Стадии развития по пиаже: Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

​​​​​​​В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).

Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.

Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме.

Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.

Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются.

Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет собой абсурдные выдумки или является результатом их желания оправдаться любой ценой.

Стадия конкретных операций

характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.

В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.

Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

Пиаже: стадии развития интеллекта | Теория Пиаже стадии: VIKENT.RU


Жан Пиаже предложил и неоднократно возвращался к стадиям развития интеллекта у ребёнка, поэтому я привожу этот текст в виде реферата:


«В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.

Период сенсомоторного интеллекта — на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы.

Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».

а) Стадия центрации ребёнка на своем собственном теле до (7-9 месяцев)

0-1 мес. — упражнение рефлексов.

1-4,5 мес. — простые навыки и первые круговые реакции. 4,5-8-9 мес. — координация зрения и хватания;
вторичные круговые реакции.

б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.

8-9 — 11-12 мес. — дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.

11-12 — 18 мес. — дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций.

18-24 мес. — начало интериоризации схем решения некоторых проблем путём дедукции.

Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.

а) Стадия дооперационального интеллекта

Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символических функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.

Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого.

Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребёнка в этот период следуют за образными представлениями).

2-4 года — появление символической функции, начало интериоризации схем действий.

4-6 лет — интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.

6-8 лет — интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления.

б) Стадия конкретных операций

Постепенное развитие знаково-символических функций ведёт к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений.

Группировка — закрытая обратимая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность.

8-10 лет — простые операции: классификация, сериация, установление взаимно-однозначного соответствия.

9- 12 лет — система операций: система координат, проективные понятия. Период пропозициональных или формальных операций

С 11 — 13 лет появляются формальные операционные схемы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по отношению к реальному миру.

12-14 лет — становление формальных операций: гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика.

От 13-14 лет — достижение формальных операций: структура «решётки» и группа четырёх трансформаций (INRC).

Группировки из операций и схем формируются в трёх основных сферах:

— в области операций с дискретными элементами — логические операции;
— в области операций с непрерывными величинами — инфралогические операции;
— в области отношений целей и средств, что приводит к мышлению о ценностях».

Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии: М., Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 г., с. 260-261.

 

Развитие абстрактного мышления у детей по Жану Пиаже.

Когнитивное развитие — StatPearls — NCBI Bookshelf

Определение/Введение

В средневековом обществе не существовало детства. В возрасте около семи лет они взяли ребенка в качестве маленького взрослого в сообщество с такими же ожиданиями в отношении работы, брака и юридических последствий. Мы можем отдать корону за возникновение идей развития Чарльзу Дарвину в знак признания его работы о происхождении этологии (научного исследования эволюционной основы поведения) и «Биографического очерка младенца».

Только в 20 веке появились теории развития. При концептуализации когнитивного развития мы не можем игнорировать работу Жана Пиаже. Пиаже предположил, что когда маленькие дети переживают событие, они обрабатывают новую информацию, балансируя между ассимиляцией и аккомодацией. Ассимиляция — это получение новой информации и приспособление к ранее понятым ментальным схемам, в то время как аккомодация — это адаптация и пересмотр ранее запланированной ментальной схемы в соответствии с новой информацией. Пиаже разделил развитие ребенка на четыре стадии. Первая стадия, сенсомоторная (возраст от 0 до 2 лет), — это время, когда дети овладевают двумя явлениями: причинностью и постоянством объекта. Младенцы используют свои чувства и двигательные способности, чтобы манипулировать своим окружением и узнавать об окружающей среде. Они понимают причинно-следственную связь, например, когда встряхивание погремушки может издавать звук и может повторять его, или как плач может заставить родителей спешить уделить им внимание. Вскоре с созреванием лобных долей и развитием памяти младенцы могут создавать мысленные схемы и представлять себе, что может произойти, не вызывая физического эффекта, и, таким образом, лучше планировать действия (появление мысли). Постоянство объекта проявляется примерно в шестимесячном возрасте. Это концепция, согласно которой объекты продолжают существовать, даже если они в настоящее время не видны. Затем наступает «дооперациональная» стадия (от 2 до 7 лет), когда ребенок может использовать ментальные представления, символическое мышление и язык. Младенец учится подражать и притворяться, что играет. Он эгоцентричен, т. е. не способен понять, что люди могут думать иначе, чем он, и все (хорошее или плохое) так или иначе связано с ним. За этим этапом следует «конкретно-операциональный этап» (от 7 до 11 лет), когда ребенок использует логические операции при решении задач, включая овладение сохранением и индуктивным умозаключением. Формальный операционный этап (12 лет и старше) предполагает, что подросток может использовать логические операции с возможностью использования абстракций. Он может понимать теории, выдвигать гипотезы и понимать абстрактные идеи, такие как любовь и справедливость.

При понимании когнитивного развития ребенка и стадий Пиаже следует помнить о некоторых проблемах, связанных с плохой обобщаемостью стадий. Например, консервация может накладываться на предоперационную и конкретно-операциональную стадию, поскольку ребенок осваивает ее в одной задаче, а не в другой. Точно так же мы теперь понимаем, что ребенок овладевает «Теорией разума» к 4–5 годам, намного раньше, чем когда Пиаже предположил, что эгоцентризм разрешается.

Стадии когнитивного развития (решение проблем/Интеллект):  Слово разум происходит от латинского слова «intelligere», что означает понимать или воспринимать. Решение проблем и когнитивное развитие прогрессируют от установления постоянства объекта, причинности и символического мышления с конкретным (практическое обучение) к абстрактному мышлению и внедрению имплицитного (бессознательного) в явное развитие памяти.

Новорожденный до 2 месяцев: При рождении оптическое фокусное расстояние составляет примерно 10 дюймов. Младенцы активно ищут раздражители, привыкают к знакомому и более активно реагируют на изменение раздражителей. Первоначальные реакции более рефлекторны, такие как сосание и хватание. Он может зафиксироваться и следовать по медленной горизонтальной дуге и в конечном итоге будет следовать за средней линией. Он предпочитает контраст, цвета и лица, отличая знакомые от умеренно новых стимулов. По мере того, как он привыкает к лицам опекунов, у него появляется предпочтение. Он будет на мгновение смотреть туда, откуда исчез объект (отсутствие постоянства объекта). На этом этапе он предпочитает высокие голоса.

От 2 до 6 месяцев: Младенцы участвуют в целенаправленном сенсорном исследовании своего тела, глядя на свои руки, дотрагиваясь и касаясь частей своего тела. Таким образом, опираясь на концепцию причины и следствия и самопонимание. Он ценит ощущения и меняется вне себя с меньшей регулярностью. По мере того, как он овладевает своими двигательными способностями, что-то случается случайно, а потом он это повторяет. Например, прикосновение к кнопке может зажечь игрушку, или плач может вызвать появление опекуна. В этом возрасте он будет предвосхищать рутину.

От 6 до 12 месяцев: постоянство объекта проявляется по мере того, как младенец ищет объекты. Сначала он будет искать частично спрятанные предметы (6 месяцев), а затем полностью спрятанные, например, будет открывать игрушки и заниматься прятки (9 месяцев). Тревога разлуки и тревога незнакомца появляются, когда он понимает, что с глаз долой не выходит из головы. По мере того, как его двигательные способности развиваются, он продолжает исследовать, используя свои чувства, доставая, осматривая, удерживая, кусая и бросая предметы. Он может манипулировать своим окружением, изучая причины и следствия методом проб и ошибок, подобно тому, как при ударе по двум блокам может издаваться звук. В конце концов, он выстраивает ментальную схему (как предложил Пиаже) и учится использовать объекты функционально, например, намеренно нажимает кнопку, чтобы открыть и залезть внутрь коробки с игрушками.

От 12 до 18 месяцев: Примерно в это время двигательные способности облегчают ребенку ходьбу, дотягивание, захват и отпускание. Он может исследовать игрушки, чтобы заставить их работать. Появляются новые игровые навыки. Он имитирует жесты и звуки, и возникает эгоцентрическая притворная игра. По мере развития постоянства объекта и памяти он может найти игрушку после того, как стал свидетелем серии перемещений и отслеживания движущихся объектов.

От 18 до 24 месяцев: по мере развития памяти и навыков обработки информации и созревания лобных долей он теперь может представлять результаты без стольких физических манипуляций, а новые стратегии решения проблем появляются без репетиций. Появляется мысль, и появляется способность планировать действия. Постоянство объекта устанавливается полностью, и он может искать объект, предвидя, где он может быть, не наблюдая его смещения. В 18 месяцев символическая игра расширяется от себя, и вместо того, чтобы притворяться, что ест сам, он может дать плюшевому мишке бутылочку и может имитировать работу по дому.

От 24 до 60 месяцев (дошкольный возраст): На этом этапе появляется магическое мышление и принятие желаемого за действительное; например, солнце ушло домой, потому что устало. Эта способность также может вызвать опасения из-за боязни монстров, и логических решений может быть недостаточно для уверенности. Восприятие будет доминировать над логикой, и предоставление им воображаемого инструмента, такого как спрей от монстров, для облегчения этого беспокойства может быть более полезным. Точно так же отсутствует концепция сохранения и объема, и то, что кажется больше или больше, больше. Например, один файл cookie, разделенный на два, может равняться двум файлам cookie. На этом этапе у ребенка также плохое представление о причине, и он может подумать, что заболел из-за плохого поведения. Он эгоцентричен в своем подходе и может смотреть на ситуации только со своей точки зрения, предлагая утешение расстроенному близкому человеку с помощью своей мягкой игрушки. В 36 месяцев он может понимать простые понятия времени, различать формы, сравнивать два предмета (например, больший) и считать до «3». Игра становится все более всеобъемлющей: от простых сценариев кормления куколки до похода в парк. В 48 месяцев он умеет считать до четырех, различает 4 цвета и понимает противоположности. В 60 месяцев развиваются предварительные навыки грамотности и счета, он может точно считать до 10, повторяет наизусть азбуку и узнает несколько букв. В этом возрасте у ребенка также развивается предпочтение руки. В возрасте от 4 до 5 лет , игровые истории становятся еще более подробными и могут включать в себя сценарии из воображения, в том числе воображаемых друзей. Игра с некоторыми правилами игры и соблюдение этих правил также устанавливаются в дошкольном возрасте. Правила могут быть абсолютными9.0005

Возраст от 6 до 12 лет: В раннем школьном возрасте развиваются научные рассуждения и понимание физических законов сохранения, включая вес и объем. Ребенок может понять несколько точек зрения и может понять одну точку зрения на ситуацию. Они понимают, что правила игры могут меняться по взаимному согласию. Сначала происходит овладение базовыми навыками чтения, а числа осваиваются, и, в конце концов, примерно в третьем-четвертом классе акцент смещается с обучения чтению на чтение, чтобы учиться, и с правописания на сочинение. Все эти этапы требуют овладения устойчивым вниманием и навыками обработки, рецептивной и выразительной речи, а также развитием памяти и воспроизведением. Ограничением этой стадии является неспособность осмысливать абстрактные идеи и полагаться на логические ответы.

Двенадцать лет и старше (подростковый возраст): В этом возрасте подростки могут применять логику системно и научно. Они могут применять абстрактное мышление для решения алгебраических задач и одновременно применять несколько логических подходов для достижения научного решения. Легче использовать эти понятия для школьных занятий только раньше. Позже, в подростковом и взрослом возрасте, они также могут относиться к эмоциональным и личным жизненным проблемам. Магическое мышление или следование идеалу направляет решения больше, чем мудрость. Некоторые могут иметь большее влияние от религиозности/моральных правил и абсолютных представлений о добре и зле. Ставка под сомнение преобладающим кодексом поведения может вызвать беспокойство или бунт и в конечном итоге привести к развитию личной этики. Параллельно, помимо самости, развивается и социальное познание, утверждаются понятия справедливости, патриархата, политики и т.д. В позднем подростковом возрасте и в раннем взрослом возрасте важным становится размышление о будущем, включая такие идеи, как любовь, преданность делу и карьерные цели.[2]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Педиатры и врачи первичной медико-санитарной помощи находятся в лучшем положении, чтобы контролировать рост и развитие ребенка у детей и, в частности, когнитивное развитие ребенка. Отставание может свидетельствовать о нарушении развития, таком как синдром дефицита внимания/гиперактивности, неспособность к обучению, общая задержка развития, нарушение речи, нарушение координации развития, легкая умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, умеренная или тяжелая умственная отсталость, церебральный паралич, фетальный алкогольный синдром. (FASD), нарушение зрения или глухота. Наиболее известными причинами умственной отсталости являются ФАСН, синдром Дауна, ломкая Х-хромосома, другие генетические/хромосомные проблемы, свинец, другие токсины и влияние окружающей среды, такое как бедность, недоедание, жестокое обращение и пренебрежение. Пренатальные причины умственной отсталости (ИД) включают инфекции, токсины и тератогены, врожденный гипотиреоз, врожденные нарушения метаболизма и генетические аномалии. Алкогольный синдром плода является наиболее частой предотвратимой причиной ИД. Синдром Дауна является наиболее распространенной генетической причиной, а синдром ломкой Х-хромосомы — наиболее распространенной наследственной причиной. Таким образом, для обследования на умственную отсталость рекомендуемыми тестами первого уровня являются хромосомный микроматричный анализ и тестирование ломкой Х-хромосомы.

Клинические проблемы могут возникать в следующих областях: визуальный анализ, проприоцепция, моторный контроль, хранение и воспоминание в памяти, концентрация внимания и последовательность действий, а также нарушения рецептивной и/или экспрессивной речи. Раннее распознавание приводит к более ранней диагностике и вмешательству, которое показало многообещающие результаты в улучшении когнитивных функций. Помимо того, что лучше для детей и семей, это экономит экономические расходы на инвалидность в будущем. Таким образом, не только наблюдение, но и активный скрининг задержки развития должны быть неотъемлемой частью медицинской практики.[3] Некоторыми часто используемыми мерами являются опросник по возрасту и стадиям, опрос о благополучии детей младшего возраста и т. д. Если речь идет о наблюдении и скрининге, необходимо направление для раннего вмешательства вместо выжидательного ожидания.

Умственная отсталость определяется, когда есть проблемы как с интеллектуальными, так и с адаптивными функциями. Обычно для стандартизированных показателей это означает оценку ниже двух стандартных отклонений от среднего значения, которое для большинства показателей равно 100. Стандартные тесты, используемые для измерения интеллектуальных функций, включают:

  • Шкала интеллекта Векслера для детей (WISC),

  • Шкала интеллекта Векслера для дошкольников и начальных классов (WPPSI)

  • Stanford Binet

Стандартизированный тест на адаптивное функционирование включает:

Следует подозревать неспособность к обучению, когда показатель интеллекта находится в пределах среднего диапазона, но имеется значительное расхождение по сравнению с показателями достижений и/или когда ребенок не реагируют на научно обоснованные вмешательства. Вмешательства, основанные на фактических данных, включают увеличение времени обучения и специализированные инструкции, проводимые обученным персоналом в областях с дефицитом.

Клиническая значимость

Раннее вмешательство во время «критического периода» развития показало многообещающие результаты.[4] Таким образом, клиницисты должны взять на себя инициативу по диагностике, лечению и созданию ресурсов для раннего вмешательства, чтобы обеспечить нашим детям оптимальные возможности для здоровья. Предоставление услуг раннего вмешательства должно осуществляться в двух областях; биологический риск/инвалидность и экологический риск.

Педиатры и практикующие врачи первичного звена должны знать и понимать Закон о лицах с ограниченными возможностями (IDEA) и другие федеральные правила. Законы о раннем вмешательстве дают право на получение услуг с рождения, через услуги раннего вмешательства на дому, индивидуальный план обслуживания семьи (IFSP) от рождения до 3 лет и индивидуальные планы обучения (IEP) в возрасте от 3 до 21 года. Цель состоит в том, чтобы свести к минимуму или предотвратить инвалидность, адаптируя детей с ограниченными интеллектуальными возможностями или изменяя учебную программу в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Этот план должен быть основан на межпрофессиональной оценке, чтобы понять потребности ребенка.

Таким образом, медицинские дома должны установить партнерские отношения с социальными работниками и психологами/психиатрами для тщательной оценки, юристами для изучения юридической поддержки и защиты услуг, терапевтами, поставщиками услуг раннего вмешательства и школами для планирования индивидуальных целей и мониторинга прогресса.

Каталожные номера

1.

Newcombe NS. Когнитивное развитие: изменение взглядов на когнитивные изменения. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2013 Сентябрь;4(5):479-491. [В паблике: 26304241]

2.

Wilks T, Gerber RJ, Erdie-Lalena C. Вехи развития: когнитивное развитие. Pediatr Rev. 2010 Sep; 31 (9): 364-7. [PubMed: 20810700]

3.

Совет по делам детей-инвалидов; Секция поведенческой педиатрии развития; Руководящий комитет «Яркое будущее»; Консультативный комитет проекта «Инициативы медицинского дома для детей с особыми потребностями». Выявление младенцев и детей раннего возраста с нарушениями развития в условиях лечебного дома: алгоритм наблюдения и скрининга развития. Педиатрия. 2006 г., июль; 118 (1): 405-20. [В паблике: 16818591]

4.

Олдерман Х., Берман Дж. Р., Глевве П., Фернальд Л., Уокер С. Доказательства влияния вмешательств на рост и развитие в раннем и среднем детстве. В: Банди Д.А.П., Сильва Нд, Хортон С., Джеймисон Д.Т., Паттон Г.К., редакторы. Здоровье и развитие детей и подростков. 3-е изд. Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк; Вашингтон (округ Колумбия): 20 ноября 2017 г. [PubMed: 30212122]

Стадии развития — Piaget — Мой учебный шкаф

В начале 1900-х годов швейцарский психолог по имени Жан Пиаже создал теории когнитивного развития на основе своих наблюдений за детьми.

Теории Пиаже были новаторскими для мира образования в то время. По сей день теории Пиаже продолжают влиять на разработку и реализацию учебных программ.

Пиаже представил теорию о том, что дети учатся и развиваются, экспериментируя и взаимодействуя с окружающим миром. Его теории когнитивного развития подкрепляют идею о том, что дети учиться через игру .

В этом блоге мы подробно рассмотрим Жана Пиаже и его теорию когнитивного развития детей.

Если вы хотите прочитать о том, как теории когнитивного развития Пиаже повлияли на нашу современную игровую педагогику , и узнать, как вы можете применить теорию Пиаже в своем классе, вам также будет интересно прочитать эту запись в блоге: Piaget and Play Based Обучение.

Кем был Пиаже?

Жан Пиаже (1896–1980) был психологическим конструктивистом . Он считал, что дети принимают активное участие в процессе обучения. Пиаже наблюдал, как дети непрерывно конструируют знания и ментальные модели (схемы) понимания на основе своего опыта.

Теоретики конструктивизма, такие как Пиаже, говорят, что когда дети взаимодействуют с окружающим миром

  • , они размышляют о своем предыдущем опыте

  • они постоянно конструируют и добавляют новые знания

  • они опираются на существующие знания

  • и адаптируют свои прежние идеи к новой информации.

Теории Пиаже об обучении предполагают, что преподаватели должны сосредоточиться на создании увлекательной учебной среды, которая дает детям возможность экспериментировать и взаимодействовать с окружающим миром. Педагоги должны обеспечить интерактивные, практический опыт обучения , где дети могут создавать новые знания и ментальные модели понимания. При рассмотрении конструктивистской теории Пиаже обучение через игру становится важным для детей, чтобы они достигли своих когнитивных вех развития.

Четыре стадии когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже предлагает 4 стадии развития.

  1. сенсомоторная стадия: рождение до 2 лет

  2. Предоперационная стадия: в возрасте от 2 до 7

  3. Бетонные операционные стадии: возраст от 7 до 11 0005

  4. Формальные операционные стадии: возраст 12 и старше

  5. 9005

    9. эти этапы происходят в указанном порядке, и дети не пропускают этапы, а последовательно проходят каждый из них. Он наблюдал видимые изменения у детей по мере прохождения ими каждой стадии. Ступени Пиаже подобны лестнице. Каждый этап основывается на этапе перед ним.

    Сенсомоторная стадия по Пиаже: от рождения до 2 лет

    Название первой стадии дает представление о том, как дети учатся в первые два года жизни. С самого рождения младенцы используют свои органов чувств , чтобы познавать окружающий их мир. Исследовательская игра с помощью органов чувств — это основной тип игры, который вы увидите на этом этапе.

    Когнитивное развитие, происходящее на этой первой стадии развития, поразительно. Младенцы развиваются физически, когда учатся ползать и ходить. Они также узнают много нового о языке. Поскольку на этом этапе так много вех, Пиаже разбил его на несколько подэтапов.

    Пиаже наблюдал, как дети в возрасте примерно 6 месяцев начинали концептуально организовывать свои знания. Сначала дети могут не понимать конкретную игрушку, но когда они смотрят, осязают и трогают ее, они начинают формировать представление об игрушке в своем уме.

    Маленькие дети на этом этапе также начинают вспоминать свой опыт с определенными игрушками. Пиаже назвал это понимание постоянством объекта . Осознание того, что игрушка все еще существует, даже если ее нельзя увидеть, является важной вехой на сенсомоторной стадии.

    Постоянство объекта показывает различия в мыслительных процессах младенцев и малышей. Когда малыши развивают постоянство объектов и узнают, что объекты являются отдельными и отличными друг от друга, они начинают привязывать к объектам имена и слова.

    Предоперационный этап Пиаже: возраст от 2 до 7 лет

    Пиаже заметил, что на этом этапе дети продолжают строить свои представления о том, как изображается объект. Они начинают мыслить символически и могут использовать символические слова и изображения для представления объектов. Развитие языка началось на сенсомоторной стадии, но рост языка является одной из основных вех дооперациональной стадии развития.

    Дети на этом этапе эгоцентричны . Им очень трудно понять или увидеть вещи с точки зрения других. Хотя их язык и мышление развиваются, они все еще думают о вещах в очень конкретных терминах .

    То, как дети на дооперациональном этапе представляют объекты, не имеет за собой взрослой логики. Пиаже заметил, что дети на этом этапе используют образную игру для представления объектов. Они продолжали опираться на свои концептуальные знания, притворяясь и драматическая пьеса .

    Вы когда-нибудь задумывались, почему драматические игры так популярны в дошкольных учреждениях? Согласно Пиаже, дети в возрасте от двух до семи лет (от дошкольного до второго класса) получат пользу от возможности участвовать в драматических играх и творческом обучении. Он предполагает, что через драматическую игру дети на этом этапе начнут демонстрировать метапознание. Метапознание (двойственное мышление) развивается, когда дети одновременно думают и размышляют о своем реалистичном и творческом опыте.

    Этап конкретной операции по Пиаже: от 7 до 11 лет

    На стадии конкретной операции по Пиаже дети начинают более логично представлять объекты и идеи. По этой причине дети в стадии конкретной операции чаще добиваются большего успеха при традиционных методах обучения.

    У детей на этом этапе развиваются логические мысли об объекте, но только в том случае, если они могут манипулировать им. Практические игры с правилами являются чрезвычайно эффективными средствами обучения для детей на этом этапе развития. Логический тип мышления, заметный на этой стадии познавательного развития, — это мышление, необходимое для систематического решения задачи.

    Пиаже заметил, что дети могут использовать конкретных объектов для эффективной разработки систематических правил или идей, но они еще не способны мыслить абстрактно. На этом этапе, например, дети понимают математическое правило сохранения : если ничего не прибавлять и не убавлять, то количество остается прежним.

    Первый навык, который отличает конкретное операционное мышление от дооперационального мышления, это обратимость . Обратимость — это возможность управлять порядком процесса. Ребенок на дооперациональной стадии может описать переживание, но только ребенок на конкретно-операциональной стадии может пересказать переживание в хронологическом порядке или не по порядку. Дети на стадии конкретной операции также могут следовать многоступенчатым инструкциям, в то время как детям на стадии до операции потребуются для этого подсказки или напоминания.

    Следующий навык, отличающий конкретное операционное мышление от дооперационального, это децентрирование . Децентрация означает, что дети могут сделать шаг назад и проанализировать ситуацию более чем одним способом. Дети на стадии конкретной операции могут увидеть проблему с другой точки зрения.

    Этот навык начинается на дооперационном этапе, когда дети принимают участие в драматической игре. Однако Пиаже заметил, что дети на стадии конкретной операции делали более преднамеренный и просчитанный выбор, показывая, что они осознают свою децентрацию.

    Пиаже заметил, что дети на этом этапе менее эгоцентричны. Дети начали понимать, что их мысли и идеи уникальны и что другие не всегда имеют такие же мысли, чувства и мнения.

    Формально-операциональная стадия Пиаже: от 12 лет и старше

    На этой стадии теории когнитивного развития Пиаже дети способны к более абстрактному мышлению. Поскольку дети на этой стадии формального операционального мышления могут думать о своем мире в абстрактных терминах. Абстрактные концепции, такие как будущее, справедливость и ценности, интересны и понятны.

    Дети размышляют внутренне и могут мыслить гипотетически, когда они находятся на стадии формальной деятельности. Пиаже наблюдал гипотетических рассуждений детей на этой стадии. Он заметил, что они могут найти ряд потенциальных решений проблемы, а также могут решать проблемы системно. Теперь дети были способны мыслить научно, чтобы решать проблемы.

    Пиаже наблюдал, как дети на стадии формального функционирования также меньше нуждались в руководстве со стороны взрослых и были более способны мыслить независимо. На этом этапе дети продемонстрировали способность систематически планировать будущее и обдумывать гипотетические ситуации.

    Термины, используемые в теориях Пиаже

    Пиаже использовал несколько терминов, чтобы помочь ему описать свои теории когнитивного развития и изменения в развитии, которые он наблюдал.

    Схема

    Компания Piaget использовала термин схема для обозначения знаний, которые мы создаем по мере того, как мы учимся и растем. Наша схема хранит как блоки знаний, так и процессы, которые мы использовали для создания этих знаний.

    Схема подобна файлу памяти, который мы храним в нашем мозгу. Каждый из наших файлов информирует нас и помогает правильно реагировать на новый опыт, объекты или информацию. По мере появления нового опыта мы используем дополнительную информацию для модификации наших ранее существовавших схем.

    Ассимиляция

    Ассимиляция происходит, когда мы используем наши существующие схемы, чтобы сообщить нам о соответствующих реакциях на новый опыт, объекты или информацию.

    Приспособление

    Приспособление происходит всякий раз, когда мы изменяем или модифицируем наши существующие схемы, потому что существующая схема не работает для нас эффективно. Иногда мы создаем новые схемы, когда приспосабливаем, изменяем или модифицируем наши старые схемы.

    Схемы (или схемы) — распространенное понятие в когнитивной психологии и психологии развития. Это видео знакомит с концепцией, показывая, что такое схема, что она делает и как она формируется.

    Уравновешивание

    Пиаже считал, что дети способны находить баланс между ассимиляцией и аккомодацией. Он назвал эту уравновешивающую способность уравновешиванием .

    По мере того, как дети проходят этапы когнитивного развития, они должны найти баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляция) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодация). Уравновешивание помогает.

    Уравновешивание объясняет, как дети могут переходить от одного этапа мышления к другому. Он описывает силу, которая поддерживает продвижение когнитивного развития. Пиаже считал, что когнитивное развитие происходит очень быстро, если детям дается соответствующий обучающий опыт.

    Учителя дошкольного образования могут помочь сформировать схемы детей, предоставив им соответствующий возрасту практический опыт обучения. Подход, основанный на исследовательской игре, предоставит детям необходимый практический опыт, необходимый для развития их схем и продвижения через когнитивные этапы развития.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts