Лекция 6 — Волевые психические процессы
Лекция
Курс «Психология и Педагогика»
Тема 6. Волевые психические процессы.
Волевые психические процессы и их функции.
Волевые качества личности.
Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения (деятельности и взаимодействий), связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Активизирующая и тормозящие функции.
Части системы действий:
Ориентировочная
Исполнительная
Контрольная
Ориентировочная система деятельности – система представлений индивида о цели, порядке её достижения и необходимых для этого средств.
Волевое усилие – специфический процесс мобилизации психики (физические, интеллектуальные и моральные силы человека).
Простое волевое действие
Например уступили машине дорогу.
Сложное волевое действие
борьба мотивов и выбор
выбор способа и средств достижения цели
осуществление и корректировка принятого решения
оценка результатов и соотнесение их с достижением поставленной цели
Цель – представляет желаемый результат действия.
Борьба мотивов – представляет собой процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, направлена на повышение мотивации, служит показателем человека устанавливать связи, анализировать, выбирать желания, обусловленные теми или иными мотивами, и, в конечном счете, формулировать цель деятельности.
Выбор способа и средств достижения цели – представляет собой процесс поиска и анализа возможностей достижения цели с использованием различных, имеющихся способов и средств, а также выбора альтернатив по заданным критериям.
Осуществление принятого решения
– связано с мобилизацией психики человека и требует значительных усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, возникающих в процессе реализации цели.Корректировка деятельности – производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней и внутренней среде.
Оценка результатов действий – происходит на основе степени удовлетворения соответствующей потребности, соответствия мотивам деятельности и всегда имеет эмоционально окрашенный компонент. Полученный результат оценивается как успешный, если он соответствует исходному по побуждению (мотиву)
Волевые психические процессы тесно связаны с психическими состояниями личности (устойчивые или неустойчивые) и психическими свойствами личности.
Волевые свойства личности:
Первичные волевые свойства личности (базовые)
сила воли
настойчивость
выдержка
энергичность
и др.
Вторичные волевые свойства личности (развиваемые)
решительность
смелость
самообладание
уверенность в себе
Третичные волевые свойства личности (нравственные)
Свобода личности – свобода воли.
Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф.М. Достоевский). Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучной семье, в которой они выросли и т.д.
Словарь терминов:
Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения (деятельности и взаимодействий), связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Ориентировочная система деятельности – система представлений индивида о цели, порядке её достижения и необходимых для этого средств.
Волевое усилие – специфический процесс мобилизации психики (физические, интеллектуальные и моральные силы человека).
Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
Юридическая психология — Характеристика волевых психических процессов. Определение воли.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего\каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
— осознание цели и стремление достичь ее;
— осознание ряда возможностей достижения цели;
— появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
— борьба мотивов и выбор;
— принятие одной из возможностей в качестве решения;
— осуществление принятого решения;
— преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».
Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплиниро-ванность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир – воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, неспо-собен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспи-тать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требова-ний, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
— осознание цели и стремление достичь ее;
— осознание ряда возможностей достижения цели;
— появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
— борьба мотивов и выбор;
— принятие одной из возможностей в качестве решения;
— осуществление принятого решения.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаУправление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге
Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге | ПсихологияПерейти к основному содержанию
- Серия психологических семинаров
- Психологические потребности, самоопределение и вовлеченность: гуманистический, органический подход к мотивации в применении к (фу!) изучению языка
- Сила в небольшом количестве
- Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге
- Прошлая серия психологических семинаров
Название:
Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге
Пятница, 10 февраля, 2023, 15:00–16:00 MST
Где:
Это гибридная лекция, которая проводится как лично (P116, Здание биологических наук), так и онлайн. Чтобы получить ссылку для масштабирования, войдите в наш календарь Google, используя свою учетную запись UAlberta.
Abstract:
Выбор у людей и грызунов зависит от когнитивных процессов, таких как формирование и использование схем для конкретных задач. Иногда они могут конфликтовать и конкурировать с другими механизмами выбора в мозгу, такими как реакция «выиграл-остался» и «проиграл». Первая часть доклада посвящена этим «некогнитивным» процессам. Я представлю данные о том, что механизмы выигрыша-оставания и проигрыша зависят от диссоциированных нейронных систем в мозге грызунов и человека. Потеря переключения интегрирована с двигательной системой и, по-видимому, является рефлекторной реакцией на отсутствие вознаграждения. У взрослых людей (но не у детей) когнитивные процессы, по-видимому, обычно подавляются когнитивными процессами, а у людей с высоким уровнем употребления каннабиса, по самоотчетам, этот процесс нарушается. Вторая часть доклада будет посвящена когнитивным процессам при выборе.