Урок сольфеджио №14 лады народной музыки, советы преподавателей
Урок сольфеджио №14 лады народной музыки, советы преподавателей 22/ / Урок сольфеджио №14: Лады народной музыки. Другие лады
Семиступенные лады в народной музыке встречаются довольно часто. Последовательности интервалов между ступенями в этих ладах различны, что отличает их от натуральных мажора и минора, а также друг от друга. Несмотря на это, основой этих ладов является либо мажорный лад, либо минорный, поэтому лады народной музыки можно рассматривать как разновидности мажорного или минорного лада.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.
Записаться
Основных ладов было шесть. Каждый из них можно сравнить с современным мажором или минором:
- Ионийский (совпадает с мажором)
- Эолийский (совпадает с минором)
- Лидийский (отличается от мажора IV повышенной ступенью)
- Миксолидийский (отличается от мажора VII пониженной ступенью)
- Фригийский (отличается от минора II пониженной ступенью)
- Дорийский (отличается от минора VI повышенной ступенью)
Существовал также локрийский лад, который использовался редко, и отличался от минора двумя пониженными ступенями — II и V:
Описание звукоряда | Название |
Мажор, повышена IV ступень | Лидийский лад |
Мажор, понижена VII ступень | Миксолидийский лад |
Минор, понижена II ступень | Фригийский лад |
Минор, повышена VI ступень | Дорийский лад |
Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине 19 века.
В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное — любой звук можно заменить энгармонически:
Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».
Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад для создания призрачных образов. (Например, К. Дебюсси в прелюдии «Паруса»).
Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов. В основе его — Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,
«гамма тон-полутон»
и «полутон-тон»
Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.
Статью утвердил
27.04.2020
Как поставить певческое дыхание
Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания.
Подробнее
Как брать высокие ноты баритону
Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же,…
Подробнее
Играть в ансамбле — круто
Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…
Подробнее
Контакты
ООО «МузШок» УНП 191762867
BY90UNBS30121008300030000933
БСБ Банк, код UNBSBY2X
Copyright @ МузШок 2023
Имя *
Урок по музыке в первом классе по теме:Мажор и минор»
Цель урока:
Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с музыкальными терминами «мажор» и «минор».
2. Закрепить тему «динамическое развитие».
3. Прослушать и проанализировать музыкальные произведения.
4. Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.
5. Добиваться эмоциональной отзывчивости.
6. Содействовать проявлению музыкального вкуса.
7. Воспитывать стремление к творчеству, к новаторству.
8. Воспитывать бережное отношение к природе, своему дому, городу, школе.
Оборудование:
Компьютер, записи музыкальных произведений для слушания и исполнения, наглядные таблицы и иллюстрации, портрет П. И. Чайковского, фортепиано, сигнальные карточки, народные музыкальные инструменты, магнитофон.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности. Орг. момент
Музыкальное приветствие:
— Добрый день! Здравствуйте, ребята!
— Добрый день! Здравствуйте, учитель!
Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.
— А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?
— В чем заключается разница между этими приветствиями?
НАСТРОЕНИЕ!!! ( на доску вывешивается солнышко)
Учитель: У меня всегда вот такое настроение, как у солнышка, а у вас?
Дети сигнальными карточками показывают: желтый цвет – мажорное настроение, синий цвет – минорное настроение.
II. Вводная часть. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
( Диссонансный аккорд)
– Это мелодия? Почему?
ПОЁМ ПЕСНЮ «Кот Федот» — один куплет.
( с холопками в припеве, четким ритмом)
— А это мелодия? Почему?
— Какое настроение передает эта мелодия?
(плавные , качающиеся движения в такт музыке)
ПОЁМ ПЕСНЮ «Бедный ёжик» — один куплет.
— Чем эта мелодия отличается от мелодии песни «Кот Федот».
— Какое настроение передает эта мелодия?
III. Постановка учебной задачи. Первичное знакомство с новыми знаниями.
В каждом музыкальном произведении звуки подобраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад.
Называются они – мажор и минор. (НА ДОСКЕ)
А кто из вас раньше слышал такие слова: МАЖОР И МИНОР?
Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в ваших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?
Мое настроение всегда мажорное (солнышко вешается возле мажора)
А куда надо повесить тучку? (тучка вешается возле минора)
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ ( приклеить к слову мажор – солнышко, к слову минор – тучку, раскрасить соответствующим цветом)
IV.
Автор текста (слов):
Пляцковский М.
Композитор (музыка):
Савельев Б.
Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.
И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели — всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.
IV
. Организация усвоение исходных данных.— Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник) (картины осени – к минору, картины весны – к мажору)
— Как называется человек, который сочиняет сказки, рассказы? (писатель)
На уроке чтения мы знакомились с вами с произведением Людмилы Зубковой «Ох! и Ах!»
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
Жили
рядом Ох и АХ
Друг от друга в двух шагах
АХ – шутник и хохотун
Ох – отчаянный ворчун
АХ работы не боится
АХУ охать не годится
Улыбнется, скажет «ах!» —
Дело спорится в руках
ОХ глаза косит на АХА,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везет в делах ему…
Если АХ в пути споткнется,
Он не плачет, а смеется
ОХ же стонет то и дело –
Все бедняге надоело
АХ работает, как надо.
— Ох-ох-ох! – вздыхает ОХ, —
Тут крапива, не горох…
Все не эдак, все не так!
Охать ОХ – большой мастак.
Смотрит солнышко лучисто,
В доме АХА чисто-чисто!
Тучку АХ хотел отжать,
А она давай рычать.
Хлынул дождь, ударил гром,
АХ бежит с пустым ведром…
АХ с улыбкой ахнул:
— Хорошо бабахнул…
АХ прищурился хитро:
— Туча лезь в мое ведро!
Ноет ОХ:
— Ох, ох!
Я от грохота оглох.
Все соседи вышли,
Встали возле вишни.
ОХУ в самом деле плохо –
Голова болит у ОХА
— Ой! – сказал с досадой ОЙ.
— Значит, ОХ теперь больной.
— Эй, ворчливых не жалей! –
Говорит соседу ЭЙ
— Эх! – кричит с насмешкой ЭХ,
— Вечно охать – это смех.
Ну, а дед АЙ-ЯЙ-ЯЙ тут сказал со вздохом:
— Ай-яй-яй! Ай-яй-яй! Быть ворчливым плохо!
К ОХУ в дом друзья пришли,
Пол, как надо подмели,
Чисто вымыли посуду.
И случилось с ОХОМ чудо.
Обошлось без докторов,
ОХ теперь вполне здоров.
Так его спасли друзья –
Без друзей прожить нельзя!
— Кто из них к какому музыкальному ладу относится?
(картинка АХА! Вешается к мажору, а ОХА! – к минору)
V. Слушание музыки. Первичная проверка понимания.
— Как называется профессия людей, которые сочиняют музыку? (композиторы)
— С каким композитором мы познакомились с вами на прошлом уроке? (П.И.Чайковский)
— Музыку из какого балета мы с вами слушали? («Щелкунчик»)
Наши сказочные герои ОХ иАХ собрались в гости и хотели взять с собой некоторые музыкальные произведения, но никак не могут вспомнить их названия, не могут определить кому их брать АХ! Хочет взять мажорные, ОХ! – минорные давайте им поможем.
.«Угадай мелодию»
«МАРШ» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (мажор)
«ВАЛЬС СНЕЖИНОК» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (минор)
«ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (минор)
— Ребята, а кто из вас запомнил, что обозначает слово «ремикс»?
Реми́кс (англ. Re—mix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции.
РЕМИКС «ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» — сигнальные карточки (мажор)
VI. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности.
Солисты поют песню «Ладошка».
Наблюдение над изменением музыкального лада в пределах одного музыкального произведения.
Работа с сигнальными карточками ( кто-то показывает мажор, а кто-то показывает минор)
Учитель показывает две карточки.
ВЫВОД: песню (музыкальное произведение) не возможно назвать
только мажорным или только минорным. В музыке идет сочетание этих двух ладов, при доминировании одного из них.
ИГРА «КТО ЛУЧШЕ»
1. Игра на музыкальных инструментах. Русская народная песня «Светит месяц»
Если музыка понравилась, настроение хорошее, то поднимите желтую карточку.
2. Песня «Мама – первое слово».
Если музыка понравилась, настроение хорошее, то поднимите желтую карточку
ВЫВОД: нельзя определить, какой музыкальный лад лучше, он всегда найдет соответствие нашему настроению.
VII. Обобщение изучаемого на уроке. Контроль за результатами учебной деятельности.
НА ДОСКЕ
Рассыпаны карточки с прилагательными. Нужно распределить их в соответствии с музыкальным ладом.
Радостный | Задумчивый |
Веселый | Сердитый |
Яркий | Грустный |
Светлый | Печальный |
Бодрый | Мрачный |
Звонкий | Жалобный |
Игривый |
|
Найти такие же карточки за обложкой своей тетради и приклеить к мажору и минору.
VI. Итог урока
— О чём же мы узнали сегодня на уроке?
Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).
— А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?
Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.
В конце урока я предлагаю вам спеть песню «Дружба”.
— В каком ладу и настроении мы завершаем урок? (мажор)
Каждый ребенок одевает на ладошки «ромашку», поем и танцуем песню «ДРУЖБА».
В чем разница между мажором и минором?
Студенты часто спрашивают о разнице между мажором и минором. Эти термины имеют два применения в теории музыки. Одно использование относится к аккордам (гармонии) . Второе использование относится к шкалам (режимы) . Оба связаны.
Чтобы глубже понять эти концепции, вы должны сначала понять интервалов . Интервал — это промежуток между двумя нотами. Интервалы помогают определить взаимосвязь и взаимодействие между заметками. Это также включает в себя формирование аккордов.
Третьи интервалыНаименьший интервал в музыке составляет полутонов . Полутона на фортепиано — это клавиши, расположенные рядом друг с другом. В большинстве случаев это будет означать переход от белого ключа к черному (или наоборот). Однако между «B» и «C», а также «E» и «F» на белых клавишах также встречаются полушаги.
Мажорные и минорные аккорды определяются третьим интервалом между корнем (нижняя или самая низкая высота аккорда) и другим более высоким тоном. Но если вы не знаете, как найти третью, или если вы часто путаете большую терцию с второстепенной, вы можете считать полшага как отказоустойчивый.
Вот как нужно считать полшага, чтобы найти мажорную и минорную терции:
- Мажорный аккорд содержит 4 интервала в полтона между тоникой аккорда (нижняя нота) и терцией (верхняя нота).
- Минорный аккорд содержит 3 полутоновых интервала между тоникой аккорда (нижняя нота) и терцией (верхняя нота).
Давайте рассмотрим несколько примеров. Во-первых, давайте найдем большую терцию, используя «C» в качестве корня. Если мы будем следовать правилам, изложенным выше, нам нужно найти 4 последовательных полушага.
В этом примере они следующие:1.) До-диез (1-я полутона)
2.) До-диез до ре (2-я полутона)
3.) Ре-диез до Ре-диез (3-й полутон)
4.) Ре-диез до ми (4-й полутон)
Для минорной терции мы будем считать только 3 полутона:1.) До-ре-бемоль (1-й полутон)
2.) Ре-бемоль в ре-бемоль (2-й полутон)
3.) Ре-бемоль в ми-бемоль (3-й полутон)
Правильное энгармоническое написание названий нот играет роль в том, как мы также считать шаги. Например, в приведенном выше примере с минорной терцией используются бемоли, потому что мы должен приземлиться на на третьем интервале.
Технически от «до» до «ре-диез» (хотя на фортепиано это звучит так же, как от «до» до «ми-бемоль») — это , дополненная второй . Это 2-й номер, потому что буквы «C» и «D» — это последовательных . Последовательные буквы = 2 интервала. Более того, добавление диеза к «ре» определяет только эту букву; это принципиально не меняет название. С другой стороны, от «до» до «ми» и от «до» до «ми-бемоль» равны трем шагам. Опять же, от «до» до «ми» — это большая терция, а от «до» до «ми-бемоль» — второстепенная терция.
Обычно мажорные и минорные аккорды также содержат идеальную квинту интервал между тоникой и квинтой. Это делает аккорд трезвучием . Однако квинта не является обязательной и не определяет аккорд. Если вы добавите чистую квинту, но уберете терцию, мажорное и минорное трезвучия будут звучать одинаково. Квинта просто добавляет плотности аккорду. Примечание. Это не относится к уменьшенным или увеличенным трезвучиям, которые включают 90 005 измененных 90 006 квинт.
Мажор или минор — или одно, или другое!Мажор и минор составляют две стороны медали, когда дело доходит до определения тональности песни или композиции. Песни либо в мажорной тональности, либо в минорной тональности. Иногда более сложные песни или пьесы содержат модуляции (изменения тональности), и мы можем видеть как мажорные, так и минорные тональности, представленные в одном произведении. Однако мажорная и минорная тональности (и соответствующие им режимы) не могут встречаться одновременно, по крайней мере, в тональной музыке. Каждое произведение или часть произведения должны быть либо мажорными, либо минорными. Они не могут быть обоими.
Радость или грусть?Иногда говорят, что мажор — «солнечный» или «счастливый», а минор — «тоскливый» или «грустный». В этом есть доля правды. Однако есть множество примеров, опровергающих это. Например, «Everybody Hurts» группы REM — «грустная» песня, но в ней тональность ре мажор. Душераздирающая песня Адель «Someone Like You» также является мажорной.
И наоборот, оптимистичная песня «My Favorite Things» из The Sound of Music написана ми минор. Точно так же страстная «Fever» Пегги Ли также, как ни странно, второстепенна. Есть много других примеров песен, которые не попадают в категории «мажорная — счастливая» или «мажорная — грустная».
Песни и гаммы – они связаныПесни с мажорной и минорной тональностью основаны на соответствующих им гаммах (ладах). Это сообщает как содержание мелодии, так и гармонию произведения.
Другими словами, песни с мажорной тональностью выбираются из нот определенной семинотной мажорной гаммы (например, до мажор или фа мажор и т. д.). Песни с минорной тональностью формируются из минорных гамм с семью нотами (например, до минор, фа минор и т. д.). Однако с минором есть одна исходная минорная гамма, называемая 9.0005 натуральный минор, плюс два варианта, называемые гармоническим и мелодическим минором соответственно.
Кроме того, последовательности мажорных и минорных аккордов обычно следуют первичным каденциям (гармоническим пробным камням) лада, из которого они получены. Пьесы с мажорной тональностью почти всегда также заканчиваются мажорным «домашним» аккордом. Этот аккорд обычно называют «I» с использованием римских цифр.
Обратное верно для минорных песен. Однако иногда классические произведения в минорной тональности удивляют слушателя тем, что внезапно заканчиваются мажорной терцией в «домашней базе» или аккорде «I». Это неожиданное переключение дает музыке внезапный подъем. Классический термин для этого Пикардия третья.
Играйте и слушайте мажорные и минорные трезвучия, а также мажорные и минорные гаммы, чтобы услышать различные типы настроений и вкусов, которые вызывает каждое из них.
Различия между мажорными и минорными гаммами (#2 является ключевым)
Теория музыки, особенно для начинающих, а иногда и для среднего уровня, может сбивать с толку. Музыкальные гаммы могут показаться особенно сложными. Мажорные и минорные гаммы, пентатоника, блюз, гармонический минор, вариации почти бесконечны. Гаммы, однако, очень важны, поскольку они являются основой самой музыки.
Четыре основные гаммы современной музыки:
- Мажорная гамма (натуральная мажорная гамма)
- Минорная гамма (натуральная минорная гамма)
- Минорная пентатоника
- Голубая чешуя
Выучить мажорную и минорную гаммы на гитаре…
Пожалуйста, включите JavaScript
Выучить мажорную и минорную гаммы на гитаре | Урок 14
Самый простой способ начать обучение — это понять 2 фундаментальных различия между мажорными и минорными гаммами. Как только у вас появится твердое понимание этого, вы сможете двигаться дальше, опираясь на этот прочный фундамент.
1. Ultimate Formula 1.1. Гамма мажорВы когда-нибудь слышали разогрев вокалиста или видели фильм или постановку Звуки музыки ? Если это так, то вы, несомненно, знакомы с до-ре-ми-фа-со-ла-ти-до, в котором каждая нота увеличивается в высоте.
Угадайте, что? Вы уже знаете мажорную гамму, простую, верно? Эту гамму можно выучить в любой тональности, но проще всего начинать в тональности до, потому что в ней нет диезов и бемолей 9.0048 . Ноты в гамме до мажор:
Теперь вы заметите, что здесь начинает проявляться закономерность. Расстояние между C и D составляет один целый тон, расстояние между D и E составляет один целый тон, а разница между E и F составляет всего полтона, т. е. полутон. Тогда между F и G, A и B составляет один целый тон, а разница между B и C снова составляет полутон.
Этот паттерн применяется к мажорной гамме в любой тональности. В целом, существует простая формула для мажорных гамм.
Через Crossfadr.comЭто также можно записать как:
2-2-1-2-2-2-1
, где 1 представляет собой полутон (полутона), а 2 представляет собой целый тон (целый шаг).
Используя этот шаблон, мажорная гамма в тональности D будет:
Мажорная гамма играет такую важную роль в современной популярной музыке потому, что из нот в мажорной гамме можно построить так много аккордов. Практика гамм, построенных на мажорной гамме, также легче, потому что последовательности легче запомнить и их можно перемещать по грифу без особых размышлений.
Мажорная/ионийская гамма чаще всего используется в современной гитаре для всех стилей популярной музыки.
1.2. Минорная гаммаНатуральная минорная гамма, также известная как эолова гамма, имеет те же ноты , что и относительная мажорная гамма, но строится, начиная с шестой ноты относительной мажорной гаммы.
Для иллюстрации относительный минор гаммы до мажор — ля минор.
Вы заметите, что структура тонов и полутонов отличается в минорной гамме. Образец для минорных гамм — 2-1-2-2-1-2-2, где 1 представляет собой полутон (полутона), а 2 представляет собой целый тон (целый шаг).
Через Crossfadr.comКак и в случае с мажорными гаммами, эта модель остается неизменной независимо от тональности.
Основываясь на формуле, мы имеем гамму си минор:
Через basicmusictheory.comПопулярной вариацией гаммы натурального минора является гармоническая минорная гамма, в которой седьмая нота повышается на полтона, поэтому в гамме ля минор, показанной выше, G становится G♯. Гамма гармонического минора также популярна у метал-гитаристов. Марти Фридман, известный своей работой в Megadeth, Cacophony и Racer X, является ярым сторонником использования гармонического минорного звукоряда в металле.
Минорные гаммы имеют тенденцию описываться как более мрачные и меланхоличные по звучанию, поэтому многие произведения классической музыки, особенно созданные для месс и реквиемов, написаны на основе минорной гаммы. Песни, сочиненные на основе минорных гамм, часто очень «окрашены», ярким примером является исполнение Джими Хендриксом классического произведения Боба Дилана All Along the Watchtower . Они также могут вызывать предчувствие, что делает их отличным вариантом для таких песен, как Evil Ways 9 Сантаны.0164 и Букера Т. Джонса «Рожденный под дурным знаком».
2. Интервал и тон (самый важный)САМАЯ БОЛЬШАЯ разница между мажорной и минорной гаммой, которую вы должны знать, это третья нота. В частности, это расстояние между корневой нотой и 3-й нотой : В мажорной гамме расстояние составляет 2 тона, также называемое мажорной 3-й нотой , а в минорной гамме расстояние составляет полторы ступени, также называется младшим 3-м интервалом.
Лучше всего увидеть эту разницу, прослушав следующие звуковые образцы:
мажорный 3-й интервал
soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/322766536&color=ff5500″ frameborder=»no» scrolling=»no»>Даррел Гил · мажорный 3-й интервал
минорный 3-й интервал 90 048
Даррел Гил · Малая 3-я Интервал
Легко заметить, что минорная терция на одну ноту ниже мажорной терции (полтона). Эти интервалы составляют типичный тон этих гамм. В деталях, мажорные гаммы производят яркие тона и «счастливые чувства», а минорные гаммы производят более темные тона, а также «грустные чувства».
Возьмем несколько примеров для гамм до мажор и минор:
Гамма до мажор
Даррел Гил · Гамма до мажор
Гамма до минор:
9 0270Даррел Гил · Гамма до минор
3. Что вам нужно понять дальше?Из-за их значительной роли, упомянутой выше, при переходе к более продвинутым типам гамм (мажорная/минорная пентатоника, блюзовая гамма…) и сравнении с естественными мажорными/минорными гаммами вы должны заметить, что 2 гаммы, которые имеют одна и та же основная нота может иметь разные ноты, потому что она может быть удалена, заменена другими нотами с более высокой или более низкой ступенью, но 3-я нота (о) всегда остается, хотя ее положение в расширенных гаммах может быть изменено.
Например:
– Гамма ля натуральный минор: A (основная нота) – B – C (3-я нота) – D – E – F (6-я нота) – G – A
– A минорная пентатоника: A (Основная нота) – C – D – E – G – A (по сравнению с натуральной минорной гаммой, 6-я нота удалена, но 3-я нота все еще остается, хотя ее новое положение опущено до 2-й).
– Натуральная мажорная гамма: A (основная нота) – B – C# (3-я нота) – D – E – F# – G# (7-я нота) – A
— мажорная пентатоника: A — B — C# — E — F# (по сравнению с натуральной мажорной гаммой, 7-я нота удаляется, но 3-я остается).