Психический образ структура сознания образа: Структура сознания

Структура сознания по А.Н. Леонтьеву

Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение.

1. чувственная ткань (чувственные впечатления, чувственные образы). Это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ.

Выполняет функцию отображения реальной картины мира (функция непосредственной связи сознания с реальностью). Особая функция — они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности.

В случаях нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Особенно при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира. (Депривация — лишение или недостаточное удовлетворение какой-либо важной психической потребности в течение достаточно длительного времени; наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы депривации.

)

2. Значения.  Сколь бы ни была богата чувственная ткань, на ее основе нельзя построить такую картину мира, в которой бы человек мог дать себе отчет. У человека чувственные образы приобретают новое качество — означенность. Значение — это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам.

Выготский (Леонтьев соглашается с ним): единицей человеческого сознания является значение, значение есть клеточка человеческого сознания.

В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества.

Универсальным языком значений является язык искусства — музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

3.  Личностный смысл. Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл. Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Функция — пристрастность сознания (субъективность мышления).

Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка — показатель его знаний, способностей, для другого — символ того, что он лучше других, для третьего — способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.

Человеческое сознание — это удивительное, необыкновенно сложное движение отражения человеком окружающего его мира, его собственной деятельности в этом мире и его самого.

 

Структура сознания по В.П. Зинченко

В.П.Зинченко развил предложенную Леонтьевым структуру сознания. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

2 слоя сознания:

1. рефлексивный или рефлексивно-созерцательный (значение и смысл)

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

2. бытийный или бытийно-деятельностный (чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия).

В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Биодинамическая ткань — это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий.

Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи.

В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл — это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

Классификация неосознаваемых явлений

Исторический контекст открытия и изучения неосознаваемых явлений

В бытовом сознании есть мнение, что бессознательное открыл Фрейд. На самом деле множество учёных занимались проблемами неосознаваемых явлений, которые и оказали влияние на её широкую разработку в психоанализе.

На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два источника:

1) философские концепции бессознательных психических феноменов и

2) работы в сфере психопатологии.

1)                      Теории бессознательного мышления

Лейбниц (17-18вв): концепция монадология. Монады — единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Монады состоят не из материи в обычном смысле слова, это непротяженная психическая сущность. Хотя они и имеют психическую природу, им присущи и некоторые свойства физической материи. Когда достаточное количество монад соединяются вместе, они образуют протяженные объекты. Монады – что-то наподобие актов восприятия. Активность монад, протекающая в сфере психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательного до ясного и четкого сознания. Низшие уровни сознания называются малыми перцепциями, их сознательная реализация получила названия апперцепции.

Гербарт

(18-19 вв) развил идею Лейбница. Он сформулировал концепцию порога сознания. Порог сознания — уровень психической деятельности, ниже которого идеи оказываются бессознательными.

Гербарт полагал, что идеи воздействуют друг на друга подобно механическим силам. По Гербарту, идеи, находящиеся ниже определенного порога, бессознательны. Для того, чтобы та или иная идея могла подняться до уровня сознания, она должна быть сопоставима с теми идеями, которые уже находятся в сфере сознания. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются. Вытесненные идеи находятся ниже порога сознания. Они во многом подобны малым перцепциям Лейбница. Различные идеи конкурируют между собой за возможность сознательной реализации. Он даже предложил математические формулы, позволяющие вычислить механику движения идей на пути к сфере сознания.

Фехнер тоже использовал понятие порога. Это ему принадлежит образ психики как айсберга: большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию ненаблюдаемых сил. Фрейд ссылался в работах на Фехнера.

Фрейд не был первым, кто всерьез заговорил о бессознательном в человеческой психике. Новое у Фрейда —  способы исследования бессознательного.

Психоанализ с самого начала выбивался из основного русла психологической мысли по своим целям, интересам и методам. Предмет – аномальное поведение, метод – клиническое наблюдение, + интерес к бессознательному (тема почти игнорировалась другими школами).

2) Исследования по психопатологии

До 18 века душевнобольных считали дьявольскими отродьями, убивали, казнили. Только в 18 веке появились первые лечебницы, похожие на тюрьмы (держали на привязи, показывали как аттракцион).

К 19 веку – более гуманное отношение. 2 основные школы — соматическая и психическая. Соматическая школа видела главную причину аномального поведения в физических нарушениях (поражение головного мозга, недостаточная стимуляция нервных окончаний или же излишнее их напряжение). Психическая школа — причины аномального поведения следует искать в сфере психики. Однако, в целом ведущая роль принадлежала все же соматической школе.

Психоанализ явился своеобразным протестом против соматической ориентации. Все больше учёные ориентировались на психологическую школу.

Фрейд: смог соединить разные идеи в целостную теоретическую систему.

Фрейд различает три сферы психики

1. сознательное — имеет свойство переживания

2. предсознательное — скрытое   (латентное)   бессознательное, потенциально сознательное:  может проникнуть   в    сознание, т. е. имеет  способность сознания

3. бессознательное — вытесненная бессознательная психика,    не    обладает   способностью проникнуть в сознание: это может   только   представитель вытесненной бессознательной психики.

Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сознательному контролю и не привлекавшие внимания раньше в психологии   (забывчивость, описки, сновидения), как   явления, которые имеют  причины  и  поэтому должны   получить объяснение.

Сущность бессознательного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, они закрыты цензурой.   Бессознательное — это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Это первичный психический процесс, истинная психическая реальность.

Юнг: аналитическая психология. учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, связано с личным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления, проявляется в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и, символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их.

Архетипы: Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.

Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель — становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.

В труде «Психологические типы» (1921) Юнг различает две базисные установки — экстравертированную, направленную на внешний мир, и интровертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики — мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает 8 типов индивидуальности. Эти взгляды Юнга породили большую литературу и получили дальнейшее развитие в психологии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Структура сознания по А.Н. Леонтьеву

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Структура сознания по А.Н. Леонтьеву

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Структура сознания по А.Н. Леонтьеву

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания. — Шпаргалка

Леонтьев о сущности и структуре сознания

сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;

первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание – образ становится также сознанием – деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, – управляющим ею;

другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;

структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;

особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности;

чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;

в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;

следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;

сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном  и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

Вундт: “Сознание – способность замечать свои психические состояния”

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Джеймс: “Сознание – хозяин психических функций”

Ясперс: “Сознание как сцена”

Выготский: сознание – единство переживания и знания

“Сознание – со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).

 Функции сознания:

  • Отражение

Сознание организует познавательные процессы — восприятие, представление, мышление, а также организует память.

  • Регулирование
  • Рефлексия

Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

  • Креативная функция

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

  • Духовная

Структура сознания

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

ü чувственную ткань образа;

ü     значение;

ü     смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

Свойства сознания       

Активность        

Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.

Избирательный характер             

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность 

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность      

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).

Константность 

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность  

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность   

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер          

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии             

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Структура сознания (по А. Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Схема как мысленный образ

Продолжение главы 1: Перцептивные истоки математики

Схема, по-видимому, является разновидностью мысленного образа. Но что такое ментальные образы? В литературе ведутся серьезные споры о том, существуют ли вообще мысленные образы как настоящие образы, причем многие настаивают на том, что они не воспринимают мысленные образы как картинки в своем уме. Конечно, этот вопрос лучше оставить для самоанализа. Когда вы заставляете себя, например, представить себе стол мысленным взором, что вы видите? Ну, во-первых, я абсолютно ничего не вижу в обычном смысле: пространство перед моими глазами остается пустой пустотой, в которой ничего нет. И в то же время я вижу совершенно невидимый мысленный образ стола в том же пустом пространстве или, по крайней мере, в пространстве, которое каким-то образом накладывается на мое обычное визуальное пространство. Я могу одновременно видеть ментальный образ, незримым призрачным образом, и в то же время я вообще ничего не вижу. Кроме того, то немногое, что я вижу в воображаемом столе, не всегда имеет определенное положение, определенный размер или масштаб, определенный угол обзора, определенный цвет или стиль мебели. «Образ» стола (если его можно таковым назвать) часто оказывается либо мимолетным и неустойчивым в расположении, масштабе и ориентации, либо совершенно абстрактным, непространственным, как бы выраженным только в каком-то символическом непространственном коде. , как узел в модели нейронной сети, который помечен как «таблица». Именно это мимолетное исчезновение и нестабильность ментального образа позволяет очень многим отрицать само его существование как пространственно протяженного образа в нашем воображении.

Но хотя ментальный образ стола может оставаться совершенно неопределенным в отношении местоположения, ориентации и масштаба, вполне возможно представить конкретный стол в определенном месте, ориентации и масштабе, и мы можем даже выбрать цвет , и стиль мебели для нашего воображаемого стола. Мысленный образ остается совершенно невидимым, мы по-прежнему готовы поклясться, что в пустом пространстве перед нами ничего нет. И в то же время мы можем видеть воображаемый стол тут же, в этом пустом пространстве, с большей или меньшей яркостью и детализацией, хотя его появление в этом пространстве кажется случайным и несущественным, как отражения в оконном стекле, наложенные на мир. видно через стекло. Художник или скульптор обычно рисует свой мысленный образ, как бы копируя с реального изображения, демонстрируя, что в мысленном образе присутствует какая-то информация, и эта информация может быть четко пространственно расширена, как реальное трехмерное изображение сцены. . Можно даже расположить воображаемый стол в определенном месте в пространстве перед нами, очерчивая своими руками пространственные границы его верха, боков и ножек, как бы полируя невидимые поверхности воображаемого стола. Я называю это упражнение morphomimesis , имитируя морфологию воображаемого объекта взмахом ваших ладоней и таким образом раскрывая его явную трехмерную пространственную структуру. Хотя мы можем мимикрировать одновременно только две части изображения двумя ладонями, само изображение может оставаться неподвижным и устойчивым в пространстве во время морфомимезиса, демонстрируя возможность иметь полностью определенный ментальный образ, обладающий свойством пространственной протяженности. через определенную область пространства, даже если он остается полностью невидимым в этом пространстве.

Тот факт, что можно сформировать мысленный образ с определенным местоположением и определенными размерами, а также воспроизвести его морфологию ладонями, является доказательством того, что мысленные образы могут существовать как устойчивые трехмерные структуры и что они могут нести конкретное информационное наполнение. И ментальный образ можно сформулировать так, чтобы он имел конкретное место и пространственную протяженность, даже если он обычно не указывается столь точно, а часто остается в неопределенном состоянии. Мимолетное исчезновение и нестабильность многих ментальных образов не следует рассматривать как контрдоказательство их существования в качестве образов, а просто как свидетельство мимолетной и нестабильной системы воображения, способной репрезентировать множественные возможности, все наложенные друг на друга, как квантовая система. частица, которая может находиться в нескольких состояниях одновременно. Подобно квантовой частице, механизм или принцип, лежащий в основе ментального образа, очевидно, может непрерывно меняться или трансформироваться в различные формы, если только он не удерживается в стабильном состоянии актом воли.

Итак, давайте исследуем среду мысленных образов, чтобы увидеть, из чего состоят мысленные образы, как они предстают перед сознанием. Представьте, если хотите, квадрат геометрического разнообразия, то есть составленный из евклидовых линий, которые охватывают четыре евклидовы точки, обозначающие четыре угла, чтобы определить квадратный сегмент евклидовой плоскости, идеально плоскую и тонкую поверхность. Можно представить себе такой квадрат любого размера, я могу повернуть его в уме в любую ориентацию в трех измерениях и могу кончиками пальцев проследить, где именно я представляю себе квадрат в любой момент. Другими словами, то, что я вижу перед своим мысленным взором, — это образ, очень похожий на образы, которые я вижу обычным зрением, за исключением того, что ментальный образ полностью и полностью невидим.

Ментальные образы вынуждают нас различать два различных типа видения: один — обычный тип видения, как при просмотре цветного картонного квадрата, края которого определяются видимым переходом цвета и/или яркости по краю, а другой — это вид невидимого видения, при котором воображаемые объекты совершенно невидимы, и все же мы можем «видеть» их как пространственно протяженные структуры, которые могут занимать определенные объемы зрительного пространства. Мишотт (Michotte, 1963; Канижа, 1979; Michotte, Thine`s & Crabbe’, 19 лет)91) назвал этот вид зрения « амодальным » восприятием, потому что это восприятие в отсутствие определенной визуальной модальности , такой как цвет или яркость. Мы видим квадрат в нашем воображении, но он представляет собой своего рода невидимую форму контура, как фигура в тексте по геометрии, без цвета или вещества, просто форма.

Но также можно представить цвет своим мысленным образом. Я так же легко могу представить себе красный квадрат или зеленый квадрат, и я могу увидеть, как мой воображаемый квадрат меняет цвет по моей команде, при этом конкретная область квадрата закрашивается определенным цветом, который я выбираю для воображения, все время оставаясь совершенно невидимым в том смысле, что я был бы готов поклясться в суде, что не вижу перед собой цветного квадрата, даже если я могу с точностью определить края и углы цветного квадрата в своем воображении, которое я не вижу. не вижу. Эта способность вызвать к жизни любую простую геометрическую структуру, которую я мог бы выбрать, и представить ее в любом месте, ориентации и масштабе, которые я мог бы выбрать, и даже раскрасить ее воображаемым цветом, и все же оставаться остро осознавающим различие между реальностью и моей реальностью. Воображение является одновременно и основополагающим источником математического мышления, и в то же время оно раскрывает самый основной принцип работы человеческого интеллекта. Мы думаем прежде всего образами, слова следуют только после того, как сформирован мысленный образ. И слова теряют свое значение, если они отсоединяются от образов, которые они представляют в символическом коде языка.

Продолжение главы 3: Амодальное восприятие

Вот так:

Нравится Загрузка…

Ясность, сознание и ментальные образы: начало соединения точек

Более двадцати лет назад Баарс [1] отметил, что « Стратегия обращения с сознанием как с переменной теперь стала стандартной при изучении подсознательного зрения, слеповидения и имплицитного познания. Мы можем легко применить его к мысленным образам, но делаем это редко». Он пришел к выводу, что «в результате, даже несмотря на то, что исследования сознания процветают в других областях, у нас очень мало убедительных доказательств сознательного измерения ментальных образов». Во многих отношениях вывод Баара остается в силе.

Сегодня во многих исследованиях мысленные образы по-прежнему рассматриваются либо как сознательные по определению, либо как эмпирические операции, подразумеваемые для выполнения некоторого типа задач, таких как измерение времени реакции при мысленном вращении, где предполагается лежащий в основе мысленный образ, но нет прямого определения того, сознателен он или нет.

Яркость мысленных образов является потенциально полезной конструкцией, которая может оказаться подходящей, поскольку она может соответствовать сознанию или аспектам сознания образов. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к яркости в литературе по когнитивной нейробиологии и нейровизуализации (см. обзор [2]). Кажется, что общее неявное предположение состоит в том, что яркие образы являются сознательными, и возможно, что наименее яркие образы фактически бессознательны или становятся таковыми после достижения порога (например, «отсутствие изображения» в Опроснике яркости зрительных образов). достигается. Таким образом, до сих пор неясно, может ли измерение живости на самом деле быть своего рода «замаскированным коррелятом сознания» [1] или же оно может быть надмодальным метакогнитивным измерением, не обязательно связанным с образами. Тем не менее, даже в исследованиях, использующих подход наглядности в нейронауке, сознательное измерение ментальных образов не рассматривается явно или полностью. В самом деле, когда проводится надлежащий исчерпывающий поиск литературы, он приводит к статье Дэвида Маркса [3], где можно увидеть, как может выглядеть теоретическое обсуждение недостающих звеньев.

В этом контексте усложняющим фактором, по-видимому, является удивительное разнообразие того, что подразумевается под термином «яркость», или того, как он используется или теоретизируется. Некоторые авторы вообще не упоминают образы или сознание при использовании термина «яркость», но связывают их с различными формами памяти, такими как проспективная, эпизодическая, автобиографическая или с псевдонимами процессов, не называемых дословно образами, а, например, воображением, визуализацией или симуляцией. . Точно так же были предложены заменяющие конструкции для яркости, например, с точки зрения силы образов или содержания семантической долговременной памяти. Во всех этих случаях не очень понятно, что достигается заменой одного ярлыка другим или заменой исследовательской традиции на другую. У нас все еще остаются пробелы, на которые указал Баарс.

Чтобы начать заполнение некоторых пробелов, целью настоящего Специального выпуска было создание форума, на котором авторы могли бы всесторонне исследовать недостающие теоретические и эмпирические связи между яркостью, сознанием и ментальными образами в разных дисциплинах.

Craver-Lemley и Reeves [4] открыли этот специальный выпуск исследованием влияния блокатора сладости, Gymnema sylvestre (известный селективный подавитель только сладости, но не других вкусовых ощущений), на синестетический вкус. яркость редкого цветово-вкусового синестета, Е. К., для которого определенные цвета вызывают уникальные вкусы. Учитывая, что одновременный цветовой опыт Э. К. может быть приятным, Gymnema sylvestre предоставляет уникальную возможность проверить роль сенсорной модуляции в этой форме синестезии. Блокирование рецепторов сладости Э.К., в то время как язык в остальном не стимулировался, оставило другие вкусовые компоненты синестезии неизменными, но изначально уменьшило ее синестетическую сладость (яркость), что предполагает периферическую модуляцию синестетической иллюзии. Эти авторы утверждают, что, хотя их данные относятся к одному очень редкому субъекту и носят спекулятивный характер, это не должно умалять теоретической важности синестезии Э.К., «в которой — что почти никогда не бывает в других случаях — — никакие сенсорные манипуляции не могли быть применены к конкуренту». В свете этого авторы призывают к изучению большего количества случаев такого рода, чтобы можно было дополнительно проверить роль активного восходящего «тонического» сигнала.

Продолжая тему «перцептивной» яркости, Пинна и Конти [5] представили новый взгляд на амодальное завершение (AC), определяемое как яркое завершение в одном непрерывном объекте видимых частей скрытой формы, несмотря на то, что части его граничные контуры фактически не видны. С их точки зрения, АС — это зрительное явление, а не процесс (то есть не конечный результат перцептивных процессов и принципов группировки). Чтобы продемонстрировать это руководящее положение, авторы исследовали роль контрастной полярности в недавно разработанных стимулах, оцениваемых с помощью подхода гештальт-экспериментальной феноменологии. Результаты продемонстрировали преобладание контрастной полярности над хорошим продолжением, Т-образными соединениями и регулярностью, что даже привело к идентификации нового типа соединения (I-соединения). Авторы защищали первенство контрастной полярности против традиционных представлений о переменном токе, таких как принцип Прегнанца, вероятность Гельмгольца и байесовский вывод.

Чтобы оценить разницу во взглядах между экспериментальным феноменологическим подходом, принятым Пинной и Конти, и вычислительными соперниками, в этом специальном выпуске читатели могут найти очень стимулирующие комментарии к дебатам между этими авторами и (к сожалению) покойным Питером ван дер Хельмом. . Последний автор утверждал [6], что подходы простоты и правдоподобия могут объяснить явления, описанные Пинной и Конти; и утверждает, что подход Пинны и Конти ошибочно смешивает простоту и правдоподобие. В своем опровержении Пинна и Конти [7] отвергли интерпретацию ван дер Хельмом их гипотез и методологического подхода, отметив, что ни один из комментариев ван дер Хельма не имел прямого отношения к их стимулам. Авторы уточнили взаимодополняемость своего подхода с другими потенциально полезными точками зрения при объяснении еще не учтенных стимулов, которые они представили в оригинальной работе, и их опровергающем комментарии, включая возможную важную роль байесовского моделирования в содействии возобновившимся дебатам по AC.

Переходя от восприятия к памяти, Лефевр и Д’Ангиулли [8] сообщили об исследовании совместного влияния знакомства и яркости на генерацию образов из вербальных стимулов, которое характеризуется латентным периодом формирования образа (RT) и скоростью случайного припоминания. Удивительно, но они обнаружили, что два сильных или слабых кода лучше, чем два средних, и что сопоставление уровней сильной или низкой яркости и знакомости приводит к более быстрому воспроизведению образов и большему количеству запоминаемых стимулов, чем когда оба кода имеют среднюю интенсивность. Чтобы объяснить эти результаты, авторы предложили дуалистическую нейропсихологическую модель консолидации памяти, которая имитирует глобальную активность в двух больших сетях мозга в состоянии покоя (RSN), сети режима по умолчанию (DMN) и сети позитивных задач (TPN). Как обсуждали авторы, эти результаты могут иметь некоторое применение в клинической области для разработки нейрофеноменологических маркеров дефицита основной памяти, которые, как в настоящее время предполагается, являются общими для многих психопатологических состояний.

Вероятно, одна из самых влиятельных фигур в исследованиях яркости, Дэвид Маркс [9] по-новому взглянул на систематизацию этой области, охватывающую по крайней мере четыре десятилетия работы. Он представил общую теорию, синтезирующую взаимные взаимосвязи внутри динамической системы, включающей образы, аффекты, действия и сознание в качестве центрального исполнительного органа. Фундаментальное предположение этой общей теории состоит в том, что первичным мотивом всего сознания и преднамеренного поведения является психологический гомеостаз. В этом контексте степень яркости внутренних образов полезна для воображения, запоминания, мышления, предсказания, планирования и действия. Маркс рассмотрел ключевые вспомогательные работы в области когнитивной нейробиологии, которые напрямую подтверждают интроспективные отчеты о яркости.

Thorudottir и Sigurdardottir и их команда коллег [10] сообщают об интригующем нейропсихологическом и нейровизуализационном исследовании архитектора (PL518), который потерял способность к визуальному воображению (афантазия) после двустороннего инсульта задней мозговой артерии (ЗМА). При сравнении нейропсихологического профиля и структурной магнитно-резонансной томографии (МРТ) для PL518 с пациентами либо с сопоставимым фоном (архитектор), либо с двусторонним поражением ЗКА, авторы обнаружили у всех пациентов существенные общие поражения и когнитивный дефицит (за исключением афантазии, возникающей только в PL518). Единственными селективными поражениями, уникальными для PL518, были небольшая область в левой веретенообразной извилине и часть правой язычной извилины. Эти авторы пришли к выводу, что эти области могут играть необходимую роль в мозговой сети, участвующей в зрительных образах.

Специальный выпуск завершается эмпирическим исследованием обширной литературы. Хаустейн и его коллеги [11] провели библиометрический анализ рецензируемой литературы о яркости между 1900 и 2019 годами, проиндексированной Web of Science, и сравнили его с тем же анализом публикаций о сознании и ментальных образах. Хотя модели цитирования статей по этим трем темам схожи, лежащие в их основе тематические концепции редко явно перекрываются (совпадают) в литературе. В области психологии доминирует тема яркости, хотя общее количество публикаций, содержащих этот термин, невелико, и это понятие встречается в нескольких других дисциплинах, таких как информатика и искусственный интеллект. Авторы предполагают, что без согласованной единой основы для использования яркости в исследованиях могут быть упущены важные возможности для продвижения в этой области. Альтернативой является основанная на фактических данных структура (например, методы библиометрического анализа) для руководства междисциплинарными исследованиями яркости и решения проблемы концептуальных, методологических и терминологических несоответствий и различий между опубликованными исследованиями в междисциплинарных областях.

В заключение, этот специальный выпуск представляет собой лишь небольшой срез многомерного исследовательского ландшафта, в котором живость, сознание и ментальные образы неявно, а иногда и явно сосуществуют. Мы еще очень далеки от освещения его очень сложной и динамичной природы, богатой разнообразными методологическими, эмпирическими и теоретическими связями. Тем не менее, мы считаем, что по крайней мере посеяли семена, чтобы сделать еще один шаг вперед.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

1. Баарс Б. Дж. Когда образы осознаются? Любопытное несоответствие образов и сознания в научной литературе. Сознательный. Познан. 1996; 5: 261–264. doi: 10.1006/ccog.1996.0018. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Рунге М., Чунг М.В.-Л., Д’Анджиулли А. Метааналитическое сравнение отчетливости яркостей на основе испытаний и анкет по поведенческим, когнитивным и нейронным измерениям образы. Неврологи. Сознательный. 2017; 1 doi: 10.1093/nc/nix006. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Марки Д.Ф. Сознание, ментальные образы и действия. бр. Дж. Психол. 1999; 90: 567–585. doi: 10.1348/000712699161639. [CrossRef] [Google Scholar]

4. Craver-Lemley C., Reeves A. Модулятор вкуса влияет на редкий случай цветово-вкусовой синестезии. наук о мозге. 2019;9:186. doi: 10.3390/brainsci9080186. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Пинна Б., Конти Л. Предельный случай амодального завершения: феноменальная значимость и роль контрастной полярности. наук о мозге. 2019;9:149. doi: 10.3390/brainsci9060149. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Van der Helm P.A. Сомнительные утверждения о простоте и правдоподобии: комментарий к Pinna and Conti (2019) Brain Sci. 2020;10:50. doi: 10.3390/brainsci10010050. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Пинна Б., Конти Л. О роли контрастной полярности: в ответ на комментарии ван дер Хельма. наук о мозге. 2020;10:54. doi: 10.3390/brainsci10010054. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Лефевр Э., Д’Ангиулли А. Вербальное обучение, опосредованное образами, зависит от взаимодействий наглядности и знакомства: возможная роль дуалистического вмешательства в сетевую активность в состоянии покоя. наук о мозге. 2019;9:143. doi: 10.3390/brainsci9060143. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Маркс Д.Ф. Я сознателен, следовательно, я есть: образы, аффекты, действия и общая теория поведения. наук о мозге. 2019;9:107. doi: 10.3390/brainsci9050107. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts