критериями управленческого самосознания, профессиональной зрелости специалиста Л.И. Анцыферова считает:
возникновение феномена «вовлеченности» в деятельность, то есть превращение ее в основную жизненную ценность личности, необходимое условие самореализации, источник самоуважения и формирования социального статуса;
способность осознавать тенденции развития профессии, осуществлять рефлексию руководящей деятельности в широком социальном контексте, самостоятельно определять и корректировать цели своей работы;
способность поиска и разрешения противоречий управленческой деятельности, творческого решения возникающих проблем, отказ от неоправдавших себя стереотипов.
Взаимосвязь управленческой самооценки, позитивного образа себя и успешности руководящей деятельности специалиста требует поиска путей формирования этих качеств в процессе профессиональной подготовки. В анализе путей формирования позитивного образа себя как проблемы профессиональной подготовки Л.И. Анцыферова опирается на опыт зарубежных исследований. В частности, важнейшими принципами формирования положительного самоотношения руководителя и позитивного образа себя американские исследователи считают создание условий для полноценного овладения человеком профессиональной культурой и отказ от всех воздействий, снижающих самоуважение личности.
Достижения личности в образовательно-профессиональной деятельности выступают в качестве важных предпосылок для положительных изменений в самой личности, при этом высокая значимость собственных достижений может стимулировать развитие руководителя.
Сформированность управленческого самосознания является показателем и необходимым условием формирования профессионального мастерства руководителя, развития его творческой индивидуальности, формирования профессиональной культуры, при этом управленческое самосознание определяется как системообразующий компонент профессионального мастерства.
Управленческоге самосознание как осознание личностью самой себя в профессиональной деятельности во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей является одной из важнейших характеристик руковлдителя — мастера, позволяющей говорить о психическом новообразовании и новом уровне развития его личности.
Структура управленческого самосознания и самосознания личности в общих чертах совпадают и представляют взаимоперекрещивающееся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой («Я — понимание», «Я — отношение» и «Я — поведение»). В то же время содержание каждой подструктуры управленческого самосознания включает специфические характеристики, обусловленные особенностями руководящей деятельности, определяющие саморазвитие и самоактуализацию специалиста в ней.
Взаимосвязь самопознания и самооценки обеспечивает саморегуляцию, способствует самовоспитанию и профессиональному совершенствованию руководителя.
В структуре управленческого самосознания выделяют три подструктуры. Так, когнитивная подструктура («Я — понимание») предполагает осознание руководителем себя в профессиональной деятельности, межличностных отношениях, связанных с этой деятельностью, и своих профессионально значимых личностных качеств. Когнитивная подструктура самосознания выявляется в процессе самонаблюдения, самовосприятия, по результатам самокритики, самоанализа, завершающихся самооценкой, что обеспечивает потребность в саморегуляции, саморазвитии. Таким образом, когнитивная подструктура играет ведущую роль в управленческом самосознании.
Аффективная подструктура («Я — отношение») связана с оценками и эмоциями руководителя по поводу знаний о себе, понимания себя. Это отношение человека к себе (в том числе, самоуважение или самоуничижение, самоинтерес и др.), которое может проявляться в самолюбии или себялюбии, скромности, гордости.
Поведенческая подструктура («Я — поведение») определяется удовлетворенностью руководителя собой и своей профессиональной деятельностью, проявляется в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение и т. п., а также в сознательной регуляции своих действий, поступков в отношении к другим и самому себе через сдержанность, самообладание, самоконтроль, саморегуляцию.
Основными направлениями становления управленческого самосознания специалиста являются формирование умений самонаблюдения, самовосприятия, самоанализа, самооценки, самоконтроля и саморегуляции в профессиональной деятельности.
На уровне самонаблюдения, самовосприятия понятия о человеческих качествах, в том числе профессионально важных для руководителя, начинают переноситься на себя.
В процессе самоанализа и самоосмысливания осуществляется соотнесение своего поведения с требованиями общества, характеристиками других людей, требованиями к самому себе, формируется самооценка. Она является субъективным образованием психики. Это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности».
С самооценкой тесно связан уровень притязаний руководителя, выражающийся в степени трудностей целей и задач, которые она ставит перед собой. Несоответствие уровня притязаний руководителя его реальным возможностям отрицательно сказывается на его профессиональном и личностном развитии. Высокий уровень притязаний при ограниченных возможностях приводит к конфликтам с подчиненными, коллективом, с самим собой, возникновению эмоциональных срывов, повышению уровня тревожности и др. Заниженный уровень притязаний развивает неуверенность в своих возможностях, комплекс неполноценности, которые тормозят развитие способностей, волевой сферы, вызываю проблемы в общении и работе с подчиненными. Профессиональная самореализация, самосовершенствование возможны лишь при адекватной самооценке, уровне притязаний соответствующем реальным объективным и субъективны (психическим) возможностям руководителя.
Сформированность представлений о своих личностных и профессиональных качествах, оценка себя в сравнении другими специалистами вызывает у руководителя стремление повысить самооценку, завоевать уважение коллег по работе, что приводит к сознательной регуляции свои действий и поступков — саморегуляции, которая, в свою очередь, способствует саморазвитию и самоактуализаци будущего руководителя-мастера.
Саморегуляция осуществляется системой «Я», формирующейся в процессе жизни и воспитания под влиянием оценок других и осознания своих возможностей.
Не менее важными условиями становления управленческого самосознания руководителя являются повышение его психологической культуры, том числе культуры общения, выработка демократической и гуманистической позиции во взаимоотношениях с подчиненными, коллегами, а также формирование умений преодолевать трудности, собственную эгоцентрическую позицию, и наконец, осознание потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Самосовершенствование предполагает определенный уровень самосознания руководителя: способность к самоанализу и самооценке наличие устойчивой установки на самосовершенствование.
Внутренними стимулами, побуждающими руководителя к работе над собой, являются сложившиеся профессиональные идеалы и убеждения. Изучение психологических особенностей управленческой деятельности руководителя должно способствовать формированию потребности и готовности к профессиональному самосовершенствованию.
В психологической литературе (А.Б. Добрович, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская и др.) в качестве возможности получения объективного представления о себе, формирования умений анализа и самоанализа и адекватной самооценки, пути обучения общению, пути личностного роста, рассматриваются социально-психологические тренинга.
Заключение
Управленческое самосознание можно рассматривать как деятельность, имеющую свой продукт — «профессиональную «Я — концепцию», и как интегральное качество личности, объединяющее и воплощающее в себе весь ее профессиональный опыт, как систему ценностно-смысловых и когнитивно — операциональных свойств. С функциональной точки зрения управленческого самосознание можно рассматривать как процесс постоянного конструктивного преодоления трудностей, препятствующих более полной профессиональной самореализации руководителя;
Структура управленческого самосознания включает совокупность когнитивной («Я — понимание»), аффективной («Я — отношение») и поведенческой»(«Я — поведение») подструктур, содержание которых отражает специфику руководящей деятельности. Составляющие компоненты структуры самосознания могут быть представлены и как этапы его развития (причем последующий этап формируется на основе предыдущего), а процесс формирования самосознания — как поэтапный (от «Я — понимания» к «Я — отношению» и от них — к «Я — поведению»). При этом каждый пройденный этап характеризуется определенный уровнем его функционирования.
Путь развития управленческого самосознания — общее и профессиональное развитие руководителя. При этом становление самосознания, «самости» неразрывно связано развитием духовного мира руководителя. Это означает, что формирование управленческого самосознания руководителя должно осуществляться в единстве с формированием системы его духовных, профессиональных и личностных ценностей.
Значительное влияние на формирование управленческого самосознания в целом оказывает развитие его отдельных феноменов, а также те условия деятельности и общения, в которых протекает профессиональное развитие руководителя. Сочетание самооценки и ориентации на оценку окружающих, отношения с другими людьми, их характер, интенсивность общения, воздействующие, в основном, через механизмы построения образа «обобщенного другого» способствуют формированию реалистического образа «Я».
Список литературы
1. Бакланова Н.К. Шаг у успеху. Психология для вас .- М: Профиздат, 2000 .- С.11-28.
2. Бандарка А.М. Психология управления .- Харьков: Фортуна-пресс, 1998 .- С.122-130.
3. Мяснищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношение к ней человека //Проблемы сознания .- М: Логос, 1998 .- С.21-68.
4. Пугачева В.П. Руководство персоналом организации .- М: Аспек-Пресс, 1999 .- С.178-182.
5. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека .- М: Школа-Пресс, 1995 .- С.191-199.
Самосознание | это… Что такое Самосознание?
Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Содержание
|
В психологии
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. |
С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.
Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
- Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
- К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
- К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
- Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
- Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
- Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
- сознание своей тождественности;
- сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
- осознание своих психических свойств и качеств;
- определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания
- Самопознание — получение информации о себе.
- Эмоционально-ценностное отношение к себе.
- Саморегуляция поведения.
Значение самосознания
- Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
- Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
В социальных науках
В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.
В философии
В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
См. также
- Рефлексия
- Интроспекция
- Cogito
Самосознание и свобода действий | Совесть Гегеля
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСовесть ГегеляФилософия XIX векаФилософияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСовесть ГегеляФилософия XIX векаФилософияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Мойар, декан, «Самосознание и свобода действий», Hegel’s Conscience (2011; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 мая 2011 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195391992.003.0002, по состоянию на 26 февраль 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСовесть ГегеляФилософия XIX векаФилософияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСовесть ГегеляФилософия XIX векаФилософияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В главе 1 приводятся исходные доводы в пользу того, что совесть считается центральным элементом гегелевской этики, и излагаются концептуальные основы гегелевской теории практического разума. В главе дается предварительный отчет о роли самосознания путем прочтения центрального отрывка из «Феноменологии духа» в связи с недавней работой Ричарда Морана об авторитете самосознания. В главе показано, что своеобразный подход Гегеля к вопросам самосознания и самоопределения проистекает из его концепции «самореферентной негативности». Этот прием позволяет Гегелю думать о практическом разуме и этическом содержании как об объединении всеобщности и частности воли, и, таким образом, он служит основой того, что в этой главе называется гегелевской 9-й практикой.0034 исполнительский вид практического разума.
Ключевые слова: практический разум, самосознание, негативность, феноменология, история
Предмет
Философия Философия XIX века
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Вы вошли как
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Философия себя | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Личность и личность |
Артикул |
|
Личность |
|
Прочие товары |
Это поле: просмотреть • говорить • редактировать |
Философия себя определяет основные качества, которые отличают одного человека от всех остальных. Существует множество подходов к определению этих качеств. Самость — это идея единого существа, являющегося источником сознания. Более того, это «я» является агентом, ответственным за мысли и действия индивидуума, которому они приписываются. Это субстанция, которая, следовательно, сохраняется во времени; таким образом, мысли и действия в разные моменты времени могут относиться к одному и тому же «я». Самость как понятие субъекта подверглась резкой критике Ницше в конце XIX века.го века, от имени того, что Жиль Делёз назвал бы «становлением-другим». [ необходима ссылка ]
Содержание
- 1 Философское определение
- 2 Представления о себе
- 2.1 Я как иллюзия
- 2.2 Самопознание
- 2.3 Я как деятельность
- 2.4 Независимость от чувств
- 2.5 Теория расслоения о себе
- 2.6 Самоисследование и самоотдача
- 2.7 Я как центр тяжести повествования
- 2. 8 Будда
- 2.9 Прочее
- 3 См. также
- 4 Каталожные номера
Философское определение
Большинство философских определений самости — согласно Декарту, Локку, Юму и Уильяму Джеймсу, выражаются от первого лица. [1] Определение от третьего лица не относится к конкретным ментальным качествам, а вместо этого стремится к объективности и операционализму.
Для другого человека самость одного человека проявляется в поведении и речи этого человека. Следовательно, намерения другого человека могут быть выведены только из того, что исходит от этого человека. Конкретные характеристики самости определяют ее идентичность.
Джек Ангстрейх Дискуссия о компатибилизме свободы воли
Дискуссия о природе личности, свободы воли и свободе воли. Компатибилизм Акила Билграми.
Представления о себе
Я как иллюзия
В духовности, и особенно в недвойственных, мистических и восточных медитативных традициях, человек часто мыслится как находящийся в иллюзии индивидуального существования и отделенности от других аспектов творения. Это «чувство деятеля» или чувство индивидуального существования есть та часть, которая считает себя человеческим существом и считает, что должна бороться за себя в мире, в конечном счете не осознает и не осознает свою собственную истинную природу. Эго часто ассоциируется с разумом и чувством времени, которое навязчиво думает, чтобы быть уверенным в своем будущем существовании, а не просто знает себя и настоящее.
Книга Акила Билграми «Самопознание и обида» не только предлагает сложное и новое описание особого характера самопознания, но также представляет собой интересную книгу о различии фактов и ценностей, проблеме свободы воли и природе свободы воли. и преднамеренность. Согласно Билграми, самопознание является особенным в силу двух черт: авторитетности и прозрачности.
Духовная цель многих традиций включает в себя растворение эго, позволяющее самопознанию собственной истинной природы стать переживаемым и разыгранным в мире. Это по-разному известно как просветление, нирвана, присутствие и «здесь и сейчас».
Самопознание
Шаблон:Развернуть раздел
Лао-Цзы в своей книге Дао Дэ Цзин говорит: «Познание других — это мудрость. Познание себя — это просветление. Чтобы управлять другими, требуется сила. Чтобы владеть собой, нужна сила». [2] Ади Шанкарачарья в своем комментарии к Бхагавад-гите говорит: «Только самопознание искореняет страдания». [3] «Только самопознание есть средство к высшему блаженству». [4] «Абсолютное совершенство есть завершение Самопознания». [5]
Я как деятельность
Аристотель, вслед за Платоном, определял душу как основную сущность существа, но выступал против ее обособленного существования. Например, если бы у ножа была душа, акт разрезания был бы этой душой, потому что «резать» — это суть того, что значит быть ножом. В отличие от Платона и религиозных традиций, Аристотель не считал душу каким-то отдельным, призрачным обитателем тела (так же, как мы не можем отделить деятельность по резке от ножа). Так как душа, по мнению Аристотеля, есть деятельность тела, она не может быть бессмертной (при разрушении ножа резание прекращается). Точнее, душа — это «первая деятельность» живого тела. Это состояние или возможность актуальной, или «второй», деятельности. «У топора есть режущее лезвие» было для Аристотеля аналогом «у людей есть тела для разумной деятельности», и, таким образом, возможность разумной деятельности составляла сущность человеческой души. Аристотель использовал свою концепцию души во многих своих работах; De Anima (О душе) дает хорошее начало для лучшего понимания его взглядов.
Аристотель также считал, что есть четыре части души. Четыре раздела: расчетная часть, научная часть на рациональной стороне, используемая для принятия решений, желательная часть и вегетативная часть на иррациональной стороне, отвечающая за определение наших потребностей.
Независимость от чувств
- Основная статья: авиценнизм
Находясь в заключении в замке, Авиценна написал свой знаменитый мысленный эксперимент «Плавающий человек», чтобы продемонстрировать человеческое самосознание и субстанциальность души. Его мысленный эксперимент «Плавающий человек» предлагает читателям представить себя подвешенными в воздухе, изолированными от всех ощущений, включая отсутствие сенсорного контакта даже с собственным телом. Он утверждает, что в этом сценарии у человека все еще будет самосознание. Таким образом, он заключает, что идея самости логически не зависит от какой-либо физической вещи и что душу следует рассматривать не в относительных терминах, а как первичную данность, субстанцию. Позже этот аргумент был уточнен и упрощен Рене Декартом в эпистемологических терминах, когда он заявил: «Я могу абстрагироваться от предположения обо всех внешних вещах, но не от предположения моего собственного сознания». [6]
Пучковая теория самости
Дэвид Хьюм заметил, что мы склонны считать себя теми же людьми, которыми были пять лет назад. Хотя мы во многом изменились, здесь присутствует тот же человек, что и тогда. Мы могли бы начать думать о том, какие черты можно изменить, не изменяя лежащую в их основе личность. Юм, однако, отрицает различие между различными чертами личности и таинственным «я», которое предположительно несет эти черты. Когда мы начинаем интроспекцию, «мы никогда не осознаем ничего, кроме конкретного восприятия; человек представляет собой связку или набор различных восприятий, которые сменяют друг друга с непостижимой быстротой и находятся в постоянном течении и движении». [7]
Ясно, что в ходе нашего мышления и в постоянном круговороте наших идей наше воображение легко переходит от одной идеи к любой другой, похожей на нее, и что одно только это качество должно воображение достаточная связь и ассоциация. Также очевидно, что, поскольку чувства, изменяя свои объекты, вынуждены регулярно изменять их и брать их в том виде, в каком они лежат рядом друг с другом, воображение должно по давней привычке приобретать один и тот же способ мышления и проходить по частям. пространства и времени в восприятии его объектов».0373 [8]
По мнению Юма, эти восприятия ничему не принадлежат. Скорее, Юм сравнивает душу с государством, которое сохраняет свою идентичность не благодаря какой-то непреходящей основной субстанции, а благодаря тому, что состоит из множества различных, связанных и в то же время постоянно меняющихся элементов. Тогда вопрос о личной идентичности становится вопросом характеристики слабой связности личного опыта. (Обратите внимание, что в Приложении к «Трактату » Юм загадочно сказал, что он недоволен своим описанием «я», но так и не вернулся к этому вопросу.) Позиция Юма очень похожа на представление о себе индийских буддистов.
Парадокс Корабля Тесея можно использовать как аналогию личности как связки движущихся частей.
Само-исследование и самоотдача
- Основная статья: Само-исследование
Основные учения Раманы Махарши, задокументированные в книге Нан Яр ( Кто я ) состояние 90:014
- Исследуйте источник Сознания «Я», задав вопрос «Кто я». Источником или местонахождением сознания «я» является истинное я.
- Само Я есть мир; «Я» само есть «я»; Самость есть Бог; все есть Высшее Я ( siva swarupam )
Хотя его основным учением было самоисследование, известно также, что он советовал использовать самоотдачу (своему Божеству или Гуру) в качестве альтернативного средства, которое в конечном итоге сходятся на пути Само-Исследования.
Я как центр тяжести повествования
У Дэниела Деннета есть дефляционная теория Я. «Я» физически не обнаруживается. Вместо этого они являются своего рода удобными фикциями, как центр тяжести, которые удобны как способ решения физических задач, хотя они не должны соответствовать чему-либо осязаемому — центр тяжести обруча — это точка в воздухе. Люди постоянно рассказывают себе истории, чтобы понять свой мир, и они фигурируют в историях как персонаж, и этот удобный, но вымышленный персонаж — это я. [9] [10]
Будда
- Основная статья: Анатта
себя» также ошибочно. Это пример срединного пути, намеченного Буддой.
Другие
Шаблон:Развернуть раздел Другие, более широкие понимания Самости помещают его в значение сущности любого живого существа. При таком понимании «Я» — это рука Бога или выражение жизни, которое делает любое живое существо уникальным по своей сути.
См. также
- Основная статья: Описание личности
- Атман (буддизм)
- Бытие и время
- Сознание как основа личности (Джон Локк)
- Гнозис
- Зеркальный столик
- Прочее
- Идентификация личности
- Личная идентичность (философия)
- Рефлексивное самосознание
- Я (психология)
- Я (социология)
- Я (духовность)
- Самореализация
- Автосхема
- Предмет (философия)
- Мысли без мыслителя
Ссылки
- ↑ Gaynesford, M. de I: Значение термина от первого лица , Oxford, Oxford University Press, 2006.
- ↑ Лао-цзы, Лао-цзы (1989). Тао Тэ Цзин , 35, Старинные книги.
- ↑ Аллади (1992). Бхагавадгита с комментариями Шри Шанкарачарьи , Самата Букс.
- ↑ Аллади, Махадева Шастри (1992). Бхагавадгита с комментариями Шри Шанкарачарьи , Samata Books.
- ↑ Аллади, Махадева Шастри (1992). Бхагавадгита с комментариями Шри Шанкарачарьи , Samata Books.
- ↑ Сейед Хоссейн Наср и Оливер Лиман (1996), History of Islamic Philosophy , p. 315, Рутледж, ISBN 0415131596.
- ↑ Хьюм, Дэвид. Трактат о человеческой природе . I, IV, VI
- ↑ Хьюм, Дэвид. Трактат о человеческой природе . 4.1, 2
- ↑ Деннет, Дэниел (1986). Самость как центр нарративной гравитации. URL-адрес получен 30 марта 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ↑ Деннет, Дэниел The Self a Center of Narrative Gravity.