Психофизика это в психологии: ПСИХОФИЗИКА • Большая российская энциклопедия

ПСИХОФИЗИКА • Большая российская энциклопедия

ПСИХОФИ́ЗИКА, от­расль экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щая свя­зи ме­ж­ду ве­ли­чи­ной ощу­ще­ния (пе­ре­жи­ва­ние, воз­ни­каю­щее в оп­ре­де­лён­ной сен­сор­ной мо­даль­но­сти) и со­от­вет­ст­вую­щей ему ин­тен­сив­но­стью раз­дра­жи­те­ля, или сти­му­ла (к.-л. фи­зич. воз­дей­ст­вие). В бо­лее ши­ро­ком кон­тек­сте П. мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как нау­ка об из­ме­ре­нии от­ве­тов ор­га­низ­ма на воз­дей­ст­вия внеш­ней сре­ды.

Ос­но­ва­на Г. Т. Фех­не­ром («Эле­мен­ты пси­хо­фи­зи­ки», 1860), сфор­му­ли­ро­вав­шим глав­ный пси­хо­фи­зич. за­кон, вы­ра­жае­мый ло­га­риф­мич. фор­му­лой: $R=k \log (I/I_0)$, где $R$ – ве­ли­чи­на ощу­ще­ния, $I$ – ин­тен­сив­ность вы­звав­ше­го его раз­дра­жи­те­ля, $I_0$ – ве­ли­чи­на аб­со­лют­но­го по­ро­га ощу­ще­ния раз­дра­жи­те­ля дан­но­го ти­па (дан­ной мо­даль­но­сти), $k$ – кон­стан­та. За­кон, вы­ве­ден­ный Фех­не­ром, ос­но­вы­вал­ся на пси­хо­фи­зич. за­ко­но­мер­но­сти, ус­та­нов­лен­ной его учи­те­лем Э.  Г. Ве­бе­ром, а до это­го франц. фи­зи­ком П. Бу­ге­ром (за­кон Бу­ге­ра – Ве­бе­ра): при оп­ре­де­ле­нии по­ро­га раз­ли­че­ния двух сти­му­лов ($S$ и $S_1$) от­но­ше­ние ед­ва раз­ли­чае­мой че­ло­ве­ком сти­муль­ной раз­ни­цы ($ΔS$) к ве­ли­чи­не од­но­го из сти­му­лов ($S$) есть ве­ли­чи­на по­сто­ян­ная: $ΔS/S=k$. Для из­ме­ре­ния по­ро­гов сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти Фех­нер раз­ра­бо­тал три ме­то­да – ме­тод ми­ним. из­ме­не­ний, ме­тод ср. ошиб­ки и ме­тод по­сто­ян­ных раз­дра­жи­те­лей.

В со­вре­мен­ной П. вы­де­ля­ют два осн. на­прав­ле­ния: 1) изу­че­ние сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти в свя­зи с оцен­кой пре­дель­ных спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка (и жи­вот­ных) об­на­ру­жи­вать сла­бые раз­дра­жи­те­ли или раз­ли­чать не­зна­чи­тель­ные сти­муль­ные раз­ли­чия; 2) шка­ли­ро­ва­ние, или по­строе­ние пси­хо­фи­зич. функ­ций, ко­ли­че­ст­вен­но свя­зы­ваю­щих ин­тен­сив­ность фи­зич. воз­дей­ст­вия с ве­ли­чи­ной со­от­вет­ст­вую­ще­го ему ощу­ще­ния.

В рам­ках пер­во­го на­прав­ле­ния в 1950–1970-х гг. бы­ли соз­да­ны но­вые ме­то­ды из­ме­ре­ния сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти (напр., ме­тод «да–нет», ме­тод двух­аль­тер­на­тив­но­го вы­ну­ж­ден­но­го вы­бо­ра, ме­тод оцен­ки уве­рен­но­сти). С их по­мо­щью, в от­ли­чие от клас­си­че­ских трёх ме­то­дов Г. Т. Фех­не­ра, оце­ни­ва­ет­ся не толь­ко эф­фект фи­зич. воз­дей­ст­вия раз­дра­жи­те­ля, но и соб­ст­вен­ная ак­тив­ность на­блю­да­те­ля, изу­ча­ют­ся эф­фек­ты воз­дей­ст­вия на на­блю­да­те­ля как сен­сор­ных (энер­гии фи­зич. сти­му­лов), так и не­сен­сор­ных (субъ­ек­тив­ные ожи­да­ния, пред­поч­те­ния, влия­ние штра­фов или на­град) фак­то­ров.

В рам­ках вто­ро­го на­прав­ле­ния амер. пси­хо­лог С. Сти­венс (1906–73) вы­де­лил 4 ти­па уров­ней из­ме­ре­ния – шка́лы на­име­но­ва­ний, по­ряд­ка, ин­тер­ва­лов и от­но­ше­ний. Пер­вые две шка­лы не­мет­ри­че­ские (на них не ус­та­нав­ли­ва­ют­ся коли­че­ст­вен­ные от­но­ше­ния), две по­след­них – мет­ри­че­ские. Пред­ста­ви­те­ли шко­лы Сти­вен­са вы­строи­ли пси­хо­фи­зич. n$, где $n$ – по­ка­за­тель сте­пе­ни, соо­твет­ст­вую­щий сти­му­лам оп­ре­де­лён­ной мо­даль­но­сти. Сти­венс раз­ра­бо­тал т. н. ме­то­ды пря­мой оцен­ки, пред­по­ла­гаю­щие спо­соб­ность че­ло­ве­ка вы­но­сить ко­ли­че­ст­вен­ные су­ж­де­ния о ве­ли­чи­не сво­их ощу­ще­ний.

В от­ли­чие от это­го пря­мо­го под­хо­да к шка­ли­ро­ва­нию, амер. учё­ный Л. Тер­сто­ун, ис­поль­зуя ме­тод пар­ных срав­не­ний, раз­ра­бо­тал про­це­ду­ру кос­вен­но­го шка­ли­ро­ва­ния, по­зво­ляю­щую стро­ить мет­рич. шка­лу ин­тер­ва­лов. Этот под­ход по­зво­лил совр. пси­хо­ло­гам на ос­но­ве час­то­ты срав­нит. су­ж­де­ний че­ло­ве­ка о сход­ст­ве/раз­ли­чии оце­ни­вае­мых объ­ек­тов стро­ить са­мые раз­ные шка­лы (по­пу­ляр­но­сти по­ли­ти­ков пе­ред вы­бо­ра­ми, пред­поч­те­ний то­ва­ров, сте­пе­ни воз­дей­ст­вия на зри­те­ля про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва и т. п.).

Ор­га­ни­зо­ван­ное в 1985 Ме­ж­ду­нар. пси­хо­фи­зич. об-во (International Society for Psychophysics) ка­ж­дый год про­во­дит ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­цию Fechner’s Day. Важ­ней­шее пе­рио­дич. из­да­ние – «Attention, Perception and Psycho­phy­sics» (США).

Психофизика. Что такое «Психофизика»? Понятие и определение термина «Психофизика» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Психофизика раздел общей психологии, предметом изучения которого является изучение взаимодействия между физическими процессами и субъективными ощущениями.

Основы психофизики были заложены в XIX веке немецким психологом Густавом Теодором Фехнером, который рассматривал психофизику как науку, изучающую функциональное соотношение между сознанием и телесным миром. На современном этапе психофизика изучается в рамках нейробиологии, полимодальной биофизики и синергологии. Особенное развитие получили исследования в области сенсорных процессов, где выделяются два уровня вопросов – изучение порога восприятия и построение сенсорных шкал, которые определяют психофизические функции.

Данные, полученные в рамках этих исследований, широко применяются в психодиагностике, психосемантике, в психологии эмоций – это дает наглядное представление о смежности психофизики и других дисциплин и расширении определения, данного Фехнером. Для оценки эффективности воздействующих факторов в настоящее время принято использовать не только сознательные ощущения, но и различные ответные реакции организма. Кроме того, раздражителями считаются любые стимулы (не только поддающиеся количественному измерению – как это было ранее), которые наблюдатель может идентифицировать по какому-либо признаку.

В связи с этим можно говорить о том, что первоначальное определение Фехнера со временем было расширено до понимания психофизики как науки об ответных реакциях организма на стимулы внешней среды, что послужило основой для разделения психофизики на традиционную и современную.

< Психотроника

Психофизиология >

Популярные термины

    Психофизика

    Тал Бен-Шахар: «Я ошибался насчет формулы счастья»

    В свои 50 лет Бен-Шахар – один из самых видных и влиятельных ученых в области позитивной психологии, основатель исследовательского Института благополучия (Wholebeing Institute) и, возможно, тот самый человек, который знает, как построить свою жизнь, чтобы она получилась счастливой.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Пора ли беспокоиться? Чек-лист для оценки эмоционального состояния
    • Срыв дедлайнов и депрессия: к чему приводит перфекционизм
    • «Я воспитываю дочь и работаю, забывая о себе. Где взять сил?»
    • Гений — это вы: инструкция для тех, кто ищет новое призвание
    • Психологические защиты: почему мы в них нуждаемся
    • «Устала от качелей в отношениях, а расстаться не готова»
    • «Влюбилась в женатого начальника. Как сдерживать чувства на работе?»
    • Как предотвратить измены: совет ученых — укрепите ваши отношения

    Сегодня читают

    • Как понять, что вас выживают с работы: 5 признаков
    • Как узнать, что партнер вас использует: 6 тревожных признаков — чек-лист психолога
    • «После 10 лет брака муж-иностранец подал на развод и оставил меня без жилья»
    • Как предотвратить измены: совет ученых — укрепите ваши отношения
    • «Никогда не складывались отношения с мужчинами. Возможно, я не той ориентации?»
    • Изменение сознания: что такое ментальная революция и почему она так важна для нашего общества

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    психофизика | Britannica

    Ключевые люди:
    Густав Фехнер Джой Пол Гилфорд
    Похожие темы:
    сенсорный прием человека физика чувства психопатология

    Просмотреть весь связанный контент →

    психофизика , изучение количественных отношений между психологическими событиями и физическими событиями или, точнее, между ощущениями и стимулами, которые их вызывают.

    Физическая наука позволяет, по крайней мере, для некоторых органов чувств, точно измерить по физической шкале величину стимула. Определяя величину стимула, которая как раз достаточна для того, чтобы вызвать ощущение (или реакцию), можно указать минимальный воспринимаемый стимул или абсолютный порог стимула (stimulus Limen) для различных органов чувств.

    Центральное исследование психофизики относится к поиску закономерного количественного отношения между раздражителем и ощущением для диапазона раздражителей между этими пределами.

    Психофизика была создана немецким ученым и философом Густавом Теодором Фехнером. Он придумал это слово, разработал основные методы, провел сложные психофизические эксперименты и положил начало линии исследований, которая до сих пор существует в экспериментальной психологии. Классическую книгу Фехнера « Elemente der Psychophysik » (1860 г.) можно рассматривать как начало не только психофизики, но и экспериментальной психологии.

    Получив образование в области физики, Фехнер в более позднем возрасте заинтересовался метафизикой и искал способ связать духовное с физическим миром. Он наткнулся на понятие измерения ощущения по отношению к его раздражителю. Немецкий физиолог Эрнст Генрих Вебер обнаружил, что величина изменения величины данного раздражителя, необходимая для получения едва заметного изменения ощущения, всегда имеет приблизительно постоянное отношение к общей величине раздражителя.

    Этот факт, собственно говоря, и есть закон Вебера: если два веса различаются на едва заметную величину при разделении на заданное приращение, то при увеличении весов приращение должно пропорционально увеличиваться, чтобы разница оставалась заметной. Фехнер применил закон Вебера к измерению ощущений по отношению к раздражителю. Полученную формулу Фехнер назвал законом Вебера (часто называют законом Фехнера-Вебера). Он выражает простое соотношение, согласно которому величина раздражителя должна возрастать в геометрической прогрессии, если величина ощущения должна возрастать в арифметической форме. Для физиологов и многих философов это позволило измерить ощущение по отношению к измеренному раздражителю и тем самым создало возможность научной количественной психологии.

    Совсем недавно психофизики предложили оценивать психические величины с помощью экспериментов по прямому масштабированию, а не путем получения шкалы ощущений, основанной на суждениях о различении. Психофизические методы используются сегодня в исследованиях ощущений и в практических областях, таких как сравнение и оценка продуктов (например, табака, духов и спиртных напитков), а также в психологическом и кадровом тестировании.

    Психофизика | Психология Вики | Фэндом

    в: Разделы психологии, Восприятие, Психофизика

    Посмотреть источник

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Биологический:

    Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)


    Психофизика — раздел психологии, изучающий взаимосвязь между физическими раздражителями и их восприятием.

    Густав Теодор Фехнер основал психофизику в 1860 году, когда он опубликовал Elemente der Psychophysik . Он описал исследования, связывающие физические стимулы с тем, как они воспринимаются, и изложил философские основы этой области. Фехнер хотел разработать теорию, которая могла бы связать разум с материей, описать отношения между миром и тем, как он воспринимается (Снодграсс, 19).75). Работы Фехнера легли в основу психологии как науки. Вильгельм Вундт опирался на работу Фехнера, когда он основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпцигском университете.

    Психофизики обычно изучают стимулы, которые можно объективно измерить, например интенсивность света или звука. Были изучены все чувства, включая зрение, слух, осязание (включая кожное и кишечное восприятие), вкус, обоняние и чувство времени.

    Психофизика чаще всего используется для создания шкал человеческого восприятия различных аспектов физических раздражителей. Возьмем для примера физический раздражитель частоты звука. Частота звука измеряется в герцах, циклов в секунду. Но человеческий опыт звуковых частот не совпадает с частотами. Во-первых, есть частота, ниже которой звуки не слышны, какими бы интенсивными они ни были (около 20 Гц, в зависимости от человека), и есть частота, выше которой звуки не слышны, какими бы интенсивными они ни были. (около 20 000 Гц, опять же в зависимости от человека). Во-вторых, удвоение частоты звука (например, со 100 Гц до 200 Гц) не приводит к удвоению опыта. Перцептивный опыт частоты звука называется

    шаг , и измеряется психофизиками в мелах.

    Более аналитические подходы позволяют использовать психофизические методы для изучения нейрофизиологических свойств и механизмов сенсорной обработки. Это имеет особое значение в исследованиях человека, где другие (более инвазивные) методы не используются по этическим соображениям.

    Области исследования включают сенсорные пороги, методы измерения чувствительности и теорию обнаружения сигналов.

    Содержание

    • 1 Эксперимент
      • 1.1 Пороги
      • 1.2 Методы экспериментов
        • 1.2.1 Метод пределов
        • 1.2.2 Метод постоянных раздражителей
        • 1.2.3 Способ регулировки
      • 1.3 Дискриминация
    • 2 Психофизические эксперименты с животными
    • 3 См.
      также
    • 4 Ссылки и библиография
    • 5 Ключевые тексты
      • 5.1 Книги
      • 5.2 Документы
    • 6 Дополнительный материал
      • 6.1 Книги
      • 6.2 Документы
    • 7 Внешние ссылки
    • 8 Артикул

    Экспериментирование

    В психофизике эксперименты направлены на то, чтобы определить, может ли субъект обнаружить стимул, идентифицировать его, отличить его от другого стимула и описать величину или природу этого различия (Snodgrass, 1975).

    Пороги

    Порог (или предел) — это точка интенсивности, при которой участник может просто обнаружить присутствие стимула. Стимулы с интенсивностью ниже порога не обнаруживаются. Однако субъект не обнаруживает каждый раз один и тот же стимул; таким образом, пороговые значения рассматриваются как среднее значение испытаний, а не как абсолютный предел (Snodgrass, 19).75). Из-за этого в экспериментах доля попыток при данном стимуле, о которых испытуемый сообщает об обнаружении стимула, известна как p .

    Существует два вида порогов: абсолютные и дифференциальные. Абсолютный порог — это уровень какого-либо свойства стимула, при котором испытуемый способен обнаружить присутствие стимула в течение некоторого времени ( p ; часто используется 50%). Примером абсолютного порога является неспособность почувствовать прикосновение одного волоса к тыльной стороне ладони, хотя прикосновение к одному и тому же месту несколькими волосками может быть обнаружено, т. е. может превысить порог.

    Порог различия — это величина различия между двумя стимулами разной интенсивности, которую субъект способен обнаружить в некоторой части времени (опять же, часто используется 50%). Для проверки этого порога используется несколько разностных методов. Субъекта могут попросить отрегулировать один стимул до тех пор, пока он не будет восприниматься таким же, как другой, его можно попросить описать величину разницы между двумя стимулами или можно попросить обнаружить стимул на фоне.

    Абсолютный и разностный пороги иногда считаются одинаковыми, потому что всегда присутствует фоновый шум, мешающий нашей способности обнаруживать стимулы (Snodgrass, 1975), однако изучение разностных порогов все еще происходит, например, в задачах распознавания высоты звука.

    Методы экспериментирования

    В психофизических экспериментах традиционно использовались три метода проверки восприятия испытуемыми в экспериментах по обнаружению стимулов и обнаружению различий: метод пределов, метод постоянных стимулов и метод приспособления (Снодграсс, 1975).

    Метод пределов

    Вильгельм Вундт изобрел метод пределов. Испытуемый сообщает, обнаруживает ли он или она стимул. В методе возрастания пределов некоторое свойство стимула начинается с такого низкого уровня, что стимул не может быть обнаружен, затем этот уровень постепенно увеличивается до тех пор, пока участник не сообщит, что он осознает это. Например, если в эксперименте проверяется минимальная амплитуда звука, которую можно обнаружить, звук начинается слишком тихо, чтобы его можно было воспринять, и постепенно становится громче. В метод убывания пределов , это наоборот. В каждом случае порогом считается уровень свойства стимула, при котором стимулы только что обнаруживаются.

    В экспериментах восходящий и нисходящий методы используются попеременно, а пороги усредняются. Возможным недостатком этих методов является то, что испытуемый может привыкнуть сообщать о том, что он воспринимает стимул, и может продолжать сообщать таким же образом даже за порогом (ошибка привыкания). И наоборот, субъект может также предвидеть, что стимул вот-вот станет обнаруживаемым или необнаружимым, и может сделать преждевременное суждение (ошибка ожидания).

    Чтобы избежать этих потенциальных ловушек, Георг фон Бекеши в 1960 году в своем исследовании слухового восприятия ввел метод лестницы. В этом методе звук начинается слышимым и становится тише после каждого ответа субъекта, пока субъект не сообщает, что слышит его. В этот момент звук становится громче с каждым шагом, пока субъект не сообщит, что слышит его, после чего он снова постепенно становится тише. Таким образом, экспериментатор может «обнулить» порог.

    Метод постоянных стимулов

    Вместо представления в порядке возрастания или убывания, в методе постоянных стимулов уровни определенного свойства стимула не связаны от одного испытания к другому, а представлены случайным образом. Это не позволяет субъекту предсказать уровень следующего стимула и, следовательно, уменьшает ошибки привыкания и ожидания. Испытуемый снова сообщает, способен ли он обнаружить стимул.

    Метод корректировки

    Также называемый методом средней ошибки, метод корректировки просит субъекта контролировать уровень стимула, инструктирует его изменять его до тех пор, пока он не станет едва заметным на фоне фонового шума, или такой же, как уровень другого стимула.

    Дискриминация

    В экспериментах по различению экспериментатор пытается определить, в какой момент можно обнаружить разницу между двумя стимулами, например двумя весами или двумя звуками. Испытуемому предъявляется один стимул, например, гиря, и его просят сказать, тяжелее или легче другая гиря (в некоторых экспериментах испытуемый также может сказать, что две гири одинаковы). В точка субъективного равенства (PSE), субъект воспринимает два веса как одинаковые. просто заметное различие (JND), или различие (DL), представляет собой различие в стимулах, которое испытуемый замечает в некоторой пропорции p времени (50% обычно используется для p ).

    Методы пределов, постоянных стимулов и корректировки можно использовать для обнаружения различий, попросив испытуемого определить различие между стимулами, а не обнаруживать одиночный стимул.

    Психофизические эксперименты с животными

    За прошедшие годы было проведено множество оригинальных экспериментов по изучению психофизических параметров самых разных видов.

    Основная статья: Психофизика животных

    См. также

    • Эксперименты
    • Анализ идеального наблюдателя
    • Важные публикации по психофизике
    • Лимен
    • Фотометрия (оптика)
    • Психометрия
    • Психометрическая функция
    • Сенсация
    • Степенной закон Стивенса
    • Терстон, Луи
    • Закон Вебера–Фехнера

    Ссылки и библиография

    Ключевые тексты

    Книги

    • Gescheider, G.A. (1997) Психофизика: Основы, 3-е изд. Lawrence Erlbaum Associates, Махва, Нью-Джерси.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts