Психические процессы свойства состояния: Психические процессы, свойства и состояния человека

Психология

Попробовал спайс и втянулся. Когда узнали родители, сразу же отправили на исследование. В больнице ко мне отнеслись доброжелательно. Быстро и доходчиво объяснили, как быстро я мог потерять здоровье. Теперь я понимаю, какой я беспечный и глупый. Я благодарен всем за помощь и моей семье.

Ярослав

Весной этого года случилась в моей семье беда. Давно и постоянно пьющий муж начал катастрофически быстро спиваться. Это грозило потерей работы, потерей всего того, что было заработано долгой и успешной службой – авторитета, уважения коллег, друзей, семьи и главное, здоровья физического и психического. Обратились в Уника, чтобы вывели его из запоя. Положили супруга и назначили курс терапии. Уже три месяца он не пьет, в прекрасном настроении, выполняет все предписания нашего доктора. Благодарность специалистам центра!

Татьяна

Близкий друг достаточно долго страдал запоями — несколько лет. Ближе меня у нет никого. Жена давно ушла, с детьми не общался. Еле удалось уговорить лечиться. Вызвали специалиста на дом , который посоветовал лечь в больницу. Пришлось перевезти больничным транспортом в сопровождении врача-нарколога. Спасибо персоналу. Лечение пока не завершено, однако виден сильный прогресс.

Александра

Благодарен Господу Богу, своей семье и медицинскому персоналу. Свершилось — я стал совсем другим. А ведь уже и на работе грозили увольнением, и жена терпела мои пьянки из последних сил. Привезли меня сюда в полубессознательном состоянии. Выписался бодрым и уверенным в себе.

Анатолий

Племянница пристрастилась к спайсу. Родители заметили не сразу. Уговорила пойти на обследование. Доктора уговорили лечь, почиститься лекарствами, в процессе подключился психолог – Сафаров Рустам практический специалист. Провел тщательную диагностику пристрастия (болезни) и прописал эффективное лечение, я быстро восстановился. После выписки сама попросила походить на амбулаторную месячную программу . Всем довольны. Девчонка здоровая, спасибо!

Дмитрий

Я долго не хотел признаваться себе в зависимости от алкоголя. У нас на работе часто отмечали Дни Рождения. Не хотел отрываться от коллектива. И покатился по наклонной. Дети-школьники начали меня стыдится. Супруга записалась на семейную консультацию. Наконец я опомнился и понял: так продолжаться не должно. Отлежал здесь 5 дней , и 3 дня ходил амбулаторно . Огромная благодарность персоналу – Кошель Наталье Александровне , Рустаму Зелемхановичу и всему младшему персоналу за профессионализм и  доброжелательность . Условия отличные.

Александр

Замечательная медицина в центре Уника, внимательный, приятный в общении персонал, сильно помогает людям, которые попали в сложную ситуацию. Условия в больнице комфортные. Выражаю благодарность Михаилу Васильевичу он доктор от Бога, рекомендую!

Валерий

Хочу выразить благодарность за теплое отношение персонала к нам пациентам, благодарен за комфорт и хороший уход за моим братом, которого мы отправили к вам за медицинской помощью. Его лечащему доктору Наталье Анатольевне огромная благодарность, за спасение, вы дарите вторую жизнь. Спасибо!

Евгения

Спасибо большое за индивидуальный подход к моему сыну и профессиональный подход. Так же поблагодарю доктора Красильникова Дмитрия Сергеевича. Сын поступил сюда в плохом состоянии пил спиртное месяца 2 где-то. Нам оказали экстренно профессиональную и психологическую помощь. Центром Уника мы довольны на все 100%. Будем рекомендовать вас знакомым.

Мария

Поблагодарю докторов Уника+! Теперь, когда я в полном порядке и оставляю хороший отзыв. Вкратце: первые дни я удивлялся, почему тут такое доброе, по-домашнему отношение, это даже удивило. А ведь они и впрямь проникаются к нашим проблемам, помогают, разговаривают, я не чувствовал себя ущербным, появилось желание жить. Я прошел полный курс — 21 день.  Дни проходили не так тягостно, ведь ты без проблем ходишь на прогулки, разговариваешь с психологами, лечишься и уже начинаешь строить планы. В общем проходите лечение и восстанавливайте свою жизнь!

Михаил

Я Алкоголик, да я злоупотреблял алкоголем. Моим близкие вовремя меня сюда определили, сам бы я не смог прекратить это все. Не пожалел ни дня, что сюда лег на стационар. Специалисты оказали очень квалифицированную помощь. Отдельно отмечу отличного психиатра Дадашеву Р. Х.

Юрий

Психиатр Валентина Сергеевна, она мне стала, как родной, как человек просто замечательная, с ней приятно разговаривать. Она слушала меня , задавала вопросы, давала советы. Если хотите 100% результат, то идите к ней на прием! Я остался доволен медицинской помощью, которую я получил, и благодарен за профессионализм, этику и квалификацию. Она провела тщательное исследование моего состояния, выписала эффективное лечение и посоветовала несколько профилактических мер, которые помогут мне сохранить свое здоровье в будущем.

Александр

Я проходила реабилитацию у Александра Арсеньевича уже третий раз. Виден его профессионализм, очень компетентный доктор, всегда выслушает и  даст грамотные рекомендации, мне с ним приятно общаться! Я своему доктору доверяю, ни секунды не сомневаясь в рекомендациях и выписанных лекарствах!

Анна

Проходила кодировку здесь, так как у меня были проблемы с алкоголем. Были проблемы с мужем, он мне изменял и помогал мне только алкоголь. Я тогда так думала. В итоге муж привез меня в сюда, было страшно. Но доктор оказался весьма любезный все рассказал и успокоил меня. Мне ставили капельницы, медперсонал тут отличный. Приходил ко мне психолог Малецкий Анатолий, я ему очень благодарна за психологическую поддержку.

Виктория

Огромную благодарность всему медперсоналу, все относились с пониманием к нашей ситуации. Сафарову Рустаму Зелемхановичу, ведь благодаря его помощи мы смогли спасти моего мужа. Доктор не только выслушал меня и мужа, мы вместе справились с нашей бедой. Люди берегите себя, не употребляйте наркотики! Все вам наилучшего!

Юлия

В центре УНИКА помогли вытащить моего друга со дна, и поставили его на правильный путь. Замечательная работа, доктора профессионалы своего дела! Вы не просто помогаете, вы реально вправляете мозги! Уже около года прошло, друга не узнать, он в отношениях, скоро свадьба, нашел классную работу! Благодарность вам от всех нас!

Игорь

Коротко о нейропсихологии | KidsEstate

Нейропсихология — это наука о связи работы мозга и психики (от др. -греч. психе {ψυχή} «дыхание, душа») человека.  Психика состоит из психических явлений – психических процессов, состояний, психических свойств, поведения.  

Само слово «психика» используется в обыденной жизни, в бытовом языке. Нередко можно услышать «человек с неустойчивой психикой», «ребенок с возбудимой психикой». Обычно так говорят о людях, поведение которых вызывает неодобрительную реакцию окружающих. Однако не только поведение является частью психики. В психологии, говоря о понятии «психика», подразумевают сложную структуру, которая состоит из психических явлений — психических процессов, психических состояний, психических свойств и поведения.

Психические процессы:

  • Познавательные — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь и т.д.;
  • Эмоциональные – активные и пассивные переживания;
  • Волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.

Психические состояния представляют собственно активность личности, повышенную или пониженную. Можно перечислить такие состояния, как апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, усталость.

Психические свойства – темперамент, характер, способности.

 

Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическими и социальными факторами одновременно. При анализе психических явлений нейропсихология опирается на знания о работе разных мозговых зон, которые активны в любой момент нашей жизни.  Каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении психических явлений свою роль и отвечает за что-то свое, и это «свое» А.Р.Лурия, основоположник нейропсихологии, определил как «нейропсихологический фактор».  В последние десятилетия цель нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.     

На основе анализа клинических данных еще в 40-е годы XX века в России была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель предлагается для анализа наиболее общих закономерностей работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на   3 основных структурно-функциональных блока: 

  • I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; 
  • II-й блок – прием, переработка и хранение информации; 
  • III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Психические явления осуществляются при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в их реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.           

I ФБМ – энергетический блок (блок регуляции общей и избирательной активации мозга).

Функции:

а) общая генерализованная активация – обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека – для разных видов деятельности нужны разные уровни активности.

б) локальная активация – обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека (одни системы активированы, другие заторможены).

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Он является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов, и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности и особенно – в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Роль его очень важна и он отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого.

 

II ФБМ – блок приёма, переработки и хранения информации. Основной функцией второго блока мозга является отображение и синтез той информации, которая имеется перед человеком в каждый момент времени. Он включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки поступающей извне информации, необходимой для осуществления всей психической деятельности человека.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.

III ФБМ — блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их решения, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, определение ошибок и их своевременное исправление.

Очевидно, что способность и возможность качественного быстрого анализа поступающей многочисленной зрительной, акустической, логической, эмоциональной и другой информации (2-й ФБМ), а также возможности произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) формируются у человека по мере взросления и зависят как от особенностей нервной системы, соматического статуса, наследственных факторов, так и от социального окружения.

 

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, имеет огромную практическую ценность. Это теоретическая модель, которая выросла и продолжает развиваться из данных практической работы с пациентами, взрослыми и детьми. Данные, получаемые клиническими психологами, последние годы значительно обогащаются результатами аппаратных исследовательских методик, таких как ЭЭГ, ПЭТ, МРТ. Нейропсихологическое обследование и последующий факторный анализ данных позволяет тонко и точно определить недостаточную сформированность или дефицитарность мозговых зон, обеспечивающих познавательные процессы и навыки памяти, восприятия, внимания, мышления, речи, письма и чтения, объяснить многие особенности поведения и эмоционального реагирования, мотиваций, установок и личных целей.

Нейропсихологическое обследование как часть диагностического обследования наиболее актуально для людей, находящихся на лечении у невропатолога, страдающих от последствия инсультов, черепно-мозговых травм и опухолей головного, мозга, для людей пожилого возраста и

для детей, с целью подбора рекомендаций и методик реабилитации, коррекции и адекватных педагогических приемов.

Классификация психических свойств и психической деятельности как поведения. – Ullin Thomas Place (1924 – 2000)

Следующая классификация ментальных свойств взята из лекции 17 Амстердамских лекций. В нем обобщаются результаты концептуального анализа, опубликованного UTP до 1973 года. На классификацию сильно повлияла «Концепция разума» Райла (1949). После 1973 г. он принципиально не изменил своего взгляда на концептуальные отношения между психологическими глаголами и предикатами, выражающими психические свойства или понятия.

Первый вопрос, который можно задать, это что именно обладает ментальными свойствами. Во введении к лекции 17 УТП утверждает, что это человек или человеческий организм, представляющий собой единую пространственно-временно протяженную и локализованную субстанцию, обладающую как ментальными, так и нементальными (то есть физическими или телесными) свойствами.

Классификация проводит различие между тем, что мы делаем в уме (умственная деятельность), тем, чего мы достигаем, когда умственная деятельность приводит к новому или измененному умственному расположению (ментальные действия), тем, что мы переживаем или пассивно переживаем (переживания), тем, что мы знаем , убеждения или мысли, намерения и желания (конкретные психические состояния или диспозиции), а также эмоциональные состояния ума, в которых мы можем находиться. Синие стрелки указывают на причинно-следственные связи: умственная деятельность ведет к переживаниям, которые приводят к умственным действиям, являющимся причинными событиями, которые приводят к психическим диспозициям, которые влияют на эмоциональное состояние человека. По словам УТП (лекция 17): «… умственная деятельность, такая как сосредоточение внимания, размышление и сновидение, контролируют характер индивидуального опыта, который, в свою очередь, порождает умственное действие или событие толкования или интерпретации своего опыта определенным образом, тем самым устанавливая последующую и последовательную умственную предрасположенность, благодаря которой человек узнает или верит в истинность определенных утверждений, что, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние ума человека».

Одним из аспектов классификации является различие между активными и пассивными психическими свойствами. Здесь я хочу сосредоточиться на умственной деятельности и умственных склонностях. Они активны по-разному. Умственная деятельность — это то, что вы как человек можете делать и над чем у вас есть определенный контроль. Имеет смысл говорить о начале и прекращении умственной деятельности по желанию. (Начало и прекращение умственной деятельности — это умственные действия; я не знаю удовлетворительного концептуального анализа двух понятий начала и прекращения и реального ответа на вопрос, как они связаны с (свободой?) волей.) Хотя мы можете использовать активный глагол «верить» в случае убеждений, у вас нет такого же активного контроля над своими убеждениями (или ожиданиями, желаниями, потребностями), как над умственной деятельностью, такой как слушание, взгляд, мышление, расчет или Уделение внимания. Вы можете быть заняты (вовлечены, заняты) в деятельности, но не в умственном расположении.

На диаграмме причинно-следственная связь прослеживается от умственной деятельности к умственным склонностям (синие стрелки). Но есть и причинный поток в другом направлении. Психические диспозиции проявляются в поведении. Поэтому их также называют поведенческими диспозициями. Я утверждаю, что все, что вы можете активно делать, может быть проявлением ментальной или поведенческой предрасположенности. Кажется, мои часы в гостиной. Поэтому я ищу часы в гостиной. Мне нравится арифметика, поэтому я делаю расчеты (в уме). Есть ли принципиальное различие между психической деятельностью и поведенческими проявлениями психических диспозиций? Если да, то в чем заключается это различие?

В бихевиористской традиции поведение внешнее, открытое и публичное. Первоначально мнение UTP заключалось в том, что умственная деятельность была (в основном) внутренней, скрытой и частной. Отсюда можно заключить, что умственная деятельность не является поведением, по крайней мере, не в бихевиористском смысле. Вот что UTP писал в 1974 г. (лекция 18 в Амстердаме) об умственной деятельности: то, на что индивидуум, как говорят, смотрит, наблюдает, слушает, смакует или чувствует, является […] неким объектом, явлением или веществом в его непосредственной сенсорной среде, тем не менее, существует неявная ссылка, которая редко делается явной, за исключением философов и психологов. , к зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым и тактильным ощущениям или сенсорным переживаниям, которые являются функцией этих умственных действий. В свете этих соображений можно правдоподобно утверждать, что все психические процессы без исключения включают в себя оба этих аспекта, активное производство и контроль опыта и пассивное его получение, с разницей лишь в степени между случаями, когда один аспект ударение в словах и выражениях, которые мы используем, а также в случаях, когда подчеркнут другой аспект».

Из-за этой тесной связи между умственными действиями и (пассивными) переживаниями умственные действия по существу являются внутренними, скрытыми и частными (снова цитируя лекцию 18): деятельность или переживание, мы утверждаем наличие процесса, который в некотором смысле происходит внутри человека, выполняющего умственную деятельность или переживающего данный опыт, таким образом, что возникновение этого процесса обычно не может быть обнаружено с помощью внешний наблюдатель». Но: «Есть некоторые аспекты умственной деятельности, посредством которых генерируются и контролируются частные переживания индивида, которые состоят в публично наблюдаемых движениях, совершаемых рассматриваемым индивидом. Взгляд и наблюдение, например, обычно включают движения головы и глаз, чтобы сфокусировать объект наблюдения и привести его в соответствие с центральной ямкой. Точно так же ощупывание в деятельностном значении этого глагола включает в себя либо преднамеренное движение пальцев или какой-либо другой чувствительной части кожи по объекту осмотра, либо движение самого объекта по чувствительному участку кожи, такому как щека. Обонятельное смакование также включает публично наблюдаемую реакцию обнюхивания, так же как вкусовое смакование включает в себя движения рта и языка, направленные на максимальную стимуляцию вкусовых рецепторов веществом, вкус которого смакуется. В таких случаях функция публично наблюдаемых движений состоит в том, чтобы максимально воздействовать на сенсорный опыт индивида от стимуляции, происходящей от веществ и веществ в окружающей среде, чтобы можно было определить и оценить их природу и характер. В других случаях, как, например, когда человек читает или думает вслух или пишет что-то на бумаге, стимуляция обеспечивается исключительно самостимулирующим вербальным поведением заинтересованного лица и имеет функцию в случае чтения вслух декодирования. визуально представленный ввод в более понятную слуховую форму, а в случае размышлений вслух или на бумаге о планировании или руководстве текущей или будущей деятельностью или же о предоставлении какого-либо развлечения или эмоциональной разрядки. Однако ни в одном из этих случаев возникновение этих движений и реакций не является необходимым условием возникновения рассматриваемой психической деятельности во всех случаях. Возникновение этих движений также не является безошибочным признаком возникновения психической деятельности. Если мы не хотим, чтобы кто-то знал, что мы наблюдаем за ним, мы можем наблюдать за ним «краем глаза»…» УТП делает следующие выводы: «во-первых, эти публично наблюдаемые движения составляют лишь часть психического активность в той мере, в какой они влияют на получаемые им чувственные переживания и контролируют их, и, во-вторых, что существуют другие способы регуляции, контроля и порождения переживаний, не зависящие ни от движений рецепторных органов, ни от той части тела, в которой они расположены. по отношению к окружающей среде или при слуховой, зрительной или даже кинестетической самостимуляции».

Но правда ли, что между умственными действиями и умственными переживаниями существует тесная связь? Согласно УТП, только философы и психологи осознают имплицитную связь умственной деятельности с опытом. Так что это не может быть частью народной психологии и, вероятно, тоже не является результатом концептуального анализа — по крайней мере, я не могу воспроизвести такой анализ. В своей самой первой статье Place (1954) УТП утверждает, что «[обращая] внимание на что-то, человек регулирует яркость своего сознания рассматриваемого объекта или ощущения». Это утверждается, но не оспаривается. УТП приводит в этой статье аргументы против диспозициональной теории внимания и внимания Райла, тем самым делая правдоподобным то, что внимание и внимание являются (ментальной) деятельностью. Но является ли суть этих действий «регулированием живости […] сознания»? Я думаю, что обращая внимание, вы получаете больше или лучше информацию об объекте или сцене. Внимание направлено наружу, на что-то внешнее (объект или сцену), а не внутрь, на что-то внутреннее (осознание объекта или сцены). Но попробуем заглянуть внутрь. Закройте глаза и надавите на них кулаками (не слишком сильно). В моем случае у меня прекрасные переживания (я вижу звезды!), но я не знаю, как регулировать их яркость. То же самое и с фигуральными последствиями: они у меня есть, я их испытываю, я могу о них сообщить, но я не знаю, как обратить на них внимание, чтобы получить больше и/или лучшую информацию. Ну, это может быть только я.

Мы увидели, что, согласно УТП, тот факт, что мы можем наблюдать краем глаза, показывает, что умственная деятельность возможна без движений. Но Гибсон (1974) утверждает, что дети и животные не могут смотреть на объект периферийным полем зрения. Он различает открытое и скрытое внимание, и первое для Гибсона первично. «Акт внимания — это, прежде всего, акт ориентирования, исследования, настройки и оптимизации… Он зависит от открытой активности органов восприятия… Открытое внимание — это характерная деятельность системы восприятия, а не обработка данных, поступающих по каналу. смысла» Гибсон (1974, с. 1). Наблюдение краем глаза — это пример другой формы внимания: скрытого, «внутреннего» или «мысленного» внимания. Я думаю, открытое внимание — это то, что мы обычно подразумеваем под вниманием на обычном языке. Более того, я бы сказал, что это форма поведения, то, что мы делаем и чем занимаемся.

Однако есть одна публикация, в которой УТП также рассматривает ментальную деятельность как поведение и, в частности, как (частично) операнты. Place (1985c) говорит о «полу-скрытом поведении». Он различает три разновидности: 1. посещающее поведение, 2. эмоциональные реакции и 3. самонаправленное вербальное поведение или мышление. Эмоциональные реакции не имеют отношения к нашему обсуждению умственной деятельности, потому что они пассивны и, по терминологии Скиннера, являются респондентами. Но мы уже видели, что УТП классифицирует внимание и мышление как умственную деятельность. Они полускрытые, потому что хотя они преимущественно скрытые, но имеют и явные проявления, как мы уже видели в цитатах из амстердамских лекций. У Гибсона все наоборот: внимание преимущественно открытое, но иногда возможно и бездвижное внимание, то есть скрытое внимание.

Если умственная деятельность — это поведение, то можно задаться вопросом, являются ли они частью сознания. А когда они не являются частью сознания, тогда теория тождества к ним неприменима. Плейс (1969b): «термин «сознание», который я хотел отождествить с процессом в мозге, был общим термином, охватывающим такие ментальные понятия, как ощущение или ментальный образ, взгляд, слушание, внимание, мышление. без разговоров вслух или про себя и мечтаний». Но если мы хотим связать умственную деятельность как поведение с сознанием, мы могли бы сделать это, введя понятие сознательного поведения: делать что-то сознательно. Я не буду обсуждать это здесь. В будущем сообщении в блоге я мог бы вернуться к этой идее.

Недавно Myin (2016) опубликовал статью под названием «Восприятие как то, что мы делаем». Согласно классификации психических свойств УТП (см. начало этого поста), восприятие — это умственный акт, или, в терминологии Райла, это глагол достижения. Это успешное завершение умственной деятельности. Но под восприятием Мьин подразумевает умственную деятельность по наблюдению, поиску, слушанию, прикосновению и т. д. Мьин использует аналогичную терминологию, как и я выше: «То, что делают организмы, — это то, чем они занимаются; запускать и останавливать; продолжать и делать паузу, обдумывать, воздерживаться и так далее. Еда, хватание ртом, лапой или рукой, бег, ходьба, выслеживание, погоня и разговор — вот то, что делают различные организмы. Многие из этих вещей связаны с движением, но не обязательно все время, а в некоторых случаях и вовсе. Оставаться на месте — это то, что мы делаем, но, очевидно, не двигаемся: если мы движемся, мы останавливаемся или не можем оставаться неподвижными». Интересен случай неподвижности как того, что мы делаем. Из этого случая мы узнаем, что выполнение чего-либо требует усилий. Стоять неподвижно — это попытка не двигаться. Без усилия оно не стояло бы на месте, а что-то делало бы. Все примеры умственной деятельности, перечисленные в классификации психических свойств, связаны с усилием. Даже мечтать, на мой взгляд, можно только с усилием. Но я не собираюсь защищать это здесь.

Я не согласен с Мьин, когда он утверждает, что прикосновение, боль или головная боль также являются действиями. Он соглашается с тем, что это не типичные человеческие добровольные действия, но, согласно Мьину, они являются телесными. Существенным аспектом в классификации психических свойств являются активные и пассивные свойства. Это измерение относится как к процессам, так и к состояниям (расположениям). Для УТП активные психические процессы — это умственная деятельность, а пассивные психические процессы — переживания. Это различие между тем, что мы активно делаем, и тем, чему мы подвергаемся пассивно. Даже если в последнем случае окажется, что тело активно реализует ощущения осязания, боли или головной боли. Согласно теории тождества, эти действия являются мозговыми процессами или более общими телесными процессами. Критическим является начало и окончание деятельности. Если человек или организм могут начинать и прекращать деятельность, это действие или, я бы сказал, поведение. Но если человек или организм не может контролировать начало и прекращение деятельности, то это то, что он претерпевает. На мой взгляд, это важное отличие.

Если бы УТП рассматривал умственную деятельность как поведение, как здесь предлагается, он мог бы представить даже более сильную бихевиористскую точку зрения на разум, чем бихевиоризм, который он защищал. Продолжение следует.

Понимание общества: квантовые психические процессы?

Одним из приятных аспектов долгой карьеры в философии является случайный опыт подлинно нового подхода к знакомым проблемам. Иногда сначала реагируют скептически — «это безумная идея!». И иногда подход оказывается многообещающим. У меня был такой опыт перехода от глубоких сомнений к признательности несколько раз за эти годы, и это воодушевляющий опыт обучения. (Совсем недавно я продвинулся в этом направлении в отношении некоторых идей сборка и акторно-сетевая теория, выдвинутая такими мыслителями, как Бруно Латур; ссылка, ссылка.

)

Я испытываю неожиданный диссонанс, когда начинаю читать книгу Александра Вендта «Квантовый разум и социальные науки: объединение физической и социальной онтологии». В книге Вендта рассматриваются многие вопросы, над которыми философы социальных наук бились десятилетиями. Но Вендт предлагает фундаментальный поворот в том, как мы думаем об отношениях между гуманитарными науками и миром природы. Он предполагает, что формирующаяся парадигма исследования сознания, предложенная Джузеппи Витиелло, Джоном Эклзом, Роджером Пенроузом, Генри Стэппом и другими, может также иметь важное значение для нашего понимания социального мира. Это область «квантовой нейропсихологии» — совокупности теорий, утверждающих, что загадки, связанные с проблемой разума и тела, могут быть решены путем изучения работы квантового поведения в центральной нервной системе. Я еще не уверен, в какую категорию отнести идею квантового сознания, но она достаточно интересна, чтобы продолжить.

Знакомая проблема в этом случае — отношение между ментальным и физическим. Как и все физикалисты, я исхожу из предположения, что ментальные явления воплощены в физической инфраструктуре центральной нервной системы и что центральная нервная система работает в соответствии с известными принципами электрохимии. Мысль и сознание в некотором роде являются «эмерджентным» результатом работы сложной физической структуры мозга (в безопасном и ограниченном смысле эмерджентности). Новый подход заключается в идее, что каким-то образом квантовая физика может сыграть в этой теме совершенно иную роль, чем предполагалось ранее. Теоретики в области квантового сознания предполагают, что, возможно, специфические характеристики квантовых событий на субатомном уровне (например, квантовая случайность, комплементарность, запутанность) достаточно близки к действию нейронных сетей, что они служат для создания совершенно иной нейронной структуры. свойства от тех, которые ожидаются с точки зрения классической физики мозга. (Эта идея не совсем нова; когда я был студентом в 19В 60-е годы иногда предполагалось, что свобода воли возможна из-за неопределенности, создаваемой квантовой физикой. Но это была не очень убедительная идея.)

Дальнейший вклад Вендта состоит в том, чтобы погрузиться в часть этой работы, а затем сформулировать вопрос о том, как эти точки зрения на интенциональность и менталитет могут повлиять на ключевые темы в философии общества. Например, как выглядят давние концепции структуры и действия, если мы начнем с квантовой точки зрения на ментальную деятельность?

Хорошим местом для начала подготовки к чтению книги Вендта является превосходная статья Харальда Атманшпахера в Stanford Encyclopedia of Philosophy (ссылка). Атманшпахер разделяет свое рассмотрение на три большие области применения квантовой физики к проблеме сознания: метафорические применения концепций квантовой физики; приложения современного состояния знаний в квантовой физике; и приложения возможных будущих достижений в области знаний в квантовой физике.

Среди этих подходов [статус-кво] один с самой длинной историей был инициирован фон Нейманом в 1930-х годах. .. Его можно грубо охарактеризовать как предложение рассматривать преднамеренные сознательные действия как неотъемлемо коррелирующие с редукциями физического состояния. (13)

Снижение физического состояния — это событие, которое происходит, когда поле квантовой вероятности превращается в дискретную частицу или событие после измерения. Некоторые теоретики (например, Генри Стэпп) предполагают, что сознательное человеческое намерение может влиять на уменьшение физического состояния — таким образом, «ментальное» событие вызывает «физическое» событие. И некоторый процесс в этом направлении применяется к «активации» нейронной сборки:

Активация сборки нейронов необходима для того, чтобы закодированное содержимое стало доступным для сознания. Считается, что эта активация инициируется внешними раздражителями. Если сборка не активирована, ее содержимое остается бессознательным, недоступной памятью. (20)

Также представляет интерес в отчете Атманшпахера идея возникновения: возникают ли ментальные явления из физических явлений и в каком смысле? Атманшпахер дает ясное, но строгое определение эмерджентности и рассматривает вопрос о том, эмерджентны ли ментальные явления в этом смысле:

Психические состояния и/или свойства можно считать эмерджентными, если материальный мозг не является необходимым или недостаточным для их изучения и понимания. (6)

Это очень специфическая сильная концепция; он указывает, что материальных фактов недостаточно для объяснения «возникающих» психических свойств. Это подразумевает, что нам необходимо знать некоторые дополнительные факты помимо фактов о материальном мозге, чтобы объяснить ментальные состояния; и естественно спросить, какова может быть природа этих дополнительных фактов.

Причина, по которой этот набор идей поначалу шокирует меня, заключается в разнице в масштабе между сущностями и событиями субатомного уровня и макромасштаба. Есть что-то жуткое в постулировании причинно-следственных связей в этом диапазоне масштабов. Было бы полным безумием предполагать, что для объяснения бильярда нам нужно обращаться к математике и теориям квантовой физики. Физики довольно хорошо согласны с тем, что квантовая механика сводится к ньютоновской физике в этом масштабе. Несмотря на то, что составные части бильярдного шара являются квантовыми объектами с особыми свойствами, как ансамбль из 10 ^ 25 таких частиц поведение шара безопасно классическое. Особенности квантового уровня размываются для систем с кратным числом частиц Авогадро благодаря надежной работе статистической механики. И интуиция большинства людей, знакомых с физикой, подсказывает им, что нейроны подвержены такой же независимости; масштаб активности нейрона (как пространственный, так и временной) на порядки слишком велик, чтобы отражать квантовые эффекты. (Прости, кот Шредингера!)

Чарльз Сейф сообщает о ряде фундаментальных физических вычислений, проведенных Максом Тегмарком, чтобы продемонстрировать это в недавней статье в журнале Science Magazine «Холодные числа разрушают квантовый разум» (ссылка). Анализ Тегмарка сосредоточен на предположениях Пенроуза и других о возможном квантовом поведении «микротрубочек». Тегмарк стремится продемонстрировать, что временные и пространственные масштабы квантовых эффектов слишком малы на порядки, чтобы объяснить нейронные механизмы, которые можно наблюдать (ссылка). Вот реферат Тегмарка: 9−1 с), как при регулярном срабатывании нейронов, так и при кинк-подобных поляризационных возбуждениях в микротрубочках.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts