Психика и сознание в психологии: Психика и сознание

Психика и сознание

Содержание статьи

1. Особенности и структурные компоненты сознания

2. Свойства сознания

3. Виды сознания человека

Понятия психика и сознание очень близкие, но совершенно разные и могут запутать кого угодно. Психологи эти понятия успешно развели и, несмотря на их взаимосвязь, граница между ними хорошо видна.

В широком смысле слова, психика – это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание – процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит в душе. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами:

  • Наличие знаний об окружающем мире;
  • Различение субъекта и объекта;
  • Установка целей человека;
  • Наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного.

Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.

Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.

Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.

Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания.
    Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17.11.2021

Лекция «Психика и сознание»

Лекция «Психика и сознание»
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

1. Понятия «психика» и «сознание».
2. Классификация психических явлений.
3. Функции психики и сознания.
4. Факторы психики.
5. Структура психики.
6. Измененные состояния сознания.

Существует несколько пониманий понятий «психика» и «сознание», а так же их соотнесение друг с другом. Первое — широкое — равенство между собой понятий «психика» и «сознание». Второе понимание — отнесем его к среднему подходу — понимание психики как психики разумного человека. Психика наличествует у взрослого человека, чтобы данный факт произошел, человеку важно расти, развивать свое сознание и самосознание, мыслить. Третье соотнесение понятий «психика» и «сознание» провозглашает сознание как часть психики, ее сознательную часть, которая существует наравне с другими ее частями — эмоциональной, поведенческой.

Отметим, что наиболее распространенным, чаще встречающимся является третье понимание понятий «психика» и «сознание». Далее вернемся к этим понятиям.
Таким образом, дадим определения обоим понятиям.
Психика — системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
Сознание — высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.
Необходимо отметить, что далее будем употреблять термины в этом понимании.

Классификация психических явлений

Психика познаваема нами через ее проявления, которые мы обнаруживаем в нашей обыденной жизни. Для более систематичного и наглядного представления психических явлений воспользуемся их классификацией. (Психические явления — субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.)

В классификации психических явлений по их устойчивости выделяют: процессы, состояния и свойства — это все формы проявления психики. Обратимся к таблице.

Процессы

Состояния

Свойства

Происходят в головном мозге человека и отражают динамику психических явлений: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи и т. д.

Позволяют регулировать общение человека с другими людьми: потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности, способности, знания и сознание.

Процессы необходимы для развития и динамического взаимодействия психических явлений в головном мозге.
Выделяют процессы:
Познавательные — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание.
Эмоциональные — чувства.
Волевые — воля.

Временный          уровень
целостного функционирования психики. (Примеры состояний: творческий                            подъем,
страсть, стресс, апатия, меланхолия,         утомле
ние.)

Качества, которые являются отличительной особенностью каждого человека. (Направленность, темперамент, характер, способности.)

Функции психики и сознания

Основное назначение психики — отражение и регулирование, — основные функции психики.
Функция отражения тесно связана с функцией регуляции и взаимообусловлено ей, так же и функция регуляции зависима и обусловлена функцией отражения. (Как нет регулирования без поступившей информации, без отражения, так нет и отражения без предварительного регулирования поведения, настрой на отражение организма.)
Взаимосвязь этих функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Но т. к. человек живет в социуме, то также обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой.
Чтобы понять какие функции выполняет сознание в жизни человека, необходимо рассмотреть условия его возникновения в жизни человека.
Итак, сознание в жизни человека появляется с момента изготовления орудия труда в процессе деятельности. Здесь сталкивается не только потребность в инструменте труда со знанием как сделать инструмент, но и также знание непосредственного применения этого орудия в деятельности в будущем — это первая форма сознательной деятельности. (А также первое условие возникновения сознания в жизни человека.)
Второе условие возникновения сознания — появление языка — системы кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, связи между ними, различные взаимоотношения и т. д.
Появляясь сознание выполняет определенные функции: опосредование, планирование, прогнозирование, регуляция деятельности и т.д.
Эти функции непосредственно позволяют влиять сознательному человеку на свое поведение, мысли и т.п. А почему сознательному человеку? Дело в том, что человек постепенно развивает в себе свою разумность в деятельности, в общении с другими людьми.

Факторы психики (детерминанты)

Мы уже рассматривали неоднократно этот вопрос. Основные три фактора (детерминанты) психики: мозг, среда и деятельность.
Мозг — внутренняя среда, которая обеспечивает жизнь психики.
Среда — внешние факторы, которые формируют, развивают, воспитывают психику.
Деятельность — развитие особенных черт в психике, ответственности, самоответственности, самовоспитания. (Пример, если человек стал преступником, то он не может во всех своих ошибках и промахах винить свои гены и окружающую среду, т.к. самосознание у него уже сформировано, и он отвечает за свои поступки. )
Поговорим подробнее о мозговом субстрате. Как известно мозг человека представлен двумя полушариями — правым и левым, которые отличаются по выполняемой ими функции, назначению. Правое полушарие — художественное, чувствует природу, легко распознает рисунки, чувствует музыку, отличает мелодии. Первая сигнальная система здесь является ведущей (ощущения). Важно человеку для творчества. Левое полушарие — логическое, отвечает за сознание человека, очень технологично, в том смысле, что последовательно, преследует четкую цель, ограничено и задано сразу. Это вторая сигнальная система — речь. (Для того, чтобы развивать творчество, воображение, например, в Китае детей обучают писать, как правой рукой, так и левой. За счет этого происходит активация обоих полушарий, повышается уровень развития каждого человека.)


Экспресс методика на определение мыслительного или художественного типа

Даются два набора слов:
1. цвет, нос, слух, глаз, запах, зрение, ухо, обоняние, звук.
2. карась, перья, бегать, чешуя, овца, летать, шерсть, плавать, орел.

Мыслительный тип выбирает на основе анализа, выделяя общие существенные признаки предметов, и обобщает слова.
Орел — карась — овца Зрение — слух — обоняние
Перья — чешуя — шерсть Г лаз — ухо — нос
Летать — плавать — бегать Цвет — звук — запах

Художественный тип обобщает предметы применяя образное мышление, применяя фактические наглядные связи.
Орел — перья — летать Зрение — глаз — цвет
Карась — чешуя — плавать Слух — ухо — звук
Овца — шерсть — бегать Обоняние — нос — запах

Рассматривая вопрос об асимметрии полушарий, важно отметить понятие о локализации в полушариях головного мозга основных функций, которые перерабатывают всю информацию в психическом мире человека.
Существует несколько подходов к пониманию локализации основных функций:
1) узкий локализационизм — каждая функция связана со своим кусочком
мозга;
2) позиция, которая придерживается мнения, что все за все отвечает;
3) динамический локализационизм (Лурия А. Р.) — истина посередине, есть компенсаторные функции. Частичная дополняемость функций друг другом.
Например, утратив затылочную часть мозга человек не полностью разучивается видеть, а лишь какие-то аспекты мира — цвета; круглые предметы, или не отличает буквы от цифр. Может нарисовать круг, но, если его просят написать нуль, человек не знает, что от него хотят.
Основные локализации: слух — височные зоны, обоняние — обонятельные луковицы в лобной доле, зрение — затылочная зона мозга, тактильность — в двигательной коре и мозжечке, вкус — через таламус.

Структура психики

Итак, в нашем понимании сознание — часть психики, что и отмечено в третьем подходе в первом вопросе нашей лекции.
Вопрос о структуре психики очень сложный и неординарный в своем решении. Многие психологи выделяют наиболее важный для них самих аспект в рамках их теории исследования человека.
Наиболее известной в психологии является структура психики предложенная Зигмундом Фрейдом.
В структуре психики Фрейд выделил:
Сверхсознание — сверх — Я — супер -Эго;
Сознание — Я — Эго;
Бессознательное — Ид — Оно.
Деление психики на сознание и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Сознание рассматривается, как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Сознательное — надежно воспринятое, но долго таковым быть не может, т.к. актуализируются свои личные, внутренние, глубинные представления и то, что воспринимается уже не только сознательное, но и какое-то еще. Это и не бессознательное, т. к. его вообще нельзя осознать. Это предсознательное. Расположение элементов психоки уложено З. Фрейдом в схему:

Сознание
Предсознание
Бессознательное

Бессознательное человека — совокупность биологических, прежде всего сексуальных, инстинктов, желаний, влечений. Сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Принцип удовольствия — требует удовлетворить потребности.
Существуют душевные процессы, представления, которые не целиком сознательны, а есть в них и более глубокий пласт, копится он, копится и получается так, что он уже больше осознанного. Происходит вытеснение. Если это частичное или временное вытеснение, то хватает немного энергии и человек вспоминает то, что вытеснил — это энергия сопротивления. То, что человек вытесняет полностью — бессознательное.
Сознание — формируется под влиянием личности, живет по принципу реальности и постоянно находится в конфликте между напирающей энергией инстинктов бессознательного, цензурных запретов совести и общества, которые диктует свои правила и нормы.
Если бы существовала только бессознательная часть рядом с сознанием, психика была бы более простой. Это не так. Существует еще так называемое Я- идеальное или Сверх-Я. Идеал-Я начинает формироваться с момента принятия в себе выражения отношения к родителям, их высшего начала в нас. Также идеал-Я включает все высшие требования, предъявляемые человеку из среды. (Если сначала это опыт отца, потом учителя и др. авторитеты.) Все заповеди и запреты составляют совесть и моральную цензуру, несогласие между ними ощущается как чувство вины.
Сверх сознание — общественные нормы, порядки, правила, законы, запреты и поощрения, которые хорошо укоренились в сознании и поведении человека. Моральные категории личности, критика, цензура.
Если в этой борьбе перетягивает бессознательное, то совесть, стыд одолевает Я. А если сверх сознание — то это творчество, искусство, труд человека.
Другая структура психики представлена у последователя, который отошел в итоге от Фрейда — это Карл — Густав Юнг. Его идеи сводятся к выделению тоже трех частей в психике, но частей отличных. Итак, он выделил: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное состоит из психических первообразов архетипов. Оно составляет филогенетический опыт человека, идентично у всех людей и образует всеобщее основание психической жизни человека. Несколько архетипов, выделяемых К.-Г. Юнгом: тень — те личностные черты, которые отрицались или игнорировались; анима/анимус — представленность женского и мужского в человеке; самость — целостность, гармония человека.
Индивидуальное бессознательное можно познать через «комплексы» — совокупность психического содержания, заряженного одной эмоцией, аффектом. Комплексы проявляются через симптомы, следовательно, взаимодействовать с ними можно через устранение симптомов. А для устранения комплекса важно его извлечь из бессознательного, переосознать и изменить эмоциональный знак.
Опираясь на современные квинтэссенции подходов, можно говорить о регрессии. Здесь стоит говорить об актуальном состоянии человека, той его насущной потребности, в состоянии которой он находится. Не возможно не задумываясь над своими потребностями, пытаться осознать и отказаться от них. Но смотреть на них с другой точки зрения бывает очень важным. До конца не можем быть уверенными в том, что воспринимаем, так как это только наши чувства, другому они не доступны. Совершая регрессионный скачок, можем переместиться как в свое прошлое, так и в свое будущее. Но вытолкнет нас в то состояние, которое является противоположным нашему состоянию сейчас. (Пример, про женщину, которая оказалась в состоянии много веков назад в пещере. Там жила она в семье, где было 12 детей. Пещеру засыпало снегом. К весне живы были только она и ее отец.)
Задумываться над своей активностью и стараться осознавать цель своей деятельности, тогда человек сможет хоть частично понимать свои потребности.
Человек психически активное существо. Виды психической активности рассмотрены в таблице.

 

Внутренняя

Внешняя

Осознанная

Деятельность

Деятельность
Поведение

неосознанная

Внутренняя              активность
(функции, процессы)

поведение

Можно вспомнить другую классификацию, разделить психику на внешнюю и внутреннюю. Внешняя — экзопсихика. Внутренняя — эндопсихика — самосознание. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Это предполагает целостность внутреннюю, постоянство личности, которая может оставаться самой собой, несмотря на изменение ситуации.
Самосознание формируется в процессе общения с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящем от успешности деятельности человека. Главная его функция — сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя (если низко оценил — заняться самосовершенствованием).

Измененные состояния сознания

Известны феномены различных состояний сознания человека. Два состояния постоянно сопровождают жизнь человека: сон и бодрствование. Сон как время отдыха и бодрствование как время активности человека.
Результаты
эффективности

К измененным состояниям сознания относят: медитацию и патологические состояния сознания.
Медитация — умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, которая является результатом и объективной характеристикой этого состояния. (Устранение крайних эмоциональных проявлений.)

Патологические состояния сознания предполагают изменение состояния сознания путем приема наркотического веществе, алкоголя, которые изменяют деятельность головного мозга. Эти вещества или ускоряют, или замедляют передачу сенсорных сигналов, что мешает нервным центрам полно функционировать. Применение этих средств может привести к психологической и физической зависимости человека.

Техника воздействия на спящего человека (В. Кандыба).
Выделил естественные просоночные состояния: утром — еще не проснулся, вечером — хочет спать, но не спит. В это время можно работать: лечить, обучать, координировать на развитие способностей, избавлять от вредных привычек и т. д.
Можно наблюдать за собой через зеркало во сне. Посмотреть долго перед сном в зеркало и дать установку — следить и запоминать, потом после сна снова смотреться в зеркало и вспоминать.

Гипермнезия — свойство мозга, позволяющее прочно запоминать все больший объем информации во сне и сноподобных состояниях. (Если в норме человек запоминает 5-10 единиц информации, то во сне — до 10-20 единиц в секунду.) Во сне практикуется очень качественное изучение иностранного языка.

Транс — нервное возбуждение с помрачением сознания при гипнозе. (В истории все пошло от шаманов, позже колдуны и жрецы. В средние века: маги, факиры, священнослужители, магнетизеры и гипнотезеры.) Если при гипнозе клиент пассивен, существует опасность, что ему будет внушаться что-то не то. То в СК — «состояние Кандыбы» — управляемый активен. Он находится в трансе, с помощью которого удается подготовить психику и физиологию любого человека к любому виду воздействия.
Также и имаготерапия — воздействие образом. (Имаго — значит «вжиться в образ». ) Состояние под воздействием музыки, танца, гипервентиляции — марафон, воздействие произведений искусства, состояние влюбленности, творческой эйфории.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. — Изд. перераб. и доп. — Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

Соотношение понятий «психика» и «сознание»

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т. е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

Одной из важнейших интегральных характеристик личности является понятие Я-концепции. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле гуманистической психологии, в 1950 г.г., и первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат К. Роджерсу.

Журнал Психея | Изучение природы сознания

Добро пожаловать на исходный сайт Journal Psyche . Основанная в 1992 году, Psyche была бесплатной онлайн-публикацией, исследующей природу сознания и его связь с мозгом. Psyche был междисциплинарным журналом, в котором проблема сознания рассматривалась с точки зрения психологии, философии, когнитивистики, нейронауки, антропологии, искусственного интеллекта и физики. Психея была основана Патрика Уилкена , и это был один из первых академических онлайн-журналов, опубликованных в Интернете.

Доктор Уилкен был первым редактором Psyche, а в 2003 году к нему присоединился Тимоти Бейн . В 2007 году Ассоциация научных исследований сознания (ASSC) стала владельцем Psyche, а в 2008 году журнал был перезапущен как официальное издание ASSC. В то время Патрик Уилкен расстался с ASSC, и Габриэль Крейман стал новым главным редактором. В 2010 году ASSC приняла трудное решение отказаться от Psyche. За почти 20 лет своего существования «Психея» опубликовала большое количество статей и докладов для разнообразной академической аудитории. Он продвинул научные исследования сознания и объединил многих исследователей в разных областях. Этот сайт посвящен журналу Psyche.

Продолжить чтение →

 

 

Истина часто реализуется через равновесие, находящееся посередине между противоположными крайностями — реальность, которую Фромм принял, разрабатывая свою теорию бессознательного. Фромм смешал идеи Фрейда и Маркса, создав компромисс между фрейдистским акцентом на бессознательном, биологических влечениях, вытеснении и т. д. (верой в то, что характер определяется биологией), и верой Маркса в то, что люди являются продуктом их общество (особенно экономические системы в нем).
Однако теория Фромма была не просто производной; он добавил к этим детерминистическим системам революционную концепцию свободы, предоставив людям возможность выйти за пределы различных детерминизмов, описанных Фрейдом и Марксом. Для Фромма свобода была центральным элементом человеческой природы.

Люди, согласно Фромму, на самом деле пытаются убежать от этой свободы следующими способами:

  1. Авторитаризм . Свобода, несмотря на все ее обещания волнения, также является одинокой перспективой; истинная свобода связана с отсутствием обязательств и отсутствием потерь — она отмечена глубокой обособленностью. Поэтому, возможно, неудивительно, что мы стремимся избежать этой свободы, сливаясь с другими. Один из самых примитивных способов сделать это — стать частью авторитарной системы, либо подчиняясь ей (присоединяясь к существующей структуре), либо становясь авторитарным (применяя структуру к другим). Независимо от выбранного вами метода, результат один и тот же: вы избегаете своей отдельной личности.

Фромм использовал термины мазохизм и садизм для обозначения крайних вариантов авторитаризма и заметил, что садист, независимо от его кажущейся силы, чувствует себя таким же вынужденным отыгрывать свою роль, как и мазохист, и, таким образом, не свободен в выборе своих действий.

Однако авторитаризм отнюдь не ограничивается диктатурами и другими крайними примерами; Мягкие варианты этого можно найти во многих местах — подумайте, например, об отношениях между студентами и профессорами: студенты ищут структуру, а профессор придерживается своих заметок. Каким бы безобидным и естественным ни казалось это взаимодействие, для студентов это способ избежать какой-либо ответственности за свое обучение, а для профессора — способ избежать реальных, сложных и, возможно, спорных вопросов в своей области.

  1. Разрушительность . Авторитаристы реагируют на болезненное существование, эффективно стирая себя через системы, в которых они обитают; разрушители, с другой стороны, пытаются стереть мир вокруг себя, чтобы он не причинял боли. Многие кажущиеся случайными акты жестокости, вандализма, унижения, преступлений, терроризма и т. д. можно объяснить таким способом бегства от свободы.

Продолжить чтение →

Вопрос о том, что движет нами — какая великая сила лежит в основе нашей индивидуальной мотивации, толкая нас вперед через всевозможные трудные обстоятельства, — давно интересовал психолога Альфреда Адлера. В конце концов он назвал эту движущую силу «стремлением к совершенству», термином, который заключает в себе желание, чтобы все мы реализовали свой потенциал, реализовали свои идеалы — процесс, поразительно похожий на более популярную идею самореализации.

Самоактуализация, возможно, является менее проблематичным из этих двух терминов, поскольку невозможно осмыслить идеи Адлера, не наткнувшись сразу же на неприятную природу слов «совершенство» и «идеал». В то время как идея стремления быть лучшей версией самого себя является явно положительной целью, понятие совершенства в психологии часто имеет довольно негативный оттенок. В конце концов, совершенства, скорее всего, не существует и, следовательно, недостижимо, а это означает, что попытки сделать это неизменно разочаровывают и может пройти полный круг, чтобы вызвать крайнее отсутствие мотивации (т. е. сдаться).

Действительно, сам Адлер отказывался использовать слово «совершенство» для описания своей единственной движущей силы, вместо этого начав с таких фраз, как быть любимым, не встречаться) — но и этот термин имел явные негативные коннотации; агрессия, в конце концов, редко считается чем-то хорошим, и использование термина «напористость», возможно, послужило Адлеру лучше.

(Интересно, что сам Фрейд возражал против термина «агрессивное влечение», хотя и не на том основании, что он имел чрезмерно негативный оттенок; напротив, Фрейд считал, что это умаляет ключевое положение полового влечения в психоаналитической теории. Однако в последующие годы Фрейд, возможно, передумал, поскольку его идея «инстинкта смерти» имела большое сходство с теорией Адлера. была компенсация, которая в данном случае предназначалась для обозначения процесс стремления преодолеть врожденные ограничения . Адлер постулировал, что, поскольку у всех нас есть различные проблемы и недостатки как у людей, наша личность развивается в основном за счет того, как мы компенсируем (или не компенсируем) эти врожденные проблемы или преодолеваем их. Позже Адлер частично отверг эту идею (хотя она по-прежнему играла важную роль в его теории; подробнее об этом позже), поскольку он решил, что неверно предполагать, что чьи-то проблемы являются причиной того, кем человек в конечном итоге становится.

Продолжить чтение →

Такие термины, как самоактуализация и подтверждение, сегодня используются очень часто; по мере того, как наша культура неуклонно движется все больше и больше в сторону прославления личности, эти фразы часто используются в качестве броских дескрипторов для реализации и утверждения себя… Но откуда они берутся и какие процессы действительно лежат в основе самоактуализации?

Термин «самоактуализация» обязан своим происхождением гуманистической психологической теории, прежде всего теориям Абрахама Маслоу. Маслоу ввел термин самоактуализация, чтобы описать рост человека в направлении удовлетворения своих самых высоких потребностей, тех самых передовых концепций и «больших вопросов», с которыми борются люди, таких как поиск смысла жизни.

Маслоу верил и создал психологическую иерархию потребностей (многие из нас уже знакомы с пирамидой потребностей Маслоу), удовлетворение которых завершается реализацией человеком «бытийных ценностей», самой вершины пирамиды что символизирует смысл.

Маслоу считал, что люди, которым удалось стать самореализованными людьми, способны разрешать распространенные идеологические конфликты, такие как конфликт между детерминизмом и свободой воли, благодаря повышенной креативности и психологической стойкости.

Иерархия потребностей Маслоу восходит в следующем порядке:

  1. Физиологические потребности (физические потребности, связанные с выживанием), такие как потребность в еде, воде, сне и воздухе. Они находятся в нижней части пирамиды и представляют наши самые основные потребности.
  2. Потребность в безопасности, защищенности и защите; следующая в пирамиде потребность в стабильной и безопасной среде, свободной от раздоров; человеческий рост не может продвинуться дальше этой стадии без безопасности, поскольку ощущение безопасности позволяет людям перестать думать о своих потребностях, связанных с выживанием, и перейти к более неосязаемым желаниям.
  3. Далее следует потребность в любви и принадлежности, любовь семьи и партнеров, признание сверстников и т. д. Эта любовь закладывает основу для следующего уровня пирамиды:
  4. Потребность в самоуважении, самоуважении и уважении от других; основы любви к себе, в сущности.
  5. «Бытие» нуждается в творчестве и поиске смысла.

Продолжить чтение →

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны благодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.

Среди самых важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснил следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя это понятие от общепринятого понятия разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.

Юнг считал, что психика представляет собой саморегулирующуюся систему , скорее похожую на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуализация ».

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, вносящие свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознание, наше чувство. личности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе самости, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается придать смысл и ценность своему разнообразному опыту.

Однако эго — это всего лишь одна маленькая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного. .. Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.

Продолжить чтение →

Концепция бессознательной обработки не совсем нова, Зигмунд Фрейд представил свою модель человеческого разума в эссе « Бессознательное », опубликованном в 1915 году. Тем не менее, Фрейд считал, что основная цель бессознательного и подсознательные слои хранят информацию, а не собирают и обрабатывают информацию. По-видимому, Фрейд недооценил бессознательное. Согласно большому объему психологических и нейропсихологических исследований, проведенных за последние два десятилетия (состоящих из данных, собранных более чем 100 независимыми исследователями по всему миру), то, что происходит в нашем сознании, — это всего лишь пресловутая верхушка айсберга; наше сознательное мышление, восприятие и обучение составляют лишь небольшую часть нашей общей умственной деятельности , а остальная часть полностью бессознательна. Эта идея впервые была представлена ​​35 лет назад в книге Роя Лахмана, Джанет Лахман и Эрла Баттерфилда «Когнитивная психология и обработка информации»:

            «Большая часть того, что мы делаем, происходит бессознательно. Это исключение, а не правило, когда мышление является сознательным, но по самой своей природе [т. Это не единственный вид; это меньшинство». (стр. 207)    

Наш разум, как оказалось, действительно функционирует подобно компьютерам тела; но роль сознательного разума гораздо скромнее, чем считалось до . Это, конечно, не центральный процессор (или центральный процессор), а скорее набор периферийных устройств, представляющих собой интерфейс, взаимодействующий с внешним миром. Фактическая основная часть обработки происходит в бессознательном уме, который является настоящим процессором нашего тела. Наш разум одинаково хорошо справляется с многозадачностью ; в то время как мы заняты восприятием части того, что происходит вокруг нас, наш разум занят поглощением большей части остального того, что присутствует в нашем окружении.

Наше сознание работает намного медленнее, чем наше бессознательное , и в целом менее искусно обрабатывает информацию и менее эффективно справляется с поставленной задачей. Следовательно, можно сказать, что бессознательный ум более разумен, чем сознательный.

Продолжить чтение →

Недавнее исследование собрало информацию из опросов, проведенных среди членов Ассоциации психологических наук и Американской психологической ассоциации. В ходе исследования были определены 100 лучших выдающихся психологов 20 век. Неудивительно, что Скиннер, Пиаже и Фрейд входят в первую тройку. Что может быть интересно, так это то, что Карл Роджерс занимает 6-е место в рейтинге. Что сделало его новаторским, так это его настойчивость в том, чтобы модель подверглась научному исследованию и клиническим испытаниям. Одним из результатов его работы стала психологическая теория. В этой работе Роджерс выдвинул сложный набор из 19 предложений, описывающих его теорию. В этой статье мы постараемся дать краткий обзор этого.

Чтобы придать теоретическую легитимность своей клинической работе, Роджерс написал 16 книг и еще больше статей, объясняющих, как эти 19 предложений работают на понимание человеческой личности. Одним из наиболее важных ключевых моментов подхода Роджерса является переопределение терапевтических отношений . Традиционно эти отношения определялись теориями Фрейда и других, где роль терапевта заключалась в роли лидера, а пациента в роли ведомого.

Роджерс утверждал, что для того, чтобы отношения между терапевтом и пациентом были эффективными, они должны включать намеренные отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. В последующие годы своей работы Роджерс расширил свою модель, чтобы применить ее к другим приложениям, включая теорию личности, межличностные отношения, образование, уход за больными, межкультурные отношения и другие «помогающие» профессии и ситуации.

Продолжить чтение →

Никакая теория сознания не может существовать независимо от реальности человеческой природы; его правила должны идти рука об руку с опытом жизни человека, а то, как он разработан, должно быть логически связано с продуктами человеческого разума.

Поскольку этот жизненный опыт так невероятно сильно отличается от человека к человеку, охватывая непостижимое разнообразие, единая теория сознания , которая включает в себя все элементы человеческой сферы (включая сны, мифы, воображение, искусство, культуру, и религия) создать далеко не просто. Почти наверняка именно поэтому ни одна из преобладающих в настоящее время теорий сознания (наряду с большинством теорий детского развития) не интегрировала в полной мере весь спектр человеческой природы.

Вероятно, это отчасти связано с тем, как развивалось наше понимание мозга и нервной системы: в основном из собранных воедино знаний о психических заболеваниях и патологиях. Этот угол оценки просто не поддается здоровому общему пониманию сознания, личности и опыта жизни человека. Никакое обсуждение модульных центров, генетического раскрытия, эпигенетических влияний и т. д. не приведет к глубокому пониманию того, как мозг на самом деле производит свое величайшее чудо: сознание .

Нейронаука, безусловно, интригует и временами поучительна, но часто применяется ограниченным и догматическим способом, слишком жестким, чтобы его можно было использовать при разработке теории сознания. Затем к этому добавляется влияние фармацевтическо-психиатрического комплекса, который активно продвигает концепцию о том, что нейротрансмиттеры и химия мозга являются бесспорной основой сознания и психиатрии, прибыльной и, следовательно, весьма сомнительной конструкцией. Насколько научна эта система на самом деле, в последнее время стало предметом пристального внимания. Истинная теория сознания должен учитывать гораздо больше, чем просто нейротрансмиттеры и химию мозга ; она должна учитывать человеческую природу, то, как она проявляется в мозгу и теле, как она развивается и организуется и как эволюционировала. Все больше и больше исследований показывают, что многие психические расстройства, перечисленные в DSM5, можно успешно лечить путем преднамеренной деактивации проблемных лимбических цепей в нашем мозгу. Чтобы понять этот процесс, нам нужно рассмотреть, как в нашем мозгу развиваются лимбико-кортикальные сопоставления.

Продолжить чтение →

  • 1
  • 2
  • 3
  • OlderPosts

| Journal Psyche

Истина часто реализуется через равновесие, находящееся посередине между противоположными крайностями — реальность, которую принял Фромм, разрабатывая свою теорию бессознательного. Фромм смешал идеи Фрейда и Маркса, создав компромисс между фрейдистским акцентом на бессознательном, биологических влечениях, вытеснении и т. д. (верой в то, что характер определяется биологией), и верой Маркса в то, что люди являются продуктом их общество (особенно экономические системы в нем).
Однако теория Фромма была не просто производной; он добавил к этим детерминистическим системам революционную концепцию свободы, предоставив людям возможность выйти за пределы различных детерминизмов, описанных Фрейдом и Марксом. Для Фромма свобода была центральным элементом человеческой природы.

Люди, согласно Фромму, на самом деле пытаются убежать от этой свободы следующими способами:

  1. Авторитаризм . Свобода, несмотря на все ее обещания волнения, также является одинокой перспективой; истинная свобода связана с отсутствием обязательств и отсутствием потерь — она отмечена глубокой обособленностью. Поэтому, возможно, неудивительно, что мы стремимся избежать этой свободы, сливаясь с другими. Один из самых примитивных способов сделать это — стать частью авторитарной системы, либо подчиняясь ей (присоединяясь к существующей структуре), либо становясь авторитарным (применяя структуру к другим). Независимо от выбранного вами метода, результат один и тот же: вы избегаете своей отдельной личности.

Фромм использовал термины мазохизм и садизм для обозначения крайних вариантов авторитаризма и заметил, что садист, независимо от его кажущейся силы, чувствует себя таким же вынужденным отыгрывать свою роль, как и мазохист, и, таким образом, не свободен в выборе своих действий.

Однако авторитаризм отнюдь не ограничивается диктатурами и другими крайними примерами; Мягкие варианты этого можно найти во многих местах — подумайте, например, об отношениях между студентами и профессорами: студенты ищут структуру, а профессор придерживается своих заметок. Каким бы безобидным и естественным ни казалось это взаимодействие, для студентов это способ избежать какой-либо ответственности за свое обучение, а для профессора — способ избежать реальных, сложных и, возможно, спорных вопросов в своей области.

  1. Разрушительность . Авторитаристы реагируют на болезненное существование, эффективно стирая себя через системы, в которых они обитают; разрушители, с другой стороны, пытаются стереть мир вокруг себя, чтобы он не причинял боли. Многие кажущиеся случайными акты жестокости, вандализма, унижения, преступлений, терроризма и т. д. можно объяснить таким способом бегства от свободы.

Продолжить чтение →

Вопрос о том, что движет нами — какая великая сила лежит в основе нашей индивидуальной мотивации, толкая нас вперед через всевозможные трудные обстоятельства, — давно интересовал психолога Альфреда Адлера. В конце концов он назвал эту движущую силу «стремлением к совершенству», термином, который заключает в себе желание, чтобы все мы реализовали свой потенциал, реализовали свои идеалы — процесс, поразительно похожий на более популярную идею самореализации.

Самоактуализация, возможно, является менее проблематичным из этих двух терминов, поскольку невозможно осмыслить идеи Адлера, не наткнувшись сразу же на неприятную природу слов «совершенство» и «идеал». В то время как идея стремления быть лучшей версией самого себя является явно положительной целью, понятие совершенства в психологии часто имеет довольно негативный оттенок. В конце концов, совершенства, скорее всего, не существует и, следовательно, недостижимо, а это означает, что попытки сделать это неизменно разочаровывают и может пройти полный круг, чтобы вызвать крайнее отсутствие мотивации (т. е. сдаться).

Действительно, сам Адлер отказывался использовать слово «совершенство» для описания своей единственной движущей силы, вместо этого начав с таких фраз, как быть любимым, не встречаться) — но и этот термин имел явные негативные коннотации; агрессия, в конце концов, редко считается чем-то хорошим, и использование термина «напористость», возможно, послужило Адлеру лучше.

(Интересно, что сам Фрейд возражал против термина «агрессивное влечение», хотя и не на том основании, что он имел чрезмерно негативный оттенок; напротив, Фрейд считал, что это умаляет ключевое положение полового влечения в психоаналитической теории. Однако в последующие годы Фрейд, возможно, передумал, поскольку его идея «инстинкта смерти» имела большое сходство с теорией Адлера. была компенсация, которая в данном случае предназначалась для обозначения процесс стремления преодолеть врожденные ограничения . Адлер постулировал, что, поскольку у всех нас есть различные проблемы и недостатки как у людей, наша личность развивается в основном за счет того, как мы компенсируем (или не компенсируем) эти врожденные проблемы или преодолеваем их. Позже Адлер частично отверг эту идею (хотя она по-прежнему играла важную роль в его теории; подробнее об этом позже), поскольку он решил, что неверно предполагать, что чьи-то проблемы являются причиной того, кем человек в конечном итоге становится.

Продолжить чтение →

Такие термины, как самоактуализация и подтверждение, сегодня используются очень часто; по мере того, как наша культура неуклонно движется все больше и больше в сторону прославления личности, эти фразы часто используются в качестве броских дескрипторов для реализации и утверждения себя… Но откуда они берутся и какие процессы действительно лежат в основе самоактуализации?

Термин «самоактуализация» обязан своим происхождением гуманистической психологической теории, прежде всего теориям Абрахама Маслоу. Маслоу ввел термин самоактуализация, чтобы описать рост человека в направлении удовлетворения своих самых высоких потребностей, тех самых передовых концепций и «больших вопросов», с которыми борются люди, таких как поиск смысла жизни.

Маслоу верил и создал психологическую иерархию потребностей (многие из нас уже знакомы с пирамидой потребностей Маслоу), удовлетворение которых завершается реализацией человеком «бытийных ценностей», самой вершины пирамиды что символизирует смысл.

Маслоу считал, что люди, которым удалось стать самореализованными людьми, способны разрешать распространенные идеологические конфликты, такие как конфликт между детерминизмом и свободой воли, благодаря повышенной креативности и психологической стойкости.

Иерархия потребностей Маслоу восходит в следующем порядке:

  1. Физиологические потребности (физические потребности, связанные с выживанием), такие как потребность в еде, воде, сне и воздухе. Они находятся в нижней части пирамиды и представляют наши самые основные потребности.
  2. Потребность в безопасности, защищенности и защите; следующая в пирамиде потребность в стабильной и безопасной среде, свободной от раздоров; человеческий рост не может продвинуться дальше этой стадии без безопасности, поскольку ощущение безопасности позволяет людям перестать думать о своих потребностях, связанных с выживанием, и перейти к более неосязаемым желаниям.
  3. Далее следует потребность в любви и принадлежности, любовь семьи и партнеров, признание сверстников и т. д. Эта любовь закладывает основу для следующего уровня пирамиды:
  4. Потребность в самоуважении, самоуважении и уважении от других; основы любви к себе, в сущности.
  5. «Бытие» нуждается в творчестве и поиске смысла.

Продолжить чтение →

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны благодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.

Среди самых важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснил следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя это понятие от общепринятого понятия разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.

Юнг считал, что психика представляет собой саморегулирующуюся систему , скорее похожую на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуализация ».

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, вносящие свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознание, наше чувство. личности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе самости, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается придать смысл и ценность своему разнообразному опыту.

Однако эго — это всего лишь одна маленькая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного… Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.

Продолжить чтение →

Концепция бессознательной обработки не совсем нова, Зигмунд Фрейд представил свою модель человеческого разума в эссе « Бессознательное », опубликованном в 1915 году. Тем не менее, Фрейд считал, что основная цель бессознательного и подсознательные слои хранят информацию, а не собирают и обрабатывают информацию. По-видимому, Фрейд недооценил бессознательное. Согласно большому объему психологических и нейропсихологических исследований, проведенных за последние два десятилетия (состоящих из данных, собранных более чем 100 независимыми исследователями по всему миру), то, что происходит в нашем сознании, — это всего лишь пресловутая верхушка айсберга; наше сознательное мышление, восприятие и обучение составляют лишь небольшую часть нашей общей умственной деятельности , а остальная часть полностью бессознательна. Эта идея впервые была представлена ​​35 лет назад в книге Роя Лахмана, Джанет Лахман и Эрла Баттерфилда «Когнитивная психология и обработка информации»:

            «Большая часть того, что мы делаем, происходит бессознательно. Это исключение, а не правило, когда мышление является сознательным, но по самой своей природе [т. Это не единственный вид; это меньшинство». (стр. 207)    

Наш разум, как оказалось, действительно функционирует подобно компьютерам тела; но роль сознательного разума гораздо скромнее, чем считалось до . Это, конечно, не центральный процессор (или центральный процессор), а скорее набор периферийных устройств, представляющих собой интерфейс, взаимодействующий с внешним миром. Фактическая основная часть обработки происходит в бессознательном уме, который является настоящим процессором нашего тела. Наш разум одинаково хорошо справляется с многозадачностью ; в то время как мы заняты восприятием части того, что происходит вокруг нас, наш разум занят поглощением большей части остального того, что присутствует в нашем окружении.

Наше сознание работает намного медленнее, чем наше бессознательное , и в целом менее искусно обрабатывает информацию и менее эффективно справляется с поставленной задачей. Следовательно, можно сказать, что бессознательный ум более разумен, чем сознательный.

Продолжить чтение →

Никакая теория сознания не может существовать независимо от реальности человеческой природы; его правила должны идти рука об руку с опытом жизни человека, а то, как он разработан, должно быть логически связано с продуктами человеческого разума.

Поскольку этот жизненный опыт так невероятно сильно отличается от человека к человеку, охватывая непостижимое разнообразие, единая теория сознания , которая включает в себя все элементы человеческой сферы (включая сны, мифы, воображение, искусство, культуру, и религия) создать далеко не просто. Почти наверняка именно поэтому ни одна из преобладающих в настоящее время теорий сознания (наряду с большинством теорий детского развития) не интегрировала в полной мере весь спектр человеческой природы.

Вероятно, это отчасти связано с тем, как развивалось наше понимание мозга и нервной системы: в основном из собранных воедино знаний о психических заболеваниях и патологиях. Этот угол оценки просто не поддается здоровому общему пониманию сознания, личности и опыта жизни человека. Никакое обсуждение модульных центров, генетического раскрытия, эпигенетических влияний и т. д. не приведет к глубокому пониманию того, как мозг на самом деле производит свое величайшее чудо: сознание .

Нейронаука, безусловно, интригует и временами поучительна, но часто применяется ограниченным и догматическим способом, слишком жестким, чтобы его можно было использовать при разработке теории сознания. Затем к этому добавляется влияние фармацевтическо-психиатрического комплекса, который активно продвигает концепцию о том, что нейротрансмиттеры и химия мозга являются бесспорной основой сознания и психиатрии, прибыльной и, следовательно, весьма сомнительной конструкцией. Насколько научна эта система на самом деле, в последнее время стало предметом пристального внимания. Истинная теория сознания должен учитывать гораздо больше, чем просто нейротрансмиттеры и химию мозга ; она должна учитывать человеческую природу, то, как она проявляется в мозгу и теле, как она развивается и организуется и как эволюционировала. Все больше и больше исследований показывают, что многие психические расстройства, перечисленные в DSM5, можно успешно лечить путем преднамеренной деактивации проблемных лимбических цепей в нашем мозгу. Чтобы понять этот процесс, нам нужно рассмотреть, как в нашем мозгу развиваются лимбико-кортикальные сопоставления.

Продолжение чтения →

  • 1
  • 2
  • 3
  • Старые положения

Сознание и слепое порядок — Генеральная психология

.

Цели обучения

  • Объяснить слепое зрение и то, что оно говорит о сознании

Если вы уже изучали мозг (в модуле «Биопсихология»), то изображение четырех основных долей коры головного мозга ниже должно показаться вам знакомым. Нажмите на ту часть мозга, которая больше всего отвечает за зрение.

Слепое зрение

Как вы думаете, что произойдет, если ваши затылочные доли будут повреждены? Еще в 1970-х большинство ученых и врачей сказали бы: «Вы ослепнете». Оказывается, ответ сложнее.

В возрасте 8 лет Грэм Янг из Оксфорда, Англия, попал в велосипедную аварию. Впоследствии он сообщил, что часть его зрения исчезла. Он сказал своим врачам, что больше не может видеть что-либо справа от центра своего зрения ни левым, ни правым глазом. Левая сторона его зрительного мира в обоих глазах была нормальной. Хотя он говорит, что иногда натыкался на предметы справа от себя, потому что не мог их видеть, при проверке пятнадцать лет спустя окулист обнаружил, что мистер Янг, похоже, реагирует на зрительные движения в своей «слепой» области.

Рисунок 1 . На иллюстрации показан вид сверху вниз на нервный путь от глаз (показан вверху) до затылочных долей (показан внизу). Синие и красные линии показывают основные пути передачи информации от глаз через таламус к затылочным долям. Из-за повреждения левой зрительной коры у Грэма Янга он не может видеть в правом поле зрения, что влияет на оба глаза.

Грэм Янг познакомился с психологами Ларри Вайскранцем и Элизабет Уоррингтон, которые ранее работали с человеком (известным как Д. Б.), который, похоже, обладал похожей способностью видеть, несмотря на слепоту. ДБ мог сообщать о формах и цветах, движении и ориентации объектов, несмотря на то, что утверждал, что ничего не видел. Он сказал, что угадывает, но обычно оказывается прав насчет цвета, формы и других характеристик предметов.

Прежде чем мы продолжим, пожалуйста, подумайте, что может происходить с Грэмом Янгом и Д.Б.

Люди со слепым зрением были протестированы на способность различать цветовые различия, изменения яркости, способность различать различные формы, а также отслеживать движение. Критически важно, что люди со слепым зрением сознательно переживают слепоту, часто чувствуя, что они угадывают, несмотря на их высокий уровень точности.

Слепое зрение в действии

Вот короткое видео о человеке, который полностью ослеп из-за повреждения зрительной коры обоих полушарий. Исследователи (включая доктора Вайскранца, упомянутого выше) создали полосу препятствий для человека (чье лицо размыто, чтобы защитить его частную жизнь). Следите за тем, как хорошо он перемещается по объектам без посторонней помощи. Человек позади него просто там в качестве меры предосторожности.

Как может произойти слепое зрение?

Ваше сознательное восприятие окружающего мира, выбор и решения, которые вы принимаете, а также эмоции и отношения, которые мотивируют вас, не являются совокупностью вашей умственной деятельности или обработки информации вашим мозгом. Многие, а возможно, и большинство психологов считают, что сознание — это лишь малая часть вашей общей когнитивной деятельности. [1]

Человек считается слепым, если у него отсутствует сознательный опыт визуального мира. Этот сознательный опыт основан на потоке информации от глаз через таламус в середине мозга к первичной зрительной коре в затылочной доле в задней части мозга. Если первичная зрительная кора повреждена или не может получать входные данные из-за нарушения зрительного пути, то человек не будет «видеть» объекты и события, которые мы обычно связываем со зрением.

Рисунок 2 . Зеленые и фиолетовые линии представляют собой основной зрительный путь, который производит наше сознательное зрительное восприятие. Красные линии примерно представляют вторичные пути, которые производят визуальную информацию с уменьшенным сознательным опытом или вообще без него. (Эти вторичные пути точно не показаны).

Слеповидение возникает из-за того, что зрительная система имеет первичный путь (от сетчатки к таламусу и первичной зрительной коре), но также имеет и вторичные пути (от сетчатки к таламусу и другим областям мозга). Эти «другие области мозга» включают части лобной доли, которые управляют движениями глаз, части среднего мозга, которые помогают направлять зрительное внимание, и части затылочной доли, которые обрабатывают особенности зрительного восприятия, включая форму, движение и цвет. [2]

Существование областей визуальной обработки отдельных особенностей зрения и тот факт, что эти области получают некоторую непосредственную визуальную информацию (т. е. ввод, который не поступает сначала в первичную зрительную кору), означает, что человек может точно реагировать на вопросы о цвете, движении или форме без сознательного «видения» объектов, которые имеют цвет, форму или движутся.

Examing Blindsight

Вы можете увидеть Грэма Янга во время его тестирования в лаборатории в этом видео, которое показывает его вместе с психологом Ларри Вейцкранцем. Видеоклип (посмотрите только первые 3 минуты) из программы, которую ведет невролог В. С. Рамачандран, продолжает объяснять теорию о том, почему возникает слепота.

Вы можете просмотреть стенограмму «Часть 3 — Фантомы в мозгу (Эпизод 1)» здесь (откроется в новом окне).

Важно помнить, что у ВАС есть такие же «бессознательные» пути в вашей зрительной системе. Это означает, что ваше сознательное восприятие визуального мира может не включать всю визуальную информацию, которую вы обрабатываете. Другими словами, вы можете «знать» больше, чем «видеть».

Слепое зрение — не единственное состояние, которое включает бессознательную или низкосознательную обработку. Другие неврологические синдромы с бессознательным элементом включают амнезию, игнорирование полупространства, дислексию, афазию и различные агнозии. [3]

Создание слепого зрения в лаборатории

Было бы здорово, если бы мы могли воспроизвести слепое зрение в лаборатории, чтобы лучше понять визуальную обработку и сознательный опыт? Может быть, со студентами-добровольцами в качестве наших испытуемых? Сумасшедшая идея?

Рисунок 3 . Возможно, ничего не подозревающий студент вызвался на транскраниальную магнитную стимуляцию.

Оказывается, это уже сделали исследователи. Используя точно направленные магнитные импульсы, исследователи могут временно нарушить определенные области первичной зрительной коры — области, ответственной за сознательное зрение — без травм. Эта «слепота» длится всего доли секунды, после чего зрение возвращается к норме. Хотели бы вы стать участником?

Давайте посмотрим, как это работает.

ТМС: транскраниальная магнитная стимуляция

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — это процедура, используемая для стимуляции нейронов головного мозга. Устройство, называемое «волшебной палочкой», содержит электрическую катушку, которая генерирует магнитное поле, которое, в свою очередь, создает небольшой электрический ток в мозгу. [4] Электрический ток побуждает нейроны (клетки головного мозга) производить нервные сигналы, называемые потенциалами действия. Когда потенциалы действия производятся в нормальных мозговых процессах, они позволяют нейронам общаться друг с другом. Однако когда потенциалы действия индуцируются внешней силой — в данном случае палочкой ТМС — они бессмысленны и временно мешают коммуникации между нейронами. Если производится только один импульс электромагнитной энергии, то разрушение нейронов в целевой области длится всего доли секунды. Множественные импульсы, называемые повторяющимися ТМС (рТМС), могут производить более длительные эффекты. Фактически, сейчас терапевты используют рТМС для лечения депрессии и невропатической боли.

Импульс ТМС можно очень точно направить на небольшую область мозга. Когда целью является первичная зрительная кора в затылочной доле, импульс ТМС может быть сфокусирован, чтобы помешать нейронной связи в крошечной области поля зрения — настолько маленьком и происходящем в течение такого короткого времени, что вы даже не заметите. . Какой бы короткой ни была продолжительность или крошечная пораженная область, человек, получающий импульс ТМС, временно ослеп в небольшой части поля зрения.

Лабораторные исследования бессознательной визуальной обработки

Доктор Тони Ро — профессор психологии Городского университета Нью-Йорка. Он начал изучать связь между сознанием и работой мозга более 20 лет назад и был одним из первых исследователей, применивших технологию ТМС для изучения зрительного восприятия.

В одном исследовании доктор Ро и аспиранты Дженнифер Бойер и Стефани Харрисон использовали технологию ТМС, чтобы выяснить, могут ли нормальные люди обрабатывать особенности визуальных стимулов, не осознавая эти стимулы. Другими словами, они хотели знать, смогут ли они создать временное слепое зрение у нормальных субъектов в лаборатории.

Помните, что слепое зрение предполагает бессознательное осознание «особенностей» объектов и событий, таких как форма объекта или направление его движения. Это исследование было сосредоточено на двух визуальных характеристиках: ориентации и цвете. Мы с вами видим ориентацию (горизонтальную или вертикальную) или цвет (красный или зеленый) как часть восприятия какого-либо объекта. Линия горизонтальна. Коробка красная. Для человека со слепым зрением «горизонтальное» воспринимается без какой-либо связанной с ним формы. «Красное» переживается без осознания того, что является красным. Это состояние слепого зрения, которое доктор Ро и его коллеги хотели воспроизвести в лаборатории с помощью добровольцев.

Давайте пройдемся по эксперименту, чтобы понять, как он был задуман и проведен.

Эксперимент 1: бессознательное определение ориентации

НАСТРОЙКА : Палочка ТМС была точно отрегулирована таким образом, чтобы импульс ТМС был направлен на заднюю часть мозга (первичная зрительная кора в затылочных долях), воздействуя на очень небольшую область поля зрения. Например, представьте серое поле внизу как экран компьютера. Плюсик посередине — это точка фиксации. Вы (участник исследования) фиксируете взгляд на этом плюсе и удерживаете его на нем во время каждой попытки. Импульс ТМС настраивается на ваш индивидуальный мозг, так что область, показанная синим кругом (используется здесь только для пояснения), на мгновение «слепнет», когда импульс активен. Это кропотливый процесс, который включает в себя точную калибровку зонда на основе отзывов участников о том, что он или она может видеть, когда на экране отображаются различные цели.

Рисунок 4 . Исследователи настраивали палочку ТМС до тех пор, пока круг временно не исчезал из поля зрения человека.

ТЕСТИРОВАНИЕ : В одном из экспериментов доктора Ро участники должны были угадать ориентацию линии, иногда когда они были временно ослеплены (в крошечной области зрительной коры) импульсом ТМС. Исследование состояло из серии испытаний. В каждом испытании на экране компьютера перед участником на долю секунды вспыхивала горизонтальная или вертикальная линия. В некоторых из этих испытаний импульс ТМС разрушал нейроны в зрительной коре. В других испытаниях пульс ТМС отсутствовал. Пробы без пульса служили своего рода контрольным состоянием.

Нажмите на слайд-шоу ниже, чтобы увидеть шаги в состоянии вертикальной линии. Вы можете использовать стрелки внизу для навигации по слайдам.

РЕЗУЛЬТАТЫ : Случайно, если вам придется выбирать между двумя равновероятными вариантами (горизонтальный или вертикальный), вы будете правы примерно в 50% случаев. В испытаниях, когда испытуемые сообщали, что они вообще ничего не «видят», они правильно угадывали ориентацию линии в 75% случаев, что значительно лучше случайного. Также была сильная положительная корреляция (r = +0,93) между точностью и уверенностью: чем больше испытуемый был уверен в своей догадке, тем больше вероятность того, что догадка была верной. Имейте в виду, что во всех этих случаях испытуемые начинали с того, что ничего не видели. Это было около 60% испытаний. В остальных 40% испытаний испытуемые сообщали, что видели что-то, даже если это было небольшое размытие, и эти испытания не учитывались. Неудивительно, что точность была почти идеальной, когда испытуемые осознавали, что видят полосу и ее ориентацию.

Варианты эксперимента

В той же статье сообщалось о втором исследовании с использованием цвета круга, а не ориентации столбца. В остальном процедуры были такими же, как и в первом эксперименте, а результаты соответствовали результатам эксперимента по ориентации стержня.

Тестирование слепого зрения с помощью TMS

Вот видео об аналогичном эксперименте, проведенном доктором Ро и его коллегами. Эксперимент в видео включает в себя обнаружение еще одной особенности объектов: их формы. Основные процедуры и результаты аналогичны тем, которые вы только что прочитали.

Вы можете просмотреть стенограмму выступления «Видение за пределами зрительной коры — научная нация» здесь (откроется в новом окне).

Выводы исследования

Экспериментаторам удалось получить опыт слепоты с помощью аппарата ТМС, а также получить доказательства бессознательной обработки особенностей зрительного опыта у нормальных (студентов колледжа) добровольцев. Эти результаты, объединенные с опытом людей с неврологическими нарушениями, подтверждают теорию о том, что часть нашего визуального восприятия мира происходит вне нашего сознания. Студенты колледжа показали, что эта бессознательная обработка не является результатом повреждения мозга, а скорее является частью нашего нормального восприятия мира.

Несколько заключительных слов

Этот модуль посвящен сознанию. Принято считать, что все, что мы знаем об окружающем нас мире, о наших собственных мыслях и внутренних переживаниях, должно пройти через дверной проем нашего сознательного разума. Свидетельства слепого зрения — лишь одно из нескольких направлений исследований, показывающих, что мы обрабатываем больше информации, чем осознаем. Изучение того, насколько эта бессознательная информация может влиять на наши мысли и действия, наши предпочтения и убеждения, является важной задачей для подрастающего поколения ученых.

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Психология в реальной жизни: взгляд вслепую. Автор : Патрик Кэрролл для Lumen Learning. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Изображение зрительных путей. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Human_visual_pathway.svg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Студент колледжа в парке. Автор : CollegeDegrees360. Расположен по адресу : https://www. flickr.com/photos/83633410@N07/7658074952. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • TN Слепое зрение. Автор : CANlabTilburg. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=ACkxe_5Ubq8. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • TMS-образ. Авторы : Лоузи Д.М., Стокко А., Абернети Дж.А. и Рао РПН. Расположен по адресу : https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/frobt.2016.00072/full. Проект : Навигация по 2D-виртуальному миру с использованием прямой стимуляции мозга.
  • Изображение, нейро-мс. Автор : Бабуров. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Neuro-ms.png. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

Все права защищены. Содержание

  • Видение за пределами зрительной коры — Нация науки. Автор: : Национальный научный фонд. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=_Y4KsUqmuUw. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Эксперимент слепого зрения – 1989. Автор : Конрад Вайскранц. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?time_continue=50&v=wDt_Txi7pC0. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

  1. Источник: http://marketingland.com/wp-content/ml-loads/2014/09/iceberg-ss-1920.jpg ↵
  2. Недавний литературный обзор доказательств существования путей к мозгу. кора головного мозга: Раббо, Ф.А., Кох, Г., Лефевр, К., и Сейзер, Р. (2015). Прямые геникуло-экстрастриарные пути: обзор литературы. Хирургическая и рентгенологическая анатомия, 37(8), 891-899.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts