Что такое абсолютный слух в музыке: Абсолютный слух. Что такое? Можно ли развить? Свежая информация

Содержание

Виды слуха человека – музыкальный, внутренний, относительный и другие

«У меня нет слуха»,- может ответить человек, не связанный с музицированием в ответ на просьбу что-то спеть. Но так ли это? Разумеется, нет. Если человек может слышать звуки, воспринимать обращенную речь, слух у него есть. Но способность к восприятию, исполнению мелодии тесно связана с индивидуальными особенностями, причем развитие музыкального слуха возможно и с течением времени.

Что такое музыкальный слух

«Поет так, будто ему медведь на ухо наступил», — говорят о человеке, который не может похвастаться хорошими вокальными данными. Что же включает в себя музыкальный слух?

Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.

Наличие такого слуха — обязательное условие для исполнения или создания произведений искусства. Если человек хочет достичь успеха, одних природных данных недостаточно, необходимо трудиться и «развивать» уже имеющиеся способности.

Как же можно проверить музыкальный слух? 

Помогут несложные упражнения:

  • Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.

  • Прослушать ритм и «отстучать» его руками или с помощью карандашей, постепенно усложняя задачу.

  • Угадывание нот на инструменте. Испытуемый поворачивается к фортепиано спиной, а в это время проверяющий наживает любую клавишу и просит показать ее. Аналогом такой «живой» проверки служат различные онлайн-сервисы.

Виды музыкального слуха

Восприятие отдельных звуков и ощущение взаимосвязи между ними, чувство ритма, способность воспроизвести «в голове» целое произведение — эти и другие способности связаны с видами слуха:

  1. Абсолютный слух — такой вид слуха, который традиционно ассоциируют с музыкальной одаренностью. Человек может распознать любую ноту, не сравнивая ее с другими, высота которых уже известна. Традиционно такой слух считают врожденным, однако его наличие не гарантирует успешности в занятии музыкой, пением.
  2. Интервальный (по-другому — относительный) слух — способность к определению высоты звуков путем сравнения с теми, что человеку уже известны. Его можно «натренировать» до степени абсолютного. Часто профессиональные музыканты достигают успеха только благодаря усердию. А это гораздо надежнее, чем полагаться на талант и ничего не предпринимать для его развития.
  3. Внутренний слух. Связан со способностью мысленно воспроизвести, «слышать»? “проиграть” в голове музыкальное произведение. Так человек может знать, как будет звучать мелодия, отдельные партии инструментов.
  4. Звуковысотный слух поможет точно распознать звуки различной высоты. Его можно развить; самое простое упражнение заключается в ощущении разницы между соседними клавишами на пианино — она составляет полтона. Затем подключают распевание с выполнением различных упражнений.
  5. Мелодический слух позволяет оценить динамику звуков по высоте во время развития мелодии. Как это представить? Во время исполнения произведения высота звуков может оставаться постоянной, а может «идти» в сторону более высоких или низких частот. Перемещение высоты происходит постепенно или резко — как бы «скачками», ступенями.
  6. Интонационный слух — это совокупность звуковысотного и мелодического слуха. Он «отвечает» за способность чутко воспринимать интонации, выразительность произведения — «музыка как живой организм».
  7. Гармонический слух. О нем вспоминают, когда говорят о способности безошибочно распознавать гармонические созвучия, состоящие из одновременно звучащих 2 и более звуков, затем понять, как далеко они расположены друг относительно друга по высоте. Бывает интервальный (2 звука) аккордовый ( от 3 звуков), полезен при подборе аккомпанемента, работе дирижером хора.
  8. Метроритмический слух ассоциируют с различением силы и слабости звука, их продолжительностью в последовательности, иными словами — чувство ритма, способность воспроизвести композицию с помощью движений (постучать, похлопать).
  9. Ладовый слух. Это способность воспринимать взаимоотношения между звуками в определенном произведении: напряжение и разрешение, тяготение, устойчивость или неустойчивость ноты. В европейской культуре мажор и минор — главные лады.
  10. Полифонический слух — способность представлять, как ведут себя несколько мелодий в контексте произведения, если они звучат одновременно, но могут вступать или исчезать в разное время. Иными словами, услышал, как звучит, запомнил, записал в виде нот.
  11. Динамический слух. Помогает определить, как меняется громкость мелодии: идет по нарастающей, перемещается волнами, затихает, есть ли резкие акценты. Связан со способностью эмоционального восприятия произведения.
  12. Тембральный слух связан со способностью чувствовать специфическую тембральную окраску инструмента, которую описывают ассоциативно в связи с определенным предметом. Так звуки бывают глухими (звонкими), теплыми или холодными, насыщенными, гнусавыми, металлическими.

Кроме того, выделяют фактурный и архитектонический виды слуха. Первый связан с манерой художественной обработки (аранжировки) композиции и «отвечает» за фактуру аккомпанемента, подбор инструментов. Второй помогает «увидеть», как из аккордов, слов как из кирпичиков и блоков складывается целая композиция, как она устроена.

У всех людей присутствуют эти виды слуха, какие-то развиты больше, какие-то — меньше. Но не стоит отчаиваться: если упорно трудиться, можно достичь высоких результатов.

О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.

Защита слуха от негативных факторов

Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.

Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.

Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.

Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.


Музыкальный слух, виды музыкального слуха

  • 10 августа, 2021
  • Теория музыки

Очень часто от своих учеников, которые только начали обучение, мы слышим фразу «Мне медведь на ухо наступил» или «У меня от рождения нет музыкального слуха».

Действительно, многими людьми музыкальный слух воспринимается, как редкая супер-способность, которая доступна только избранным. Но на самом деле это не так, и музыкальный слух есть абсолютно у каждого человека.

Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для полноценного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Музыкальный слух бывает нескольких видов:

  • Абсолютный слух – это способность определять высоту любого звука без предварительной настройки. Причем звук необязательно должен издаваться каким-то музыкальным инструментом, человек с абсолютным слухом может определить звуковысотность телефонного гудка, дверного звонка и т.д. Если человек имеет абсолютный слух – это вовсе не значит, что он тренировался в определении нот больше, чем вы.
    Дело в том, что люди, обладающие этой способностью, имеют очень хорошую слуховую память – они хорошо помнят, как звучит тот или иной звук, поэтому настройка им не требуется. Как правило, абсолютный слух – это врожденная способность.
  • Относительным слухом обладают люди, которые могут определить высоту звука после настройки (настройкой может служить один звук, аккорд или целый звукоряд). Относительно этой настройки человек способен определить высоту звука.  Относительный слух можно легко развивать в процессе музыкальных занятий.

Также музыкальный слух можно разделить еще на два вида:

  • Гармонический слух – способность целостно воспринимать аккорды и гармонические интервалы (созвучия), способность воспроизводить их голосом по очереди.
  • Мелодический слух – способность целостно воспринимать мелодию или музыкальную фразу. Мелодический слух состоит из двух компонентов: ладовый слух (иногда его называют эмоциональный слух) –способность различать ладовые функции звуков (их устойчивость/ неустойчивость, тяготение друг к другу) и репродуктивный слух (второе название – воспроизводящий слух) – способность наиболее точно воспроизводить услышанную мелодию голосом.

Если вы еще не верите, что у вас есть музыкальный слух, мы подготовили для вас несколько простых способов проверки этого навыка:

  • Когда вы разговариваете по телефону со знакомым вам человеком, даже если вы не посмотрите, кто вам звонит, вы всегда сможете угадать его по голосу. Зачастую мы можем определить по речи человека, какое у него настроение; мы легко понимаем по интонации речи, когда нам задают вопрос и т.д.. Если все вышеперечисленное вы определяете без труда – у вас есть музыкальный слух.
  • Включите свою любимую песню (желательно, чтобы мелодия была простая) – послушайте мелодию – попробуйте её пропеть про себя, затем вслух. Если с этой задачей вы справились хорошо, возьмите отрывок из этой песни и попробуйте услышать мелодию в аккомпанементе – что играет гитара или фортепиано, ударные и т.д. Важно отметить, что если про себя у вас получилось пропеть, а вслух – нет, это не значит, что у вас нет музыкального слуха. Причина здесь заключается лишь в том, что у вас было мало такого рода практики, поэтому точно интонировать выходит сложнее. Чем больше вы будете тренироваться, тем лучше будет получаться.
  • Ну, и наверное, самой простой способ. Если вы при пении знакомой вам песни, слышите что вы ошиблись, или если вы можете услышать фальшивый звук в исполнении другого человека, значит у вас 100% есть музыкальный слух.

Способы развития музыкального слуха:

Развивать музыкальный слух можно постоянно. Мы подготовили для вас ряд рекомендаций, которые помогут вам самостоятельно прокачать ваш слух:

  • Слушайте больше новой музыки. Новые музыкально-слуховые представления наиболее эффективно развивают музыкальный слух и память.
  • Подпевайте песням, которые вы знаете, попробуйте выучить мелодии знакомых вам песен.
  • Помимо музыкальной памяти, еще одним важным компонентом в развитии музыкального слуха является слуховое внимание. Попробуйте, находясь в шумных местах (например, на улице) фокусировать слух на разных звуках –сигналы машин, человеческая речь, пение птиц и т.д..
  • Развиваем певческое дыхание
  • Виды мажора и минора. Натуральный, гармонический, мелодический.

Что такое абсолютный слух, как его получить и у каких певцов он есть?

28 марта 2019, 17:40 | Обновлено: 9 сентября 2019, 17:08

Картина: Гетти

Мэдди Шоу Робертс

‘В: Как определить, что у человека абсолютный слух? А: Они вам скажут».

Если у вас абсолютный слух — или «абсолютный» слух — вы можете спеть или сыграть любую ноту на месте, без прежней ведущей ноты.

Он есть только у одного из 10 000 человек, так что если у вас есть сноровка — вперед.

Что такое идеальный слух? | Откройте для себя голоса | Классический FM

Итак, как добиться идеального слуха?

Некоторые люди считают, что «настоящий» абсолютный слух может быть только в том случае, если он родился с ним. По словам Брейди (1970), Уорда и Бернса (1999) и Левитина и Роджерса (2005), «обучение, которое начинается после девяти лет, очень редко приводит к [совершенному слуху], и нет известных случаев успешного его приобретения взрослыми».

Но есть также доказательства того, что вы можете развить абсолютный слух, не обладая мистическими, врожденными способностями. В исследовании, проведенном несколько лет назад в Чикагском университете, была протестирована группа студентов с разным музыкальным опытом до и после периода обучения распознаванию высоты тона.

через GIPHY

Студенты продемонстрировали значительное улучшение после обучения, а те, кто был протестирован через несколько месяцев, сохранили способность воссоздавать заметки без какой-либо ссылки.

Таким образом, при правильном обучении взрослые вполне могут научиться иметь абсолютный слух. Если вы хотите попробовать, хорошим началом будет БОЛЬШАЯ ПРАКТИКА.

> У вас абсолютный слух? Пройди наш тест!

Гобоист. Картина: Гетти

А как насчет относительного шага?

Относительная высота звука немного отличается тем, что позволяет идентифицировать ноту, сравнивая ее с эталонным тоном. Это гораздо более распространено среди музыкантов, и может быть так же просто, как попросить музыканта сыграть «ми», дав ему «фа» в качестве эталона.

Это также может означать, что вы можете воссоздать определенные ноты в гамме, просто часто подвергаясь их воздействию. Например, если вы играли в оркестре и у вас в ушах звенит звук той концертной «ля», вы можете воссоздать эту ноту и использовать ее, чтобы ориентироваться во всей 12-тональной гамме.

Картина: Гетти

Какие музыканты и певцы обладают абсолютным слухом?

Некоторые из величайших композиторов-классиков, включая Моцарта, Бетховена, Шопена и Генделя, обладали абсолютным слухом; да и в поп-мире это тоже не редкость.

Он есть у Мэрайи Кэри, а также у Майкла Джексона, Эллы Фицджеральд и Бинга Кросби. Чарли Пут, при всей его нынешней популярности, якобы подвергался издевательствам в школе за абсолютный слух. Он сказал The Independent: : «Я обнаружил, что у меня есть то, что есть у 0,5% населения, тип абсолютного слуха, когда я могу слышать ноты и сразу же воспроизводить их.

«Это было в основном словесно, например, обзывание и тому подобное, словесные вещи были огромным количеством обескураживания, например: «Как вы могли даже отдаленно думать, что сможете добиться успеха в этой отрасли?», но я не слушал, потому что я знал, что я довольно крут».

Чарли Пут. Картина: Гетти

Но, несмотря на общее благоговение перед абсолютным слухом, не так уж полезно рассматривать его как меру музыкальных способностей (не в обиду, конечно, Чарли Путу).

Тем не менее, это довольно впечатляющий трюк для вечеринки:

Идеальный тон

Абсолютный слух — феномен идеального звука

Сможете ли вы воспроизвести все ноты с идеальной четкостью? И без каких-либо предварительных указаний? Только очень немногие люди обладают такими способностями. По этой причине идеальный шаг , также известный как «абсолютный шаг», является редким явлением. Абсолютный слух связан с потрясающим пониманием музыки и связанных с ней ритмов. Но откуда взялся термин Perfect Pitch и у каких музыкантов он есть?

Историческое начало звукового анализа

Еще в 19 веке наука сосредоточилась на изучении предпосылок понимания музыкальных звуков и их измерения. Поскольку эталоны высоты звука были точно определены только в то время, определение абсолютного слуха можно было анализировать только с 19 века. Таким образом, Perfect Pitch объяснялся одновременно музыкальным слухом и абсолютным восприятием тона.

Но различия и различия кроются в деталях. Лишь один из 10 000 человек обладает абсолютным слухом и поэтому может идеально петь каждую ноту без предварительной помощи. С физической и функциональной точки зрения слуховой аппарат Perfect Pitch ничем не отличается. Скорее, это выражение редкой способности точно анализировать высоту звука. Таким образом, эта форма нахождения тона является актом познания, при котором слышимые частоты воспроизводятся в виде чистых тонов.

С научной точки зрения это подход к обучению музыке, который также можно применять к звукам речи или цветам в других областях. Однако, поскольку тона определяются гораздо более тонким различием, чем обычные цветовые узоры, эта способность встречается гораздо реже. Было бы иначе, если бы такие цвета, как синий и красный, также различались на основе их детальных цветов. Такая способность также является редкостью и абсолютным исключением.

Воздействие на язык и восприятие

Воздействие на идеальный слух также можно определить с культурной точки зрения. Прежде всего, включение гаммы до мажор создало новые подходы, которые могли значительно упростить идентификацию с конкретными тонами. В основном воспроизводимые тона соответствуют музыкальным переживаниям, которые затем звучат последовательно или искаженно с точки зрения слушателя. Но также с точки зрения языка и восприятия Perfect Pitch привел к некоторым изменениям.

  • Язык

Многие диалекты зависят от изменения высоты звука. Это относится не только к конкретным напряжениям, предназначенным повлечь за собой действие. Ударения также имеют элементарное значение для классических процессов речи, даже если музыка обычно не обрабатывается как речевой ряд.

  • Восприятие

Не только воспроизведение точных тонов, но прежде всего их восприятие играет решающую роль в Perfect Pitch. Точные классификации здесь определяются не лучшим слухом, а исключительно распознаванием и категоризацией. Это опять-таки связано с механизмами мозга.

Различия относительной высоты звука

Относительная высота звука, в отличие от абсолютной высоты, не зависит от ведущей ноты. С абсолютным слухом вы можете точно определить одну ноту и оценить ее без конкретных примеров. При относительной высоте вы просто сравниваете ноту с другой нотой и таким образом можете классифицировать ее. Хотя это значительно облегчает музыкантам поиск своего музыкального пути, это далеко не абсолютный слух. Абсолютный слух — абсолютная редкость даже среди музыкантов.

Абсолютный слух – эти навыки являются основой

Идеальный слух – очень редкое явление. Но что конкретно кто-то может с этим сделать? В основе этой чрезвычайно редкой способности и помогают определить абсолютный слух следующие факторы:

  • Идентификация звуков по их названию
  • Точное пение точно названной тональности
  • Воспроизведение высоты бытовых звуков
  • Называние всех нот аккорда
  • Ас подписание тональности музыкального произведения

Особенность людей с точным пониманием тона в том, что они могут снова и снова вызывать свои навыки. Так что, если вам повезет и вы правильно определите аккорд, он обычно не имеет ничего общего с абсолютным слухом. Это постоянно повторяемый навык, который позволяет вам продемонстрировать свое понимание тона и четко определить любую ноту, которую вы можете придумать, или сыграть ее с ходу.

Хорошая основа для музыкальной чувствительности

Абсолютный слух ни в коем случае не является обязательным условием для музыкальной карьеры. Лишь очень немногие люди могут наслаждаться такой способностью, поэтому не стоит позволять себе отчаиваться. Несмотря на то, что такое восприятие может помочь вам с вашей музыкальной чувствительностью, человек без абсолютного слуха также может стать великим музыкантом. Это также очевидно в нескольких примерах, которые можно привести выдающихся музыкантов с совершенным чувством тона.

Примеры музыкантов с абсолютным слухом

Среди музыкантов абсолютный слух – настоящая редкость. В недалеком прошлом, например, Эллу Фицджеральд, Чарли Пут, Бинга Кросби и Майкла Джексона можно было причислить к людям с абсолютным слухом. Однако из многих пропавших без вести известных личностей видно, что многие известные музыканты не обладают такими навыками, и тем не менее они известны.

Знаменитый музыкант Чарли Пут даже подвергался издевательствам со стороны одноклассников в детстве из-за особых способностей, смог заявить о себе в музыкальной индустрии своей уверенностью в себе и конечно же абсолютным слухом. Сегодня он один из самых известных молодых артистов, которому также прочат прибыльную карьеру в будущем. Тем не менее получается, что требования не в конкретном пении, а главным образом в композиции. Там совершенно необходима музыкальная чувствительность и точное знание.

Поэтому неудивительно, что многие известные композиторы прошлого обладают абсолютным слухом. К таким личностям относятся, например, Моцарт, Гендель, Шопен и Бетховен. Это значительно упростило поиск нужных дополнений к каждому инструменту и создание гармонического эффекта. Таким образом, в поисках музыканта Perfect Pitch уже тогда стал универсальным и важным навыком.

Люди со временем теряют абсолютный слух?

Как только вы обретете абсолютный слух, вам больше никогда не придется от него отказываться. Тем не менее, на вопрос о потере нельзя ответить так просто. Как и в случае со многими талантами и навыками, для идеального слуха также требуется активное обучение, чтобы продолжать слышать тончайшие нюансы.

На практике абсолютный слух, особенно у детей, является результатом интенсивного и длительного процесса обучения. Только благодаря регулярному воздействию новых звуков и их различий можно услышать мельчайшие детали. Благодаря научным обзорам и исследованиям в прошлом было установлено, что без постоянного повторения и тренировки люди не могут автоматически запоминать точную высоту звука. В зависимости от интенсивности тренировки Perfect Pitch меняется.

Особенно в пожилом возрасте может случиться так, что тона часто звучат и воспринимаются несколько выше, чем они есть на самом деле. Правда, в этом случае еще сохраняется лучшая слуховая способность. Однако с возрастом неизбежно происходят градации. Даже невозможность выучить абсолютный слух после младенчества показывает сложность абсолютного слуха. Даже если с возрастом перестают быть оптимально слышны различия малых тонов, способности остаются выше среднего даже при ухудшении. Вот как Perfect Pitch оставляет свой след.

Уникальный талант

Таким образом, с научной точки зрения Идеальный Слух — это талант, которому особенно могут научиться дети из-за их огромной восприимчивости. Подобно языкам, которые буквально летят к самым маленьким, работает и понятие абсолютного слуха. Как и в случае с языком, общее понимание не потеряется, но от беглости речи не останется и следа без обучения.

Любой, у кого есть абсолютный слух, должен использовать его регулярно и продолжать его тренировать. Только таким образом можно продолжать использовать когнитивные способности для различения небольших различий в тоне, что является огромным преимуществом для музыкантов. В этом вам также могут помочь тренировки с другими людьми с абсолютным слухом. Если вы хотите сохранить Perfect Pitch в его полном качестве, вы должны продолжать оставаться в тесном контакте с музыкой и ее акустическими проблемами.

Как добиться идеального слуха?

В большинстве случаев понимание музыки является врожденным. Даже если можно изучить много материала по теории музыки и восприятию, это не имеет ничего общего с абсолютным слухом. По крайней мере, это соответствует предположению Брейди, Левитина и Роджерса, которые критикуют предлагаемую «тренировку» идеального слуха.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts