Психика это свойство высокоорганизованной материи: Психика как свойство живой материи. Эволюция психики животных

📖 § 3. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи, Глава 2. Диалектический материализме психике. Введение в психологию. Гальперин П. Я. Страница 7. Читать онлайн


Имея ввиду общие характеристики психики — как человека, так и животных, — мы остановимся на двух положениях диалектического материализма о психике, с которыми не может не согласиться всякий непредвзятый естествоиспытатель: психика — особое свойство высокоорганизованной материи, психика — продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира.

1. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучшеучесть ее действительное значение, нужно несколько развернуть ее содержание.

Прежде всего, этим утверждается: психика есть свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали все домарксистские и внемарксистские учения о психике. Только у Спинозы «мышление» понимается как атрибут субстанции, и это высшее решение вопроса в домарксистской философии. Но современному знанию оно уже не отвечает: атрибут — не свойство, да еще производное, а «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность» 42 — сущность, а не свойство, и притом нечто первичное и вечное. Механистический материализм (если не решался совсем отрицать психику) рассматривал ее как «явление», абсолютно инородное всему материальному миру (и в этом делал принципиальную уступку идеализму). Даже признавая, что психика порождается мозгом и неотделима от своей физиологической основы, механистический материализм продолжал считать непонятной связь психики и материальных процессов (для объяснения этой связи Дж. Пристли обращался к помощи Бога). Многие дуалисты (Фехнер, Эббингауз) соглашались признать психику «внутренней, субъективной стороной» материальных процессов, наглухо в них замурованной «субъективной видимостью», а не свойством, потому что свойство проявляется во взаимодействии с другими вещами.


42 Спиноза Б. Этика. В кн.: Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1957. Ч. 1.С. 361.


В решительном противоречии со всеми попытками «упорядочить» (и сохранить) дуализм находится первый вывод из огромного исторического опыта, пропущенного через фильтр естественно-научного и философского анализа, вывод, состоящий в том, что психика есть только свойство высокоорганизованных материальных тел.

2. Психика — свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной — следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде 43. К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения — психической деятельности.


43 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М,Изд-воАПН РСФСР, 1959. С. 159–176.


Чтобы оценить это простое положение, нужно вспомнить, что до сих пор ни психологам, ни философам, стоящим на позициях самого умеренного дуализма — психофизического параллелизма, — не удавалось указать такие признаки, по которым можно было бы уверенно судить о наличии или отсутствии психики у другого существа (организма, тела, устройства). И это служило основанием для прямо противоположных утверждений: о наличии психики во всей материи (панпсихизм) или отсутствии ее у других людей (солипсизм). От этих детски смелых умозрений осторожная констатация того факта, что психика свойственна лишь «высокоорганизованной материи», возвращает нас к объективному положению вещей и его нелегким, но реальным проблемам.

В качестве свойства, которое появляется лишь у высокоорганизованных существ, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное и производное. Она предполагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправдывает это производство. Словом, вопреки традиционному идеалистическому представлению о психике (о котором не стоило бы говорить, если бы оно не было таким распространенным), психика должна иметь естественнонаучное объяснение как со стороны реализующих ее физиологических механизмов, так и по ее роли в поведении.

3. Психика — особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материализма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.

Свойства тела проявляются в его взаимодействии с другими телами, и психика как свойство не составляет исключения из этого правила. Она тоже проявляется во взаимодействии с другими телами, но как особое свойство отличается тем, что обладающие ею организмы еще до столкновения с другими телами могут предусматривать и учитывать их свойства. Это было бы таинственно и непонятно без психики, но просто при ее наличии — в психическом отражении объективного мира уже представлены те веши, с которыми организму еще только предстоит встретиться.

Психология bookap

Естественно, что при таком предвосхищении и само взаимодействие происходит иначе, чем без него. Вот почему особость психики состоит не только в том, что она качественно отличается от своей физиологической основы, но еще и в том, что благодаря психическому отражению у организмов, обладающих психикой, в отличие от организмов, ограниченных только физиологическими отношениями с внешней средой, устанавливаются дополнительные, новые формы взаимодействия с окружающим миром, гораздо более обширные, гибкие и выгодные для их существования и развития.

Таким образом, характеристика психики как «особого свойства» не только не исключает, а, наоборот, включает ее в общие связи материального мира. Но включает не на равне с другими, тоже качественными изменениями, а как скачок в существовании «высокоорганизованной материи», как переход к телам не только живым, но и наделенным новыми возможностями, возможностями целенаправленных действий. Эти новые возможности открываются благодаря психическому отражению объективного мира. А развитие такого отражения у высших животных является реальным залогом того, что впоследствии у человека получит форму сознания.

Понятие психики — Общая психология. Курс лекций.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Что такое высокоорганизованная материя? – Организм человека: и мозг, и нервы и органы чувств. Субъект – это человек как источник активности, преобразования действительности. Отражение активное. Т.е. в результате отражения строится картина этого мира, и построить эту картину можно только если проявить активность, захотеть. Последняя часть определения о том, для чего нужна эта картина. Для саморегуляции. Картина мира должна быть неотчуждаемая (иначе – психическое заболевание).

Есть два философских понимания природы проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно материалистическому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи. Они возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. Согласно идеалистическому пониманию психики, в мире существует не одно, а 2 начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. И в материалистическом и в идеалистическом подходе есть свои существенные недостатки. Ни одной из философских позиций не удалось одержать верх над другой.

Итак, психика – это способность отражать.

Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

Этим свойством обладает вся материя – живая и неживая. В неживой природе это может быть физическое и химическое взаимодействие веществ (луч света отражается от зеркала, диффузия и т.д.). Живой материи присущи биологические формы отражения. Это может быть психическое отражение, а может и чисто физиологическое (процессы метаболизма, например).

Особенности психического отражения.

1.                Принадлежность индивиду, субъекту всего того, что он отражает (испытывает) – мысли, чувства, стремления, всего того, что составляет внутреннее содержание нашей жизни.

Если в результате психического отражения получился некий образ, то его у субъекта отнять уже не удастся никому.

2.                Психика отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее.

В результате психического отражения возникает образ предметов реального мира. Мы можем лишь преобразовывать, комбинировать и изменять в размерах и формах то, что отразила наша психика.

3.                При физическом отражении обязательно идет изменение предметов, веществ, вступивших во взаимодействие

(луч света меняет направления, а на поверхности зеркала выбиваются ионы серебра, при диффузии изменяется состав обоих веществ). А при психическом отражении – материальный мир не меняется, меняется только внутренний психический мир.

Мир остался неизменным, а мы уже можем пользоваться его образом.

Итак, в результате психического отражения мы построили образ.

Свойства психического образа.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

1.  Образ обладает идеальностью.

Потому что существует только в голове человека. Не существует его материального овеществления. Его нельзя потрогать, взвесить.

2.  

Образ субъективен.

Психический образ дерева заключает в себе те свойства, которые важны, необходимы отражающему субъекту. Поскольку образ субъективен, он неизбежно несёт на себе печать отдельной личности. Образ не существует вне конкретной личности, он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от опыта людей и т.д.

3.  Образ объективен.

Содержание нашего психического отражения более или менее верно отражает предмет. И критерий этому, как известно, практика.

4.  Образ демонстрирует неполноту отражения.

Поскольку образ предмета идеален, субъективен, несёт на себе печать личности, то не может отразить всё то многообразие свойств, связей, сущностей, которые заключены в объекте психического отражения. Мир, как известно, одновременно и познаваем, и не познаваем.

Формы проявления психики.

1.                Психические процессы.

К ним относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление и т.д.), мотивация и мотивирование, рефлексия, волевые процессы, творчество.

2.                Психические свойства.

Сюда относят все свойства личности, волю, направленность, способности, темперамент и характер, совесть, трудолюбие и т. д.

3.                Психические состояния.

Это огромный класс психических явлений, который, к сожалению, в рамках общей психологии мало затрагивается. В основном рассматриваются эмоциональные состояния: настроения, стресс, аффект, и т.д. Но есть ещё и установка, интерес, вдохновение, убежденность, сомнение, апатия, самоактуализация, паника и многие другие.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие психики

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие психики

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие психики

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Почему мы так одержимы организацией?

Организация повсюду. Даже если его нет в вашем собственном доме (пока), мы видим его в социальных сетях, читаем об этом в книгах и смотрим на Netflix. Общество постоянно говорит нам, что организованность — это ключ к хорошей жизни, и мы едим это прямо сейчас.

Так почему мы так одержимы организацией?

Гиперорганизованная кладовая от Alice Lane Interiors.

ДЖО ШМЕЛЬЦЕР для Элис Лейн

Оказывается, тут много психологии. «Люди естественным образом склонны находить утешение в предсказуемости, — говорит доктор Бетани Кук , лицензированный клинический психолог из Чикаго. Если что-то предсказуемо, это безопасно. И хотя это буквально верно в животном мире (где предсказуемость может означать жизнь или смерть), это также применимо в контексте наших домов сегодня, проявляясь через концепцию организации. «Организация вашего жизненного пространства означает, что вы знаете, где находятся вещи, не ища их, и вы чувствуете себя в безопасности», — говорит доктор Кук.

«Когда наши мысли путаются, организация нашего физического окружения дает ощущение контроля»

Но безопасность — это только начало. Возможно, что более важно — по крайней мере, в современном обществе, когда мы обычно не беспокоимся о том, что нас съест хищник, — организованность дает нам чувство контроля не только над нашим физическим пространством, но и над нашими мыслями и эмоциями.

«Акт организации может служить физическим выходом из того, что иногда кажется неорганизованным или хаотичным в уме», — говорит Ребекка Филлипс, лицензированный профессиональный консультант из Техаса в 9 лет.0014 Современная терапия Mend . «Когда наши мысли путаются, акт организации нашего физического окружения может помочь нам почувствовать подобие контроля».

И контроль приводит к другим положительным результатам, таким как чувство выполненного долга, когда вы расставили все по своим местам. «Когда мы систематизируем и сортируем наши вещи, это может привести к нескольким событиям, которые могут заставить нас чувствовать себя хорошо, например, ощущению ностальгии, когда вы заново открываете для себя забытую, но любимую вещь», — говорит доктор Кук. «Или выбрасывая или жертвуя вещи, которые вам больше не нужны, вы освобождаете место и чувствуете себя хорошо».

Хотите красивые дома? У нас много. Давайте упадем в обморок от них вместе.

Организованность приносит и физическую пользу. «Исследования показали, что человеку труднее сосредоточиться, когда его зрительная кора чрезмерно стимулируется. Таким образом, когда пространство организовано, оно не истощает уровень энергии человека только для того, чтобы сконцентрироваться», — говорит доктор Кук.

Кухня Лауры Маккроски со специями, аккуратно спрятанными за раздвижными дверями.

Nate Sheets

Неудивительно, что коллективное стремление общества к контролю посредством организации усилилось во время пандемии, когда многие вещи казались хаотичными и неконтролируемыми, и когда мы все застряли дома. «Многие пространства казались слишком маленькими, слишком большими, слишком загроможденными или разделенными слишком большим количеством людей», — говорит Филлипс. «Организация своего пространства была единственной вещью, которую можно было сделать в ситуации, когда многие чувствовали отсутствие контроля в сочетании с ощущением себя в ловушке».

Но наша одержимость организацией началась задолго до COVID-19вышел на сцену. Показательный пример: статус знаменитости про-организатора Мари Кондо. После того, как в 2014 году первая книга Кондо «. Магия уборки, которая меняет жизнь, » попала в Соединенные Штаты, люди по всей стране приняли ее методологию организации.

«Ее техника не похожа ни на одну из когда-либо существовавших организаций самопомощи, потому что она построена на предпосылке радости. Сохраняйте то, что приносит вам радость. Ищите то, что приносит вам радость. Это концепция!» говорит доктор Дена ДиНардо , клинический психолог из Филадельфии, адъюнкт-профессор Пенсильванского университета. «Позитивная миссия вдохновляет — вот как получить больше радости в жизни. Негативная миссия стыдит — у тебя слишком много вещей, что с тобой не так?»

Кондо также обеспечивает солидный фон другим знаменитостям, которые имеют гораздо более громкое присутствие. «В мире, где мы регулярно сталкиваемся с высокой энергией ютуберов, мотивационных ораторов и телеведущих, теплое и нежное присутствие Мари Кондо может быть приятным потрясением», — говорит доктор ДиНардо. «Она дала разрешение замедлиться и присутствовать, но при этом быть продуктивной. Это беспроигрышный вариант».

«Не все предпочитают организованный образ жизни, и это нормально».

Но несмотря на все положительные стороны организации, одержимость уборкой может зайти слишком далеко. «Организация может быть иллюзией, которую мы жить вместе, тогда как на самом деле под поверхностью скрываются большие проблемы, — говорит Натали Капано, лицензированный психотерапевт из Cobb Psychotherapy в Нью-Йорке. идеальными должны быть и их отношения».

Шкаф от Хизер Хиллиард, в котором есть место для всего.

Dacian Groza

Одержимость организацией может даже превратиться в настоящую зависимость — особенно для людей, у которых было трудное воспитание, в котором они были очень мало контроля в детстве — что может создать серьезные проблемы в ваших отношениях во взрослой жизни. «Когда вы начинаете жертвовать своим психическим здоровьем в ущерб чистоте дома, вы зашли слишком далеко», — говорит доктор Кук. «Вы кричите на своих маленьких детей, потому что они делали то, что делают дети, и устроили беспорядок? Страдают ли ваши отношения, работа или хобби из-за того, что вы тратите так много времени на уборку?»

Для людей с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) или обсессивно-компульсивным расстройством личности (ОКРЛ) организация может усугубить их симптомы. «Для некоторых это может оказаться скользкой дорожкой, — говорит Филлипс.

Кроме того, есть те, кто на самом деле не получает никакого удовольствия от того, чтобы быть организованным, будь то в результате травмы, нейроразнообразия или просто из-за предпочтений. «Не все предпочитают организованный образ жизни, и это нормально», — говорит Капано. «Организованный хаос работает для некоторых людей, и они могут чувствовать себя так же хорошо, как аккуратное и упорядоченное пространство для других».

Как и в большинстве случаев в доме, если оставить в стороне тенденции, все должно сводиться к тому, что делает вас счастливым.

Если вы делаете хотите навести порядок, щелкните ниже, чтобы найти решения для каждой комнаты дома.

Оливер Ю//Принадлежащий Херсту
Оливер Ю//Принадлежащий Херсту
Оливер Ю//Принадлежащий Херсту
Оливер Ю//Принадлежащий Херсту
Оливер Ю//Принадлежащий Херсту
Оливер Ю//Принадлежащий Херсту

6 Следуй за красивым домом на Инстаграм .

«Комплексная» теория сознания

ВЫ ДУМАЕТЕ, , что ваше новейшее приобретение, робот-пылесос Roomba, который прокладывает свои непредсказуемые пути на полу вашей гостиной, находится в сознании? А как насчет той пчелы, которая парит над вашим завтраком, покрытым мармеладом? Или новорожденный, который, наконец, заснул после того, как его пососали? Никто, кроме заядлого ботаника, не стал бы считать первого разумным; приверженцы джайнизма, древнейшей религии Индии, верят, что пчелы — да и вообще все живые существа, малые и большие — обладают сознанием; в то время как почти каждый наделил бы младенца волшебным даром сознания.

Правда в том, что мы действительно не знаем, какой из этих организмов обладает сознанием, а какой нет. У нас сильные чувства по этому поводу, сформированные традицией, религией и законом. Но у нас нет объективного, рационального метода, поэтапной процедуры, чтобы определить, есть ли у данного организма субъективные состояния, чувства.

Причина в том, что нам не хватает связной основы для сознания. Хотя сознание — это единственный способ познания мира внутри и вокруг нас — оттенки знаменитой картезианской дедукции cogito, ergo sum — нет единого мнения о том, что это такое, как оно связано с высокоорганизованной материей или какова его роль в жизнь это. Эта ситуация возмутительна! У нас есть подробная и очень успешная схема для материи и энергии, но не для проблемы разум-тело. Однако это мрачное положение дел может измениться.

Универсальным lingua franca нашего века является информация. Мы привыкли к мысли, что цены на акции и облигации, книги, фотографии, фильмы, музыку и нашу генетическую структуру можно превратить в потоки данных, состоящие из нулей и единиц.

Эти биты представляют собой элементарные атомы информации, которые передаются по кабелю Ethernet или по беспроводной сети, сохраняются, воспроизводятся, копируются и собираются в гигантские хранилища знаний. Информация не зависит от подложки. Одна и та же информация может быть представлена ​​в виде линий на бумаге, в виде электрических зарядов в банках памяти ПК или в виде силы синаптических связей между нервными клетками.

С первых дней появления компьютеров ученые утверждали, что субъективные, феноменальные состояния, составляющие жизнь разума, тесно связаны с информацией, выраженной в это время мозгом. Тем не менее, им не хватало инструментов, чтобы превратить эту догадку в конкретную и предсказательную теорию. Входит психиатр и нейробиолог Джулио Тонони из Университета Висконсин-Мэдисон. Тонони разработал и усовершенствовал то, что он называет интегрированной информационной теорией (ИИТ) сознания.

Интегрированная теория


ИИТ основан на двух аксиоматических столпах.

Во-первых, состояния сознания сильно дифференцированы; они информационно очень богаты. Вы можете осознавать бесчисленное количество вещей: например, вы можете наблюдать за фортепианным концертом вашего сына; вы можете увидеть цветы в саду снаружи или картину Гогена на стене. Подумайте обо всех кадрах из всех фильмов, которые вы когда-либо видели или которые когда-либо были сняты или будут сняты! Каждый кадр, каждый вид — это конкретное сознательное восприятие.

Во-вторых, эта информация высоко интегрирована. Как бы вы ни старались, вы не можете заставить себя видеть мир черно-белым, и вы не можете видеть только левую половину своего поля зрения, а не правую. Когда вы смотрите на лицо своей подруги, вы также не можете не заметить, плачет ли она. Любая информация, которую вы осознаете, целиком и полностью представлена ​​вашему уму; его нельзя разделить. В основе этого единства сознания лежит множество причинных взаимодействий между соответствующими частями вашего мозга.

Если области мозга начинают отключаться или становятся фрагментированными и балканизированными, как это происходит в глубоком сне или при анестезии, сознание угасает и может полностью исчезнуть. Рассмотрим пациентов с расщепленным мозгом, у которых мозолистое тело — 200 миллионов проводов, соединяющих два полушария коры головного мозга, — было перерезано для облегчения тяжелых эпилептических припадков. Операция буквально разделяет сознание человека на две части: один сознательный разум связан с левым полушарием и видит правую половину поля зрения, а другой разум возникает из правого полушария и видит левую половину поля зрения.

Таким образом, чтобы быть сознательным, вам нужно быть единым, интегрированным существом с большим набором высокодифференцированных состояний. Хотя 60-гигабайтный жесткий диск моего MacBook превышает по емкости всю мою жизнь воспоминаний, эта информация не интегрирована. Например, семейные фотографии на моем Macintosh не связаны друг с другом. Компьютер не знает, что девушка на этих фотографиях — моя дочь, которая из малышки превращается в долговязого подростка, а затем во взрослую грациозную девушку.

Для моего Mac вся информация в равной степени бессмысленна, просто беспорядочная мешанина из нулей и единиц.

Тем не менее, я черпаю смысл из этих изображений, потому что мои воспоминания сильно переплетены. И чем более взаимосвязаны, тем более значимыми они становятся. Действительно, ИИТ Тонони постулирует, что количество интегрированной информации, которой обладает сущность, соответствует уровню ее сознания.

Эти идеи можно точно выразить на языке математики, используя такие понятия теории информации, как энтропия [см. рамку на следующей странице]. Учитывая конкретный мозг с его нейронами и аксонами, дендритами и синапсами, можно, в принципе, точно вычислить степень интеграции этого мозга. Из этого расчета теория выводит одно число (произносится как «фи»). Измеряемый в битах, обозначает размер сознательного репертуара, связанного с любой сетью причинно-взаимодействующих частей. Думайте о синергии системы. Чем более интегрирована система, чем больше в ней синергии, тем более она сознательна. Если отдельные области мозга слишком изолированы друг от друга или соединены между собой случайным образом, уровень будет низким. Если в организме много нейронов и он обильно наделен специфическими связями, он будет высоким — захватывая количество сознания, но не качество какого-либо одного сознательного опыта. (Это значение генерируется информационной геометрией, которая связана, но не будет здесь обсуждаться.)

Объяснение фактов о мозге
Теория может объяснить ряд загадочных наблюдений. Мозжечок, «маленький мозг» в задней части мозга, который содержит больше нейронов, чем извилистая кора головного мозга, венчающая орган, имеет регулярное, похожее на кристалл, расположение проводников. Таким образом, сложность его схемы, измеряемая с помощью, ниже, чем у коры головного мозга. Действительно, если вы потеряете мозжечок, вы никогда не станете скалолазом, пианистом или артистом балета, но ваше сознание не будет нарушено. С другой стороны, кора и ее ворота, таламус — структура в форме перепелиного яйца в центре мозга — необходимы для сознания, обеспечивая его сложным содержанием. Его схема объединяет функциональную специализацию с функциональной интеграцией благодаря обширным взаимным связям, связывающим отдельные области коры и кору с таламусом. Этот кортико-таламический комплекс хорошо подходит для того, чтобы вести себя как единая динамическая сущность, наделенная большим количеством различимых состояний. Потеряйте один кусок определенной области коры, и вы не сможете воспринимать движение. Если бы была поражена другая область, вы были бы слепы к лицам (но могли бы видеть глаза, волосы, рот и уши).

Когда людей пробуждают от глубокого сна, они обычно ничего не испытывают или, в лучшем случае, вспоминают только какие-то смутные телесные ощущения; этот опыт контрастирует с очень эмоциональными рассказами, которые наш мозг плетет во время сна с быстрыми движениями глаз (REM). Парадоксально то, что средняя активация возбуждения отдельных нервных клеток не сильно различается в глубоком сне и спокойном бодрствовании. Однако на уровне всей системы электроэнцефалографические электроды на черепе улавливают медленные, большие и высоко синхронизированные волны во время глубокого сна. Поскольку эти волны довольно регулярны, они нарушают передачу определенной информации между клетками мозга.

Ежедневно при проведении десятков тысяч хирургических операций сознание пациентов быстро, безопасно и кратковременно выключается и снова включается с помощью различных анестезирующих средств. Не существует единого механизма, общего для всех. Наиболее последовательный региональный вывод заключается в том, что анестетики снижают активность таламуса и деактивируют мезиальные (средние) и теменные области коры. Двадцать лет электрических записей у анестезированных лабораторных животных предоставили убедительные доказательства того, что многие клетки коры, особенно в первичных сенсорных областях коры, продолжают избирательно реагировать во время анестезии. Нарушается крупномасштабная функциональная интеграция кортико-таламического комплекса.

ИИТ объясняет, почему сознание не требует ни сенсорного ввода, ни поведенческого вывода, что происходит каждую ночь во время быстрого сна, когда центральный паралич не позволяет спящему отыгрывать свои сны. Все, что имеет значение для сознания, — это функциональные отношения между нервными клетками, составляющими кортико-таламический комплекс. В этой интегрированной динамической сущности можно найти сон пожирателя лотоса, осознанность медитирующего монаха, агонию больного раком и аркадские видения потерянного дома вашего детства. Перефразируя Оскара Уайльда, я бы сказал, что именно каузальные взаимодействия внутри динамического ядра делают мак красным, яблоко пахучим, а жаворонок поющим.

Сознание универсально
Одним из неизбежных следствий ИИТ является то, что все системы, которые достаточно интегрированы и дифференцированы, будут иметь некоторое минимальное сознание, связанное с ними: не только наши любимые собаки и кошки, но также мыши, кальмары, пчелы и черви.

Действительно, эта теория слепа к синапсам и импульсам нервной системы по принципу «все или ничего». По крайней мере, невероятно сложные молекулярные взаимодействия внутри одной клетки имеют ненулевое значение . В пределе одиночный ион водорода, протон, состоящий из трех кварков, будет иметь крошечную долю синергии, 0,0000000000. В этом смысле ИИТ является научной версией панпсихизма, древней и широко распространенной веры в то, что вся материя, все вещи, одушевленные или нет, в той или иной степени обладают сознанием. Конечно, IIT не преуменьшает огромной пропасти, которая разделяет обыкновенную аскариду Caenorhabditis elegans с 302 нервными клетками и 20 миллиардами нейронов коры головного мозга человека.

Теория не делает различий между мягким мозгом внутри черепа и кремниевыми цепями, заключенными в титан. При условии, что причинно-следственные связи между транзисторами и элементами памяти достаточно сложны, компьютеры или миллиарды персональных компьютеров в Интернете будут иметь ненулевые . Размер может даже оказаться мерилом интеллекта машины.

Будущие вызовы
ИИТ находится в зачаточном состоянии, и ему не хватает достоинств полностью разработанной теории. Главный вопрос, который пока остается без ответа, заключается в следующем: почему естественный отбор должен эволюционировать в существах с высоким ? Какая польза для выживания организма вытекает из сознания? Один из ответов, на который я надеюсь, заключается в том, что интеллект, способность оценивать ситуации, с которыми никогда раньше не сталкивался, и быстро принимать соответствующие меры, требует комплексной информации. Другой возможный ответ, однако, может состоять в том, что высоковольтные цепи не имеют особого статуса с точки зрения их выживания. Подобно тому, как электрический заряд является фундаментальной характеристикой Вселенной без какой-либо функции, сознание также может не иметь какой-либо конкретной эволюционной роли. Это просто так.

Второй камень преткновения, связанный с IIT, заключается в том, что вычисления чрезвычайно сложны даже для очень маленьких систем. Точно оценить наличие круглого червя совершенно невозможно, даже если использовать все более чем 100 000 компьютеров Google.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts