Психический процесс восприятие: Восприятие как психический познавательный процесс

Страница не найдена

  • ЯрГУ
    • История
    • Сведения об образовательной организации
    • Попечительский совет
    • Ученый совет
    • Ректорат
    • Подразделения
    • Сотрудникам
    • Выпускникам
    • Студентам
    • Основные документы
    • Телефонный справочник
    • Фонд целевого капитала
    • Рейтинги
  • Приоритет 2030
  • Программа развития
    • О программе ЯрГУ
    • Цифровые кафедры
    • Проекты
    • Документы
    • Новости
  • Абитуриенту
    • Бакалавриат и специалитет
    • Магистратура
    • Аспирантура
    • Среднее профессиональное образование
    • Памятка абитуриенту
    • Памятка иностранному абитуриенту
    • Контакты приемной комиссии
    • Основные документы
  • Образование
    • Приемная комиссия
    • Дополнительное образование детей
    • Среднее профессиональное образование
    • Высшее образование
    • Дополнительное образование
    • Университетская жизнь
    • Государственная аккредитация
    • Электронное обучение
  • Факультеты
  • Наука
  • Пресс-Центр
    • #МыВМЕСТЕ
    • Новости
    • События
    • Информационные издания
    • О нас
    • Центр университетского телевидения
    • Ресурсы ЯрГУ
    • Обратная связь
    • Для СМИ
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
  • Выборы ректора 2023
  • Контакты

Статья «Восприятие как психический процесс»

1. 1.Современные представления о восприятии.

В изученной  литературе о   психических процессах, приводятся несколько вариантов определения понятия “восприятие”. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [Лаврентьева Т.В., 1959г.].

 Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [Люблинская А.А., 1965г.].

 Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [Бодалёв А.А., 1983г.].

 Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [А. В.Запорожец, 1965г.].

 Сведя все определения в одно, можно сделать вывод о том, что: восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, которой совершается в рецепторах и дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В отличие от ощущений, в процессе восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

 В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [Люблинская А. А., 1965г.].  Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют все психическме прцессы, такие как внимание, память, мышление, эмоции.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация – такова физиологическая основа ощущений.

Механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные (перцептивные) зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия [В.В.Богословский, 1981г.].

Восприятие как психический процесс обладает такими свойствами как —  предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, избирательность. Способность отражать объекты и явления действительности не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, называют предметностью мышления. Наглядный воспринятый образ относится к определенному предмету или явлению внешнего мира. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира [В.В.Богословский. 1981г.].

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринятого предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие мысленно достраивает образ предмета до некоторой целостности формы на основе небольшого набора элементов.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Мы воспринимаем фактически отвлеченную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные раньше ноты еще продолжают звучать в сознании, когда поступают сведения о новой ноте. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в действительности.

 Под константностью восприятия понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов независимо от меняющихся физических условий (расстояния, ракурса, освещенности…). Это свойство обнаруживается также при зрительном восприятии формы и цвета предметов [Рогов Е.И., 2000г.].

Процесс восприятия зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в процессе переработки воспринятой информации играют знания человека, его прошлые опыт и практика, поэтому один и тот же предмет может неодинаково восприниматься различными людьми [А.В.Запорожец, 1965г.].

Следующим важным свойством восприятия является его осмысленность. Как уже было сказано, восприятие тесно связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, пытаться установить его сходство с другими предметами и связать его с определенным словом. Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации.

Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большей отчетливостью и осознанностью. Эту особенность характеризует такое свойство процесса восприятия, как избирательность. Это свойство восприятия зависит от интересов, установок и потребности личности [ Немов Р.С., 1999г.].

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации или получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. В психолого-педагогической литературе выделяют осязательное, зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Четыре анализатора — кожный, мышечный, зрительный, слуховой — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым — собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам предмет.  Наиболее интересным в этом виде восприятия является факт постепенного преобразования последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный образ. Процесс осязательного восприятия был подробно изучен психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого в процессе опознавания объекта должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету не приводит к нужному результату [Рогов Е. И., 2000г.].

3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Зрительное восприятие обычно подразделяют на виды.

Восприятие яркости и цвета. В своей книг Рогов Е.И. для восприятия цвета предметов ссылается на мнение Р. Грегори, который рассматривая проблему изучения цветового зрения считал, что зрительная система учитывает не только свет, отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхность света. «Одни и те же предметы в разных условиях освещения отражают свет разного спектрального состава»,

Человеку не требуется специального обучения, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Исследование факторов, определяющих выделение фигуры из фона или, как иногда говорят, перцептивную организацию, было проведено представителями гештальтпсихологии. Лишь наиболее простые и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу, иначе происходит процесс зрительного восприятия сложных объектов.

Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражения, протекающего во времени. Наш слух воспринимает тона и шумы.

Специалисты различают две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Первой из них является ритмико-мелодическая (музыкальная) система кодов, вторая — фонематическая система звуковых кодов (система звукового языка).

 Человеческий язык располагает целой системой звуковых кодов, на основе которых строятся его значащие элементы — слова. Овладение фонематической системой (различной в разных языках) и является условием, организующим слух человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. Без овладения этой фонематической системой слух остается неорганизованным [Рогов Е.И., 2000г.].

Существует также и другая классификация восприятия в зависимости от воспринимаемого объекта. К ней относятся восприятие пространства, времени, движений  предмета, речи, музыки, восприятие человека человеком.

Изучив психологическую литературу по проблеме восприятия, мы определили, что восприятие является самостоятельным психическим процессом, необходимым для познания и ориентации в окружающем мире, и выступает в качестве объединяющей силы перед остальными познавательными процессами. Восприятие как физиологический процесс имеет свою основу, которая качественно зависит от работы центральной нервной системы и обладает  рядом основных свойств, таких, как константность, предметность, целостность и др. В процесс восприятия специалистами выделяются и виды этого  психического процесса, в зависимости от ведущего анализатора  и от воспринимаемого объекта.


Тактильное восприятие может быть изменено нашими умственными процессами, исследование показывает

  • Скачать PDF Копировать

Отзыв Эмили Хендерсон, бакалавра наук 11 мая 2023 г.

Всегда ли мы воспринимаем мир одинаково? Эксперимент с гипнозом доказывает, что это точно не так.

Если мы искренне верим, что наш указательный палец в пять раз больше, чем он есть на самом деле, наше осязание улучшается. Исследователи из Рурского университета в Бохуме продемонстрировали, что это так, в эксперименте, в котором участники были подвергнуты профессиональному гипнозу. Когда участники сигнализировали, что они поняли противоположное гипнотическому внушению, что их указательный палец был в пять раз меньше, чем он был на самом деле, их осязание соответственно ухудшалось. Исследование показывает, что на нас влияют и могут быть изменены наши психические процессы. Научное сообщество разделилось по этому вопросу. Исследователи, возглавляемые приват-доцентом доктором Хьюбертом Динсом, профессором Альбертом Ньюеном и профессором Мартином Тегентхоффом, опубликовали свои выводы в журнале Scientific Reports 21 апреля 2023 года9.0007

Две иглы на ощупь как одна

Исследователи измерили тактильное восприятие 24 участников теста, используя метод двухточечной дискриминации. При этом указательный палец расслабленно лежит на устройстве, а две иглы постоянно безболезненно, но ощутимо касаются пальца. «Если иглы находятся достаточно далеко друг от друга, мы можем легко различить две точки соприкосновения», — объясняет Хьюберт Динсе из неврологической клиники Berufsgenossenschaftliches Universitätsklinikum Bergmannsheil. «Но если иглы расположены очень близко друг к другу, мы чувствуем прикосновение только в одном месте». На определенном расстоянии между иглами ощущение меняется с ощущения двух игл на ощущение только одной, хотя представлены две. Этот порог различения стабилен для каждого человека при нормальном обыденном сознании.

Если бы палец был в пять раз больше

«Мы хотели выяснить, возможно ли изменить этот порог чувствительности, активизируя вербально сформулированную мысль у человека», — объясняет Альберт Ньюен из Философского института II Рурского университета в Бохуме. Исследовательская группа выбрала два мысленных сигнала: «Представьте, что ваш указательный палец в пять раз меньше» и «Представьте, что ваш указательный палец в пять раз больше». Чтобы специально активировать это смысловое содержание, исследователи использовали гипнотическое внушение. Во время контролируемого состояния гипноза, вызванного профессиональным гипнотизером, участника попросили искренне принять первое убеждение для серии тестов, а затем второе.

Испытуемые приняли участие в общей сложности в четырех экспериментах по определению порога чувствительности в каждом случае: в обычном обыденном сознании, в состоянии гипноза без внушения и в двух гипнотических состояниях с внушением большего или меньшего указательного пальца.

Изменения осязания

«Пороги различения не отличались при измерении в нормальном сознании и под гипнозом без внушения. Это подтверждает наше предварительное предположение, что гипноз сам по себе не приводит к изменениям», — говорит Мартин Тегентхофф. «Однако, если убеждения вызываются как внушения под гипнозом, мы наблюдаем систематическое изменение порога тактильной дискриминации». Когда испытуемый представлял себе, что его указательный палец в пять раз больше, чем он есть на самом деле, его порог различения повышался, и он мог чувствовать две иглы, даже когда они были ближе друг к другу. Когда предполагалось, что их указательный палец в пять раз меньше, порог различения ухудшался. Это означает, что именно убеждения изменяют восприятие. Поведенческие результаты были подтверждены параллельными записями мозговой активности, такой как спонтанная ЭЭГ и сенсорные вызванные потенциалы.

Related Stories

  • CognoSpeak: инструмент искусственного интеллекта использует речевые технологии для быстрой оценки риска деменции
  • Первая программируемая РНК-управляемая система, обнаруженная у эукариот научное сообщество разделились по вопросу о том, может ли на процессы восприятия влиять только смысловое содержание — специалисты называют это вопросом когнитивной проницаемости восприятия. «Наше исследование представляет собой еще один строительный блок, подтверждающий идею о том, что такое нисходящее влияние убеждений на восприятие действительно существует», — подчеркивает Хьюберт Динс. «Убеждения, которых мы придерживаемся, действительно меняют то, как мы воспринимаем мир».

    Партнеры по сотрудничеству

    Междисциплинарная команда Рурского университета в Бохуме состояла из исследователей в области неврологии, медицины и философии. Помимо руководителей группы Хьюберта Динсе, Альберта Ньюена и Мартина Тегентхоффа, эксперимент проводили Мариус Маркманн и доктор Мелани Ленц из Бергманншайля. В сборе данных им помогала Агне Степонавичюте, а в оценке — профессор Оливер Хёффкен. Основная концепция была разработана ведущей группой совместно с профессором Мартином Брюне (Университетская клиника психиатрии LWL, Бохум).

    Источник:

    Ruhr-Universitaet-Bochum

    Ссылка на журнал:

    Markmann, M., et al . (2023). Гипнотические внушения когнитивно проникают в тактильное восприятие посредством нисходящей модуляции семантического содержания. Научные отчеты . doi.org/10.1038/s41598-023-33108-z.

    Опубликовано в: Медицинские новости науки | Новости медицинских исследований

    Теги: Мозг, Гипноз, Медицина, Неврология, Психиатрия, Исследования, Сверху вниз

    Комментарии (0)

    • Скачать PDF Копировать

    Предлагаемая литература

    В чем разница между познанием и восприятием

    Основное различие между познанием и восприятием заключается в том, что познание — это умственный процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств, а восприятие — это . 0070 способность видеть, слышать или осознавать что-либо с помощью органов чувств.

    Познание и восприятие — два неразрывно связанных понятия. Фактически можно сказать, что восприятие является частью познания. Однако познание и восприятие не одно и то же. Познание — гораздо более широкое понятие, чем восприятие.

    Ключевые области

    1. Что такое познание
         – определение, характеристики
    2. Что такое восприятие
         – Определение, характеристики
    3. В чем разница между познанием и восприятием
          – Сравнение основных различий

    Ключевые термины

    900 06 Познание, восприятие

    Что такое познание

    Познание относится к психический процесс познания, изучения и понимания вещей. Другими словами, это включает в себя получение знаний и понимания. Он включает в себя многие аспекты высших функций и процессов мозга, таких как память, внимание, формирование знаний, суждение и оценка, рассуждение, решение проблем и принятие решений, понимание и создание речи. Кроме того, когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания. Познание также включает в себя формирование убеждений, принятие решений и решение проблем на основе уже существующей информации.

    Познание изучается в различных дисциплинах, таких как психология, антропология, философия и неврология. Когнитивная психология фокусируется на том, как обработка информации влияет на поведение и на роли различных психических процессов в приобретении знаний.

    Кроме того, когнитивные процессы — это методы, которые мы используем для включения новых знаний и принятия решений на основе этих знаний. Внимание, память, восприятие и т. д. — это разные познавательные процессы, играющие разные роли в познании. Когнитивные процессы могут происходить сознательно или бессознательно, естественно или искусственно, но они происходят быстро. Они всегда на работе, даже без нашего ведома.

    Что такое восприятие

    Восприятие — это, по сути, способность улавливать, обрабатывать и осмысливать информацию, получаемую нашими органами чувств. В этом процессе наш мозг идентифицирует и систематизирует информацию, которую он получает от нервных импульсов, а затем начинает их интерпретировать. Другими словами, после того как наши пять чувств получают несколько стимулов, которые посылаются в наш мозг в виде нервных импульсов, наш мозг интерпретирует эти импульсы как визуальный образ, звук, вкус, запах, прикосновение или боль.

    Поскольку интерпретация этого чувства происходит в результате собственного опыта, результат восприятия у каждого человека разный. Опыт получателя, обучение, память, ожидания и внимание также могут формировать восприятие. Более того, восприятие — это не просто одиночный процесс, происходящий спонтанно, а ряд процессов.

    Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Это включает в себя обработку снизу вверх, поскольку восприятие строится на основе нашего сенсорного ввода. С другой стороны, он также включает метод «сверху вниз», поскольку имеющиеся у нас знания и опыт влияют на то, как мы интерпретируем эти ощущения.

    Разница между познанием и восприятием

    Определение

    Познание — это умственный процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств, а восприятие — это способность видеть, слышать или осознавать что-либо посредством чувств.

    Природа

    Познание включает когнитивные процессы, такие как память, внимание, восприятие, рассуждение и язык, тогда как восприятие использует пять чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.

    Информация

    Восприятие — это процесс получения новой информации, а познание использует уже имеющуюся информацию.

    Заключение

    Основное различие между познанием и восприятием заключается в том, что познание — это умственный процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств, а восприятие — это способность видеть, слышать или осознавать что-либо посредством органов чувств . Восприятие – это психический процесс, помогающий восприятию. Следовательно, познание — гораздо более широкое понятие, чем восприятие.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts