Психическое состояние это: Психическое состояние — Психологос

2.6. Психические состояния личности

Психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. К.К. Платонов определяет психические состояния как занимающие промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.

К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию и др. Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, психические состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, то есть границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны.

“Чистых” состояний практически не существует.

На то, какое именно психическое состояние возникнет у индивида в данный момент времени, влияют две группы факторов: факторы среды и индивидуальные особенности субъекта. К первым относят характеристики отражаемых предметов и явлений окружающего мира. Ко вторым – предшествующие состояния и свойства индивида (особенности познавательной деятельности, потребности, желания, стремления, возможности, установки, самооценка, ценности). Психические состояния определяются соотношением данных факторов.

Состояния возникают в процессе деятельности, зависят от нее и определяют специфику переживаний. Каждое психическое состояние переживается индивидом целостно, как единство духовных, психических и физических (телесных) структур. Изменение психического состояния затрагивает все эти уровни.

Психическим состояниям свойственны определенные

характеристики. Состояния классифицируют в зависимости от того, какие именно из указанных характеристик выходят на передний план в данный момент времени. Эмоциональные характеристики отражают доминирование при данном состоянии той или иной эмоции, их интенсивности, полярности (преобладание позитивных или негативных эмоций: радость и печаль). Знак некоторых состояний не очевиден. Например, нельзя однозначно определить как позитивное или негативное удивление или сосредоточение. Эмоциональные состояние – это эйфория, радость, удовлетворение, печаль, тревога, страх, паника. Активационные состояния показывают включенность индивида в ситуацию или отчужденность от нее. Повышенная активация проявляется в ясности сознания, энергичном поведении, желании решать поставленную задачу, преодолевать трудности. На другой стороне полюса – снижение интенсивности и темпа движений, спад активности. К активационным состояниям относят возбуждение, вдохновение, подъем, сосредоточенность, рассеянность, скуку, апатию.
Тонические
состояния отражают тонус, энергетические ресурсы организма. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, внутренняя собранность или несобранность, инертность, вялость. Тонические состояния – бодрствование, монотония и психическое пресыщение, утомление и переутомление, сонливость и сон. Тензионные (от англ. tension – напряжение) состояния показывают, в какой степени человеку для выбора того или иного поведения требуется приложить волевые усилия. Чем более притягательны для индивида различные объекты, чем больше сил требуется ему для сдерживания неприоритетных побудителей, тем выше напряжение. При низком напряжении человек раскрепощен, раскован, чувствует внутренний комфорт, при высоком – зажат, ощущает внутреннюю несвободу, вынужденность своего поведения. К тензионным состояниям относят состояние напряжения, эмоционального разрешения, фрустрацию, сенсорный голод и стрессовые состояния.

Для каждого состояния могут быть зафиксированы эмоциональные, активационные, тонические и тензионные характеристики. Все характеристики взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно. Например, при психических состояниях, для которых типичны положительные эмоции (состояние радости), наблюдается возрастание активации и тонуса, снижение напряжения.

Также психические состояния можно делить на классы по тому, какую именно сферу психики они характеризуют наибольшим образом. В таком случае будут выделять познавательные, эмоциональные, мотивационные и волевые психические состояния. Иногда рассматривают только один вид психических состояний – эмоциональные состояния, причем последние считаются разновидностью эмоций. Это не совсем верно, так как эмоциональные состояния отличаются от эмоций и эмоциональных реакций тем, что первые более устойчивы и менее предметны (все радует, печалит). Эмоциональные состояния, как и психические состояния в целом, в большей степени характеризуют деятельность и влияют на нее.

В связи с тем, что психические состояния, как и другие психические явления, можно измерять по различным параметрам, многие из них нельзя однозначно отнести к тому или иному классу.

11 способов улучшить свое психическое состояние

По оценкам специалистов, каждый шестой человек на прошлой неделе испытывал те или иные проблемы с психическим здоровьем. Это может быть твой знакомый, коллега или даже ты сам…

Психическое состояние – запретная тема для многих из нас, однако нередко оно представляет собой изнуряющую ежедневную борьбу с чередой неудач и схватки с невидимым противником. И как не существует общего для всех диагноза, будь то серьезная депрессия или легкая нервозность, так нет и подходящего для всех способа лечения.

Впрочем, есть методы, которые, по крайней мере, помогут ослабить стресс и тревожность, снизив нагрузку на психику. В этой статье Шаян Кадир, коуч по личностному росту, проводящий мастер-классы для Sanctus, расскажет об 11 способах, которые могут улучшить твое психическое самочувствие.

1. Войди в потоковое состояние

«Поток – это состояние, в котором ты позволяешь своему разуму и телу слиться, растворившись друг в друге. Если мы делаем что-то каждый день, то можем войти в это состояние, когда погружены в свое занятие с головой. Есть немало видов деятельности, помогающих войти в потоковое состояние, например, бег, медитация, занятие искусством и даже печатание на клавиатуре. Как только ты найдешь «свой» поток, то почувствуешь, что время словно остановилось, а все заботы уходят прочь. Сначала потребуется практика, ты будешь подходить к этому состоянию все ближе с каждым разом, и в конце концов тело сделает все за тебя».

2. «Будет ли это иметь значение через…?»

«Когда ты сильно переживаешь из-за чего-то, легко упустить из виду более далекую перспективу. Спроси себя: «Будет ли это иметь значение через неделю? Через месяц? Через год?» Твое состояние прямо сейчас может не соответствовать тому, насколько важной проблема окажется спустя некоторое время, и эти вопросы помогут тебе взглянуть на ситуацию с другой стороны, чтобы понять, как на нее реагировать. А если проблема будет важной и через год, эти вопросы могут изменить то, как ты будешь действовать в такой ситуации».

3. Вернись к природе

«У японцев есть понятие «лесных ванн» – оно означает частое времяпровождение на природе и прогулки среди деревьев. Это помогает восстановить естественный баланс нашего организма. Стресс, тревожность, глобальные проблемы, городская жизнь, постоянная активность в соцсетях – все это вызывает напряжение, и отдых от такой нагрузки, даже если это просто время, проведенное на природе, очень полезен для нашего физического и психического здоровья».

Приключение на горизонте

© David Sodomka

4. Контролируй дыхание

«Довольно часто, когда мы слишком зациклены на своих мыслях, стресс заставляет нас терять контроль над собой, впадать в тревогу и даже панику, и хороший способ прервать это – сосредоточиться на дыхании. Вдыхай поглубже, стараясь обращать внимание на то, как ты дышишь, и сохраняй спокойствие, чтобы тревоги не вывели тебя из равновесия, вызвав приступ паники. Некоторые триггеры появляются до приступа – это частое дыхание, тяжесть в груди, напряженность в плечах и во всем теле. Сосредоточься на том, что кажется неправильным, и спроси себя: «Как мне из этого выбраться?»

5. Назови своего критика

«Большинство людей полагают, что у нас есть лишь один внутренний голос. На самом деле, таких голосов, противоречащих друг другу, как минимум два, и в следующий раз, когда во внутреннем монологе один из них заявит, что ты недостаточно хорош, помни – этот «критик» не единственный, кто обладает правом голоса. Надели его именем и характером, и в следующий раз, услышав от него что-то самоуничижительное, ты поймешь, что «критик» – это не единственная мысль и ты можешь бросить ему вызов».

6. Больше двигайся

«Выдели время для растяжки, силовых упражнений, кардионагрузок или даже быстрой ходьбы – это окажет заметный эффект на твое психическое состояние. С биологической точки зрения, мы, как охотники и собиратели, созданы для движения – каждый день нам нужно отправляться на поиски пищи, а затем возвращаться назад. Поэтому если сидеть за столом весь день, расходуя всю энергию на работу головы, мы как будто «отключаемся» от тела. Устраивай себе регулярные перерывы, чтобы подвигаться – это окажет значительное влияние на твой мозг».

7. Общайся с людьми

«Многие неохотно разговаривают с семьей и друзьями о психологических проблемах. Это станет сложным, но важным шагом, ведь тогда ты сможешь говорить то, что думаешь – в противовес обычному «все хорошо», когда на самом деле «все отстой». Хочешь верь, хочешь нет, но у вечного позитива есть свои негативные последствия. Например, если ты скорбишь по кому-то близкому, а твой девиз – мыслить позитивно, забыть обо всем и жить дальше, внутри тебя останется потребность дать выход скорби. Я видел множество людей, которые даже несколько лет спустя трагедии не прожили эту скорбь и по-прежнему не могут прийти в себя. Очень важно разрешить себе испытывать полную гамму эмоций. Если иногда ты позволяешь себе грустить, то грусть проходит быстрее».

Саша ДиДжулиан, Матильда Сёдерлунд и Бретт Харрингтон

© Jan Novak/Red Bull Content Pool

8. Помогай

«Иногда мы зацикливаемся на своих проблемах и не видим, что происходит по сторонам, и тогда возможность помочь другим людям позволяет взглянуть на ситуацию с другой стороны. А еще это способствует выработке эндорфинов, улучшая наше самочувствие. Можно заняться благотворительностью или просто-напросто написать кому-то и узнать, не нужна ли помощь. То, что очень просто для нас самих, может быть очень сложным для других людей, но ты не узнаешь об этом, если не спросишь. Помощь другим позволит тебе в глубине души ощутить сопричастность».

9. Твори

«Удели время занятиям, укрепляющим связь между левым и правым полушарием мозга. С возрастом люди забывают, что значит просто радоваться жизнью, играть и придумывать игры, как мы делали в детстве. Поэтому полезно находить время на творческие занятия – будь то рисование, занятия музыкой, пение, танцы, проектирование, строительство, готовка или декорирование. Если твое психическое состояние оставляет желать лучшего, творчество поможет тебе найти исцеление, выразив себя новым способом».

10. Поработай над режимом сна

«Значительный уровень стресса и тревожности связан с невозможностью хорошо выспаться ночью. Все взаимосвязано: очень важно придерживаться подходящего ритуала или определенного времени отхода ко сну и пробуждения, особенно в течение недели. За час до сна отложи в сторону все гаджеты – это поможет снизить уровень стресса. Чтение или медитация перед сном тоже хороший способ нормализовать режим сна».

11. Ощути благодарность

«Наконец, вспомни о мелочах, в которых все хорошо, и ощути благодарность за них – ведь их так легко упустить из виду, думая лишь о проблемах, о том, что не получается и в чем нам нужно стать лучше. Так мы забываем о хороших вещах и о том, какие мы счастливчики – пока не потеряем то, что принимали как должное. Спроси себя: за что ты благодарен судьбе? Таких вещей может оказаться больше, чем ты думаешь».

Требование о психическом состоянии в уголовных делах

По большинству преступлений обвинение должно доказать не только совершение подсудимым определенных действий, но и наличие у него определенного психического состояния. Это часто называют элементом «mens rea» («виноватый ум»).

В разных уголовных кодексах изложены разные иерархии и определения психических состояний, но в целом подход, сформулированный в Типовом уголовном кодексе, включает четыре основных уровня. Хотя этот модельный закон не имеет обязательной юридической силы, он сформировал современные тенденции в уголовном праве в большинстве государств. Четыре уровня, определенные MPC, от наиболее виновных до наименее виновных: цель, знание, безрассудство и небрежность.

Когда прокурор пытается доказать определенное психическое состояние, он может усилить свою позицию, показав, что у подсудимого был мотив для совершения преступления. И наоборот, обвиняемый может попытаться ослабить версию обвинения, показав, что у него не было мотива. Однако наличие мотива не является обязательным элементом состава преступления.

Цель и знания

Наиболее преступным психическим состоянием при современном подходе является намерение, означающее, что подсудимый сознательно хотел, чтобы наступил определенный результат.

Между тем, знание означает, что подсудимый осознавал, что из его поведения практически наверняка последует результат, даже если он, возможно, и не хотел этого результата. Разница между этими психическими состояниями обычно незначительна. Законодатели склонны считать, что человек, который делает что-то, зная, что это приведет к результату, может также хотеть этого результата и заслуживает такого же порицания, как если бы он это сделал.

Более традиционное различие между общим и конкретным намерением остается актуальным в некоторых государствах. Верховный суд США отметил, что «цель» в соответствии с MPC по существу приравнивается к конкретному намерению, а «знание» по существу приравнивается к общему намерению. Однако суды по-разному интерпретируют различие между этими формами умысла.

Некоторые распространенные средства защиты по уголовным делам могут использоваться для отрицания цели или требования к знаниям. Например, человек, который ошибочно полагал, что имущество, в краже которого его обвиняют, было его собственным, может использовать защиту фактической ошибки, чтобы снять обвинение в краже.

Обычно для этого требуется намерение навсегда лишить кого-либо его имущества.

Безрассудство и небрежность

Иногда подсудимый может быть осужден, даже если он не хотел добиться определенного результата или знал, что это произойдет. Безрассудство обычно означает, что ответчик осознавал существенный и неоправданный риск причинения вреда, но сознательно предпочел игнорировать этот риск. Риск не обязательно должен быть вероятным или даже вероятным, что отличает безрассудство от знания. Напротив, небрежность обычно означает, что ответчик не осознал существенный и неоправданный риск, который он должен был признать. Даже если они на самом деле не знали о риске, они все равно могли быть привлечены к уголовной ответственности. Хотя это наименее виновное психическое состояние, в некоторых случаях халатность может привести к обвинению в совершении уголовного преступления, например, в убийстве по неосторожности, когда неосторожное поведение ответчика привело к смерти кого-то еще.

Халатность также является распространенным принципом во многих гражданских процессах, таких как дела о телесных повреждениях. Однако небрежность в гражданском деле предполагает любое отклонение от стандарта осторожности, которому соответствовало бы разумное лицо. В уголовном деле небрежность, как правило, связана с «грубым отклонением» от стандарта. Прокурор в уголовном деле также должен соответствовать гораздо более высоким стандартам доказывания, чем истец в гражданском деле. Тот факт, что кто-то признан небрежным в судебном процессе о телесных повреждениях, поэтому не означает, что он будет признан небрежным и, следовательно, виновным в уголовном процессе, основанном на тех же событиях.

Строгая ответственность

Некоторые преступления не требуют доказательства элемента психического состояния. Это означает, что подсудимый может быть осужден даже в том случае, если он не имел злых намерений и действовал с должной осторожностью. Строгая ответственность облегчает прокурору вынесение обвинительного приговора и сужает возможные средства защиты. Большинство преступлений со строгой ответственностью относительно незначительны, например, некоторые правонарушения, связанные с дорожным движением и алкоголем, но есть несколько исключений. Некоторые ученые-правоведы критикуют использование строгой ответственности, потому что это кажется несправедливым по отношению к ответчику, в то время как другие ответили, что мягкие наказания за большинство этих преступлений смягчают потенциальную несправедливость.

Примером преступления строгой ответственности, которое может привести к серьезным последствиям, является изнасилование, предусмотренное законом. Многие штаты налагают суровые наказания на тех, кто вступает в сексуальные отношения с несовершеннолетними до определенного возраста, даже если несовершеннолетний солгал о своем возрасте и даже если ответчик имел разумные основания полагать, что несовершеннолетний достиг возраста согласия.

Уголовное право Содержание

Связанные области

Знание как психическое состояние | Оксфордские исследования эпистемологии, том 4

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордские исследования по эпистемологии Том 4Оксфордские исследования по эпистемологииЭпистемологияМетафизикаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордские исследования по эпистемологии Том 4Оксфордские исследования по эпистемологииЭпистемологияМетафизикаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Нагель, Дженнифер, «Знание как психическое состояние», у Тамар Сабо Гендлер и Джона Хоторна (редакторы), Oxford Studies in Epistemology Volume 4 (

Oxford

, 2013; онлайн-издание, Oxford Academic, 23 мая 2013 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199672707.003.0010, по состоянию на 3 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордские исследования по эпистемологии Том 4Оксфордские исследования по эпистемологииЭпистемологияМетафизикаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордские исследования по эпистемологии Том 4Оксфордские исследования по эпистемологииЭпистемологияМетафизикаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В философской литературе о ментальных состояниях парадигмальными примерами ментальных состояний являются убеждения, желания, намерения и феноменальные состояния, такие как боль. Соответствующий перечень психических состояний в психологической литературе включает еще один член: состояние знания. В этой статье исследуется, почему психологи развития, сравнительной и социальной психологии классифицируют знание как психическое состояние, в то время как большинство современных философов — за заметным исключением Тимоти Уильямсона — нет. Разногласия восходят к различию в том, как каждая сторона понимает взаимосвязь между понятиями знания и веры, понятия, которые понимаются в обеих дисциплинах как тесно связанные. Психологи и философы, кроме Уильямсона, в целом расходятся во мнениях относительно того, какая из пар выше. Соперничающие притязания на приоритет рассматриваются как в свете философских аргументов Уильямсона и других, так и в свете эмпирических работ по атрибуции психических состояний.

Ключевые слова: знание, вера, психические состояния, чтение мыслей, Уильямсон

Предмет

Эпистемология, метафизика

Серия

Оксфордские исследования в области эпистемологии

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts