Психические процессы волевые это: Эмоциональные и волевые психические процессы — МБОУ СОШ №2

Лекция 6 — Волевые психические процессы

Лекция

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 6. Волевые психические процессы.

  1. Волевые психические процессы и их функции.

  2. Волевые качества личности.

Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения (деятельности и взаимодействий), связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Активизирующая и тормозящие функции.

Части системы действий:

  • Ориентировочная

  • Исполнительная

  • Контрольная

Ориентировочная система деятельности – система представлений индивида о цели, порядке её достижения и необходимых для этого средств.

Волевое усилие – специфический процесс мобилизации психики (физические, интеллектуальные и моральные силы человека).

Простое волевое действие

Например уступили машине дорогу.

Сложное волевое действие

  • определение цели и стремление достичь её

  • борьба мотивов и выбор

  • выбор способа и средств достижения цели

  • осуществление и корректировка принятого решения

  • оценка результатов и соотнесение их с достижением поставленной цели

Цель – представляет желаемый результат действия.

Борьба мотивов – представляет собой процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, направлена на повышение мотивации, служит показателем человека устанавливать связи, анализировать, выбирать желания, обусловленные теми или иными мотивами, и, в конечном счете, формулировать цель деятельности.

Выбор способа и средств достижения цели – представляет собой процесс поиска и анализа возможностей достижения цели с использованием различных, имеющихся способов и средств, а также выбора альтернатив по заданным критериям.

Осуществление принятого решения

– связано с мобилизацией психики человека и требует значительных усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, возникающих в процессе реализации цели.

Корректировка деятельности – производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней и внутренней среде.

Оценка результатов действий – происходит на основе степени удовлетворения соответствующей потребности, соответствия мотивам деятельности и всегда имеет эмоционально окрашенный компонент. Полученный результат оценивается как успешный, если он соответствует исходному по побуждению (мотиву)

Волевые психические процессы тесно связаны с психическими состояниями личности (устойчивые или неустойчивые) и психическими свойствами личности.

Волевые свойства личности:

Первичные волевые свойства личности (базовые)

  • сила воли

  • настойчивость

  • выдержка

  • энергичность

  • и др.

Вторичные волевые свойства личности (развиваемые)

  • решительность

  • смелость

  • самообладание

  • уверенность в себе

Третичные волевые свойства личности (нравственные)

Свобода личности – свобода воли.

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф.М. Достоевский). Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучной семье, в которой они выросли и т.д.

Словарь терминов:

Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения (деятельности и взаимодействий), связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Ориентировочная система деятельности – система представлений индивида о цели, порядке её достижения и необходимых для этого средств.

Волевое усилие – специфический процесс мобилизации психики (физические, интеллектуальные и моральные силы человека).

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

Юридическая психология — Характеристика волевых психических процессов. Определение воли.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего\каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

— осознание цели и стремление достичь ее;

— осознание ряда возможностей достижения цели;

— появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

— борьба мотивов и выбор;

— принятие одной из возможностей в качестве решения;

— осуществление принятого решения;

— преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплиниро-ванность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир – воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, неспо-собен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспи-тать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требова-ний, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

— осознание цели и стремление достичь ее;

— осознание ряда возможностей достижения цели;

— появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

— борьба мотивов и выбор;

— принятие одной из возможностей в качестве решения;

— осуществление принятого решения.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.  

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге

Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге | Психология

Перейти к основному содержанию

  • Серия психологических семинаров
  • Психологические потребности, самоопределение и вовлеченность: гуманистический, органический подход к мотивации в применении к (фу!) изучению языка
  • Сила в небольшом количестве
  • Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге
  • Прошлая серия психологических семинаров

Название:

Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге

Дата:

Пятница, 10 февраля, 2023, 15:00–16:00 MST

Где:

Это гибридная лекция, которая проводится как лично (P116, Здание биологических наук), так и онлайн. Чтобы получить ссылку для масштабирования, войдите в наш календарь Google, используя свою учетную запись UAlberta.

Abstract:

Выбор у людей и грызунов зависит от когнитивных процессов, таких как формирование и использование схем для конкретных задач. Иногда они могут конфликтовать и конкурировать с другими механизмами выбора в мозгу, такими как реакция «выиграл-остался» и «проиграл». Первая часть доклада посвящена этим «некогнитивным» процессам. Я представлю данные о том, что механизмы выигрыша-оставания и проигрыша зависят от диссоциированных нейронных систем в мозге грызунов и человека. Потеря переключения интегрирована с двигательной системой и, по-видимому, является рефлекторной реакцией на отсутствие вознаграждения. У взрослых людей (но не у детей) когнитивные процессы, по-видимому, обычно подавляются когнитивными процессами, а у людей с высоким уровнем употребления каннабиса, по самоотчетам, этот процесс нарушается. Вторая часть доклада будет посвящена когнитивным процессам при выборе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts