Психическое заражение: Заражение как психологический феномен — Психологос

Психическое заражение в толпе. | Психология отношений

Содержание

  1. Психическое заражение в толпе.
  2. Психическое заражение это. Эмоциональное заражение
  3. Психологическое заражение это особый механизм. Понятие психического заражения
  4. Заражение в рекламе. Роль внушения, заражения и подражания в рекламе
  • Внушение
  • Приемы заражения. Психическое заражение — Гюстав Лебон
    • Понятие психического заражения
    • Основные характерные признаки психического заражения
    • Внушение – одна из форм воздействия
    • Труды и исследования в области психического заражения
  • Метод принуждения в психологии. Метод принуждения и метод убеждения
  • Психическое заражение в толпе.

    По утверждению социальных психологов управлять толпой проще, чем одним человеком. Все дело в лидере, который может настроить толпу на нужные действия. Обычно это самые активные люди из той же толпы. Но история знает немало примеров внедрения в толпу провокаторов с лидерскими качествами.

    Термин «Психическое Заражение существует». 1, 5% активистов толпы могут ее «Раскачать» и довести до исступления. Главная задача вожака — воздействовать на чувства, а не на разум толпы. Давно замечено, что люди, охваченные эмоциональным порывом, совершают несвойственные им в обычном состоянии вещи. Этот эффект усиливается, если окружение поступает также. Эффект толпы — заразителен и заразен, в толпе у человека теряется критическое отношение к происходящему, а внушаемость возрастает. Чем проще и нелепее выдвигаются лозунги, чем чаще они повторяются, тем отзывчивей и доверчивей к ним толпа. Внушаемая идея истиной становится.

    Толпа не терпит дискуссий, возражений, они вызывают в ней раздражение и агрессию. Толпе не важны причины какой-либо проблемы и пути ее устранения. Для толпы важно найти «Стрелочника», который во всем виноват. После этого, вызвать у толпы неприязнь и гнев не требуется больших усилий. В толпе все уравниваются, человеческое в людях нивелируется, и толпа становится однородной, агрессивной и легко управляемой. Сценарий действий и психология толпы не изменилась за тысячелетия. Люди не извлекают опыт из истории.

    Но, чем объяснить тогда потребность человека оказаться в толпе? Согласно утверждению Эриха фромма, люди, являясь существами общественными, очень часто чувствуют себя вне общества одинокими, нахождение в толпе дает им чувство уверенности и защищенности.

    Попадая в толпу и ощущая себя частью целого организма, люди взамен теряют свою индивидуальность. Это та жертва, которую они приносят на алтарь явления под названием «Толпа». Человек становится «как все» и поступает «как все», часто не осознавая этого. Когда задержанным во время массовых выступлений людям показывали оперативные записи их действий, они очень часто не могли объяснить свои поступки.

    Еще один эффект толпы — это необъяснимое увеличение физической силы человека. Например, как известно из следственной хроники, человек совершает невероятные «Подвиги»: может перевернуть тяжелую машину, подвернувшуюся скамейку или вырвать с корнем дерево.

    Такой же эффект и у животных наблюдается. Мигрирующее стадо газелей никогда не свернет с пути, даже если на этом пути окажется львиный прайд. Более того, львы не сделают никаких попыток напасть на стадо, а будут смирно пережидать. Движущийся поток легко может захлестнуть, а это неминуемая смерть. Противодействовать толпе — это верный конец.

    Психическое заражение это. Эмоциональное заражение

    Эмоциональное заражение – социально-психологический механизм передачи психического настроя другим людям от одного человека или группы людей, эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта и включения личности в определённые психические состояния .

    В основном эмоциональное заражение возникает в больших открытых пространствах, прежде всего в неорганизованных общностях, например, в толпе , которая способна быстро распространять определенные эмоциональные состояния. Зачастую эти состояния могут заметно усиливаться путем многократного отражения по схеме цепной реакции. Однако в отличие от когнитивных цепных реакций, эмоциональное заражение является менее осознанным и более автоматизированным.

    Индуктор является носителем эмоционального заряда, который он передает другим людям. При передаче сила эмоционального заряда во много раз возрастает в каналах взаимодействия, и образуется психический фон заражения, напрямую зависящий от размера аудитории и степени эмоционального накала индуктора.

    Ситуация паники – особая ситуация, где усиливается воздействие посредством заражения. Довольно известным примером возникновения массовой паники является случай в США в 1938 г., когда люди после передачи, организованной радиокомпанией по книге Г. Уэллса « Война миров », пережили состояние, приближенное к массовому психозу. Несмотря на то, что люди знали об инсценировке литературного произведения, огромное количество людей поверили во вторжение марсиан на Землю. Радиослушатели самых различных возрастов и образовательных слоев «лично» засвидетельствовали прибытие инопланетян.

    В социальной психологии феномен эмоционального заражения обычно рассматривается в условиях неорганизованного, а также антисоциального поведения, однако данный феномен может иметь место и в различных массовых сознательных действиях, таких как митинги, массовые производственные ситуации и т.д. Так организациям необходимо учитывать факторы, которые формируют эмоциональное состояние рабочих групп, для того, чтобы получать максимальную выгоду и исключить пагубные воздействия. Причём руководители команд должны быть более осторожны в своем поведении, так как их эмоциональное воздействие является более сильным по сравнению с обычными членами группы.

      Психологическое заражение это особый механизм. Понятие психического заражения

      Психическое заражение – один из основных методов интеграции и управления групповой деятельности человека. Своими корнями данное явление уходит к самым истокам общества вплоть до первобытнообщинного строя. Другими словами, психическое заражение считается первичным среди массовых механизмов воздействия. Помимо древнейшего происхождения заражению характерна многогранность проявления. Рассмотрим подробнее данное явление.

      Основное определение психологического заражения трактует его как бессознательную подверженность отдельного индивида различным психическим воздействиям. При этом передача поведенческого, психологического фактора происходит на эмоциональном, подсознательном уровне, а не на осознанном уровне личности.

      Фактически можно рассматривать психическое заражение как один из способов общественного внушения. Одним из ярких примеров психического заражения является действие таких понятий и процессов, как престиж, реклама, нормы поведения и др. Находясь в обществе, человек невольно подчиняется данным проявлениям психического заражения на подсознательном уровне.

      В профессиональной социологии психическое заражение – совокупность процессов передачи эмоционального настроя одного индивида по цепочке другому (другим) индивиду на глубоком психическом уровне контактирования. При этом огромную роль играет заряд, степень эмоционального настроя источника воздействия: чем они ярче и глубже, тем эффективней и результативней сам процесс психического заражения.

      Заражение в рекламе. Роль внушения, заражения и подражания в рекламе

      Для рекламы важно избегать навязчивости и создавать видимость самостоятельного выбора человека. Такого рода воздействие, когда человек находится в неведении в истинных мотивах коммуниканта и считает себя ответственным за его результат — называется манипуляцией. Многочисленные приемы и методы такого рода базируется на социально-психологических механизмах внушения, заражения и подражания. Они являются важной составной частью формирования новых и актуализации потенциальных потребностей.

      Внушение

      Внушение в рекламе осуществляется разными путями. Одним из популярных приемов внушения является тестемониум. В рекламном сообщении, основанном на нем, используется авторитет известных личностей. Выбор посредника, через которого осуществляется внушение, зависит от его популярности в целевой аудитории обращения . Это может быть актер, певец, спортсмен, политик или любой другой публичный человек. Примеров, такой рекламы очень много: Одежда «Savage» ассоциируется определенной аудиторией с Ксенией Собчак, Лариса Долина — со средствами для похудения, Мария Шукшина — с рекламой средства для мытья посуды «AOS», Юлия Меньшова — с рекламой крема «Черный жемчуг», актриса Мирошниченко — рекламировала кальций триникомед, Яковлева — стиральный порошок «Лоск», популярный певец Дима Билан — джинсы «Gloria jeans» и т. п.

      Однако, тестемониум не всегда продуктивен. Как уже отмечалось, согласно законам восприятия важно, чтобы товар был фигурой на нейтральном фоне. Образ знаменитости сам фокусирует внимание зрителей и может отвлечь внимание от предлагаемого товара. Специалист в области рекламы Дэвид Огилви на этот счет заметил следующее: «Знаменитость запомнят, товар забудут». Товар запомнят, если знаменитость имеет отношение к товару — объекту рекламы. Полагаем, что логичнее, когда известные музыканты рекламируют музыкальные инструменты, спортсмены — спортивный инвентарь. И тогда результат не заставит себя ждать. Так, выручка от продажи спортивных товаров Nike с атрибутикой Майкла Джордана составила $2,6 миллиардов долларов .

      Оправданы и введенные в рекламу свидетельства экспертов, то есть тех, кто знает в продукции толк. Так, ввод образа врача в рекламу сигарет, может способствовать не запрету курить, а продаже сигарет. В 40 гг. XX века был популярен рекламный плакат, где улыбающийся врач протягивал пачку «Lucky». Надпись на плакате сообщала: «20 679 * врачей утверждают: от «Lucky» не так першит в горле». Звездочка означала, что этих врачей пересчитала самая настоящая фирма, специализирующаяся на статистике . Иногда даже нет нужды помещать в рекламу человека в белом халате. Необходимо, лишь сформировать правильную ассоциацию. Так, в рекламе кофе без кофеина марки «Банка» участвовал актер, много лет снимавшийся в роли доктора Маркуса Уэлби. Рекламисты его наняли неслучайно, они понимали, что для аудитории он является самым настоящим доктором. Расчет оправдал ожидания — продажи кофе марки «Банка» росли, и ролик не снимали с экрана в течение нескольких лет . Механизм внушения настолько силен, что даже знание о том, что в рекламе задействованы актеры, играющие роли, а вовсе не настоящие пациенты, люди с проблемами, не блокирует его действия.

      Приемы заражения. Психическое заражение — Гюстав Лебон

      Статьи по психологии Социальная психология Психическое заражение — Гюстав Лебон

      Человек не может полноценно существовать вне общества. Практически, общественный уклад жизни является характерной чертой человечества на любом его временном периоде.

      Объединение в толпу дает отдельному индивиду ощущение безопасности и уверенности. Конечно, в любом обществе возникают свои взаимоотношения, основанные на разных формах психологического воздействия.

      Психическое заражение является одной из них.

      Основные механизмы данного психического воздействия определяются как внушение, убеждение, заражение, подражание. Именно на них строится структура отношений в обществе.

      Понятие психического заражения

      Психическое заражение – один из основных методов интеграции и управления групповой деятельности человека.

      Своими корнями данное явление уходит к самым истокам общества вплоть до первобытнообщинного строя. Другими словами, психическое заражение считается первичным среди массовых механизмов воздействия.

      Помимо древнейшего происхождения заражению характерна многогранность проявления. Рассмотрим подробнее данное явление.

      Основное определение психологического заражения трактует его как бессознательную подверженность отдельного индивида различным психическим воздействиям. При этом передача поведенческого, психологического фактора происходит на эмоциональном, подсознательном уровне, а не на осознанном уровне личности.

      Фактически можно рассматривать психическое заражение как один из способов общественного внушения. Одним из ярких примеров психического заражения является действие таких понятий и процессов, как престиж, реклама, нормы поведения и др. Находясь в обществе, человек невольно подчиняется данным проявлениям психического заражения на подсознательном уровне.

      В профессиональной социологии психическое заражение – совокупность процессов передачи эмоционального настроя одного индивида по цепочке другому (другим) индивиду на глубоком психическом уровне контактирования. При этом огромную роль играет заряд, степень эмоционального настроя источника воздействия: чем они ярче и глубже, тем эффективней и результативней сам процесс психического заражения.

      Основные характерные признаки психического заражения

      Суммируя вышесказанное и другие установленные многочисленные факты, можно сказать, что механизму психического заражения характерны такие составляющие как:

      • Наличие прямой зависимости степени влияния от качества и количества катализатора действия.
      • Наличие эффекта цепной реакции процесса и взаимного усиления (нарастания) его величины. Пример – заражение энтузиазмом в какой-либо сфере деятельности.
      • Многогранность проявления процесса психического заражения.
      • Зависимость глубины психического заражения от уровня развития отдельной личности и общества в целом.

      Хочется отметить последний пункт. Наблюдается следующая закономерность – чем выше уровень развития общества и личности в частности, тем труднее они поддаются воздействиям в виде психического заражения и внушения. Иными словами, их интеллект ставит под вопрос все поведенческие факторы, исходящие и навязываемые из вне.

      Внушение – одна из форм воздействия

      Одной из часто наблюдаемых форм психического заражения является внушение, или суггестия – от греческого слова «suggestio» (внушение, намек, добавление). Вернее, даже не формой, а предпосылкой развития психического заражения.

      Суггестия определяется как психическое влияние на индивида, сопровождаемое подавлением его уровня развития: критичности к источниками информации, способности к анализу и сознательной деятельности.

      Суть данного воздействия в том, что влияние направлено именно на его готовность к тем или иным действиям, факторам поведения, при одновременном подавлении логики и мыслительных способностей.

      Иными словами, суггестия – одна из сильных форм воздействия, наряду с гипнозом и зомбированием. От психического заражения суггестия отличается именно тем, что источник внушения находится на ступень выше внушаемого, тем самым контролируя ситуацию в отношениях.

      Что в конечном итоге часто становится одной из первопричин психического заражения.

      Итог внушения первостепенно зависит от обеих сторон воздействия: суггестора (источника) и суггеренда (получателя). Их уровень развития, а также способность строить отношения напрямую влияют на результирующий эффект суггестии, как способа психологического заражения.

      Труды и исследования в области психического заражения

      В управлении массами себе подобных, люди практикуются с древнейших времен. За все время существования социологии и психологии постоянно проводятся попытки (и порой довольно успешные) анализа и рассмотрения самих процессов психического заражения и воздействия.

      Родоначальником основ теории психического заражения считается Гюстав Лебон – французский психолог, философ и социолог. Именно он первым попытался систематизировать и анализировать влияние сознания масс на отдельного человека и наоборот.

      Основной тезис его теории психического заражения таков – именно толпа, ее дух и настрой, влияет на отдельного человека, так что он отдает свои эмоции и помыслы в угоду ей, при этом чувствуя себя неотделимой частицей общей массы.

      В состоянии уединения подобные психических явлений не наблюдалось. Лебон вывел основные закономерности и способы процесса психического заражения, влияния в своих многочисленных трудах.

      Его работы были приняты на «вооружение» многими правителями и вождями народных масс для практического применения психического заражения.

      Большую роль в область исследования психического заражения вложил Габриэль Тард , так же француз.

      Он довольно успешно описал и анализировал феномен подражания – одну из важных составляющих психического заражения, отождествляя его с конкретными физическими и химическими процессами.

      Всю социологию, общественную и политическую жизнь он обосновал с точки зрения подражания и развития нововведений.

      Также хочется упомянуть Бориса Поршнева – русского историка и социолога. Всем известна его теория суггестии и контрсуггестии , их влияния и решающей роли в истории развития общества. Его вклад в исследование психических заражений тоже довольно высок и признается многими социологами.

      Метод принуждения в психологии. Метод принуждения и метод убеждения

      Слово, является огромным инструментом в человеческом общении и имеет безграничное воздействие на людей. Руководители достаточно часто заботятся о содержании своего словесного воздействия и в тот же момент халатно относятся к его форме, которая имеет огромную важность. Следует помнить о том, что убеждает не только одно слова, а и дело, ведь при убеждении рассчитывать на слова, которые не подтверждены действиями никак не стоит. Поэтому созданы определенные методы принуждения и методы убеждения.
      Метод убеждения и метод принуждения ни в коем случае никак нельзя отрывать один от одного, ведь между ними создана диалектическая связь, единый объективный характер, а их использование определено уровнем развития отношений общества.
      Метод принуждения – это метод воздействия, который имеет две модификации: морально – психологический и физический. Метод принуждения по своей сути похож на метод убеждения. Ведь в двух методах главная задача коммуникатора – это то, чтобы собеседник принял его точку зрения. Как при методе убеждения, так и при методе принуждения человек начинает обосновывать свою личную точку зрения с помощью различных доказательств. Поэтому метод убеждения и метод принуждения, считаются основными методами при психологическом воздействии на своего собеседника.
      Методы убеждения считаются ведущими среди методов в организаторском воздействии, ведь это доказательство правильности и разъяснения необходимости какого-либо поведения либо же вовсе недопустимого поступка.
      Процесс убеждения, является самым сложным и требует подержания определенных правил убеждения. Основное место в данном процессе занимает правильное аргументирование принятой позиции и старание сделать так, что б это позицию приняли остальные люди.
      В методах убеждения существует множество способов аргументирования, которые сведены к четырем приемам:
      Прием зацепки дает возможность очень кратко изложить происходящую ситуацию и использовать ее как исходную точку во время обсуждения проблемы.
      Прием снятия напряженности – следует установить эмоциональный контакт с партнером. Способствует созданию хорошей и позитивной психологической обстановки в период обсуждения.
      Прием прямого подхода связан с непосредственным переходом к определенному делу без преамбул и вступлений.
      Прием стимулирования связан с постановкой огромного количества вопросов в самом начале обсуждения.
      Психологические приемы убеждения помогают принять человеку ваше мнение и точку зрения. Также, существуют правила убеждения, которые помогают во время психокоррекционной работе.
      Первый психологический прием убеждения – это убеждать человека – не означает спорить. Недоразумения никак не уладить спором, а только лишь тактом и стремлением к желанию понять точку зрения собеседника.
      Второй метод убеждения заключается в уважении точки зрения остальных людей. Никогда не следует, говорит очень резко человеку, что он не прав, ведь ему будет достаточно сложно согласиться с вашим убеждением.
      Третий метод говорит о том, что нужно уметь признавать то, что вы, можете оказаться неправы.
      Четвертый психологический прием связан с тем, что любой разговор следует вести в спокойном и доброжелательном тоне.
      Пятый метод – изначальное получение от своего партнера утвердительного ответа.
      Шестой метод – предоставление своему собеседнику говорить намного больше чем вы.
      Метод принуждения и метод убеждения помогут убедить вашего собеседника делать то, что вам нужно.

      О некоторых феноменах массовой психологии //Психологическая газета

      При переходе от понятия «человек» или «личность» к понятию «масса» возникает качественно новый феномен — «коллективное сознание». Отчасти этот процесс аналогичен тому, как различные клетки тела в своем единстве создают новое качество — целостный организм. Но это «новое качество» применительно к большим массам людей в ряде случаев характеризуется далеко не лучшими свойствами.
       
      В массе резко возрастает внушаемость, психическая заражаемость и столь же значительно снижается критика. Все люди в той или иной степени внушаемы. Именно это феномен в настоящее время активно используется в антитабачной кампании, которая некурящим внушает отвращение к никотину, а заядлым курильщикам — неизбежность смерти от неизлечимых заболеваний. Психическое заражение также всем хорошо известно — кто-то слегка покашлял в девятом ряду партера, и тут же потребность откашляться появляется сразу у нескольких зрителей. Но психическое заражение имеет еще одно свойство: люди заражаются преобладающими на данный момент или в данный период времени эмоциями. Трудно заразить кого-то неудержимым смехом на траурном митинге, так же как и безудержными рыданиями на юмористическом концерте.

       
      Члены массы в определенном смысле перестают быть отдельными личностями. Рядом могут оказаться люди, которые при прочих условиях вообще не могли бы найти общей темы для беседы или общей точки зрения. Но в массе они едины. В массе резко возрастает ощущение индивидуального и коллективного могущества, люди начинают вести себя так, как они никогда не стали бы вести себя в другой ситуации, и даже так — как они сами или люди из их ближайшего окружения могли бы ожидать (периодически примеры такого поведения дают футбольные фанаты). Повышенная внушаемость, психическая заражаемость, снижение критичности восприятия и ощущения мощи приводят к тому, что человек как бы спускается вниз на несколько ступеней цивилизации, вплоть до стадии варвара.
      Радикализм, который вначале проявляется только в высказываниях, сменяется актами вандализма и погромами. При этом в массе проявляется еще один существенный феномен: коллективная безответственность. Какой бы проступок или даже преступление не совершила масса, «это сделал не я» — это сделали мы или кто-то другой.
       
      Однако для того, чтобы эти свойства массы начали реализоваться, она должна достичь критического уровня «плотности». Даже десять тысяч человек на крупной столичной площади не смогут обрести свойств безликой (обезличенной) массы — плотность должна быть такой, чтобы люди чувствовали определенную стесненность в своем физическом, и как следствие — личностном пространстве.
       
      Одной из центральных фигур массы является ее лидер, а если точнее — человек, принимающий на себя роль лидера. Подчеркнем еще раз — «принимающий», а не берущий, так как масса, в определенном смысле, всегда жаждет отдать кому-либо эту роль и «отдаться» во власть этого человека.
      И если он не появляется, масса испытывает разочарование, а если лидеру удается получить признание массы, то она становится буквально «раболепно послушной».
       
      Коллективное сознание приобретает при этом еще одно свойство: в нем нет (или почти нет) места неуверенности в своей массовой правоте или правоте признанного ею (даже сиюминутно признанного) лидера. В ней также нет места сомнению. Масса всегда считает себя более авторитетной, чем любой другой, даже очень компетентный человек или специалист, и использует для подавления инакомыслия (по отношению к принимаемым ею истинным или ложным идеям) самые примитивные способы поведения.
       
      В отличие от конкретных людей, масса чаще всего склонна к крайним точкам зрения и вообще — к крайностям. Под влиянием лидеров, чье поведение и роль социально взвешены, массы способны на самые высокие проявления самоотверженности, бескорыстия и преданности высоким идеалам (как это было в августе 1991-го). В этом случае масса может функционировать практически без какого-либо стремления к личной выгоде. Однако такие (позитивной направленности) случаи массового поведения в истории не часты. Чаще причины, побудившие массы к действию, имеют в своей основе стремление к личной или коллективной выгоде или базируются на идеях так называемого группового эгоизма. Именно эти идеи, как правило, озвучиваются и подогреваются лидерами, в ряде случаев преследующими (несколько или даже совершенно) иные цели, нежели возглавляемые ими массы.
       
      Когда массы пришли в движение, остановить их чрезвычайно трудно, так как (в рамках новых свойств — «коллективного сознания») массе в целом вообще чужда жажда истины: для нее не важно, кто начал или кто виноват, а стоящие во главе масс лидеры нередко становятся «заложниками» этих непримиримых настроений. В отличие от конкретного человека, масса всегда обезличена и требует, прежде всего, иллюзий. В определенном смысле масса просто «не может жить» без иллюзий. Достаточно понятно, например, что никто всерьез не мог воспринимать в 1917, что, как только мы перебьем всех, кто что-то имеет или умеет, или почему-то ходит в шляпе и пенсне, сразу станет лучше. Всерьез верить в это нельзя. Но массы верят, потому что это доставляет удовольствие и позволяет погрузиться в мир фантазий и приятных иллюзий.
       
      В целом, каждый человек живет в мире своей психологической иллюзии, которая чаще всего не соответствует объективной реальности, начиная с юношеской уверенности, что «моя девушка лучшая в мире», и кончая убежденностью в безусловной правоте той или иной партии. При этом достаточно хорошо известно, что чем больше у человека (или группы людей, объединенных общими иллюзиями) сомнений в их верности, тем больше прилагается усилий для их поддержания. Этот феномен существует как на уровне индивидуального, так и на уровне коллективного сознания. Старшее поколение помнит, как количество плакатов и лозунгов типа: «Партия уверена в народе, и уверен в партии народ», — росло прямо пропорционально снижению такой уверенности.
       
      Характерно, что в основе почти всех человеческих иллюзий лежат желания, которые никогда не бывают полностью удовлетворены, прежде всего: счастья, любви, достатка, признания и самоуважения.
      Причин для таких желаний (и, соответственно, иллюзий именно такой ориентации) даже в самые стабильные периоды развития обществе всегда более, чем достаточно. Но их восприятие становится еще острее в период социальных и экономических кризисов, когда эти обычные психологические феномены многократно усиливаются и обретают потребность в отреагировании. Характерно также, что в период кризисов эти неудовлетворенные или неисполнившиеся желания наслаиваются на феноменологию так называемых родовых мифов, суть которых может быть кратко выражена тезисом: «Наш род (народ) не может быть плохим». Поэтому со свойственной человеку вообще склонностью проецировать вину вовне все плохое легко находит объяснение в происках неких врагов. В целом, неважно каких — евреев, американцев или русских, но лучше — живущих «по соседству», тех, кого можно достать и выместить свою обиду.
       
      Этот феномен особенно ярко проявляется между исторически близкими или даже родственными народами — испанцами и португальцами, ирландцами и англичанами, евреями и арабами, в том числе — между русскими и украинцами.
      В основе этого лежит естественный человеческий нарциссизм, который всегда существует и проявляется в той или иной мере как на уровне индивидуального, так и коллективного сознания: если кто-то такой же как я, имеет ту же историю, те же национальные обычаи и традиции, похожие языки т. д., но при этом чем-то все-таки отличается, это как бы шарж или карикатура на меня любимого. В бытовом варианте этот феномен легко наблюдать, когда на каком-то торжественном мероприятии две женщины вдруг обнаруживают, что на них совершенно одинаковые платья, купленные накануне как единственные в своем роде авторские работы известного дизайнера.
       
      Именно по такому сценарию развиваются практически все межнациональные конфликты, психологическая основа которых присутствует, фактически, во всех случаях компактного проживания этнически неоднородного населения. Каким бы высокообразованным и культурным ни был народ, в нем всегда присутствует нарциссическая уверенность, что он, во всяком случае — не хуже других, а — скорее — даже лучше (самый яркий пример — Германия 1930-х).
      Во многих случаях такие далеко «небезобидные» массовые фантазии поддерживаются политическими лидерами, так как ничто так не способствует консолидации массы, как национальная идея. Особенно, когда нет никаких иных идей для духовного единства и консолидации масс.
       
      Лидер, который в своих публичных выступлениях декларирует, что именно он способен реализовать эти нарциссические иллюзии в сочетании с обещаниями счастья, любви, достатка, признания и самоуважения обычно может рассчитывать на тот или иной (сиюминутный или даже долговременный) успех, даже при отсутствии сопутствующих объективных условий. Успех может быть еще больше, если он катализируется образом врага, который всему этому препятствует.
       
      Если погружение массы в мир фантазий и иллюзий достигает определенного уровня, то возникает качественно новое состояние: массовый невроз, невроз нации или даже наднациональный. Практически все кровавые революции и гражданские войны — это, с точки зрения психологии масс, социальные неврозы. Катализаторами таких эпидемий чаще всего являются не столько объективные условия, сколько конкретные лидеры и поддерживающие их источники массовой информации, которые постепенно «нагнетают» массовую истерию до определенного уровня, а затем предпринимают конкретные шаги по консолидации и направлению движения масс (для реализации своих, нередко — узкокорыстных) целей. Напомним, что в качестве одного из показателей ленинского гения еще недавно было принято цитировать фразу: «Сегодня рано, а завтра будет поздно!».
       
      В основе таких целей нередко лежит стремление к личной власти или даже патологическое представление о своей мессианской роли в отношении конкретного народа или всего мира. Эти цели чаще всего подаются в некоем культурном обрамлении заботы об общественном благе, а порой не осознаются и самими лидерами, так как они также могут находиться в плену собственных иллюзий или уже упомянутой патологической уверенности, что именно им дано разрешить ту или иную конкретную ситуацию или все мировые проблемы сразу. Чаще всего, отвечая общественному запросу, в качестве маскирующих идей, провозглашается борьба за справедливость, противодействие национальному унижению и т. д.
       
      Как правило, описанные массовые феномены существуют от нескольких часов (митинг) до нескольких лет (восстания и т. п.) и распадаются либо после «выпуска пара из котла», либо вследствие насильственного подавления. Одним из частых проявлений распада и утраты чувства коллективной безответственности массы является паника или предельная агрессивность. В отдельных случаях могут присутствовать оба феномена одновременно.
       
      Причиной этого чаще всего является коллективный страх, так как организованной массе всегда присуща или даже целенаправленно внушается идея о том, что именно в единстве их сила. Этот страх нередко может быть несоизмеримым с реальной опасностью или реальной угрозой для каждого члена массы, но эмоциональные реакции, как в случае любого страха, преобладают и нередко побуждают массу к иррациональным действиям. Все указанные механизмы принадлежат к общесоциальным, при этом — чем невротизированней и обездоленней масса, на которую проецируются эти законы, тем больше непоколебимая уверенность в своей правоте, жесткость психологических установок, неспособность к компромиссам и жестокость массы.

      Михаил Михайлович Решетников — профессор, ректор Восточно-Европйского Института Психоанализа.

      Источник

      13.7: Космос и культура: NPR

      Вера в то, что психические заболевания могут быть заразными, способствует изоляции: 13.7: Космос и культура Недавнее исследование показывает, что убеждения людей о вероятности «заразиться» такими расстройствами, как депрессия и тревога, усугубляют клеймо психического заболевания, говорит психолог Таня Ломброзо.

      Мнение

      Культура

      iStockфото

      iStockphoto

      Многие болезни заразны. Например, вам следует избегать чихания вашего соседа и мыть руки после ухода за больным ребенком.

      А как же психические заболевания?

      Идея о том, что тревога, аутизм или глубокая депрессия могут передаваться контактным путем, может показаться безумной — и, вероятно, так оно и есть. Мы многого не знаем о происхождении психических заболеваний, но механизмы, выявленные до сих пор, указывают на другие направления.

      Тем не менее, мы знаем, что на эмоции людей могут влиять эмоции окружающих — явление, известное как «эмоциональное заражение», — и что определенные симптомы психических расстройств, такие как переедание, иногда могут распространяться среди сверстников. Мы также знаем, что многие люди придерживаются необоснованных с научной точки зрения взглядов на передачу инфекции. Например, некоторые люди считают, что реципиенты пересаженных органов могут приобретать личностные характеристики своих доноров, и эта точка зрения не имеет серьезной научной поддержки.

      Итак, может ли быть так, что некоторые люди верят, что психические расстройства могут быть заразными? И если да, влияет ли это убеждение на их готовность взаимодействовать с людьми, у которых диагностированы эти расстройства?

      В недавней статье Джессики Марш и Линдзи Шанкс, опубликованной в журнале Memory & Cognition , предлагаются ответы «да» и «да». Многие из их участников согласились с тем, что психические расстройства могут передаваться от одного человека к другому, и взгляды людей на возможность передачи расстройства в значительной степени предсказывают их готовность взаимодействовать с человеком, страдающим этим расстройством.

      В своем первом исследовании Марш и Шенкс попросили 45 студентов ответить на вопросы о 12 различных психических расстройствах, которые варьировались от злоупотребления алкоголем и СДВ (синдром дефицита внимания) до шизофрении и генерализованного тревожного расстройства. Для каждого участника участников попросили оценить, насколько вероятно, по их мнению, что кто-то заразится расстройством в результате тесного контакта с человеком, у которого оно было, с оценками по шкале от нулевой до 100-процентной вероятности.

      Рейтинги сильно различались в зависимости от расстройства, с самыми высокими средними оценочными показателями передачи для злоупотребления алкоголем (56 процентов), анорексии (35,7 процента), большого депрессивного расстройства (32,2 процента) и ипохондрии (30,6 процента). Расстройства с самой низкой оценочной скоростью передачи были синдромом Туретта (4,2 процента), аутизмом (5,3 процента), шизофренией (7,4 процента) и биполярным расстройством (11,2 процента).

      Участники ответили на множество дополнительных вопросов, в том числе о том, насколько они готовы взаимодействовать с кем-то с каждым расстройством. Например, они оценивали свое согласие такими утверждениями, как «Я был бы готов работать с человеком, страдающим анорексией» или «Я думаю, что человек, страдающий шизофренией, опасен».

      Центральный результат исследования был следующим: готовность людей взаимодействовать с кем-то с данным расстройством лучше всего предсказывалась их верой в коммуникативность этого расстройства, а также другими убеждениями — например, в отношении психологической основы расстройства и его степени. в котором человек может контролировать симптомы, которые он проявляет, что играет гораздо меньшую роль. Второй эксперимент помог установить, что эта прогностическая взаимосвязь на самом деле была причинно-следственной: именно убеждения в коммуникативности вызывали различное отношение к личному взаимодействию.

      Но как именно люди думали, что на самом деле происходит передача психического заболевания от одного человека к другому?

      Последующее исследование с участием 122 студентов более глубоко исследовало представления людей о задействованных механизмах. Подавляющее большинство считалось, что такие болезни, как ветряная оспа и грипп, передаются через физический контакт в течение относительно короткого промежутка времени (например, чихание или прикосновение к одному и тому же предмету). Но наиболее распространенные механизмы передачи психических заболеваний связаны с социальными взаимодействиями, и обычно считается, что они действуют в гораздо более длительном масштабе времени — ближе к годам, чем к минутам.

      Неудивительно, однако, что ответы участников были довольно лаконичными. Например, один участник объяснил, что генерализованное тревожное расстройство может передаваться, потому что «беспокойство человека сотрется». Что касается злоупотребления алкоголем, участник объяснил: «Если вы проводите время с кем-то, кто все время пьет, вы скоро тоже будете много пить».

      Люди, страдающие психическими заболеваниями, сталкиваются с различными проблемами, часто включая стигматизацию и социальную изоляцию. Результаты этих новых исследований помогают определить один фактор, который может способствовать обоим: убеждения людей о передаче психических заболеваний от одного человека к другому.

      Дело в том, что эти представления о передаче почти наверняка ложны . Это может показаться обескураживающим, но это также дает место надежде: надежде на то, что небольшое образование может иметь большое значение.


      Таня Ломброзо — профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. Она пишет о психологии, когнитивной науке и философии, время от времени затрагивая вопросы воспитания детей и веганства. Вы можете быть в курсе того, что она думает, в Твиттере: @TaniaLombrozo

      Сообщение спонсора

      Стать спонсором NPR

      ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕ. | ДЖАМА | JAMA Network

      ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕ. | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

      Эта проблема

      • Скачать PDF
      • Полный текст
      • Поделиться

        Твиттер Фейсбук Эл. адрес LinkedIn

      • Процитировать это
      • Разрешения

      Артикул

      18 мая 1901 г.

      ДЖАМА. 1901; XXXVI (20): 1401. дои: 10.1001/jama.1901.02470200041008

      Полный текст

      Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

      Абстрактный

      Время от времени какой-нибудь немедицинский авторитет распространяет теорию о заразности психических заболеваний, и она обязательно будет раскрыта, если врач приюта поддастся такому расстройству. Затем связь с больным умом расширяется, и на очень тонком основании делаются обширные обобщения. В качестве недавнего примера можно упомянуть редакционную статью в желтом журнале par excellence , опубликованном в одном из внутренних районов города, о предполагаемом психическом расстройстве известного бывшего управляющего приютом. Упомянутому индивидууму было более 80 лет, и он страдал, как мы понимаем, от шока паралича, двух фактов, которые, вероятно, в достаточной степени объясняют такие сбои в памяти и т.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts