Бессознательное и психика
2.01.2012Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Однако 1-е Международное совещание, посвященное проблеме бессознательно-то, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное, как объясняющий фактор, ими называлось, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось. Нарушаться эта традиция стала только после появления трудов З.Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного. Концептуальный анализ современного научного понимания проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З.
Современные представления о феноменологии бессознательного позволяют раскрыть следующие положения.
В зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Как пишет Р.М.Грановская, сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства.
Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений. Несмотря на то, что каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также:
- психические явления, возникающие во сне;
- ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями;
- движения, ставшие автоматизированными;
- некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; и др.
Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.
Ключевые слова: Сознание, БессознательноеИсточник: Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Материалы по теме |
---|
Соотношение сознания и бессознательного Луковцева А.К., Психология и педагогика |
Первая топика: Бессознательное, Предсознательное и Сознание Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Сознательное и подсознательное Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Взаимодействие сознания и бессознательного . .. |
Определение политической культуры и политического сознания Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с… |
Нарушение влечений Марилов В.В., Общая психопатология |
Условия развития сознания … |
Виды сознания Козлов В.В., Интегративная психология |
LikeInMind / сознание и бессознательное
Go: | Visual Taxonomy | Links | Hide/Show: | Taxonomy Path |
SSS Yet To Be Done.
https://studfiles.net/preview/1810296/page:29/
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в недавнем прошлом (в 20 — 50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.
Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.
Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.
Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.
д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.
На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.
Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отноиении определенным образом воздействовать на сознание.
Приведем два факта, имеющиеся в литературе. Первый. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.
Второй факт. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание. На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик. Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял: она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея целью убедиться в том, что он принадлежит ей.
Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.
Приведенные, да и многие другие факты свидетельствуют о наличии бессознательного в психике человека. Это во-первых. Во-вторых, такого рода факты наталкивают на постановку вопроса: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное?
Одним из первых в истории науки данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог 3. Фрейд (1856 — 1939). Опираясь на второй из только что отмеченных фактов — а он был известен З.Фрейду, — а также на ряд других экспериментов, 3. Фрейд пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного (особенно в этиологии ряда психических заболеваний). Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека («комплекс Эдипа», «комплекс Электры», «комплекс вины» и др. ), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена. Разработанный 3. Фрейдом метод обнаружения комплексов, метод терапевтического лечения больных был назван психоаналитическим. Составными элементами фрейдовского психоанализа были представление о сексуальном (по преимуществу) характере вытесненного, а также методика свободных ассоциаций и толкование снов как средства обнаружения конкретных структур бессознательного, вызвавших болезнь. И надо признать, что для первой четверти XX в., когда был разработан психоанализ, да и на протяжении последующих десятилетий, это был значительный успех: диагностические и терапевтические приемы психоанализа давали, по признанию многих теоретиков и практиков медицины, неплохие результаты, а в отдельных случаях — несколько больший эффект, чем традиционные методы.
На основе выработанных представлений о бессознательном 3. Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания («Я») и бессознательного («Оно»).
Психика человека, как считал 3. Фрейд, имеет три сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» — сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» — внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура; это, так сказать, социальность внутри сознания человека. «Я» стремится быть посредником между миром и «Оно», сделать «Оно» приемлемым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием «Оно». «Я» старается содействовать влиянию внешнего мира на «Оно» и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в «Оно», принципом реальности. Функциональное значение «Я» выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же — силами заимствованными. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает обыкновенную волю «Оно» в действие, как будто бы это было его собственной волей. З.Фрейд преувеличил значение «Оно» по отношению к «Я». Такое преувеличение касалось не столько гносеологического аспекта соотношения бессознательного и сознательного, сколько их психологического аспекта, вопроса мотиваций поведения человека. Но и этот момент характеризует мировоззрение 3. Фрейда как содержащее внутри себя тенденцию к преувеличению бессознательного начала (в данном случае — в системе психических структур). Еще более противоречащим основным взглядам З. Фрейда является утверждение, будто «все душевные процессы по существу бессознательны» (Фрейд 3. «Лекции по введению в психоанализ». М; П., 1923. С. 28). В новом издании лекций по психоанализу перевод соответствующего текста такой: «Психические процессы сами по себе бессознательны» («Введение в психоанализ. Лекции». М., 1989. С. 11). Однако это изменение перевода не меняет существа дела.
Редукция сознания к бессознательному, встречающаяся в работах 3. Фрейда, говорит о гносеологической непоследовательности его позиции по проблеме соотношения психического и физиологического. Кроме того, хотя Фрейд и затронул вопрос о социальной стороне сознания, он не раскрыл важной роли социального фактора в формировании и развитии сознания и психики человека вообще. Данный вопрос сложен, между прочим, и для современной психологии, которая еще только подошла к проблеме выявления конкретных форм социализации психического.
Несмотря на то, что мировоззренческие позиции З. материалистических, все же они оставались в пределах естественнонаучного материализма (и в этом отношении ошибочно зачисление его в число идеалистов).
З.Фрейд нанес серьезный удар по концепциям, сводившим психическое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным, «снимаемая» с возникновением сознания и затем растворяемая в сознании, всецело определяемая им в своем существовании и функционировании.
Концепция З.Фрейда лежит скорее в русле той сложившейся в философии традиции, которая делает акцент на бессознательном (Шопенгауэр, Гартман, Бергсон и др.). 3. Фрейд впервые фундаментально, на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важное место, занимаемое бессознательным в психике человека. И эту сторону фрейдовской концепции научная философия не может отвергать.
Важное значение для понимания бессознательного имеют работы К. Г. Юнга (1875 — 1961) — швейцарского психолога и психиатра, последователя 3. Фрейда. Изучая бессознательное, К. Г. Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Если «комплексы» переживаний З.Фрейда есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследству из поколения в поколение. «Комплексы» 3. Фрейда не устраняются, но представление о них дополняется архетипами. К. Г. Юнг констатировал: «В отличие от личного бессознательного, которое является в известной степени относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях неосознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует; на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, той самой возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуры мозга. Нет врожденных представлений, но, наверное, есть врожденная возможность представлений, которая определяет границы даже самой смелой фантазии, определяет, так сказать, категории деятельности фантазии, в известной степени идеи a priori, о существовании которых, однако, невозможно судить без наличия соответствующего опыта. Они проявляюся в оформленном материале в качестве регуляторных принципов его оформления» («Проблемы души нашего времени». М., 1994. С. 57). Элементы этого коллективного бессознательного — архетипы — «являются в определенной степени обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений. Они представляют собой, так сказать, психические осадки бесчисленных переживаний подобного типа» (там же. С. 57 — 58). «Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь» (там же. С. 131).
К общечеловеческим первообразам, или архетипам, относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др. Архетип «Тень» представляет собой образ всего низменного в человеке, всего антисоциального в нем; разрушительная, агрессивная тенденция таится в глубинах человеческой души и способна проявиться в действиях человека. Но эта тенденция может и не стать явной, а скрываться под маской «Персоны» (архетипа, в котором заключена ширма, или маска, которой пользуется человек, чтобы скрыть свое истинное «Я»). Архетип «Анима» представляет женское начало в мужчине, архетип же «Анимус» — мужское начало в женщине; они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести и к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком. Архетип «Самость» у К. Г. Юнга выступает субъектом целостной психики человека; «Самость» предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.
Архетипы тесно связаны с символикой и проявляются в сновидениях, художественном творчестве и т.п. «Коллективное бессознательное, — отмечает К. Г. Юнг, — является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляющим все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, — архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее» (там же. С. 132 — 133).
В заключении отметим, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание, «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и бессознательному.
В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.
Links
See Also
Subcategories
«ёёё
Pages
`
Отношение сознания и бессознательного
Сознание, Подсознание, Бессознательное
Pages in Other Languages
Forking
Categories
- бессознательное
Сознательные и бессознательные психические состояния
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почтеили скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-804;jsessionid=FE9445ACE61C3731 AE4D4E523B45B5B9Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Войти Навигация по статье
Войти Имя пользователяПожалуйста, введите ваше имя пользователя
ПарольПожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Содержание артикула
Показать сводные данные- https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.804
- Опубликовано онлайн: 15 августа 2022 г.
Резюме
90 011 Основные теории сознания, которые отличают сознательные состояния от бессознательных, можно сгруппировать на два основных класса: теории высшего порядка или теории интеграции. Имеются данные о том, что различные типы психических состояний могут быть бессознательными, хотя этот вывод зависит от принятой теории сознания. Бессознательная память (в смысле влияния невоспоминаемого предшествующего события) может формировать восприятие и симпатию и управлять нашим поведением. Подсознательное восприятие может производить семантическую подготовку и направлять внимание и принятие решений; и оптические переменные, которые человек описывает неправильно, могут направлять действия. Неявное обучение может формировать суждения и выбор в сложных условиях. Бессознательные намерения могут позволить людям реагировать соответствующим образом целенаправленно, в то время как человек воспринимает действия как непроизвольные. Бессознательные установки не более и не менее правдоподобны, чем любое другое бессознательное психическое состояние, но было трудно получить доказательства существования бессознательных установок в отличие от интуитивных реакций, с которыми человек не согласен.Ключевые слова
- бессознательное психическое состояние
- имплицитная память
- подсознательное восприятие
- имплицитное обучение
- гипноз
- имплицитные установки 90 003 субъективный порог
- теория высшего порядка
- теория глобального рабочего пространства
Субъекты
- Нейропсихология
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье
Войти
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ к полному содержанию.
Подписка
Для доступа к полному содержанию требуется подписка
Опасное сознательное и бессознательное влияние
Op-Med — это сборник оригинальных статей, предоставленных участниками Doximity.
Адаптировано из выступления на Ежегодном собрании АПА 2023 года в Сан-Франциско
В апреле 2007 года, в возрасте 39 лет, я был в Бодхгае, Индия, в месте просветления Будды. Я был в буддийском паломничестве, но встретил на улицах много молодых индийских парней и мужчин. Туристы были их любимым видом развлечения. Это была эпоха до смартфонов. Мне нужно было иметь некоторую уличную смекалку, чтобы передвигаться.
Раскованный молодой человек на мотоцикле с банданой, прямо с болливудского плаката, умолял меня забраться на борт позади него, чтобы прокатиться. «Привет друг, ты откуда? Давай я тебя подвезу». Он был оскорблен моей осторожностью, сказав: «Тебе просто нужен правильный гуру, чувак. Познай свой ум, и ты узнаешь, кто хороший, а кто плохой». Я сказал, что он может быть хорошим, но я не сажусь на мотоциклы с незнакомцами. Он хотел закрутить меня, забрать власть на день, может быть, на мгновение сделать меня своей рабыней. Я не хотел, чтобы меня крутили, гуру или нет.
Можете ли вы представить себе гуру, который говорит: «Доверься мне, и я скажу тебе, кто хороший, а кто плохой», как будто добро и зло существуют в частицах размером с человека или, что еще хуже, в частицах размером с демографические группы и фракции ? Или гуру, который говорит: «Следуй за мной, и мы будем праведными, богатыми, могущественными, знаменитыми или всеми вышеперечисленными!» Это не требует большого воображения. Эти гуру и лидеры повсюду. Моя современная поговорка в социальных сетях: «Не доверяйте никому, у кого больше 30 000 подписчиков». Как же тогда можно доверять нации? Как вы создаете доверие к нации или глобальному сообществу наций?
Мания величия — это стремление доминировать и контролировать других для достижения власти и достижения желаемых результатов. Мания величия максимизирует собственную воспринимаемую свободу действий и лишает других свободы воли. Я обрисовал этапы мании величия на основе исторических примеров, которые начинаются с веры в свое превосходство и негодования по поводу того, что не получают должного, и прогрессируют в сторону господства, манипулирования и «победы» в духе Макиавелли. Этого термина нет в DSM-V, но он связан с нарциссизмом, и границы его, возможно, неясны. Разделение, вероятно, самый разрушительный психологический инструмент в их арсенале. Отмечено, что авторитаристы используют раскол для усиления этноцентризма и предвзятого отношения к сексуальным меньшинствам. Именно так они укрепляют свою базу в культуре большинства.
Мы все склонны к социальному сравнению. Мегаломаны кодируют себя как высших, а других как низших, угроз или инструментов для своих уловок, что называется ориентацией на социальное доминирование. В идеале мы можем рассматривать себя и других как разделяющих человечество и, таким образом, зависящих друг от друга в своем благополучии. Мы можем уделять особое внимание тем, кто более уязвим, чем мы, и тем, кто внешне не похож на нас. Я называю это «реляционно-культурно-контекстной ориентацией», поскольку она очень тонкая, сострадательная и гуманитарная, в отличие от изображений страдающих манией величия в Etch A Sketch.
Я думаю, что большинство из нас лично страдали манией величия в своей жизни. И мы все вовлечены в властные системы и фракции, которые максимизируют элиту за счет подавляющего большинства, особенно этнических меньшинств, чужих групп и тех, кто живет за чертой бедности. Наше общество подчинило смирение, сострадание и отношения социальным целям богатства и власти.
Я бы предположил, что американское общество тревожно страдает манией величия, и это создало огромную пропасть в заботе, принадлежности и справедливости, а также кризис совести, который сейчас разыгрывается в нашем политическом теле. Это началось с точки зрения Христофора Колумба на коренные народы. Они подошли к его лодкам с цветами и фруктами; он считал их низшими людьми, из которых получились бы «хорошие рабы».
Потенциальные деспоты среди нас делают невидимую социопатию, криптосоциопатию, видимой. Мы покупаемся на блокчейн тонкого угнетения, если не активно сопротивляемся.
Принстонский социолог Мэтью Десмонд отмечает в своей новой книге «Бедность Америки», что американцы делают больше для субсидирования изобилия, чем для борьбы с бедностью. Он отмечает, что «богатые американцы извлекают выгоду из государственной политики и корпоративной практики, которые делают бедных бедными». Я бы сказал, «политика и практика, которые делают бедных бедными и больными».
Мы могли бы объяснить, как это непропорционально сильно влияет на цветных людей и тех, кто не принадлежит к доминирующей культуре. Существует тонкая сила мании величия, стремление к доминированию, с которой мы открыто боремся. Мы можем подумать о том, как это подрывает психическое здоровье, безопасность и принадлежность. Что мы делаем как люди совести в мире, который сознательно и бессознательно поощряет жестокость? Что нам делать в мире, который пассивно принуждает нас к жестокости, если мы активно не проявляем сострадания?
Больные манией величия обычно не обращаются за терапией, но обращаются к людям, на которых они влияют. Как психиатры, мы должны предложить им понимание и сострадание. Какую свободу действий, проницательность, сострадание и системы сдержек и противовесов мы, как психиатры, можем предложить обществу со склонностями и возможностями мании величия? Какие идеи нам нужно иметь, пока мы совершенствуем свою психику?
Как мы можем помочь себе и нашим пациентам ориентироваться в этом все более взаимосвязанном и болезненно хрупком мире? Мы все подвержены злоупотреблению властью. При правильных обстоятельствах мы все можем быть обмануты, чтобы сесть на мотоцикл для чьей-то силовой поездки.